Роль общения со сверстниками в развитии ребенка

Роль общения со сверстниками в психическом развитии ребенка

Общение со сверстниками — необходимое условие психологического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявления и развития начал коллективных взаимоотношений детей в группе детского сада [6].

Общение ребенка со сверстниками — это особая сфера его жизнедеятельности, которая существенно отличается от общения с взрослыми. Близкие взрослые обычно внимательны и доброжелательны к малышу, они окружают его теплом и заботой, учат определенным навыкам и умениям. Со сверстниками все происходит иначе. Дети менее внимательны и доброжелательны, они обычно не слишком стремятся помочь друг другу, поддержать и понять сверстника. Они могут отнять игрушку, обидеть, не обращая внимания на слезы. И все же общение, с другими детьми приносит дошкольнику ни с чем не сравнимое удовольствие.

В возрасте трех лет контакты детей ситуативны, малосодержательны и часто конфликтны. Они скорее играют рядом каждый в своё, лишь изредка оценивая игру соседа или ненадолго подключаясь к ней.

Со временем с помощью взрослого малыш усваивает правила совместной игры. Усвоив закон «очередности» и отдавая на время свое «сокровище» товарищу, он и сам может претендовать на его игрушку. А если к грузовичку приятеля добавить свой совочек, получится загрузка транспорта песком и можно строить домик. Так возникает сюжетная игра, настолько привлекательная, что играющие вместе дети преодолевают каждый свой эгоизм, начинают согласовывать свои действия по заранее оговоренным правилам.

А что если отношения со сверстниками не сложились и его контакты с ними по-прежнему противоречивы, как у 3-летних? Действительно ли сверстники так важны?

Выявление отклонений в развитии межличностных отношений на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития.

Ребенок, не прошедший «школы» общения со сверстниками, выпадает из устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не умеет «говорить» со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявит свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. Опасность заключается и в том, что появившиеся у ребенка отрицательные качества, в связи с особенностью дошкольного возраста определят всё дальнейшее формирование личности, а также могут обнаружиться и в новом школьном коллективе, и даже в последующей деятельности, препятствуя развитию полноценных отношений с окружающими людьми, собственному мироощущению.

Трудно вывести закономерность, почему одни дети чрезвычайно притягательны для ровесников, а другие, ничем их не хуже, — нет. Психологи полагают, что в основе избирательности — способность популярных детей максимально удовлетворять потребность ровесников в общении.

Популярный ребенок обычно инициативен в контактах, чувствителен к переживаниям других, доброжелателен, признает заслуги товарищей по игре и сопереживает им. Другими словами, популярный ребенок умеет общаться и неэгоистичен. На его популярность оказывает влияние и взрослый, неприязнь или симпатия которого, даже не выказываемые явно, передаются группе и сказываются на отношениях детей друг к другу. Поэтому и наладить их, и ввести отвергаемого малыша в игровой коллектив может именно авторитетный взрослый. Как показали опыты, достаточно серии несложных занятий, в которых взрослый выделяет в отвергаемом ребенке положительные черты, чтобы дети постепенно приняли его в свой круг.

Иногда во взаимоотношения с другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность детей к социальным коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна. Рано или поздно ребенок овладевает подходящими к каждому конкретному случаю способами воздействия на сверстников, а пока его ни на минуту нельзя оставлять наедине с этими проблемами. Помощь взрослых должна основываться на понимании психологических причин, лежащих в основе тех или иных проблем в межличностных отношениях детей. Именно внутренние причины вызывают устойчивый конфликт ребёнка со сверстниками, приводят к его объективной или субъективной изоляции, заставляют малыша чувствовать себя одиноким, — а это одно из самых тяжёлых и деструктивных переживаний человека. Ребенка нельзя оберегать от сверстников из страха, что его отвергнут. В школе на первый план выйдет очень серьезная задача: систематическое овладение основами знаний, и тут отношения со сверстниками могут стать либо родительской опорой, либо колоссальной помехой. Своевременное выявление внутреннего конфликта у ребёнка требует от взрослых не только внимания и наблюдательности, но и знания психологических особенностей и закономерностей развития общения детей.

