Роль общения в психическом развитии ребенка в раннем детстве

Роль общения в психическом развитии ребенка в раннем детстве thumbnail

Светлана Морозова
Значение общения в психическом развитии ребенка

Значение общения в психическом развитии детей дошкольного возраста

Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение, благодаря широким возможностям к научению, ребенок приобретает все свои высшие познавательные способности и качества и превращается в полноценную личность.

Личность людей складывается и функционирует только в их отношениях с окружающими людьми. Согласно Л. С. Выготскому все высшие психические функции человека первоначально формируются как внешние, т. е. такие, в реализации которых участвует не один, а минимум два субъекта. И лишь постепенно посредством присвоения они становятся внутренними.

Разработка взглядов Л. С. Выготского привела к созданию отечественными психологами (А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.) концепции детского развития, в рамках которой развитие ребенка понимается как процесс присвоения общественно-исторического опыта в процессе взаимодействия с его носителями — взрослыми.

Потребность в общении не является врожденной. Она возникает в ходе жизни и функционирует, формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими. Потребность общения ребенка со взрослыми, возникает вначале как биологическая потребность в первые два месяца жизни на основе первичных органических нужд, затем возникают социальные потребности в новых впечатлениях. Общаясь со взрослыми, ребенок оказывается в пределах «зоны ближайшего развития», где сотрудничество с превосходящими его по опыту и знаниям партнерами помогает ему реализовать свои потенциальные возможности. Именно в ходе общения ребенок совершает первые вылазки в новые области; благодаря общению подготавливается смена предыдущей деятельности последующей, более высокой по своему развитию. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение. Общение со старшими для маленького ребенка служит единственно возможным контекстом, в котором он постигает и «присваивает» добытое людьми ранее. Для ребенка общение со взрослым выступает определяющим фактором психического развития: 1) взрослый задает ребенку образцы для подражания; 2) передает информацию; 3) развивает речь и все познавательные процессы; 4) формирует личностные качества, самооценку, эмоции; 5) способствует усвоению различных видов деятельности;

6) формирует отношение к другим людям. Три группы фактов доказывают решающую роль общения в общем психическом развитии ребенка:

• изучение «детей-маугли»;

• исследование природы и причин «госпитализма»;

• прямое выявление влияния общения на психическое развитие в формирующих экспериментах.

