Роль познавательных сказок в процессе умственного развития ребенка
На формирование мыслительных операций ребёнка большое внимание оказывают приобретаемые им математические, экологические, экономические и другие представления. Это необходимо для познания окружающего мира и для успешного обучения в школе.
С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Привлекая сказочные образы можно найти путь к эмоциональной сфере ребёнка. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая логически обосновывает свои действия.
Сказки учат добру и справедливости. Несмотря на свою простоту и незатейливый сюжет, сказки говорят о самом главном: о смысле жизни, борьбе добра и зла, им присуще нравственное начало.
Социально-личностное развитие одно из сложнейших направлений дошкольного образования. Общаясь ребёнок принимает нормы поведения среди сверстников, учиться тому как выходить из трудных ситуаций, познаёт границы дозволенного, учиться решать эмоциональные проблемы, узнаёт мир, узнаёт себя и окружающих. При слушании сказок социального характера дети узнают, что надо находить друзей, потому что одному бывает скучно, грустно (сказка «Как грузовичок друга искал»), надо быть вежливым и надо уметь общаться («Сказка о невоспитанном мышонке»).
Старшие дошкольники могут усваивать экономические представления. Этому способствуют познавательные сказки экономического характера. Дети познавая азы экономики в сказочной форме начинают понимать, что такое реклама, что такое деньги, что такое товар. Содержание сказок разворачивается в виде проблемной ситуации. При их решении у ребёнка развивается самостоятельность, логичность, оригинальность мышления. Можно использовать сказки: «Как муха и её семья чайную открыли» (Е. Терехова), «Как мужик на базаре корову продавал» (В. Колесникова).
В образовательном процессе важно использовать и экологические познавательные сказки. В этих сказках точно отмечены особенности многих животных, описываются национальные праздники и традиции. Данные сказки раскрывают главные понятия и законы экологии. Экологические сказки можно разделить на следующие виды: сказки — «рассказки», сказки- «почемучки», сказки- «катастрофы». В сказках- «рассказках» главные герои вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и другие). Встречаясь с ними дети узнают много нового о живой природе.
Для формирования математических представлений и развития познавательного интереса можно использовать занимательные проблемные ситуации. Это помогает соединить сказка. Можно использовать такие сказки: «Волшебный город» (Л. Пономарёва), «Приключения Единицы» (Н. Дильман), «Золушка» (Н. Малых).
Познавательную сказку можно использовать и в речевом развитии детей. Со старшими дошкольниками в логопедической работе можно использовать такие сказки как «Живые звуки», «Как Буква А всех подружила» (И. Тебенькова), «Как слуга Пётр за зельем ходил» (А. Кожевникова).
Применение сказок положительно влияет на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению.
Прежде чем приступить к рассказыванию нужно самим проработать текст: сделать анализ, выделить тему, подготовить наглядный материал. Перед рассказыванием надо настроить детей на слушание. Для этого можно использовать сюрпризный момент, появление персонажа. Сказки надо рассказывать регулярно. Именно рассказывать, а не читать. При этом эмоционально, выразительно и ярко. Не надо забывать про учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Познавательные сказки надо преподносить последовательно, учитывая усложнение материала. Для активации мыслительной деятельности можно применять разнообразные виды театра, иллюстрации и различные проблемные ситуации.
При рассказывании педагог выступает, как артист, как рассказчик и как режиссёр волшебного спектакля, в котором участвуют дети.
Благодаря познавательным сказочным историям ребёнок на занятиях из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно влияет на усвоение знаний детей, представлений об окружающем мире, а также общем развитии ребёнка.
Источник
Роль познавательных сказок в процессе умственного развития ребёнка
На формирование мыслительных операций ребёнка большое внимание оказывают приобретаемые им математические, экологические, экономические и другие представления. Это необходимо для познания окружающего мира и для успешного обучения в школе.
С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Привлекая сказочные образы можно найти путь к эмоциональной сфере ребёнка. Когда ребёнок слушает увлекательную историю, он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая логически, обосновывает свои действия.
