Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии

Роль обучения для развития ребенка и коррекции отклонений в развитии thumbnail

Роль дошкольного воспитания и обучения в развитии детей с ограниченными возможностями велика. Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Для детей с особыми образовательными потребностями  обучение — это процесс вызывания, поддержания и развития у них познавательной активности, познавательной деятельности, важной и необходимой для их социализации. Это путь к общению и взаимодействию, к овладению социальной и пространственной ориентировкой, автономностью жизнедеятельности, самопомощью и многими другими компетенциями, которые у обычных детей самостоятельно и постепенно формируются в процессе жизнедеятельности и социальных отношений и которые детям с теми или иными нарушениями нужно помочь приобрести и развивать.

Обучение строится как коммуникативный, диалогический процесс, основанный на эмоционально ценностном для, учителя и ученика взаимодействии, выступающем как их обоюдная потребность в межчеловеческом общении.

Учение осуществляется путем сознательной и бессознательной переработки влияний и воздействий окружающей среды и ведет к изменению индивидуального сознания, восприятия, деятельности, поведения. Следовательно, речь идет о процессе, который приводит к целостному личностному изменению человека.

Таким образом, специальное образование, его содержание выступает прежде всего как фактор становления личности, приобщения человека с ограниченными возможностями к познанию, к деятельности, к культуре, труду, к последовательной интеграции в социум, как фактор обретения духовности и устойчивости против влияния негативных тенденций и в итоге как фактор выживания в современном мире.

В специальном образовании воспитание рассматривается как целенаправленно организованный процесс педагогической помощи в социализации, социокультурном включении и социальном адаптировании человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

Специальное воспитание основывается на гуманистическом представлении о том, что любой человек, даже с тяжелыми нарушениями жизнедеятельности, обладает потенциальными возможностями развития, саморазвития, а значит, и воспитания, что помогает ему встраиваться в меняющийся контекст социальных отношений.

Специальная педагогика признает воспитание более широкой и всеобъемлющей категорией, чем обучение, что обусловлено приоритетной значимостью задач социального включения и адаптирования человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности

Обучение в самом широком смысле этого слова — обучение быть человеком — это и есть воспитание.

Содержание и постановка конкретных воспитательных задач определяются совокупностью физических, психических и социальных факторов. Их решение требует тесного взаимодействия всех причастных к этой проблеме областей знания и практики и опирается на важнейшее положение гуманистической педагогики — признание способности человека к саморазвитию.

Цели специального воспитания могут быть представлены комплексом педагогических задач, направленных на формирование у детей следующих качеств и навыков:

—    постижение жизненных ценностей и установление определенных ценностных ориентации;

—    освоение (на доступном для каждого уровне) базовых составляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности — культуры знания, культуры чувств и творческого действия;

—    обретение чувства доверия и интереса к жизни и к окружающему миру;

—    познание собственной личности, ее возможностей и границ развития;

—    становление и реализация способности к мотивации саморазвития и самопомощи;

—    формирование жизненно значимых компетенций (знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни, благодаря которым осуществляется познание и упорядочивание предметного мира, самообслуживание, самообеспечение и достигается без опасность существования);

—    ориентирование в окружающем мире, в социальных отношениях — пользование информацией, общение, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с окружающими людьми;

—    навыки контроля и самоконтроля, самооценки собственной деятельности и поведения.

Известно, что психофизические нарушения влекут за собой ограничения жизнедеятельности, следствием чего становятся затруднения или невозможность самостоятельного овладения социальным опытом, нравственными ценностями общества. Это, в свою очередь, порождает в человеке чувство беспомощности, зависимости от окружающих, которые вынуждены принимать на себя организацию и регуляцию всей его жизнедеятельности, служить посредниками в процессе социального взаимодействия.

Поэтому специальное воспитание выступает как педагогическая помощь в совершенствовании качества жизни, протекающей в осложненных условиях, вызванных ограничением возможностей жизнедеятельности и социального взаимодействия.

