Роль предметно окружающей среды в развитии ребенка
Светлана
Роль окружающей среды в развитии ребенка
Что оказывается первым фактором развития эстетических чувств ребенка? Конечно, улыбка матери, ее ласка, ее нежный голос, сильные руки отца. Далее — та среда, в которую ребенок попадает, то, что называется эстетикой быта. Это и первая погремушка, радующая малыша красочностью и необычностью звучания и свой угол в квартире, мебель и прочее. Малыш растет. Сложнее становятся его эстетические реакции. Ребенок играет,а его воображение уносит его куда-то далеко. Воображение- это удивительная сила, которая движет детскими играми. Можем ли мы отказаться от воспитания эстетических чувств через игрушки -конечно нет. Игрушка – это предмет, моделирующий какой-либо предмет взрослого мира. Когда с помощью освоенного действия ребенок вызывает взрослого на игру, снова возникает общение как деятельность, предметом которой для ребенка становится взрослый человек. Эмоциональный характер взаимоотношений между взрослым и ребенком особенно важен.
Одним из результативных способов эстетического воспитания ребенка- совместное со взрослыми, родителями переживание художественных ценностей, всего того, что может и должно быть доступным малышу. С чем может сравниться по силе эмоционального воздействия совместное со взрослыми посещение театра? Эстетическое образование, приобщение людей к сокровищнице мировой культуры и искусства — все это лишь необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания — формирования целостной личности, творчески развитой индивидуальности, действующей по законам красоты.
Эстетическое развитие осуществляется не автоматически. “Эстетическое воспитание – неотъемлемая часть всестороннего воспитания. Эстетическое воспитание основывается на опыте, приобретаемом ребёнком, и придает этому опыту новое звучание с позиции прекрасного. Ведь для всестороннего развития ребенка мы должны включить его в многогранную деятельность, без которой процесс воспитания и обучения не окажет глубинного воздействия на психику ребенка. Это значит, что мы призваны не только регулировать впечатления ребенка и его эстетические переживания. Мы должны вместе с ребенком рисовать, петь, играть на музыкальных инструментах и танцевать.
Наши педагогические устремления сталкиваются иногда с ограниченностью нашего собственного эстетического развития. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества».(В. А. Сухомлинский). С первого прихода ребенка в детский сад его должна окружить забота воспитателей. Мы должны изучить возможности каждого ребенка, его индивидуальный психический склад, в соответствии с этим необходимо скорректировать воспитательные воздействия. Весь нравственный климат детского сада является эмоционально- эстетическим фактором развития ребенка. Детский сад вводит ребенка в мир нравственной необходимостью, в мир дома, но и в мир человеческих отношений. Включая ребенка в многогранную деятельность, детский сад должен формировать личность ребенка. Если проанализировать всю деятельность ребенка, то сделаем вывод, что она пронизана эстетическими впечатлениями и чувствами.
Смоделированная пространственно-предметная развивающая среда в ДОУ позволяет воспитанникам проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Источник
Роль среды в развитии ребенка дошкольного возраста
В последние десятилетия проблема среды, условий и характера взаимосвязи человека с ней становится все более актуальной. Среда включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на развитие и функционирование человека. Факторы среды в совокупности с конкретными историческими социокультурными условиями воспитания имеют принципиальное значение для развития индивида.
Наполнение содержанием понятия «среда» как отвечающего соответствующей реальности, разграничение разных ее видов приобретают все большее значение в современном научном мире.
Словарь русского языка С.И. Ожегова определяет среду как окружение и природные условия, в которых протекает деятельность человеческого общества. Сходную трактовку предлагают авторы толкового словаря под редакцией Д.Н. Ушакова: «Среда – социальная, бытовая обстановка, в которой живет человек, окружающие условия, совокупность людей, связанных общностью условий, обстановки».
Педагогика рассматривает среду как одно из важных условий всестороннего развития ребенка. О воспитательных возможностях среды, ее значении в развитии ребенка писали Л.К. Блонский, Л.С. Выготский, П.Ф. Лесгафт, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий, Л.К. Шлегер.
