Роль отца в психическом развитии ребенка

В этой статье Вы узнаете о том, какую роль выполняет отец в воспитании ребенка,
в чем отличие роли отца от роли матери,
как наличие отца влияет на психическое развитие ребенка.
Для полноценного развития и становления личности ребенка важно участие в воспитании обоих родителей. Порой основная роль отводится матери, однако роль отца также неоценима. Именно отец служит фигурой, которая защищает ребенка от слияния с матерью, метафорически выражаясь, «перерезает пуповину».
Благодаря отцу у ребенка формируются внутренние границы и ощущение авторитета. Отец — словно закон, который необходим для здорового функционирования личности.
Говоря об отце, стоит добавить, что речь идет не только о реальном, но и о символическом отце, то есть об «отце», который присутствует в голове у матери.
Реальный отец может быть менее значим, чем символический. Под этим подразумевается, что реальный отец может быть обесценен, он может быть слишком пассивным и его роль может быть незначительной.
Однако, если отца нет, но мать принимает «мужское», то есть границы, и не лишает ребенка рассказов о том, какой был отец, откуда ребенок появился, формирует у ребенка положительный образ отца. Это может способствовать не меньшему успеху в развитии, чем наличие реального, но обесцененного отца.
Зачем нужны границы и » закон отца»?
Прежде чем ответить на этот вопрос, вспомним начало известного стиха Маяковского:
«Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо и что такое плохо?»
Этот стих во многом раскрывает смысл символической функции отца и смысл понятия «Закон», понятия «границы».
Начало этого стиха наталкивает на осознание того, что может дать отец своему ребенку.
Слово » Отец» здесь также символическое, ведь понимание того, что такое хорошо, а что такое плохо, может дать ребенку и мать. Тем не менее, изначально функция границ идет от отца.
Без наличия внутренних границ нет возможности для развития, ведь ощущение всемогущества и вседозволенности отводит нас к младенческому периоду.
Человек, у которого нет никаких границ и которому » Все можно»- словно младенец или маленький ребенок, в голове которого нет понятия того, что делать нельзя, что вредно, а что полезно, что безопасно, а что опасно, что может обогатить, а что опустошить, что может разрушить и убить. Такой человек живет » без царя в голове», уничтожает и обесценивает все авторитеты, закрывает глаза на опасность и ведет себя деструктивно, не имеет опоры и защиты.
Можно привести в пример зависимости, которые как раз характерны для личностей со слабыми границами, личностей, находящихся в глубокой зависимости и слиянии, личностей без авторитета и «внутреннего отца». В случае зависимостей помощь психолога жизненно необходима, а сама терапия обычно направлена на выстраивание внутренних границ, отказе от ощущения всемогущества и вседозволенности, принятия границ и рамок, закона, который запрещает вести себя таким образом и диктует «не навреди», в том числе «не навреди самому себе».
Внутренние границы и «отец» защищают от поглощающей материнской фигуры и отделяют ребенка от матери, таким образом, у этого ребенка есть ощущение своей отдельности, защиты, опоры и уверенности. Такой ребенок способен выстраивать здоровые, полноценные отношения, а не отношения, построенные на слиянии, растворении в другом человеке, не отношения, где присутствует вечный страх потерять себя, потерять опору и защиту или умереть от разрыва.
Отец для дочери
Для дочери очень важно присутствие отца, одними из функций которого является защита и формирование у девочки ощущения своей красоты, ценности и привлекательности. Дочь — это «подарок» для отца. Если отец относится к ней с любовью и инвестирует в нее эмоционально, если он смотрит на нее любящими глазами и при этом любит ее и любит ее мать, у нее формируется положительный образ себя.
Отношение отца к дочери формирует у нее ощущение своей ценности, своей красоты.
Дочь — принцесса, при этом королевой является мать.
