Роль отца в перинатальном развитии ребенка

Роль отца в перинатальном развитии ребенка thumbnail

Ребенка не надо воспитывать,
его надо просто любить…

Современная медицина не стоит на месте. Любые научные знания, развиваясь и внедряясь в практическую жизнь, проходят жесткий отсев в течение времени. В итоге остаются наиболее ценные и универсальные теории. Перинатальная медицина, психология и психотерапия не исключение. Невероятные гипотезы подтверждаются в результате многолетних наблюдений за внутриутробным развитием человека, превращаются в стойкие знания, дают позитивные результаты. Либо оказываются желаемым, выдаваемым за действительное, и сами собой отсеиваются, не пройдя проверку временем.

Что такое перинатальное воспитание?

Вокруг темы о перинатальном воспитании ведется много споров. Попробуем разобраться, что же в этой области является мифом, а что реальными, подтвержденными научными исследованиями, фактами.

Воспитание можно определить как процесс предоставления подходящих условий и средств, способных обеспечить формирование и развитие человека. Многие новомодные течения предлагают начать воспитывать ребенка ещё в утробе матери. Но что на самом деле подразумевается под словом «воспитание»? Процесс воспитания непосредственным образом связан с процессом обучения. Целесообразно ли обучение и развитие ещё неродившегося ребенка иностранным языкам, музыке, хорошим манерам, поведению в социуме?

Так что же такое перинатальное воспитание? Это предоставление эмбриону, а затем формирующемуся человеку самых лучших и комфортных условий для созревания и развития. Все, через что проходит в период вынашивания ребенка мать, испытывает и её маленький пассажир внутри. Перед своим рождением маленький ребенок уже прожил 9 месяцев жизни, которые сформировали базу для его дальнейшего развития. Между матерью и ребенком должна быть качественная эмоциональная связь, которая начинается ещё задолго до появления ребенка на свет. На психику ребенка и его клеточную память оказывает влияние любовь матери, мысли о его появлении, общение с ним, формируя тем самым основные качества личности. И именно эти качества сохранятся на протяжении всей последующей жизни. Питательной средой для развития малыша во внутриутробной жизни являются собственные чувства, мысли и материнская любовь, а не развитие его интеллектуальных способностей с помощью различных обучающих методик.

Во время беременности не стоит придавать большое значение именно перинатальному обучению. Разговаривать с малышом, ласково гладить живот, петь колыбельные песни, читать ему красивые сказки, слушать хорошую музыку во время беременности нужно и важно. Но нет смысла ожидать, что, если вы во время беременности читаете вслух книги и учите языки, ваш ребенок только поэтому вырастет гениальным вундеркиндом.

В процессе беременности гораздо важнее другое.

Новый взгляд на привычные события

Сегодня отношение к перинатальному развитию ребенка коренным образом изменилось, в отличие от отношения медицины к рождению поколения сегодняшних родителей.

В Советском Союзе имело место быть такое страшное понятие как «изгнать ребенка из себя». Акушеры и гинекологи действовали в понятиях выталкивания и совершенно не подозревали о существовании невидимой связи между матерью и ребенком. Было принято считать, что младенцы – это маленькие существа, не способные думать, чувствовать и испытывать боль.

Об эмоциональном и ментальном взаимодействии матери с ещё неродившимся ребенком не могло быть и речи. Ребенок в утробе матери сухо по-медицински именовался плодом или эмбрионом, и, по-мнению врачей, не представлял из себя никакого интереса как личность.

Ещё несколько десятилетий назад считалось, что новорожденный ребенок – это чистый лист, на котором можно написать всё что хочешь. Советские педагоги и психологи любили говорить: «новорожденный ребенок – это пустое ведро, чем его наполните, то и получите». Со временем эти взгляды немного видоизменились. Сегодня существует совершенно другая точка зрения и её доказательства. Уже научно доказано, что психика ребенка начинает свое формирование ещё до рождения в утробе матери, и беременность всегда влияет на взаимоотношения матери и ребенка. Для дальнейшего психического развития ребенка огромное значение имеют такие факторы, как, например: момент зачатия; течение родов; желанен ли был ребенок для обоих родителей или только для одного; разлучался ли ребенок с матерью после родов и насколько долго.

