Роль осязания и мелкой моторики в развитии ребенка с нарушением зрения

Роль осязания и мелкой моторики в развитии ребенка с нарушением зрения thumbnail

Наталия Тедеева
Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения (консультация)

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольников в период подготовки его к школе является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. В. А. Сухомлинский указывал, что истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением деятельности детского мозга, психики детей отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АНН установили, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

У большинства детей пальцы мало подвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие пятилетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки. Именно к 6 — 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Как показывает практика,многие первоклассники в начальный период обучения сталкиваются с трудностями при овладении навыками письма: детям тяжело писать, появляется боль, дрожь в кистях рук, они плачут, нервничают Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.

Понятие «мелкая моторика» означает движение рук в буквальном переводе. Им обозначается двигательная система руки, обеспечивающая умение делать точные мелкие движения. Показателями развития моторики рук являются: владение навыками зрительно-моторной координации, уровень произвольности движений, развитиедвигательных качеств: точности, силы, ловкости, плавности; и т. д., координация движений обоих рук.

Наиболее характерными нарушениями зрения в детском возрасте являются амблиопия, косоглазие, астигматизм, близорукость (миопия) и дальнозоркость (гиперметропия). При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев, наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук. Нарушения зрения влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Многие дети с нарушенным зрением имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой активности мышцы рук детей с нарушенным зрением (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряжены. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на развитие предметно-практической деятельности.

Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в развитии мелкой моторики, т. к. хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

Целью коррекционных занятий по развитию мелкой моторики является формирование у детей с нарушением зрения умений и навыков осязательного восприятия предметов и явлений окружающего мира. Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Каждое занятие должно включать в себя как минимум две коррекционные части:

1) Упражнения для рук (самомассаж, пальчиковые игры и т. д.) необходимы для снятия напряженности мышц кисти и пальцев, развития гибкости и подвижности;

2) Ознакомление детей с приёмами выполнения различных предметно-практической деятельности, развивающих мелкую моторику (осязательное или осязательно-зрительное обследование предметов, графические упражнения, штриховка, обводка контуров).

В связи с этим в нашем дошкольном учреждении компенсирующего вида для детей с нарушениями зрения уделяется большое внимание развитию мелкой моторики. Для эффективной коррекции мелкой моторики рук у детей с нарушениями зренияиспользуются специальные коррекционные упражнения и занятия:

1) освоение комплексов пальчиковой гимнастики;

2) развитие умения оперировать мелкими предметами: геометрическими фигурами и счётными палочками;

3) развитие графических умений (обведение по контуру, штриховка различных изображений);

4) развитие тактильной чувствительности рук (ТЧ);

5) овладение приемами самомассажа и расслабления;

6) использование различных мозаик, пирамидок, шнуровок, застегивание и расстегивание пуговиц, складывание из палочек (спичек, семян) фигурок, плетение косичек, упражнений с эспандером, разглаживание мятой фольги и т. д.

Пальчиковая гимнастика. Оптимальным, по нашему мнению, является использование пальчиковой гимнастики вместо физкульминуток.Такой подход позволяет:

1. Регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправление речи детей.

2. Развивать осязательные способности.

3. Совершенствовать внимание и память.

4. Облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма

Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев оказывает самомассаж. В работе используем массажные шарики, «сухой бассейн», «четки».

Графические упражнения способствуют развитию мелкой моторики и координации движения рук, зрительного восприятия и внимания. Раскрашивание, штриховка, обводка, работа с трафаретами, калькой обеспечивает постепенность и укрепление мелкой мускулатуры кисти рук, развитие глазомера, зрительной памяти, пространственной ориентации, готовят руку к письму.

Игры-шнуровки, бусы, мозаики, мелкий конструктор, по моему мнению, снимают детскую раздражительность, агрессивность, плаксивость и при этом развивают фантазию. Игры-шнуровки развивают пространственную ориентацию, способствуют пониманию понятий «вверху», «внизу», «справа», «слева».

Упражнения с палочками развивают мышечное чувство, двигательную память, пальчиковую моторику, внимание, логическое и абстрактное мышление.

