Роль нравственного воспитания в развитии личности ребенка

Роль нравственного воспитания в развитии личности ребенка thumbnail

ГБПОУ СО «ПИТЕРСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ ЛИЦЕЙ»

РОЛЬ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ

В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Составила:

Библиотекарь ГБПОУ СО «ПАЛ»

Жигачёва Елена Сергеевна

2017-2018

Природа дала человеку два оружия — интеллектуальное и нравственное. Просвещенный, интеллектуальный разум облагораживает, укрепляет и усиливает нравственные чувства человека. Нравственность человека проявляется только в одном — в его поступках, а поступки происходят от характера помыслов.

Нравственное воспитание, молодежи является неоспоримой и важнейшей целью всякого общества. Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно. Духовные болезни становятся неизлечимыми и более пагубными, чем болезни тела. От чьих-то болезней тела никто больше не страдает, кроме самого больного, а от духовно больного страдают многие

В чем же причины появления или развития такой опасной духовной болезни, как безнравственность?

Для ясности возьмем сравнение. Если мы поставим такой вопрос: «Почему ребенок — первоклассник не знает законы физики, химии, биологии и т.д. и не умеет ими руководствоваться в жизни?» — то мы получим верный ответ. Скажут: ребенок не может знать эти законы и правила их применения, поскольку еще не изучал их и систематических знаний не получал.

Разве использование законов и правил нравственного поведения меньше нужны человеку, чем знание физики или истории? После школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления.

Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

Безнравственный знаток физики или химии более опасен, чем нравственно не развитый работник, не владеющий этими знаниями. Действительно, какой же земледелец или животновод, портной или столяр, сталевар или шахтер руководствуются знаниями в области философии или географии, языкознания или астрономии? Однако безнравственное отношение к своему делу в каждой сфере непременно завершится браком, порчей, вредом, убытками, лишениями, страданиями для многих.

Еще в 1701 году профессор Московского, университета Сырейщиков Е.Б. в статье «О пользе нравоучения при воспитании юношества» писал, что от всех болезней душевных предохраняет человека нравственная наука, что надо эту науку преподавать как можно раньше.

Отсюда постановка проблемы преподавания нравологии.

Важнейшая задача формирования личности — это нравственное воспитание человека.

Одной из основных задач проектирования и формирования личности наряду с интеллектуальным развитием является нравственное воспитание молодого поколения. Нравственность должна стоять впереди и вести за собой интеллект.

Как писал Аристотель, человек без нравственных устоев оказывается существом самым нечестивым и диким. Наше общество уже находится на грани дикой нравственной деградации научно-грамотной молодежи. Нет нужды приводить ужасающие факты, широко охватившие огромные просторы нашей страны. Требуется срочная помощь молодому поколению, чтобы оно могло осмыслить ценности своего существования: свою историческую миссию, свою социальную роль?

Исследователи психологических аспектов нравственного сознания и поведения обычно занимаются изложением принципов и категорий общей психологии. Современное состояние науки требует, чтобы мы развивали нравственно-психологические категории.

Высшие формы нравственного поведения стимулируются не только требованиями общественного мнения, а также совестью и нравственными убеждениями. Совесть — это способность ребенка осуществлять нравственные обязанности, производить самоконтроль и самооценку совершаемых поступков. Совесть выражается во внутреннем восприятии недопустимости определенных желаний, которые не нуждаются в доказательствах.

Нравственность и общественная психика находятся в диалектическом единстве. При этом нравственная сторона личности не терпит влияния со стороны, поэтому выполняет регуляторные функции в общественном и эмоциональном поведении личности. Нравственная система нуждается в особых социально-психологических механизмах, которые обеспечивают индивидуальное социальное поведение. В этих условиях нравственные нормы приобретают роль мотивационных факторов поведения.

Вся нравственность человека детерминирована общественно-историческими, социально-культурными и этнопсихологическими условиями. Нравология как наука призвана раскрывать зависимость формирования нравственных свойств личности от указанных условий.

