Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии
Роль дошкольного воспитания и обучения в развитии детей с ограниченными возможностями велика. Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Для детей с особыми образовательными потребностями обучение — это процесс вызывания, поддержания и развития у них познавательной активности, познавательной деятельности, важной и необходимой для их социализации. Это путь к общению и взаимодействию, к овладению социальной и пространственной ориентировкой, автономностью жизнедеятельности, самопомощью и многими другими компетенциями, которые у обычных детей самостоятельно и постепенно формируются в процессе жизнедеятельности и социальных отношений и которые детям с теми или иными нарушениями нужно помочь приобрести и развивать.
Обучение строится как коммуникативный, диалогический процесс, основанный на эмоционально ценностном для, учителя и ученика взаимодействии, выступающем как их обоюдная потребность в межчеловеческом общении.
Учение осуществляется путем сознательной и бессознательной переработки влияний и воздействий окружающей среды и ведет к изменению индивидуального сознания, восприятия, деятельности, поведения. Следовательно, речь идет о процессе, который приводит к целостному личностному изменению человека.
Таким образом, специальное образование, его содержание выступает прежде всего как фактор становления личности, приобщения человека с ограниченными возможностями к познанию, к деятельности, к культуре, труду, к последовательной интеграции в социум, как фактор обретения духовности и устойчивости против влияния негативных тенденций и в итоге как фактор выживания в современном мире.
В специальном образовании воспитание рассматривается как целенаправленно организованный процесс педагогической помощи в социализации, социокультурном включении и социальном адаптировании человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Специальное воспитание основывается на гуманистическом представлении о том, что любой человек, даже с тяжелыми нарушениями жизнедеятельности, обладает потенциальными возможностями развития, саморазвития, а значит, и воспитания, что помогает ему встраиваться в меняющийся контекст социальных отношений.
Специальная педагогика признает воспитание более широкой и всеобъемлющей категорией, чем обучение, что обусловлено приоритетной значимостью задач социального включения и адаптирования человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Обучение в самом широком смысле этого слова — обучение быть человеком — это и есть воспитание.
Содержание и постановка конкретных воспитательных задач определяются совокупностью физических, психических и социальных факторов. Их решение требует тесного взаимодействия всех причастных к этой проблеме областей знания и практики и опирается на важнейшее положение гуманистической педагогики — признание способности человека к саморазвитию.
Цели специального воспитания могут быть представлены комплексом педагогических задач, направленных на формирование у детей следующих качеств и навыков:
— постижение жизненных ценностей и установление определенных ценностных ориентации;
— освоение (на доступном для каждого уровне) базовых составляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности — культуры знания, культуры чувств и творческого действия;
— обретение чувства доверия и интереса к жизни и к окружающему миру;
— познание собственной личности, ее возможностей и границ развития;
— становление и реализация способности к мотивации саморазвития и самопомощи;
— формирование жизненно значимых компетенций (знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни, благодаря которым осуществляется познание и упорядочивание предметного мира, самообслуживание, самообеспечение и достигается без опасность существования);
— ориентирование в окружающем мире, в социальных отношениях — пользование информацией, общение, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с окружающими людьми;
— навыки контроля и самоконтроля, самооценки собственной деятельности и поведения.
Известно, что психофизические нарушения влекут за собой ограничения жизнедеятельности, следствием чего становятся затруднения или невозможность самостоятельного овладения социальным опытом, нравственными ценностями общества. Это, в свою очередь, порождает в человеке чувство беспомощности, зависимости от окружающих, которые вынуждены принимать на себя организацию и регуляцию всей его жизнедеятельности, служить посредниками в процессе социального взаимодействия.
Поэтому специальное воспитание выступает как педагогическая помощь в совершенствовании качества жизни, протекающей в осложненных условиях, вызванных ограничением возможностей жизнедеятельности и социального взаимодействия.
Без образовательной поддержки, без направленной помощи, психолого-педагогического сопровождения у таких людей неизбежно развивается чувство ущербности, ограниченности умственно-духовного, социального, нравственного, эмоционального и эстетического бытия.
Поддержка в жизни означает, прежде всего, помощь в преодолении социальной изоляции, в открытии для человека с ограниченными возможностями всего многообразия окружающего мира, в доступности для него нормального человеческого существования и во включении его в этот мир в качестве носителя и потребителя общей культуры.
Специальное воспитание предусматривает комплекс воспитательных действий, которые должны подготовить ребенка, подростка к способности вести максимально соответствующий современному человеку образ жизни, помочь ему в достижении человеческой зрелости.
