Роль подражания в развитии ребенка
Ребенок часто копирует поведение, жесты, особенно не такие, как у всех. Начинает прихрамывать с палочкой в руках, прямо как бабушка, или пытается идти, припрыгивая как старший брат. С самого рождения малыш учится, подражая взрослым: улыбается в ответ на улыбку мамы, высовывает язык, потом начинает повторять слова и гримасничать.
Повторять за другими и учиться новому.
В начале малыш копирует других не специально, его умения развиваются «с чистого листа». Но в 2 года все меняется и подражание становится осознанным. И чем старше он становится, тем шире круг интересующих его вещей: папа чистит зубы, мама загружает вещи в стиральную машину, старшая сестра красится перед зеркалом и т. д. Конечно, для ребенка становится очень важно сделать тоже самое. Для него это вроде новой игры, а для родителя – прекрасная возможность научить ребенка самостоятельно чистить зубы, помогать по дому, ухаживать за собой.
Маленький ребенок развивается стремительно, поглощая тонны информации. Вроде не так давно малыш не мог заниматься одним делом больше 15 минут, сейчас сначала думает, а потом совершает действие. Малыш уже умеет ставить перед собой цель: мама протирает пыль, значит, он протрет шкаф. А также вполне разумно делит это действие на этапы: чтобы протереть мебель, надо взять тряпку и намочить ее. Кстати, дети уже способны запомнить действие и «отложить его до удобного случая» в своем сознании. Увидев или услышав что-то несколько дней назад, ребенок может это повторить с удивительной точностью. Поэтому психологи настойчиво рекомендуют при детях 2-3 лет говорить красиво, не показывать неприличных жестов и не высказываться о других, чтобы в один прекрасный момент не было стыдно за себя и за ребенка.
Время идентификации «маленьких мужчин» и прекрасных леди.
Все маленькие детки «делают макияж», примеряют платья и украшения, усаживают игрушки «пить чай». В этом участвуют и девочки и мальчики. Но проходит время, и у детей появляются интересы, присущие только определенному полу. Мальчики строят из себя «мужчины», копируя папу, а девочки начинают играть в дочки-матери. Именно сейчас нужно прививать полезные навыки: мальчикам рассказывать о правилах настоящих джентльменов (вежливо и уважительно относиться к окружающим, не врать, не грубить, не драться без причины и т. д. ), а девочек учить урокам красоты (быть ухоженной в любом возрасте- это признак любви и уважении к себе). После 3х лет дети начинают играть в сюжетно-ролевые игры: дочки-матери, мастерская по ремонту машин, доктор-больной и т. д. Таким образом постигается культура общения между людьми.
Подражание как способ найти друзей и привлечения внимания.
Р. Штейнер, один из мужей педагогики, в своих трудах называл ребенка – «органом чувств». Все, что он видит вокруг себя, производит очень глубокое впечатление и подталкивает повторять интересные моменты. Так формируются вредные и полезные привычки. Поэтому родителям надо следить как за своим поведением, так и за поступками и словами окружающих людей. И, если ребенок все -таки «схватил» не хорошее, объяснять, что так поступать или говорить нельзя.
Кроме того, к 3 годам у ребенка появляется потребность к групповой игре, он стремится войти в компанию своих сверстников, принимая нормы поведения этих детей. Он часто изображает поведение, которое от него ждут в конкретной ситуации, повторяет действия за другими детьми. Например, играя в догонялки, один начал убегать и остальные побежали следом. Так что подражание – это важный фактор социализации.
Ну и конечно, подражание – это еще и способ привлечь к себе внимание. Никого не оставит равнодушным, ребенок в очках на носу, сидящий на диване с газетой в руках, с серьезным видом как у папы. Ребенок бес сомнения заметит улыбку родителя и будет повторять эту сценку снова и снова. Подражая взрослым, он хочет развеселить их (так зарождается чувство юмора), а также расположить к себе. Ни в коем случае, нельзя игнорировать его, ребенок всегда ждет реакцию от взрослого: слова одобрения или напутствий. Например, принеся домой «не хорошие» слова, произнеся их громко и отчетливо, он ждет, что же на это ответит мама.