Результаты психологического исследования «детей-маугли», выросших в изоляции от общества, обнаруживают у них глубокое, и необратимое недоразвитие. Сегодня никто не сомневается, что приспособление к жизни среди животных вызывает у маленького ребенка, попавшего в их среду, отклонение от пути, по которому обычно идут человеческие дети. Без поддержки взрослых он не использует свою природную способность стать «человеком разумным», а затем, по-видимому, и вовсе ее теряет. Это передвигающиеся на четвереньках существа, полностью зависящие от вскормивших их животных. Явление «госпитализма» обнаружилось при первых попытках наладить внесемейное воспитание оставшихся без родителей маленьких детей. В конце прошлого и начале нынешнего века появились частные и государственные приюты, которые вскоре превратились в «фабрики ангелов» — так велика была смертность, особенно в первые месяцы и годы жизни детей. Дети, которые оставались жить, резко отставали в общем физическом, и особенно в психическом развитии: к 3 годам они не владели простейшими навыками самообслуживания, не соблюдали опрятность, почти не говорили, плохо поддавались воспитательным воздействиям, проявляли поразительную пассивность или, напротив, суетливость и агрессивность. Описанный комплекс и получил название «госпитализма». Полная изоляция детей от взрослых, не позволяет им стать людьми и оставляет на положении «полуживотных». Недостаточность контактов со взрослыми («дефицит общения») тоже драматическим образом влияет на психическое развитие ребенка, снижая его сопротивляемость болезням, темп психического развития и его уровень, достигнутый в младенческом и раннем возрасте. Не менее значимыми, чем взаимоотношения со взрослым, для ребенка дошкольного возраста становятся взаимоотношения со сверстниками. Характерными чертами общения дошкольников со сверстниками являются: разнообразие коммуникативных действий и чрезвычайно широкий их диапазон; большое разнообразие коммуникативных задач; яркая эмоциональная насыщенность, нестандартность и нерегламентированность контактов; а также преобладание инициативных действий над ответными. Развитие общения со сверстниками в дошкольном возрасте проходит ряд этапов. На третьем году жизни взаимоотношения между детьми возникают в основном на основе их действий с предметами, игрушками. Сверстник является партнером по эмоционально-практическому взаимодействию, «невидимым зеркалом», в котором ребенок видит в основном себя. Эти действия приобретают совместный, взаимозависимый характер. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки. В процессе совместной деятельности ребята приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения. Стремление к руководству у дошкольника определяется эмоциональным отношением к самой деятельности, а не к позиции руководителя. У дошкольников нет еще осознанной борьбы за руководство. В дошкольном возрасте продолжают развиваться способы общения. Генетически наиболее ранней формой общения является подражание. А. В. Запорожец отмечает, что произвольное подражание малыша — один из путей овладения общественным опытом. На протяжении дошкольного возраста у ребенка меняется характер подражания. Если в младшем дошкольном возрасте он подражает отдельным формам поведения взрослых и сверстников, то в среднем дошкольном возрасте ребенок уже не слепо подражает, а сознательно усваивает образцы норм поведения. Деятельность дошкольника разнообразна: игра, рисование, конструирование, элементы труда и учения, в чем и проявляется активность ребенка. Усложнение видов деятельности и общения, расширение круга общения приводят к формированию самосознания. Ребенок осознает себя, прежде всего, на уровне субъекта действия. У него складывается устойчивое положительное отношение к себе, определяемое потребностью в признании со стороны окружающих. Ребенок осознает себя как носителя индивидных характеристик — физического облика и пола, как человека, изменяющегося во времени, имеющего свое прошлое, настоящее и будущее. Самооценка дошкольника появляется в особых ситуациях, требующих от ребенка оценить себя, но по содержанию она ситуативна и отражает оценку, даваемую ребенку взрослым. К концу дошкольного возраста формируется конкретная самооценка, ребенок может внеситуативно и обоснованно оценить себя. Согласно B.C. Мухиной, психическое развитие детей в общении с другими людьми будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным. Потребность в признании в дошкольном возрасте выражается в стремлении ребенка утвердиться в своих моральных качествах, в желании того, чтобы окружающие были ему благодарны и признавали его хорошие поступки. На протяжении дошкольного возраста нарастает процесс дифференциации в детском коллективе: одни дети становятся популярными, другие отвергаемыми. По данным Е. О. Смирновой и Е. А. Калягиной, на положение ребенка в группе сверстников влияет множество факторов, главным из которых является способность к сопереживанию и помощи сверстникам. Социальная ситуация развития, специфическая для дошкольного возраста, определяет весь образ жизни ребенка и особенности его психического развития. Становление внутренней психической жизни и внутренней саморегуляции связано с сюжетно-ролевой игрой как ведущей деятельностью дошкольника, в которой складываются главные психические новообразования этого возраста, формируется опыт межличностных отношений. Навыки общения и совместной деятельности заключаются в развитии навыков социальной перцепции, согласование детьми своих мыслей и действий, разработки общего плана, прежде всего, в игре; способности выражать сочувствие, оказывать взаимную поддержку, делать взаимооценки, распределять игрушки, отстаивать свою точку зрения, поэтому игра оказывает огромное влияние на развитие общения детей в этот период. Если ребенок не готов или не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не считается с условиями игры, то он просто изгоняется сверстниками. Потребность в общении со сверстниками, в их эмоциональном поощрении вынуждает ребенка к целенаправленному сосредоточению и запоминанию. Общение по поводу игры выступает в действительности как школа социальных отношений. Именно в игровых ситуациях ребенок учится быть человеком. Для каждого ребенка старшего дошкольного возраста значимо быть принятым сверстниками, поэтому он старается соответствовать ожиданиям играющих. Игра полностью захватывает ребенка, заставляет его глубоко переживать те чувства, которые должны испытывать изображаемые персонажи, — симпатию, сочувствие, уважение. Игровые отношения – суровые отношения по правилам, только опрятный, смышленый и хороший ребенок не будет раздражать других детей, будет нравиться, и будет ими принят. Слабый ребенок с физическими недостатками также вызывает у детей неприязнь. Тихий и плаксивый может вызвать желание не принимать его в игру. Развитие личности будет неполным, если ребенком не движет потребность быть признанным.

Таким образом, общение с взрослым выступает решающим, но недостаточным фактором полноценного, гармоничного развития личности дошкольника. Общение со сверстниками является необходимым условием формирования готовности к обучению в школе. Вклад общения и совместной деятельности со сверстником в развитие дошкольника наиболее заметен в этической, познавательной сферах личности, в развитии самосознания, творческих способностей, способности к сотрудничеству.

