Роль отношений взрослых в развитии личности ребенка
Роль детско-родительских отношений в развитии личности ребёнка.
Жизнь в семье невозможна без общения – между мужем и женой, между родителями и детьми. Общение в семье демонстрирует отношения членов семьи друг к другу и их взаимодействие, обмен информацией и духовный контакт. Спектр общения в семье может быть разнообразным. Помимо бесед о работе, здоровье, домашнем хозяйстве, политике, искусстве, жизни знакомых и друзей оно включает в себя обсуждение вопросов воспитания детей.
Удовлетворённость супругов общением зависит от степени совместимости их взглядов и ценностей.
Однако общение в семье не бывает идеальным, партнёры по общению не могут всегда и во всём соглашаться друг с другом. Супружеские отношения неизбежно проходят через противоречия: конфликты, ссоры.
В семье, кроме взрослых, в полноценном общении нуждаются также и дети. Общение является одним из основных факторов формирования личности ребёнка.
В родительском труде, как и во многом другом, возможны ошибки, временные неудачи, сомнения, поражения, которые сменяются победами. Воспитание в семье – это та же жизнь, и наше поведение и даже наши чувства к детям сложны, изменчивы и противоречивы.
Личность родителей играет существенную роль в жизни каждого человека. Не случайно к родителям особенно к матери, мы мысленно обращаемся в тяжёлую минуту жизни. Вместе с тем чувства, окрашивающие отношения ребёнка и родителей, — это особые чувства, отличные от других эмоциональных связей.
Связь между родителями и ребёнком относится к наиболее сильным человеческим связям. Чем более сложен живой организм, тем дольше он должен оставаться в тесной зависимости от материнского организма.
Буквально в каждый день в семейном воспитании родителям надо задумываться о предоставлении ребёнку той или иной меры самостоятельности. Этот вопрос регулируется, прежде всего, возрастом ребёнка, приобретаемыми им в ходе развития новыми навыками, способностями и возможностями взаимодействия с окружающим миром.
Первой и основной задачей родителей является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких обстоятельствах у ребёнка не должно возникать сомнений в родительской любви. Самая естественная, необходимая из всех обязанностей родителей – относиться к своему ребёнку любого возраста любовно и внимательно.
Главное требование к семейному воспитанию – это требование любви. Необходимо, чтобы ребёнок ощущал, чувствовал любовь родных, какие бы сложности, столкновения и конфликты ни возникали в его отношениях с родителями или отношении супругов друг с другом.
Многие родители считают, что ни в коем случае нельзя показывать детям любовь к ним, полагая, что когда ребёнок хорошо знает, что его любят, это приводит к избалованности, эгоизму, себялюбию. Нужно категорически отвергнуть такое утверждение. Все эти неблагоприятные личностные черты как раз возникают при недостатке любви, когда создаётся некий эмоциональный дефицит. Когда ребёнок лишён прочного фундамента неизменной родительской привязанности.
Глубокий постоянный психологический контакт с ребёнком – универсальное требование к воспитанию, которое в одинаковой степени может быть рекомендовано всем родителям, контакт необходим в воспитании каждого ребёнка в любом возрасте. Именно ощущение и переживание контакта с родителями даёт детям возможность почувствовать и осознать родительскую любовь, привязанность и заботу.
Как строить воспитывающий диалог? Каковы его психологические характеристики? Главное в установлении диалога – это устремление к общим целям, совместное видение ситуации, направление совместных действий. Речь не идёт об обязательном совпадении взглядов и оценок. Чаще всего точки зрения взрослых и детей различны, что вполне естественно. Однако первостепенное значение сам факт общей направленности к разрешению проблем.
Наиболее существенная характеристика диалогичного воспитывающего общения заключается в установлении равенства позиций ребёнка и взрослого.
