Роль пения в развитии ребенка

Роль пения в развитии ребенка thumbnail

Наталья Иваева
Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка

Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальные способности дошкольника – это, прежде всего, способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их средствами музыкальной и художественной деятельности. Музыкальные способности проявляются у дошкольников уже в раннем возрасте. В 5-6 лет ребенок накапливает специальные исполнительские навыки и умения. Именно в старшем дошкольном возрасте с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают свойственную эстетическую окрашенность.

Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выражать свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства. Психологи, педагоги отмечают проявления попыток пения у малышей уже на первом году жизни. В пении активно развиваются музыкальные способности ребенка. Пение развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Пение способствует развитию речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется дикция ребенка, подвижность артикуляционного аппарата. Пение оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние ребенка, освобождая его от внутренней напряженности. Отечественные физиологи В. М. Бехтерев, И. П. Павлов обосновали взаимосвязь между певческой деятельностью и изменениями общего состояния организма ребенка: доказано влияние пения на изменение кровообращения, дыхания и других физиологических процессов организма. Современные исследователи в области музыкальной психологии рассматривают пение как одну их активных форм музыкотерапии, воздействующей на формирование различных эмоциональных состояний ребенка.

В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях. Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельности способствует формированию правильной осанки.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольников.

Источник

Пение и его роль в музыкальном развитии ребенка.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство. Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребенок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Музыка детства – хороший воспитатель и надежный друг на всю жизнь.

Чтобы открыть перед ребенком дверь в этот мир музыки, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Надо прежде всего воспитывать у ребенка музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость. Развитие музыкального вкуса и эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Музыкальные способности дошкольника – это, прежде всего, способность переживать музыку, способность создавать образы музыкальных произведений и выражать их средствами музыкальной и художественной деятельности. Музыкальные способности проявляются у дошкольников уже в раннем возрасте. В 5-6 лет ребенок накапливает специальные исполнительские навыки и умения. Именно в старшем дошкольном возрасте с развитием общей музыкальности у детей появляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение. Переживания детей приобретают свойственную эстетическую окрашенность.

Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выражать свои чувства, переживания. Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Выразительное исполнение песен помогает более ярко и углубленно переживать их отношение к музыке, к окружающей действительности. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке, приобретают умения и навыки. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, так как знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время.

Пение является самым доступным видом детского музыкального исполнительства. Психологи, педагоги отмечают проявления попыток пения у малышей уже на первом году жизни. В пении активно развиваются музыкальные способности ребенка. Пение развивает эстетическое восприятие, эстетические чувства, оно расширяет детский кругозор, увеличивает объем знаний об окружающей жизни, событиях, явлениях природы. Пение способствует развитию речи ребенка: обогащается его словарный запас, совершенствуется дикция ребенка, подвижность артикуляционного аппарата. Пение оказывает положительное воздействие на психофизическое состояние ребенка, освобождая его от внутренней напряженности. Отечественные физиологи В.М.Бехтерев, И.П.Павлов обосновали взаимосвязь между певческой деятельностью и изменениями общего состояния организма ребенка: доказано влияние пения на изменение кровообращения, дыхания и других физиологических процессов организма. Современные исследователи в области музыкальной психологии рассматривают пение как одну их активных форм музыкотерапии, воздействующей на формирование различных эмоциональных состояний ребенка.

В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определенное содержание и отношение к нему, с другой – пение рождает способность переживать настроения, душевное состояние другого человека, отраженные в песнях. Пение рассматривают как средство укрепления организма дошкольников. Оно формирует правильное дыхание, укрепляет легкие и голосовой аппарат. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Певческая деятельности способствует формированию правильной осанки.

Дошкольный возраст – самый благоприятный период для формирования и развития певческого голоса. Занятия пением являются важной составляющей гармоничного развития дошкольников.

Источник

Консультация для родителей «Значение пения в развитии ребенка»

Уважаемые родители!

Пение — один из важнейших видов музыкальной деятельности детей. У ребёнка голосовой аппарат развит ещё слабо, голосовые связки ещё

тонкие и короткие. Преобладает головной резонатор, поэтому детский голос

не сильный, но звонкий.

 В работе над пением большое внимание необходимо уделять охране детского голоса и голосовых связок.

Человеческий голос – чрезвычайно нежный и тонкий инструмент, а детский голос особенно хрупок. Детский организм в отличие от взрослого находится в постоянном развитии, и голосовые связки тоже соответственно развиваются. Вот почему детский голос нуждается в особом, бережном отношении.

