Роль пмпк в развитии ребенка
Для достоверной
диагностики физических и (или) психических
недостатков у детей, определения их
специальных образовательных потребностей,
для консультирования родителей по
вопросам физической и (или) психической
недостаточности детей субъекты Российской
Федерации создают на своей территории
сеть постоянных межведомственных
психолого-медико-педагогических
консультаций (комиссий — ПМПК) из расчета
одна комиссия на не более чем 100 тысяч
детей, проживающих на одной территории,
но не менее одной ПМПК на территории
каждого субъекта Российской Федерации.
Руководит ПМПК
председатель, представитель Комитета
народного образования, заместитель
председателя — представитель Комитета
здравоохранения.
В состав ПМПК
обязательно входят следующие специалисты:
• психолог;
• врачи: психиатр,
невропатолог, ортопед, отоларинголог,
окулист, терапевт(педиатр);
• специальные
педагоги: логопед, олигофренопедагог,
сурдопедагог, тифлопедагог, социальный
педагог;
• юрист;
• представители
соответствующих органов управления
образованием, здравоохранением и
социальной защитой.
Наличие такого
количества специалистов позволяет
сделать процесс обследования детей
более организованным, продуктивным,
последовательным, дает возможность
проведения более раннего обследования,
получения точных результатов.
ПередПМПК
стоят сложные задачи, решение которых
требует взаимодействия всех перечисленных
специалистов. Одной из самых важных
задач является проведение более раннего
бесплатного психолого-медико-педагогического
обследования детей, выявление особенностей
их развития, установление диагноза.
Решение этой задачи позволяет начать
своевременную коррекцию и применить
индивидуальный подход в обучении. Такая
ранняя коррекция позволяет предупредить
развитие заболевания или его тяжелых
последствий.
На следующем этапе
необходимо решить такую задачу, как
подтверждение, уточнение и изменение
ранее установленного диагноза. Также
необходимо оказать консультативную
помощь родителям, имеющим детей с
физическими и (или) психическими
недостатками.
Основной задачей
является и консультирование педагогических,
медицинских, социальных работников по
вопросам, связанным с образовательными
потребностями детей, их правами и правами
родителей. А также очень важно формирование
банка данных о количестве детей, имеющих
физические и (или) психические недостатки,
о структуре детской патологии
(недостаточности).
В ПМПК направляются
дети по заявлению родителей или по
инициативе образовательных учреждений,
учреждений здравоохранения, органов и
учреждений социальной защиты с согласия
родителей. Если это происходит по решению
суда, то согласие родителей не требуется.
Родители имеют право присутствовать
при обследовании детей.
В заключении ПМПК
содержатся результаты обследования, и
оно служит основанием для направления
детей (с согласия родителей) в специальные
образовательные учреждения либо
организации интегрированного обучения.
Члены ПМПК обязаны соблюдать
конфиденциальность заключения.
Когда родители не
согласны с заключением ПМПК, по их
заявлению государственными органами
управления образованием, здравоохранением,
социальной защитой назначается
независимая экспертиза, где родителям
представляется право выбора (отвода)
экспертов и экспертного учреждения.
Заключение
независимой экспертизы может быть
обжаловано в суде в порядке гражданского
судопроизводства по делам, возникающим
из административно-правовых отношений.
Правительство РФ, осуществляя свои
конституционные полномочия по обеспечению
проведения государственной политики
в области образования, принимает
Положение о ПМПК и Положение о независимой
экспертизе.
Списки детей для
обследования и документы на каждого
ребенка направляются в комиссию районными
отделами образования. Комиссия ведет
журнал приема, в котором записываются
фамилия, имя, отчество, год рождения,
место жительства, диагноз и тип учреждения,
куда рекомендовано направлять ребенка.
Данные
психолого-медико-педагогической комиссии
протоколируются. Личное дело обследованного
ребенка, протокол с заключением комиссии
и рекомендациями по организации обучения
и лечения передаются в то учреждение,
куда ученик направлен. Без заключения
областной (районной, городской) ПМПК не
разрешается прием детей в специальные
(коррекционные) образовательные
учреждения, отчисление или перевод из
учреждения одного вида в другой.
Окончательный
диагноз о степени умственной отсталости
при тяжелых задержках психологического
развития или пограничных состояниях
между дебильностью и имбецильностью
может быть установлен только в процессе
учебно-воспитательной работы; ребенок
направляется в специальное (коррекционное)
учреждение VIII вида с целью уточнения
диагноза на срок не более одного года.