Равенство позиций достигается в диалоге в том случае, если родители стараются видеть мир в самых разных его формах глазами своих детей. Контакт как высшее проявление любви к нему следует строить. Основываясь на постоянном, неустанном желании познавать своеобразие его индивидуальности.
Помимо диалога, для внушения ребёнку ощущения родительской любви необходимо выполнять ещё чрезвычайно важное правило. На психологическом языке эта сторона общения между детьми и родителями называется принятием ребёнка. Что это значит? Под принятием понимается признание права ребёнка на присущую ему индивидуальность, непохожесть на других, в том числе непохожесть на родителей.
Как можно осуществлять принятие ребёнка в повседневном общении с ним? Прежде всего, необходимо с особенным вниманием относиться к тем оценкам, которые постоянно высказываются в общении с детьми. Следует категорически отказаться от негативных оценок личности ребёнка и присущих ему качеств характера. К сожалению, для большинства родителей стали привычными высказывания типа: «Вот бестолковый! Сколько раз нужно тебе объяснять!», «Любой дурак на твоём месте понял бы, как поступить!». Каждое такое высказывание, каким бы, по сути, оно ни было, какой бы ситуацией не было вызвано, наносит серьёзный вред контакту с ребёнком, нарушает его уверенность в родительской любви.
Формула истинной родительской любви, формула принятия – это не «люблю, потому что – хороший», а «люблю, потому что ты есть, люблю такого, какой ты есть».
Важно оценить не личность ребёнка, а его действия и поступки. Действительно, если назвать своё чадо недотёпой, лентяем или грязнулей, трудно ожидать, что он искренне согласиться с вами, и уж вряд ли это заставит его изменить своё поведение.
Контроль за негативными родительскими оценками ребёнка необходим ещё и потому, что весьма часто за родительским осуждением стоит недовольство собственным поведением, раздражительность или усталость, возникшие совершенно по другим поводам. За негативной оценкой всегда стоит эмоция осуждения и гнева. Принятие даёт возможность проникнуть в мир глубоко личностных переживаний детей. Печаль, а не гнев, сочувствие, а не мстительность – таковы эмоции истинно любящих своего ребёнка, понимающих родителей.
Основные правила, которые необходимо учитывать родителям при взаимодействии с подростком
Правила, ограничения, требования, запреты обязательно должны быть в жизни каждого подростка. Это особенности полезно помнить родителям, желающим как можно меньше огорчать детей и избегать конфликтов с ними. В результате они идут на поводу у собственного ребёнка. Это попустительский стиль воспитания.
Правил, ограничений, требований, запретов не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Это правило предостерегает от другой крайности – воспитание в духе «закручивание гаек», авторитарного стиля общения.
Правила, ограничения, требования должны быть согласованы между собой. В противном случае дети предпочитают настаивать, ныть, вымогать.
Тон, которым сообщены требование и запрет, должны быть дружественным, разъяснительным, а не повелительным.
О наказаниях. От недоразумений никто не застрахован, и настанет момент, когда вам нужно будет отреагировать на явно плохое поведение подростка. Наказывая подростка, правильнее лишить его хорошего, чем делать ему плохо.
Важно помнить, что гораздо легче предупредить появление трудностей, чем потом преодолевать их.
Источник
Без взрослого человека (близкого и далекого) ребенок не может выжить как живой организм и не может развиться в социальную личность. Взрослый выполняет в становлении личности ребенка две основные функции: он сам служит носителем ценностей и человеческого опыта и может быть «использован» как образец для подражания; является организатором процесса воспитания и обучения.
От того, какой взрослый находится рядом с ребенком, «кто вводит его в жизнь» (В. А. Сухомлинский), многое зависит. Если с малых лет ребенка окружают добрые, ласковые, сдержанные люди, если они умеют уважительно общаться друг с другом, если они трудолюбивы и веселы, — его социальный опыт наполняется именно такими образцами человеческого взаимодействия. Если ребенок живет в обстановке нервозности, недоброжелательности, грубости, то соответствующий социальный опыт он и приобретает.
