Роль портфолио в развитии ребенка

Роль портфолио в развитии ребенка thumbnail

Виктория Кожевникова
Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка (из опыта работы)

Мастер-класс «Портфолио дошкольника как средство развития успешности ребенка»

(слайд 1)

В настоящее время технология портфолио широко применяется в сфере образования, в том числе в практике дошкольного образования, т. к. предъявлены предельно высокие требования к темпу жизни и уровню развития молодого поколения. Но какие именно качества потребуются ребенку в будущем? И что окажется важнее: успешное освоение школьной программы или возможность самореализации в каком-либо творчестве? Какие образовательные методики и технологии следует использовать педагогам в работе? Мы разделяем точку зрения тех дошкольных работников, которые склоняются к необходимости самопознания и самоактуализации личности ребенка через мотивацию на достижение успеха.

(слайд 2)

Значимость данной технологии состоит в следующем. Во — первых, она направлена на взаимодействие всех участников образовательного процесса. Дети, педагоги и родители совместно участвуют в создании единого творческого продукта. Во-вторых, это один из способов повышения качества образовательного процесса, т. к. использование данной технологии способствует достижению положительных результатов деятельности как индивидуума (ребенка).

Благодаря технологии портфолио сегодня, возможно, продемонстрировать успехи воспитанников д/с. Создание портфолио— представления позволит раскрыть индивидуальные достижения, а главное- объединить в творческом процессе усилия родителей, воспитанников и педагогов д/с.

Но, все ли работы включены в портфолио (их может быть сотни и даже тысячи, например, фото? Конечно, же нет, в портфолио включаются только лучшие работы автора, его основные достижения, то, в чем он успешен больше всего в своей деятельности, те аспекты, которые характеризуют его с лучшей стороны.

(слайд 3)

Таким образом, портфолио дошкольника — это, прежде всего копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни. Это так называемое «досье успеха», в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в жизни ребенка.

(слайд 4)

Виды портфолио:

Портфолио можно разделить на несколько видов.

Электронный портфолио — это ещё новый вид систематизации информации. Именно он больше всего привлекает старших дошкольников. Портфолио в электронном варианте – это всегда красочное, яркое зрелище, с множеством интересных эффектов.

Но не все педагоги и родители владеют компьютерной программой Power Point, и не в каждом учреждении, особенно в группе есть компьютер.

Портфолио – раскраска — ребенок может сам раскрашивать странички. Так же здесь допустимо и наклеивание готовых изображений. Но надо помнить, что содержание рубрик необходимо заполнять еще и информацией.

Портфолио традиционное, в виде папки — печатное портфолио одно из самых традиционных. Создаётся в виде папок, картотек.

Страницы его должны быть оформлены так, чтобы дошкольник, который ещё не умеет читать, смог понять, о чём идёт речь. Этому способствуют фотографии, рисунки, иллюстрации.

(слайд 5)

Цель: Собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития дошкольника, его усилия, прогресс и достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей.

(слайд 6)

Задачи:

Создать для каждого воспитанника ситуацию переживания успеха;

-Повысить самооценку и уверенность в собственных возможностях;

-Максимально раскрыть индивидуальные способности каждого ребенка;

Развить познавательные интересы дошкольников и формировать готовность к самостоятельному познанию;

— формировать установку на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развивать мотивацию творческого роста;

— формировать положительные нравственные качества личности;

— приобретать навыки рефлексии, формировать умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями («я реальный», «я идеальный»);

-закладывать дополнительные предпосылки и возможности для его успешной социализации.

(слайд 7)

Функции:

диагностическая — фиксирует изменения и рост, за определенный период времени;

целеполагательная — поддерживает образовательные цели;

мотивационная — поощряет достигнутые ребенком результаты;

содержательная — раскрывает весь спектр выполняемых работ;

развивающая — обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году;

рейтинговая — показывает диапазон навыков и умений.

(слайд 8)

Алгоритм работы над портфолио:

Постановка цели: нам должно быть понятно, для чего необходимо создавать портфолио.

Определить вид портфолио.

Определить временной отрезок, во время которого будет собираться информация.

Определить структуру портфолио: количество, название разделов.

Презентация портфолио.

(слайд 9)

Портфолио имеет свою структуру, каждый раздел имеет название:

«Познакомьтесь со мной»;

«Я расту»;

«Как стать красивой?», «мои любимые занятия»;

«Кем буду»;

«Награда для героя»;

«Волшебные пальчики»;

«Чем могу, помогу»;

«Прыг-скок» и т. д.

