Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной

Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной thumbnail

Роль общего состояния беременной и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариозных препаратов внутрь

Гормональный статус беременных женщин в аспекте этиопатогенеза стоматологических заболеваний

Ряд учёных придерживается мнения о связи стоматологического статуса с гормональными сдвигами в организме беременных женщин [7, 8, 9].

К концу I триместра между организмами матери и плода устанавливается сложный обмен гормонов. Формирующаяся к этому времени плацента начинает продуцировать большое количество гормонов белковой и стероидной природы, в 10-100 раз превышающее суточную продукцию гормонов классическими эндокринными железами [9].

Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной

Эмбрион в конце 1 триместра

Такой резкий скачок уровня гормонов находит своё отражение и в полости рта, что может быть объяснено наличием высокоспецифичных эстрогенных рецепторов в культуре клеток костной ткани [10], в тканях маргинального периодонта, в мелких сосудах [11], либо влиянием половых гормонов на состояние десны через иммунную систему, которая претерпевает изменения на протяжении всего периода беременности.

Sooriyamoorthy, M. [12] так описывают механизм влияния гормональных изменений на состояние десны: иммунная супрессия, увеличение экссудации, стимуляция костной резорбции и стимуляция синтетической активности фибробластов, влияние на состав микрофлоры. А.О.Ojanoyko-Harri, М.Р. с соавт. [13], исследуя метаболизм прогестерона, предположили, что он предупреждает развитие реакции немедленного типа (острое воспаление), но допускает нарастание хронического воспаления в тканях десны.

Несколько иного мнения придерживается А. Tsami-Pandi [14], расценивая влияние половых гормонов как моделирующее, делающее десну более чувствительной к воздействию местных раздражающих факторов.

Учёные амстердамского университета [7, 13] пришли к выводу, что повышение уровня эстрогенов и прогестерона слизистой оболочки десен влияет на проницаемость сосудов и экссудацию вплоть до остановки микроциркуляции, ведет к увеличению образования простагландина Е2 слизистой оболочки, вызывает недостаточность солей фолиевой кислоты, снижает способность к кератинизации и клеточной регенерации, а, следовательно, изменяет барьерную функцию эпителия, чем и объясняется усиление клинических проявлений при гингивитах.

Meijer van Putten J. B. [15] отмечает усиление воспалительного процесса в десне, при котором имеет место физиологический сосудистый феномен (гиперемия и припухлость). Кроме того, эстроген и прогестерон изменяют микроокружение бактерий полости рта и содействуют их росту, а также являются причиной изменчивости их популяции. Это подтверждает данные китайских учёных С.С. Tsai, K,S. Chen [16], выявивших положительную корреляцию между уровнем прогестерона, беременностью, тяжестью гингивита и процентом пигментообразующих бактерий.

Роль общего состояния беременной и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариозных препаратов внутрь.

Профилактика кариеса зубов направлена на нормальное физиологическое развитие организма детей, начиная с антенатального периода. Профилактическая работа стоматолога  должна проводиться в тесном контакте с акушером-гинекологом и педиатрами.

Известно, что патогенетические механизмы многих заболеваний детей определяются особенностями течения внутриутробного периода развития. Внутриутробный период является самым важным в формировании зубочелюстной системы. На 6-10 неделе беременности образуются зачатки всех молочных зубов. После образования эмали и дентина с 5- го месяца беременности начинается минерализация зачатков резцов, с 7- го месяца – клыков и моляров и завершается после рождения ребёнка.

Формирование зачатков постоянных зубов начинается с 5- го месяца беременности и продолжается до 5 лет жизни ребёнка . Завершается минерализация зачатков постоянных зубов к 8 годам жизни детей .

Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной

К моменту прорезывания зубов бывают сформированы и минерализованы только коронковая часть и незначительная часть корня зуба. Дальнейшее формирование, рост и минерализация корня происходят одновременно с прорезыванием зуба и завершаются через несколько лет после прорезывания.
В 3 триместре беременности начинается минерализация скелета плода и продолжается его формирование после рождения ребёнка и до 18-25 лет жизни.