       Многолетней практикой доказано, что пение в детском возрасте не только не вредно, но и полезно. Пение способствует развитию голосовых связок, дыхательного и артикуляционного аппаратов. Правильно проводимое не форсированное  пение укрепляет здоровье детей. Важно следить, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко. Для этого взрослые сами не должны громко говорить. Крик, шум портят голос, притупляют слух, отрицательно влияют на нервную систему ребёнка

Что такое голос? Как он возникает?  У нас в горле есть голосовые связки – складки. Когда они смыкаются, возникает звук – голос. А если не беречь горло, напрягать его постоянной болтовнёй, есть мороженое после горячего чая или долгого бегания, складки воспаляются и голос получается грубым, сиплым.

Нарушение голоса – это отсутствие или расстройства фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата, помимо основных дефектов голоса – утраты силы, звучности, искажений тембра – отмечаются голосовое утомление различные субъективные ощущения: комок в горле, постоянное першение с потребностью откашляться, давление и боли.

Нарушения голоса весьма распространены как у взрослых, так и у детей.

Максимальное число детей с патологией голосового аппарата выявлено в возрастной группе от 5 до 8 лет. Дети с повышенным темпераментом, со склонностью к командованию общительны, много разговаривают и кричат, и к вечеру голос у них «садится», иногда полностью исчезает, вследствие чего общение с окружающими затруднено, отмечаются напряжение и спазмы шейных мышц, набухание вен шеи, возможна одышка. При появлении у ребенка охриплости, продолжающейся несколько дней, необходимо ограничить голосовую нагрузку и исключить все травмирующие ребенка факторы. Стараться, чтобы дети меньше плакали, раздражались. В этот период нельзя петь. В начальной стадии болезни эти меры чаще всего помогают. При большей длительности заболевания необходимо обратиться к врачу – отоларингологу.

Для предупреждения голосовых расстройств очень важна охрана голоса детей и соблюдение правил гигиены.

Как охранять детский голос, детские голосовые связки? — Нельзя петь на улице в сырую, холодную погоду. В детском саду учим детей говорить и петь спокойны тоном, без крика — что тоже важно для предохранения голосовых связок от перенапряжения. Кроме того, это требование культурного поведения. Поэтому дома надо требовать от детей того же.

Следует учить детей  уметь правильно сморкаться, делать полоскания горла.

Полоскания закаляют горло ребёнка. Каждое утро, почистив зубы, надо набрать глоток воды в рот, и запрокинув назад голову, произнести протяжно  следующие  звуки: А-а-а,  Э-э-э, И-и-и, О-о-о, У-у-у. Звуки нужно произносить поочерёдно: на каждый новый глоток воды – новый звук. Так закаляется горло (это как обливание холодной водой) и прочищаешь его, удаляя остатки пищи.

Лучшими средствами закаливания являются воздух, солнце и вода. К методам закаливания следует отнести активное пребывание детей на воздухе в любую погоду, спортивные игры, катание на санках, коньках, лыжах, физическую работу на открытом воздухе (сгребание снега, постройка снежных сооружений и т.д.)

Для профилактики голосовых расстройств необходимо также своевременно проводить санацию патологических очагов. К нарушению голосообразования могут приводить аденоидные разрастания, увеличение носовых раковин при хронических ринитах, заболевания околоносовых пазух, кариозные зубы, нередко способствующие развитию хронических заболеваний миндалин, ларингиты, тонзиллиты.

При соблюдении правил охраны голоса пение является своеобразной гимнастикой, которая способствует правильному развитию грудной клетки, регулирует функцию сердечно-сосудистой системы. Однако воспитание правильных навыков  и естественное развитие детского голоса должны быть основаны на законах возрастной физиологии. У детей голосовой аппарат и голосовая мышца еще не полностью сформированы, слабо развиты дыхательный аппарат и резонаторная функция. Необходимо строго следить за голосовой нагрузкой, не следует перегружать выступлениями, а самое главное – не форсировать голос ребенка. Необходимо выбирать песни ограниченного диапазона соответственно возрастным показателям и состоящие из небольших музыкальных фраз. Текст песен должен быть доступен пониманию детей, опираться на имеющиеся у них представления и образы. Понимание текста песни заставляет детей прислушиваться к звучанию и таким образом приучаться различать музыкальную выразительность. Крикливое пение в диапазоне, не соответствующем детскому голосу, вызывает перенапряжение голосового аппарата, что может привести к нарушениям голоса.

На состояние голоса влияет и питание. Острая пища, содержащая пряности, много соли и уксуса, раздражает слизистую оболочку горла, ухудшает голос. Крайне отрицательно влияет табачный дым.