Если дочь является для отца более ценной и привлекательной, чем мать, ее границы под угрозой. Такая дочь может в будущем иметь проблемы в отношениях с мужчинами и в буквальном смысле желать стать матерью. Такая дочь может отказываться от отношений с мужчинами и оставаться вечной рабыней своего отца, ведь отношения с «другим» ей уже не нужны, мужчина у нее уже есть, и он незаменим.
Если же отец любит дочь как принцессу, но королевой для него является его супруга, то у дочери сформируется позитивный образ отца, и, повзрослев, она сможет построить отношения с мужчиной и полюбить своего мужчину, который хоть и может быть похожим на ее реального отца, но не являться им в буквальном смысле. Кроме того, она будет знать себе цену и бережно относиться к себе, любить себя и ощущать защиту даже без постоянного наличия мужчины рядом с ней.
Что делать матери и как воспитывать дочь/сына,
если отец не может или не хочет принимать участие?
Главным образом, важно не лишать ребенка отца, если даже его нет. Речь идет о формировании у ребенка позитивного мужского образа. Если же такой образ отсутствует у самой матери, работа с психологом может помочь реанимировать «убитого внутри отца», вырастить внутреннего отца и , как следствие, помочь в построении новых отношений с мужчинами, возвращении доверия к противоположному полу и полноценному воспитанию ребенка.
Источник
Долгое время
отрицательные последствия нарушения
нормальных детско-родительских
отношений рассматривались исключительно
с точки зрения разрыва или искажения
связи ребенка с матерью, чем,
собственно, объясняется и повсеместное
предпочтение термина «материнская
депривация» другим — таким как,
например, «отцовская депривация» или
«родительская депривация». Однако в
самое последнее время наблюдается
явная тенденция включать в контекст
обсуждения проблемы депривации и
рассмотрение роли отца.
Для психологии
давно, по крайней мере со времен
работ З.Фрейда, очевидна специфическая
и ничем не заменимая роль отца.
«Фигура отца»
является одним из основополагающих
понятий и даже объяснительных принципов
психоанализа, хотя эту позицию
неоднократно критиковали за
декларативность и внеисторичность.
В ХХ веке появилось
множество исследований, которые
показали, как на протяжении истории
менялся феномен отцовства. Заметим,
что в последние годы эти изменения
даже более значительны, чем изменения
феномена материнства. Если материнство
трудно оторвать от его биологической,
инстинктивной основы, то отцовство
— феномен преимущественно социальный
и поэтому подвержен относительно
более резким изменениям, зависящим,
в частности, от господствующего типа
семьи и ее места в обществе.
Постоянно
растущее число исследований,
большинство из которых было проведено
в конце прошлого — начале настоящего
века4,
демонстрируют наличие двух важных
сторон в понимании отцовства как
социального института и фактора
развития ребенка.
1.
Акцентирование
особой роли отца в становлении
личности ребенка, принципиального
отличия этой роли от роли матери.
Было показано,
что в отличие от матерей, который
значительную часть проводимого с
ребенком времени тратят на уход и
заботу, отцы прежде всего играют с
ребенком, ведут себя с ним как товарищи
по играм. Они тратят на эти игры в
4-5 раз больше времени, чем на кормление,
переодевание, гигиенические процедуры
и т.п.
Общаясь с ребенком,
подбрасывая его, щекоча, возясь с
ним, устраивая игры-потасовки, отцы
оказывают значительно сильнее, чем
матери, развивают органы чувств
ребенка, его моторику, пробуждаеют
его активность.
Эти же исследования
показывают, что матери, в свою очередь,
больше, чем отцы, разговаривают с
ребенком, чаще играют с ним в
традиционные игры (типа «ку-ку»,
«ладушки», «коза рогатая», «прятки»
и т.п.), читают им.