Беременность является критическим периодом для стоматологического здоровья женщины и характеризуется изменением уровня и структуры заболеваний полости рта. В настоящее время стоматологические заболевания во время беременности формируют отдельное звено в кариесологии и в периодонтологии за счет особенностей клиники и влияния общего состояния организма. При беременности повышается патогенность флоры полости рта за счет усиления пролиферации условно-патогенных микроорганизмов. Интенсивность и распространенность кариеса зубов и заболеваний периодонта в период беременности увеличивается, что отмечается многими исследователями на протяжении длительного промежутка времени.

Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной

Уже в ранние сроки беременности происходят ухудшения состояния твердых тканей зубов и пародонта на фоне неудовлетворительного гигиенического состояния полости рта и сдвигов в составе ротовой жидкости. Это обуславливает необходимость проведения профилактических мероприятий на протяжении всего срока беременности.

Женщинам рекомендуется выполнять комплекс общих профилактических мероприятий, включающих в себя правильный режим труда и отдыха, полноценное питание, витаминотерапию.

Полноценный сон до 8-9 часов, пребывание на свежем воздухе в сочетании с дозированной физической нагрузкой способствует поступлению в организм кислорода.

Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной

Питание должно быть разнообразным, с необходимым количеством витаминов и микроэлементов. В первой половине беременности организм женщины нуждается в непрерывном поступлении белка. Во второй половине возрастает потребность в витаминах, микроэлементах и минеральных солях. Овощи, фрукты должны быть постоянными ингредиентами пищевого рациона.

Дата: 2019-04-23, просмотров: 47.

Источник

Кафедра
стоматологии детского возраста КрасГМА

ГОУ ВПО «Красноярская
государственная медицинская академия

Федерального
агентства по здравоохранению и социальному
развитию»

Кафедра стоматологии
детского возраста

МЕТОДИЧЕСКИЕ
УКАЗАНИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

К ПРАКТИЧЕСКОМУ
ЗАНЯТИЮ ДЛЯ АУДИТОРНОЙ РАБОТЫ

Тема:
«ЭНДОГЕННАЯ
ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА.
РОЛЬ ОБЩЕГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
И РЕБЕНКА В РАЗВИТИИ КАРИЕСОГЕННОЙ
СИТУАЦИИ. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОКАРИОЗНЫХ
ПРЕПАРАТОВ ВНУТРЬ
»

Утверждена
на кафедральном заседании

№ протокола
211

«
26» марта 2007 г.

Зав.
кафедрой Стоматологии детского возраста

ГОУ
ВПО КрасГМА Росздрава

д.м.н.,
проф. Тумшевиц О.Н. ______________

Составитель:
к.м.н. доц. Бриль Е.А.

Красноярск

2007

ЗАНЯТИЕ
№ 7 (VI семестр)

(
методическая разработка для студентов)

Тема
занятия
:

ЭНДОГЕННАЯ
ЛЕКАРСТВЕННАЯ ПРОФИЛАКТИКА КАРИЕСА.
РОЛЬ ОБЩЕГО СОСТОЯНИЯ БЕРЕМЕННОЙ ЖЕНЩИНЫ
И РЕБЕНКА В РАЗВИТИИ КАРИЕСОГЕННОЙ
СИТУАЦИИ. НАЗНАЧЕНИЕ ПРОТИВОКАРИОЗНЫХ
ПРЕПАРАТОВ ВНУТРЬ.

Актуальность
занятия:

Роль
питания, как составной части здорового
образа жизни в профилактике основных
стоматологических заболеваний,
проявляется в нескольких аспектах:
формировании резистентных органов и
тканей полости рта к действию
неблагоприятных факторов, «культуре
потребления углеводов», факторе повышения
самоочищения полости рта.

Форма учебного
процесса:

Практическое
занятие.

Цель занятия:

На
основе знаний о сроках закладки временных
и постоянных зубов, в случаях необходимости,
научиться вносить коррективы в пищевой
рацион беременных женщин и детей. Знать
перспективные пути снижения кариесогенной
роли углеводов. Уметь регулировать
питание с целью повышения самоочищения
полости рта.

Обучающийся
должен:


знать последствия влияния неблагоприятных
факторов на формирование зубов ребенка
в антенатальном периоде;


уметь подобрать по составу наиболее
эффективные продукты питания с
минеральными компонентами для беременной
женщины;


иметь представление о значении твердых
фруктов и овощей в рационе питания для
стимуляции слюноотделения и самоочищения
полости рта в профилактике кариеса
зубов;


иметь навыки по проведению профилактических
осмотров и коррекции питания.