Обязательно надо следить, что бы в жизни ребенка было достаточно тишины. Использовать радио и ТВ, аудио и видео, компьютер очень разумно, не перегружая ребенка. И было бы не плохо если бы вы собрали небольшую фонотеку –кассеты, диски- записи доступные детям музыкальных произведений, детских песен. Этот репертуар и будет основой формирования хорошего музыкального вкуса. Замечательный композитор и музыкальный воспитатель детей и юношества Д. Б. Кабалевский много раз в своих выступлениях подчеркивал необходимость приобщить детей к серьезной, классической музыке Он сказал «Не может быть развитого человека, который любил бы «легкую» музыку». К большим серьезным чувствам нас приобщают М. И. Глинка, П. И. Чайковский, Л. И. Бетховен, Э. Григ — все выдающиеся музыканты. Совместное слушание музыки способствует сближению детей и родителей, появлению общих интересов.

Соблюдение описанных профилактических мер позволит  детям сохранить здоровье голосообразования.

Как может осуществиться помощь родителей в музыкальном развитии детей? Когда ребенок приходит из детского сада, обязательно спросите его, чем он занимался в садике, что делали на музыкальном занятии, что нового он узнал, какие новые песни выучил, попросите его спеть. Когда дети приходят в гости друг к другу, поощряйте исполнение ими стихов, песен, плясок.

Пожалуйста, берегите голос вашего ребёнка! Он  принесёт Вам много радости!

Источник

Юлия Михайлова
Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста

«Роль пения в развитии активной речи детей дошкольного возраста»

Подготовила:

музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад №88»

Пивкина Ю. М.

Саранск, 2015

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для активного усвоения ребенком речи, развитияи становления всех четырех ее сторон: связной, фонетической, лексической и грамматической. Своевременное овладение правильной речью является одной из главных составляющих полноценной личности. Для речевого развития очень важным является интеграция речевой и музыкальной деятельности.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»также отражает интегративный подход в речевой и музыкальной деятельности: «предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)»

Музыка, как самый эмоциональный вид искусства способна воздействовать на ребенка на самых ранних этапах его жизни. В последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. Для этого используются всевозможные способы. Один из способов развития речи детей — дошкольников — регулярное использование средств в непосредственно-организованной деятельности «Музыкальное развитие, а именно такого вида — как пение. Поэтому сочетание работы над речью дошкольников в процессе певческой деятельности является актуальной задачей.

Основная цель певческой деятельности – воспитание у детей певческой культуры, приобщение их к музыке, развитие голосового аппарата и речи.

Задачи пения вытекают из общих задач музыкального воспитания и неразрывно с ними связаны.Они заключаются в следующем:

-Развивать музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).

-Формировать основы певческой и общемузыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).

-Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.

-Активно развивать дыхание, формировать чувство ритма и темпа речи.

-Развивать слух и голос, артикуляционный аппарат и дикцию.

-Корректировать недостатки в речи, например, такие как невнятное произношение, проглатывание окончания слов.

Проблема речевого развития дошкольника – одна из наиболее сложных в практике дошкольников.Но и при постановке певческого голоса можно решать и речевые задачи:

-совершенствуя голосовой аппарат детей для пения, мы совершенствуем его и для речи;

— прививая детям культуру выразительного исполнения, мы формируем речевую выразительность;

— формируя навыки самостоятельного пения (соло) и пения без сопровождения, закладываем основы активной монологической речи;

развивая ладовое чувство, музыкальную интонационную точность, развиваем способность к речевым интонациям.

Эти задачи решаются на основе определенного песенного репертуара, применения соответствующих методов и приемов обучения, различных форм организации певческой деятельности детей. Давайте рассмотрим, как через один из видов музыкальной деятельности –пение, идёт работа по развитию речи.

Пение — основной вид музыкальной деятельности детей. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Пение наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства.

В годы дошкольного детства голосовой аппарат еще не сформирован (связки тонкие, нёбо малоподвижное, дыхание слабое, поверхностное) и укрепляется вместе с общим развитием организма и созреванием так называемой вокальной мышцы. Певческое звучание ввиду неполного смыкания голосовых связок и колебания только их краев характеризуется легкостью, недостаточной звонкостью и требует к себе бережного отношения.

Охрана детского голоса предусматривает правильно поставленное обучение пению. Этому во многом содействует продуманный подбор музыкального материала — репертуар, соответствующий певческим возрастным возможностям детей. Музыкальный руководитель должен владеть методикой пения, беречь голос детей, следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звука, не говорили слишком громко.