Используемая литература:

1. Лисина М. И. Общение со взрослыми у детей первых семи лет жизни || Проблемы общей возрастной и педагогической психологии (Под редакцией Давыдова В. В.) М. 1978

2. Лисина М. И., Формирование личности ребенка в общении. — электронная книга

3. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.

Источник

Общение
имеет огромное значение в формировании
человеческой психики, ее развитии и
становлении разумного, культурного
поведения. Через общение, благодаря
широким возможностям к научению, ребенок
приобретает все свои высшие познавательные
способности и качества и превращается
в полноценную личность. Многочисленные
описанные факты показывают, что, будучи
лишенным общения, что человек лишенный
общения получает изменения в своем
психическом развитии (феномен Маугли,
или будучи взрослыми, в результате
несчастного случая оказались в
одиночестве, например, после
кораблекрушения).

Особенно
большое значение для психического
развития ребенка имеет его общение со
взрослыми на ранних этапах онтогенеза.
В это время все свои человеческие,
психические и поведенческие качества
он приобретает почти исключительно
через общение, т.к. вплоть до начала
обучения в школе, а еще более определенно
– до наступления подросткового возраста,
он лишен способности к самообразованию
и самовоспитанию.

Психическое
развитие ребенка начинается с общения.
Это первый вид социальной активности,
который возникает в онтогенезе и
благодаря которому младенец получает
необходимую для его индивидуального
развития информацию. Что же касается
предметной деятельности, которая также
выступает как условие и средство
психического развития, то она появляется
гораздо позже – на втором, третьем году
жизни.

В
общении сначала через прямое подражание
(викарное научение), а затем через
словесные инструкции (вербальное
научение) приобретается основной
жизненный опыт ребенка. Люди, с которыми
он общается, являются для ребенка
носителями этого опыта, и никаким другим
путем, кроме общения с ними, этот опыт
не может быть приобретен. Интенсивность
общения, разнообразие его содержания,
целей и средств являются важнейшими
факторами, определяющими развитие
детей. Выделенные выше виды общения
служат развитию различных сторон
психологии и поведения человека.

Личностное
общение формирует человека как личность,
дает ему возможность приобрести
определенные черты характера, интересы,
привычки, склонности, усвоить нормы и
формы нравственного поведения, определить
цели жизни и выбрать средства их
реализации.

Разнообразное
по содержанию, целям и средствам общение
также выполняет специфическую функцию
в психическом развитии индивида.
Материальное общение позволяет человеку
получать необходимые для нормальной
жизни предметы материальной и духовной
культуры, которые, выступают в качестве
условия индивидуального развития.
Когнитивное общение непосредственно
выступает как фактор интеллектуального
развития, так как общающиеся индивиды
обмениваются и, следовательно, взаимно
обогащаются знаниями.

Кондиционное
общение создает состояние готовности
к научению, формулирует установки,
необходимые для оптимизации других
видов общения. Тем самым оно косвенно
способствует индивидуальному
интеллектуальному и личностному развитию
человека. В процессе мотивационного
общения, ребенок приобретает новые
интересы, мотивы и цели деятельности и
увеличивает свой развивающий потенциал.
Деятельностное общение, которое
определяется как межличностный обмен
действиями, операциями, умениями и
навыками, имеет для индивида прямой
развивающий эффект, так как совершенствует
и обогащает его собственную деятельность.
Социальное общение обслуживает
общественные потребности людей и
является фактором, способствующим
развитию форм общественной жизни: групп,
коллективов, организаций, наций,
государств, человеческого мира в целом.

Непосредственное
общение необходимо человеку для того,
чтобы обучаться и воспитываться в
результате широкого использования на
практике данных ему с рождения, самых
простых и эффективных средств и способов
научения условно-рефлекторного, викарного
и вербального. Опосредствованное общение
помогает усвоению средств общения и
совершенствованию на базе их способности
к самообразованию и самовоспитанию
человека, а также к сознательному
управлению самим общением.