Первая функция — взрослый — носитель ценностей — может реализоваться и целенаправленно. Это происходит в тех случаях, когда родители, воспитатели преднамеренно демонстрируют ребенку свои оценки, отношение, поступки, делая себя образцом для подражания, своеобразным «наглядным пособием». Такая демонстрация требует большого такта, чувства меры, особенно когда дело касается моральных явлений.
С точки зрения педагогики и психологии эта первая функция чрезвычайно значима для развивающейся личности. В основе механизма воздействия на ребенка лежит такая особенность детства, как подражание и потребность приобщиться к миру взрослых людей. Ведущий метод, способствующий реализации данной функции в целенаправленной форме, для ребенка — наблюдение, а для взрослого —организация совместной деятельности, педагогические ситуации, показ.
При стихийной форме передачи социального опыта в первой функции для ребенка остается значимым наблюдение, а для взрослого — иллюстрация своего внутреннего социально-нравственного мира. Воспитатель обязан помнить, что он постоянно наблюдаем ребенком, что ребенок всегда готов к подражанию и поэтому так вешка ответственность взрослого перед ребенком за то, что он может’ наблюдать и перенимать.
Вторая функция взрослого в формировании личности ребенка — взрослый является организатором процесса передачи социального опыта. И эта функция реализуется как целенаправленно, так и стихийно.
Целенаправленно реализует эту функцию педагог, осуществляя свою профессиональную деятельность. Чем выше квалификация педагога, чем глубже он овладел своей профессией, тем большую помощь он окажет ребенку в его развитии. Родители тоже могут целенаправленно организовывать процесс воспитания и обучения своих детей, тем самым, обогащая и совершенствуя социальный опыт ребенка. Это возможно в том случае, когда родители задумываются над тем, что и как они хотят воспитать в своем ребенке, осознанно изучают психолого-педагогическую литературу, консультируются со специалистами.
Правда, к сожалению, чаще всего родители предпринимают такие шаги при обнаружении каких-либо отклонений в развитии ребенка, а при ровном, спокойном протекании процесса развития ребенка, они считают этот процесс само собой разумеющимся делом и более склонны к стихийной форме организации помощи детям в их социализации.
Однако стихийная форма организации процесса передачи социального опыта лишь тогда успешна, когда воспитатель прибегает к ней в случае потребности в педагогической импровизации, быстром решении непредвиденной ситуации и др.
Стихийной эту форму можно назвать лишь условно, так как любая педагогическая импровизация возможна лишь тогда, когда педагог владеет профессиональным мастерством — именно оно «подсказывает» правильный выход из нестандартной ситуации.
В роли организатора процесса воспитания и обучения ребенка взрослый тоже может выступать по-разному. Все зависит от его компетентности и личностных качеств. Но без обучения взрослым ребенок не может овладеть способами жизнедеятельности. Взрослый делает для ребенка процесс освоения мира более экономным, освобождая ему время для собственного творчества и в конечном итоге — для прогресса человечества.
Итак, взрослый человек является проводником, посредником между ребенком и окружающим его социальным миром.
Источник
МБДОУ «Ясли-сад «Витоша»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
для родителей (законных представителей)
всех возрастных групп
«Роль оценки взрослого в развитии личности ребенка»
Подготовила:
Сулейманова Е.В.
педагог-психолог
I корпус
2018 г.
Управление воспитательным процессом осуществляется посредством различных методов воздействия – поощрения и наказания, отрицательной и положительной оценки, внушения, убеждения, запрещения и т.д. Кажется все просто: положительное поощряется, отрицательное запрещается, наказывается. Так ребенок под влиянием воспитательных мер постепенно приобретает расположение к тому, что оценивается положительно, и отвращается от того, что вызывает отрицательное отношение окружающих; тем самым воспитание идет в заданном направлении, к мыслимому взрослым идеалу.