Специфической особенностью воспитания в системе специальной педагогики является помощь для реализации самопомощи,т.е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку) в самостоятельном осуществлении собственной жизни. В большинстве случаев это удается; и человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности может научиться в значительной мере помогать себе сам, используя пути и средства компенсации нарушения, применяя знания и навыки, приобретенные в результате коррекционно-воспитательной работы с ним.
Дли ребенка и подростка с ограниченными возможностями крайне важно достижение таких результатов воспитания, которые позволят ему обрести осознание и оценку самого себя как активного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром.
В процессе воспитания особое внимание уделяется формированию таких навыков социального обихода, которые у обычного ребенка появляются в процессе жизнедеятельности легко, как бы сами собой. Многих детей с ограниченными возможностями необходимо специально учить простым и важным житейским навыкам, которые представлены в следующих содержательных блоках.
Уход за собой — одевание, поддержание чистоты тела и одежды, гигиена еды, уход за телом, внимание к внешнему виду, к поддержанию здоровья.
Когнитивные (познавательные) умения — восприятие и различение предметов и объектов действительности (видеть, слышать, ощущать на вкус, тактильно, обонять, воспринимать по вибрации, движению воздуха); восприятие людей, животных, растений; усвоение понятий и представлений, связанных с воспринимаемыми объектами, а также с количественно-пространственно-временными отношениями, пользование простыми числами и количествами в повседневной обиходной жизни и пр.
Домашняя деятельность — участие в повседневных делах (дома, в учебном заведении), поддержание порядка и чистоты в помещении, помощь на кухне и по хозяйству, чистка одежды, стирка, приготовление пищи, накрывание на стол, мойка посуды, уход за цветами, домашними животными, работа в саду, пользование простейшими техническими приспособлениями (открывание и закрывание крана, регуляция струи воды по температуре и интенсивности, включение и отключение электричества, газа, закрывание на ключ и открывание двери и т.п.) и бытовой аппаратурой (пылесос, телевизор, кофемолка, телефон и др.), покупки.
Социальный обиход — принятие и усвоение общепринятых форм поведения и общения: умение вступить в контакт; готовность помогать; умение делиться чем-либо с другими, соблюдать очередность, ждать, уступать, договариваться; вежливо отказываться отчего-либо, в том числе от нежелательного контакта или предложения; усвоение простых норм вежливого поведения; принятие и при знание других, учет их прав в разных (даже элементарных) ситуациях; умение участвовать в коллективных играх и деятельности.
Для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности крайне важно приобрести умение ориентироваться в окружающем природном и технологическом мире, в современной социальной жизни (включая простейшие знания о его сущности и назначении, о характере взаимодействий в нем). Ему необходимо освоить представления о своем положении в нем, о своих взаимосвязях с людьми ближайшего окружения (родителями, родствен никами, сестрами, братьями, соседями).
Физическая ловкость—- участие в подвижных играх, в упраж нениях по хождению, бегу, залезанию, ползанию, бросанию предметов, их ловле и т. п. Выполнение простых упражнений на спортивных снарядах, плавание, развитие психомоторики.
Музыкальная и театрализованная деятельность — активное участие в занятиях по пению, музицированию, в детских инсценировках; выполнение ритмических упражнений.
Речь— владение голосом и звукообразованием; называние предметов; составление простых высказываний, сообщений, понимание сказанного; конструирование и дополнение предложений; запоминание и воспроизведение несложных стихов, песенок; готовность к сообщению, к речевому выражению эмоциональных состояний и переживаний, овладение навыком ведения диалога; преодоление имеющихся речевых нарушений и др.
Подготовка к выбору профессии, к повседневной практической деятельности, к занятости— овладение навыками пользования инструментами и материалами, необходимыми в той или иной работе; умением контролировать процесс ее выполнения, оценивать ее результаты, в том числе и эмоционально.
Перечисленные сферы жизни значимы для каждого человека с нарушениями развития, для его безопасности, для достойной жизнедеятельности, для комфортного проживания с ним окружающих, для его социального включения в людское сообщество. Чем более понятен и объясним для него окружающий мир, тем яснее становится для него его собственное взаимодействие с окружающим миром.