Во второй половине XIX века немецким педагогом Фридрихом Фребелем (1782-1852 г. г.) была создана система воспитания маленьких детей, имевшая большое значение для развития теории и практики дошкольного воспитания во всем мире. По его мнению, в основе всего существующего лежит бог, единое божественное начало, а человек — маленькое существо, носящее в себе частицу божества. Назначение человека — выявить заложенное в нем божественное начало. Воспитание должно способствовать творческому самораскрытию личности и заложенных в ребенке инстинктов и способностей, а не определять их. Основой воспитания ребенка в детском саду Фребель считал игру, через которую выявляется заложенное в ребенке божественное начало, рассматривал игру как одно из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения.
Для развития ребенка в раннем возрасте он предложил шесть «даров». Использование этого пособия помогает развитию у детей строительных навыков и одновременно создает у них представления о форме, величине, пространственных отношениях, числах. Недостатком этих даров является надуманное символическое обоснование, сухость.
Законы воспитания формулировались Фребелем как «самораскрытие Божественного начала в человеке». Иначе говоря — в своем развитии ребенок творчески повторяет исторические этапы развития человеческого сознания. Основная педагогическая система — теория игры. По Фребелю, детская игра -«зеркало жизни и свободное проявление внутреннего мира». Игра — мостик от внутреннего мира к природе.
Он писал: «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода; ведь она есть произвольное изображение внутреннего мира, изображение его по его собственной необходимости и потребности, что выражается уже самим словом. Игра — самое чистое и самое духовное проявление человека на этой ступени, и в то же время она является прообразам и копией всей человеческой жизни, внутренней, сокровенной естественной жизни, как в человеке, так и во всех вещах; поэтому игра порождает радость, свободу, довольство, покой в себе и около себя, мир с миром. Источники всего хорошего лежат в игре и исходят из нее.
Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается так же способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе.
Игра этого времени, как было выше вскользь замечено, не есть пустая забава, она имеет высокий смысл и глубокое значение; заботься о ней, развивай ее, береги и охраняй ее! Спокойному, проницательному взгляду истинного знатока людей в самопроизвольно избранной игре ребенка ясно видится его будущая внутренняя жизнь. Игры детей суть как бы почти всей будущей жизни, потому что в них развивается и проявляется весь человек в своих самых тончайших задатках, в своем внутреннем чувстве».
Фребель также считал игру одним из средств нравственного воспитания, полагая, что в коллективных и индивидуальных играх, подражая взрослым, ребенок утверждается в правилах и нормах нравственного поведения, тренирует свою волю.
Задача воспитателя заключается в том, чтобы дать игре правильное направление и постепенно развивать посредством игры все, что дано ребенку природой. При этом совершенно не требуется какого-либо принуждения -достаточно побудить ребенка сделать то, что он сам бы сделал, если бы понимал себя.
Большой заслугой немецкого педагога явилось введенное им разнообразие видов детской деятельности и занятий: это работа с дарами — строительным материалом, подвижные игры, лепка, плетение из бумаги и т. д.
Теория Марии Монтессорипостроена на идее детского впитывающего сознания. С самого рождения ребенок, как губка, вбирает в себя все, что видит вокруг. Ребенок строит себя сам, а задача взрослых – снабжать его «стройматериалами». В методике Монтессори такими материалами служат уникальные обучающие пособия. Развивающая среда, сконструированная Монтессори, делает ребенка по-настоящему независимым. Основой для развития мышления Монтессори считала способность ощущать и воспринимать внешний мир, а также различать предметы в зависимости от их качеств. Она писала: «… я обратила свое внимание на вопрос среды, которая окружает детей, и в особенности на обстановку в классе. Я, наверное, не скажу ничего нового, если замечу, что важной частью школьного окружения станет большая игровая площадка с уголком, отведенным под огород. Новшество, которое я предлагаю, будет заключаться, пожалуй, в том, чтобы выход на эту открытую игровую площадку осуществлялся непосредственно из классной комнаты и дети могли свободно входить и выходить на протяжении всего дня. Далее об этом будет рассказано подробнее.
