Роль педагогической оценки в эмоциональном развитии ребенка
Кристина Маркелова
Педагогическая оценка, как средство воспитания
Одно из важных средств педагогического влияния на детей является оценка.
Педагогическая оценка, как главное средство, направляющее поведение и деятельность ребёнка, представляет собой органическую составную часть процесса обучения, которая наряду с другими педагогическими средствами призвана служить решению его основных задач.
Одной их основных задач воспитания, стоящего на позиции развивающего образования, является достижение хорошего контакта с ребёнком. Для того, чтобы установить такой контакт, необходимо быть искренне заинтересованным в нем как в личности, а следовательно, в его мыслях, переживаниях, настроениях.
Ребёнок нуждается в общении, ему важно, чтобы его слушали, понимали, обращали на него внимания. Ребёнок нуждается в одобрении взрослого, для него это важно. «Например, когда все дети пошли одеваться на прогулку, девочка Ксюша села на скамейку и начала рассказывать, как она с папой ходила в зоопарк. Ей взрослый говорит, сначала оденься, потом расскажешь. Посмотри, все одеваются, и некто не разговаривает». Это не правильно. Нужно ребёнку сказать «Давай договоримся, ты будешь одеваться, и рассказывать, кого вы с папой видели в зоопарке».
Для педагогической оценки является активное слушание, которое предполагает ваше стремление понять, что же хочет сказать ребёнок на самом деле, умение его слушать.
В дошкольном возрасте ребёнок нуждается постоянном одобрении, его поступков (то есть, нет плохих и хороших детей, ребёнок совершает разные поступки, а взрослый объясняет, как надо поступать в данной ситуации.)
Педагогическая оценка оказывает огромное влияние на ребёнка, его сознание. Поэтому важно, если у ребенка что-то не получается, подбодрить его словами: «Ничего страшного, давай попробуешь ещё раз, не получится, я тебе помогу, подскажу. Или давай попробуем сделать вместе». Наблюдая за поведением ребёнка, за его реакцией на успехи или неудачу в разных видах деятельности можно составить общее представление о том, насколько ребёнок уверен в себе.
Педагогическая оценка направлена на помощь ребенку в обучении и развитии. Она не направлена на то, чтобы делить детей, способен или не способен освоить или понять что-либо. Всегда помните, что ваша цель – оказать ребенку помощь и поддержку в его стремлении узнать что-то новое, сориентировать, разобраться в себе. Педагогическая оценка ни в коем случае не должны получать эмоциональную или этическую окраску и не должна сравнивать («Вот посмотри, как хорошо ведёт себя Катя, а ты как всегда только балуешься. Плохое поведение». Результаты оценки сравниваются только с собственными достижениями ребенка. Недопустимо сравнивать их с результатами оценки других детей «Посмотрите дети, как плохо слепил гнёздышко для птички Максим, не так как я показывала, разве это гнездо… В твоё гнездо птичка не прилетит….» «Вот посмотри, как Юра умеет одеваться, а ты даже сандали не можешь застегнуть». Любое достижение ребенка сопоставляется лишь с его собственными достижениями.
Таким образом педагогическая оценка является основой педагогического процесса. Она помогает воспитателю выстраивать процесс наиболее эффективно с точки зрения развития каждого ребенка и группы в целом. Она дает воспитателю возможность творчески подходить к обучению и воспитанию ребенка, обеспечивая ему эмоциональный комфорт. Если у ребёнка что-то не получается нужно улыбнуться ребёнку сказать «У Насти получилось и у тебя обязательно получится (я тебе в этом помогу…» … «Вот видишь какой ты молодец, получилось же.» Ребёнка нужно подбадривать и тогда у ребёнка повысится эмоциональный настрой.
Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатели формируют у него уверенность и волевое усилие. Волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех;
Педагог должен не только помочь обрести ребенку уверенность, но и показать ему успех, вызвать радостные переживания, этому способствует прямая положительная оценка. Ребенок испытывает чувство обиды, если незаслуженно получает отрицательную оценку. Например в выше приводящем примере (в лепке гнезда). Положительная предвосхищающая оценка, данная в присутствии всей группы, оказывает воспитательное воздействие на всех детей, особенность этой оценки в том, что все дети могут отнести к себе эту оценку. Таким образом, не только ребенок, но и все окружающие получают сведения о нормах и правилах поведения, о правильности выполняемых действий.
Косвенная оценка трактуется как выражение одобрения или порицания моральных качеств и поступков другого лица. Косвенная оценка имеет особое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои положительные и отрицательные качества. Ребенок, воспринимая те или иные проявления достоинств у других, «примеривается» к ним и к той оценке, которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я также сделаю, и меня похвалят!»)
Эмоциональное отношение ребенка к образцам возникает как реакция, опосредованная его активным стремлением к удовлетворению чувства собственного достоинства, потребности в положительной оценке и самооценке.
Педагогическая оценка даёт ребёнку коррекцию в его поведении и действиях.
Источник
Роль педагогической оценки в воспитании детей дошкольного возраста.
Педагогическая оценка является одной из форм социальной оценки и выступает «фактом непосредственного руководства учеником» (Ананьев).
Оценка относится к методам поощрения и наказания (положительное и отрицательное суждение педагога о деятельности и поступках ребенка в форме похвалы, одобрения, замечания, порицания и т.д.).
Основные функции оценочных воздействий.
1. Ориентирующая функция: ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения;
2. Стимулирующая функция: определяет переживание ребенком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.
3. Регулирующая функция: в период дошкольного детства педагог является для ребенка непререкаемым авторитетом.
Оценка педагога.
• способствует развитию чувства долга у детей;
• создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим;
• способствует формированию трудолюбия;
• определяет особенности эмоционального состояния ребенка, мотивацию его деятельности и др.
Необходимо рассмотреть часто встречающиеся в практике виды оценок:
• прямую;
• предвосхищающую;
• косвенную;
• опосредствованную;
• отсутствие оценки.
Прямая оценка (часто встречающаяся) – адресована непосредственно объекту воспитания. Она содержит конкретное указание на недопустимость или правомерность поступка или на отношение к личности ребенка. По форме прямая оценка бывает положительной или отрицательной.
Ученые пришли к выводу. Что положительная оценка вызывает у ребенка чувство эмоционального благополучия, радостного переживания соответствия своего поведения предъявляемым к нему требованиям.
Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатели формируют у него уверенность и волевое усилие. Давыдова А.И., которая изучила волю детей дошкольного возраста, утверждает:
• волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех;
• даже взрослым нужна большая сила воли, чтобы преодолеть неуспех в той или иной деятельности, а ребенок, у которого воля только развивается. С этим справиться не сможет.
Педагоги должны не только помочь обрести ребенку уверенность, но и показать ему успех, вызвать радостные переживания, этому способствует прямая положительная оценка.
Ориентирующая и стимулирующая функции положительной оценки.
Чтобы быть на уровне требований, которые предъявляются к процессу общения детей с взрослыми, поведение ребенка и его деятельность оцениваются и корректируются. Положительная оценка является посредством ориентации детей в своих знаниях и умениях.
Прямая отрицательная оценка также выполняет ориентирующую функцию, так как указывает на неправильный характер действий. Использование этой оценки должно быть ограничено, так как дошкольники легко ранимы и чувственны. А.С. Макаренко говорил о том, что дети, словно у них невидимые щупальца, чутко улавливают настроение взрослых и соответственно реагируют на него. Ребенок испытывает чувство обиды, если дети незаслуженно получает отрицательную оценку. Может появиться стремление, любым способом избежать – оценку. Отрицательная оценка сама по себе не обижает ребенка, если она дается спокойным тоном, в доброжелательной форме, и если она носит мотивированный характер. Злоупотреблять этой оценкой нельзя!
