Роль обучения для развития ребенка и коррекции
Роль дошкольного воспитания и обучения в развитии детей с ограниченными возможностями велика. Получение детьми с особыми образовательными потребностями образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Для детей с особыми образовательными потребностями обучение — это процесс вызывания, поддержания и развития у них познавательной активности, познавательной деятельности, важной и необходимой для их социализации. Это путь к общению и взаимодействию, к овладению социальной и пространственной ориентировкой, автономностью жизнедеятельности, самопомощью и многими другими компетенциями, которые у обычных детей самостоятельно и постепенно формируются в процессе жизнедеятельности и социальных отношений и которые детям с теми или иными нарушениями нужно помочь приобрести и развивать.
Обучение строится как коммуникативный, диалогический процесс, основанный на эмоционально ценностном для, учителя и ученика взаимодействии, выступающем как их обоюдная потребность в межчеловеческом общении.
Учение осуществляется путем сознательной и бессознательной переработки влияний и воздействий окружающей среды и ведет к изменению индивидуального сознания, восприятия, деятельности, поведения. Следовательно, речь идет о процессе, который приводит к целостному личностному изменению человека.
Таким образом, специальное образование, его содержание выступает прежде всего как фактор становления личности, приобщения человека с ограниченными возможностями к познанию, к деятельности, к культуре, труду, к последовательной интеграции в социум, как фактор обретения духовности и устойчивости против влияния негативных тенденций и в итоге как фактор выживания в современном мире.
В специальном образовании воспитание рассматривается как целенаправленно организованный процесс педагогической помощи в социализации, социокультурном включении и социальном адаптировании человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности.
Специальное воспитание основывается на гуманистическом представлении о том, что любой человек, даже с тяжелыми нарушениями жизнедеятельности, обладает потенциальными возможностями развития, саморазвития, а значит, и воспитания, что помогает ему встраиваться в меняющийся контекст социальных отношений.
Специальная педагогика признает воспитание более широкой и всеобъемлющей категорией, чем обучение, что обусловлено приоритетной значимостью задач социального включения и адаптирования человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности
Обучение в самом широком смысле этого слова — обучение быть человеком — это и есть воспитание.
Содержание и постановка конкретных воспитательных задач определяются совокупностью физических, психических и социальных факторов. Их решение требует тесного взаимодействия всех причастных к этой проблеме областей знания и практики и опирается на важнейшее положение гуманистической педагогики — признание способности человека к саморазвитию.
Цели специального воспитания могут быть представлены комплексом педагогических задач, направленных на формирование у детей следующих качеств и навыков:
— постижение жизненных ценностей и установление определенных ценностных ориентации;
— освоение (на доступном для каждого уровне) базовых составляющих человеческой культуры и формирование культуры его собственной личности — культуры знания, культуры чувств и творческого действия;
— обретение чувства доверия и интереса к жизни и к окружающему миру;
— познание собственной личности, ее возможностей и границ развития;
— становление и реализация способности к мотивации саморазвития и самопомощи;
— формирование жизненно значимых компетенций (знаний и навыков, необходимых в повседневной жизни, благодаря которым осуществляется познание и упорядочивание предметного мира, самообслуживание, самообеспечение и достигается без опасность существования);
— ориентирование в окружающем мире, в социальных отношениях — пользование информацией, общение, взаимодействие и сотрудничество со сверстниками, с окружающими людьми;
— навыки контроля и самоконтроля, самооценки собственной деятельности и поведения.
Известно, что психофизические нарушения влекут за собой ограничения жизнедеятельности, следствием чего становятся затруднения или невозможность самостоятельного овладения социальным опытом, нравственными ценностями общества. Это, в свою очередь, порождает в человеке чувство беспомощности, зависимости от окружающих, которые вынуждены принимать на себя организацию и регуляцию всей его жизнедеятельности, служить посредниками в процессе социального взаимодействия.
Поэтому специальное воспитание выступает как педагогическая помощь в совершенствовании качества жизни, протекающей в осложненных условиях, вызванных ограничением возможностей жизнедеятельности и социального взаимодействия.
Без образовательной поддержки, без направленной помощи, психолого-педагогического сопровождения у таких людей неизбежно развивается чувство ущербности, ограниченности умственно-духовного, социального, нравственного, эмоционального и эстетического бытия.