Через год в случае необходимости ребенок
повторно направляется на ПМПК для
определения типа учреждения, в котором
он должен обучаться.
Если имеется
необходимое количество таких детей,
могут быть организованы диагностические
классы и дошкольные группы для каждой
категории детей в составе школьных или
дошкольных учреждений специального
назначения.
Контроль за
правильной организацией работы областной
психолого-медико-педагогической комиссии
возлагается на руководителей областными
комитетами народного образования и
здравоохранения. Работа по отбору детей
с отклонениями в развитии в специальные
учреждения осуществляется на основе
соответствующей инструкции.
Когда дети
направляются на консультацию по
инициативе учреждений народного
образования для уточнения их
психофизического состояния и решения
вопроса для дальнейшего воспитания,
обучения, лечения, обязательны документы:
• свидетельство
о рождении (предъявляется);
• подробная выписка
из истории развития ребенка с заключениями
врачей (педиатра, невропатолога,
отоларинголога, офтальмолога, ортопеда);
• педагогическая
характеристика, отражающая подробный
анализ развития с указанием педагогической
помощи и ее эффективности;
• письменные
работы, раскрывающие динамику развития
ребенка, рисунки.
В педагогической
характеристике необходимо указать не
только недостатки ребенка, но и характер
затруднений, которые ребенок испытывает,
какая оказывалась помощь в их преодолении.
Следует отметить и положительные
качества ребенка. Необходимо включить
в характеристику формальные данные:
количество лет обучения в школе; сведения
о семье, об особенностях познавательной
деятельности ребенка; данные о школьных
знаниях; сведения об особенностях
эмоционально-волевой сферы, личности.
Это поможет членам
консультации правильнее построить
обследование, выявить и установить
причины трудностей, препятствующих
развитию ребенка.
Ход обследования
ребенка фиксируется в протоколе и
хранится в личном деле. Это позволяет
учителям заранее познакомиться и учесть
особенности личности, качество знаний,
особенности психофизического развития
ребенка, а также фиксировать динамику
развития, особенно в тех случаях, когда
ребенок повторно направляется на ПМПК.
Это позволяет судить об изменениях,
которые произошли за определенный
период. Протокол помогает членам ПМПК
составить подробное заключение о
ребенке.
На основании данных
обследования составляется заключение
о характере отклонений. Принимается
решение о месте воспитания и обучения.
Даются конкретные рекомендации.
Изучение детей
включает медицинское, психолого-педагогическое
и логопедическое обследование.
Медицинское
обследование проводится врачами и
включает офтальмологическое,
отоларингологическое, соматическое,
неврологическое и психиатрическое
исследования. Диагноз устанавливают
только врачи. Данные из истории развития
ребенка, полученные врачом из беседы с
матерью, а также объективные показатели
состояния ребенка по материалам врачебных
заключений помогут выбрать стратегию
психолого-педагогического обследования.
В ходе психолого-педагогического
обследования выявляются особенности
психологического развития ребенка
(время сензи-тивных периодов развития
речи, движений и т. п.); выявляется начало
формирования навыков опрятности,
самообслуживания, навыков общения с
детьми, состояние моторики, характеры
игровой деятельности. Обязательно
изучение личности в целом, а не отдельных
психологических процессов.
Необходимо
определить готовность детей к школе:
уровень умственного развития,
эмоционально-волевой и социальной
зрелости. Ребенок должен обладать
определенным объемом знаний и представлений
об окружающем мире, необходима
сформирован-ность моторики, произвольного
внимания, осмысленной памяти,
пространственного восприятия. Важно
наличие способности к регуляции поведения
и к самоконтролю.
Если дети учились
в школе, необходимо установить причины
имеющихся у них трудностей в учении,
вскрыть структуру дефекта. Особо надо
обратить внимание на обучаемость,
показателями которой являются способность
к обобщенной мыслительной деятельности,
гибкость мыслительных процессов, темп
усвоения учебного материала, как ребенок
использует помощь. Педагогическое и
психологическое обследование проводят
специальные педагоги .и психолог.
Логопедическое
обследование осуществляет логопед. Оно
включает обследование артикуляционного
аппарата, импрессивной (фонематический
слух, понимание слов, простых предложений,
логико-грамматических конструкций) и
эмпрессивной речи (повторной, номинативной,
самостоятельной речи). Исследуются
письменная речь, речевая память. Логопеду
необходимо выявить структуру речевого
дефекта и установить уровень речевого
недоразвития детей.
