Роль ползания в развитии ребенка

Почему так важно ползать?
Недавно на одном форуме, посвященном воспитанию детей, встретила вопрос примерно такого содержания: “Сыну 10 месяцев, не ползает. Посоветуйте, какие купить ходунки”. При этом далее выяснялось, что участковый невролог не видел проблем с ребенком, поэтому мама была спокойна на этот счет. И далее другие мамы всерьез советовали, какие купить ходунки, подбадривая личными историями о том, как “мой тоже не ползал, зато сразу побежал” или даже “я сама тоже не ползала, и ничего страшного, умная выросла!”
Почему-то считается важным момент, когда ребенок пойдет (и это можно понять), а вот ползание — как будто что-то необязательное. Некоторые мамы даже бравируют тем, что ребенок пропустил этот этап, как будто он перескочил через один класс школы, оказался в чем-то смышленее.
Важно ли ползание, если многие современные дети его перескакивают?
Не всё так однозначно
Давайте разберемся…
В развитии человека такой фундамент, на котором дальше будет строиться и речь, и многие другие функции — это моторное развитие. Развитие крупной моторики.
И здесь есть этапы, которые человеку очень важно проходить именно в том порядке, в котором это задумала природа. То есть время начала какого-то этапа и скорость прохождения — разные у всех детей, можно говорить только о усредненной норме.
Но вот последовательность должна сохраняться, нельзя перескакивать через что-то. Это так, потому что один этап вытекает из другого, и во время каждого этапа моторного развития происходит параллельное развитие других систем. Моторные навыки и когнитивная функция — это один и тот же неврологический процесс.
Эти этапы можно легко найти в литературе, поэтому рассмотрим вкратце.
Этапы моторного развития ребёнка:
— 1,5 — 2 месяца — ребенок удерживает голову.
— 2,5 — 4 месяца — удерживает голову и поворачивает. Может лежать на животе с опорой на локти, подняв голову, голова на оси с туловищем. Этот навык нужен для начала формирования вертикальной оси тела.
— 3–4 месяцам – лежа на животе, ребенок опирается на раскрытые ладони.
— 4-5 месяцев — переворачивается со спины на живот. Чуть позднее — с живота на спину.
— 5-6 месяцев — ребенок вертится в положении на животе вокруг пупка. Это также нужно для формирования вертикальной оси тела и подготовки мышц к ползанию, сидению и прямохождению.
Следующий этап – раскачивание на четвереньках. Ребёнок опирается на колени и ладони, пытается начать движение, но мышцы пока еще плохо слушаются его, поэтому движения получаются только качательные.
5 -7 месяцев — ползание.
6 — 7 месяцев — сидение.
Ходить ребенок начинает к 1 году (без опоры).
К чему может привести пропуск этапа ползания?
Теперь вынимаем из нашего фундамента (моторного развития) ползание. К чему это может привести?
Доктор Карл Декалато, автор новой практики, известной как Декалато-терапия, выдвинул идею о том, что задержка когнитивного развития может быть связана с пропуском некоторых стадий моторного развития ребенка: дети, которые в 6-7 месяцев не ползали на руках и коленях, а сразу пошли, имели те или иные задержки или асимметрии развития.
Часть декалато-терапии, или сенсорной интегративной терапии, заключается в обучении ребенка любого возраста пропущенным этапам развития. И чаще всего в ходе терапии оказывается, что ребенком пропущен именно этап ползания. Поэтому именно ползанию обучают детей, порой, достигших и 10-12 лет, у которых обнаруживаются стойкие проблемы с обучением в школе.
Итак, на что конкретно может влиять пропуск ползания в будущем?
Ползание необходимо для координации движений нижней и верхней половины тела, для поочередного включения правого и левого полушария головного мозга. Развитая координация движений, работа каждого полушария в отдельности и межполушарное взаимодействие важны для большого спектра движений, таких как бег, прыжки, ловля мяча, вырезание ножницами, рисование, письмо, и других.