План
изучения темы:

1.
Исходный контроль знаний (тесты)

— сроки закладки
зачатков и прорезывания временных и
постоянных зубов;

— сроки минерализации
зачатков временных и постоянных зубов;

— средства и методы
повышения резистентности зубов к
кариесу.

2. Самостоятельная
работа по теме:

— оценка эффективности
применения различных диет (по данным
литературы) при внедрении первичной
профилактики кариеса;

— проведение
осмотров полости рта и разработка
рекомендаций по коррекции питания;

— решение ситуационных
задач.

3. Итоговый контроль
знаний:

— тестовый контроль;

— подведение итогов.

Основные понятия
и положения темы:

Роль
питания как составной части здорового
образа жизни в профилактике стоматологических
заболеваний проявляется в нескольких
аспектах:

1.
Питание как фактор формирование
резистентных органов и тканей полости
рта к действию неблагоприятных факторов.

2.
Рационализация питания как путь снижения
кариесогенного действия легкоусвояемых
углеводов.

Первый
аспект
связан
с важнейшим направлением профилактики
кариеса зубов — антенатальной
профилактикой.
В основе ее лежит создание оптимальных
условий закладки и развития зубов для
формирования резистентных зубных
тканей. Одним из главных условий этого
является полноценное по качественному
и количественному составу питание при
хорошем уровне усвоения компонентов
организмом беременной.

В
процессе наблюдения за беременными, в
случае необходимости, нужно своевременно
вносить коррективы в пищевой рацион.
Показаниями к коррекции питания служат:
высокий прирост кариеса зубов, активное
его течение, клинические признаки
гиповитаминозов в полости рта, остеопороза
альвеолярной кости. При ряде состояний
— повторной беременности через короткий
промежуток времени, наличии серьезных
сопутствующих заболеваний,, трудном
течении предыдущих беременностей,
плохом состоянии временных зубов у
других детей — коррективы в пищевой
рацион, а также дополнительное назначение
витаминов и минеральных компонентов
надо вводить заблаговременно, до
наступления клинических признаков
вышеперечисленных нарушений.

Во
втором триместре беременности следует
снизить количество легкоусвояемых
углеводов, так как они, наряду с
предрасположенностью к кариесу,
способствуют аллергизации организма
и нарушению обменных процессов.

Потребности
беременных составляют: — Р — 1,5 г; фтор —
3,0 мг; витамины группы В — 2,5 мг; витамин
Д – 5 — 10 тыс. ЕД.

Наилучшая
доставка этих веществ, необходимых для
формирования зубных тканей, осуществляется
с молоком — источником легкоусвояемых
солей кальция и фосфора, белков. Беременные
должны потреблять не менее 200 г. молока
в сутки. На 18 — 22 и 28 — 32 неделях беременности,
которые являются критическими периодами
гисто- и морфогенеза, дополнительно
назначаются по 0,5 г глицерофосфата
кальция утром и вечером ежедневно. В
местностях с пониженным содержанием
фтора в воде необходимо беременным
давать фтор в виде 1% раствора по 10 капель
ежедневно в эти же сроки. При токсикозах,
сопровождающихся рвотой — дозу фтора
нужно увеличить до 15 капель. Лучше для
этих целей использовать препарат
«Витафтор», который наряду с фторидом
натрия содержит дополнительный комплекс
витаминов.

Основой
формирования резистентных зубных тканей
является сбалансированное полноценное
питание, которое зачастую резко нарушается
при беременности. Поэтому стоматолог
при диспансерном наблюдении обязан
отметить эти нарушения и совместно с
акушером откорректировать пищевой
рацион.

Не
меньшее значение в формировании зубных
тканей имеет первый год жизни ребенка
и питание его в этот период. После
рождения ребенка продолжается закладка,
формирование и минерализации большинства
постоянных зубов, тогда как во
внутриутробном периоде закладываются
и минерализуются в основном временные
зубы. Идеальным питательным продуктом,
обеспечивающим новорожденного всем
необходимым, является молоко матери.
При искусственном вскармливании или
недостатке материнского молока необходимо
максимально компенсировать его
недостатки. Контроль над этой стороной
питание осуществляет педиатр, но
стоматолог должен информировать мать
о недостатках искусственного питания
и необходимости введения дополнительно
в рацион фруктовых, овощных соков, пюре
и т.д. Однако полноценной замены молоку
матери нет, в связи, с чем дети, бывшие
на искусственном вскармливании чаще
болеют, их зубы в большей степени
подвержены кариесу.