Заключение делается
всеми специалистами. Важно не просто
поставить диагноз и написать заключение,
необходимо обосновать его, выделив
основные симптомы указанного состояния.
При решении вопроса
о типе учреждения могут возникнуть
разные ситуации: перевод ребенка в
специальное учреждение действительно
необходим или достаточно правильно
организованной работы в условиях
образовательных учреждений общего типа
при условии помощи со стороны семьи.
Когда у ребенка глубокое снижение
интеллекта, а родители против направления
в коррекцион-ное учреждение, особенно
важна помощь родителям. Врач дает советы
по проведению оздоровительных мероприятий.
Важно, чтобы помощь детям со стороны
родителей была адекватной и имела
коррекционно-развивающую направленность.
Полезны советы
дефектолога по использованию мер
воспитательного воздействия, по
установлению правильного отношения
родителей к детям. Порой наблюдаются
крайности. В данных семьях на ребенка
смотрят как на больного и несчастного,
делают все за него, приучая ребенка к
полной бездеятельности. В другом случае
ребенку предъявляют слишком высокие
требования. Перегрузка резко сказывается
на его здоровье и поведении. В других
семьях дети заброшены, так как родители
уверены, что «все равно они ничего не
могут».
Важны рекомендации
по подготовке ребенка к школе. Необходимо
развить качества, обеспечивающие
обучение в школе, сформировать устойчивую
произвольную и целенаправленную
деятельность.
В обязанности
членовПМПК входит и пропаганда
необходимых медицинских,
психолого-педагогических, дефектологических
знаний среди родителей, педагогов
детских садов, школ, населения. Эта
работа должна способствовать профилактике
аномалий развития и оказанию своевременной
коррекционной помощи.
На базе ПМПК могут
проводиться групповые и индивидуальные
занятия с детьми, которые не могут
посещать дошкольные и школьные учреждения.
Содержание и методика работы на этих
занятиях определяются исходя из
психофизического развития ребенка,
возраста, поставленных задач.
Важнейшим фактором,
стимулирующим развитие высших психических
функций, является двигательное развитие.
В коррекционной работе наряду со
специальными упражнениями необходимы
упражнения на:
• укрепление мышц
кисти рук, мелкой моторики пальцев рук
(лепка, сжимание резиновых предметов,
нанизывание пуговиц, штриховка и др.);
• развитие
ориентировки в пространстве (определение
правой -левой стороны, местоположения
предметов, симметричное дори-совывание
предметов и т.д.);
• развитие памяти
(найти предъявленные фигуры, предметы
в числе других, выкладывание узоров по
памяти, повторение слов и др.);
• развитие мышления
(рисование, лепка, аппликация);
• коррекционная
работа должна быть направлена на
коррекцию развития всей личности
ребенка.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Роль психолого-медико-педагогического консилиума в дошкольном образовательном учреждении.
На современном этапе реформирования системы образования повышается значимость и эффективность психологической службы в учебных заведениях. Являясь первым фундаментальным звеном системы образования, детские дошкольные учреждения призваны заложить основы гармонично развитой личности.
Так как образовательный процесс в ДОУ обширен и многогранен, естественно необходимо его сопровождение как педагогическое, так и психологическое.
Одним из шагов к систематизации сопровождения образовательного процесса стало использование в дошкольном учреждении такой формы работы как психолого-медико-педагогический консилиум.
В образовательном учреждении психолого-медико-педагогический консилиум является организационной формой, в рамках которой происходит разработка и планирование психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников в процессе воспитания и обучения.
Ю.К. Бабанский писал, что для улучшения изучения воспитанников надо не увлекаться подробными письменными характеристиками, а сосредоточить усилия на коллективных обсуждениях мнений воспитателей групп о педагогических проблемах и главное на коллективной разработке мер индивидуального подхода как к отдельным воспитанникам таки возрастным группам в целом. Психолого-медико-педагогический консилиум является одним из перспективных форм взаимодействия специалистов образовательного учреждения, объединяющихся для сопровождения обучающихся с учетом их психофизического и индивидуального развития.
Цель консилиума — определение форм, методов психолого-медико-педагогического сопровождения дошкольников в процессе обучения и воспитания, исходя из реальных возможностей образовательного учреждения и в соответствии со специальными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием соматического и психического здоровья, выстраивания индивидуального маршрута, как отдельных детей, так и групп в целом.
