Роль общения в развитии ребенка младенческого возраста
метки: Ребенок, Общение, Возраст, Психический, Взрослый, Младенческий, Деятельность, Исследование
Университет Российской Академии Образования
филиал
Психологический факультет
«Роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По курсу: «Психология развития и возрастная психология» (1 часть)
Выполнила:
Преподаватель:
Содержание:
Введение 3
Глава I. Психическое развитие ребенка первого года жизни 6
Глава II. Значение общения в младенческом возрасте для психического развития 13
2.1. Влияние матери на генезис общения ребенка со взрослым в концепциях Л.С. Выготского и М.И. Лисиной 13
2.2. Вклад младенца в общение 21
2.3. Вклад родителей в общение 25
2.4. Формирование общения в младенческом возрасте как предпосылка развития общения в раннем детстве. Нарушения общения 29
Заключение 34
Список литературы 36
Приложение 1. 38
Введение
Изучение превербальной коммуникации в раннем возрасте — очень увлекательное и волнующее занятие, так как оно связано с таинственным и трогательным миром младенчества, когда на свет появляются первые ростки человеческой души. Это относительно молодое направление в психологии развития переживает в наше время настоящий исследовательский бум. Не удивительно — ведь в данной области исследования сфокусированы интересы нейропсихологии, психологии развития, психолингвистики. Со стороны практиков — психологов, психотерапевтов, психоаналитиков — существует огромный интерес к пониманию истоков общения и речи, так как именно им приходится иметь дело со сложными, порой таинственными, трудно объяснимыми последствиями нарушений развития, произошедших в самом начале жизненного пути пациентов .
Впервые определяющее значение раннего детского опыта для дальнейшего психического развития ребенка было постулировано в психоаналитической теории. Занимаясь ретроспективным поиском следов переживаний детства, 3. Фрейд заложил основу новой традиции в психиатрии и психологии. Опыт, пережитый ребенком в этот период, стал рассматриваться как фундамент дальнейшего психического развития, и ему было приписано решающее значение в возникновении возможных невротических и психических нарушений у взрослых пациентов. М. Риббл впервые выдвинула идею о том, что отсутствие материнской любви и заботы может вызвать физические и психические нарушения.
3 стр., 1279 слов
Возможности кукольного театра в развитии общения детей дошкольного возраста со сверстниками
… для правильного психического развития маленького ребенка. Недостаток общения с нею, писали они, ставит под угрозу жизнь ребенка, препятствует его физическому и психическому развитию. Дефицит общения в раннем возрасте накладывает …
Уже тогда в детской психиатрии существовало представление об исключительной значимости материнского ухода для успешного психического развития ребенка. Материнская забота рассматривалась как незаменимая, а успешность развития взаимоотношений между матерью и ребенком ставилась в исключительную зависимость от уровня эмоционального контакта в паре.
Доказывая, что ведущей деятельностью в младенческом возрасте является эмоционально-личностное общение со взрослым, Лисина провела серию экспериментов, в которых показала, что и познавательное развитие, а не только развитие эмоций и речи, связано с общением со взрослым.
Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность ведущего типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Но если предмет деятельности — другой человек, то эта деятельность и есть общение.
М. И. Лисина считает, что до 5−6 месяцев у ребенка преобладает ситуативно-личностное общение со взрослым, с развитием действий общение становится ситуативно-деловым (между ребенком и взрослым встает предмет — игрушка).
Сегодня психиатры и психотерапевты признали, что развитие младенца может быть рассмотрено лишь в контексте его отношений с матерью или другими ухаживающими лицами из его социального окружения, а ранние формы интеракции означают больше, чем простой эмоциональный взаимообмен.
Учитывая всё выше сказанное, можно считать тему моей работы «Роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста» актуальной и своевременной.
Цель работы: Проанализировать роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста.
Объект исследования — психологическое развитие ребенка младенческого возраста.
Предмет исследования — роль общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста.
Исходя из цели исследования, можно сформулировать следующие задачи работы:
1. Рассмотреть особенности психического развития ребенка первого года жизни.