Источник
ПОДРАЖАНИЕ — следование какому-либо примеру, образцу; воспроизведение одним человеком движений, действий, поведения другого человека. В развитии ребенка подражание – это один из путей усвоения общественного опыта. Особенно большое значение оно имеет на ранних этапах развития. Ребенок раннего и дошкольного возраста посредством подражания усваивает предметные действия, навыки самообслуживания, нормы поведения, овладевает речью.
Усвоение по подражанию определенных действий, навыков предполагает достаточно высокий уровень развития общения, восприятия, моторики. В противном случае подражание превращается во внешнее, «тупиковое» повторение движений. Такой характер подражания встречается у детей с отклонениями в психическом развитии.
Нарушения в развитии подражания ведут к возникновению трудностей в усвоении общественного опыта, к нарушениям психического развития в целом. Поэтому нужно не забывать уделять внимание развитию подражания.
Подражание может осуществляться непроизвольно и произвольно. Произвольное подражание используется как один из ведущих методов в обучении детей раннего дошкольного возраста. Оно совершенствуется с возрастом, в процессе обучения детей.
Подражание обладает двумя определяющими свойствами. Во-первых, подражание должно быть избирательным, то есть реакция, называемая подражательной, возникает после определенного поведения модели, а не при множестве других различных условий. Годовалый ребенок может подражать вновь увиденному и услышанному: жестам, звукам, различным формам поведения.
К началу второго года жизни наблюдается, хотя и сравнительно редко, подражание, которое проявляется не сразу вслед за определенными действиями взрослого.
Подражание имеет огромное значение в развитии личности ребенка. Через него идет адаптация к внешнему миру, освоение новых знаний. С одной стороны, ребенок копирует чужое поведение и через это познает отличительные особенности другого человека, также вместе с этим формируется и восприятие самого себя в этом мире. То есть, ребенок видит реакцию на свое поведение и начинает понимать, что если он будет делать данное конкретное действие, то со стороны окружающих может быть определенное отношение к нему.
Приоритетом для детского подражания служат чаще всего известные персоны (например, певцы, актеры, музыканты). Хотя, объекты обожания с возрастом у детей меняются. Если у малыша 1-3 лет большим авторитетом пользуются родители, то для детей постарше становятся интересными другие люди, известные широкому кругу и отличающиеся своим поведением. А еще дети 3-4х лет любят перенять непременно бранные слова, ведь кто-то же ими пользуется, а если они так колоссально привлекают внимание, то почему бы их не записать в свой лексикон?!)))) Дети в этом плане как губка, плохие слова впитывают быстрее и лучше, чем хорошие.
Подражание имеет значение в освоении разных сторон деятельности и поведения человека. Без подражания ребенку невозможно научиться основным важным в жизни функциям. Из-за своей уникальной способности перенимать поведение взрослых, дети учатся всему новому. Им очень интересно повторять то, что делают родители. Поэтому так часто тянет маленького человечка к недетским игрушкам, таким, как кастрюли, ложки, поварешки. Мама же ими «играет», ну и ребенку интересно. Отсюда такой повальный интерес к газетам, которые читает папа или дедушка. Сын тоже хочет подержать газету в руках, но поскольку не понимает ее функционального назначения, все больше его действия сводятся к тому, чтобы помять, порвать. А уж как интересно достать муку, которую мама использовала для лепки пирожков…
Взрослым следует с пониманием относиться к тому, что дети стремятся имитировать их же действия, но из-за непонимания истинного смысла, результат чаще не очень утешительный, особенно для проглядевших проявление детского интереса родителей. Если ребенок вырыл из горшка цветок, это не значит, что он хотел его гибели, просто мама недавно поливала и что-то там еще делала, почему бы не попробовать самому. И тем самым всегда есть возможность привлечь к себе внимание любимых родителей!
В заключение хочу привести для примера пару игр на подражание, полезные для развития деток раннего возраста.
ИГРЫ НА ПОДРАЖАНИЕ
«Изобрази животное». Покажите ребенку игрушки животных. Имитируйте звуки, которые они издают, движения, которые для них характерны. Затем попросите ребенка, чтобы он вам показывал каждое животное и изображал его особенности.
«Угадай действие „. Повторите с ребенком, действия человека, поведенческие особенности некоторых животных (например, зайчик прыгает, поджав передние лапки, медведь ходит вразвалку и пр). Затем вы показываете действие, а ребенок должен угадать, кто его делает. Поменяйтесь местами: пусть ребенок изображает повадки животных или действия людей. А вы будете угадывать.