В
период лактации у женщин наблюдается
повышенная поражаемость зубов кариесом.
Поэтому стоматологу необходимо
предусмотреть и рекомендовать кормящим
матерям дополнительное введение в
организм с пищей солей кальция и фосфатов,
фтора и витаминов в виде молочных
продуктов, овощей, фруктов.

Таким образом, в
диететике кариеса как фактора формирования
резистентных зубных тканей, особая роль
отводится снабжению организма матери
и ребенка кальцием, фосфором, фтором и
витаминами. Именно они могут быть
дефицитными при различных нарушениях.
Выраженных особенностей в питании
относительно белков, жиров и углеводов
с точки зрения формирующего зубочелюстного
аппарата не выявлено.

Практическая
работа:

Для
подготовки к занятию необходимо изучить
материал, который позволяет логически
подойти к необходимости назначения тех
или иных продуктов питания и лекарственных
средств профилактики кариеса в конкретной
клинико-эпидемиологической ситуации.
В связи с этим, следует повторить
материал, касающийся строения и физиологии
твердых тканей зубов, а также патогенез
кариеса и составляющие «здорового
образа жизни» в понимании стоматолога.

С
целью реального знакомства с темой
занятия следует принести на занятие
таблицы и другие пособия для демонстрации
минерального и витаминного состава
продуктов, используемых для профилактики
кариеса. Для этого целесообразно провести
взаимные осмотры полости рта студентов
с последующими комментариями и
рекомендациями по подбору наиболее
рационального режима питания студентов
и назначения им минеральных компонентов
с целью профилактики кариеса.

Указанные
комментарии и рекомендации могут быть
изложены устно, либо письменно с описанием
исходной ситуации в полости рта,
осмотренных студентов.

Задания
на уяснение темы занятия, методики вида
деятельности:

Тесты,
ситуационные задачи с эталонами решений.

Список
тем УИРС:

1.
Что необходимо знать о морской капусте
стоматологу.

2.
Надо ли использовать жевательную
резинку.

3.
Свекла – кладовая микроэлементов.

4.
Состав и свойства коровьего молока.

Рекомендуемая
литература:

  1. Персин Л.С. с соавт.
    Стоматология детского возраста, М.:
    Медицина, 2006. – 639 с.

Дополнительная
литература:

  1. Баум Л. с соавт,
    Руководство по практической стоматологии,
    М.: Медицина, 2005.

  2. Особенности
    обезболивания при лечении стоматологических
    заболеваний у детей / Ред. С.А. Рабинович.
    – М.: МЕДпресс-информ, 2005. – 120 с.

  3. Луцкая И. К.
    Руководство по стоматологии: Практическое
    пособие. – Ростов – на – Дону: «Феникс»,
    2002. – 540 с.

5.
Водолацкий М.П. с соавт. Профилактика и
эпидемиология стоматологических
заболеваний: Учебное пособие. –
Ставрополь: Из-во СГМА, 2004. – 200 с.

4

Соседние файлы в папке 3,6 проф — студенты

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РФ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

                                 ГБОУ ВПО ЧГМА, д.м.н., доцент

                                                                 ________________ О.В.Ходакова

  « » апреля 2014 г.

Методические разработки практических занятий

По стоматологии детского возраста

 для студентов 3 курса стоматологического факультета (6 семестр)

                        специальность «Стоматология»

        Модуль «Профилактика и коммунальная стоматология»

ЧИТА 2014.

Авторский коллектив: Петрова А.М, Е.С. Попова, М.Ю. Пронин, И.В. Дежкина. 

Методические рекомендации для практической работы студентов по модулю «Профилактика и коммунальная стоматология» составлены на основе Федерального государственного образовательного стандарта (3 выпуск) и разработанной на его основе рабочей программы производственной практики.

Данные рекомендации являются основным документом для выполнения практической работы студентами III курса по дисциплине «Профилактика и коммунальная стоматология»

Методические рекомендации обсуждены на заседании кафедры, протокол № от   

Заведующая кафедрой к.м.н., доцент Е.Н.Калинина.

На ЦПМК факультета протокол №  от     

Председатель ЦПМК д.м.н., проф. Ю.Л. Писаревский 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

1.  Способы устранения кариесогенной ситуации в полости рта.

