Роль общения в психическом развитии ребенка презентация

Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
РОЛЬ ОБЩЕНИЯ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ЧЕЛОВЕКА Репина Татьяна Ивановна учитель начальных классов МБОУ «ТСШ№2»
2 слайд
Описание слайда:
Отношение ребенка к миру — зависимая производная величина от самых непосредственных и конкретных его отношений к взрослому человеку. Поэтому так важно заложить основу доверительных отношений между ребенком и взрослым, обеспечив эмоционально и психологически благоприятные условия для гармоничного развития ребенка. Л.С. Выготский
3 слайд
Описание слайда:
Сенсорные способности плода Группа французских специалистов опубликовала результаты исследований, свидетельствующие о наличии у плода активной сенсорной системы. Как известно, органы чувств и соответствующие центры мозга развиваются уже к третьему месяцу беременности. В шесть недель у зародыша фиксируется деятельность мозга. В семь включаются в работу синапсы, передающие сигналы между волокнами нервной ткани. В этом возрасте у малыша появляются первые рефлексы.
4 слайд
Описание слайда:
Младенческий возраст Социальная ситуация общей жизни ребенка с матерью приводит к возникновению нового типа деятельности, непосредственно эмоционального общения ребенка и матери. Как показали исследования Д. Б. Эльконина и М. И. Лисиной, специфическая особенность этого типа деятельности состоит в том, что предмет этой деятельности — другой человек. Является ли общение ведущим типом деятельности в младенческом возрасте?
5 слайд
Описание слайда:
Исследования показали, что дефицит общения в этот период сказываются отрицательно, так после второй мировой войны в психологию вошло понятие «госпитализм», с помощью которого описывали психическое развитие детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. Многие исследователи отмечали, что отрыв ребенка от матери в первые годы жизни вызывают значительные нарушения в психическом развитии ребенка, что накладывает неизгладимый отпечаток на всю его жизнь.
6 слайд
Описание слайда:
Общение и развитие речи Уже с грудного возраста малыши прислушиваются к звукам, наблюдают за движениями губ матери и отца, радуются, узнавая знакомые голоса. С самого первого дня они впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают слова. Так постепенно ребенок развивает пассивный запас слов, которым позднее начинает активно пользоваться.
7 слайд
Описание слайда:
Развитие потребности в общении Различают несколько этапов развития потребности в общении ребенка со взрослыми: — потребность во внимании и доброжелательности взрослого. Это достаточное условие благополучия ребенка в первом полугодии жизни; — нужда в сотрудничестве или в соучастии взрослого. Такое содержание потребности в общении появляется у ребенка после овладения им произвольным хватанием; — нужда в уважительном отношении взрослого. Она возникает на фоне познавательной деятельности детей, направленной на установление чувственно не воспринимаемых взаимосвязей в физическом мире. Дети стремятся к своеобразному «теоретическому» сотрудничеству со взрослым, выражающемуся в совместном обсуждении явлений и событий предметного мира. Только понимание взрослым важности для ребенка этих вопросов обеспечивает такое сотрудничество; — потребность во взаимопонимании и сопереживании взрослого. Эта потребность возникает в связи с интересом детей к миру человеческих взаимоотношений и обусловлена овладением детьми правилами и нормами их отношений. Ребенок стремится добиться общности взглядов со взрослым. Это позволит малышу использовать их как руководство в своих поступках.
8 слайд
Описание слайда:
Голосовые контакты Голосовое взаимодействие — разновидность ситуативно-личностного общения, поскольку сводится к обмену информацией об аффективном отношении одного партнера к другому. Употребление вокальных звуков как коммуникативных сигналов подготавливает ребенка к освоению речи.
9 слайд
Описание слайда:
Заключение Социальная среда является не просто внешним условием, а подлинным источником развития ребенка, поскольку в не содержатся все те материальные и духовные ценности, в которых воплощены способности человеческого рода и которыми отдельный индивид должен овладеть в процессе своего развития. Социальным опытом, воплощенным в орудиях труда, в языке, в произведениях науки и искусства, дети овладевают не самостоятельно, а при помощи взрослых, в процессе общения с окружающими людьми
10 слайд
Описание слайда:
Библиографический список 1. Лебединский В. В. Эмоциональные нарушения в детском возрасте. М., Изд-во Моск. Ун-та, 1991. 2. Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. М., «Класс», 1998. 3. «Психическое развитие воспитанников детского дома». // Под ред. И. В. Дубровиной, А. Г. Рузской. — М., 1990. 4. Эриксон Э. «Детство и общество». Спб., Ленато АСТ, 1996. 5. «Развитие общения у дошкольников» // Под ред. Запорожца А. В., Лисиной М. И. — М., 1964.