Сегодня процесс зачатия и дальнейшее развитие ребенка в матке перестали быть тайной. Благодаря открытиям эмбриологии, неврологии, биохимии врачи с помощью современной медицинской техники способны теперь видеть как развиваются части тела ребенка по дням, неделям и месяцам. Уже научно доказано, что ребенок способен проявлять признаки разума задолго до своего рождения на свет.

Эти удивительные человечки

Психика человека имеет огромный потенциал, мозг обладает клеточной памятью, и исследования младенцев иногда дают удивительные результаты. Реакции новорожденного младенца на музыку, которую он слышал, будучи внутри матери, окажется отличной от реакции на незнакомую мелодию. Колыбельная песня, которую пела своему еще нерожденному ребенка мама во время беременности, тоже будет нести в себе успокаивающий и убаюкивающий эффект после рождения. Учеными доказано, что младенец способен узнавать грудь матери и запах её подмышек уже на первой неделе после своего рождения.

Младенец, только что родившись, на третьей-четвертой минуте своей жизни среди увиденных им лиц, находит и начинает внимательно разглядывать лицо своей собственной матери. Удивительно, но он «знает» и «помнит» родное лицо матери.

В период ожидания будущего сына или дочери нет ничего важнее, чем эмоциональное и тактильное общение с ребенком, которого с нетерпением ждут любящие родители. У ребенка есть много собственных врожденных способностей. Есть много доказательств того, что ребенок понимает слова, находясь ещё в утробе матери. Воспоминания детей о родах совпадают с материнскими воспоминаниями. Подросшие дети под гипнозом способны воспроизвести в памяти ситуацию родов, описать слова врача и акушера, принимающего роды, обстановку родильной палаты.

Мы, взрослые люди, не знаем их языка, зато они, даже находясь в своей внутриутробной оболочке, знают наш. Удивительно, но новорожденные дети способны каким-то образом определять пол других младенцев, даже не видя их раздетыми.

Триадные отношения: мать-отец-ребенок

В процессе ожидания ребенка очень важным является эмоциональное благополучие в триаде отец-мать-ребенок. И по-большому счету неважно, является отец биологическим для ребенка или нет. Ребёнок чувствует себя также, как и мать. И задача отца здесь обеспечить беременной женщине эмоциональный комфорт и гармоничные отношения.

Именно отец приносит в жизнь беременной матери порядок и свет. И предназначение отца в том, чтобы обеспечить хорошее самочувствие матери.

Внутренне спокойная, уверенная в себе женщина автоматически формирует у своего ожидаемого ребенка точно такое же благодушное, гармоничное состояние.

Внутриутробное воспитание подразумевает формирование у ребенка с момента зачатия чувства базовой безопасности с помощью психотактильного контакта. У новорожденного ребенка, как это ни странно слышать, есть свое прошлое. Это его внутриутробная жизнь, которая оказывает впоследствии огромное влияние на будущую жизнь человека.

В некоторых странах сейчас очень популярно направление под названием «гаптономия». Это сопровождение беременной женщины, отца и их ребенка в перинатальный период.

Ребенок, который был желанным при зачатии и на протяжении всей беременности, начинает свою жизнь всегда позитивно.

Беременность и стресс

Слой бессознательного мира беременной женщины необычайно близок к осознаванию. Женщина в период ожидания ребенка психически регрессирует, и её мир становится очень близок к миру подростков и к ребенку. Она становится ранимой и очень чувствительной.

Эмоции человека определяют не только психическое состояние, но и гормональные реакции организма. Гормоны матери имеют запахи, и мать в спокойном состоянии дает совершенно иные вкусовые ощущения, чем мать в тревоге. Все эмоции беременной женщины ребенок чувствует, так как он получает те же эндорфины. Именно отсюда и идут советы гармонизировать быт беременной женщины, но это не значит, что если она будет слушать музыку, то у неё родится музыкант. Если ребенок в утробе матери часто испытывает её чувства радости и счастья, то эти состояния запоминаются и определенным образом окрашивают потом характер родившегося человека.

Если мать длительное время находится в стрессовом состоянии, то в её крови образуется избыточное количество стероидных гормонов, которые проникают через плацентарный барьер и влияют на формирующийся мозг ребенка. Неустойчивое эмоциональное состояние матери в итоге оказывает негативное воздействие на развивающийся психический аппарат ребенка. И именно эмоциональное состояние матери во время беременности в итоге становятся доминирующими у ребенка после его рождения. Здесь не берется в расчет временное и преходящее чувство тревоги. Речь идет о воздействии на ребенка сильного, продолжительного по времени стресса, вызванного глубокими и длительными переживаниями.