Профилактика кариеса реминерализующими средствами (за­дачи, показания к применению, методы реминерализуюшей терапии). Освоение методики применения препаратов в виде аппликаций и полосканий, гелей.

2-3. Экзогенная профилактика кариеса препаратами фтора. Освое­ние методики применения фторлака.

4-5. Герметизация фиссур интактных зубов. Практическое освое­ние метода «запечатывания фиссур» интактных зубов.

6.  Эндогенная безлекарственная профилактика кариеса. Роль пи­тания в развитии кариесогенной ситуации. Принципы устра­нения кариесогенных факторов, касающихся вопросов пита­ния.

7.  Эндогенная лекарственная профилактика кариеса. Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в развитии кариесогенной ситуации. Назначение противокариозных препаратов внутрь.

8.  Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний паро-донта у детей дошкольного возраста. Организация и проведе­ние групповой профилактики в детском саду.

9   Групповая профилактика кариеса зубов и заболеваний паро-донта у школьников. Организация и проведение групповой профилактики в школе.

10. Санитарное просвещение в организованных коллективах (ор­ганизация, формы, методы, средства), гигиеническое обучение и воспитание различных групп населения (практические заня­тия в женских консультациях, в детских садах, школах).

11. Диспансеризация детей у стоматолога. Санация полости рта. Принципы организации диспансеризации детей грудного, до­школьного и школьного возраста. Проведение занятий в дет­ском саду, школе.

12. Роль общего состояния беременной женщины и ребенка в раз­витии кариесогенной ситуации. Назначение противокариоз-ных препаратов внутрь (занятие проводится в «Школе мате­рей» женских консультаций).

13. Комплексная программа профилактики стоматологических за­болеваний. Принципы планирования. Анализ ситуации. Кон­тингент. Цель, задачи, методы и средства. Организационные мероприятия. Оценка эффективности программы.

14. Тератогенез врожденных пороков лица и их профилактика.

15. Профилактика травм лица и органов полости рта.

16. Основы профилактики гнойно-воспалительных заболеваний челюстно-лицевой области.

Практическое занятие №1

Способы устранения кариесогенной ситуации в полости рта.

Профилактика кариеса реминерализующими средствами (задачи, показания к применению, методы реминерализующей терапии). Освоение методики применения препаратов в виде аппликаций и полосканий, гелей.

Актуальность темы:

Пораженность зубов кариесом связывают с характером питания населения, уровнем солнечной радиации, содержанием фтора в окружающей среде, возрастом, полом, различными климато-географическими условиями и т.д. В немалой степени пораженность зубов кариесом зависит от ухода за полостью рта и ее гигиенического состояния.

Цель занятия: сформировать у студентов в рамках профессиональной компетенции 5, 17, 51 и общекультурной 1 .

ОК-1 — способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности

ПК-5 «Способность и готовность проводить и интерпретировать опрос, физикальный осмотр, клиническое обследование, результаты современных лабораторно-инструментальных исследований, написать медицинскую карту амбулаторного и стационарного больного»

ПК-17 — способность и готовность к формированию мотивации отдельных лиц, семей и общества в целом по поддержанию стоматологического и общего здоровья

ПК-51 — способность и готовность к освоению современных теоретических и экспериментальных методов исследования в медицине

Вопросы, изучаемые ранее и необходимые для освоения темы:

1. Морфофункциональные особенности периодов развития ребенка.

2. Сроки закладки, прорезывания и минерализации временных и

        постоянных зубов.

3. Минерализация, реминерализация и деминерализация эмали зубов.

4. Определение интенсивности и активности кариозного процесса.

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Местные и общие факторы риска в развитии кариесогенной ситуации полости рта.

2. Влияние кариесогенных факторов в антенатальный период  

развития зубочелюстной системы.

3. Эндогенные факторы в развитии кариесогенной ситуации

полости рте

4. Экзогенные факторы в развитии кариесогенной ситуации

полости рта

5. Реминерализующая терапия, показания.

6. Препараты, применяемые для реминерализующей терапии.

7. Методы, используемые для применения реминерализующей

терапии.

8. Выбор средств и методов реминерализующей терапии в

возрастном aспекте.

Перечень практических навыков, осваиваемых на занятии:

1. Знать механизм действия основных реминерализующих средств.