Соответственно, у детей, у которых наблюдается отставание в формировании основных моторных навыков или пропуск этапов моторного развития, может наблюдаться неуклюжесть, проблемы с удержанием равновесия и координацией движений.
Многие дети, имеющие дислексию и дисграфию (нарушения чтения и письма), пропустили стадию ползания.
Неуклюжие дети могут отказываться заниматься спортом или играть в подвижные игры, так как боятся, что окружающие заметят их проблемы с координацией.
Ползание связано с развитием умения фокусировать взгляд на ближайшей точке, примерно на том расстоянии, с которого мы читаем, рисуем, пишем, лепим и т.д.
На этапе ползания закладываются навыки пространственной ориентации. Если пространственные связи недостаточно усвоены, будет искажено восприятие пространства, которое так важно и для способности правильно писать, для ориентации во времени (отсюда могут быть проблемы с чувством времени, с организованностью), для овладения геометрией и т.д.
Ползание развивает тактильную чувствительность, формируются пространственные представления о собственном теле (схема тела), о соотношении тела и внешних объектов, а это важно понимания и правильного употребления предлогов и слов в будущем, правильного восприятия сложных речевых конструкций – пространственно–временных, причинно–следственных. То есть ползание формирует и предпосылки для освоения грамматики родного языка.
Таким образом, нарушение программы моторного развития, пропуск ползания, может в дальнейшем оказывать отрицательное влияние на целый спектр когнитивных функций, в том числе и речь.
Здесь важно понять, что речь идет о рисках, а не о прямом следствии. Мозг человека, особенно ребенка, удивительно пластичен. Многие проблемы частично или полностью могут быть скомпенсированы в будущем.
Но чем младше ребенок, тем легче осуществить такую коррекцию. И проще всего проблему предупредить. Поэтому самым правильным шагом будет стимулирование ползания, обеспечение ребенку максимума комфорта и свободы на полу, а также отказ от ходунков, манежей и длительного нахождения в кроватке во время бодрствования.
Если ребенок уже научился ходить, а фазу ползания “проскочил”, то важно научить его ползанию как можно скорее и проводить с ним игры на полу, побуждая его ползать.
(с) Копирование материалов статьи возможно только с указанием активной ссылки на эту страницу.
Источник
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Лучшие детские коврики ⓅⒶⓇⓀⓁⓄⓃ (@kovriki_parklon) 25 Сен 2018 в 2:27 PDT
Зачем человеку ползать?
Ползание укрепляет костно-мышечную систему, тренирует руки, запястья, локти, плечи и ноги. Ребенок учится балансировать и координировать свои движения, что помогает ему развивать не только мышцы, но и мозг.
Этап ползания влияет в том числе на развитие визуальных навыков. Когда младенцы ползают, они используют так называемое бинокулярное зрение, то есть задействуют оба глаза, чтобы сфокусироваться на одной цели. Ребенок двигается вперед и назад, чередует взгляд вдаль со взглядом на свои руки, что помогает ему в формировании зрительного восприятия пространства. Развитое бинокулярное зрение необходимо для овладения в дальнейшем навыками чтения и письма.
Немаловажную роль ползание играет и для психологического развития, поскольку связано с переживанием различного спектра эмоций — как положительных, так и отрицательных. Когда ребенок начинает двигаться самостоятельно, то ставит перед собой определенные цели, достигает или не достигает их, радуется или расстраивается. Все это влияет на эмоциональное развитие и в конечном итоге помогает формировать самостоятельность и чувство автономии.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Лучшие детские коврики ⓅⒶⓇⓀⓁⓄⓃ (@kovriki_parklon) 6 Фев 2018 в 7:49 PST
Моему ребенку 5-7-9 месяцев и он еще не ползает, это нормально?