Эта мера применима к детям, которые обладают устойчивым чувством собственного достоинства, а если установка недостаточно развита, то – оценка не оказывает на ребенка желаемого воздействия, а лишь подрывает веру и возможности закрепить за собой положительную репутацию, и тем самым, подавляет стремление к лучшему. Поэтому вместе с прямой отрицательной оценкой, необходимо употреблять прямую предвосхищающую оценку.
Предвосхищающая оценка.
В этой оценке содержится личностная оценка, которая влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его отношение к сверстникам.
Положительная предвосхищающая оценка вызывает желание у ребенка выполнять поручение педагога («Я уверена, ты выполнишь мою просьбу»), укрепляет уверенность в своих силах и правдивости совершаемых поступков, то есть, выполняет стимулирующую функцию.
Отрицательная предвосхищающая оценка вызывает негативную реакцию, формирует неуверенность в собственных силах.
Положительная предвосхищающая оценка, данная в присутствии всей группы, оказывает воспитательное воздействие на всех детей, особенность этой оценки в том, что все дети могут отнести к себе эту оценку.
Таким образом, не только ребенок, но и все окружающие получают сведения о нормах и правилах поведения, о правильности выполняемых действий.
Подобное действие оказывает на детей косвенная оценка.
Косвенная оценка трактуется как выражение одобрения или порицания моральных качеств и поступков другого лица. Косвенная оценка имеет особое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Поэтому ребенок должен ясно себе представлять, что от него требуют. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои положительные и отрицательные качества. В косвенной оценке можно выделить ориентирующую и стимулирующую функции.
Ребенок, воспринимая те или иные проявления достоинств у других, «примеривается» к ним и к той оценке, которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я также сделаю, и меня похвалят!»)
Эмоциональное отношение ребенка к образцам возникает как реакция, опосредованная его активным стремлением к удовлетворению чувства собственного достоинства, потребности в положительной оценке и самооценке.
Опосредованная оценка выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта — эта оценка чаще всего относится к детям школьного возраста. Знаменитый психолог В.Г. Ананьев выделил эту оценку в разряд оценок, не обладающих категорическим действием. Он отмечал, что педагог дает такие оценки непроизвольно, и в своей работе «Психология педагогической оценки», так описывает ситуацию: «Слушая ответ ученика, педагог не выражает своего мнения о правильном или неправильном ответе. Затем вызывает другого ученика и задает тот же вопрос. Выслушав второго ученика, говорит; «Вот это другое дело, садись! И ты садись!». Данная оценка, по его мнению, не должна применяться в практике воспитательной работы с детьми.
Отсутствие оценки — является недопустимым в педагогической практике, и ведет к формированию неуверенности в собственных силах детей, к потере ориентировки, и в дальнейшем приводит к осознанию «малоценности». Отсутствие оценки закрепляет неправильные формы поведения ребенка. Дошкольнику необходима постоянная коррекция его поведения взрослыми, путем оценки его действий.
Педагогическая оценка влияет на различные стороны воспитательного процесса, зная их особенности влияния на психику ребенка, зависимость детей от оценки воспитателя, мы предположили, что оценку можем целенаправленно использовать для оптимизации воспитательного процесса.
Педагогу необходимо помнить:
• любая оценка преломляется через «внутреннюю позицию» конкретного ребенка;
• позиция складывается из предшествующего опыта ребенка, его возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений.
Источник
Консультация для педагогов и родителей.
Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста.
Оценка относится к методам поощрения и наказания (положительное и отрицательное суждение педагога о деятельности и поступках ребенка в форме похвалы, одобрения, замечания, порицания и т.д.).
Основные функции оценочных воздействий.
1. Ориентирующая функция: ребенок вследствие педагогической оценки осознает собственные знания, результаты своего учения;
2. Стимулирующая функция: определяет переживание ребенком своего успеха или неуспеха и является побуждением к деятельности.