Ребенку с дошкольного возраста жизненно необходима компания, как важное условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.

Источник

В
первые дни после рождения младенец не
общается с окружающими людьми. Но
жизненно важные нужды ребенка в сочетании
с активными воздействиями на него
близких людей приводят к тому, что к
двум месяцам у него уже складывается
самая ранняя генетическая форма особого
взаимодействия со взрослыми, которую
принято называть эмоциональным общением
(Дж. Боулби, А. Баллон, А. В. Запорожец, Д.
Б. Эльконин). Она составляет первую сферу
контактов ребенка с окружающими людьми,
значение которой в его жизни трудно
переоценить. В советской детской
психологии общение со взрослыми
рассматривается как тот контекст, в
котором дети усваивают опыт предшествующих
поколений, чтобы затем обогатить его
собственными достижениями (Л. С. Выготский,
А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн).

Очень
скоро выясняется, однако, что ребенку
недостаточно контактировать только со
старшими: у него появляется и затем все
более усиливается потребность в общении
с другими детьми. Взаимодействие с ними
составляет вторую сферу контактов
ребенка с окружающими людьми. Она также
очень важна для детей, и они сами остро
это ощущают (один дошкольник сказал
матери, предлагавшей малышу свою
компанию: «Ты большая, а мне надо
ребенков»). Однако значение общения со
сверстниками для общего психического
развития детей изучено намного меньше,
чем общение со взрослыми: об этом пишут
Я. Л. Коломинский, У. Хартап и другие
специалисты по детской психологии.

Важность
и недостаточная изученность общения
детей со сверстниками побудила нас
обратиться к исследованию становления
и развития этой сферы социальных
контактов ребенка. Мы сосредоточили
внимание на событиях, происходящих в
первые семь лет жизни ребенка, и исходили
при этом из следующих положений.

1. Общение
детей с ровесниками имеет ту же природу,
что и общение их со взрослыми. Поэтому
можно использовать для его анализа
результаты исследования генезиса
общения детей со старшими, начатого
нами 20 лет назад по инициативе А. В.
Запорожца.

2. По
своей сути общение – это взаимодействие
ребенка с окружающими людьми, направленное
на объединение усилий с целью выяснения
отношений и достижения

1
Доклад на советско–американском
симпозиуме, июнь 1983 г.

общей
цели. Характерной особенностью общения
является отношение его участников друг
к другу как к субъектам активности, а
не физическим объектам.

3. При
рождении ребенок не способен к общению.
Эта способность складывается у него в
ходе жизни постепенно. Становление
общения начинается с формирования
особой потребности ребенка в контактах
с другими детьми. Природа указанной
потребности состоит в стремлении ребенка
к самопознанию и самооценке через
посредство окружающих и с их помощью.

4. Становление
второй сферы общения ребенка – со
сверстниками – предполагает оформление
у него специфического варианта общей
коммуникативной потребности. По–видимому,
его особенность состоит в возможности
для ребенка сравнивать себя с ровесниками
путем прямого наложения сведений о себе
на образ равного существа, в то время
как взрослый для маленького ребенка –
идеал, реально недостижимый (гипотеза
Т. В. Драгуновой, А. Кемпински, А. Г.
Рузской).

Наличие
у ребенка специфической потребности в
общении со сверстниками мы определяли
по 4 критериям:

1) вниманию
его к другим детям;

2) эмоциональному
отклику на их действия;

3) стремлению
обратить на себя внимание сверстников;

4) чувствительности
к их аффективному отношению.

Одновременное
наличие всех 4 критериев свидетельствует
о желании ребенка познать себя (третий
критерий), оценить себя (четвертый
критерий) через посредство других детей
(первый и второй критерии) и с их помощью
(снова четвертый критерий).

Мы
провели ряд исследований в области
генезиса общения детей со сверстниками.
Они позволили выделить в этом процессе
4 этапа.