Всего вам самого наилучшего!
Источник
3. Формы и функции подражания в детстве.
Проблему детского подражания можно считать классической для психологии.
В конце XIX — начале XX веков она рассматривалась Г.
Тардом, Э.
Торндайком, Дж.
Уотсоном, Р.
Вудвортсом и другими крупными психологами.
В отечественной психологии большое внимание подражанию в детстве уделяли П.
Ф.
Каптеров, И.
М.
Сеченов, К.
Д.
Ушинский.
Позже роль имитации в детском развитии стала предметом размышлений и эмпирических исследований 3.
Фрейда, Дж.
Болдуина, П.
Гийома, Ж.
Пиаже, А.
Баллона.
Было установлено, что подражание — такая форма поведения, которая находится в непрерывном изменении и вносит важный вклад в формирование интеллекта, личности ребенка, помогает ему в освоении норм социальной жизни.
В современной зарубежной психологии, в частности, в американской теории социального научения, имитации придается ключевое значение, считается, что она выполняет познавательную и коммуникативную функции (А.
Бандура, Дж.
Аронфрид, И.
Узгирис и др.
).
Однако, несмотря на значительные достижения в экспериментальном изучении подражания, трудности в интерпретации этого поистине «многоликого» феномена детского развития сохраняются.
Существующие подходы не позволяют выявить специфику подражания ребенка, вскрыть его принципиальные отличия от имитационного научения животных.
Л.
С.
Выготский считал подражание источником возникновения всех специфически человеческих свойств сознания и видов деятельности.
Это важнейшее положение было развито в работах А.
В.
Запорожца, С.
Л.
Новоселовой, Ф.
И.
Фрадкиной и др.
, которые показали неразрывную связь подражания ребенка определенного возраста со специфической социальной ситуацией его развития: установили функции отдельных видов подражания, выявили его родство с ориентировочноисследовательской деятельностью.
Новые перспективы для понимания многообразия форм и функций имитации в детстве открывают разработанная Д.
Б.
Элькониным концепция периодизации психического развития и созданное П.
Я.
Гальпериным учение об ориентировочной деятельности.
Опираясь на их идеи, можно предположить, что подражание представляет собой форму ориентировки ребенка в разных аспектах окружающей действительности, необходимую для решения актуальных и специфичных для каждого возраста задач развития.
Рассмотрим генезис детской имитации с точки зрения развития ориентировки ребенка в мире специфически человеческих предметов и отношений; проанализируем качественные этапы развития ориентировки в онтогенезе (формы подражания); уточним конкретнопсихологическую функцию имитации в каждом возрастном периоде; соотнесем данные онтогенеза имитации с этапами психологического развития ребенка, представленными в концепции периодизации Д.
Б.
Эльконина.
Многообразие подходов к анализу эмпирических данных и пониманию роли имитации в психическом развитии ребенка обусловлено, в первую очередь, богатством содержания подражания,.
многоликостью его проявления на разных стадиях онтогенеза.
На рубеже Х1Х — ХХ веков проблема детского подражания рас» сматривалась в рамках классического бихевиоризма и психоанализа,
Особенно большое место отводится имитации в теориях Дж.
Болдуина, Ж.
Пиаже и А.
Валлона.
Эти исследователи обратили внимание на то, что подражание как форма детского поведения последовательно изменяется и развивается: усложняются образцы для подражания, увеличиваются точность и быстрота воспроизведения, возрастает частота подражательных актов.
Дж.
Болдуин различал стадии простой и настойчивой имитации.
Ж.
Пиаже описал спорадическое и систематическое подражание, подражание по образцу и по представлению.
Стадии копирующего, воображаемого и размышляющего подражания выделял А.
Валлон.
Он также подчеркивал, что детское подражание связано с движением, с воспроизведением модели во внешней, материальной форме.
Было отмечено, что подражание возникает на основе особых аффективных отношений ребенка и взрослого (3.
Фрейд, А.
Валлон).
Подражание способствует социальному развитию ребенка.
По мнению Г.
Тарда и Дж.
М.
Болдуина, оно помогает перенять традиции и нормы общества; обеспечивает «пропитывание» окружающей средой на самых первых этапах онтогенеза.