Однако на практике воспитание оказывается делом куда более сложным и менее определенным; порой средства оказываются настолько неэффективными, что от родителей, от воспитателей зачастую можно услышать, что «дети не обращают внимания на мои замечания и оценки», что «ребенок вопреки запрещению или наказанию стремится сделать именно неодобряемое, действует как бы назло». Конечно, воспитатели и родители теряются в догадках: «Почему? В силу, каких причин воспитательное воздействие не оказывает необходимого действия? Почему воспитательные условия могут иметь лишь незначительный эффект, а порою приводят к противоположным последствиям?» Действительно, что же мешает идеальному течению воспитательного процесса? Что деформирует его воздействия? В форме ответ ясен: неумелое использование воспитательных средств. Но в чем конкретно состоят ошибки? …
Рассмотрим подробнее один из приемов воспитательного воздействия – оценка результата деятельности ребенка. Оценка результата весьма важна, но не менее важно раскрыть те критерии, по которым взрослые оценивают любую работу. Ведь любая работа имеет замысел, способ его реализации и результат. По каждому из этих моментов и высказать взрослому свое суждение: «Что ты задумал? Для чего? Как задуманное ты мог бы еще исполнить?» И обязательно подвести итог. Конечно, это только схема. В развернутой форме ребенку следует дать представление, что на него обратили внимание, оценили его старания: замысел – воплощение – результат. Причем оценка может быть дифференцированной: положителен результат, отрицательно исполнение или положительное исполнение и результат, но относительно замысла высказывается сомнение в его оригинальности, пригодности.
Заметим, что отрицательная оценка, данная взрослым, — особая, она вызывает у детей отрицательные эмоции. И, следовательно, с ней нужно обращаться очень осторожно. Ведь, очень часто, взрослые, ради необходимого действия, результата, лишь стыдят детей, рассчитывая, что возникшие в ответ неприятные переживания, ущемленное самолюбие побудят ребенка исправиться. К сожалению, это ошибочное представление весьма распространено. Вот о чем надо знать: в раннем и дошкольном детстве отрицательные эмоции, неприятные переживания не стимул к тому, чтобы что-то вновь предпринять и добиться положительно оцениваемого результата. Очень часто, особенно в период раннего детства, отрицательные эмоции оказывают общее тормозящее влияние на активность. И, как результат, ребенок отвращается от деятельности, которая вызывает столь неприятные переживания.
Какие же условия необходимо соблюдать взрослому? Психологи настоятельно рекомендуют:
- Не оценивать отрицательно ребенка в целом. Отрицательная оценка может быть дана только конкретному действию, поступку, результату.
- Не раздражаться, не сердиться на непонятливость или неловкость своего воспитанника. Общий эмоциональный фон взаимодействия должен носить обязательно эмоционально положительный оттенок, оттенок доброжелательности.
- Отрицательная оценка обязательно сопровождается необходимыми разъяснениями: что и почему не получилось – и предусматривает помощь в случае необходимости. Без разъяснений и помощи отрицательная оценка создает трудную, стрессовую ситуацию – ребенку ясно, что что-то не так, но почему и как – это неясно.
- Оценивая действия и достижения детей, важно выбрать верный эталон, так сказать, точку отсчета. Полученный результат можно сравнить с тем, что раньше умел или не умел конкретный ребенок. Чаще всего взрослые используют сравнение результатов между детьми, полагая, что оно активизирует детское самолюбие, стимулирует к достижению более весомых результатов. Однако на практике не всегда так, и даже, чаще всего, не так. Чем младше дети, тем менее эффективна апелляция взрослого к их самолюбию. Для дошкольного возраста сравнение с другими вовсе не побуждает к активности, а, напротив, рождает в душе тревожные чувства, а иногда и отрицательные действия в отношении того, с км сравнивают. Гораздо эффективнее сравнивать ребенка с самим собой.