12 стр., 5709 слов
Социальная ситуация развития в младенческом возрасте.
… развитие первых применений орудия выходит за пределы младенческого возраста, но начальные проявления этой способности, несомненно, созревают во вторую стадию младенчества.» Стр. 299 Общение ребенка … рассматривать как переходный период между утробным и внеутробным развитием. · «Что показывает исследование развития недоношенных и переношенных детей? Коротко можно сказать, что лишние 1—2 …
2. Теоретическое исследование значения общения в младенческом возрасте для психического развития.
Результаты теоретического исследования должны подтвердить существующие положения:
§ о доминирующей роли взрослого в общении с ребенком младенческого возраста;
§ выявить особенности материнского общения или лиц, заменяющих мать в пренатальном, натальном и постнатальном периодах.
Глава I. Психическое развитие ребенка первого года жизни
С момента рождения ребенка начинается новый этап его развития, который характеризуется переходом из относительно однородной среды материнского организма в мир, полный разнообразных раздражителей. Сразу после рождения у ребенка включаются рефлексы, обеспечивающие работу основных систем организма (дыхания, кровообращения).
Младенец вооружен определенным количеством безусловных рефлексов (защитные, ориентировочные, ориентировочно-пищевые, сосательный и т. д.), которые проявляются в самые первые дни после рождения.
Большинство этих врожденных реакций необходимы для жизни ребенка. Они помогают ему приспособиться к новым для него условиям существования. Благодаря этим рефлексам для новорожденного становится возможным новый тип дыхания и питания. Если до рождения плод развивается за счет организма матери (через стенки сосудов плаценты — детского места — из крови матери в кровь зародыша поступают питательные вещества и кислород), то после рождения организм ребенка переходит к легочному дыханию и так называемому оральному питанию (через рот).
После того как легкие наполняются воздухом, целая система малыш включается в ритмические дыхательные движения. Питание происходит с помощью сосательного рефлекса. Вся активность младенца направлена на сосание ради насыщения.
Новорожденность является единственным периодом в жизни человека, когда еще можно наблюдать в чистом виде проявление врожденных, инстинктивных, форм поведения, направленных на удовлетворение органических потребностей (потребностей в кислороде, пище, тепле).
Эти органические потребности не могут, однако, составить основу психического развития — они только обеспечивают выживание ребенка.
8 стр., 3795 слов
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка
… ребенка ко взрослому; · эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому; · инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого; · и чувствительности ребенка к отношению/оценке взрослого. Общение со взрослыми … ;содержание потребности в общении: · доброжелательное внимание взрослого; · потребность в … , возникающая в процессе жизни человека и выполняющая определенную …
Основная особенность новорожденного — безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Если органические потребности в достаточной мере удовлетворяются, они вскоре теряют свое ведущее значение, и в условиях правильного режима и воспитания формируются новые потребности (потребности в получении впечатлений, в движении, в общении с взрослыми).
На основе этих потребностей осуществляется психическое развитие.
Потребность в получении впечатлений связана с ориентировочными рефлексами и развивается в зависимости от готовности органов чувств ребенка получать эти впечатления. Хотя зрительный аппарат и слуховой аппарат новорожденного вступают в строй с первого дня, их работа еще крайне несовершенна. Зрительные реакции вызывает только свет, находящийся на близком расстоянии. Слуховые реакции — только резкие звуки. На протяжении первых недель и месяцев жизни зрение и слух быстро совершенствуются. Ребенок начинает следить глазами за движущимися предметами, а потом и останавливать взор на неподвижных предметах. Он начинает, реагировать уже на нерезкие звуки, в частности на голос взрослого. В ответ на зрительные и слуховые раздражители возникает пока еще кратковременная задержка импульсивных движений рук, ног и головы, прекращение плача — происходит зрительное и слуховое сосредоточение.
Важная особенность новорожденного состоит в том, что развитие зрения и слуха происходит у него быстрее, чем развитие телесных движений…
Заключение
Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности — непосредственного эмоционального общения ребенка и матери.
Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности.