Все последующие девять месяцев после своего рождения ребенок повторно проживает те же самые эмоции и состояния, проходит те же реакции и этапы, которые присутствовали весь период беременности во внутриутробном развитии в течение 9 месяцев.

Гармоничная беременность = здоровый малыш

В околонаучных кругах принято считать, что душа ребенка кружится вокруг матери за три месяца до его зачатия.

Первая связь матери и ребенка начинается неосознанно. Мать, обнаружив беременность, начинает прислушиваться к звукам внутри неё. То же самое делает ещё нерожденный малыш. Он настороженно и внимательно вслушивается в звуки сердцебиения матери, в её голос, пение, ворчание, её разговоры. Радиопередача материнского голоса извне вовнутрь включена постоянно. Младенец ещё в утробе очень привязан к голосу матери, который он знает и слышит задолго до рождения.

Спокойное и гармоничное течение беременности без стрессов в итоге закончится появлением на свет здорового младенца, который будет доставлять матери в течении первых лет жизни гораздо меньше хлопот и проблем, чем ребенок, проживший все девять месяцев своей внутриутробной жизни в тревожном состоянии.

Эмоции матери передаются ребенку с помощью гормонов и по энергетическим каналам, оказывая положительное или отрицательное влияние на его психику. Главным условием спокойного состояния женщины является её желание иметь ребенка. И именно её уравновешенное, спокойное оптимистичное настроение облегчает течение беременности. Важно начинать радоваться ребенку с момента его зачатия, а не после его рождения. Когда ребенок уже зачат, никто не может изменить его наследственные характеристики. Но родители могут приложить максимум усилий для того, чтобы беременность протекала благоприятно.

Внутриутробный мир и игры

Сегодня уже ни для кого не секрет, что ещё неродившийся младенец обладает уже представлениями о внешнем мире, благодаря вкусам, запахам, звукам и тактильным ощущениям. Он способен реагировать на материнскую ласку, её движения, эмоциональное состояние, вкус её пищи.

Мир ещё нерожденного ребенка в утробе матери очень интересен. Маленький человечек способен устраивать в лоне матери внутриутробные танцы. При этом, двигаясь внутри, он может спать глубоким сном. А будучи неподвижным, внимательно отслеживать все, что происходит снаружи во внешнем мире. Он знает голос матери и легко узнает его среди других голосов только родившись. Младенец ещё в утробе очень привязан к голосу матери, который он знает и слышит ещё задолго до рождения.

Акушеры говорят о том, что кожа ребенка – это огромное ухо. И ребенок своей кожей слышит голос отца гораздо раньше, чем он начинает слышать ухом.

Ему очень комфортно внутри: он играет с большим пальцем, пуповиной, плацентой, половыми органами, приближается к тому, что ему нравится. Ощущения, пережитые внутри до рождения, запечатлены в памяти. Дети, развлекающиеся внутри с пуповиной, потом любят сжимать маленькие мягкие игрушки. Акушеры часто замечают, что при рождении некоторые дети имеют небольшую мозоль на большом пальце. Это ли не доказательство того, что в матке мамы было чем заняться.

Известно, что младенцы в матке могут кричать. Крик младенца в утробе – это способ передачи информации. Действия акушеров в часы, предшествующие рождению, также вызывают внутренний крик малыша. И крик только что рожденного младенца – это, вопреки мнению врачей, не признак здоровья и силы, а сигнал бедствия и просьба о помощи. Крик — это серьезная форма связи, с помощью которого ребенок разговаривает с внешним миром.

Психологические задачи беременности

Во время беременности женщина должна выполнить три психологические задачи:

1. Будущей маме необходимо эмоциональное единение с ребенком.
Оральная стадия беременности наступает с момента зачатия и заканчивается с первым шевелением ребенка. Женщина должна психически принять эмбрион как часть себя. Обычно в этот период происходит регресс женщины на оральную стадию. Отсюда возникают тошнота и рвота, своеобразное символическое желание избавиться от плода путем изгнания его из себя через любые отверстия. В норме тошноты и рвоты не должно быть. Норма – это легкий токсикоз и легкая рвота или их отсутствие.