Первый
этап

– это период отсутствия у ребенка
самостоятельной и специфической
потребности в общении со сверстниками.
Он охватывает первый год жизни. С. В.
Корницкая и Л. М. Царегородцева наблюдали
взаимоотношения младенцев в микрогруппах
из 3 человек, в условиях закрытого
детского учреждения, где дети живут
постоянно и воспитываются в группах по
12 человек. Они установили, что у младенцев
выявляются только два критерия: внимание
и аффективный отклик. Первый и второй
критерии характеризуют отношение
ребенка к сверстнику как к объекту –
источнику богатых впечатлений. Младенцы
с интересом следят за ровесниками,
находящимися в отдалении. Соприкосновение
обычно вызывает у них опасение или
протест, и вполне обоснованно: активные
дети чересчур смело исследуют товарищей
– трогают их лицо, тело, тянут за волосы,
теребят одежду. В конце года возникают
эпизодические практические контакты,
когда дети вместе рассматривают что–то,
раскачивают ограждение манежа, тянут
за шнурки ботинок: но они очень
кратковременны и быстро прекращаются
из–за неумения младенцев произвольно
регулировать свое поведение.

Контакты
детей со сверстниками побуждаются на
первом этапе не специфической потребностью
в общении с равными партнерами, а
стремлением к активности и новым
впечатлениям. Обыкновенные игрушки
нередко привлекают младенцев сильнее
ровесника, а желание присвоить
понравившийся предмет вызывает у них
отношение к другому ребенку лишь как к
преграде, мешающей достичь цели.

Вмешательство
взрослого производит благоприятное
действие. Когда он брал одного ребенка
на руки, показывал его другим, гладил
ручкой этого младенца остальных детей,
можно было заметить, как малыши начинали
вглядываться в лицо, в глаза ровесника,
улыбаться ему. Но эффект был кратковременным:
стоило посадить ребенка рядом с другими,
дать игрушки – и через минуту они уже
забывали друг о друге.

Второй
этап

становления общения со сверстниками
охватывает второй год жизни. Это этап
первичного оформления специфической
потребности детей в общении со
сверстниками. Исследования Л. Н.
Галигузовой, Т. М. Землянухиной, Р. И.
Желеску, Т. М. Сорокиной показали, что
помимо двух первых критериев в поведении
ребенка проявляются также третий и
четвертый: малыш старается обратить на
себя внимание товарищей, перестраивая
с этой целью свои действия. В начале
второго года жизни два последних типа
проявлений отмечаются редко, и лишь к
трем годам они приобретают устойчивый
и систематический характер. Таким
образом, дети начинают относиться друг
к другу как к субъекту потенциального
общения; они учитывают способность
ровесника воспринимать их действия,
реагировать на них и ведут себя в расчете
на нее.

На
втором этапе контакты с ровесником
начинают удовлетворять потребности
детей не только во впечатлениях – они
позволяют им развивать также бурную
активность и строить совместную
деятельность: малыши перебрасывают
друг другу предметы, вместе занимаются
крупными игрушками, переглядываются,
пересмеиваются, легко заражаются общим
весельем. Взаимодействие детей во многом
напоминает их контакты со взрослым:
слова, улыбки, ожидание ответа присутствуют
в обоих случаях. Но возникает и
специфическое содержание взаимодействия
именно со сверстником. Его отличает
особенно раскованный, свободный характер
действий детей и яркая эмоциональная
окраска: дети прыгают, принимают
причудливые позы, громко визжат, поют
и явно испытывают при этом повышенное
удовольствие, не возникающее у них ни
в одиночестве, ни при общении с заботливыми
и вечно осторожными взрослыми. И все же
место общения с ровесниками в общей
иерархии потребностей ребенка на втором
этапе очень скромное. Детей сильно
привлекают игрушки, и они действуют с
ними главным образом индивидуально.
Игра интерферирует с общением. Значение
взрослого также несравненно больше,
чем привлекательность сверстника. Т.
М. Землянухина установила, что дефицит
общения с близкими людьми у сирот заметно
тормозит развитие контактов детей со
сверстниками и мешает становлению
отношения к ним как к субъектам общения.