Исследования многих психологов (М. И. Лисина, Л. И. Божович, Э. Эриксон, А. Адлер, А. Фрейд, Дж. Боулби и др.) показали, что в первые месяцы жизни крайне важным для ребенка является эмоциональный контакт, привязанность и защита, которая исходит от близкого взрослого .
2 стр., 909 слов
Принцип развития в психологии 2
Г. С. Костюк Принцип развития в психологии Личность развивается в связи с возникающими в ее жиз … действия. Они выявляются и разрешаются в сюжетной игре ребенка и других видах его деятельности1. В связи с возникновением … д.) и в реализации этих стремлений находит новые источники своего развития. Развитие личности характеризуется борьбой множества противоположно направленных тенденций. Так, в …
Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.
Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно?
Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии, даже при хорошем гигиеническом уходе. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно.
Важно не то, что делают люди друг с другом, а то, что предметом деятельности становится другой человек. Эмоционально-личностное общение в младенческом возрасте очень ярко выражено. Со стороны взрослого ребенок становится предметом деятельности. Со стороны ребенка можно наблюдать возникновение первых форм воздействия на взрослого. Так, очень скоро голосовые реакции ребенка приобретают характер эмоционально-активного призыва, хныкание превращается в поведенческий акт, направленный на взрослого человека. Это еще не речь в собственном смысле слова, пока это лишь только эмоционально-выразительные реакции.
Общение в этот период должно носить эмоционально-положительный характер. Тем самым у ребенка создается эмоционально-положительный тонус, что служит признаком физического и психического здоровья.
Таким образом, в результате теоретического исследования литературы, были найдены подтверждения доминирующей роли общения со взрослыми в развитии ребенка младенческого возраста. Были выявлены особенности материнского общения с ребенком младенческого возраста и показана его особая роль в развитии ребенка.
5 стр., 2279 слов
Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы.
… положении. Психолого-педагогическое изучение детей с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Нарушения эмоционально-волевой сферы. Трудности обследования … социально-психологическая, профессиональная. С точки зрения психологии, дефект приводит к конфликту полноценных человеческих потребностей … отсутствие своей речи, все это затрудняет общение с ребенком и применение методик. Требования к обследованию …
Список литературы
1. Баз Л.Л., Скобло Г. В. Особенности общения со взрослыми младенцев от матерей с послеродовыми депрессиями // Психология сегодня. Ежегодник Рос.психол.об-ва. — Т. 2. — Вып. 3. — 1996. С. 133 — 134.
2. Винникотт Д.В. Маленькие дети и их матери. — М.: Класс, 1998.
3. Выготский Л.С. Младенческий возраст // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Наука, 1984. Т. 3−4.
4. Лисина М.И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. — № 3. — 1961. С. 117 — 124.
5. Лисина М.И. О механизмах смены ведущей деятельности у детей первых 7 лет жизни // Вопросы психологии. — № 5. — 1978. С. 72 — 78.
6. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Наука, 1986. С. 52.
7. Лисина М.И., Сильвестру А.И. Психология самопознания у дошкольников. — Кишинев, 1983.
8. Мещерякова С.Ю., Авдеева Н.Н., Ганошенко Н.И. Изучение психологической готовности к материнству как фактора развития последующих взаимоотношений матери и ребенка // Вопросы психологии. — № 12. — 2004. С. 32.
9. Общение и его влияние на развитие психики дошкольников / Под ред. М.И. Лисиной. — М.: Просвещение, 1974. С. 69.
10. Общение и речь: Развитие речи у детей в общении со взрослым / Под ред. М.И. Лисиной. — М.: Просвещение, 1985. С. 54.
11. Папушек Х. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития // Журнал практической психологии и психоанализа. — № 4. — 2001. С. 19.
12. Развитие личности ребенка / Под общей ред. А.М. Фонарева. — М.: Прогресс, 1987.
13. Скобло Г. В., Дубовик О.Ю. Система «мать-дитя» в раннем возрасте как объект психопрофилактики // Социальная и клиническая психиатрия. — 1992. — № 2. С. 75−78.