Без образовательной поддержки, без направленной помощи, психолого-педагогического сопровождения у таких людей неизбежно развивается чувство ущербности, ограниченности умственно-духовного, социального, нравственного, эмоционального и эстетического бытия.

Поддержка в жизни означает, прежде всего, помощь в преодолении социальной изоляции, в открытии для человека с ограниченными возможностями всего многообразия окружающего мира, в доступности для него нормального человеческого существования и во включении его в этот мир в качестве носителя и потребителя общей культуры.

Специальное воспитание предусматривает комплекс воспитательных действий, которые должны подготовить ребенка, подростка к способности вести максимально соответствующий современному человеку образ жизни, помочь ему в достижении человеческой зрелости.

Специфической особенностью воспитания в системе специальной педагогики является помощь для реализации самопомощи,т.е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку) в самостоятельном осуществлении собственной жизни. В большинстве случаев это удается; и человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности может научиться в значительной мере помогать себе сам, используя пути и средства компенсации нарушения, применяя знания и навыки, приобретенные в результате коррекционно-воспитательной работы с ним.

Дли ребенка и подростка с ограниченными возможностями крайне важно достижение таких результатов воспитания, которые позволят ему обрести осознание и оценку самого себя как активного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром.

В процессе воспитания особое внимание уделяется формированию таких навыков социального обихода, которые у обычного ребенка появляются в процессе жизнедеятельности легко, как бы сами собой. Многих детей с ограниченными возможностями необходимо специально учить простым и важным житейским навыкам, которые представлены в следующих содержательных блоках.

         Уход за собойодевание, поддержание чистоты тела и одежды, гигиена еды, уход за телом, внимание к внешнему виду, к поддержанию здоровья.

         Когнитивные (познавательные) умениявосприятие и различение предметов и объектов действительности (видеть, слышать, ощущать на вкус, тактильно, обонять, воспринимать по вибрации, движению воздуха); восприятие людей, животных, растений; усвоение понятий и представлений, связанных с воспринимаемыми объектами, а также с количественно-пространственно-временными отношениями, пользование простыми числами и количествами в повседневной обиходной жизни и пр.

         Домашняя деятельностьучастие в повседневных делах (дома, в учебном заведении), поддержание порядка и чистоты в помещении, помощь на кухне и по хозяйству, чистка одежды, стирка, приготовление пищи, накрывание на стол, мойка посуды, уход за цветами, домашними животными, работа в саду, пользование простейшими техническими приспособлениями (открывание и закрывание крана, регуляция струи воды по температуре и интенсивности, включение и отключение электричества, газа, закрывание на ключ и открывание двери и т.п.) и бытовой аппаратурой (пылесос, телевизор, кофемолка, телефон и др.), покупки.

Социальный обиходпринятие и усвоение общепринятых форм поведения и общения: умение вступить в контакт; готовность помогать; умение делиться чем-либо с другими, соблюдать очередность, ждать, уступать, договариваться; вежливо отказываться отчего-либо, в том числе от нежелательного контакта или предложения; усвоение простых норм вежливого поведения; принятие и при знание других, учет их прав в разных (даже элементарных) ситуациях; умение участвовать в коллективных играх и деятельности.

Для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности крайне важно приобрести умение ориентироваться в окружающем природном и технологическом мире, в современной социальной жизни (включая простейшие знания о его сущности и назначении, о характере взаимодействий в нем). Ему необходимо освоить представления о своем положении в нем, о своих взаимосвязях с людьми ближайшего окружения (родителями, родствен никами, сестрами, братьями, соседями).

Физическая ловкость—- участие в подвижных играх, в упраж нениях по хождению, бегу, залезанию, ползанию, бросанию предметов, их ловле и т. п. Выполнение простых упражнений на спортивных снарядах, плавание, развитие психомоторики.