При нарушениях зрения у детей наблюдаются отклонения в физическом развитии, снижается двигательная активность, дети испытывают трудности в координации рук и глаз, мелких координированных движений кисти и пальцев, наблюдается задержка развития тактильной чувствительности и моторики рук.

Нарушения зрения влияют на деятельность ребенка. Дети испытывают затруднения, связанные с темпом и качеством выполнения задания. У детей может быть низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в овладении практическими навыками и навыками письма и чтения.

Поэтому дети с нарушениями зрения нуждаются в коррекционной работе по развитию мелкой моторики, так как хорошо развитые движения и тактильная чувствительность пальцев в значительной степени компенсирует недостаточность зрения.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением зрения (консультация)Роль осязания и мелкой моторики в развитии ребенка с нарушением зренияРоль осязания и мелкой моторики в развитии ребенка с нарушением зрения

Источник

Анжелика Литовченко
Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих людей.

Вследствие малой двигательной активности мышцы рук детей с нарушением зрения оказываются вялыми или слишком напряженными. Все это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формировании предметно-практической деятельности детей.

Овладение приемами осязательного восприятия объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно-двигательного анализатора дают детям с нарушением зрения возможности наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Занятия проводятся индивидуально, с подгруппой или групповой в зависимости от развития осязательной чувствительности и моторики рук, а также содержания занятия.

При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития осязания.

Дидактические игры и упражнения направлены

1) на формирование представлений о строении и возможностях рук, обучение различным действиям рукой и отдельными пальцами при выполнении различных микродинамических актов и крупных движений руки;

2) на обучение различать с помощью осязания геометрические фигуры и находить эти формы в окружающих предметах;

3) учить различать свойства поверхности предметов (гладкая-шероховатая, мягкая-твердая, теплая-холодная.

Д/игры: «Чудесный мешочек»,

«Подбери ткани по образцу»,

«Найди такой же жесткий (мягкий, теплый) предмет»,

«Угадай, чем я коснулась твоей руки?»,

«Что здесь теплое, а что холодное?».

4)формирование приемов использования в процессе ориентировки в окружающих предметах: учить определять поверхности стен, дверей, пола и др., находить разницу в деревянных, металлических, стеклянных,пластмассовых поверхностях: давать детям возможность упражняться в различении этих признаков в реальной обстановке.

Д/игры: «Разложи отдельно, что деревянное, металлическое и стеклянное»,

«Что здесь из меха, а что из сукна?»,

«Найди все шелковые, ситцевые, шерстяные ткани».

5)Дифференцирование различных признаков и свойства предметов:

Учить детей классифицировать предметы в группы по общим отличительным осязательным признакам (все круглые, все жесткие, все мягкие, все холодные, теплые, колючие, здесь теплые и здесь колючие.

Формирование навыков, использования осязания в процессе предметно-практической деятельности.

Конструирование: знакомство с деталями различных конструкторов и их назначений, обучение скреплению деталей конструкторов, сборка отдельных предметов;

составление композиций из сконструированных предметов (жилая комната, гараж).

Занятия лепкой.

обучение приемам разминания глины,

лепка отдельных предметов и составление композиций из них.

Мозаика, аппликационная лепка, работа с бумагой, с фольгой, с нитями, с палочками, рисование и ряд других видов деятельности.

Развитие осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения.

Источник

Особенности развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения.
К детям с нарушением зрения относятся:

1.    Слепые дети – дети, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется цветоощущение или остаточное зрение, максимальная острота которого 0,04 на лучше видящем глазу с применением средств коррекции (очки).

 По степени потери зрения выделяют 2 категории детей:

1) Абсолютно слепые дети – дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

2)Частично слепые дети – дети, имеющие цветоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04;

    Слабовидящие дети – это дети острота зрения у которых находится в пределах 0,05 – 0,2 при применении обычных средств коррекции (очки).