Благодаря
невербальному общению человек получает
возможность психологически развиваться
еще до того, как он усвоил и научился
пользоваться речью (около 2-3 лет). Кроме
того, само по себе невербальное общение
способствует развитию и совершенствованию
коммуникативных возможностей человека,
вследствие чего он становится более
способным к межличностным контактам и
открывает для себя более широкие
возможности для развития. Что же касается
вербального общения и его роли в
психическом развитии индивида, то ее
трудно переоценить. Оно связано с
усвоением речи, а она лежит в основе
всего развития человека, как
интеллектуального, так и собственно
личностного.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

Из
сказанного выше следует, что личность
людей складывается только в их отношениях
с окружающими людьми, и лишь в отношениях
с ними функционирует этот, по меткому
замечанию Э. В. Ильенкова, «конкретный
ансамбль социальных качеств человеческой
индивидуальности» (1979. С. 200). По–видимому,
есть известная доля правды и в том, что
становление внутреннего мира человека
неразрывно связано с общением. Но
наиболее существенным в указанном
отношении нам представляется тезис Л.
С. Выготского о том, что все высшие
психические функции человека первоначально
формируются как внешние, то есть такие,
в реализации которых участвует не один,
а минимум два субъекта. И лишь постепенно
они становятся внутренними, превращаются
из «интерпсихических» в «интрапсихические»
(Л. С. Выготский, 1983). Разработка взглядов
Л. С. Выготского привела к созданию
советскими психологами оригинальной
концепции детского развития, в рамках
которой развитие ребенка понимается
как процесс присвоения детьми
общественно–исторического опыта,
накопленного предшествующими поколениями
человечества (Запорожец А. В., Эльконин
Д. Б. // Психология детей…, 1964; Психология
личности…, 1965; Леонтьев А. Н., 1983). Опыт
описанного рода овеществлен в продуктах
материальной и духовной культуры людей,
но он скрыт в них таким образом, что
непосредственно усмотреть его нельзя
– новое поколение может извлечь его
только при помощи старших, которые с
этой точки зрения являются как бы живыми
носителями общечеловеческого опыта
(Д. Б. Эльконин, 1978б). Общение со старшими
для маленького ребенка служит единственно
возможным контекстом, в котором он
постигает и «присваивает» добытое
людьми ранее. Вот почему общение –
главнейший фактор общего психического
развития детей. Важно подчеркнуть, что
при этом общение играет решающую роль
не только в обогащении содержания
детского сознания, определяет
опосредствованное строение специфически
человеческих психических процессов.

Три
группы фактов доказывают решающую роль
общения в общем психическом развитии
ребенка:

1) изучение
«детей–маугли»;

2) исследование
природы и причин так называемого
госпитализма;

3) прямое
выявление влияния общения на психическое
развитие в формирующих экспериментах.

«Детей–маугли»
изредка находят среди животных (главным
образом волков), и они всегда привлекают
к себе пристальное внимание ученых и
неспециалистов. Результаты психологического
исследования детей, выросших в изоляции
от общества, обнаруживают у них глубокое
и необратимое недоразвитие (R. Davis, 1940;
A. Gesell, 1941). Правда, выяснить связь
психической отсталости с изоляцией от
человеческого общества до сих пор строго
не удается (см., например, критический
анализ некоторых случаев этого рода у
Л. Стоуна (L. Stone, 1954)). Но сегодня никто не
сомневается, что приспособление к жизни
среди животных вызывает у маленького
ребенка, попавшего в их среду, отклонение
от пути, по которому обычно идут
человеческие дети. Без поддержки взрослых
он не использует свою природную
способность стать «человеком разумным»,
а затем, по–видимому, и вовсе ее теряет.
Увы! «Маугли» и «Тарзаны» не прекрасные
люди с гордой осанкой и светлым взором,
управляющие царством зверей, как их
рисуют книги и фильмы, а передвигающиеся
на четвереньках существа, полностью
зависящие от вскормивших их животных.

Явление
госпитализма обнаружилось при первых
попытках наладить внесемейное воспитание
оставшихся без родителей маленьких
детей. В конце прошлого и начале нынешнего
века появились частные и государственные
приюты, которые вскоре превратились в
«фабрики ангелов» – так велика была
смертность, особенно в первые месяцы и
годы жизни детей. Дети, которые оставались
жить, резко отставали в общем физическом,
и особенно в психическом развитии: к 3
годам они не владели простейшими навыками
самообслуживания, не соблюдали опрятность,
почти не говорили, плохо поддавались
воспитательным воздействиям, проявляли
поразительную пассивность или, напротив,
суетливость и агрессивность. Описанный
комплекс и получил название госпитализма.
Грубые формы госпитализма привлекали
внимание общественности также в период
второй мировой войны, когда в европейских
странах многократно увеличилось
количество сирот.