Подражание рассматривается как путь формирования личности ребенка.
В психоанализе идентификация ребенка с родителями, проявляющаяся в подражании им, выступает как способ возникновения новых структур в личности ребенка.
Подражание другому человеку есть способ познать этого другого и одновременно сформировать представление о самом себе, своих возможностях, в процессе подражания у ребенка вырабатывается произвольная регуляция поведения (Дж.
М.
Болдуин, А.
Валлон).
Ж.
Пиаже и А.
Валлон отмечают существенную роль подражания в развитии интеллекта ребенка: репрезентативная способность признается производной от сенсомоторной имитации; подражание взрослому рассматривается как форма мотивации, не связанная с удовлетворением органических потребностей, как неисчерпаемый источник инициативы, новых знаний и умений.
В американской психологии проблема имитации вот уже несколько десятилетий активно исследуется с позиций бихевиоризма и необихевиоризма.
В теории социального научения (Н.
Миллер, Д.
Доллард, Дж.
Гевирц, А.
Бандура, В.
Хартуп, Дж.
Аронфрид, И.
Узгирис и др.
) подражание, идентификация, моделирование, научение через наблюдение рассматриваются как ключевые процессы социализации, как способы приобретения ребенком поведения, принятого, одобряемого в его социальном окружении.
Многочисленные экспериментальные работы позволили установить, что вероятность подражания ребенка разным людям неодинакова.
Модель, характеризующаяся высокими показателями престижности, властности, социально — экономического положения или осведомленности, будет имитирована с большей вероятностью.
Также имеют значение пол, возраст, этническая принадлежность модели, характер отношений (эмоциональный знак, активность взаимодействия) между ребенком и взрослым.
Подражание свидетельствует об активной, избирательной позиции ребенка; оно сопровождается «подлаживанием», подбором действий, соответствующих образцу.
Действия, которые имитируются ребенком, как правило, обладают качествами сложности, новизны, «интересности».
Особенно явно подражание проявляется по отношению к действию, которое только начинает формироваться.
Содержание и объекты подражания претерпевают изменения по мере возникновения перед ребенком новых задач.
Однако, по признанию американских психологов, «белые пятна» в эмпирическом изучении и теоретическом осмыслении детской имитации остаются до сих пор.
Требуется объяснить происхождение и особенности подражания у младенцев, установить развитие подражания по мере взросления ребенка (особенно в первые 3 — 4 года жизни), показать роль имитации в «повседневной социализации» ребенка, выяснить, чем обусловлено многообразие, многоликость феномена детского подражания.
Для того, чтобы объяснить явления подражания, представители теории социального научения эклектически заимствуют элементы разных научных направлений: в двучленную схему анализа поведения по типу S — R вводят ряд промежуточных переменных; выборочно используют принципы психоанализа и положения концепции Ж.
Пиаже; постулируют врожденность некоторых психологических механизмов.
В настоящее время возможности экспериментального анализа имитации на базе необихевиоризма в основном исчерпаны.
Поэтому разрабатываются многочисленные, но не принципиальные модификации уже известной схемы эмпирического изучения, наблюдаются попытки выйти за ее рамки, вернувшись, например, к методу наблюдения подражания в естественных условиях.
Анализ работ американских психологов показывает, что трудности в исследовании проблемы сущности и функции детского подражания во многом обусловлены отсутствием в зарубежной психологии общей теории психического развития в детстве.
Методологическую основу для понимания имитации в советской психологии составляют положения теории психического развития ребенка, выдвинутые и обоснованные в трудах Л.
С.
Выготского, А.
Н.
Леонтьева, Д.
Б.
Эльконина, М.
И.
Лисиной, Л.
И.
Божович, А.
В.
Запорожца и др.
Л.
С.
Выготский считал подражание путем для приобретения ребенком таких видов деятельности, которые выходят за пределы его собственных возможностей, «источником возникновения всех специфически человеческих свойств сознания».
А.
В.
Запорожец, анализируя структуру подражательного процесса, мотивационную сторону подражания и его значение для организации поведения ребенка, приходит к выводу о существенном сходстве, если не общности природы подражания и ориентировочно — исследовательской деятельности.
Т.
И.
Горбатенко и С.
Л.
Новоселова также подчеркивают тесную связь подражания и ориентировочно — исследовательской деятельности в детстве.