Как правило, период ползания начинается в пределах от шести до десяти месяцев. Есть мнение, что сегодня эти рамки сдвигаются в сторону увеличения возраста, потому что родители, напуганные риском СДВС, стараются пореже выкладывать детей на животы. Хотя выкладывание на живот — это первые тренировки для подготовки малыша к ползанию (о пользе лежания на животе мы писали здесь). Именно лежа на животе ребенок начинает тренировать мышцы рук и спины, которые помогут ему освоить ползание.
К специалистам педиатры советуют обращаться, если малыш не начал ползать или ходить к 12 месяцам.
Можно ли научить ребенка ползать?
Если коротко – нет. Родители должны, прежде всего, не мешать и помогать. Для начала – почаще выкладывать на живот на подходящей поверхности — не слишком мягкой, чтобы малышу было от чего отталкиваться, но и не на голом полу: это жестко, холодно и пугает бабушку.
Идеальный вариант – детские коврики. Например, игровые гипоаллергенные коврики Parklon созданы специально для малышей, которые учатся переворачиваться, ползать и ходить. Даже лежать на животе на таких ковриках будет интересно – можно разглядывать узоры и заодно тренировать мышцы.
Как только малыш будет твердо стоять на своих двоих (руках), можно заинтересовать его игрушкой. Ведь многим из нас лень двигаться просто так, даже детям.
Не забывайте о том, что заразителен не только дурной пример, но и вполне хороший – пускай ребенок понаблюдает за ползающими сверстниками, старшими братьями или сестрами. Если такой возможности нет, берите дело в свои руки и показывайте, как ползать. Всячески хвалите и поддерживайте интерес к горизонтальному перемещению.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Лучшие детские коврики ⓅⒶⓇⓀⓁⓄⓃ (@kovriki_parklon) 3 Июл 2018 в 9:51 PDT
Мой ребенок ползет как-то не так. Это нормально?
Абсолютно. Карен Адольф, доктор философии, адъюнкт-профессор психологии Нью-Йоркского университета, наблюдала 25 уникальных способов ползания, используемых для продвижения ребенка вперед (или назад). Почти половина малышей ползают, отталкиваясь ногами и лежа при этом на животе. Некоторые используют этот способ перемещения вплоть до того, как пойдут, другие – переходят на классическое ползание на четвереньках.
Как создать безопасную среду для ползающего ребенка?
Раз вы уже оказались на полу, то приглядитесь к тому, рядом с чем и на чем ползает ваш ребенок. Есть ли в зоне доступа опасные предметы в виде розеток, бьющихся ваз и грязных носков папы. Подумайте о шкафах, до которых ваш любопытный малыш вот-вот доберется – обезопасьте их содержимое специальными замками на дверцы. Ребенка тоже обезопасьте от шкафов – все острые углы должны стать мягкими. Не забывайте про мелкие предметы, которые так любят не только трогать, но и жевать малыши.
На чем ползать? Диваны и кровати исключаем сразу, падения тут неизбежны. Манеж — вариант для ползания в одиночку, когда маме надо отлучиться на пару минут. Самая подходящая поверхность – пол. Но и тут не все так просто. Не забывайте о том, что поверхность должна быть устойчивой – не скользить и не сминаться. Коврики Parklon, к примеру, имеют противоскользящее покрытие. А еще удерживают тепло, защищая малыша от холода, и смягчают падения, но при этом достаточно твердые, чтобы ребенку было удобно упираться ручками и ножками и не скользить.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Лучшие детские коврики ⓅⒶⓇⓀⓁⓄⓃ (@kovriki_parklon) 22 Июн 2018 в 12:05 PDT
Ребенок пополз. Теперь мыть полы каждый день?!
Совсем не обязательно. Изолировать ребенка от всей пыли и грязи в доме вы все равно не в силах. Более того, исследования показали, что у детей первого года жизни, сталкивающихся с бытовыми бактериями, микробами животных и пылью, риск развития аллергии и астмы ниже, чем у малышей, живущих в стерильных условиях.
