Роль оригами в развитии ребенка
Роль оригами
в развитии ребёнка
Роль оригами в развитии ребенка многообразна:
- Этот вид искусства благотворительно воздействует на развитие внимания и формирование памяти, чтобы сделать поделку, ребёнок должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания;
- Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания;
- У детей совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, развитие глазомера;
- Оригами знакомит с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами;
- Активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приёмов складывания) со словесными (объяснение приёмов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий);
- Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги фигурки, дети включаются в игру – драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т.д.;
- Таким образом, занятия оригами дисциплинируют, воспитывают усидчивость, ответственность, аккуратность, бережное отношение к предметам и материалу (бумаге);
- Оригами способствует формированию добрых чувств к близким и дают возможность выразить эти чувства, ведь дети делают подарок своими руками;
- Оригами позволяет детям испытывать свои возможности м проявить способности:
- Конструктивные – при создании фигурки из одного листа бумаги путем его неоднократного складывания, при изготовлении фигурки из нескольких деталей, сложенных в технике оригами и соединенных с помощью клея;
- Изобразительные – за счет частичной или полной дорисовки деталей, использования метода аппликации, применения цветовых сочетаний, чередования цвета;
- Оформительские – оформление открыток, выставок, помещений к празднику (шары, снежинки, бусы и т.д.).
Совершенствуя и координируя движения пальцев и кистей рук, оригами влияет на общее интеллектуальное развитие ребенка, в том числе и на развитие речи.
И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами. Систематические занятия с ребенком оригами – гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.
Направления
- Конструирование .
Формирование навыков изготовления объемных фигур из бумаги.
- Изобразительная деятельность:
Рисование — частичная или полная дорисовка деталей (глаза, нос, уши и т.д.)
на готовой поделке.
Аппликация — приклеивание мелких деталей (глаза, нос и т.д.) на готовой поделке, применение цветовых сочетаний, чередование цвета.
- Развитие тонкой моторики рук
- Развитие элементарных математических представлений (РЭМП)
Закрепление названий геометрических фигур – квадрат, треугольник, прямоугольник.
Ориентировка на листе – правый верхний угол, левый нижний угол и т.д.
Порядковый счет сторон, углов. Часть и целое.
- Развитие речи.
- Активизировать в речи детей слова: сторона, угол, диагональ, противоположные стороны, противоположные углы.
- Уметь описать геометрическую фигуру (это квадрат, он синего цвета, у него четыре стороны и четыре угла)
- Согласование существительного с прилагательным ( красный треугольник, зеленый квадрат и т.д. )
- Согласование существительного с числительным (один угол, два угла, три угла и т.д.), аналогично со всеми геометрическими фигурами.
- Правильное употребление предлогов (положи красный квадрат НА стол, ПОД книгу, ЗА книгу и т.д.)
- Согласование притяжательных местоимений (ЧЕЙ квадрат — МОЙ, ЧЬЯ поделка — МОЯ)
- Образование существительных множественного числа именительного и родительных падежей (треугольник, треугольники, треугольников)
- Совершенствование умения составлять рассказы – описания, загадки-описаня по изготовленным поделкам.
- Экология.
- Закрепление знаний о диких, домашних животных, перелетных, зимующих, домашних птицах, насекомых, рыбах и т.д.
- Игры.
- Игра-драматизация – участие поделок в инсценировках
- Сюжетно-ролевая игра – использование в играх атрибутов: самолетики, пилотки гоночные машинки и т.д.
- Работа с родителями (наглядная информация (папка-передвижка), анкетирование, консультация, альбом поделок для совместной деятельности родителей с детьми)
Источник
Юлия Соловьёва
Роль оригами в развитии дошкольников
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Для поддержки данного интереса необходимо стимулировать воображение, желание включаться в творческую деятельность. На занятиях по рисованию, лепке, аппликации у детей развиваются эмоционально – эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества. Наблюдая за детьми старшего дошкольного возраста, пришла к выводу, что дети любят играть с игрушками, сделанными своими руками. В летний период вместе с детьми мастерили бумажные кораблики и пускали их на воду. С девочками складывали бумажные корзиночки. Так появилась идея занятия с детьми оригами. Изучив литературу, убедилась, что данный вид деятельности не только доступен и интересен детям старшего дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам.