Усвоение социокультурных норм и ценностей, правил и установок является комплексным результатом, завершающим процесс формирования житейских умений, навыков ориентации в жизни и в мире. Оно выражается в позитивном, социально стабильном и уравновешенном поведении и характеризуется присвоением в большей или меньшей степени ценностных позиций:
производственных — например, ценностное отношение к работе, выражение удовлетворения от успешной работы, чувство гордости;
нравственных и поведенческих —корректность в отношении с окружающими, сопоставление собственных поступков с их поступками, а человеческих отношений вообще с нравственно-этическими эталонами, принятыми к обществе; знание о противоречиях реальной жизни, ее негативных нравственно-этических сторонах и адекватное к ним отношение; приветливость в общении, стремление помогать другим, учет их желаний и особенностей, адекватная настороженность к чужим, отстраненность по отношению к неодобряемым поступкам и т.п.;
ценностное отношение к людям, вещам и объектам— уважительное взаимодействие с людьми, любовь к близким, внимание к животным и растениям, бережное обращение с предметами, осторожность по отношению к незнакомым предметам и явлениям.
Источник
Абилитация—
ранее
(до 3х лет) первоначальное
формирование
нарушенной способности
к чему-либо (медицинским
способом).
Большую
роль в поиске эффективных решений
проблемы ранней коррекции сыграло
переосмысление положений выдающегося
психолога Л.С.
Выготского о социальности развития
младенцев и об их отношениях со взрослыми,
об использовании
сензитивных периодов
для предупреждения социально
обусловленного отставания и связанных
с ним вторичных отклонений в развитии.
Ранняя
коррекция
включает следующие моменты:
максимально
раннее
выявление и диагностика
нарушения в развитии;максимальное
соотношение
разрыва между моментом обнаружения
в развитии ребенка и началом
целенаправленной коррекционной помощи;снижение
временных границ начала специального
образования
(до первых месяцев жизни ребенка);обязательное
включение
родителей в коррекционный процесс
на основе выявления положительных
сторон семьи и активизации ее
реабилитационного потенциала;интенсивность
ранней коррекции:
чем активнее ведется коррекция, тем
значительнее результаты развития
ребенка;охват
коррекцией различных сфер развития
ребенка;создание
всех необходимых условий
для развития ребенка.
Эксперимент
показал, что грамотно
организованная ранняя коррекция
помогает
предупредить
появление вторичных отклонений
в развитии, обеспечить максимальную
реализацию реабилитационного потенциала,
а для значительной части детей обеспечить
возможность включения в общий
образовательный поток
на более раннем этапе возрастного
развития, исключив необходимость
дорогостоящего специального оборудования.
Структуру
дефекта составляют первичный и вторичный
дефекты.
Вторичные
дефекты носят обратимый
характер, т.е. поддаются психолого-педагогической
коррекции, и чем дальше имеющееся
нарушение стоит от биологической основы
(первичного дефекта), тем успешнее оно
поддается коррекции. Необходима
наиболее ранняя коррекция вторичных
нарушений,
что обусловлено
особенностями психического развития
в детских возрастах:
пропущенные
сензитивные периоды
в развитии, обучении, воспитании не
компенсируются в более старших возрастах;возникшее
отставание
будет
требовать более сложных
и специальных усилий
по
его преодолению;трудности
в обучении приводят к углублению явлений
недоразвития;
к подростковому возрасту формируют
стойкое отрицательное отношение к
школе, что является одним из факторов,
формирующих нарушение поведения. В
подростковом возрасте часто приводят
к выраженным нарушениям социальной
адаптации не сам первичный дефект, а
явления вторичного недоразвития.
6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики
Разделы
специальной педагогики
Сурдопедагогика
— наука
о
закономерностях развития,
воспитания, обучения,
социальной адаптации
и интеграции
в общество детей
с нарушениями слуха
(глухих, слабослышащих, оглохших).
Объект:
специальное
образование людей, имеющих нарушения
слуха.
Предмет:
практика
воспитания, обучения, социализации
людей,
имеющих нарушения слуха.
Основная
цель
сурдопедагогики: обеспечить
людям, имеющим нарушения слуха, возможность
достижения максимальной самостоятельности
и независимости
в жизни.
Задачами
сурдопедагогики являются:
изучение
педагогических
закономерностей развития личности
в условиях ограниченных слуховых
возможностей;определение
путей коррекции
и компенсации
слухового дефекта;обоснование
педагогической классификации
людей, имеющих нарушения слуха;изучение
сложившихся педагогических
систем
их образования;разработка
и реализация
концепции
интеграции
лиц с нарушениями слуха в образовании
и социокультурной среде;определение
научных основ,
содержания
образования,
методов,
технологий,
организационных условий
образования людей с нарушенным слухом;разработка
специальных образовательных
технологий
развития речевого слуха, обучения
национальному жестовому, русскому
(родному) языку, устной речи;определение
особенностей педагогической реабилитации
в послеоперационный период (при
кохлеарной имплантации);совершенствование
технологий использования сурдотехнических
средств
развития речевого слуха, произносительной
стороны речи людей, имеющих слуховой
дефект;разработка
и реализация программ
профориентации, профконсультирования,
профессиональной подготовки, а также
социально-трудовой адаптации лиц
со слуховым дефектом.