Ряд отличий в
отцовских и материнских функциях
был выявлен в исследованиях Р.Парке,
который считается одним из ведущих
исследователей роли отца в развитии
ребенка. В частности, им было показано
следующее:
дети, которых
отец помогал пеленать, купать и
кормить, оказываются в дальнейшем
более терпеливыми к присутствию
незнакомого человека;уже в раннем
детстве ребенок по-разному относится
к отцу и матери: если ему требуется
забота и ласка, он обращается к
матери, а если ему хочется поиграть
— к отцу (двое из трех детей, которые
учатся ходить, выбирают в качестве
партнера для игры именно отца) ; глядя
на мать ребенок чаще улыбается, а
глядя на отца — смеется и т.п.;
Интересны данные
исследований, касающиеся неполных
семей, в которых дети растут без
матери, только с отцом. В таких семьях,
естественно, отцы много времени тратят
на заботу о ребенке и уход за ним.
Однако все равно они значительно
больше, чем матери в неполных семьях
играют с детьми, и игры эти более
активные.
Однако не эти
различия оказываются наиболее
существенными. Наиболее существенным
и практически ничем не заменимым
оказывается воздействие отца на
становление психосексуальной
идентичности, гендерной роли как
мальчиков, так и девочек.
Исследования и
психотерапевтическая практика
свидетельствуют о пагубности смешения
мужской и женской роли в семейном
воспитании, их подмены друг другом.
Так, криминологи связывают делинквентность
подростков с воспитанием в неполной
семье, прежде всего с отсутствием
отца или заменяющего его лица.
Сексологи, в свою очередь, видят
причину ряда форм мужской импотенции
с тем, что мальчиков воспитывали
одинокие, авторитарные матери. Психологи
также считают, что многие личностные
нарушения определяются тем, что
в семье нет отца.
Проблема мальчиков,
воспитывающихся без отца, как правило,
коренятся в том, что ему в качестве
общественно одобряемой навязывается
женская модель поведения. В
подростковом возрасте, пытаясь
утвердить себя как мужчина, он
активно отвергает такую модель, что
нередко приводит к дезорганизации
поведения и трудностям в развитии
личности.
Для
формирования гендерной
идентичности
девочки отец также необходим, но
совершенно по-иному. Девочка становится
уверенной в себе девушкой и женщиной
лишь в зеркале взгляда и отношения
к себе со стороны лишь бескорыстно
и безусловно любящего ее мужчины.
Кроме того, для построения женской
идентичности девочки важна возможность
оттолкнуться от противоположной
гендерной модели, соотнести себя с
ней.
Эти
и многие другие подобные объяснительные
конструкции сегодня достаточно широко
известны и общепризнанны. Поэтому
матерям, воспитывающих детей в неполных
семьях, без отцов, психологи часто
советуют найти для ребенка своеобразного
«заместителя отца» — человека, который
выполнял бы такую роль. Носителем
мужской модели может выступать и
дедушка, и дядя, и друзья семьи.
Необходимость
мужской модели поведения учитывается
и в эффективно работающих учреждениях
для детей-сирот. Назовем, к примеру,
созданную замечательным человеком
Германом Гмайнером после П мировой
войны и действующую в настоящее время
более чем в 130 странах мира, в том
числе и в России, систему «детских
деревень — SOS»5.
Детская
деревня-SOS
— это учреждение, которое, как правило,
состоит из примерно дюжины отдельных
домов, в каждом из которых живет семья:
«мать» и 6-8 детей. Эти дети либо не имеют
родителей, либо же их родители лишены
родительских прав. От детей никто не
скрывает их реальной истории жизни, и
они знают, что «мать» в детской деревне
– не их родная мать. В деревне дети живут
до 16-17 лет, пока не начнут самостоятельную
жизнь. В отдельном доме живут помощницы
«матерей» – «тети», которые замещают
«мать» в ее выходные дни, а также если
она заболела, уехала или ушла куда-то
по делам. При этом дети учатся в обычной,
расположенной по соседству школе,
ходят в обычную поликлинику, посещают
разные кружки и секции за пределами
детской деревни.