(слайд 10)

Просветительская работа с родителями

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально мы оформили информационный стенд в рамках просветительской работы, чтобы привлечь активных, неравнодушных родителей.

Важно научить наблюдать, замечать все новое и интересное и непременно фиксировать, записывать. С помощью портфолио родители видят своего ребенка со стороны, его желания, интересы.

(слайд 11)

Рассмотрим подробнее структуру, а именно разделы:

Титульный лист: информация о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения; дата начала ведения, дата окончания.

(слайд 12)

Раздел 1. «Давайте познакомимся». Фото. Фамилия, имя ребенка.

(слайд 13)

Раздел 2. Девочки: «Мои любимые занятия», «Как стать красивой?». Образцы творчества ребенка (рисунки, рассказы).

(слайд 14)

Мальчики: «Я будущий солдат».

(слайд 15)

Раздел 3. «Я расту!». Антропометрические данные: «Вот я какой!», «Как я расту!». Вот какой я большой: вес, рост, можно прорисовать ладошку ребёнка на разных возрастных этапах.

(слайд 16)

Раздел 4. «Награда для героя». Грамоты, дипломы.

Хотя это и не является общей практикой, но некоторые дети получают свои первые дипломы и медали уже в дошкольном возрасте. Кто-то побеждает в конкурсе рисунков на асфальте, кто-то становится победителем творческого конкурса. Данный раздел — копилка всевозможных наград, полученных ребенком.

(слайд 17)

Раздел 7. «Чем могу, помогу».

Дошкольники с первых лет жизни активно «принимают участие» в работе по дому: поливать и опрыскивать цветы, протирать пыль, помогать по кухне.

Сначала это игра, подражание. Затем ребенок вполне серьезно относится к домашним обязанностям. Несложно сделать несколько снимков, на которых маленькие помощники с усердием выполняют работу по дому, в группе.

(слайд 18)

Раздел 8. «Волшебные пальчики».

(слайд 19)

Раздел 9. «Что ни слово-золото».

В дошкольном возрасте значительно возрастает роль речи как в познании ребенком окружающего мира, так и в развитии общения и разных видов детской деятельности. Воспитанники нередко называют предметы или действия своим собственными забавными словечками, придумываю новые, совершенно оригинальные слова. А как интересно они порой высказываются! В этом разделе портфолио мы собираем собственную удивительную коллекцию слов и высказываний, сочинений, творческих рассказов наших воспитанников.

(слайд 20)

Раздел 10. «Прыг-скок».

В данном разделе мы фиксируем освоение ребенком тех или иных физических упражнений. Это могут быть хождение на лыжах, кувырки, хождение по бревну без поддержки, отжимание от пола, лазание по канату, упражнения с мячами, обручами и т. д.

(слайд 21)

Раздел 11. На будущее «Почитай-ка».

Чтение – залог успеха в будущем. Мировое сообщество давно уяснило для себя важность наследия культуры и образования, в котором чтение в его традиционном или новом виде играет все возрастающую роль. Чтение – залог успеха и в нас. Хочется верить, что современные родители уделяют большое внимание развитию интереса к чтению. Непременной составляющей детских портфолио должны стать отзывы о прочитанных книгах, интересные сведения о писателях, информация о писателях и поэтах-земляках. Ребенок вполне может не только нарисовать свою иллюстрацию к книге, но и высказать свое мнение о ней: выделить понравившихся героев, отметить наиболее интересные эпизоды.

Создание Клуба «Юного читателя» сформирует интерес у детей к детской книге через творческую и познавательную деятельность.

(слайд 22)

Раздел 12. На будущее «Мне интересно».

Многие дети достигают значительных успехов, занимаясь в спортивных секциях, музыкальных и танцевальных школах, различных студиях и в кружках. Это может быть также и исследовательская деятельность.

Все эти разделы заполняются постепенно в соответствии с возможностями и достижениями дошкольника. Даже за один год ведения такой папки почти у всех детей накапливается достаточно большой материал, касающийся их жизни в д/с. Работа над созданием портфолио позволяет сблизить всех его участников: родителей, педагога, ребёнка. Это своеобразный отчёт определённого жизненного пути ребенка.

Портфолио также мы используем как дополнительный материал при изучении семьи — уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, нами было отмечено, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Нами был проведён цикл родительских собраний и консультаций на тему:

«Для чего нужен портфолио;

«Как правильно его составить?».

Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.