Что касается обстановки в классе, главным нововведением стал отказ от парт, скамеек и каких бы то ни было закрепленных на одном месте стульев. Я заказала прямоугольные столы на широких крепких восьмигранных ножках. Столы получились прочные и в то же время очень легкие, настолько легкие, что два четырехлетних ребенка могут свободно их переставить. Они достаточно большие, чтобы вдоль длинной стороны могли усесться два ребенка, а если они потеснятся, то найдется место и третьему. Кроме них, есть и столы поменьше, за которыми может работать только один ребенок».
М. Монтессори выдвинула следующие прогрессивные идеи:
-впервые ввела ежемесячные антропометрические измерения;
-для обеспечения детям условий свободной самостоятельной деятельности произвела реформу в привычном оборудовании здания и комнат детского сада: парты заменены легкой, по росту детей мебелью, внесено гигиеническое и трудовое оборудование;
-определив воспитателю пассивную роль и возложив функцию активности на свой дид. материал, Монтессори вместе с тем требовала вооружения воспитателей методом наблюдения, развития в них интереса к проявлениям детей;
-наряду с основной формой воспитания и обучения детей — самостоятельными занятиями- предлагала применять разработанную форму — индивидуальный урок, построив его на педагогически рациональных принципах (сжатость, простота, объективность);
-создала дидактический материал, направленный на упражнения осязательно-мышечного чувства.
Можно выделить и негативные стороны в теории Монтессори:
-строго разграничивала работу и игры и не использовала игру в процессе обучения;
-детской творческой игре не придавала положительного значения, что делает ее теорию односторонней, а педагогический процесс не удовлетворяющим естественных потребностей маленьких детей;
-исключила из своей теории рассмотрение вопросов развития связной детской речи, приобщения детей к художественному творчеству народа, литературным произведениям;
-считала, что от 3 до 6 лет возраст не приобретения знаний, а период формального упражнения всех сторон психической активности, которые стимулируются сенсорной сферой.
По мнению Л. К. Шлегер, основной задачей, которую должен ставить перед собой любой детский сад, это «создать такую обстановку и внешнюю и внутреннюю, в которой ребенок каждого возраста мог бы спокойно осуществлять свою жизнь, участвовать в устройстве жизни детского сада; мог бы нормально развиваться физически, умственно и морально; где он чувствовал бы себя свободно, легко, радостно и находил бы отклик всем запросам и интересам, соответствующим по возрасту».
Л. К. Шлегер говорила о «необходимости изучения детской жизни, к исключению из нее всего искусственного, к стремлению создать в детском саду атмосферу, в которой дети свободно и радостно живут, а не подготовляются только к жизни дальнейшей. В этом и лежит залог успешности такого жизненного дела, как воспитание маленьких детей».
Е.И. Тихеева посвятила всю свою жизнь дошкольному воспитанию. горячей сторонницей общественного воспитания, и она изучала деятельность и педагогические взгляды М. Монтессори.
Тихеева разработала свою оригинальную систему средств по организации сенсорного воспитания. Большое значение в дошкольном воспитании она отводила разумной дисциплине и четкому режиму дня. Она считала их средствами формирования привычек и воли. Е.И. Тихеева считала, что детский сад плодотворно выполнит свою задачу только в том случае, если он будет работать совместно с семьей. Детский сад должен быть подобием семьи, что между воспитательницей и детьми должны быть непринужденные, доброжелательные, «семейные отношения». По ее мнению, детские игры являются средством всестороннего развития их физических и духовных сил. «На игры в детском саду должно быть обращено огромное и притом продуманное внимание,- писала Тихеева,- игра является основным содержанием жизни ребенка, его работой и развлечением в одно и то же время; она представляет его душе широчайшую возможность предстать во всей многогранности своих черт и особенностей. Играет ли ребенок один или совместно с другими, игры всегда и при всех условиях открывают простор его деятельности, рвущимся наружу творческим силам, воображению, всем запросам его души».
