Роль педагога дополнительного образования в развитии ребенка

Роль педагога дополнительного образования в развитии ребенка thumbnail

«Роль педагога дополнительного образования в развитии одаренного/талантливого ребенка»

В настоящее время обучающиеся имеют возможность свободного выбора дополнительного образования в соответствии со своими интересами, способностями и склонностями.

В группах, секциях, кружках, сообществах формируются учащиеся примерно одного возраста ,из различных школ города. Учреждения дополнительного образования детей ведут разработку и внедрение образовательных программ формирования готовности подростков к профессиональному самоопределению (включая диагностику интересов, склонностей и способностей подростков), умело сочетая в себе элементы традиционного обучения и методы активного психологического обучения, активизируют познавательную и творческую деятельность.

Происходит выявление одаренных, талантливых учащихся, используя комплекс методов как наблюдение, общение с родителями, классным руководителем, учителями школ, психологом, ( при анализе тестирований, анкетировании, бесед), заключение экспертов в определенной деятельности, анализирование результатов олимпиад, конкурсов, соревнований, научно – практических конференций и др. Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является то, что они , как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Они имеют отличную память, повышенное внимание, имеют большой словарный запас, используют в речи сложные синтаксические конструкции. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, придумывают новые слова, предпочитают чтение словарей и интеллектуальные игры, они упорны в достижении результата в сфере, которая им интересна, сильно развито чувство справедливости. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительную информацию.

Педагогическое сопровождение одаренных учащихся — это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержка. Педагогам дополнительного образования необходимо помочь одаренным, талантливым воспитанникам осуществить выбор деятельности в учреждении в соответствии с их интересами, психофизиологическими и личными свойствами и особенностями.

Основной смысл развивающей работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Основные цели работы с одаренными детьми должны быть направлены на то, чтоб сформировать у детей уверенность в успехе, совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость, иметь адекватную самооценку Владеть эмоциональным состоянием, навыками общения с группой сверстников. Педагоги должны проводить своевременную диагностику для оценивания разных сторон поведения и деятельности ребенка; анализ поведения ребенка в тех сферах деятельности, которые в максимальной степени соответствуют его склонностям и интересам; оценка признаков одаренности ребенка с учетом зоны развития, профессионального самоопределения.

Важную роль следует отнести к взаимодействию с родителями, их вовлечению в учебно – воспитательный процесс, повышая педагогическую психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка .Специалисты должны оказать консультативную помощь учащимся к проектированию индивидуального маршрута обучения , к проектированию собственного жизненного пути, имея шанс воспитать гармоничного, реализованного и потому счастливого ребенка.

Источник

Фигура педагога дополнительного образования появляется в воспитательном процессе там и тогда, где и когда возникает осознанная необходимость позаботиться об индивидуальном развитии ребёнка, проследить формирование личности, содействовать максимальному проявлению личностных способностей и выявлению индивидуальных способностей.

Общее назначение педагога, как профессионального лица – вводить ребёнка в контекст культуры – нуждается в индивидуальной интерпретации в силу уникальности каждого ребёнка.

Педагог курирует индивидуальное личностное становление ребёнка, профессионально прослеживая такое становление, корректируя обстоятельства и активность ребёнка в этих обстоятельствах, осуществляя помощь и индивидуальную поддержку ребёнку в его взаимодействии с миром.

Все должностные лица школы содействуют воспитательной цели – формирование личности, способной строить жизнь, достойную человека. Данную цель ставлю себе и я, как педагог дополнительного образования, в работе с группой детей. Доминантой моей работы, однако, является индивидуальное формирование каждого ребёнка, как личности, способной строить свою жизнь. Цель работы заключается в реализации индивидуальных способностей ребёнка. Прослеживанием личностного становления и развития каждого отдельного ребёнка обеспечивается поэтапное движение к цели.