Это «женское»
воспитание обязательно дополняется,
уравновешивается мужским влиянием.
Поэтому руководит детской деревней
всегда мужчина, который также проживает
в отдельном доме вместе со своей семьей.
Помимо чисто директорских обязанностей
он является как бы отцом для всех живущих
в деревне детей и своеобразным мужским
эталоном. Важно, что в деревне обязательно
есть и другие мужчины: педагог (заместитель
директора), мастер, шофер, работники
охраны, которые также общаются с
детьми, обучая их водить машину, чинить
технику, столярничать, играть в
футбол, боксировать и т.п.
2.
Сближение
мужской и женской роли в воспитании
детей, вплоть до отказа признать, что
такая специфика вообще существует.
Сегодня женщины все больше становятся
похожи на мужчин: заняты карьерой,
все меньше времени проводят дома, все
меньше заняты хозяйством, а мужчины,
напротив, все охотнее занимаются
домашними делами, все чаще оказываются
на вторых ролях в материальном
обеспечении семьи, все больше
занимаются детьми, вплоть до того,
даже в отпуск по уходу за новорожденным
берут отцы, а не матери. Любопытно,
что отмеченные изменения гендерных
ролей получают разную общественную
оценку. Если в отношении изменений
женской негативно-скептическая оценка
все же преобладает, то все увеличивающаяся
роль отца в воспитании детей оценивается
сугубо положительно.
Например, в
последние годы популярным становится
присутствие отца при родах. Во многих
эмпирических исследованиях показано,
что такие отцы впоследствии значительно
больше общаются и играют даже с
совсем маленькими детьми. Стали
появляться неполные семьи которая
традиционно связывалось с представлением
о матери-одиночке, отцом-одиночкой.
Изменяется и юридическая практика:
при разводах суды все чаще оставляют
ребенка с отцом. Наконец, изменение
роли отца находит свое отражение
и в художественных произведениях.
Вспомним хотя бы знаменитый фильм
«Крамер против Крамера».
* *
*
Подводя итоги
раздела, можно сказать, что феномены
материнства и отцовства, общественное
к ним отношения изменялись на
протяжении истории человечества и
сегодня разнятся в разных странах,
культурах, народах, и даже разных
социальных группах.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Источник
Монография «Роль отца в психическом развитии ребенка» является первым и наиболее полным на сегодняшний момент в отечественной психологической научной литературе систематическим изложением факторов влияния отцовской фигуры и его образа на психическое развитие ребенка и подростка, описанных в рамках основных психологических концепций и выявленных в современных психологических исследованиях.
Проблема значения отцовской мужской фигуры для гармоничного психического развития ребенка является одной из самых актуальных не только в России, но и во всем мире. Современные исследователи связывают с недостаточной представленностью мужской функции в семье многие психологические проблемы современного человека: диффузность идентичности, в том числе половой и полоролевой, эмоциональное неблагополучие, антисоциальное поведение. Однако, несмотря на значимость реальных отношений с отцом, многочисленные теоретические предположения и клинические наблюдения позволяют сделать вывод о значимости “внутреннего отца”, представленного в психике, его образа, формирующегося под воздействием различных условий.
В данной работе впервые выделены устойчивые и относительно независимые от конкретных исторических условий и культуры аспекты значимости отцовской фигуры для психического развития, описана динамика изменения образа отца в подростковом возрасте, представлены современные, включая авторское, исследования влияния отцовской фигуры и его образа на уровень эмоционального благополучия и формирование полоролевой идентичности у подростков разных половозрастных групп, рассмотрены возможности психодиагностики образа отца.