Но убираться все равно придется. Тем более что ребенок вскоре сам станет причиной многих пятен: притащит в комнату банку с краской или ботинок из прихожей, пока мама отвернулась. Кстати, коврикам Parklon такая проблема не страшна – они водонепроницаемые, быстро сохнут и сохраняют цвет после влажной уборки. А еще они помогут сохранить хорошие отношения с соседями, когда ваш юный барабанщик решит продемонстрировать свой новый хит – эти коврики поглощают любой шум, кроме белого.
Ребенок подрастет и что дальше делать с этим ковриком?
Можно продолжить использовать Parklon в детской: как прикроватный коврик, который зимой защитит от холодного пола, или в качестве зоны для игр. Кстати, большинство родителей в качестве одного из достоинств этого покрытия чаще всего называют именно концентрацию детских игр на коврике. Меньше уборки и кубиков конструктора под голыми пятками!
Но радость от ковриков Parklon достанется не только детям, но и уставшим родителям. На нем можно позаниматься йогой, утренней зарядкой или просто с удобством полежать, когда дети наконец уснут, а в квартире будет звенеть долгожданная тишина.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Публикация от Лучшие детские коврики ⓅⒶⓇⓀⓁⓄⓃ (@kovriki_parklon) 5 Окт 2018 в 3:23 PDT
Мой ребенок не ползал, а сразу пошел! И что теперь?
По мнению педиатров это нормально. Многие малыши пропускают этап ползания и переходят сразу к хождению. Однако надо помнить, что сесть, поползти и пойти ребенок должен захотеть сам. Ничего страшного, если малыш действительно отказался от фазы ползания и захотел пойти, но если на этом настояли заботливые родственники, решившие, что пора уже взрослеть, то могут возникнуть проблемы.
Ранняя нагрузка на позвоночник вредна для ребенка и чревата проблемами со спиной в будущем.
Так что не торопите вашего малыша. Пускай наползается вдоволь, ведь когда он наконец пойдет, прятаться от него будет еще сложнее.
Источник
О преимуществах, пользе ползания и роли родителей на этом важном для ребенка этапе развития
Ползание – важный шаг на пути к полноценному развитию крохи. Когда малыш делает только первые усилия исследовать все вокруг, важно поддержать его инициативу и быть готовыми следовать за ним повсеместно по дому. Такова человеческая природа – прежде, чем научиться ходить, детям нужно научиться ползать на всех четырех конечностях. Именно поэтому, еще задолго до того, как кроха научится ходить, он, чтобы чувствовать себя в безопасности, начинает ползать.
Почему ползание считается важным для роста и развития ребенка
Синхронное движение руками и ногами позволяет малышу активно передвигаться, попутно изучая окружающие его предметы, а также отлично укрепляет мышечную систему крохи. Дети начинают ползать около 6-10 месяцев, когда чувствуют достаточно сил, чтобы опереться на собственные конечности. Раскачивание вперед-назад — одна из распространенных позиций при ползании большинства детей. Ползание некоторых малышей напоминает нормальный стиль ходьбы (левая рука-правая нога и наоборот), другие используют скоординированный стиль (правая рука-правая нога).
По мнению психологов, ползание развивает не только силу, но чувство баланса и равновесия также. К тому же, этот этап развития помогает сформировать и укрепить двигательные навыки, а еще чувственное и визуальное восприятие ребенка.