Дети с амблиопией и косоглазием

Амблиопия – это понижение зрения, обусловленное функциональным расстройством зрительного анализатора, выражающееся в снижении остроты зрения.
Косоглазие (гетеротропия) – это отклонение одного из глаз от совместимой точки фиксации.
Кроме снижения остроты зрения могут быть  отклонения в состоянии других зрительных функций:
— Катаракта – заболевание глаза, характеризующееся помутнением хрусталика.
— Глаукома – хроническое заболевание глаза характеризующееся повышенным глазным давлением.
— Атрофия зрительного нерва – это нарушение связи между сетчаткой глаза и зрительным центрами.
— Астигматизм – аномалия рефракции, при которой преломляющая сила оптической системы не даёт на сетчатке точного фокусного изображения.
— Нистагм – это непроизвольное колебательное движение глазных яблок, которые совершаются в разных направлениях
— Близорукость (миопия) – это аномалия рефракции глаза, при которой главный фокус оптической системы находится между сетчаткой и хрусталиком.
— Дальнозоркость (гиперметропия) – это аномалия рефракции, при которой главный фокус оптической системы находится позади сетчатки.
—  Дальтонизм – это расстройство цветового зрения, когда ребёнок не различает синий, красный, зелёный, жёлтый.
— Ахромазия – тяжелая форма расстройства цветового зрения, которая характеризируется полной потерей способности различать цвета.

Примерно 90% всей информации ребенок получает через зрение. Но это не означает, что при слепоте или глубоких нарушениях зрения ребенок  теряет такое же количество впечатлений: другие анализаторы могут отражать ту же сторону предмета, те же его качества, что и зрение. Осязание, например,  как и зрение позволяет выяснить форму, протяженность, величину предмета, свойства и качество материала из которого он сделан, установить пропорциональные отношения. Осязательное восприятие осуществляется на основе взаимодействия различных видов чувствительности: тактильной, двигательной и температурной.

Известно, что при нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений, связанных с отклонением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно – образного мышления) и изменениями в физическом развитии, в том числе и двигательных функций: нарушается быстрота, точность, координация, темп движений.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной  чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому. Что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации. Из – за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно – практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активности мышц рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком или слишком напряженными. Всё это сдерживает развитие тактильной чувствительности и моторики рук и отрицательно сказывается на формирование  предметно практической деятельности детей.

Овладение приёмами осязательного восприятия  объектов и умение выполнять практические действия при участии тактильно – двигательного анализатора дают детям  с нарушением зрения возможность наиболее точно представлять предметы и пространство, что позволяет им быть более активными, любознательными в процессе игры и обучения.

Среди детей с нарушением зрения часто отмечаются две крайности: одни дети в практической деятельности опираются только на сваё дефектное зрение, которое даёт  им ограниченную информацию; другие, как правило дети с очень низкой остротой зрения, опираются в основном на осязание, совершенно не используя при этом имеющиеся остаточное зрение. В обоих случаях страдают процессы познания, ориентировки в пространстве и практической деятельности.

При проведении коррекционных занятий необходимо осуществлять дифференцированный подход к детям в зависимости от степени поражения зрения и уровня развития мелкой моторики и осязания.

Предлагаю систему игр и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики и осязания:

Развитие мелкой моторики и осязания происходит в различных видах деятельности:

— Предметно-практической деятельности (лепка, рисование, аппликация, конструирование, занятия с бумагой, крупой, нитками, природным материалом);

—  Графические работы;

     Проведение пальчиковых игр, массажа.

1.     Во время лепки из глины, пластилина, теста хорошо развивается мелкая моторика, укрепляются мускулатура пальцев, вырабатываются тонкие движения руки движения руки, закрепляется навыки осязательного обследования, так как в процессе лепки постоянно требуется что-то разминать, скатывать или сплющивать.

2.     Рисование улучшает координацию движений пальцев и кисти руки, помогает преодолеть неуверенность и скованность движений. Это занятие очень полезное и любимое всеми детьми. Ведь рисовать можно разными материалом и способом на бумаге, на картоне, на снегу, на песке, на запотевшем окне и асфальте. Ребёнка можно попросить обвести трафарет или перевести картинку через кальку. Раскрасить её или нарисовать самому.