5 стр., 2014 слов
Психология Этапы развития психологии
… социального окружения как новых парадигм в ее исследование. Развитие отраслей психологии VI этап. Дальнейшее развитие пси- хологических школ (40-60-е гг.) Появление … общение. Когнитивная психология Раздел психологии, изучающий когнитивные, то есть познавательные процессы человеческого сознания. Исследования в этой области обычно связаны с вопросами памяти, внимания …
14. Смирнова Е.О. Проблема общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии. — № 6. — 1994.
15. Смирнова Е.О. Становление межличностных отношений в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. — № 6. — 1994. С. 5 — 16.
16. Смирнова Е.О. Психология ребенка. — М.: Школа-Пресс, 1997.
17. Солодилова О.П. Возрастная психология: Учебное пособие. — М.: ТК Велби, 2005. — 56 с. С. 21.
18. Филиппова Г. Г. Эмоциональное благополучие ребенка // Перинатальная психология. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: psymama.ru/articles/index.html
Если вы автор этого текста и считаете, что нарушаются ваши авторские права или не желаете чтобы текст публиковался на сайте ForPsy.ru, отправьте ссылку на статью и запрос на удаление:
Отправить запрос
Источник
Высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т.е. в реализации которых участвует не один, а два человека. И лишь постепенно они становятся внутренними (т.е. переходят из интра- в интропсихические). Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.
Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать, что:
· оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);
· оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);
· оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.
Это влияние прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому, что:
1) для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др);
2) при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;
3) взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;
4) ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.
Выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:
· экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух м-цов жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства — внимание, интерес и т.п.
· предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;
· речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.
В случае недостаточности контактов со взрослыми наблюдается снижение темпа психического развития, повышается сопротивляемость болезням (дети-воспитанники детских учреждений закрытого типа; дети, пережившие войны, хрестоматийные случаи К. Гаузера и др.) Полная же изоляция детей от взрослых не позволяет им стать людьми и оставляет их на положении животных (дети-маугли, волчьи дети).
Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.
Общение со взрослыми в период младенчества и раннего детства
Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый. Эта активности проявляется в форме:
· внимания и интереса ребенка ко взрослому;
· эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;
· инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;
· и чувствительности ребенка к отношению/оценке взрослого.
Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. Лисина пишет, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется т.н. комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т.е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей), но и влияет на развитие активной ответной деятельности. Говоря об ответной деятельности, следует упомянуть о схемах развития потребности в общении. Она (потребность) не является генетически обусловленной, а формируется на основе других потребностей (органических) по принципу: появление дискомфорта ® крик ® внимание взрослого ® устранение дискомфорта этим взрослым. Другая схема — это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку — опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.
Выделим сначала основные параметры общения у детей этого возраста (здесь и далее цитируется по Лисиной):
1) форма общения:
· ситуативно-личностная;
· ситуативно-деловая (1-3 года);
2) содержание потребности в общении:
· доброжелательное внимание взрослого;
· потребность в доброжелательном внимании и сотрудничестве (1-3 года);
3) ведущий мотив общения:
· личностный — взрослый как ласковый доброжелатель; центральный объект познания и деятельности; неиндивидуализированный источник активности ласки и внимания, несвязанный с действиями ребенка;
· деловой: взрослый как партнер по игре, образец для подражания и эксперт по оценке умений и знаний (1-3 года);
4) значение данной формы общения в общем развитии ребенка:
· неспецифическая общая активация, формирование перцептивных действий, подготовка к овладению хватанием;
· развитие предметной деятельности, подготовка к овладению речью (1-3 года);
Перед тем как мы рассмотрим негативные последствия, возникающие в результате отсутствия общения с близким взрослым у ребенка в этом возрасте , необходимо сделать небольшое теоретическое отступление и ввести ряд понятий.