Самое главное, что работа с родителями дала положительные результаты:

— расширилось представление родителей о необходимости ведения портфолио детей дошкольного возраста;

— в процессе бесед с воспитателями у родителей повысилась коммуникативная компетентность;

— при решении сложных педагогических ситуаций проявлялись толерантные отношения между родителями.

Мы систематически советуем родителям, как правильно вести и дополнять разделы в портфолио. Совместная работа педагогического коллектива и семьи по данному вопросу помогла взрослым и детям стать ближе, научила прислушиваться друг к другу и понимать друг друга. А когда достигается единство действий семьи и дошкольного учреждения, у ребёнка формируются нравственные понятия и представления о жизни. Именно тогда воспитательный процесс будет проходить с наименьшими трудностями, а ребёнок будет легче воспринимать окружающий его мир через портфолио.

Оформление портфолио различно, так как они составлялись добровольно и по желанию. Папы и мамы, увлеченные идеей портфолио, не только по-иному увидели своего ребенка, восхищались и радовались его успехам, но и открывали новые таланты. Страницы оформлены так, что ребенку, который не умеет читать, было понятно. Этому способствуют рисунки, символы, эмблемы. Портфолио состоит из папки с файлами, это позволяет легко вносить изменения, пополнять ее новыми материалами. Внедряя портфолио в деятельность нашего дошкольного учреждения, мы, предложили родителям варианты разделов, продумали возможное их содержание.

Таким образом, главным воспитателем в жизни ребенка был и остается родитель, воспитатель может повлиять на ребенка лишь в определенной ситуации, а родитель – во всех ситуациях. Вам трудно выделить в ребенке его достижения и успехи, и ребенку – тоже именно потому, что об этом вы ему не говорите. Лишь тогда, когда вы сами станете обращать внимание свое и ребенка на его достижения, успехи, положительные моменты его жизни, тогда и сам ребенок начнет их замечать, искать их, стремиться к ним.

(слайд 23)

Памятка для педагогов.

И в завершении хочется напомнить, так что же такое портфолио. Портфолио — это собственность ребёнка. Его любимая книга, которую воспитанник сам создавал вместе с родителями, воспитателями. В ней он выразил, свои интересы, желания, мечты. Портфолио дошкольника может стать не только предметом его гордости, но и инструментом самопознания, важнейшей точкой соприкосновения во взаимодействии «ребенок — родители«. А работа над его составлением — интереснейшим духовным взаимообогащением. Заняв свое достойное место в семейном архиве, портфолио подарит много нежных воспоминаний и доставит не меньше удовольствия, чем семейный фотоальбом или видеотека.

Источник

Портфолио как средство развития самооценки младших школьников.

Основная цель современной школы — создание условий для самореализации личности и удовлетворение образовательных потребностей каждого ученика в соответствии с его наклонностями, интересами и возможностями.

Л.С. Выготский предполагал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самооценка – обобщенное, т.е. устойчивое отношение ребенка к себе. Самооценка опосредует отношение ребенка к самому себе, интегрирует опыт его деятельности, общение с другими людьми.

Портфель достижений ученика начальных классов является современным педагогическим инструментом сопровождения развития  и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования и включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Основную образовательную программу начального общего образования и является обязательным для ведения всеми обучающимися начальных классов, обучающихся по ФГОС НОО.

Именно поэтому проверка формирования и ведения портфолио является одним из направлений ВШК

Цель формирования Портфолио – системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов обучения, а также выявление динамики индивидуальных образовательных достижений ребенка в период его обучения в начальных классах.

Ценность Портфолио заключается ещё и в том, что он способствует появлению адекватной самооценки ученика, раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.

Младшему школьнику в учебной деятельности необходимо умение ставить цели и контролировать свое поведение, управлять собой. Чтобы управлять собой, необходимы знания о себе, оценка себя. Процесс формирования самоконтроля зависит от уровня развития самооценки. Младшие школьники могут осуществлять самоконтроль только под руководством взрослого и с участием сверстников. Представления о себе основа самооценки младших школьников.

Самооценка ребенка обнаруживается не только в том, как он оценивает себя, но и в том, как он относится к достижениям других. Из наблюдений известно, что дети с повышенной самооценкой не обязательно расхваливают себя, но зато они охотно бракуют все, что делают другие. Ученики с пониженной самооценкой, напротив, склонны переоценивать достижения товарищей.

Дети, которые не критичны к себе, часто очень критичны к другим. Если маленькому школьнику, который обычно получает хорошие отметки и высоко оценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству работу, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в работе другого найдет массу недостатков.