Музыкальная и театрализованная деятельностьактивное участие в занятиях по пению, музицированию, в детских инсценировках; выполнение ритмических упражнений.

Речь— владение голосом и звукообразованием; называние предметов; составление простых высказываний, сообщений, понимание сказанного; конструирование и дополнение предложений; запоминание и воспроизведение несложных стихов, песенок; готовность к сообщению, к речевому выражению эмоциональных состояний и переживаний, овладение навыком ведения диалога; преодоление имеющихся речевых нарушений и др.

Подготовка к выбору профессии, к повседневной практической деятельности, к занятости— овладение навыками пользования инструментами и материалами, необходимыми в той или иной работе; умением контролировать процесс ее выполнения, оценивать ее результаты, в том числе и эмоционально.

Перечисленные сферы жизни значимы для каждого человека с нарушениями развития, для его безопасности, для достойной жизнедеятельности, для комфортного проживания с ним окружающих, для его социального включения в людское сообщество. Чем более понятен и объясним для него окружающий мир, тем яснее становится для него его собственное взаимодействие с окружающим миром.

Усвоение социокультурных норм и ценностей, правил и установок является комплексным результатом, завершающим процесс формирования житейских умений, навыков ориентации в жизни и в мире. Оно выражается в позитивном, социально стабильном и уравновешенном поведении и характеризуется присвоением в большей или меньшей степени ценностных позиций:

производственных — например, ценностное отношение к работе, выражение удовлетворения от успешной работы, чувство гордости;

нравственных и поведенческих —корректность в отношении с окружающими, сопоставление собственных поступков с их поступками, а человеческих отношений вообще с нравственно-этическими эталонами, принятыми к обществе; знание о противоречиях реальной жизни, ее негативных нравственно-этических сторонах и адекватное к ним отношение; приветливость в общении, стремление помогать другим, учет их желаний и особенностей, адекватная настороженность к чужим, отстраненность по отношению к неодобряемым поступкам и т.п.;

ценностное отношение к людям, вещам и объектам— уважительное взаимодействие с людьми, любовь к близким, внимание к животным и растениям, бережное обращение с предметами, осторожность по отношению к незнакомым предметам и явлениям.

Источник

Абилитация
ранее
(до 3х лет) первоначальное
формирование
нарушенной способности
к чему-либо (медицинским
способом).

Большую
роль в поиске эффективных решений
проблемы ранней коррекции сыграло
переосмысление положений выдающегося
психолога Л.С.
Выготского о социальности развития
младенцев и об их отношениях со взрослыми,
об использовании
сензитивных периодов
для предупреждения социально
обусловленного отставания и связанных
с ним вторичных отклонений в развитии.

Ранняя
коррекция
включает следующие моменты:

  • максимально
    раннее
    выявление и диагностика
    нарушения в развитии;

  • максимальное
    соотношение
    разрыва между моментом обнаружения
    в развитии ребенка и началом
    целенаправленной коррекционной помощи;

  • снижение
    временных границ начала специального
    образования
    (до первых месяцев жизни ребенка);

  • обязательное
    включение
    родителей в коррекционный процесс
    на основе выявления положительных
    сторон семьи и активизации ее
    реабилитационного потенциала;

  • интенсивность
    ранней коррекции:
    чем активнее ведется коррекция, тем
    значительнее результаты развития
    ребенка;

  • охват
    коррекцией различных сфер развития
    ребенка;

  • создание
    всех необходимых условий
    для развития ребенка.

Эксперимент
показал, что грамотно
организованная ранняя коррекция
помогает
предупредить
появление вторичных отклонений

в развитии, обеспечить максимальную
реализацию реабилитационного потенциала,
а для значительной части детей обеспечить
возможность вклю­чения в общий
образовательный поток
на более раннем этапе возрастного
развития, исключив необходимость
дорогостоящего специального оборудования.

Структуру
дефекта составляют первичный и вторичный
дефекты.