3.     Аппликация относится к декоративно прикладному искусству и является разновидностью вышивки, применяемой для украшения одежды, предметов быта, для создания панно. Аппликация – это вид деятельности, который выполняется наклеиванием или нашиванием на основной фон (бумагу, ткань, др. материал) кусочков того или иного материала различных цветов. Аппликацией выполняются различные композиции на заданную свободную тематику, узоры и орнаменты, буквы и цифры, дидактические игры. Выполнение бумажной аппликации предполагает освоение целого ряда графических навыков (действовать карандашами, линейкой, трафаретом), дети учатся анализировать, пользоваться ножницами, правильно наносить клей кисточкой, аккуратно наклеивать. У ребёнка развивается восприятие пространственных представлений цвета, глазомер, чувство формы, зрительная память, произвольное внимание, самостоятельность.

4.       Работа с конструктором и мозаикой также направлена на совершенствование координации движений и развитие осязания. Детали мозаики и конструктора бывают разной формы  величины и цвета. Это моторики. Сначала ребёнку предлагают несложные задания такие как сортировка деталей мозаики по цвету, величине или форме, выкладывание горизонтальных или вертикальных дорожек, простых узоров. Затем дети могут строить изображения по образцу и самостоятельно.

5.     С детьми с низким или средним уровнем развития мелкой моторики можно проводить работу со штампами. В процессе этой работы развиваются сила руки, переключаемость (напряжение – расслабление – напряжение) руки. Штампы можно изготовить из карандаша с ластиком на конце на поверхность ластика с одной стороны тонкой иглой наносится контур рисунка. Карандаш не затачивается, а конце ластика срезается острым ножом под углом 45

о 

Главное, чтобы изображение было понятно детям. Для поддержания интереса детей упражнения со штампами можно сопровождать несложным сюжетом.

Упражнения со штампами:

—  «Снежный покров»

Материал: лист белой бумаги с нарисованной травой и насекомыми; шитамп с изображением снежинки, гуашь голубого цвета.

Ход. Воспитатель говорит детям, что настала поздняя осень, что растения, звери, насекомые с нетерпением ждут прихода зимы. Когда полетят с неба красивые ажурные снежинки и укроют всё вокруг пушистым одеялом. Пришла Зима и увидела, что дел у неё мног. Воспитатель предлагает детям помочь Зимушке разбросать по земле снежинки, раздаёт детям листы для выполнения упражнения и штампы. Ребёнок берёт штамп, обмакивает его в гуашь и слегка встяхивае, затем с силой прижимает штамп к бумаге. Получается оттиск снежинки.

—  «Запасы на зиму».

Материал. Лист белой бумаги для рисования, штампы с изображением лесного ореха и гриба; гуашь коричневого и бордового цветов.

Ход. Воспитатель говорит: «Сегодня вы будете белочками. Покажите, какие у вас пушистые хвосты, ушки на макушке, как ловко вы умеете прыгать. (Дети показывают.) Какие вы весёлые и шустрые белочки! Я знаю, что белочки очень запасливые. А вы успели собрать на зиму орехи и грибы? Нет? Так давайте поторопимся и сделаем запасы!». Воспитатель  раздаёт детям листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски орехов и грибов.

— «Помощники».

Материал. Лист белой бумаги, на котором проведены горизонтальные линии – «грядки»; штампы с изображением морковки и кочана капусты; гуашь зелёного и оранжевого цветов.

Ход. Воспитатель говорит: «Зайчики решили посадить в огороде их любимые овощи: сладкую морковку и хрустящую капусту. Они вскопали грядки, очень устали и заснули. Поможем зайчикам – засадим грядки морковкой и капустой». Воспитатель раздаёт листы для выполнения упражнения и штампы. Дети делают оттиски овощей. Воспитатель говори детям: «проснулись зайчики и вспомнили, что не успели посадить вкусные овощи. Грустные пошли они в огород. А там… (предлагает детям поднять свои работы) уже всё посажено! Смотрите зайчики как дети помогли вам.» воспитатель благодорит детей от имени зайчиков.

6.     Кроме упражнений со штампами, существуют и различные

графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно и для успешного овладения письмом.

