Роль потешек в развитии речи ребенка консультация для родителей
Татьяна Гудкова
Консультация для родителей «Роль потешки в речевом развитии»
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор. Потешки — малый жанр устного народного творчества. Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач: — воспитание звуковой культуры речи.
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
— обогащение словаря
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
— формирование грамматического строя речи
— развитие монологической и диалогической речи
— развитие мелкой моторики. Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Источник
Консультация для родителей
«Роль потешек в развитии речи детей»
Воспитатель: Шашкова Светлана Григорьевна
МАДОУ ЦРР – д/с №14. г. Кропоткин
Потешки — малый жанр устного народного творчества.
Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием. В результате у ребёнка происходит:
- формирование грамматического строя речи;
- развитие монологической и диалогической речи;
- развитие мелкой моторики; обогащение словаря;
- воспитание звуковой культуры речи.
Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Источник
Консультация для родителей
Тема: «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Воспитатель: Лейман Н.Г.
Консультация для родителей Тема: «Роль потешки в речевом развитии младших дошкольников»
Богатейшим материалом, основой для игр, развивающих коммуникативные навыки, развивающих речь во всех её аспектах, является русский народный фольклор. Потешки — малый жанр устного народного творчества . Особую роль в развитии детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Активизирующее воздействие оказывает звуковой речевой поток. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков. В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач: — воспитание звуковой культуры речи. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
— обогащение словаря
Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.
— формирование грамматического строя речи
— развитие монологической и диалогической речи
— развитие мелкой моторики. Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства. Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №13 «Теремок»
города Новочебоксарск Чувашской Республики
Консультация для родителей
«Роль потешек в воспитании детей».
Выполнила:
воспитатель Петрова Валентина Викторовна.
г. Новочебоксарск, 2018
Роль потешек в воспитании детей.
Что такое потешки? Потешка — это песенка-приговорка, краткий стишок, забавный и легко запоминающийся. Владимир Даль в своём словаре слово «потешить» награждает синонимами: угождать, занимать, забавлять, веселить. Почему они называются «потешки»? Потому что они «потешают», забавляют ребенка. В них заложены жизнерадостность и веселье. В них рассказывается о детях («Наша Маша маленька…», «Дедушка Егор…», «Маша варежку надела»), об играх и забавах («Ладушки, ладушки», «Пальчик-мальчик»), о животных и птицах, хорошо знакомых детям («Сорока-белобока», «Киска», «Петушок», «Наши уточки с утра»). Потешки написаны образным языком, который хорошо и быстро запоминается. В них множество ласкательных слов (пальчик, котик, личико, гуленьки), обращений (солнышко-ведрышко; водичка, водичка, умой моё личико; дождик, дождик пуще; уж ты котенька-коток). Иногда потешки имеют форму диалога (Федула-федула, что ты губы надула? Пальчик-мальчик, где ты был?). Некоторые построены в виде обращения к кому-либо или чему-либо («Киска, киска, киска брысь!», «Петушок, петушок»). Некоторые нам сообщают о чём-то или о ком-то («Идет Коза рогатая», «Уж я Танечке пирог испеку»).
Потешки позволяют развлечь ребенка или отвлечь его, если ему не нравится то или иное обязательное действие, например, умывание или еда. Они помогают приучить ребенка к обязательным элементам режима и гигиены в игровой форме. Но главное, что дает потешка — это налаживание контакта между родителями и ребенком с самого рождения.
Когда и как использовать потешки?
- когда укладывают спать;
- когда помогают проснуться с хорошим настроением;
- когда ребенка одевают на прогулку;
- купают;
- если ребенок шалит или капризничает;
- для игры с ним;
- для обучения малыша в игровой форме и пр.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям. Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка), сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
или: Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умыванию, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании:
Водичка – водичка
Умой моё личико…
При причёсывании:
Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса
Расти косонька до пят,
Все волосики в ряд…
Во время приёма пищи:
Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.
Укладывая детей на полуденный сон, подходя к ребенку, поправляя одеяло, гладим по головке:
«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,
Петушок не кричи, Колю, Машу не буди.
Наши детки будут спать, да большие вырастать.
Вот поспят подольше — вырастут побольше».
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают. Очень помогает чтение этой потешки при уборке игрушек:
Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Кто игрушки убирает-тот у нас хороший.
Сашенька хороший, игрушки убирает.
Кто еще хороший, кто еще пригожий?..
Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции. Чтение потешек и песенок нужно проводить в виде теплой беседы, веселой и увлекательной игры. Необходимо сопровождать слова движениями или действиями в соответствии с текстом. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти. Чтение народных потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи. Дети младшего возраста (до 4 лет) не воспринимают быструю речь, поэтому потешки, народные песенки читаются и произносятся неторопливо, отчетливо, чтобы ребенку был ясен смысл каждого слова. Для полного восприятия текста потешки или песенки между взрослым и ребенком должен быть контакт «глаза в глаза». А главное правило: потешки нужно читать наизусть и выразительно.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.
Рассказывайте детям народные потешки, песенки, и вы увидите как ваши дети быстро заговорят, научатся обращаться с предметами ближнего окружения, научатся общаться с окружающими, будут расти жизнерадостными и развитыми людьми.
Источник
Лариса Бердинских
Консультация для родителей «Влияние потешки на процесс формирования словаря раннего возраста»
Консультация для родителей
«Влияние потешки на процесс формирования словаря у детей
раннего возраста»
воспитатель Бердинских Л. А.,
МКДОУ детский сад «Радуга», п. Тазовский ЯНАО
Ваш малыш еще не умеет говорить, смотрит на вас и на окружающий мир удивленными глазками, словно хочет что-то понять, о чем-то спросить. А вам так хочется поскорее рассказать ему о жизни, полной чудес, о значении слов и предметов, о том, как сильно вы его любите и всегда-всегда будете рядом пока он не станет большим и сильным. Как же начать разговаривать со своим крохотным ребенком так, чтобы он понял вас и счастливо улыбнулся в ответ?
С древних времен русскому народу на помощь в этой области приходит фольклор – особая область народного творчества, которая создается коллективно народом и отражает его многовековой опыт и мировоззрение. При этом одним из наиболее доступных источников развития детской речи в раннем возрасте являются малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Потешки — малый жанр устного народного творчества. Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребенка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, ее интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса, обогащение словаря. Фольклорные произведения содержат много красочных и ярких словесных картинок, что позволяет обогащать детский словарный запас. Частое прослушивание их помогают усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Накопление подобных речевых образцов в дальнейшем способствуют переходу к языковым обобщениям. Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. Важную роль в чтении потешки играет ритм. Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует ее темп и формирует правильное произношение. Заучивание стихотворных текстов и потешек с участием рук и пальцев приводит к тому, что ребенок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность малыша.
Регулярное использование потешек в детском саду позволит заложить фундамент психофизического благополучия ребенка, определяющий успешность его общего развития в дошкольный период детства.
Большое значение имеют потешки для воспитания у малышей дружелюбия, доброжелательности, чувства сопереживания. В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром.
Когда и как использовать потешки?
• когда ребенка одевают на прогулку;
• купают;
• помогают проснуться с хорошим настроением;
• если ребенок шалит или капризничает;
• для игры с ним;
• для обучения малыша в игровой форме и пр.
Для лучшего восприятия читать потешки нужно ласково, выразительно, сопровождая слова соответствующей мимикой и движениями. Важно использовать их тогда, когда ребенок не устал и готов к активному восприятию. Кроме названных выше положительных моментов использования потешек в воспитании маленьких деток, они способствуют формированию чувства юмора, ритма, творческих способностей. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов: мышление, воображение, памяти, речевого общения, эмоций.
Народные песенки, колыбельные, потешки, сказки погружают ребёнка в светлый уютный и убаюкивающий мир, который оказывает врачующие влияние на детскую душу. Одна из движущих сил развития ребёнка – сила примера. Книга сознательно и целеустремлённо направляет ход его мыслей, побуждает к подражанию, совершенствует и облагораживает ум и сердце ребёнка, развивает речь.
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, притоптывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это не только забавляет, радует ребёнка, т. е. вызывает эмоциональный отклик, чувство сопричастности к тому, что описывается в произведении, а также у ребёнка появляется желание запомнить текст. Ведь всем известна истина: что интересно, то легче запоминается, дольше сохраняется в памяти.
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок. Поэтому в работе с детьми стараемся наизусть читать колыбельные песенки, потешки, диалоги, сказки, и тактично, с чувством меры, с учётом доступности восприятия, включить их в повседневный разговор с детьми.
Особенно эффективно использование малых фольклорных форм в период адаптации ребёнка к новым для него условиям.