2. Уметь приготовить материалы и препараты для реминерализующей   

терапии.

3. Уметь применять местно реминерализующие средства.

4. Уметь выписывать рецепты основных реминерализующих

средств.

Логико-дидактическое изложение темы:

Кариесогенная ситуация, по определению профессора В.К.Леонтьева,создается тогда, когда любой кариесогенный фактор или группа их, действуя на зуб, делают его восприим­чивым к воздействию кислот. Конечно, пусковым механизмом являет­ся микрофлора полости рта при обязательном наличии углеводов и контакте этих двух факторов с тканями зуба.

Кариесогенные факторы подразделяются на общие и местные.

Общие факторы:
1. Неполноценная диета и питьевая вода.
2. Соматические заболевания, сдвиги в функциональном состоянии органов и систем в период формирования и созревания тканей зуба.
3. Экстремальные воздействия на организм.
4. Наследственность, обуславливающая полноценность структуры и химический состав тканей зуба. Неблагоприятный генетический код.

Местные факторы:
1. Зубная бляшка и зубной налет, изобилующие микроорганизмами.
2. Нарушение состава и свойств ротовой жидкости, являющейся индикатором состояния организма в целом. 3. Углеводистые липкие пищевые остатки в полости рта.
4. Резистентность зубных тканей, обусловленная полноценной структурой и химическим составом твердых тканей зуба.
5. Отклонения в биохимическом составе твердых тканей зуба и неполноценная структура тканей зуба.
6. Состояние пульпы зуба.
7. Состояние зубочелюстной системы в период закладки, развития и прорезывания зубов.

Ионы минеральных элементов, проникающие в эмаль, оседают на

органической основе, образуя кристаллическое вещество, или включаются в структуру неразрушившихся кристаллов апатита эмали.

Состояние зубных тканей определяется динамическим равновесием процессов де- и реминерализации. При равновесии этих процессов эмаль сохраняется в состоянии оптимального функционирования. В результате действия неблагоприятных факторов (нарушение процессов де — и минерализации), а также в период внутриутробного развития эмаль прорезывающихся зубов уже может иметь неоптимальный состав и свойства и быть подвержена кариозному процессу. Одним из основных и перспективных направлений патогенетической профилактики является реминерализующая профилактика.

В настоящее время общепризнанным является положение, что состояние зубных тканей определяется динамическим равновесием процессов де — и реминерализации. Эти процессы постоянно протекают в полости рта, причем процесс деминерализации идет за счет постоянного растворения эмали, взаимодействия ее с органическими кислотами слюны, полости рта, пищи, питьевой воды.

Процессы реминерализации поверхности эмали осуществляются, в основном, минеральными компонентами слюны, зависят от ее состава и свойств, водородного показателя (рН) и многих других причин. При равновесии этих процессов эмаль сохраняется в неизменном виде, однако, повышение интенсивности процессов деминерализации или снижение реминерализации влечет за собой потерю эмалью минеральных компонентов, что является основой начальных проявлений кариеса зубов.

В результате несовершенного генеза твердых тканей зубов, происходящего, в основном, во внутриутробном периоде за счет действия неблагоприятных факторов на организм матери и ребенка, эмаль прорезающихся зубов уже имеет не оптимальный состав и свойства, и нуждается в усиленной реминерализации, чтобы предотвратить кариес.

Эти фундаментальные положения легли в основу разработки методов патогенетической профилактики кариеса зубов, целью которой является повышение резистентности (устойчивости) организма и зубов к действию неблагоприятных факторов.

Одним из основных и перспективных направлений патогенетической профилактики является реминерализующая профилактика. Процессы реминерализации эмали определяются двумя ее свойствами: проницаемостью и способностью к восстановлению своего состава или изменению его в заданном направлении.

Проницаемость эмали была хорошо изучена отечественными учеными Е.В. Боровскиим и П.А. Леусом. Их работы показали, что ионы кальция, фосфора, фтора, а также некоторые органические соединения могут поступать в эмаль из слюны и проникать на значительную глубину. Причем в измененную эмаль, например, при начальных стадиях кариеса, эти вещества поступают быстрее и в больших количествах. Таким образом, создавая различные реминерализующие смеси, можно целенаправленно регулировать состав и свойства эмали зубов, повышая ее устойчивость к кислотным воздействиям и благоприятно изменяя характер физико-химического обмена со слюной.