Поддержка в жизни означает, прежде всего, помощь в преодолении социальной изоляции, в открытии для человека с ограниченными возможностями всего многообразия окружающего мира, в доступности для него нормального человеческого существования и во включении его в этот мир в качестве носителя и потребителя общей культуры.
Специальное воспитание предусматривает комплекс воспитательных действий, которые должны подготовить ребенка, подростка к способности вести максимально соответствующий современному человеку образ жизни, помочь ему в достижении человеческой зрелости.
Специфической особенностью воспитания в системе специальной педагогики является помощь для реализации самопомощи,т.е. коррекционная педагогическая помощь человеку (ребенку) в самостоятельном осуществлении собственной жизни. В большинстве случаев это удается; и человек с ограниченными возможностями жизнедеятельности может научиться в значительной мере помогать себе сам, используя пути и средства компенсации нарушения, применяя знания и навыки, приобретенные в результате коррекционно-воспитательной работы с ним.
Дли ребенка и подростка с ограниченными возможностями крайне важно достижение таких результатов воспитания, которые позволят ему обрести осознание и оценку самого себя как активного субъекта, взаимодействующего с окружающим миром.
В процессе воспитания особое внимание уделяется формированию таких навыков социального обихода, которые у обычного ребенка появляются в процессе жизнедеятельности легко, как бы сами собой. Многих детей с ограниченными возможностями необходимо специально учить простым и важным житейским навыкам, которые представлены в следующих содержательных блоках.
Уход за собой — одевание, поддержание чистоты тела и одежды, гигиена еды, уход за телом, внимание к внешнему виду, к поддержанию здоровья.
Когнитивные (познавательные) умения — восприятие и различение предметов и объектов действительности (видеть, слышать, ощущать на вкус, тактильно, обонять, воспринимать по вибрации, движению воздуха); восприятие людей, животных, растений; усвоение понятий и представлений, связанных с воспринимаемыми объектами, а также с количественно-пространственно-временными отношениями, пользование простыми числами и количествами в повседневной обиходной жизни и пр.
Домашняя деятельность — участие в повседневных делах (дома, в учебном заведении), поддержание порядка и чистоты в помещении, помощь на кухне и по хозяйству, чистка одежды, стирка, приготовление пищи, накрывание на стол, мойка посуды, уход за цветами, домашними животными, работа в саду, пользование простейшими техническими приспособлениями (открывание и закрывание крана, регуляция струи воды по температуре и интенсивности, включение и отключение электричества, газа, закрывание на ключ и открывание двери и т.п.) и бытовой аппаратурой (пылесос, телевизор, кофемолка, телефон и др.), покупки.
Социальный обиход — принятие и усвоение общепринятых форм поведения и общения: умение вступить в контакт; готовность помогать; умение делиться чем-либо с другими, соблюдать очередность, ждать, уступать, договариваться; вежливо отказываться отчего-либо, в том числе от нежелательного контакта или предложения; усвоение простых норм вежливого поведения; принятие и при знание других, учет их прав в разных (даже элементарных) ситуациях; умение участвовать в коллективных играх и деятельности.
Для человека с ограниченными возможностями жизнедеятельности крайне важно приобрести умение ориентироваться в окружающем природном и технологическом мире, в современной социальной жизни (включая простейшие знания о его сущности и назначении, о характере взаимодействий в нем). Ему необходимо освоить представления о своем положении в нем, о своих взаимосвязях с людьми ближайшего окружения (родителями, родствен никами, сестрами, братьями, соседями).
Физическая ловкость—- участие в подвижных играх, в упраж нениях по хождению, бегу, залезанию, ползанию, бросанию предметов, их ловле и т. п. Выполнение простых упражнений на спортивных снарядах, плавание, развитие психомоторики.
Музыкальная и театрализованная деятельность — активное участие в занятиях по пению, музицированию, в детских инсценировках; выполнение ритмических упражнений.
Речь— владение голосом и звукообразованием; называние предметов; составление простых высказываний, сообщений, понимание сказанного; конструирование и дополнение предложений; запоминание и воспроизведение несложных стихов, песенок; готовность к сообщению, к речевому выражению эмоциональных состояний и переживаний, овладение навыком ведения диалога; преодоление имеющихся речевых нарушений и др.