— Во время расставания с родителями переключаем внимание ребёнка на игрушку (кошку, собачку, петушка, сопровождая её движениями, чтением потешки:
Петушок, петушок
Золотой гребешок…
или: Киска, киска, киска брысь
На дорожку не садись…
или: Вот собачка Жучка
Хвостик закорючка…
Вариантом такого приёма могут быть игры ребёнка со своими пальцами. Дети с удовольствием перебирают их, наделяя именами близких людей:
Этот пальчик – дедушка
Этот пальчик – бабушка
Этот пальчик — папочка
Этот пальчик — мамочка
Этот пальчик – я, вот и вся моя семья.
Особенно дети любят, когда во время чтения потешки используется его имя, такие произведения малых фольклорных форм дети очень быстро запоминают:
У сороки боли
У вороны боли
А у Ирочки заживи.
или: Кто у нас хороший?
Кто у нас пригожий?
Сашенька хороший, Сашенька пригожий!
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
При умывании: Водичка – водичка
Умой моё личико…
При причёсывании: Расти, коса, до пояса
Не вырони ни волоса
Расти косонька до пят,
Все волосики в ряд…
Во время приёма пищи: Умница Катенька
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Сладкую, душистую.
Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта:
«Баю, бай, баю, бай, ты собачка не лай,
Петушок не кричи, Колю, Машу не буди.
Наши детки будут спать, да большие вырастать.
Вот поспят подольше — вырастут побольше».
Применяем мы потешки и для подъема детей, после полуденного сна, особенно в дождливую погоду, когда просыпаться особенно трудно. Поочередно поднимая малышей, сопровождаем их пробуждение словами:
«Потягуни-потягушечки от носочков до макушечки!
Мы потянемся-потянемся, маленькими не останемся!».
Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемое показом, более глубоко воздействует на чувства ребёнка, способствует запоминанию текста, развитию речи.
Необходимо, чтобы работа с потешками не ограничивалась только стенами детского сада. Она должна носить систематический характер. Только тогда она приносит и положительные образовательные результаты в развитии словаря ребенка и положительные эмоции.
Потешки играют существенную положительную роль в процессе развития словарного запаса у детей раннего дошкольного возраста. Через освоение их образов происходит речевое знакомство ребенка с окружающим миром, закладывается фундамент непрерывной познавательной деятельности. Через потешки ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. Потешки позволяют результативно развивать фонематический слух детей.
Литература:
1. Немов Р. С. Развитие речи у детей раннего возраста// Психология/ Р. С. Немов. В 3 т. Т. 1. М.: издат. центр «Владос», 2013. 688 с.
2. Финашина Т. А. Развитие речи у детей раннего возраста, воспитывающихся в разных условиях: Автореф. дисс. канд. пед. наук. Калуга, 2000. 24 с.
3. Ишмаева О. Фольклор в развитии речевых способностей ребенка// Учитель. 2012. № 2. С. 23-26.
4. Заворохина Л. Н. Роль устного народного творчества в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста: Методическая разработка [Электронный источник]// Метод. портал «Мой детский сад». URL: https://www.moi-detsad.ru/metod83.html (дата обращения: 03.05.2014)
5. Барская Н., Крюкова С. Элементы фольклора на занятиях в детском саду// Дошкольное воспитание. 1994. № 12. С. 25-28.
6. Титовец В. В. Влияние русского народного фольклора на развитие речи детей раннего возраста [Электронный источник]// Актуальные проблемы образования: теория и практика: Сб. трудов научно-практич. конф-ции. URL https://konf.uiuniver.ru/konferenciya-1/problemy-doshkolnogo-i-nachalnogo/vliyanie-russkogo-narodnogo-folklora-na (дата обращения: 03.05.2014)
7. Усова А. П. Русское народное творчество в детском саду// История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия/ Ред. М. Ф. Шабаева. М.: Просвещение, 1980. С. 398-403.
8. Силантьева Н. В. Влияние малых форм устного народного творчества на развитие активной речи детей-сирот раннего возраста [Электронный источник]// Фестиваль пед. идей «Открытый урок»-2012. URL: https://festival.1september.ru/articles/630982 (дата обращения: 02.05.2014)
9. Аникин В. П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. М.: Наука, 1960. 240 с.
10. Ипатова О. А. Проект «Ладушки, ладушки» (для детей раннего возраста) [Электронный ресурс]// Doshkolnik.Ru. URL: https://doshkolnik.ru/zaniatia-s-detmi/7675-ladushki.html (дата обращения: 12.03.2014).
Источник