Вторичные
дефекты носят обратимый
характер, т.е. поддаются психолого-педагогической
коррекции, и чем дальше имеющееся
нарушение стоит от биологической основы
(первичного дефекта), тем успешнее оно
поддается коррекции. Необходима
наиболее ранняя коррекция вторичных
нарушений,
что обусловлено
особенностями психического развития
в детских возрастах:

  • пропущенные
    сензитивные периоды
    в развитии, обучении, воспитании не
    компенсируются в более старших возрастах;

  • возникшее
    отставание
    будет
    требовать более сложных
    и специальных усилий
    по
    его преодолению;

  • трудности
    в обучении приводят к углублению явлений
    недоразвития;
    к подростковому возрасту формируют
    стойкое отрицательное отношение к
    школе, что является одним из факторов,
    формирующих нарушение поведения. В
    подростковом возрасте часто приводят
    к выраженным нарушениям социальной
    адаптации не сам первичный дефект, а
    явления вторичного недоразвития.

6. Общая характеристика основных разделов специальной педагогики

Разделы
специальной педагогики

  • Сурдопедагогика
    — наука
    о
    закономерностях развития,
    воспитания, обучения,
    социальной адаптации
    и интеграции
    в общество детей
    с нарушениями слуха
    (глухих, слабослышащих, оглохших).

Объект:
специальное
образование людей, имеющих нарушения
слуха.

Предмет:
практика
воспитания, обучения, социализации
людей,
имеющих нарушения слуха.

Основная
цель
сурдопедагогики: обеспечить
людям, имеющим нарушения слуха, возможность
достижения максимальной самостоятельности
и независимости
в жизни.

Задачами
сурдопедагогики являются:

  • изучение
    педагогических
    закономерностей развития лично­сти
    в условиях ограниченных слуховых
    возможностей;

  • определение
    путей коррекции
    и компенсации
    слухового дефекта;

  • обоснование
    педагогической классификации
    людей, имею­щих нарушения слуха;

  • изучение
    сложившихся педагогических
    систем
    их образова­ния;

  • разработка
    и реализация
    концепции
    интеграции
    лиц с нарушениями слуха в образовании
    и социокультурной среде;

  • определение
    научных основ,
    содержания
    образования,
    мето­дов,
    технологий,
    организационных условий
    образования людей с нарушенным слухом;

  • разработка
    специальных образова­тельных
    технологий
    развития речевого слуха, обучения
    националь­ному жестовому, русскому
    (родному) языку, устной речи;

  • определение
    особенностей педагогической реабилитации
    в послеоперационный период (при
    кохлеарной имплантации);

  • совершенствование
    технологий использования сурдотехнических
    средств
    развития речевого слуха, произносительной
    сто­роны речи людей, имеющих слуховой
    дефект;

  • разработка
    и реализация программ
    профориентации, профконсультирования,
    профессиональной подготовки, а также
    со­циально-трудовой адаптации лиц
    со слуховым дефектом.

  • Тифлопедагогика
    — наука о закономерностях развития,
    воспитания, обучения, социальной
    адаптации и интеграции в общество детей
    с нарушениями зрения (слепых, частично
    и слабовидящих).

Объект:
специальное
образование людей с нарушениями зрения.

Предмет:
практика
воспитания,
обучения,
социализации
людей разного возраста с дефектами
зрения.