Действенность оценки – положительной и отрицательной – определяется не только тем, насколько она корректно сформулирована, не только ее формой и содержанием, но и тем, в какую систему включена оценка. Психологи выделяют несколько стратегий, которые определяются тем, как регулярно и систематично взрослые оценивают детей и какие оценки – положительные или отрицательные – доминируют.
Первую стратегию можно назвать «строгие взрослые». В ее рамках пристальное внимание уделяют поступкам детей, их неумению, незнанию, всему, чего им не удается достичь. При этом положительные стороны поведения, достижения, как правило, не отмечаются, они воспринимаются как должное, как само собой разумеющееся.
Стратегия вторая: восторженное поведение, когда поощряются преимущественно успехи, положительная сторона деятельности, поведения.
Стратегия третья: справедливое поведение, справедливая реакция. Взрослые в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно оценивают их.
Стратегия четвертая: безразличие. Взрослые обращают мало внимания, как на достижения, так и на неудачи, редко выражают свое отношение к ним.
Какими же предстают перед нами дети? Те, кого воспитывают строгие взрослые, обычно не уверены в себе, тревожны, имеют низкую самооценку. Природная любознательность внутренне ограничена: ребенок боится промахнуться, поскольку за ним последует отрицательная оценка, опасается исследовать новое, неизвестное – ведь результат может оказаться не в его пользу.
Стратегия «восторженных» взрослых имеет также свои минусы. Дети, воспитанные в такой обстановке, малочувствительны к отрицательной оценке. Отсюда некритичность, неопределенная самоуверенность, завышенная самооценка. Чем меньше ребенок, тем более склонен он ожидать и принимать от окружающих только похвалу в свой адрес. Однако со временем ребенок должен научится воспринимать и отрицательные оценки своим действиям и руководствоваться ими для достижения требуемого результата.
В наиболее благоприятном положении оказываются те дети, кого воспитывают справедливые взрослые. Они легче и быстрее дифференцируют одобряемое и неодобряемое, твердо уверенны в отношении взрослых к себе. А это уже благоприятное условие для развития адекватной самооценки: положительная самооценка усиливает одобряемые формы поведения, расширяет инициативу, самостоятельность, а отрицательная конструктивно перестраивает, ориентирует на достижение требуемого результата.
Безразличные к успехам и неудачам взрослые несистематическими и случайными оценками лишают ребенка твердых ориентиров.
Применяемая в дошкольном детстве одна из выше перечисленных стратегий имеет долговременный эффект. Достаточно часто первые результаты обнаруживаются уже в младшем школьном возрасте, ибо система отношений в школе опосредуется оценкой. Через оценку учитель осуществляет и обучающее и воспитательное воздействие. Поэтому так важно всем предшествующим опытом – дошкольным – подготовить ребенка к правильному восприятию и пониманию оценок взрослых.
Итак, действие оценки взрослого определяется не только ею самой, но и тем, в какую общую систему она включена. Поясним эту мысль: положительная оценка как выражение одобрения со стороны окружающих взрослых при отсутствии отрицательной теряет свою воспитательную силу, поскольку ребенок не ощущает ее ценности. Избыток отрицательных оценок при остром недостатке положительных рождает неуверенность, боязнь нового, создает напряженные и болезненные отношения со взрослыми. Стратегия безразличных взрослых делает ребенка малочувствительным к оценкам. И только сочетание положительной и отрицательной оценки в опыте ребенка создает благоприятные условия для развития.
Все сказанное попытаемся обобщить в перечне правил. Итак, оценка:
- дается постоянно и систематически, а не от случая к случаю;
- сопровождается объяснением;
- ориентирует на собственное умение достигнуть положительного результата;
- помогает сравнить прошлые и настоящие достижения, подчеркивает прогресс в собственных результатах;
- связывает достигнутое с усилием ребенка.
Принимайте детей такими, какие они есть. На этом чувстве доброжелательного расположения стройте воспитательную работу.
Источник