Сказки учат добру и справедливости. Несмотря на свою простоту и незатейливый сюжет, сказки говорят о самом главном: о смысле жизни, борьбе добра и зла, им присуще нравственное начало.
Социально-личностное развитие одно из сложнейших направлений дошкольного образования. Общаясь, ребёнок принимает нормы поведения среди сверстников, учиться тому, как выходить из трудных ситуаций, познаёт границы дозволенного, учится решать эмоциональные проблемы, узнаёт мир, узнаёт себя и окружающих. При слушании сказок социального характера дети узнают, что надо находить друзей, потому что одному бывает скучно, грустно (сказка «Как грузовичок друга искал»), надо быть вежливым и надо уметь общаться («Сказка о невоспитанном мышонке»).
Старшие дошкольники могут усваивать экономические представления. Этому способствуют познавательные сказки экономического характера. Дети, познавая азы экономики в сказочной форме, начинают понимать, что такое реклама, что такое деньги, что такое товар. Содержание сказок разворачивается в виде проблемной ситуации. При их решении у ребёнка развивается самостоятельность, логичность, оригинальность мышления. Можно использовать сказки: «Как муха и её семья чайную открыли» (Е. Терехова), «Как мужик на базаре корову продавал» (В. Колесникова).
В образовательном процессе важно использовать и экологические познавательные сказки. В этих сказках точно отмечены особенности многих животных, описываются национальные праздники и традиции. Данные сказки раскрывают главные понятия и законы экологии. Экологические сказки можно разделить на следующие виды: сказки — «рассказки», сказки- «почемучки», сказки- «катастрофы». В сказках- «рассказках» главные герои вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и другие). Встречаясь с ними, дети узнают много нового о живой природе.
Для формирования математических представлений и развития познавательного интереса можно использовать занимательные проблемные ситуации. Можно использовать такие сказки: «Волшебный город» (Л. Пономарёва), «Приключения Единицы» (Н. Дильман), «Золушка» (Н. Малых).
Познавательную сказку можно использовать и в речевом развитии детей. Со старшими дошкольниками в логопедической работе можно использовать такие сказки как «Живые звуки», «Как Буква А всех подружила» (И. Тебенькова), «Как слуга Пётр за зельем ходил» (А. Кожевникова).
Применение сказок положительно влияет на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению.
Прежде чем приступить к рассказыванию, нужно самим проработать текст: сделать анализ, выделить тему, подготовить наглядный материал. Перед рассказыванием надо настроить детей на слушание. Для этого можно использовать сюрпризный момент, появление персонажа. Сказки надо рассказывать регулярно. Именно рассказывать, а не читать. При этом эмоционально, выразительно и ярко. Не надо забывать про учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Познавательные сказки надо преподносить последовательно, учитывая усложнение материала. Для активации мыслительной деятельности можно применять разнообразные виды театра, иллюстрации и различные проблемные ситуации.
При рассказывании педагог выступает, как артист, как рассказчик и как режиссёр волшебного спектакля, в котором участвуют дети.
Благодаря познавательным сказочным историям ребёнок на занятиях из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно влияет на усвоение знаний детьми, получение представлений об окружающем мире, а также на общее развитие ребёнка.
Источник
Роль познавательных сказок в процессе умственного развития ребёнка»
На формирование мыслительных операций ребёнка большое внимание оказывают приобретаемые им математические, экологические, экономические и другие представления. Это необходимо для познания окружающего мира и для успешного обучения в школе.
С помощью сказки можно в увлекательной форме познакомить ребёнка с окружающим миром, помочь лучше осознать и понять его. С её помощью можно оживить изучаемый материал. Привлекая сказочные образы можно найти путь к эмоциональной сфере ребёнка. Когда ребёнок слушает увлекательную историю он переживает вместе с героями, при этом он решает сложные интеллектуальные задачи, рассуждая логически обосновывает свои действия.
Сказки учат добру и справедливости. Несмотря на свою простоту и незатейливый сюжет, сказки говорят о самом главном: о смысле жизни, борьбе добра и зла, им присуще нравственное начало.