Отечественными психологами установлен моделирующий характер предречевых вокализаций младенца; показано значение имитационных движений и действий ребенка раннего возраста для приобретения им культурно — фиксированных способов действий с предметами; проанализирована роль подражания для первоначального понимания и освоения дошкольником различных по сложности и степени обобщенности сторон человеческой деятельности и жизни человека в обществе.
Исследователи подчеркивают, что подражание участвует в формировании личности ребенка: идентификация — механизм формирования личности (В.
С.
Мухина); подражание — механизм становления субъективности, внутреннего мира человека (В.
И.
Слободчиков); глобальная подражательность — необходимый этап в развитии личностной позиции ребенка (Е.
В.
Субботский).
Экспериментальные факты свидетельствуют о наличии в ткани детских образов моторных элементов имитационного характера (Л.
С.
Выготский, Н.
Н.
Поддьяков и др.
)
Анализ теоретических представлений и экспериментальных данных отечественных и зарубежных психологов позволяет выдвинуть гипотезу о том, что подражание в онтогенезе служит своеобразной «ориентировочной частью» основных видов деятельности ребенка.
С позиции концепции периодизации психического развития, разработанной Д.
Б.
Элькониным, логично ожидать, что, если подражание выполняет указанную функцию, то в содержании подражания должны происходить закономерные изменения, связанные с подготовкой возникновения новой деятельности.
Накопленные в психологии факты, касающиеся качественного развития подражания, могут быть рассмотрены как проявление спонтанного становления ориентировочной деятельности в онтогенезе.
Рассмотрим генезис имитации и соотнесем его со шкалой периодизации психического развития в детстве.
В период новорожденноеT и в первой половине младенческого возраста подражание может быть охарактеризовано как становящаяся форма поведения.
Анализ диадического взаимодействия матери и ребенка 2 — 3 месяцев в строго контролируемых условиях показал что вопреки субъективной оценке матери подражательные действия со стороны малыша — скорее исключение, а не правило (даннье X.
Папоушек и М.
Папоушек).
Напротив, ярко проявилась такая особенность материнского поведения, как имитирование ею мимики и вокализации, движений и настроений своего ребенка.
Роли опережающей инициативы взрослого в появлении и обогащена младенческой имитации чрезвычайно велика.
Первоначально выступающая в форме эмоционального заражения имитация имеет существенное значение для организации непосредственно эмоционального общения ребенка и взрослого.
Содержание подражания ребенка в возрасте 2 — 6 месяцев составляют мимические и пантомимические движения, среди которых высовывание языка, открывание/закрывание рта, качание головой, некоторые движения рук типа махания, стучания, сжимания/разжимания кулака, хлопков в ладоши.
Предречевые вокализации ребенка имеют имитационный характер, они моделируют разные стороны речи взрослого: интонационную, ритмическую, фонематическую.
Предречевые вокализации уподобительного характера, имитация мимики и жестикуляции могут быть рассмотрены как активные действенные формы исходной ориентировки ребенка в речевой действительности и в сфере выражения эмоциональных состояний.
На данной начальной стадии онтогенеза в совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого ориентировочные функции полностью принадлежат матери, которая фактически выполняет для малыша функцию первоначального «образа мира» (С.
Д.
Смирнов).
Подражание ребенка первого полугодия жизни вокализациям и мимическим экспрессиям взрослого, совершающееся по механизму эмоционального заражения, может быть понято как встречный со стороны ребенка процесс, вносящий свой вклад в построение специфичного для человека способа общения.
Со второй половины младенчества подражание все больше становится воспроизведением нового, того, чего еще не было в собственном поведении ребенка.
Это дало основание многим исследователям считать данный период началом «настоящей имитации» (Л.
С.
Выготский, Ж.
Пиаже и др.
).
Подражание детей старше 6 месяцев служит источником развития, по крайней мере, двух важнейших сторон поведения ребенка: одна связана с усложнением и обогащением средств коммуникации (Е.
И.
Исенина), другая — с развитием предметных манипуляций (Р.
Я.
Лехтман — Абрамович, Ф.
И.
Фрадкина, И.
Узгирис и др.
).
Имитационные движения ребенка способствуют построению у него образа конкретного предмета.