2. Постепенная дифференциация себя от ребенка внутри (заканчивается на 6-7 мес. беременности).
С первым шевелением у женщины увеличивается фантазия о собственном ребенке. Всплывают воспоминания об отношениях с собственными родителями в эдипальный период. Женщина стесняется живота, так как архаические фантазии вызывают у неё чувство стыда.

3. Психическая сепарация себя и ребенка (последние 2-2,5 месяца беременности).
Кульминацией этой задачи будет сам процесс родов. Хорошее отношение женщины к ребенку внутри себя существенно облегчает процесс родов.

Кого ждали, того и получим

Однажды беременность все таки закончится появлением на свет маленького, крошечного существа, похожего на вас или на ваших близких. Вы будете с удивлением разглядывать того, кто жил внутри вас собственной жизнью и провел вместе с вами все девять месяцев жизни, таинство которой никогда не будет понято и изучено до конца. Будете умиляться его гримасам на сморщенном личике, удивляться его тонким и нежным пальчикам, ждать когда же закончится этот период пеленок и ползунков. Именно вам он впервые улыбнется, именно вы случайно обнаружите звук его первого зубика, услышите его первое слово и поможете сделать первый шаг, крепко держа его за руку. Он незаметно будет расти и взрослеть на ваших глазах. Вместе с ним вы пройдете через детский сад, школу, первые влюбленности и разочарования.

И когда-нибудь, глядя на своего уже взрослого ребенка вспомните, как вы его ждали, хотели или не хотели, радовались ему или огорчались. И на тот момент времени вопрос перинатального развития уже потеряет свою актуальность и значимость. Но это все будет в будущем. А сейчас, пока вы находитесь в ожидании нового самостоятельного существа, у вас есть возможность исправить уже совершенные ошибки, не наделать глупостей и дать своему будущему ребенку хороший жизненный старт, используя свою родительскую интуицию и накопленные знания человечества. На протяжении веков и во все времена считалось, что ребенок, зачатый в любви, имеет все шансы достойно и комфортно прожить свою жизнь в счастье. Сегодня человеческая практика подтверждает эту теорию. Дети любви – это всегда счастливые дети с хорошим стартом.

Источник

Андриевская Ксения Александровна

Студентка магистратуры по направлению

«Пренатальная и семейная педагогика»

Южный Федеральный Университет, г. Ростов-на-Дону

Роль отца в пренатальный период.

Аннотация: в данной статье рассмотрены проблема отцовского участия в вопросах воспитания и развития детей в пренатальный период. Проанализированы характерные особенности поведения отцов и их значимость в период пренатального развития. Выявлена и обоснована необходимость совместного процесса воспитания ребёнка, начиная с пренатального периода, поскольку доказано влияние и продемонстрирована важность отцовского участия в пренатальный период, как для ребёнка, так и для матери для поддержания благоприятной семейной атмосферы и семейных отношений.

Ключевые слова: отцовство, пренатальный период, вредоносные факторы, условия, зачатие и развитие, подготовка к рождению, конфликтные ситуации, специфическая роль, воспитание, родительские обязанности.

Давно известно, что во время беременности матерям рекомендуют отказываться (или сводить на минимум) от вредных привычек, таких как табак и алкоголь; не принимать никаких лекарств без консультирования с врачом; в обиход входят фразы «не нервничайте, вам нельзя». И многие будущие мамы придерживаются данных и других рекомендаций, но зачастую мирятся с окружением, включая собственных супругов. Будущие отцы же вредоносные факторы редко переносят на себя и не видят своего влияния на развитие плода.

В нашей работе мы хотим привести примеры различных исследований о роли отца в зачатии и развитии плода в пренатальный период. Проведя исследования в научной литературе современного мира, мы обнаружили, что подготовка к рождению должна начинаться не с первых дней беременности, а минимум за год до зачатия.

Исследования учёных, докторов-педиатров и психоаналитиков (Отто Ранг, Шандор Ференци, Ганс Густав Грабер, Уильям Лайли, Г.И. Брехман, Лазарев и др.) показали, что ещё до появления малыша на свет, а именно в пренатальный период, уже начинает закладываться определённая информация в малыша в определённый месяц, неделю и даже день. Большинство родителей уделяют немало внимания своим детям ещё в утробе. Однако есть и такие случаи, когда при конфликтной ситуации мать приходит в состояние покоя, но не задумывается о том, что её плод, будучи на ранней стадии своего внутриутробного развития, продолжает принимать стресс на самого себя, что в последствии будет отражаться на его отношениях с родителями и людьми в целом, на его характере в первые и последующие годы жизни. [1]

Давно известный факт в наследственности, что ребёнок получает гены как от матери, так и от отца в равных количествах. Следовательно, «половину генетической информации ребёнок получает от отца» [5]. Поэтому вредные привычки матери и отца одинаково влияют на развитие плода.