Осознать назначение педагога дополнительного образования помогает сегодняшняя ситуация, когда организованное обучение полностью заполняет пространство развития личности, невольно превращая ребёнка в «мешок со знаниями» и создавая представление о человеке, как о функционере, исполняющем какую-то работу и достигающем карьеры и благополучия.

У школьного учителя есть время, чтобы дать ребёнку необходимые знания. В объединение дети приходят со своими проблемами, вопросами. У педагога дополнительного образования есть время, чтобы помочь каждому ребёнку, выслушать его. Есть в детском объединении время и на духовное обогащение. Педагог дополнительного развития курирует стратегическую задачу развития личности. Область его профессиональных усилий – духовный мир ребёнка. Школьный учитель вводит детей в науку. Педагог дополнительного образования вводит детей в жизнь. Такого чёткого разделения не существует в нашем общественном сознании. Однако на уровне обыденного сознания взрослые и дети всегда видели водораздел между теми, кто детей обучает в классной комнате, и теми, кто содействует восхождению детей на высокую ступень культурной жизни, кто помогает им решать проблемы жизни – сегодняшние и будущие, ожидающие их в период взросления [6; 103].

Водораздел образует содержание работы с детьми. Именно содержанием работы педагога дополнительного образования с детьми объясняется тот факт удивительного преображения личности учащегося, когда ему повезло, и он оказался в группе педагога высшего мастерства.

Чтобы наполнить содержанием взаимодействие педагога с детьми, следует обращаться к мотивационной стороне дела:

  • Дети пишут, чтобы оформить мысль;

  • Подростки танцуют, чтобы выразить радость своего бытия;

  • Юноши беседуют, чтобы понять смысл науки для своего существования на земле.

Общим объектом, который всегда исполняет работу педагога и детей, является жизнь в её непреходящей проблематичности для человека. В жизни возникают различные ситуации: ссора с товарищами, непонимание родителей, плохая оценка и др. Каждый ребёнок переживает по-своему, педагог может помочь ребёнку пережить эти трудности, отметить что-то хорошее, поднять уверенность в своих силах.

Проблема жизни всегда есть содержание педагогического взаимодействия педагога дополнительного образования с детьми: когда слушает музыку, когда поёт вместе с детьми, когда играет с детьми, когда украшает комнату для занятий перед праздником, выставкой. Разумеется, что содержание привносит педагог и никто другой, хотя не исключено, что дети в силу хорошего домашнего воспитания, наполнят содержанием групповую жизнедеятельность, отодвинув роль педагога, как субъекта воспитания, на второй план.

Существенное отличие педагога от любого другого профессионала, работающего с детьми, кроется в видении проблем жизни, высвечивании его значимости для жизни вообще и для жизни ребёнка в частности. Содержание педагогической работы по организации жизнедеятельности детей, наполненной постоянным решением проблем жизни человека и личных проблем воспитанников. Например, если у ребёнка что-то не получается, он падает духом, у него опускаются руки, и другие дети относятся к нему кто снисходительно, кто презрительно. Ребёнок остаётся вне коллектива. Здесь важно не упустить момент и заметить то, что получается у ребёнка очень хорошо. Педагог должен подать его успех наиболее выигрышно, чтобы изменить отношение детей к этому ребёнку.

Шанс быть достойным всегда предоставляется человеку, в том числе и маленькому. Использовать предоставленный шанс – значит, сделать выбор. Выбор приходится делать и подрастающему ученику, и этот выбор есть не что иное, как решение проблемы жизни в согласии с уровнем культуры человеческой жизнедеятельности.

Выход на проблемы жизни совершается через выход на ценности жизни. Ценность – то, что значимо для жизни человека. В решении проблемы жизни человека скрыта апелляция к тому, что значимо для жизни человека. Педагог предъявляет детям этот застойный механизм: прежде, чем что-то сделать, решая ставшую перед тобой проблему, обратись к ценностям твоей жизни и сопоставь предметный результат и ту вечную для тебя значимость, без которой нет твоей достойной жизни. Поэтому работа педагога наполняется ценностными отношениями. Постоянным вектором его деятельности с детьми выступают отношение к миру во всех его проявлениях.