Подготовка к выбору профессии, к повседневной практической деятельности, к занятости— овладение навыками пользования инструментами и материалами, необходимыми в той или иной работе; умением контролировать процесс ее выполнения, оценивать ее результаты, в том числе и эмоционально.
Перечисленные сферы жизни значимы для каждого человека с нарушениями развития, для его безопасности, для достойной жизнедеятельности, для комфортного проживания с ним окружающих, для его социального включения в людское сообщество. Чем более понятен и объясним для него окружающий мир, тем яснее становится для него его собственное взаимодействие с окружающим миром.
Усвоение социокультурных норм и ценностей, правил и установок является комплексным результатом, завершающим процесс формирования житейских умений, навыков ориентации в жизни и в мире. Оно выражается в позитивном, социально стабильном и уравновешенном поведении и характеризуется присвоением в большей или меньшей степени ценностных позиций:
производственных — например, ценностное отношение к работе, выражение удовлетворения от успешной работы, чувство гордости;
нравственных и поведенческих —корректность в отношении с окружающими, сопоставление собственных поступков с их поступками, а человеческих отношений вообще с нравственно-этическими эталонами, принятыми к обществе; знание о противоречиях реальной жизни, ее негативных нравственно-этических сторонах и адекватное к ним отношение; приветливость в общении, стремление помогать другим, учет их желаний и особенностей, адекватная настороженность к чужим, отстраненность по отношению к неодобряемым поступкам и т.п.;
ценностное отношение к людям, вещам и объектам— уважительное взаимодействие с людьми, любовь к близким, внимание к животным и растениям, бережное обращение с предметами, осторожность по отношению к незнакомым предметам и явлениям.
Источник
ЛЕКЦИЯ 7
по разделу 7 «Психологические проблемы специального обучения»
План лекции
Роль обучения в развитии аномальных детей.
Психологические проблемы построения методов специального обучения.
Интегрированное и инклюзивное обучение.
Роль обучения в развитии аномальных детей
Учение Л. С. Выготского о роли обучения в развитии имеет огромное значение для педагогической практики обучения как нормальных, так и аномальных детей. В плане развития аномальных детей обучение имеет еще большее значение, поскольку формирование у них всех сторон психики возможно только при определенной системе обучения и научения.
В отличие от аномального нормальный ребенок много черпает в процессе широкого социального общения с окружающими. Поэтому сложные виды психической деятельности могут быть сформированы у аномального ребенка путем педагогического воздействия, направленного на преодоление отклонений в развитии.
Доказано исключительно важное значение раннего распознавания дефекта и ранней коррекции аномалий развития. Дело в том, что при аномальном развитии наблюдаются разной степени нарушения двигательной сферы, сужающие круг практической деятельности и тем самым обедняющие жизненный опыт ребенка. Значительный ущерб наносится речи, восприятию, памяти, эмоционально-волевой сфере, развитию личности. Недоразвитие речи не только нарушает общение, но и в известной мере задерживает развитие восприятия и целенаправленного наблюдения и препятствует развитию словесно-логической памяти и мышления. Не развивается игровая деятельность и воспитывающиеся в ее условиях навыки поведения в коллективе, подготавливающие ребенка к обучению в школе и формирующие его личность.
Конечно, все это по-разному проявляется при разных дефектах, но во всех случаях требуется раннее коррекционное обучение и воспитание, которое позволяет предупредить или в известной степени ослабить эти недостатки, закономерно возникающие как вторичные и последующие отклонения в развитии.
В ряде случаев специальное дошкольное обучение и воспитание может совсем снять проявления нарушений в развитии и тем самым предупредить затруднения детей при их обучении в массовой школе, как это доказано, например, в отношении детей, страдающих недоразвитием фонематического восприятия. При более выраженных нарушениях ранняя коррекционно-воспитательная работа с детьми приводит к значительной компенсации их состояния. Отсюда возникает насущная необходимость обучения и воспитания аномальных детей ясельного и дошкольного возраста.
Наличие сети специальных дошкольных учреждений значительно повысит качество комплектования специальных школ и уровень учебно-воспитательной работы в них.