Депривация — неудовлетворенная потребность, происходящая в результате отделения человека от необходимых источников ее удовлетворения. Выделяют несколько типов депривации:
· сенсорная — заключается в устранении сенсорных импульсов. Возникает не только при полном устранении данных импульсов, но и при попадании в сенсорно обедненную среду;
· двигательная;
· социальная — среди ее примеров такие хрестоматийные случаи как Г. Хаузер, волчьи дети и дети-маугли. Все они не умели (или плохо говорили) говорить и ходить, часто плакали и всего боялись. При их последующем воспитании, несмотря на развитие интеллекта, нарушения личности и социальных связей оставались. Последствия социальной депривации неустранимы на уровне некоторых глубоких личностных структур, что проявляется в недоверии (за исключением к членам группы, перенесших то же самое — например в случае развития детей в условиях концентрационных лагерей), значимость чувства Мы, завистливость и чрезмерная критичность.
Итак, что же происходит с ребенком, в случае лишения его возможности общения с близким взрослым в этом периоде? Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка. Это проявляется в:
· отсутствии сформированной речи (у детей из ДУИТ количество вокализаций в 6 раз меньше);
· отставании в умственном развитии;
· трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;
· недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;
· двигательной вялости и компенсационных движения. Уже на первом месяце жизни дети проявляют сильное беспокойство при ограничении их движений. Здесь было бы уместно вспомнить про феномен госпитализма (как разновидности сенсорной и двигательной депривации). Этот феномен был впервые описан Р. Спитцем, который наблюдал детей, оставшихся после рождения без материнского внимания. Эти дети по 15-18 месяцев находились в стеклянных боксах, причем до того времени пока он сами не вставали на ноги. Кроме потолка и белых занавесок (на более поздних этапах) эти дети не видели ничего. Их движения были ограничены постелью, а количество игрушек было ничтожно мало. Спитц приводит также результаты исследования детей, разлученных с матерьми в возрасте 3 месяцев. К 4-м годам 37% из них погибли; к 1,5-2 годам 5 из 21 не были способны к самостоятельному передвижению; сидели без поддержки только 3; половина знали только 2-3 слова; у все наблюдались симптомы анаклитической депрессии. Следует помнить и о том, что развитие движений в детстве тесно связанно с формированием ядра личности: например в тех, случаях когда ребенок начинает ощущать себя причиной и источником собственных действий. Поэтому часть нарушений указанных выше связаны и ограничением двигательной активности в этом возрасте;
· сниженном общем коэффициенте развития.
Выше были названы три вида деприваций — сенсорная, двигательная и социальная. Все три присутствуют в разном соотношении при лишении общения с близким взрослым в этом возрасте. Таким взрослым чаще всего является мать, лишение общения с которой вызывает отдельный тип депривации названный — материнской. Влияние ранних эмоциональных связей матери и ребенка на дальнейшее развитие последнего было доказано во многих экспериментах. Так, дети из детских учреждений интернатского типа (далее как ДУИТ), в 7 раз чаще испытывают страх при помещении их в новую, непривычную обстановку (здесь и далее данные в сравнении с детьми из обычных семей). Это можно объяснить тем, что для успешного освоения нового пространства, новых игр ребенку нужна мать, которая позволяет ему испытывать не страх и тревогу при столкновении с новых (неизвестным), а интерес и любопытство. Это же объясняет и отсутствие базового доверия к миру у этих детей. Для его возникновения необходимы 2 условия, которых лишены дети из ДУИТ: теплота материнской заботы и ее постоянство.
Одно из последствий материнской депривации — это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.
Рассмотрим коротко специфику общения ребенка со взрослыми в раннем детстве. Основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения со взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становиться уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться ко взрослым. Но обратиться к ним он может только овладев речевым общением.
Самоидентичность — чувство постоянства собственного Я, а также то, насколько человек принимает и ценит себя. Ее формирование начинается в первые месяцы жизни. У детей из ДУИТ она сформирована недостаточно. Так например, они позже других узнают себя в зеркале; пугались и плакали, если видели себя в зеркале в непривычном виде (комок ваты, спрятанный под платок). Наблюдается также запаздывание в появлении кризиса «3 -лет». Дефектно формируется «гордость за достижения».
Дата добавления: 2015-05-27; просмотров: 4112; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 10241 — | 7935 — или читать все…
Читайте также:
Источник