3. Регулирующая функция: в период дошкольного детства педагог является для ребенка непререкаемым авторитетом.
Оценка педагога.
• способствует развитию чувства долга у детей;
• создает возможности для воспитания доброжелательного отношения к окружающим;
• способствует формированию трудолюбия;
• определяет особенности эмоционального состояния ребенка, мотивацию его деятельности и др.
Вот почему трудно переоценить значимость педагогической оценки в формировании личности дошкольника. Но практика показывает, что педагоги дошкольных учреждений часто не представляют, к каким последствиям может привести использование того или иного вида оценки.
Необходимо рассмотреть часто встречающиеся в практике виды оценок:
• прямую;
• предвосхищающую;
• косвенную;
• опосредствованную;
• отсутствие оценки.
Прямая оценка (часто встречающаяся) – адресована непосредственно объекту воспитания. Она содержит конкретное указание на недопустимость или правомерность поступка или на отношение к личности ребенка. По форме прямая оценка бывает положительной или отрицательной.
Ученые пришли к выводу. Что положительная оценка вызывает у ребенка чувство эмоционального благополучия, радостного переживания соответствия своего поведения предъявляемым к нему требованиям.
Одобряя успехи ребенка в процессе овладения новыми формами поведения, воспитатели формируют у него уверенность и волевое усилие. Давыдова А.И., которая изучила волю детей дошкольного возраста, утверждает:
• волевое усилие появляется тогда, когда дети предвидят успех;
• даже взрослым нужна большая сила воли, чтобы преодолеть неуспех в той или иной деятельности, а ребенок, у которого воля только развивается. С этим справиться не сможет.
Педагоги должны не только помочь обрести ребенку уверенность, но и показать ему успех, вызвать радостные переживания, этому способствует прямая положительная оценка.
Ориентирующая и стимулирующая функции положительной оценки.
Чтобы быть на уровне требований, которые предъявляются к процессу общения детей с взрослыми, поведение ребенка и его деятельность оцениваются и корректируются. Положительная оценка является посредством ориентации детей в своих знаниях и умениях.
Прямая отрицательная оценка также выполняет ориентирующую функцию, так как указывает на неправильный характер действий. Использование этой оценки должно быть ограничено, так как дошкольники легко ранимы и чувственны. А.С. Макаренко говорил о том, что дети, словно у них невидимые щупальца, чутко улавливают настроение взрослых и соответственно реагируют на него. Ребенок испытывает чувство обиды, если дети незаслуженно получает отрицательную оценку. Может появиться стремление, любым способом избежать – оценку. Отрицательная оценка сама по себе не обижает ребенка, если она дается спокойным тоном, в доброжелательной форме, и если она носит мотивированный характер. Злоупотреблять этой оценкой нельзя!
Эта мера применима к детям, которые обладают устойчивым чувством собственного достоинства, а если установка недостаточно развита, то – оценка не оказывает на ребенка желаемого воздействия, а лишь подрывает веру и возможности закрепить за собой положительную репутацию, и тем самым, подавляет стремление к лучшему. Поэтому вместе с прямой отрицательной оценкой, необходимо употреблять прямую предвосхищающую оценку.
Предвосхищающая оценка.
В этой оценке содержится личностная оценка, которая влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его отношение к сверстникам.
Положительная предвосхищающая оценка вызывает желание у ребенка выполнять поручение педагога («Я уверена, ты выполнишь мою просьбу»), укрепляет уверенность в своих силах и правдивости совершаемых поступков, то есть, выполняет стимулирующую функцию.
Отрицательная предвосхищающая оценка вызывает негативную реакцию, формирует неуверенность в собственных силах, выполняет депрессирующую функцию.
Положительная предвосхищающая оценка, данная в присутствии всей группы, оказывает воспитательное воздействие на всех детей, особенность этой оценки в том, что все дети могут отнести к себе эту оценку.