Роль родителей
Задача родителей – поддерживать интерес крохи в обучении его навыкам ползания. Наверняка, малышу понравится, если вы, хотя бы изредка, будете ползать вместе с ним. Ваше активное участие – это отличный стимул для крохи, что малыш все делает правильно. Можно заманивать малыша игрушками – для этого их располагают на расстоянии от ребенка, которому следует до них доползти и схватить игрушку. Просто разбрасывать игрушки вокруг крохи нет смысла, иначе внимание малыша будет рассеиваться. Отличный вариант для обучения ползанию – прилечь напротив малыша, так, чтобы ему стало видно ваше лицо, и убедить кроху доползти к вам. Поощрять активность малыша следует обязательно. Ведь кроха так старается, чтобы доставить вам удовольствие. Поэтому ласковые слова одобрения, поцелуи, нежные объятия только укрепят в малыше уверенность в своих силах. Кстати, все острые и хрупкие предметы, которые могут нанести вред ребенку, разумнее подальше убрать.
Польза ползания для ребенка
1. Развивает моторные навыки
При ползании все группы мышц, как конечностей, так и всего тела, включаются в работу. Ползая, ребенок использует руки и ноги, чтобы двигаться вперед, а это, в свою очередь, развивает туловище и мышцы конечностей. Постепенно мышцы укрепляются, обеспечивая баланс и стабильность рук и ног малыша.
2. Развивает мелкую моторику
Ползание развивает моторно-зрительную координацию, а это формирует навыки контроля за мелкими мышцами тела. Проворство стимулирует ловкость рук. Кроме того, ползание поможет в будущем, когда ребенок будет применять навыки мелкой моторики при написании, чтении, шитье и других видах деятельности.
3. Выравнивает и укрепляет позвоночник
Когда ребенок начинает ползать, он учиться управлять не только ручками и ножками, но и развивает мышцы, которые укрепляют позвоночник. В будущем, это устранит проблемы, связанные с осанкой.
4. Развивает визуальное развитие
Ползая, ребенок использует технологию, называемую «бинокулярное зрение», которая включает в себя постоянное движение глаз от пола до направления, в котором он движется. Постоянные корректировки в поле зрения формируют быструю реакцию, пригодятся для будущих навыков чтения и письма.
5. Развивает вестибулярный аппарат
Ползание отлично развивает вестибулярный аппарат, который взаимосвязан с общим балансом ребенка и способствует улучшению равновесия.
6. Развивает мозг
Известно, что левую половину тела контролирует правое полушарие, а левое полушарие управляет правой половиной тела. При ползании и руки, и ноги работают в тандеме. А значит, и левое полушарие мозга, и правое, взаимно дополняя друг друга, работают в сотрудничестве. Когда ребенок ползает, импульсы двигательных нервов меняются местами между двумя полушариями головного мозга с невероятной скоростью. Это способствует развитию неврологических навыков, которые во взрослом возрасте позволят выполнять сложные задачи, например, водить автомобиль.
Эксперты рекомендуют воздержаться от использования ходунков. Все, что важно для крохи – это ваша поддержка и любовь, терпение. Пусть малыш исследует мир постепенно. Каждому ребенку свойственен свой темп развития, и торопить его бессмысленно. Пусть малыш развивается естественным образом, радуя вас своими достижениями и успешным познанием мира.
Источник
Статья о важности ползания младенцев для гармоничного развития. Автор статьи — врач-психиатр, психотерапевт Неровных Андрей Алексеевич.
Все видели на картинках рисунки человеческого мозга. Там два полушария, внешне похожих на грецкий орех. Они соединены между собой и вместе вдвоем называются мозгом человека. Левое и правое полушария мозга отвечают за организацию движений в противоположных частях тела. Левое отвечает за движения в правой части, а правое — в левой.
Два этих полушария во время своей работы дополняют и подменяют друг друга. Но в момент рождения ребенка они еще не умеют взаимодействовать и должны этому научиться. Должна сформироваться их тесная, тонкая и точная взаимосвязь. Возникает и вырабатывается эта связь исключительно в период младенчества и младшего детства. Главный способ выработки такой связи в самом младшем возрасте состоит в многочисленных стереотипных, сочетанных, перекрестных движениях верхних и нижних конечностей ребенка, как ручек, так и ножек.