Тифлопедагогика
— наука о закономерностях развития,
воспитания, обучения, социальной
адаптации и интеграции в общество детей
с нарушениями зрения (слепых, частично
и слабовидящих).
Объект:
специальное
образование людей с нарушениями зрения.
Предмет:
практика
воспитания,
обучения,
социализации
людей разного возраста с дефектами
зрения.
На
современном этапе развития тифлопедагогика
решает следующие основные задачи:
раскрытие
основных закономерностей в области
обучения,
воспитания
и развития людей
с нарушенным зрением;комплексное
клинико-генетическое,
психологическое,
педагогическе
изучение
детей,
их диагностирование,
выявление структурно-функциональных
нарушений в организме, связанных с
дефектным зрением, установление
психофизических нарушений и сочетанных
дефектов у детей;выяснение
и определение роли сохранных анализаторов
в познавательной деятельности слепых,
слабовидящих и детей с косоглазием и
амблиопией, условий формирования и
развития личности, межличностных
отношений при различных зрительных
нарушениях;определение
содержания коррекционно-педагогической
работы,
разработка
приёмов
и способов её осуществления при различных
формах организации учебно-воспитательного
процесса в специальных образовательных
учреждениях;разработка
требований к специальным средствам
коррекции вторичных отклонений
в развитии и компенсации зрительного
дефекта, к
наглядному и раздаточному дидактическому
материалу,
специальным пособиям, к тифло-техническим
средствам обучения, создание,
совершенствование и модификация пособий
и учебного оборудования;разработка
специальных приёмов,
методик
обучения
и воспитания детей и взрослых с нарушением
зрения, особенностей проведения
специальных коррекционных и предметных
занятий;теоретическое
обоснование
и осуществления
индивидуального и дифференцированного
подходов
к учащимся в ходе учебно-воспитательного
процесса, организация этой работы с
учётом зрительных возможностей
обучающихся, характера и времени
появления аномалии, сопутствующих
заболеваний и сочетанных дефектов;
Тифлосурдопедагогика
Логопедия
— наука о закономерностях развития,
воспитания, обучения, социальной
адаптации и интеграции в общество детей
с
нарушениями речи при сохранном слухе.
Цель
науки – разработка
научно обоснованной системы обучения,
воспитания
и перевоспитания людей с нарушениями
речи, а также профилактика
нарушений речи.
Объект:
процесс
коррекции речи в различных возрастах.
Предмет:
методы,
формы, приемы коррекции нарушений речи.
Основные
задачи:
изучение
онтогенеза речевой деятельности при
различных формах
речевых нарушенийопределение
распространенности,
симптоматики,
степени
проявлений
нарушений речивыявление
динамики
спонтанного и направленного развития
детей
с нарушениями речевой деятельности,
характер влияния речевых расстройств
на формирование личности, психическое
развитиеизучение
особенностей формирования речи
и речевых нарушений у
детей с различными отклонениями в
развитиивыявление
этиологии,
механизмов,
структуры
и симптоматики
речевых
нарушенийразработка
методов
педагогической диагностики
речевых расстройствсистематизация
речевых расстройствразработка
принципов,
дифференцированных методов
и средств
устранения
речевых нарушенийсовершенствование
методов
профилактики
речевых
расстройствразработка
вопросов организации
логопедической помощи
Олигофренопедагогика
— наука о закономерностях развития,
воспитания, обучения, социальной
адаптации и интеграции в общество детей
с умственной отсталостью.
Объект:
воспитание
и обучение детей
с ИН.
Предмет:
теория
и практика обучения,
воспитания
и развития детей с ИН;
адаптация,
реабилитация
интеграция
детей с ИН.
Задачи:
развитие
психических
функций и навыков
познавательной деятельностимаксимальная
социальная
адаптациявсестороннее
развитие
личностиразработка
целей,
задач,
принципов,
форм, методов обучения и воспитания
детей с ИНсвоевременное
выявление
и предупреждение ИНразработка
путей помощи в адаптации выпускникам
Отрасль
специальной педагогики применительно
к лицам
с нарушениями опорно-двигательного
аппаратаОтрасль
специальной педагогики применительно
клицам
с нарушениями эмоционально-волевой
сферы;
Соседние файлы в предмете Специальная педагогика
- #
- #
- #
Источник