Третий
этап

развития общения детей со сверстниками
охватывает третий и четвертый годы
жизни. Он характеризуется закреплением
и стабилизацией успехов, достигнутых
детьми к самому концу второго этапа. В
поведении детей теперь постоянно
проявляются все четыре критерия
потребности в общении друг с другом.
Присутствует отношение к товарищу как
к субъекту общения. Контакты детей
множатся и разнообразятся параллельно
развитию их практических умений, речи,
игровой фантазии. Но дети по–прежнему
больше ориентированы на взрослого и
без его помощи и участия не умеют наладить
сотрудничество и достичь согласия между
собой.

С
четырех лет до семи включительно длится
четвертый
этап

развития общения детей со сверстниками.
Его начало знаменуется резким переломом
в соотношении двух сфер социального
поведения ребенка: взрослый сохраняет
значение наиболее авторитетного,
любимого и необходимого человека в его
жизни, но сверстник, как партнер по
общению, обгоняет взрослого по своей
привлекательности и становится
предпочитаемым (Д. Б. Годовикова, Р. И.
Деревянко, Л. Б. Митева, Р. А. Смирнова).
Если предложить дошкольникам старше
четырех лет нескольких партнеров разного
возраста для взаимодействия с ними в
различных обстоятельствах, то они
выбирают и для игры, и для рассматривания
книг, и для беседы именно сверстников;
дети постоянно относятся к сверстнику
как к субъекту, и в их поведении выявляются
все четыре критерия сформированности
потребности в общении. Но третий и
четвертый критерии резко преобладают
над двумя первыми. Это означает, что
дошкольник относительно слабо интересуется
своим товарищем как таковым: он плохо
отражает его портретные черты, редко
обращает внимание на особенности его
душевного состояния, не осведомляется
о важных обстоятельствах его жизни
(например, не знает, где тот живет, как,
кто у него в семье). Зато он чутко
воспринимает все тонкие нюансы отношения
ровесников к самому себе – ребенок
сразу усиливает воздействия, вызывающие
одобрительный смех; прилагает разнообразные
усилия, чтобы обратить на себя внимание
отвлекающихся товарищей. Таким образом,
дошкольники относятся к сверстнику как
к «невидимому зеркалу» – они ищут в нем
лишь свое собственное отражение.

Вместе
с тем дошкольник очень внимательно
слушает, что говорят старшие о других
детях; характерно, что он немедленно
примеривает к себе все, что узнал о
других детях; он склонен ревниво
оспаривать их успехи и преувеличивать
их промахи. Такое непрестанное
сопоставление себя с другими детьми
служит важным средством формирования
у дошкольника представления о себе.
Исследования И. Т. Димитрова и А. И.
Силвестру показали, что в результате
общения с друзьями ребенок научается
оценивать свои практические умения и
получает первое представление о своих
знаниях. Правда, его мнение о своих
личностных достоинствах явно преувеличено,
но это порождает у дошкольников
своеобразный детский оптимизм,
благоприятствующий успеху ребенка в
новых делах и смелости в новых предприятиях.

Общение
со сверстниками порождает в дошкольном
возрасте избирательные привязанности
между детьми. По данным Р. А. Смирновой,
в основе дружеских отношений детей
лежит удовлетворение потребности в
доброжелательном внимании сверстников;
оно обеспечивает познание детьми себя
в своих лучших качествах. На втором по
значению месте для формирования дружеских
связей стоит удовлетворение потребности
детей в игровом сотрудничестве, а
стремление к общности мнений и взглядов
занимает лишь скромное третье место.

В
пределах дошкольного детства сфера
общения детей со сверстниками намного
уступает сфере общения со взрослыми по
содержательности контактов и глубине
личностных связей партнера с ровесниками.
Тем не менее она имеет большое значение
в жизни ребенка благодаря своему
непринужденному раскованному характеру,
яркой эмоциональной окраске, щедрой
насыщенности элементами воображения
и фантазии.

Проведенные
исследования позволяют приблизиться
к пониманию роли общения со сверстниками
у детей первых семи лет жизни. По–видимому,
в этой сфере общения создаются условия,
своеобразно обеспечивающие самопознание
и самооценку ребенка.

Во–первых,
здесь дети могут проверить, как они
усвоили опыт и наставления старших,
прямо сопоставляя свое поведение с
действиями других детей, в споре и
обсуждениях с ними того, что и как следует
делать.