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте со взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно исторического опыта человечества.
Любовь, с которой мать вынашивает ребенка, мысли связанные с его появлением, богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику ребенка.
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-254922
Вам будут интересны эти курсы:
Источник
1
Роль общения в психическом развитии старшеклассников Педагог-психолог I категории Н. М. Марьясова АКЛ 2010 г.
2
Психическое здоровье Психическое здоровье состояние благополучия, при котором человек может реализовать свой собственный потенциал, справляться с обычными жизненными стрессами, продуктивно и плодотворно работать, а так же вносить вклад в жизнь своего сообщества.
3
Психическое развитие — согласно Л. С. Выготскому, это культурное развитие, и оно связано с овладением собственным поведением благодаря освоению вспомогательных средств, инструментов, знаков. —
4
Факторы психического развития То объективно существующее, что с необходимостью определяет жизнедеятельность индивида Внешние Среда Внутренние Биогенетика
5
Условия психического развития То, что оказывает определённое влияние на индивида; те обстоятельства, от которых зависят особенности и уровень психического развития Внешние Воспитание и обучение Внутренние Активность интересы целеустремлённость мотивы воля
6
Уровни психического развития Зона ближайшего развития – то, что ребёнок не может выполнить сам, но с чем справляется с небольшой помощью Уровень актуального развития – характеризуется тем, какие задания ребёнок может выполнить самостоятельно
7
Основные линии психического развития Развитие познавательной сферы Развитие личности Развитие структуры деятельности
8
Развитие познавательной сферы (интеллект, и механизмы сознания) – происходит под влиянием обучения по линии усложнения мыслительной деятельности и формирования целостной структуры интеллекта. Одновременно созревают механизмы и содержание сознания. Развитие личности (направленность, эмоции, ценности) – возникает и развивается мотивационно – потребностная сфера, в ней выделяются доминирующие линии. Развивается эмоциональная направленность, система отношений, система ценностей, система установок, самооценка. Развитие структуры деятельности (цели, мотивы, способы, средства) – происходит в логике осознания соотношения между мотивами и целями, усложнения социальной стороны деятельности.
9
Движущие силы развития Противоречия между потребностями и внешними обстоятельствами; между возросшими физическими способностями, духовным потенциалом и старыми формами деятельности; между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения; между новыми требованиями деятельности и несформированными умениями и навыками.
10
Проблема общения относится к числу важнейших для старшеклассника сфер жизнедеятельности. Все психологи едины в признании значения общения в формировании личности в подростковом и юношеском возрасте. Эти периоды весьма существенны для формирования основных структурных компонентов личности. От того, как будет складываться общение, зависит формирование будущей личности.
11
Последователь Л. С. Выготского Д.Б.Эльконин относил общение (он называл его интимно-личностным) к ведущей деятельности – такой деятельности которая определяет основное направление развития в этом возрасте. Другим важным понятием возрастной периодизации Д.Б. Эльконина является центральное психологическое новообразование – такая способность, которая складывается у ребёнка в ходе осуществления ведущей деятельности. Для подростка это чувство взрослости – такое новообразование сознания, через которое подросток сравнивает себя с другими, находит образцы для усвоения, строит свои отношения с другими людьми. Если на основе чувства взрослости подростку удаётся развернуть новую ведущую деятельность, предметом которой являются способы построения человеческих отношений в любой совместной деятельности, то к концу подросткового возраста складывается достаточно развитое самосознание, в котором совершается отрицание взрослости именно благодаря ориентации на себя. Итог: я НЕ взрослый. Отсюда поворот к новым задачам – постановка задач саморазвития, самосовершенствовании, самоактуализации.
12
Восемь стадий развития человека (по Э. Эриксону) от 65 Возрастная периодизация Э. Эриксона пытается ответить на вопрос: «КАК, за счёт каких механизмов происходит психическое развитие?»
13
5 стадия ( ): выбор Самоидентичность Быть самим собой в глазах значимых других, в том числе и в своих собственных ролевое смешение Подросток сталкивается с различными социальными требованиями и новыми ролями. Он отвечает прежде всего себе на вопрос: «Кто я, какой я, куда я иду, кем я хочу стать?» При этом для подростка важно быть уверенным, что значимые другие люди видят меня таким же, каким видит себя он сам. Положительное качество, связанное с успешным выходом из кризиса, — верность – способность подростка быть верным своим привязанностям и общениям, несмотря на неизбежные противоречия.