Занятия оригами позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность в процессе освоения программы.
Игры — занятия по изготовлению оригами не только популярное развлечение, но и мощное педагогическое средство. Складывание не только занимательный и интересный,но и чрезвычайно полезный процесс: занятия оригами помогают улучшить двигательные возможности рук дошкольника и тем самым подготовить его к овладению техникой письма. Оригами может служить средством установления контакта и налаживания коммуникации с детьми в семье.
Оригами – это такой вид деятельности, в котором задействованы обе руки, без доминирования какой-либо одной и без необходимости удерживания инструмента. Именно поэтому складывание – это очень полезное занятие, способствующее повышению активности, как левого, так и правого полушарий головного мозга, поскольку в работу включены обе руки.
Изготовление красочных поделок из бумаги приемами многократного складывания и сгибания – увлекательное и полезное занятие для детей – дошкольников. Игрушки самоделки имеют большие педагогические возможности. Они развивают фантазию и творчество, конструктивное мышление и сообразительность, расширяют игровой опыт, дают знания об окружающем мире, обогащают словарь детей, формируют умение общаться друг с другом. Кроме того, в процессе труда руки ребёнка становятся более ловкими, что положительно сказывается на его развитии. Ребёнок радуется тому,что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораблик плывёт в ручейке. Такая деятельность имеет большое значение в развитие творческого воображения ребёнка, его фантазии, художественного вкуса, аккуратности, умение бережно и экономно использовать материал, намечать последовательность операций, активно стремится к получению положительного результата, содержать в порядке рабочее место. Особенно привлекает дошкольников возможность самим создать такие поделки из бумаги, которые затем будут использованы в играх, инсценировках, оформлении уголка, участка детского сада или подарены на день рождения, к празднику своим родителям, воспитателям, друзьям.
В группе был создан уголок оригами – «Страна Оригамия», в котором находятся схемы для складывания разнообразных фигурок, цветная бумага различных форматов, ножницы, клей. Здесь же находится уголок изодеятельности, в котором находится всё нужное детям для изготовления композиций. Дети свободное время с удовольствием проводили за изготовлением игрушек, для дальнейшего их использования в своей игровой деятельности, что способствует созданию игровых ситуаций, расширяет коммуникативные способности детей, или подарков, что способствует формированию добрых чувств к близким и даёт возможность выразить эти чувства. Дети также были ознакомлены с «правилами юных оригамистов», которые соблюдали и на занятиях по оригами, и в свободной деятельности в уголке оригами.
Была организована совместная работа родителей и детей:
Источник
РОЛЬ ОРИГАМИ В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА
Для чего же все-таки нужно это оригами? Что оно дает?
Как быстро летит время. Незаметно вырастают наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, сказал своё первое слово, задал вопрос, от которого стало не по себе, так как ответить на этот вопрос было невозможно на языке ребенка. А вот он уже весело скачет по дорожке, делится впечатлениями, с удовольствием выполняет данные ему поручения. Нас поражает быстрота его успехов: вчера он еще ничего не мог, а сегодня со всем справляется. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, первые проявления самостоятельности – это то, что характеризует развитие ребенка.
Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами – искусство близкое ему и доступное. Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.
Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, как можно чаще выполнять задания, связанные с работой пальцами — мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор – мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас «однорукие» : мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка.
Оригами имеет огромное значение в развитие конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д. ), происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов( показ приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
А с какого возраста можно начинать заниматься оригами? Как показывает опыт, начинать занятия можно даже совсем взрослому человеку. А самые маленькие ученики были сначала примерно с шести лет. Потом снизили планку до пяти. Затем стало ясно, что некоторые задания прекрасно могут выполнить малыши трех-четырех лет.