«В детском саду не должно быть места отдельным учебным предметам в том смысле, как это понимается в современной школе. Беседы, рассказы, чтение, рисование, пение, работа всякого рода, игры, гимнастика — словом, все, из чего слагаются занятия в детском саду, должно находиться в строгом соотношении. Все занятия должны переплетаться, оказывать друг другу услуги, взаимно поддерживать в стремлении к одной общей цели — стройному развитию всех способностей ребенка».
Педагог — новатор Е.Н. Водовозова утверждала, что правильно организованное воспитание является наиболее плодотворным фактором .
Развитие детей дошкольного возраста должно быть всесторонним: «Физическое, нравственное и — умственное воспитание всегда должны идти рука об руку и помогать друг другу в достижении возможно полных всесторонних воспитательных результатов»
Она рекомендовала начинать «разумную подготовку» детей к школьному обучению уже в дошкольные годы. Эта подготовка должна заключаться в правильной организации жизни детей, своевременном развитии их. сил и способностей, в пробуждении у них интереса к учению.
В основу своей системы воспитания детей дошкольного возраста Е. Н. Водовозова положила идею народности воспитания. Е.Н. Водовозова придавала важное значение физическому воспитанию детей. Она первая в дошкольной педагогике полно раскрыла проблемы умственного и нравственного воспитания детей начиная с раннего возраста, указала, что нравственное воспитание ребенка так тесно связано с его умственным развитием, что трудно говорить о каждом из них отдельно. Поступки ребенка «большей частью — верное зеркало его умственного кругозора» [2; с. 89]. Лучше всего учить детей поступать нравственно путем наглядных примеров, а не поучений. Водовозова стремилась подойти к решению проблемы нравственного воспитания человека с общественной стороны. Организованная воспитательная среда, известная систематичность и последовательность в развитии ума и воли ребенка, трудовое воспитание, воспитание чувства любви к Родине составляют, по ее мнению, основу нравственного воспитания детей. Воспитателям надо быть гуманными с детьми, говорила она, проявлять внимание к их нуждам, потребностям, их природным побуждениям, признавать за маленькими развивающимися существами право на некоторую самостоятельность и инициативу.
В связи с изменениями в современном обществе, экономическими и социальными реформами, увеличилась ценность образования, возросла потребность его качества. В связи с этим, основная задача педагогических работников в ДОУ теперь состоит в умении моделировать пространственно-предметную развивающую среду, которая бы позволила ребенку проявить творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.
Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
Непременным условием построения развивающей среды в детском саду является опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между детьми и взрослыми. Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями этой модели
Организация предметно-развивающей среды в детском саду несет эффективность воспитательного воздействия, направленного на формирование у детей активного познавательного отношения к окружающему миру предметов, людей, природы. Она должна формироваться с учетом определенных принципов, разработанных в работах ведущих педагогов, в частности – с учетом возраста детей, поскольку каждая возрастная группа обладает своими специфическими психолого-педагогическими характеристиками.
Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста. Например, для возраста 2-3 лет развивающая предметная среда должна строится с учетом таких новообразований данной категории детей, как активное овладение речью и накопление словарного запаса, формирование основных мыслительных процессов, сенсорное развитие, изменения в характере игровой деятельности. Только тогда среда способствует формированию познавательной, речевой, двигательной и творческой активности.
Разработки многих великих педагогов о роли среды актуальны по настоящее время — например, труды М. Монтессори, Е.И. Тихеевой, Е.Н. Водовозовой, Л.К. Шлегери др.
Со временем некоторые идеи, которые сыграли свою роль в прошлом, стали устаревать и не являются актуальными в современном обществе (например, идеи Ф. Фробеля о церковном воспитании). На мой взгляд, много сделала для развития теории воспитательной и образовательной среды в дошкольной педагогикеЕ.И.Тихиева. Она разработала теоретические основы обучения детей дошкольного возраста в детском саду и семье, исследовала пути улучшения подготовки их к школе. Ее труды способствовали определению принципов новой системы сенсорного воспитания в детском саду, плодотворному изучению проблемы игры и являются актуальными и в современном обществе.
Источник