Наивысшие ценности современного мира: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство (полноправие), труд, познание, общение, игра. Венчает эту пирамиду ценностей сам «человек».

«Знание» и «умение» занимают место средства жизни в данной пирамиде ценностей. Точно такое же место они занимают и в воспитании человека: ему знания нужны, чтобы выстраивать свои отношения с миром и собственной жизнью, чтобы знания служили средством самостоятельного выстраивания той жизни, которую бы хотел иметь субъект.

Содержательное наполнение работы педагога с группой происходит путём «распредмечивания» предмета, обобщения явления, выявления в предмете и явлении значимости их для жизни, социального значения и личностного смысла предмета и явления для отдельной личности и её индивидуальной жизни.

Познавательная работа с детьми наполняется ценностью знания, истины, свободы, разума; проживается удивительное устройство мира в его противоречивости и гармоничности, многомерности и бесконечности, упорядоченности и хаотичности; оценивается способность человека использовать истину для построения достойной жизни, осмысливается бегство человека от свободы в невежество, религию, научные спекуляции.

Преобразовательная деятельность обладает широчайшими потенциальными возможностями быть богато содержательной. Дети проживают роль творца обстоятельств собственной жизни и себя самого, они могут обнаружить обратное влияние обстоятельств на человека, развивают свою способность предвидеть результат и итог событий; реально проживают влияние на ход жизни взаимосвязи людей и материальные ценности наглядно и выпукло представляют перед ними, как носители духовных отношений.

Источник

Характеристика одаренного/талантливого ребенка

Вид одаренности

одаренность в ремеслах, в познавательной деятельности

Степень сформированности одаренности

Актуальная одаренность

Формы проявления одаренности

Явная одаренность

Проявления в различных видах деятельности

Общая одаренность

Особенности возрастного развития

Ранняя одаренность

Приемлемая стратегия обучения

Стратегия обогащения

Приемлемая методическая модель обучения

Свободная модель

Приемлемые формы обучения

— индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития в определенной области

— система творческих конкурсов, фестивалей, олимпиад;

Ключевые направления развития одаренности

— Активное отношение к окружающему миру.

— Самостоятельность.

— Организация индивидуального стиля деятельности

— Создание мотивации к развитию и обучению

«Роль педагога дополнительного образования в развитии одаренного/талантливого ребенка»

В настоящее время обучающиеся имеют возможность свободного выбора дополнительного образования в соответствии со своими интересами, способностями и склонностями. В группах собираются учащиеся примерно одного возраста, из разных школ города. Наш Дворец, как и многие учреждения дополнительного образования детей, разрабатывает и внедряет образовательные программы, которые готовят подростков к профессиональному самоопределению, активизируют познавательную и творческую деятельность. Происходит выявление одаренных, талантливых воспитанников. Используется комплекс таких методов как наблюдение, общение с родителями, анализ результатов конкурсов, соревнований, научно–практических конференций и др. Наиболее общими признаками, отличающими одаренных учеников, является то, что они, как правило, более активны и всегда чем-либо заняты. Одаренные дети умеют пользоваться накопленными знаниями, упорны в достижении результатов в сфере, которая им интересна. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации.

Что же понимается под термином “одаренность”? В обыденной жизни одаренность – синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств. Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Работать с такими детьми интересно и трудно; на занятиях они требуют особого подхода. Таким образом, перед педагогом стоит важная задача поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей.

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача образовательных учреждений состоит в том, чтобы увидеть и развить способности обучающихся. К большому сожалению, далеко не каждый ученик способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от педагога. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача педагога – поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.