Социально-личностное развитие одно из сложнейших направлений дошкольного образования. Общаясь ребёнок принимает нормы поведения среди сверстников, учиться тому как выходить из трудных ситуаций, познаёт границы дозволенного, учиться решать эмоциональные проблемы, узнаёт мир, узнаёт себя и окружающих. При слушании сказок социального характера дети узнают, что надо находить друзей, потому что одному бывает скучно, грустно (сказка «Как грузовичок друга искал»), надо быть вежливым и надо уметь общаться («Сказка о невоспитанном мышонке»).
Старшие дошкольники могут усваивать экономические представления. Этому способствуют познавательные сказки экономического характера. Дети познавая азы экономики в сказочной форме начинают понимать, что такое реклама, что такое деньги, что такое товар. Содержание сказок разворачивается в виде проблемной ситуации. При их решении у ребёнка развивается самостоятельность, логичность, оригинальность мышления. Можно использовать сказки: «Как муха и её семья чайную открыли» (Е. Терехова), «Как мужик на базаре корову продавал» (В. Колесникова).
В образовательном процессе важно использовать и экологические познавательные сказки. В этих сказках точно отмечены особенности многих животных, описываются национальные праздники и традиции. Данные сказки раскрывают главные понятия и законы экологии. Экологические сказки можно разделить на следующие виды: сказки — «рассказки», сказки- «почемучки», сказки- «катастрофы». В сказках- «рассказках» главные герои вымышленные персонажи (Колобок, Листовичок и другие). Встречаясь с ними дети узнают много нового о живой природе.
Для формирования математических представлений и развития познавательного интереса можно использовать занимательные проблемные ситуации. Это помогает соединить сказка. Можно использовать такие сказки: «Волшебный город» (Л. Пономарёва), «Приключения Единицы» (Н. Дильман), «Золушка» (Н. Малых).
Познавательную сказку можно использовать и в речевом развитии детей. Со старшими дошкольниками в логопедической работе можно использовать такие сказки как «Живые звуки», «Как Буква А всех подружила» (И. Тебенькова), «Как слуга Пётр за зельем ходил» (А. Кожевникова).
Применение сказок положительно влияет на более быстрое и прочное усвоение знаний. У детей повышается познавательная активность, активизируется интерес к обучению.
Прежде чем приступить к рассказыванию нужно самим проработать текст: сделать анализ, выделить тему, подготовить наглядный материал. Перед рассказыванием надо настроить детей на слушание. Для этого можно использовать сюрпризный момент, появление персонажа. Сказки надо рассказывать регулярно. Именно рассказывать, а не читать. При этом эмоционально, выразительно и ярко. Не надо забывать про учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Познавательные сказки надо преподносить последовательно, учитывая усложнение материала. Для активации мыслительной деятельности можно применять разнообразные виды театра, иллюстрации и различные проблемные ситуации.
При рассказывании педагог выступает, как артист, как рассказчик и как режиссёр волшебного спектакля, в котором участвуют дети.
Благодаря познавательным сказочным историям ребёнок на занятиях из пассивного наблюдателя превращается в активного участника. Это положительно влияет на усвоение знаний детей, представлений об окружающем мире, а также общем развитии ребёнка.
Источник
Виктория Панкратова
Роль народной сказки в познавательном развитии дошкольников
Детство — счастливая, безмятежная пора. Сколько открытий готовит каждый миг, каждый день. А в условиях нового времени очень важно вырастить человека, умеющего думать, способного к анализу, самоанализу. Важно научить дошкольника общаться, взаимодействовать с окружающими. Но есть такие явления, понятия, которые очень трудно осознать ребёнку дошкольного возраста. Малыши нуждаются в ярких, интересных событиях для построения качественного обучения. И обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детском саду более интересной, а образовательный процесс- мотивированным. Тут и приходит на помощь сказка, которая помогает обучать ребёнка так, чтобы он об этом даже и не догадывался.
Взрослые иногда недооценивают роль сказки, в формировании личности, в развитии ребенка. В современном обществе русские народные сказки отходят на второй план, они заменяются многочисленными энциклопедиями и обучающей литературой. Это аргументируется тем, что дети должны познавать реальный окружающий мир, а не знакомиться с небылицами. В действительности дошкольный возраст – это возраст сказки.