ПМПк может быть создан на базе образовательного учреждения любого типа и вида независимо от организационно-правовой формы приказом руководителя образовательного учреждения при наличии соответствующих специалистов. Общее руководство возлагается на руководителя образовательного учреждения.
ПМПк образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется Законом РФ «Об образовании», Письмом Министерства образования РФ от 27.03.2000г №27/901-6 «О психолого-педагогическом консилиуме в образовательном учреждении», Уставом образовательного учреждения, договором между образовательным учреждением и родителями (законными представителями) воспитанника. Первым шагом управленца является создание документа, регламентирующего деятельность службы. Это «Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме».
Участниками ПМПк являются: старший воспитатель, педагог-психолог, воспитатели, медицинский работник, педагоги дополнительного образования.
Старший воспитатель является ведущим консилиума, готовит необходимую документацию для проведения ПМПк, оформляет протоколы.
Регулярность проведения психолого-педагогического консилиума:
- Консилиумы планируются в начале учебного года, и проводится в соответствии с планом (плановые – 2 раза в год по заявленной проблеме).
- Внеплановые (по запросу) – по возможности проводятся отдельно, либо в день проведения планового консилиума.
Предметом обсуждения на консилиуме может быть:
Предлагается проводить следующие плановые консилиумы:
1 младшие группы — проблемы адаптации к ДОУ;
Старшие группы – уровень развития, соответствие возрастной норме.
Подготовительные группы – готовность к школьному обучению.
Внеплановые (по запросу): индивидуальные особенности ребенка (поведение), адаптация в ДОУ
Рассмотрим основные этапы подготовки и проведения консилиума.
Проведение консилиума и реализация его решений состоит из нескольких этапов:
- первый этап – подготовительный: проводится сбор диагностических данных и сведений о ребенке. Обследование проводится каждым специалистом ПМПк индивидуально с учетом реальной возрастной психофизической нагрузки на ребенка, по результатам обследования пишется справка либо заключение, которое предоставляется на ПМПк;
- второй этап – основной: проводится заседание консилиума, где обсуждаются результаты обследования ребенка каждым специалистом, составляется коллегиальное заключение ПМПк. Все рекомендуемые меры будут определять основное содержание индивидуального сопровождения ребенка.
- третий этап — контролирующий: члены консилиума осуществляют контроль за выполнением рекомендаций. Вопрос о выполнении рекомендаций консилиума, динамика развития воспитанника может быть рассмотрен на педагогическом совете, на совещании при заведующей, на методических объединениях педагогов. Все наблюдения и выводы записываются в индивидуальной программе развития ребенка.
Обследованию на консилиуме подлежат не сами первичные данные, а определенные аналитические обобщенные материалы. В материалах информация о ребенке или его семье облекается в формы:
- не нарушающие их права на конфиденциальность;
- формируются доступным и понятным педагогу и медику языком.
Старший воспитатель, в первую очередь, отводит время тем детям, которые (по данным психолога, воспитателя, медика) являются наиболее «проблемными», затем — на обсуждение информации по дошкольникам с проблемами, в последнюю очередь для «психологически благополучных» дошкольников.
Проблемы каждого ребенка обсуждаются отдельно. Удобно группировать обсуждения на консилиуме не по группам, а по степени близости проблем. Это позволяет значительно ускорить процесс обсуждения и принятия решения без ущерба качеству.
По результатам обсуждения каждого случая принимается совместное решение, в котором намечаются конкретные шаги по оказанию помощи (или сбору дополнительной информации) каждому ребенку, определяются исполнители и сроки.
КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ «ПОСТАВЛЯЕТ» КАЖДЫЙ УЧАСТНИК КОНСИЛИУМА ДЛЯ ОБЩЕГО ОБСУЖДЕНИЯ
Воспитатель предоставляет на консилиум:
— результаты своих собственных наблюдений и бесед с родителями и педагогами дополнительного образования;
— педагогическую характеристику результативности воспитательно-образовательной деятельности (усвоение ЗУН), а так же поведения конкретных детей и группы в целом;
Давая характеристику дошкольнику, воспитатель останавливается на тех показателях, которые содержат важную для работы консилиума информацию.