Дети с высокой самооценкой отличаются активностью, стремлением к достижению успеха как в учении и общественной работе, так и в играх. В любой деятельности они стремятся быть максимально самостоятельными. В общении с малознакомыми людьми они рассчитывают на то, что будут хорошо приняты, не проявляют тревожности, застенчивости. В общем, это дети, о которых можно сказать, что они оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной оценке своих возможностей и способностей.

Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основной особенностью является неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ожидают только неуспеха. Поэтому они боятся учителей и любым путем стремятся к тому, чтобы быть ими незамеченными. Очень застенчивые, ранимые, робкие, они в дискуссиях на уроках, в общественной жизни остаются в тени.

Развитие самосознания у ребенка в младшем школьном возрасте проявляется в том, что у детей постепенно возрастает критичность, требовательность к себе. Первоклассники преимущественно положительно оценивают свою учебную деятельность и их оценка зависит от оценок и поведения взрослых, а неудачи они связывают только лишь объективными обстоятельствами, обучающиеся 2-4 классов относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.

Овладевая умением оценивать собственную деятельность, ученики начинают самостоятельно мыслить, ориентироваться в информации, видеть границы своего незнания, легко выполняют роли организатора учебной и творческой деятельности.

Именно личностный рост ребенка, его продвижение только относительно самого себя может и должно оцениваться совершенно другим, особым способом, который может зафиксировать личностные изменения. Этим способом может стать рефлексия, опыт самооценки и взаимооценки.

В состав портфолио включены результаты, достигнутые учеником не только ходе в учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности, – протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за ее пределами. Благодаря этой особенности использование портфолио является важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию.

Ведение портфолио в начальной  школе рассчитано на четыре года и спланировано по этапам, что позволяет составить “картину” значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса ребёнка в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Работа над Портфолио влияет и на характер взаимоотношений с родителями. Они  становятся полноправными субъектами образовательного процесса, что меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса. Для работы с родителями необходимо проведение родительских собраний, на которых необходимо проинформировать их о том, как помочь ребёнку дома при заполнении портфолио. Большая часть работ, помещаемых в портфолио, рождается в классе, в совместной деятельности с учителем, а отзывы, фоторепортажи выполняются дома с помощью родителей. Однако помощь должна сводиться к минимуму по мере взросления ребенка. При этом с самого начала важно построить работу таким образом, чтобы ребенок сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио, поскольку в процессе работы неизбежно происходит осмысление своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений.

В конце учебного года проводится итоговый классный час, на котором дети рассказывают о своих изменениях и достижениях.

Работа по ведению портфолио требует большой систематической работы, новых организационных и познавательных умений, как от учителя, так и от учащихся.

Итак, ведение портфолио является современной эффективной работой, так как органически интегрирует три составляющие процесса обучения: преподавание, учение и оценивание.

Таким образом, самооценка способностей школьниками и изменение содержания оценочной деятельности учителя – обязательные компоненты современного образования, продуктивное развитие которых возможно только на основе внутренне мотивированной деятельности.

На протяжении последних лет ребята начальной школы активно вовлекаются в участие в различных конкурсах, играх и олимпиадах.

2013-14 уч.г. Всероссийский конкурс 2014 «Я- энциклопедиЯ», VI Всероссийский математический конкурс «Ребус», Всероссиийского интеллектуального конкурса «Знаток», Международном дистанционном конкурсе проекта «Новый урок». Общероссийский конкурс- игра «Ёж», Международный конкурс «Лисёнок», осенняя и весенняя сессии Международной олимпиады «Глобус».

За 2013-14 уч.г. в олимпиадах приняли участие 146 , победителей 19, призёров 32.

З 2014-15 уч.год приняли участие 219, победителей 14, призёров 34.

Можно сделать вывод, что ценность портфолио заключается в том, что  он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио — это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат, ведь ведущей характеристикой творческой личности следует считать не «выдающиеся способности» (высокий интеллект, креативность и др.), а ее мотивацию (жизненные цели). Именно она рассматривается многими как решающий фактор реализации творческого потенциала личности.

В олимпиадах ребята стали выбирать даже те предметы, которые у них вызывают сложности.

Закончить выступление я хочу словами Э. Хаббарта: Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.»

Портфолио, при умелой работе, помогает учителю добиться этой цели. Соответственно, портфолио учащихся является одним из результатов формирования УУД.

Источник