Известно, что самым важным человеком для детей в раннем возрасте является его первый учитель, перед которым, как раз таки и стоит задача раскрыть и развивать способности своих учеников. И поэтому при поступлении в школу каждый родитель должен тщательно отнестись к выбору заведения, в котором будет учиться их ребёнок, класса и, самое главное, учителя. Мы считаем, что все дети являются одарёнными с рождения, поэтому учителю достаточно трудно определить, именно в какой сфере деятельности ребёнок будет делать успехи, так как в его классе будут учиться не один и не два ребёнка. Учитель – это не только предмет для передачи знаний, но и прежде всего человек, который должен любить свою профессию и своих учеников, к каждому из которых должен найти индивидуальный подход, для того, чтобы у каждого выявить способности, или наоборот, отставание в развитии. Каждый учитель начальных классов обязательно должен знать, как правильно направить руки ребёнка «в нужное русло», для того чтобы он вырос индивидуальной личностью. Ведь это очень важно для его будущего и настоящего его родителей.

Важную роль в этом направлении следует отнести взаимодействию с родителями, их вовлечению в учебно–воспитательный процесс, повышая педагогическую психологическую культуру при реализации задач развития одаренного ребенка. Специалисты должны оказать консультативную помощь учащимся в проектировании индивидуального маршрута обучения, проектировании собственного жизненного пути, воспитании гармоничного, реализованного и потому счастливого ребенка.

Не менее, а может, даже более важной является роль педагога дополнительного образования, который может помочь одаренным, талантливым воспитанникам осуществить выбор деятельности в учреждении в соответствии с их интересами. Воспитывать вдумчивого, творчески мыслящего, заинтересованного в своем труде человека – одна из основных задач, стоящих перед педагогом дополнительного образования. Основной смысл  работы с одаренными детьми – это раскрытие потенциальных возможностей ребенка. Усилия педагога при работе с одаренными детьми должны быть направлены на то, чтоб сформировать у детей уверенность в успехе, совершить то или иное действие, осуществить намеченное, почувствовать свою значимость, иметь адекватную самооценку, владеть эмоциональным состоянием, навыками общения с группой сверстников. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. А если к тому же он свободен от боязни ошибиться, то все это станет залогом успеха начинающейся творческой деятельности, в которой его направляет и помогает достигать результатов педагог детского объединения, в котором занимается такой ребенок.

Педагоги дополнительного образования, работая в малых группах, максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяют разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой.

Работа педагога с одаренными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых предметных знаний, тесного сотрудничества с психологами, другими учителями, администрацией и обязательно с родителями одаренных. Он требует педагогической гибкости, умения отказаться от того, что еще вчера казалось творческой находкой и сильной стороной. На сегодняшний день созрела необходимость совершенствования методической системы работы с одаренными детьми.

На протяжении многих лет педагогической деятельности я веду работу в детском объединении «Компьютерная графика», ежедневно занимаюсь развитием и воспитанием детей. Для активизации самостоятельной познавательной деятельности учащихся и воспитания интереса к предмету мы с воспитанниками рассматриваем на занятиях темы, отвечающие современным требованиям развития информатики и компьютерной графики, а в качестве инструментов при приобретении практических навыков используем различные программные средства: Paint, Adobe Photoshop, CorelDraw, ProShou Producer, Power Point и другие.

Постоянная и кропотливая работа с учащимися в области информационных технологий, компьютерных программ, создания иллюстраций и презентаций приносит свои плоды. Мои воспитанники успешно учатся в школе, принимают активное участие в различных мероприятиях, являются победителями муниципальных, республиканских, всероссийских и международных конкурсов компьютерной графики и графического дизайна.

Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с талантливой молодежью, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Невозможно привить интерес к дисциплине ребятам, если сам учитель своим предметом не увлечен. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, в том числе и дистанционные, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции. Успешность в работе с одаренными детьми во многом зависит и от эффективности педагогической деятельности. Чем лучше подготовка учителя, тем более результативна его работа в данном направлении.

Источник