14
Опробование различных социальных ролей проявляется в различных сферах. Это, например, пубертатная эротика как школа любви без связанных с ответственностью последствий в будущем. Это также поиски в выборе профессии (стремление пробовать свои силы в различных видах деятельности). Иногда это проявляется в том, что подросток «хватается» за множество дел и не доводит начатого до конца. Как бы не казалось странным, это нормальный ход развития; иначе невозможно определиться, что интереснее, что лучше получается…
15
Основные значимые компоненты взаимоотношений подростков: Приходит ощущение свободы от взрослых, желание и возможность сделать что-либо самостоятельно. Желание заслужить уважение сверстников, почувствовать взаимопомощь и товарищество. Для подростка в компании сверстников страшно прослыть маменькиным сынком. Этот страх приводит к грубым поступкам. Часто та же боязнь приводит к тому, что подросток начинает играть роль шута, похабника, бывалого и т.д. В обществе сверстников, подросток получает интересующую его информацию, которой взрослые не обладают. А также, учится слушать, сопереживать, соотносить личные интересы с общественными и т.д.
16
Склонность к анализу, в том числе к безжалостному анализу окружающих — родителей, учителей и т.д.) и самоанализу в сочетании с крайней эгоцентричностью – еще одно проявление подросткового кризиса. Это подчас становится истинной трагедией подросткового возраста, поскольку, когда молодые люди собираются вместе, внимание каждого из них гораздо больше сосредоточено на самом себе, чем на тех, кто рядом.
17
довериеволяцелеустремл ённость умелостьВерность Умелость 7 – 12 лет Целеустремл енность 3 -7 лет Воля 1 – 3 года доверие 0 -1 год Матрица Э. Эриксона — позитивные новообразования
18
Анализ результатов анкетирования подростков Наличие осознаваемых личностных проблем 10 – 12 лет лет Семья85%100% Школа70%60% Друзья5%35% Школа ( лет) — трудно делать домашние задания, трудно сосредоточиться на уроках Школа (13 – 15 лет) — трудно сосредоточиться на уроках, хочу больше свободы Друзья — хочу, чтобы у меня было больше друзей
19
Но! Роль сверстников в становлении личности подростка нельзя преувеличивать. Позиция «виноваты приятели», как правило, оказывается неверной. Влияние подростков обычно преобладает в вопросах внешнего плана (мода в одежде и речи, музыке и развлечениях, стиль взаимоотношений со своим и противоположным полом). Влияние родителей (по результатам исследований), всё же преобладает в оценке нравственных и социальных проблем, понимании мира взрослых.
20
Психосоциальная теория Э. Эриксона 7 стадия (26 – 64): Каждый взрослый должен принять или отвергнуть мысль о своей ответственности за улучшение всего, что могло бы способствовать сохранению и совершенствованию нашей культуры. Положительное качество данной стадии – забота – психологическая противоположность безразличию и апатии продуктивность инертность выбор
21
Место педагога в воспитательном процессе Зона Зона актуального развития Зона ближайшего развития Точка трудности Зона непосильной трудности
22
Закономерность развития подростков заключается в том, что при оптимальных условиях, к годам все проявления подросткового кризиса – смягчаются. Однако, все переживания кризиса – это богатейший опыт для подростка, необходимый для его нормального взросления!
23
Спасибо за внимание!
24
Правила мозгового штурма: Отсутствие идеи плохая идея Думайте творчески Рискуйте Никакой критики !
25
Проблемы Разобщенность интересовПроблема услышать друг друга Развитие современных средств коммуникации Отсутствие взаимопонимания между детьми Низкая культура общения в семье Отсутствие интереса к предлагаемым темам Замкнутость людей в собственном пространстве Проблема занятости детей вне школы Амбициозность подростковУстановка семьи только на учение Превалирование «я» над «мы»Межвозрастное общение Комплекс костноязычияПотребительское отношение детей Проблема изгоевВозрастные ограничения для участников Трудности формирования коллективов Недостаточная профессио- нальная подготовка педагогов
26
Работа над собойИзучить семью (анкета) Профессиона- лизм педагогов Курсы пов.квал.Просвет.ра- бота с семьей Разнообразные темы, где можно проявить себя Обмен опытомПривлечение родителей в школьные мероприятия Школьное самоуправление, старшие обучают младших Наличие профес.куратора Тема нацелена на результат Внутренняя мотивация Деятельность должна быть яркая Стимулирование
Источник