Успех мероприятия зависит от количества произведенных во время ползания младенца перекрестных движений. Их может быть несколько тысяч за период младенчества, а может быть много сотен тысяч. И чем дольше и точнее координируются движения маленьких ручек и ножек любимого ползуна, тем в большей степени осуществляется, закладывается способность к координации деятельности правого и левого полушария и всего тела вслед за ними. В более позднем возрасте, конечно, появляются и другие механизмы, но мы сейчас говорим об одном, самом, наверное, первом и, поэтому, ключевом.
Вывод: Совершенствуя координацию движений, поначалу не сложную моторику ребенка, мы тем самым обеспечиваем условия для становления и калибровки сложнейших психических процессов. Банальное милое ползание обуславливает не только физическое развитие, а формирует именно психические особенности, психику ребенка, которая проявит затем себя в остальных возрастных периодах в т.ч. в школе, в зрелом возрасте и, когда он внуков вам принесет.
Возможные проблемы при отсутствии периода ползания: Среди тех, кто сейчас читает эту статью, практически каждый сталкивался с детьми, которые с большим трудом способны сосредоточиться на выполнении самых простых, не говоря уже о сложных, заданий. В детском саду, в школе, при подготовке к школе.
На этих ребятишек обычно ворчат, поругивают, требуют сосредоточиться. А называют их в глаза, и за глаза неорганизованными и невнимательными, вечно отвлекающимися, не сосредоточенными бедолагами. Вроде и соображает неплохо, интеллект хороший, но…
Когда такие дети идут в школу, прямо с первого класса они выделяются тем, что медленно и нудно читают, письменные задания выполняют крайне долго и очень неровным, некрасивым почерком. На ровном месте совершают большое количество ошибок, которые обычно относят к «глупым» ошибкам по невнимательности.
В выполнении математических заданий у них такие же трудности – простые и странные своим постоянством. Такой ребенок получает, например, правильный ответ в задаче, решает правильно, но в ответе почему-то пишет совсем другую цифру. Ребенок очень старается, пытается выполнять все как положено, но во время очередной самостоятельной работы, контрольной или диктанта, снова повторяется одна и та же беда. Вдвойне обидно, когда родители видят, что ребятенок мучается, пыхтит, старается, но у него, ничего не получается. И семья хорошая и время массу на детеныша тратится – результат один и тот же.
Высока вероятность того, что этот ребенок просто мало ползал в младенчестве и раннем детском возрасте. То есть период ползания у него был коротким или вообще отсутствовал, ребенок сначала сел, а потом практически сразу без периода ползания, начал вставать на ножки и вскоре пошел.
Звучит на первый взгляд странно, но причины этих и многих других проблем в учебной деятельности связаны с анатомическими особенностями строения мозга. А именно, наличием правого и левого полушария и их совместным функционированием. И вот перед нами замечательный ребенок, который мало ползал в младенчестве, и не сформировал качественный механизм передачи информации от правого полушария к левому! В результате происходит раскоординация психики ребенка в восприятии целостного внешнего мира.
Если ребенок мало ползал в младенческом возрасте, это взаимодействие оказывается недосформированным.
Как вы уже поняли из текста статьи очень хорошо если риски будут преодолены и у ребенка произойдет полноценный период ползания. Конечно, не только качество младенческого ползания определяет качество межполушарного взаимодействия, но в раннем возрасте, безусловно, это один из, критически важных факторов.
Ползание является тем необходимым действием, которое запускает процесс выстраивания межполушарного взаимодействия. Важно помнить, что правое полушарие отвечает за левую половину тела человека, а левое полушарие отвечает за правую. Согласованные перекрещивающиеся движения при ползании дают возможность полушариям услышать и понять друг друга, и начать выполнять единую целостную работу по формированию психики ребенка. А насколько все это будет эффективно и достаточно во многом зависит от родителей младенца. Он ведь сам может еще только ползать, и, посмотрите, как рвется это делать….
Источник