Проблема состава и свойств реминерализующих смесей является очень важной для практики. В настоящее время применяется ряд средств и методов реминерализующей профилактики кариеса зубов.

Реминерализующая терапия — это комплекс мероприятий по созданию условий для полноценного формирования и минерализации твердых тканей зубов для предотвращения или устранения кариесогенной ситуации.

Реминерализующая терапия применяется как в профилактических, так и в лечебных целях.

Показания к применению:

1. Профилактика кариеса зубов

2. Консервативное лечение кариеса зубов (начального, поверхностного, острого кариеса)

3. Консервативное лечение некариозных поражений зубов (гипоплазия, флюороз, кислотный некроз эмали, повышенная стираемость эмали , травмы зубов).

Для реминерализующей терапии используют следующие препараты, содержащие кальций, фосфаты, другие микроэлементы:

1. 10% раствор кальция глюконата,

2. 5 — 10% раствор подкисленного фосфата кальция,

3. 2,5 — 10% раствор глицерофосфата кальция,

4. 5 — 10% раствор лактата кальция,

5. 3% раствор ремодента (водный),

6. кальций-фосфат содержащие гели.

Е.В.Боровский и П.А.Леус (1972) предложили метод профилактики и лечения начальных проявлений кариеса зубов путем использования глюконата кальция и фторида натрия. Перед сеансом профилактики пациенты чистят зубы 2 — 3 минуты гигиенической пастой. Далее зубы обкладываются ватными тампонами, смоченными 10% раствором глюконата кальция. Аппликация длится 3 — 5 минут. По завершению аппликации глюконата проводится второй этап процедуры: зубы на 1 — 2 минуты обкладываются валиками, смоченными 2% раствором фтористого натрия. На курс рекомендуется три процедуры через день. Через 5 — 6 месяцев повторная серия.

Через 2 года применение этого метода авторы получили снижение кариеса зубов на 24%, далее эффективность растет, достигая 52%.

Методика Т.Ф.Виноградовой:

а) аппликация 10% раствором глюконата кальция 2 — 4 минуты;

б) ротовая ванночка или полоскание 0,05 — 0,2% раствором фторида натрия 1 — 2 минуты или покрытие зубов фторлаком.

Методика Леуса П.А. (1997):

а) электрофорез с 10% раствором глюконата кальция 3 — 5 мин;

б) аппликация с 2% раствором натрия фторида 1 — 2 мин. Курс: 3 раза через неделю.

Фториды — как средство профилактики кариеса.

Основной составной частью фтористых соединений является фторид натрия.

При местном применении фторид натрия действует подобно импрегнирующим веществам, вступая в химическое соединение с неорганической субстанцией твердых тканей зуба, способствует реминерализации, а также оказывает обезболивающее действие при гиперстезии эмали и дентина.

Препараты фтора местно применяются путем втирания, полоскания, ротовых ванночек, аппликаций, в качестве герметиков.

Саморегуляция возможна:

— у соматически здоровых детей (не нарушен гомеостаз в полости рта);

— при достаточной концентрации СА/Р в слюне (норма 1/1,67) и крови;

— наличие достаточной внутриклеточной воды, чтобы микроэлементы могли диффундировать в эмаль (в прорезавшихся зубах до 4% воды, минерализованных до 3%)

У детей с соматической патологией и суб и декомпенсированной формой кариеса саморегуляция не возможна.

Реминерализующая терапия — направлена на восстановление кристаллов аппатитоподобных структур.

Задачи:

1. восстановить или укрепить кристаллическую решетку эмали зуба;

2. сформировать резистентный к кариесу наружный слой эмали;

3. устранить кариесогенную ситуацию в полости рта.

Свойства рем. препаратов:

1. должны хорошо проникать в гидратный слой и удерживаться там

— проникновение рем. препаратов (доставка микроэлементов к поверхность эмали), проникновение м/элементов с поверхности эмали в гидратный слой и проникновение м/элементов с гидратного слоя в кристаллическ) решетку)

2. рем. препараты должны длительно контактировать с поверхностью эмали

3. концентрация их должна быть больше на поверхности зуба, чем в гидратном слое

4. реминерализующие вещества должны содержать микро и макроэлементы в ионизированном виде.

Реминерализующую терапию необходимо назначать с антенатального периода и заканчивать после полной реминерализации зубов.

Источник