Во–вторых,
общение с равными партнерами создает
благоприятные обстоятельства для
познания детьми своих потенций путем
свободного выявления творческого,
оригинального начала в отсутствие
ограничивающих регламентаций старших.
Исследование показывает также решающее
значение общения со взрослыми для
налаживания гармоничных взаимоотношений
детей друг с другом.

Источник

Общение детей со сверстниками в раннем возрасте, несмо­тря на то, что находится на этапе становления, вносит свой вклад в психическое развитие.

Польский психолог А. Кемпински отразил специфику общения детей со сверстниками следующим образом. Он писал, что плоскости взаимодействия ребенка со взрос­лым и сверстником находятся на разных уровнях. Плос­кость отношений со взрослым — наклонная: внизу нахо­дится ребенок, наверху — авторитетный, во многом недо­сягаемый взрослый, с которым малыш не может сравнить­ся. Со сверстником он общается в горизонтальной плоско­сти. Перед ним — равное существо, в котором ребенок без слов находит интуитивное понимание своих состояний, готовность разделить ценное и для него стремление к само­выражению. В общении со сверстниками малыши получа­ют огромное удовольствие от возможности выразить себя во всей полноте своей непосредственности. В этом заклю­чается особая ценность для ребенка общения с ровесника­ми. Таким образом А. Кемпински подчеркивал важную психотерапевтическую роль совместных игр детей со свер­стниками.

Общение с другими детьми играет важную роль в социаль­ном развитии ребенка. В ходе эмоционально-практических игр дети начинают лучше чувствовать и понимать друг дру­га. Опыт общения со сверстниками учит их жить в коллекти­ве, ладить с другими людьми. Благодаря этому опыту они приобретают умение отстаивать свои права, согласовывать свои действия с действиями других.

Общение маленьких детей является одним из источников развития у них познавательной активности. Контакты со сверстниками дают им дополнительные впечатления, стиму­лируют яркие переживания, являются полем для проявления инициативы, дают возможность обнаружить и продемонстри­ровать свои умения, все эти качества важны для развития самосознания детей. Наблюдая за действиями сверстника, подражая ему, сравнивая себя с ним, действуя вместе, ребе­нок как будто «смотрится» в невидимое зеркало, в котором отражаются его собственные умения и качества. Поэтому об-

щение с равными партнерами является одним из важных средств формирования адекватного представления ребенка о себе.

Итоги

Общение ребенка со сверстниками складывается в раннем возрасте и проходит в своем развитии несколько этапов. На втором году жизни дети проявляют только интерес и вни­мание друг к другу, окрашенные положительными эмоция­ми, контакты между ними эпизодичны и кратковременны. Эти контакты побуждаются потребностью ребенка во впечат­лениях и в активном функционировании. На данном этапе дети преимущественно обращаются друг с другом как с инте­ресным предметом, игрушкой, выделяя в партнере его объ­ектные качества.

В конце второго года жизни у детей появляется стремле­ние привлечь к себе внимание сверстника и продемонстриро­вать ему свои умения.

На третьем году появляется чувствительность детей к от­ношению сверстника. К концу третьего года потребность в общении со сверстниками полностью формируется. Контакты детей приобретают характер субъектно-ориенти-рованного взаимодействия.

Общение детей друг с другом в раннем возрасте осу­ществляется в форме эмоционально-практического взаимо­действия, построенного на взаимном подражании. Его отли­чительными чертами является отсутствие предметного содержания, непосредственность и раскованность.

Важная роль в формировании общения детей со сверстни­ками принадлежит взрослому. Организуя субъектное взаи­модействие детей в процессе совместной предметной деятель­ности, он обогащает опыт стихийно складывающегося эмо­ционально-практического общения малышей друг с другом новым содержанием.

Основное значение общения со сверстниками состоит в том, что оно открывает возможности для самовыражения ре­бенка, способствует его социальному развитию и развитию самосознания.

112 II. Особенности развития ребенка раннего возраста

8. Развитие личности 113

Дата добавления: 2015-06-28; просмотров: 4148; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9750 — | 7455 — или читать все…

Читайте также:

Источник