Практическое значение исследований образа отца, приведенных в данной монографии, связано, прежде всего, с проблемами воспитания и психологической помощи детям и их родителям. Вместе с тем авторам хотелось бы подчеркнуть важность как интра-, так и интерпсихических аспектов взаимодействия ребенка с миром, т.е. как складывающихся у него образов этого мира (прежде всего образов значимых фигур), так и реальных взаимодействия в семье и более широком социумом. Перечисленные в книге теоретико-эмпирические представления о роли отца достаточно редко используются психологами в психологической консультации. Тем не менее, мы полагаем, что изложенные в этой книге факты и соображения необходимы для более эффективной психотерапевтической и консультативной работы с семьей и ребенком, независимо от того психологического направления, в рамках которого она проводится.
В первой главе раскрывается положение фигуры отца в культурно-историческом контексте. Рассматривается значение отцовской фигуры в западном, восточном, российском обществах. Проводится анализ динамики социокультурной ситуации, влияющей на изменение позиции отца в семье. Особое внимание уделяется позиции отца в российской истории, причем авторы обращаются не только к историческим данным, но и к анализу некоторых произведений художественной литературы, в которых показан типичный образ отца того времени.
Во второй главе анализируются представления о роли отца и его внутрипсихических репрезентаций в психическом развитии в различных психологических концепциях: психодинамической (З. Фрейд, Ж. Лакан, Р. Бриттон, М. Таргет, П. Фонаги, Х. Кохут и др.), теории привязанности (Д. Боулби, К. Гроссманн и др.), в системном подходе (М. Боуэн, Г. Бейтсон и др.), в отечественных исследованиях (И. С. Кон, Б. И. Кочубей и др.). Некоторые положения иллюстрируются примерами из консультативной практики. При этом рассматриваются не только реальные отношения с отцом, но и особенности его образа у ребенка и подростка, что позволяет расширить представления о значении отца для психического развития. Это позволяет авторам монографии выделить четырехаспектную модель значимости отцовской фигуры для развития ребенка. В ней доказывается, что роль отца сводится к совокупному выполнению им следующих важных задач: содействию перестройке первоначально эмоционально слитных отношений ребенка с матерью; открытию ребенку новых, качественно иных способов взаимодействия; содействию развитию у ребенка представлений о семейной иерархии, и формированию у ребенка представлений о себе как о потомке двух родов: не только материнского, но и отцовского.
В третьей главе анализируются механизмы формирования образа отца, способы его психодиагностики и эмпирические исследования влияния отца на психическое развитие ребенка, как зарубежные, так и отечественные. Предлагается несколько авторских оригинальных валидных психодиагностических методик, позволяющих диагностировать особенности представлений об отцовской фигуре даже в случае проживания ребенка в неполной семье. Подробно рассматриваются эмпирические исследования влияния отцовской фигуры и его образа на эмоциональное благополучие и полоролевую идентичность подростков. Представленные данные обсуждаются с точки зрения рассмотренных в предшествующих главах теоретических положений различных психологических школ. Приводятся результаты оригинального исследования авторов данной монографии. Среди них следует отметить следующие, наиболее важные:
— существуют как устойчивые и универсальные связи между качеством отцовского образа и психическим развитием ребенка, так и изменяющиеся при переходе от одной половозрастной группы к другой;
— отсутствие в семье отца не обязательно приводит к нарушению эмоционального благополучия и формирования полоролевой идентичности у подростков. Наиболее неблагоприятным является совпадение двух факторов: отсутствие в семье отца и его эмоционально негативный или амбивалентный образа у подростка. Это особенно негативно сказывается на эмоциональном благополучии младших подростков-мальчиков, развитии маскулинности у младших и старших подростков-мальчиков и феминности у младших подростков-девочек. Иначе говоря, существует сложное взаимодействие фактора наличия или отсутствия в семье отца с фактором качества отцовского образа, которые могут совместно влиять на психическое развитие ребенка.
Монография пользуется большой популярностью не только среди ученых, практиков, но и людей, не знакомых с научной психологией, но заинтересованных в возвращении отцу его заслуженного места в семейной системе.
Источник