В статье «Родителями становятся до зачатия» Маркиной Надежды описан «отцовский вклад в условиях оплодотворения». Маркина отмечает, что учёные доказали на основе экспериментов, что состав семенной жидкости оказывает влияние на развитие плода. Семенная жидкость содержит множество веществ, такие как, например, факторы роста, стимулирующие деление клеток. [3] Маркина приводит сведения о недостатке «фолиевой кислоты в рационе будущих отцов», который ведёт за собой последствия врождённых дефектов у детей из-за «нарушения метилирования», который есть важнейший инструмент, регулирующий активность генов, при котором от большого количества метильных групп, снижается экспрессия генов.

Розенцвет в своей работе пишет: «диета отца влияет на его потомство не меньше рациона матери» [4]. В доказательство она приводит исследование учёных и эксперименты, поставленные на грызунах (мыши), которые показали, что «недостаток фолиевой кислоты действительно влияет на гены, регулирующие развитие плода», и вызывают хронические заболевания, диабет, рак, аутизм, шизофрению. Эти исследования показывают важность витамина B9 в рационе отца для нормального развития будущего ребёнка так же, как и важность правильного питания матери.

Дэвид Хэйг (гарвардский биолог) опубликовал исследование, в котором доказал, что отцовские гены и материнские в эмбрионе оказывают разную функцию. Гены отца создают условия для как можно большей передачи материнских сил будущему ребёнку, «даже если сама женщина при этом пострадает» [6]. Гены матери могут ограничивать плод для сохранения материнского организма.

В статье Созончук А. М. приводит исследования Флоридского университета, которое доказало, что во время беременности постоянное присутствие отца оказывает благоприятное воздействие на будущего ребенка. «Если отца рядом не было, то дети гораздо чаще рождались недоношенными», пишет он, «вероятность их смерти во время первых месяцев жизни также значительно увеличивалась». [6] А также присутствие и забота будущего отца положительным образом сказывалась на здоровье будущей мамы.

Что делает мужчину хорошим отцом? Слишком привычная точка зрения, какая существует по отношению к отцу семейства в наши дни, что отца необходимо учить складывать пелёнки, менять подгузник, баюкать и прочее. Пытаясь преодолеть уклонение отцов от участи в воспитании детей, мужчин побуждают стать матерями. Хотя и нет никакой необходимости, которая мешала бы мужчине иной раз заменить детям мать, даже если ему такое занятие нравится, систематическое выполнение материнских обязанностей не сделает его ещё более «идеальным отцом». У отца имеется своя, специфическая роль. И состоит она в том, чтобы быть мужчиной, мужем, родителем мужского пола, а это значит, что он несёт ответственность за формирование у сыновей понятия о том, как относиться к жизни по-мужски, то есть думать, чувствовать и поступать так, как это делает он. Главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы подавать собой прекрасный образец настоящего мужчины. Вообще подобное качество он приобретает, как правило, задолго до того, как стать отцом, и это единственная гарантия, что время, которое мужчина уделяет своим детям, действительно необходимо им.

Оберегая и заботясь о ребёнке, его родители одновременно вкладывают в него и определённое представление о жизни, чтобы тот смог адаптироваться в обществе и со временем, когда станет уже самостоятельным, совершеннолетним, и стать примером для уже своих детей.

Уход за ребёнком и забота о нём – самые лёгкие из родительских обязанностей. Научить с малолетства умению жить среди людей – задача куда более трудная и тонкая. Для этой задачи никогда не бывает достаточно мудрости и знаний. Но сам факт, что у ребёнка имеются оба родителя, отец и мать, исключительно важен для него и его адаптации в мире. И это понятно: наш мир состоит из женщин и мужчин; нужно знать и учитывать, как воспринимают различные вещи и представители более слабого пола и сильного. Это не означает, конечно, что у мужчин и женщин обязательно разные точки зрения, но между ними могут быть различия, понять которые сразу не всегда удаётся, поэтому они познаются только с опытом.