Отечественные дефектологи показали и прочно утвердили положение, согласно которому усвоение аномальными детьми, в том числе и умственно отсталыми, определенного уровня содержания образования является огромным фактором, корригирующим недостатки развития этих детей. Именно поэтому каждый тип специальной школы имеет свой учебный план, программы. Программы для специальных школ всех типов пронизаны стремлением развить у аномальных детей умение учиться, приобретать знания и, опираясь на чувственный опыт, на словесную информацию, черпать знания из книг. Учебный процесс во всех специальных школах предусматривает необходимость воспитать у школьников приемы умственной деятельности, обеспечивающие возможность плодотворно учиться, приобретать определенный уровень знаний и применять эти знания на практике.
Во всех типах специальных школ дети получают трудовое воспитание и возможную для них профессиональную трудовую подготовку. Предусмотрена необходимость воспитания правильных отношений в коллективе, правильной социальной направленности и мировоззрения. Все это формирует личность учащихся специальных школ и подготавливает их к самостоятельной жизни.
Задачи воспитания и обучения как для общеобразовательной массовой, так и для специальной школы едины, но пути их реализации гораздо сложнее при работе с аномальными детьми, где надо, решая общие проблемы, все время преодолевать последствия дефекта, выравнивать аномальное развитие.
Психологические проблемы построения методов специального обучения
Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. К основным проблемам специального образования можно отнести следующие:
• недостаточно развита в целом система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям;
• отсутствует единая система раннего выявления отклонений в развитии детей и ранней коррекционно-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста, консультирования семей;
• не разработан государственный образовательный стандарт дошкольного образования детей, имеющих отклонения в психофизическом развитии;
• имеются существенные проблемы с профильной подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации необходимых специалистов для проведения коррекционной психолого-педагогической работы с детьми;
• не соответствует требованиям специального образования в большинстве образовательных учреждений материально-техническое, учебно-методическое и кадровое обеспечение; не разработана нормативная база их лицензирования, аттестации и аккредитации, учитывающая специфику данных учреждений;
• острый дефицит профессионально подготовленных кадров в системе специального образования и в высшей педагогической школе;
• наличие стереотипов и предрассудков в школьной среде по отношению к инвалидности;
• недостаток информации у школьников об инвалидности и о возможностях их сверстников-инвалидов;
• неготовность широкой общественности признавать право ребенка с особыми образовательными потребностями на получение образования его в среде своих сверстников без инвалидности;
• полное отсутствие или формальный характер индивидуальной программы реабилитации ребенка, направленной на получение полноценного образования.
В связи с выявлением вышеперечисленных проблем в стране разрабатываются основные направления реформирования системы специального образования. К этим направлениям можно отнести следующие:
• создание на основе учреждений детского здравоохранения и психолого-медико-педагогических комиссий единой государственной системы раннего выявления отклонений в развитии, раннего вмешательства и консультирования семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;
• развитие системы коррекционно-педагогической работы с детьми раннего возраста в дошкольных образовательных учреждениях, что обеспечит в дальнейшем получение значительного социально-экономического эффекта, поскольку около 50% детей, прошедших через систему качественной дошкольной коррекционно-педагогической помощи смогут обучаться в образовательных учреждениях общего назначения, а не в специальных (коррекционных);
• создание системы психолого-педагогической поддержки лиц, не охваченных специальным образованием (глубоко умственно отсталые, в том числе с синдромом Дауна, с тяжелыми и множественными нарушениями);
• создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования общего назначения на всех ее ступенях, во всех типах и видах образовательных учреждений (содействие развитию интеграционных процессов), а также обеспечение условий для коррекционно-развивающего обучения детей в семье;
• стабилизацию деятельности существующих и развитие инновационных видов специальных (коррекционных) образовательных учреждений, условий их функционирования (материальных, учебно-методических, кадровых и др.);
• создание там, где это целесообразно, достаточного числа малокомплектных специальных (коррекционных) образовательных учреждений по месту жительства детей с целью максимального возвращения ребенка с ограниченными возможностями в семью и обеспечения семейного воспитания и внешкольного интеграционного процесса;
• создание службы специальной психологии в системе специального образования и постоянно действующей системы психолого-медико-педагогического сопровождения.
Таким образом, исходя из вышесказанного, можно отметить, что проблемы специального образования лиц с ОВЗ известны, в стране разрабатываются основные пути их решения.
Дата добавления: 2018-10-18; просмотров: 656 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов
Читайте также:
Рекомендуемый контект:
Поиск на сайте:
© 2015-2020 lektsii.org — Контакты — Последнее добавление
Источник