Роль пальчиковых игр в речевом развитии ребенка
Татьяна Рассказова
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста
«Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста»
Введение:
Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.
Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».
Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.
Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.
Цель: — развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.
Задачи:
1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.
2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.
3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.
Методы:
— разучивание потешек,
— использование атрибутов к пальчиковым играм,
— изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование,
— применение пальчиковых игр в познавательной, художественно – речевой, музыкально – театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.
Приёмы:
• постукивания подушечками пальцев,
• растирание,
• поглаживание основания пальцев,
• круговые движения по ладоням,
• лёгкий массаж предплечья.
Этапы разучивания игр:
• Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
• Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.
• Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
• Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
• Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.
• Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две – три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что – то неправильно, поощряйте успехи.
Работа с родителями:
• Мастер класс:
Тема: «Волшебные пальчики», «Пальчиковый театр своими руками», «Играем пальчиками – развиваем речь».
Цель: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.
Задачи:
1. Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребенка.
2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а так же с этапами разучивания пальчиковых игр.
• Консультации: (индивидуальные и групповые)
Темы: «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги».
• Видео – презентации.
• Фото – выставки.
• Картотека пальчиковых игр (выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей – активизировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми).
Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?
1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.
3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.
4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями.
5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.
6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.
Аннотация.
В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано мною не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей дошкольного возраста.
На основании моих наблюдений можно сделать вывод:
—Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.
-У детей улучшилась речь (возросла речевая активность, дети стали говорить не только фразами, но и предложениями, состоящими из 3 – 4 слов).
Основная часть.
Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.
Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.
Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.
Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.
Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.
Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.
Японская пословица гласит:
«Расскажи мне – я услышу,
Покажи мне – я запомню,
Дай мне сделать самому – я пойму!»
Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».
Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.
Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.
Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».
Результаты: использование пальчиковых игр способствует развитию речи, мышления, внимания, памяти, повышают мышечный тонус.
Вывод: Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.
Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.
Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей.
Заключение.
Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры«. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.
Литература
1 Бардышева Т. Ю. «Умелые пальчики»
2 Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр»
3 Янушко Е. «Помогите малышу заговорить!»
4 Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук»
5 Хвостовцев. А. «Пальчиковые игры для детей»
6 Новиковская О. «100 упражнений для развития речи»
7 Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие мозга ребенка»
8 Крупенчук О. П. «Развиваем мелкую моторику»
9 Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»
10 Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика»
Источник
Калиманова Лина Станиславовна
Пашина Татьяна Владимировна
Резникова Анна Владимировна
воспитатели
МБДОУ д/с №6
г. Белгород
Материал прислан для публикации во Всероссийском печатном сборнике практико-ориентированных материалов «Дошкольное и начальное образование – современные методики и технологии обучения и воспитания» – ОКТЯБРЬ 2019г.
РОЛЬ ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЕНКА
Рекламное сообщение
Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных (двигательная речевая зона) и височных (сенсорная зона) отделов мозга, то есть речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика, три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, – говорящие дети… До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развития речи и, следовательно, мышления добиться не удастся.
Это важно и при своевременном речевом развитии, особенно в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков. Психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают мыслительную деятельность, память и внимание ребенка.
Для того чтобы научиться мыслить и говорить, надо уметь и видеть, слушать и слышать, то есть перерабатывать, осмыслять информацию, получаемую из окружающего мира. Малышу необходимо давать вволю пощупать, потрогать, постучать, понюхать, посмотреть, попробовать на «вкус». Когда малыш накопит богатые впечатления и соответственно собственный словарь, тогда и придет долгожданный момент – ребенок «вдруг» заговорит сам. С этого счастливого дня речь станет для него полноценным средством общения.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее – от пальцев. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Для формирования всесторонне развитой личности значение пальчиковых игр очень велико. Поэтому пальчиковые игры необходимо использовать в различных видах деятельности детей как можно чаще, но недолго. Этим мы способствуем активизации мыслительных процессов, развитию речи и фантазии детей. Было подмечено также, что чем лучше развиты кисти у ребенка и активней работают пальчики, тем быстрее он начинает говорить и легко справляется с произношением сложных звуков. Напрашивается логичный вывод о том, что пальчиковые игры для развития речи просто незаменимы. И этому есть объяснение – формирование коры головного мозга зависит от развитости наших конечностей, а именно – руки и пальцев. И как только кисть малыша приобретает гибкость и пластику, у него появляется и словесная речь.
На вопрос «для чего нужны пальчиковые игры» легко может ответить любой специалист. Эти простые упражнения для пальцев помогут синхронизировать работу левого и правого полушария, создавая своеобразную перемычку между ними. Левое полушарие отвечает за словесную речь во время игры, а правое – за развитие фантазии и воображения. И если связь между ними крепкая, то нервные импульсы проходят чаще и быстрей, активизируя мышление и внимание ребенка.