Конечно, для таких маленьких приходится придумывать особые подходы. Аккуратно сложить по чертежам многогранник они, конечно, не смогут. Можно, например, придумать игру с лужей: берете в руки листок голубой бумаги и начинаете быстро загибать уголки разной, совершенно произвольной величины, так что получается неровный овал. Такую лужу может сделать любой малыш, и у каждого получится своя лужа. Затем сделать головастиков – это тоже несложная фигурка. Головастик подрос, стал лягушонком и пошел в школу – это совсем простой вариант. Из лягушонка потом выросла фигурка посложнее — лягушка. И она прыгнула в лужу. Все вернулось на круги своя. Какой интересный путь прошли дети: сначала простое, потом чуть посложнее, потом опять отступили на шажок назад.
Малышам нравится заниматься оригами еще и потому, что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка, приложив усилие, на первых порах не такое уж большое – а из бумажного листа всегда получается что-то — хуже, лучше, не важно, но зато свое. Сделав подарки родителям в технике оригами, ребята напоминают им: а помнишь тот праздник, когда я подарил елочку, кораблик? Получается, что оригами еще и незаметно воспитывает малышей, учит их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки, хранить в памяти общие воспоминания.
Ребята постарше легко усваивают такие понятия, как диагональ, деление угла пополам, базовая форма или модуль – обычно это называют заготовкой. Важно и то, что маленький ребенок обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает ему возможность выйти в какой-то другой мир, где он может творить.
Источник
Ирина Баштанник
Консультация для родителей «Роль оригами в развитии речи дошкольников»
Оригами («ори» — сгибать, «гами» — бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным и развивающим возможностям. Оригами — волшебство, чудо и конечно, игра.
Стоит вспомнить Фридриха Фребеля, известного немецкого педагога, создателя первых детских садов. Именно он впервые начал пропагандировать оригами, как дидактический материал для объяснения детям некоторых простых правил геометрии.Он говорил: «Оригами это когда из одной детали складывается тысяча и тысяча разнообразных фигурок. Несложные приемы складывания и безграничная фантазия людей способна сотворить с помощью оригами целый мир особый, радостный, весёлый, добрый и не на что непохожий».
Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению в школе.
Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.
Тренировка ручной ловкости способствует также развитию таких необходимых умений и качеств, как подготовка руки к письму (в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, т. к. раннее обучение часто приводит к формированию неправильной техники письма).
Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период устанавливается связь ребёнка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход о простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, возникновение первых проявлений самостоятельности все это факты, характеризующие развитие ребенка. Проходит шесть-семь лет, и ребенок оказывается у порога школы. К этому времени он должен овладеть значительным кругом знаний, умений и навыков. Его восприятие, память, речь, мышление должны приобрести произвольность, управляемость. Ребенок должен овладеть, способностью поступать сознательно, подчиняя одни побуждения другим, у него должны сформироваться начальные формы волевого управления поведением.
Выше сказанное позволяет выделить ряд достоинств оригами как средства интеллектуального и эстетического воспитания детей дошкольного возраста.К ним можно отнести:
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они овладевают различными приемами и способами действий с бумагой, такими, как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание.
Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса.
Оригами стимулирует и развитие памяти, так как ребенок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значения в практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).
Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда.
Оригами способствует созданию игровых ситуаций. Сложив из бумаги маски животных, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке, становятся сказочными героями, совершают путешествие в мир цветов и т. д.
В процессе складывания фигур оригами дети познакомятся с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Дети смогут легко ориентироваться в пространстве и на листе бумаги, делить целое на части, что необходимо детям дошкольного возраста. Кроме этого дети узнают много нового, что относится к геометрии и математике.
Занятия оригами в условиях дошкольного образовательного учреждения расширяют круг интересов и общения детей. Такие занятия не только сближают детей, но и воспитывают у них коммуникативные качества, позволяют детям удовлетворять познавательные интересы.
Систематические занятия с детьми оригами влияют на всестороннее развитие ребёнка и способствуют успешной подготовке к школьному обучению.
Источник