Организация регулярного мониторинга и представление информации о уровне развития детей позволяет воспитателям стать наблюдательнее и объективнее в оценке различных сторон обучения и поведения детей, собственных взглядов, помогает выработать общий язык обсуждения тех или иных проблем, дает опыт коллективной деятельности;
Педагог-психолог представляет на консилиум:
— результаты наблюдений (занятия, режимные моменты, игровая деятельность, сформированность умений и навыков);
— результаты экспертных опросов педагогов и родителей (сбор анамнеза, поведение в группе, развитие с психологической точки зрения;
— результаты обследования самих детей.
Опрос педагогов дополнительного образования осуществляется при организационной и административной поддержке старшего воспитателя и содержательной помощи психолога.
Медицинский работник предоставляет:
— информацию о состоянии здоровья;
— физических особенностях дошкольников.
Основные показатели:
1.Физическое состояние ребенка на момент проведения консилиума:
— соответствие физического развития возрастным нормам.
— состояние органов зрения, слуха, костно-мышечной системы.
2. Факторы риска нарушения развития:
— наличие в прошлом заболеваний и травм;
— наличие хронических заболеваний.
3. Характеристика заболеваний за последний год.
Что позволяет медицинскому работнику, представляющему интересы воспитанников в учреждении при наличии показаний и с согласия родителей (законных представителей), направлять его в детскую поликлинику,
Старший воспитатель
— собирает информацию о тех детях, в отношении которых предстоит индивидуальное обсуждение;
— разрабатывает схему проведения консилиума.
Рассмотрим порядок работы консилиума
в рамках обсуждения одного случая:
Если наиболее проблемная информация поступает от психолога, он и начинает обсуждение, если от педагога или медика – то обсуждение конкретного случая начинается с заслушивания их информации.
Если все участники консилиума относят данного ребенка к числу наиболее проблемных, либо на консилиум выносится общий вопрос развития детей определенной возрастной категории, правильнее начать обсуждение с педагога.
Обмен информацией служит основой для заполнения первой важной графы-заключения консилиума, касающейся описания актуального психолого-педагогического состояния дошкольника.
Результатом работы ПМПк является разработка стратегии помощи конкретному ребенку
Участники консилиума оговаривают:
- какого рода помощь требуется ребенку или группе детей;
- какую развивающую работу желательно осуществлять с ним;
- какие особенности должны быть учтены в процессе обучения и общения;
- какую работу могут взять на себя участники консилиума;
- какую деятельность необходимо осуществлять силами педагогического коллектива данной параллели;
- что можно сделать с помощью семьи, специалистов различного профиля вне ДОУ.
Определяются формы участия каждого специалиста, оговаривается, кто и в какой форме берет на себя работу с родителями, дополнительными — педагогами, осуществляется социально-диспетчерская деятельность.
Работа консилиума заканчивается заполнением итогового документа-протокола консилиума, при необходимости отправить ребенка на комиссию пишется коллегиальное заключение.
— Коллегиальное заключение ПМПк содержит общую характеристику структуры психофизиологического развития воспитанников (без указания диагноза) и программу специальной помощи, обобщающую рекомендации специалистов
— Коллегиальное заключение ПМПк доводятся до сведения родителей (законных представителей) в доступной для понимания форме, предложенные рекомендации реализуются только с их согласия.
— Изменение условий воспитания и развития ребенка (в рамках возможностей, имеющихся в учреждении), осуществляется по заключению ПМПк.
Психолого-медико-педагогического консилиум является подразделением психолого-медико-педагогической службы и позволяет:
- объединить усилия педагогов, психологов и других субъектов учебно-воспитательного процесса, заинтересованных в успешном воспитании и полноценном развитии детей;
- составить программу индивидуального развития ребенка;
- распределить обязанности и ответственность субъектов учебно-воспитательного процесса в выработке совместной стратегии помощи проблемному ребенку.
Таким образом, система комплексного сопровождения детей и использование такой формы работы как ПМПк позволяет выявить отклонения в развитии, либо способности на ранних этапах и выбрать образовательный маршрут, позволяющий скорректировать развитие ребенка, либо наиболее полно развить его способности
В целом хочется отметить, что пришло время реального профессионального объединения представителей разных профессий в единую комплексную психолого-медико-педагогическую службу, целью которой должно стать оказание поддержки детям, родителям и педагогам, а также сопровождение всех педагогических, управленческих и социальных инноваций в образовании. Научиться работать не рядом, а вместе — главная задача нашей деятельности.
«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи»
Бернард Шоу
Источник