Только в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, это не составляет трудности, поскольку для этого необходимо просто смотреть на своего отца и подражать ему. Если же в семье нет мужчины, сын оказывается лишён многого, т. к. подражать матери может только дочь. Однако, и девочка, когда в ней пробуждается женственность, способна многое взять от отца. У неё формируется точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, она осознаёт, как мужчина относятся к женщине, т. к. видит подобные взаимоотношения между отцом и матерью. Она понимает природу мужчины, когда наблюдает множество тонких нюансов в поведении родителей.

Все уроки повседневной жизни являются одинаково важными и для мальчиков, и для девочек. Они вносят свой вклад на дальнейшее взаимоотношение с противоположным полом, имеют огромное значение для их будущей семейной и половой жизни. Никакие учебные пособия или развивающие игры не составят их представление так верно, как наглядный пример их собственных родителей. Поэтому хороший отец должен быть, прежде всего, образцом настоящего мужчины и уже потом – идеального мужа.

Быть отцом так же означает хотеть и уметь обращаться с ребёнком. Обычно характер взаимоотношений отца с сыном отражает основные черты личности родителя. Ни для кого не секрет, что все люди разные, дело так же обстоит и с отцами – бывают разные отцы – грозные, подобно Саваофу из Ветхого Завета, готовые лишь греметь и бушевать; простые и обходительные; суровые и властные; общительные и весёлые; вечно во всём сомневающиеся скептики либо энтузиасты, живущие только своей работой; болезненные, озабоченные и робкие; всегда готовые посмеяться либо вообще никогда не улыбающиеся. Эти характерные черты личности отца определяют и его характер отношений с ребёнком в гораздо большей мере, нежели время, которое он ему уделяет.

Так что же делает человека хорошим отцом? Ответ крайне прост. «Если мужчина, являясь яркой личностью, готов поделиться с детьми своими знаниями и опытом, несомненно, это хороший отец. Если же он идёт на жертву, соглашаясь отправиться с детьми в цирк, а там оказывается беспомощным в шумной толпе, проку от него мало.» [7] Иногда отец пытается уделить своим детям много внимания, чтобы они, набравшись его знаний и опыта, смогли бы достичь большего, нежели он. Но в большинстве случаев это означает, что он проявляет свою досаду на неудачно сложившуюся жизнь и уязвлённое тщеславие, нежели любовь к детям и окружающим. Идти же на жертвы ради будущего своих детей, особенно осуществляя это демонстративно, – означает «обнаруживать беспомощность и комплекс вины, а не надёжно утверждать собственное достоинство, чему могли бы подражать дети». [7] Другими словами, нет важности в том, сколько мы даём нашим детям, но важно то, что мы для них делаем сами; это особенно включает в себя проведение личного времени с ними. Ведь самое бесценное, что есть у человека – его собственное время.

Мужчина, который готов вступить в брак, готовый к отцовству, не считает, что дети могут обременить его больше, чем он ожидает. Он понимает, что многие годы они будут неумелыми, глупыми, шумными, требовательными и невоспитанными. Понимает, что они непременно будут создавать перед ним множество проблем. При всём при этом он видит в них только самое прелестное, ему импонирует процесс их роста и развития, радостно за их успехами. Отец, который принимает участие в жизни и развитии своих детей, очень скоро становится другом для них, и «чувство отцовской ответственности дополняется гордостью тем, что он живёт в полном согласии со своими детьми». [7]

Литература

  1. Брехман Г. И., «Эмоциональная жизнь плода: от смутных догадок к научным исследованиям», Журнал «Жiночий Лiкар» №2, 2011г. С.10-15.

  2. Выготский Л. С., «Избранные психологические исследования». М. – Л., 1932.

  3. Маркина Н., «Родителями становятся до зачатия». 2014г.

  4. Розенцвет П., «Питание отцов влияет на здоровье детей». 2013г.

  5. Румянцева Н., «Подготовка к беременности». 2011г.

  6. Созончук А., «7 факторов о роли отца в развитии детей». М., 2015г.

  7. Фромм А., «Азбука для родителей». ЛЕНИЗДАТ, 1991г. Перевод Инны Константиновой. Редактор В. В. Александрова.

  8. Шпиц Р.А., Коблинер Р.Г., Филиппова Г.Г., «Первый год жизни». – М. 2000г.; «Перинатальная психология и психология родительства – новые области исследования психологии», Электронное периодическое издание, 2010г.

Источник