Драматические
картины госпитализма нарисовал в своих
работах Р. Спитц (R. Spitz, 1945, 1946а, в). Он
наблюдал, например, детей одного детского
дома, которые с 3 мес. воспитывались без
родителей. При хорошем питании и уходе
37 % из них погибли в первые 2 года. В
живых остался 21 ребенок, младшему было
к описываемому автором моменту 2 года,
а старшему – 4 года 1 мес.; 5 из них
совсем не умели передвигаться и сидеть,
3 лишь сидели без поддержки, 8 ходили с
посторонней помощью и 5 – самостоятельно,
12 детей не умели есть с ложки, 20 – сами
одеваться. Поразительно слабым было
развитие речи детей: 6 из 21 не говорили
совсем, 12 произносили по 2–5 слов и лишь
один умел составлять фразы. Р. Спитц
описал особое невротическое состояние
детей, назвав его «аналитической
депрессией»; его симптомами были печаль,
замыкание ребенка в себе, ареактивность,
заторможенность, потеря аппетита,
бессонница.

Р.
Спитц, а также другие психологи –
сторонники неофрейдистского направления
связывают госпитализм с отсутствием
материнского ухода за ребенком. Широко
применяя английский термин mothering

(R. Schaffer, 1977) – «материнская забота»,
образованный от слова mother

– «мать», и не особенно думая о точном
научном анализе его содержания, эти
исследователи видят в контактах младенца
с матерью проявление примитивных
социальных влечений ребенка и устраняются
от исследования действительной природы
содержания этих контактов.3

Несомненная
заслуга У. Голдфарба (W. Goldfarb, 1943, 1944), М.
Риббл (М. Ribble, 1943), P. Спитца (R. Spitz, 1945), а
также А. Фрейд и С. Данн (А. Freud, S. Dann, 1951),
X. Рейнголд (Н. Rheingold, 1959) и др. состоит в
том, что они привлекли внимание ученых
и практических работников к общению
маленьких детей с близкими взрослыми,
показали его великую роль в правильном
развитии ребенка и гармоническом
формировании его личности, подчеркнули
значение самых первых месяцев и лет
жизни для замыкания содержательных,
глубоко насыщенных контактов детей со
взрослыми. Но – вольно или невольно –
работы неофрейдистского направления
настроили людей против общественного
воспитания детей и тем самым тормозили
развитие его сети и усовершенствование
его методов. Используя термин mothering,

исследователи из психоаналитической
группы акцентировали незаменимость
именно биологической матери и роковой
для ребенка характер разлуки именно с
нею – родившей его женщиной. Р. Заззо
(1967) отмечал, что во Франции работницы
боятся отдавать детей в ясли, опасаясь,
что «там из них сделают дураков», а
напуганы они были как раз популярными
лекциями неофрейдистского типа.

Между
тем ничего фатального в разлуке с матерью
для ребенка нет. Конечно, если мать жива
и может воспитывать ребенка, естественно,
проще и лучше всего, когда она сама
занимается своими детьми. Ее интерес к
ним, ласка, забота имеют, надо думать,
определенную биологическую основу, как
у всех видов, детеныши которых рождаются
беспомощными. Но природная основа –
лишь то, с чего начинается развитие
родительской любви у человека. Если у
животных инстинкты продолжения рода и
заботы о потомстве – темное, слепое
чувство, то любовь родителей к своим
детям – это светлая, высокая, истинно
нравственная эмоция, сочетающаяся с
пониманием того, что дети – наследники
дела отцов, его вершители и продолжатели.
Поэтому посторонний человек в принципе
способен заменить ребенку мать –
целиком, если тот остался сиротой, или
частично, если мать есть, но работает.
Нужно только, чтобы этот человек четко
осознавал свою ответственность и ясно
понимал, что и как он должен делать с
ребенком. И вот здесь необычайно важна
роль науки – нормальной физиологии,
педиатрии, педагогики и, конечно,
психологии.