На самом деле, сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства и оставаться с ним на всю жизнь. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром. Сказка будит любознательность и воображение ребенка, развивает его интеллект, помогает понять самого себя, свои желания и эмоции, а также желания и эмоции других людей. В ней сочетается не только занимательный сюжет с удивительными героями, а также приобщает к русской культуре, к мудрому народному опыту.
Трудно переоценить роль детских сказок в развитии детей. Сказки являются неотъемлемым элементом в воспитании ребенка, развивая фантазию, знакомя малыша с удивительным миром, в котором есть свои правила, законы, свои отношения. Именно в сказке доступным для ребенка языком легче всего объяснить малышу, где добро, а где зло. Ведь дети гораздо легче воспринимают язык сказки, чем взрослые нотации.
Материалом для народных сказок всегда служила жизнь народа, его борьба за счастье, его верования и обычаи. Воплощение в сказках положительных черт народа делало их эффективным средством передачи этих качеств из поколения в поколение.
Именно через сказку, сохраняется преемственность поколений в рамках культуры, потому что сказка – это педагогический опыт и творческий гений народа.
Сказки позволяют ребенку реализовать свои потребности в активности, независимости. Равняясь на героев, которые всегда в действии, стремятся к цели, преодолевая препятствия на своем пути, дети учатся понимать, что успеха можно добиться, лишь приложив усилия, волю, проявив настойчивость и целеустремленность. Герои сказок по сюжету нередко должны узнавать что-то новое, справляться с трудным заданием, что формирует у ребенка познавательную активность и интерес к обучению. Кроме того, поучительный сказочный опыт поневоле откладывается в сознании слушателя. Сказка расширяет и обогащает используемые ребенком способы познания окружающей действительности.
Поэтому, на мой взгляд, следует в воспитании детей находить время «для общения со сказкой». Именно «общение», потому что детские сказки – это волшебный мир, в который ребенок погружается всеми эмоциями и чувствами. Только «пережив» волшебную историю всей душой, ребенок сделает для себя определенные выводы, приобретет жизненный опыт.
Сказка – незаменимый инструмент формирования личности ребенка. То, что ребенок видит и слышит, является первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строиться его фантазия. Поэтому сказки способствуют развитию в ребенке творческого мышления и воображения.
Через сказку происходит:
• интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
• развивается познавательный интерес;
• расширяется представление детей о целостной картине мира посредством введения их в литературную культуру;
• развивается свободное общение с взрослыми и детьми (сказки не только способны расширить словарный запас ребенка, но также помогают научиться правильно строить диалог с собеседником, а также помогают развивать логическую связную речь. Очень важно делать речь малыша красивой, образной, эмоциональной — и в этом также может помочь сказка. Помимо всего прочего, во время прочтения сказки у малыша формируется и закрепляется умение задавать вопросы);
• формируется интерес к книгам и потребность в чтении;
• воспитывается умение слушать.
В моей группе создана соответствующая развивающая среда: книжный уголок с подбором необходимой литературы, подобраны дидактические, настольно- печатные игры, набор карточек «Герои русских народных сказок», различные виды тетра.
Я в группе целенаправленно и планомерно провожу работу по ознакомлению детей со сказкамипосредством разнообразных форм и видов деятельности в образовательном пространстве:
-Чтение сказок с последующей драматизацией.
— Рассматривание иллюстраций.
— Беседы, беседы-обсуждения.
Как же читать (рассказывать) сказку детям? Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. При чтении я слежу не только за своим исполнением, но и за восприятием, за вниманием слушателей. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались. Рассказывая сказку, я вижу лицо ребенка, его жесты, мимику, как они изменяются в процессе слушания. Наблюдая за ребенком, я замечаю, какие моменты его взволновали. По мере развития сюжета сопереживания героям у детей усиливается, появляется эмоциональная оценка событий.
Особый всплеск эмоции вызывает общение персонажа сказки с детьми, когда он ищет у детей поддержки, просит совета. От лица героя, я преобразовываю сложные ситуации педагогические задачи, подвожу к решению проблемы. Дети вместе с героем ищут альтернативные способы действия, спорят с ним или соглашаются, предлагают свои решения.