                       «Дорожки»

Указание: проведи линии по середине дорожки не отрывая карандаш и не съезжая с дорожки (Приложение 2)

                  «Клубочки»

Указание: обведи клубочки с точками, старайся не отрывать карандаш от бумаги, наматывать клубочек можешь от центра или от края (Приложение 3).

                    Штриховка

Указание: заштрихуй фигуру, не выходя за контур (Приложение 4).

                    «Коврик»

Указание: продолжи узор по клеточкам (Приложение 5).

                   «Двойник»

Указание: нарисуй рядом такую же точно картинку (приложение 7).

              «Дорисуй картинку»

Указание: дорисуй вторую половинку так, чтобы была похожа на первую (Приложение 8).

7.     Особую роль в  развитии моторики играют

пальчиковые игры  — это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они позволяют корректировать движения каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренируют точность двигательных реакций, вырабатывают ловкость. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук.
Замок
На дверях висит замок.

Кто его открыть бы смог?                       (Пальцы обеих рук в «замочек»)

Мы замочек постучали                            (Стучать «замочком» о стол)

Мы замочек повертели                           

Мы замочек покрутили                           (Круговые движения «замочком»)

И открыли!                                               (Показать ладошки)

Цветок
Вырос высокий цветок на поляне (руки в в вертикальном положении, ладони прижать друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их),

Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы).

Всем лепесткам красоту и питанье (ритмичное движение пальцы вместе – врозь),

Дружно дают под землёй корешки (ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).

Капустка

Мы капустку рубим – рубим  (движения прямыми ладонями вверх – вниз),

Мы капустку солим – солим  (поочередное поглаживание пальцев),

Мы капустку трём – трём (потирать кулачок об кулачок),

Мы капустку жмём – жмём (сжимать и разжимать кулачки).

В гости к пальчику большому

В гости к пальчику большому        (выставить вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому                (соединить по углом кончики пальцев

                                                            обеих рук)

Указательный и средний, (поочерёдно называемые пальцы             соединяем             с большим на двух

Безымянный и последний,                руках одновременно)

Сам мизинчик малышок                   (вверх выставляются только мизинцы,  пальцы согнуты в кулак)                                                      

Постучался о порог                          (кулачки стучат друг об друга)

Вместе пальчики – друзья,              (ритмичное сжимание

Друг без друга нам нельзя.               и разжимание пальцев на обеих руках)

Апельсин

Мы делили апельсин.                         (ритмично сжимать и

Много нас, а он один                          разжимать пальцы обеих рук)

Это долька для ежа,                            поочерёдное загибание

Это долька для стрижа,                      пальцев на правой руке).

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Это долька для бобра,

А для волка… кожура                        (развести руками)

Он сердит на нас, беда!                      (погрозить пальчиком)

Разбегайтесь кто куда                         (имитировать бег пальцев по столу)

8.    

Массаж является одним из видов гимнастики. Благоприятное влияние массажа на организм человека отмечают многие авторы. Массаж оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая эластичность и сократительную способность мышц. Работоспособность утомлённой мышцы под влиянием массажа восстанавливается быстрее, чем при полном покое. Массаж рук способствует снятию моторной напряжённости мышц рук и развивает гибкость и подвижность пальцев.

 Самомассаж рук (И. Н. Якушина):

v               Левая рука поглаживает правую руку от кончиков пальцев к запястью. Затем также правой рукой помассировать левую.

v               Кисти рук лежат на краю стола. Ладонями проводить по ребру стола таким образом, чтобы вся ладонь последовательно промассировалась.

v               Кисти сжаты в кулак. Кулаком правой руки несколько раз постучать по кулаку левой руки. В этом упражнении функцию «молотка» выполняет то правая рука, то левая.

v               Прокатывание карандашом между ладонями, а затем между ладонями и пальцами обеих рук.

v               Руки лежат на столе в расслабленном состоянии. Растопырить пальцы, сделать их напряженными, затем подобрать пальцы в кулак.

v               Кисти расслаблены, пальцы растопырены. Изображается движение стряхивания с рук воды.
Развитию мелкой моторики и осязания способствуют также и многие другие виды работ.

Источник