Пальчиковые игры для малышей – это не ноу-хау. Их существование было известно еще в давние времена у разных народов. В Китае, например, пользуются большой популярностью упражнения с шариками, перекатывание которых помогает улучшить память, укрепить сердечно сосудистую систему и наладить работу пищеварительного тракта. Они снимают стресс, развивают ловкость и силу кисти. В Японии вместо шариков использовали грецкие орехи, а в России детей обучали таким известным играм, как «Коза рогатая», «Сорока – ворона» и «Ладушки». И на сегодняшний день значение пальчиковых игр настолько велико, что они были взяты на вооружение специалистами.
Для речевого и интеллектуального развития детей дошкольного возраста мы используем также игры с пальчиками как на занятиях. Так и в свободной деятельности. В сюжетно – ролевых играх «Приготовим кашу», перебирание фасоли или «Соберем рассыпанные бусы», различные игры со строительным материалом, со шнурками и различными видами мозаик и другие.
Игры с пальчиками без предметов с речевым сопровождением.
Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, они являются очень важной частью работы по развитию мелкой моторики. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе этих игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым мы вырабатываем ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
1.
Хитрый ежик-чудачок
Сшил колючий пиджачок.
Сто иголок на груди,
Сто иголок позади.
Ходит еж по травке,
Натыкает на булавки
Грушу, сливу, всякий плод
Что под деревом найдет.
И с подарочком богатым
Возвращается к ребятам
2.
Стоит в лесу елочка,
Под елочкой травка.
На травке цветочки,
На травке тропочка,
По тропочке идет Катенька.
Расслабление пальцев и кистей рук
Ребенок воспроизводит действия с каким – либо реальным предметом. «Красим забор» движение кисти руки вверх-вниз, вправо-влево.
- «Погладим котенка» плавные движения поглаживания выполняются сначала одной, потом другой рукой.
- «Курочка пьет водичку» локти опираются на стол, пальцы сложены в виде клюквы, ритмичные наклоны рук вперед.
- «Музыканты» движениями рук ребенок копирует игру на различных музыкальных инструментах.
Потешки для пальчикового массажа
Этими потешками – упражнениями желательно заканчивать пальчиковую гимнастику, так как они содержит элементы массажа. Тексты сопровождаются поглаживанием, потиранием, сгибанием и разгибанием пальчиков. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
«Жили мышки»
Раз, два, три, четыре!
Жили мышки на квартире;
Чай пили, чашки били, по три денежки платили!
Держим ладошку раскрытой, водим по ней пальцем.
«Переборы пальчиков»
У белого котенка мягкие лапки.
Но на каждой лапке коготки – царапки!
Затем попеременно то мягкой кисточкой, то жесткой щеткой.
Самомассаж кистей и пальцев рук
- Надавливание сильно сжатыми четырьмя пальцами одной руки на основание большого пальца, середину ладони, основание пальцев другой руки.
- Растирание ладоней шестигранным карандашом с постепенным увеличением усилий.
- Растирание ладоней движениями вверх-вниз.
- Растирание боковых поверхностей сцепленных пальцев.
- Разминание, затем растирание каждого пальца вдоль, затем поперек.
- Грецкий орех положить между ладонями, делать круговые движения, постепенно увеличивая нажим и темп. Можно выполнять упражнение с двумя грецкими орехами, перекатывая один через другой, одной рукой, затем другой.
- Разминание кисти правой руки пальцами левой и наоборот, затем поочередное растирание.
Мы используем персонажи и образы пальчиковых игр: паучок и бабочка, коза и зайчик, дерево и птица, солнышко и дождик нравятся малышам, и дети с удовольствием повторяют за взрослыми тексты и движения. Одни пальчиковые игры готовят малыша к счету, в других – ребенок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево.
Выбрав два или три упражнения, постепенно заменяем их новыми. Наиболее понравившиеся игры оставляем в своем репертуаре и возвращаемся к ним по желанию малышей.
Пальчиковые игры дают возможность взрослым играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком.
Что происходит, когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?
- Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.
- Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка.
- Дети учатся концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
- Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то есть речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.
- Развивается память детей, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений.
- В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Литература:
- «Занимательные игры и упражнения с пальчиковой азбукой» Е.Н. Рыжанкова, – Москва, Сфера, 2010.
- «Ум на кончиках пальцев» О.А. Новиковская, АСТ, Сова, 2008.
- «Вопросы изучения детской речи» А.Н. Гвоздев, Детство – пресс, 2007.
- «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Пособие для родителей и педагогов. Л.П. Савина, Москва, АСТ, 1999.
- «Пальчиковые игры» Е. Железнова, Брянск, 2015.
- «Роль речи в развитии восприятия детей» А.А. Люблинская, Психология дошкольника: хрестоматия. – Москва, 2000.
Увидеть таблицу авторов и подробно узнать про сборники можно ЗДЕСЬ
Источник