Ребенок воспроизводит специфические движения взрослого, представляющие собой паралингвистический жест («иди сюда», «помаши тете ручкой») или движения, входящие в состав действия с определенным предметом («укачивание» и «ходьба» куклы, «расчесывание» волос).
Такая форма подражания, названная нами копированием, требует соблюдения ряда условий: специальной неоднократной демонстрации образца, обозначения его речевой меткой; предоставления .
ребенку того самого единичного предмета, который использован взрослым при показе; эмоционально насыщенного одобрения со стороны взрослого за попытку воспроизведения.
Несмотря на то, что к концу первого года ребенок становится способен намеренно» воспроизвести образец (например, жест «до свидания»), ориентировка в ситуации по — прежнему принадлежит взрослому.
Об этом свидетельствует факт первоначального непонимания ребенком конвенционального значения жестов.
Самостоятельное осуществление подходящего жеста означает переход субъекта к инициативному выделению ориентиров.
Первоначальная недифференцированность ориентировочной и исполнительной частей действия проявляется и в требовании ребенком того же самого предмета, который был использован взрослым.
Во время воспроизведения действия, наряду с необходимыми для достижения цели, можно наблюдать много излишних, несущественных движений, лишь сопровождающих показ, но не имеющих отношения к желаемому результату.
Совмещение ориентировочных и исполнительных действий, невыделенность ориентировочной части обусловливают глобальный, недифференцированный характер подражательного акта.
Подражательные действия осуществляются в материальном плане, максимально развернуты и детализованы.
На втором году жизни появляется и становится преобладающим воспроизведение ребенком способов действий с предметами.
Малыш уже способен использовать не тождественный, а лишь сходный по назначению предмет.
Он более активен в подражании, и находит образцы в самостоятельном наблюдении.
Взрослый выступает для него как пример для подражания, руководитель и контролер.
Среди подражательных актов — «курение трубки», «чтение вслух», размешивание ложкой в чашке, «говорение» по телефону (не как акт общения, но как «монолог» с телефонной трубкой в руке).
Многократное воспроизведение общих схем использования вещей в разнообразных ситуациях перерастает в характерную для детей раннего возраста форму игры — предметную, ознакомительную игру.
Имитационно — моделируюшие действия такого содержания приводят к построению специфически человеческих образов предметов, которые включают в себя, помимо конкретных непосредственно воспринимаемых свойств, также представление о том, что можно делать с этим предметом.
Это и составляет
ориентировочную основу для
последующего развития орудийно — предметной деятельности ребенка.
Следующий шаг в развитии подражания в раннем детстве заключается в том, что ребенок начинает воспроизводить цепочку из нескольких, связанных между собой предметных действий, отражающих в определенной степени жизненную логику событий.
В наших наблюдениях ребенок 15 — 18 месяцев собственными практическими действиями объективно воссоздает ряд жизненных ситуаций — укладывание спать, сборы на прогулку и т.
п.
То, что неизменно сохраняется и придает «ритуализованный» характер сюжетно — ознакомительной игре такого рода, — это порядок, последовательность совершения действий: при «укладывании спать» ребенок требует от партнера принятия определенной позы, закрывания им глаз, укрывает, слегка похлопывает и напевает колыбельную.
Однако другие составляющие подражательной игры (время, место, «объект» укладывания, используемые при этом предметы) широко варьируют.
На третьем году жизни ребенка происходит перенос акцента в имитационно — моделирующем отображении жизненных ситуаций: выделяется взрослый как основное действующее лицо, но, как правило, это конкретный взрослый из непосредственного окружения ребенка.
Взрослый выступает сначала в его отношении к предметам, а позже, начиная со второй половины третьего года, и в отношении к другим участникам практической ситуации.
Например, возвращаясь к игре в «укладывание спать», отметим, что ребенок по — иному отображает поведение матери — это сдержанное похлопывание рукой и ласковая успокаивающая интонация в обращении: «Спи, я тут».
Результат подражания — создание ориентировки в ситуации повседневной жизни ребенка в целом, в разных ее аспектах — «предметном» и «межличностном».
Так подготавливаются необходимые условия для становления ведущей деятельности ребенка дошкольного возраста — сюжетно — ролевой игры.
Л.Ф.Обухова. Детская (возрастная) психология. М., 1996.
RSS
azps@azps.ru
Источник