Следующим этапом работы со сказкой является драматизация. Драматизация является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.
Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.
Участвуя в сказке, дети, как правило, знают, что и кого они изображают, но не всегда знают, как это нужно делать. В результате может возникнуть неудовлетворенность ребенка своими действиями, разочарование, потеря интереса к театрализации и к сказке в целом. В связи с этим возникает необходимость научить детей способом воплощения и передачи сказочного образа, сформировать навыки использования средств выразительности образа на сцене (речевая и интонационная выразительность,пантомима: жест, поза, походка, мимика и др.) Здесь помогают дидактические игры,например: «Посмотри и повтори», «Узнай, чей это жест», «Кто как двигается», «Отгадай мою сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Откуда я?» (описание героев) и другие.
Дидактическая игра «Пропущенный кадр»
Цель: научить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, помочь ребенку запомнить последовательность событий сказки.
Оборудование: серии картин для рассказывания сказок.
Ход: по порядку перед ребенком раскладываются картинки одной из сказок. Одна картинка нарочно убирается. Перед малышом становится задача вспомнить, какой сюжет пропущен. Если он затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую картинку в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать всю сказку.
Использованием драматизации, как приема, я привлекаю к занятиям, прежде всего, менее активных детей, таких, которые медленнее запоминают текст. Участие в представлении настольного театра активизирует даже самых молчаливых детей.
Ребенок почерпнет из сказки намного больше, если будет не просто пассивным слушателем, а непосредственным участником сказочного сюжета. Он может путешествовать по сказочным дорогам, переживать удивительные приключения и превращения, встречаться со сказочными существами. Попадая в сказку, ребенок легко воспринимает «сказочные законы» — нормы и правила поведения, которые иногда с трудом прививаются детям родителями.
Слушая сказку, ребенок проигрывает ее в своем воображении. Он представляет себе место действия и героев сказки. Ему видится целый спектакль. Оживляя «куклу», ребенок чувствует и видит, как каждое его действие немедленно отражается на поведении куклы. Ребенок становится волшебником, заставляет неподвижную куклу двигаться так, как он считает нужным.
Драматизация является одним из элементов сказкотерапии.
Сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность.
Драматизация в сказкотерапии или, как говорят психологи, игровое действие – это вспомогательное условие. Это способ раскрепостить ребенка, помочь процессу общения стать более доверительным.
В своей работе пользуюсь еще таким распространенным приемом, как рассматривание иллюстраций в книге, который усиливает воздействие текста и способствует лучшему его пониманию. Иллюстрации показываю детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.
Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая (заключительная) беседа после чтения.
Во время заключительной беседы я акцентирую внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков.
В работе со сказками не обходится без родителей. Родители принимают активное участие в Днях открытых дверей, подготавливают атрибуты и костюмы к спектаклям и праздникам, участвуют в них. Совместно с родителями пополнили библиотеку группы новыми красочными книгами со сказками, стихами.
В уголке для родителей помещаю советы, пожелания по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях.
Для закрепления знаний в группе провожу литературные досуги.Цель которых является: учить детей узнавать сказки по иллюстрациям, по отрывку, предметам, куклам (т. е. по характерным признакам и действиям героев). Продолжать развивать диалогическую и монологическую речь детей, артикуляцию и дикцию, мимику; развивать артикуляционный аппарат и интонационную выразительность речи. Учить сочетать движения и речь. Развивать интерес к русским народным сказкам и театральной деятельности, творческое воображение, фантазию. Воспитывать доброжелательность, коммуникабельность.
Без сказки у ребенка нет ни мечты, ни волшебной страны, где сбываются все желания. Сказка позволяет ребенку, да и взрослому пофантазировать. Кто есть я? Каким бы я хотел себя видеть? Как я сам вижу себя через волшебное зеркало, позволяющее разглядеть все вокруг не только глазами, но и сердцем? Что бы я сделал, обладай волшебством? Через сказку ребенок может понять законы мира, в котором он родился и живет.
В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Источник