Первыми
в мире достигли успехов в искоренении
госпитализма советские педиатры и
физиологи, установившие, что главной
причиной этого тяжкого состояния
является недостаток контактов маленького
ребенка–сироты со взрослыми, или
«дефицит общения», по выражению Н. М.
Щелованова. Вместе с Н. М. Аксариной он
создал научные основы воспитания в
нашей стране детей раннего возраста в
яслях и домах ребенка, поставив во главу
угла педагогическую работу с ними с
первых дней жизни и поместив в центр
этой работы общение персонала с
воспитанниками (Воспитание детей.,
1955). Новый подход к ребенку привел к
искоренению госпитализма в советских
детских учреждениях закрытого типа
(домах ребенка, дошкольных детских
домах).

Правда,
искоренить госпитализм мало – нужно
еще постоянно следить за тем, чтобы он
не появился снова (М. Ю. Кистяковская,
1970). Последние десятилетия психологи
всех стран заняты разработкой путей
усовершенствования воспитания ребенка
в детских учреждениях разного типа.
Значение последних признают теперь во
всем мире: в США (B. L. White, 1975), Англии (P.
Leach, 1979), Швеции (V. Carlsson, L. Carlsson, M. Akerman,
1976) и в социалистических странах
(Шмидт–Кольмер Е., Атанасова–Вукова
А. // Социальная адаптация…, 1980). В Польше
и Чехословакии пробуют создавать детские
учреждения нового типа (например,
«семейные» детские дома), в Венгрии
постоянно совершенствуют систему
воспитания в детском доме, в частности
педагоги М. Винце, Э. Пиклер, А. Тардош и
др. (см.: М. Davit, G. Appef, 1973). И это понятно.
Ведь традиции семейного воспитания
складывались тысячелетиями, а общественное
воспитание, в общем, дело и детище XX в.

Психологи
считают, что в общественной сфере все
еще сохраняется основа для сглаженных,
мягких форм госпитализма, и поэтому
ученые и практики не должны ослаблять
свои усилия, постоянно работая над
развитием и усовершенствованием
воспитательных воздействий на детей.

Итак,
полная изоляция детей от взрослых,
по–видимому, не позволяет им стать
людьми и оставляет на положении
полуживотных. Недостаточность контактов
со взрослыми («дефицит общения») тоже
драматическим образом влияет на
психическое развитие ребенка, снижая
его сопротивляемость болезням, темп
психического развития и его уровень,
достигнутый в младенческом и раннем
возрасте. Однако надо признать, что
факты, указывающие на роль общения в
развитии ребенка и относящиеся к двум
рассмотренным выше группам, являются
результатом крайне неблагоприятных
условий. Никто не создает их специально,
и никто не будет намеренно воспроизводить
их в научных целях. Но отсюда следует
вывод о том, что их убедительность
невелика. Ведь в каждом описанном в
литературе случае действовал целый
комплекс условий, сравнительное значение
которых невозможно проконтролировать.
Так, «дети–маугли» встречаются
чрезвычайно редко, и трудно выяснить,
были ли они вполне здоровы до того, как
попали на воспитание к зверям, получили
ли они там физические и психические
травмы и пр. Дети с признаками госпитализма
обычно рождаются у родителей с различными
социальными болезнями, их чаще всего
не желают и не ждут, или даже пытаются
избавиться от них в начале беременности,
их появление на свет часто сопровождается
патологическими родами и т. д. Поэтому
отсутствие матери и дефицит общения
накладываются на целый ряд других
неблагоприятных факторов, значение
которых заведомо также велико. Вот
почему мы придаем особое значение группе
позитивных фактов, демонстрирующих
роль общения в развитии ребенка,
полученных не в отрицательно влияющих
ситуациях, а путем целенаправленного
включения общения в жизнь детей и
выявления возникающих при этом сдвигов.
Когда мы приступили 20 лет назад к
исследованию генезиса общения детей,
таких фактов никто еще систематически
не собирал. Поэтому мы поставили перед
собой в качестве одной из главных задач
установить влияние общения с окружающими
людьми на общее психическое развитие
ребенка: путем интенсификации и
целенаправленного формирования контактов
ребенка с ними. Тем самым мы намеревались
получить прямые экспериментальные
доказательства основного тезиса
советской детской психологии о том, что
развитие психики ребенка совершается
на основе усвоения им опыта предшествующих
поколений, в контексте общения с живыми
его носителями – старшими детьми и
взрослыми. Это подтвердило бы в сфере
детской психологии верность общего
тезиса о том, что «развитие индивида
обусловлено развитием всех других
индивидов, с которыми он находится в
прямом или косвенном общении» (Маркс
К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3. С. 440).

Источник