Таким образом, не только ребенок, но и все окружающие получают сведения о нормах и правилах поведения, о правильности выполняемых действий.
Подобное действие оказывает на детей косвенная оценка. Косвенная оценка трактуется как выражение одобрения или порицания моральных качеств и поступков другого лица. Косвенная оценка имеет особое значение в воспитании детей дошкольного возраста. Мышление ребенка носит наглядно-образный и наглядно-действенный характер. Поэтому ребенок должен ясно себе представлять, что от него требуют. Увидев на примере образца, что ему предстоит делать самому, он имеет возможность обратить внимание на собственное поведение, сравнить его с поведением другого человека, и таким образом, осознать свои положительные и отрицательные качества. В косвенной оценке можно выделить ориентирующую и стимулирующую функции.
Ребенок, воспринимая те или иные проявления достоинств у других, «примеривается» к ним и к той оценке, которую им дают. Это вызывает эмоциональное положительное отношение к «примериваемым» образцам, что обладание такими достоинствами даст ему возможность гордиться собой. («Я также сделаю, и меня похвалят!»)
Эмоциональное отношение ребенка к образцам возникает как реакция, опосредованная его активным стремлением к удовлетворению чувства собственного достоинства, потребности в положительной оценке и самооценке.
Опосредованная оценка выражается в оценивании действий и личностных качеств одного субъекта через прямую оценку другого субъекта — эта оценка чаще всего относится к детям школьного возраста. Знаменитый психолог В.Г. Ананьев выделил эту оценку в разряд оценок, не обладающих категорическим действием. Он отмечал, что педагог дает такие оценки непроизвольно, и в своей работе «Психология педагогической оценки», так описывает ситуацию: «Слушая ответ ученика, педагог не выражает своего мнения о правильном или неправильном ответе. Затем вызывает другого ученика и задает тот же вопрос. Выслушав второго ученика, говорит; «Вот это другое дело, садись! И ты садись!». Данная оценка, по его мнению, не должна применяться в практике воспитательной работы с детьми.
Отсутствие оценки — является недопустимым в педагогической практике, и ведет к формированию неуверенности в собственных силах детей, к потере ориентировки, и в дальнейшем приводит к осознанию «малоценности». Отсутствие оценки закрепляет неправильные формы поведения ребенка. Дошкольнику необходима постоянная коррекция его поведения взрослыми, путем оценки его действий.
Педагогическая оценка влияет на различные стороны воспитательного процесса, зная их особенности влияния на психику ребенка, зависимость детей от оценки воспитателя, мы предположили, что оценку можем целенаправленно использовать для оптимизации воспитательного процесса.
Педагогу необходимо помнить:
• любая оценка преломляется через «внутреннюю позицию» конкретного ребенка;
• позиция складывается из предшествующего опыта ребенка, его возможностей, ранее возникших потребностей и стремлений.
Таким образом, можно выделить условные группы детей по определенным параметрам: сходные особенности нервной системы; степень сформированности разнообразных навыков; положение в обществе сверстников и т.д., чтобы предусмотреть, какие оценки оказываются для них более действенными при решении конкретной воспитательной задачи.
Используемая литература:
1. В.Д. Калишенко /Педагогическая оценка и ее роль в воспитании детей дошкольного возраста/ Журнал «Дошкольное воспитание», №10/2010.
Рекомендуем посмотреть:
Консультация для родителей «Использование самомассажа для оздоровления детского организма»
Организация игровой деятельности в разновозрастной группе
Родительская компетентность
Как организовать прогулку с ребенком зимой
Похожие статьи:
Как подготовить руку ребёнка к письму
Консультация для родителей «Конструирование из строительного материала»
Консультация для родителей: Не делайте из ребёнка кумира
Консультация для родителей. Подготовка ребенка к детскому саду
Адаптация детей раннего возраста к детскому саду
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Источник