В певческой деятельности работа над речью дошкольников проходит наиболее продуктивно, поэтому, я веду работу в этом направлении. В своей работе с детьми я систематически использую упражнения на развитие музыкального слуха и голоса, и на развитие речи. Обучение детей пению складывается из нескольких моментов (постановка голоса, работа над дикцией, работа над дыханием).

В работе над дикцией проводится артикуляционная гимнастика. Артикуляционные упражнения бывают беззвучными и с участием голоса. Артикуляционная гимнастика не должна быть утомительной и продолжаться не более 3-х минут перед пением. На непосредсвенно- образовательной деятельности я провожу артикуляционную гимнастику эмоционально, в игровой форме. В основе артикуляционных упражнений лежит система В. Емельянова. Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем, способствует тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учит имитации движений животных.

Далее следует дыхательная гимнастика. Упражнения на развитие дыхания так же играют важную роль как в пении, так и в развитии речевой деятельности детей. Особенностью работы над дыханием является постепенное и индивидуальное увеличение нагрузок под контролем педагога. Часть упражнений выполняется под счет, часть – под музыку. При разучивании упражнений я сначала показываю его с пояснениями, затем предлагаю детям повторить упражнение вместе со мной, контролируя действия каждого ребенка. В качестве речевого материала на занятиях использую сначала гласные звуки, потом слоги, слова, фразы. Постепенно продолжительность речевого выдоха у детей возрастает. В работе над дыханием важно использовать показ или жест, помогающий вовремя взять дыхание. Перед началом пения можно предложить детям сделать вдох (“понюхать цветок”) или показать момент взятия дыхания кивком. Чтобы не происходило разрыва слов в пении можно сравнивать показ правильного и неправильного исполнения. На музыкальных занятиях возможно использование несложных упражнений А. Н. Стрельниковой.

В процессе вокально-речевой работы на музыкальных занятиях эффективно использования распевок:

пение вокализов, несложных мелодий с каким либо гласным звуком (например, мелодию «ре – ми – фа – ми — ре» надо пропеть со звуком а, затем на пол тона выше со звуком о и т. д.); —

— Пропевание различных слогов например, «ми – мэ – ма – мо – му» на одном звуке;

— Пропевание нисходящих и восходящих мажорных трезвучий на гласных «и – а – у», «е – о – а».

Их несложная мелодика позволяет обращать внимание не только на интонационную точность исполнения, но и на правильное и выразительное произношение звуков.

Определенные песни-упражнения способствуют выработке отдельных автоматизированных действий голосового аппарата, так как построены на коротких, повторяющихся мелодиях и попевках. Такими упражнениями являются маленькие песенки, подобранные педагогами В. К. Колосовой, Н. Я. Френкелем, Н. А. Метловым. Среди упражнений много песен, написанных композиторами Е. Тиличеевой, В. Карасевой, народных песен-попевок. Используются упражнения-игры в комплексном воздействии разнообразных видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально-ритмическое игровое действие, игра на металлофоне). Песни-упражнения, применяемые на непосредственно-организованной деятельности «Музыкальное развитие», способствуют постепенной выработке естественного, легкого звучания голоса, чистоты интонирования в пении, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса, помогают добиться отчетливого произношения текста песен. Также использую в своей работе сборники логопедических распевок Л. Б. Гаврищевой, Т. С. Овчинниковой и др.

Таким образом, под влиянием певческой деятельности, музыкальных упражнений и игр, при условии использования правильно подобранных приемов положительно, будет оказана большая помощь в работе над развитием активной речи детей.

Практика показывает, что регулярное использование специальных и разнообразных упражнений способствует развитию четкого произношения доступных по возрасту звуков, обогащению словаря детей, быстрому развитию речи и музыкальности, формирует положительный эмоциональный настрой.

Список литературы:

1. Арсеневская, О. Н.Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения.Волгоград: Учитель, 2009.- 204с.

2. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Просвещение, 1985.-174с.

3. Ветлугина, Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982.-271с.

4. Михайлова, М. А. Развитие способностей детей.Ярославль: Академия развития, 1997.-240с.

5. Орлова Т. М., Бекина С. И. Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет. М.: Просвещение, 1987.-144с.

6. Битова, А. Л. Специальные занятия музыкой, ориентированные на стимуляцию речи у детей с тяжелыми нарушениями речевого развития / А. Л. Битова, Ю. В.Липес: Методические рекомендации для музыкальных педагогов, логопедов, воспитателей. — М, 1994.

7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования /https://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html

Источник