На
современном этапе развития тифлопедагогика
решает следующие основные задачи:

  • раскрытие
    основных закономерностей в области
    обучения,
    воспитания
    и развития людей
    с нарушенным зрением;

  • комплексное
    клинико-генетическое,
    психологическое,
    педагогическе
    изучение
    детей,
    их диагностирование,
    выявление структурно-функциональных
    нарушений в организме, связанных с
    дефектным зрением, установление
    психофизических нарушений и сочетанных
    дефектов у детей;

  • выяснение
    и определение роли сохранных анализаторов
    в познавательной деятельности слепых,
    слабовидящих и детей с косоглазием и
    амблиопией, условий формирования и
    развития личности, межличностных
    отношений при различных зрительных
    нарушениях;

  • определение
    содержания коррекционно-педагогической
    работы,
    разработка
    приёмов
    и способов её осуществления при различных
    формах организации учебно-воспитательного
    процесса в специальных образовательных
    учреждениях;

  • разработка
    требований к специальным средствам
    коррекции вторичных отклонений
    в развитии и компенсации зрительного
    дефекта, к
    наглядному и раздаточному дидактическому
    материалу,
    специальным пособиям, к тифло-техническим
    средствам обучения, создание,
    совершенствование и модификация пособий
    и учебного оборудования;

  • разработка
    специальных приёмов,
    методик
    обучения
    и воспитания детей и взрослых с нарушением
    зрения, особенностей проведения
    специальных коррекционных и предметных
    занятий;

  • теоретическое
    обоснование
    и осуществления
    индивидуального и дифференцированного
    подходов
    к учащимся в ходе учебно-воспитательного
    процесса, организация этой работы с
    учётом зрительных возможностей
    обучающихся, характера и времени
    появления аномалии, сопутствующих
    заболеваний и сочетанных дефектов;

  • Тифлосурдопедагогика

  • Логопедия
    — наука о закономерностях развития,
    воспитания, обучения, социальной
    адаптации и интеграции в общество детей
    с
    нарушениями речи при сохранном слухе.

Цель
науки – разработка
научно обоснованной системы обучения,
воспитания
и перевоспитания людей с нарушениями
речи, а также профилактика
нарушений речи.

Объект:
процесс
коррекции речи в различных возрастах.

Предмет:
методы,
формы, приемы коррекции нарушений речи.

Основные
задачи:

  • изучение
    онтогенеза речевой деятельности при
    различных формах
    речевых нарушений

  • определение
    распространенности,
    симптоматики,
    степени
    проявлений
    нарушений речи

  • выявление
    динамики
    спонтанного и направленного развития
    детей
    с нарушениями речевой деятельности,
    характер влияния речевых расстройств
    на формирование личности, психическое
    развитие

  • изучение
    особенностей формирования речи
    и речевых нарушений у
    детей с различными отклонениями в
    развитии

  • выявление
    этиологии,
    механизмов,
    структуры
    и симптоматики
    речевых
    нарушений

  • разработка
    методов
    педагогической диагностики
    речевых расстройств

  • систематизация
    речевых расстройств

  • разработка
    принципов,
    дифференцированных методов
    и средств
    устранения
    речевых нарушений

  • совершенствование
    методов
    профилактики
    речевых
    расстройств

  • разработка
    вопросов организации
    логопедической помощи

  • Олигофренопедагогика
    — наука о закономерностях развития,
    воспитания, обучения, социальной
    адаптации и интеграции в общество детей
    с умственной отсталостью.

Объект:
воспитание
и обучение детей
с ИН.

Предмет:
теория
и практика обучения,
воспитания
и развития детей с ИН;
адаптация,
реабилитация
интеграция
детей с ИН.

Задачи:

  • развитие
    психических
    функций и навыков
    познавательной деятельности

  • максимальная
    социальная
    адаптация

  • всестороннее
    развитие
    личности

  • разработка
    целей,
    задач,
    принципов,
    форм, методов обучения и воспитания
    детей с ИН

  • своевременное
    выявление
    и предупреждение ИН

  • разработка
    путей помощи в адаптации выпускникам

  • Отрасль
    специальной педагогики применительно
    к лицам
    с нарушениями опорно-двигательного
    аппарата

  • Отрасль
    специальной педагогики применительно
    клицам
    с нарушениями эмоционально-волевой
    сферы;

Соседние файлы в предмете Специальная педагогика

  • #
  • #
  • #

Источник