«Нравология» означает название науки об особенностях нравственной деятельности отдельной личности, она имеет многовековую историю развития. Все народы в процессе своего исторического становления вырабатывают индивидуальное и групповое нравственное сознание. Нравственные нормы формируются раньше, чем этические правила.

Последние есть внешние формы поведения, которые характерны для более высокого уровня развития культуры. Например, обязательные атрибуты взаимоотношений, свойственные дворянству, совершенно не характерны для рабочих и крестьян. Однако нравственные свойства не дифференцируются по классовому или национальному признаку. Например, чувство справедливости или ответственности, доброты или трудолюбия одинаково проявляются независимо от социальной принадлежности. Например, трудолюбие или честность не знают ни национальности, ни классовых различий. Однако нельзя сказать того же в отношении соблюдения этических норм. Например, крестьянскому мальчику совершенно безразлично, в какой руке держать ложку, а в какой руке — вилку, хотя это важно в смысле усвоения этических норм для детей, воспитывающихся в более интеллигентных городских семьях.

Однако высокая этичность не предполагает такой же высокой нравственности, а высокая нравственность не влечет за собой такую же этичность. Например, люди факт кражи охотно свалят на плохо одетого человека, если даже безнравственный факт совершил не он, а внешне вполне приличный человек. В жизни часто случается так, что бедный скорее поможет бедному, чем богатый.

Воспитание — это, прежде всего проектирование способов отношений к людям и к самому себе, а также отношений к труду, к вещам, к природе, к обществу в целом. Личность есть совокупность собственных отношений к окружающему миру. При характеристике человека его отношение к другим является определяющим фактором.

Выполнение отдельными людьми нравственных требований контролируется всеми членами определенного сообщества.

Общепринятые нравственные нормы поведения поддерживаются как разумные и целесообразные с помощью различных форм общественного сознания — нравственных принципов, идеалов, табу, понятий добра и зла и т.п. Эти нормы поведения составляют систему нравственных воззрений человека и превращаются в смысл его жизни и чувство долга, который осознается индивидом как мотив своего поведения, то есть становится психологическим механизмом нравственности. Мотив – собственный, внутренний побудитель к совершению благородного поступка, это источник чувства ответственности — главного критерия степени нравственного развития.

Нравственность человека с детского возраста складывается из его добродетельных поступков, которые затем закрепляются в его сознании, что отражается в нравственной культуре личности.

Под воздействием воспитания, накопления жизненного опыта, нравологического просвещения личность в своем сознании концентрирует достижения нравственной культуры общества, в результате человек в традиционных ситуациях поступает сообразно нравственным нормам, а с другой стороны, в свои действия включает творческие элементы сознания — нравственный разум, интуицию, что способствует принятию благовоспитанного решения в проблемных ситуациях. Так происходит развитие нравственности через достижение оптимального сочетания уже известных типических, традиционных норм поведения и новых, творческих элементов.

Главная цель воспитания — это «чистота совести, победа над страстями и пороками, стремление к добродетели, правдивость, честность, святость в чувствованиях и побуждениях, мудрость и решимость, важность в предприятиях, воздержанность среди изобилия, довольство среди скудости, умеренность и кротость на высочайших степенях знаменитости и славы, непоколебимое мужество и бодрость в несчастиях и опасностях и во всем течении подвигов жизни непрестанно присутствующий пред умными очами и всю душу наполняющий светлый вид бессмертия» (Сохацкий П.А., Слово о главной цели воспитания. — Сб. речей императорского Общества истории и древностей Российских. М, 1793. С. 1-20).

Читайте также:  Центры развития ребенка в воронеже

Для того чтобы определить цель воспитания, сначала необходимо ясно представить его предмет. Что же такое подлинный предмет воспитания? Ответив лишь на этот вопрос, мы сможем ответить, какое же воспитание лучше и целесообразнее. Одно является бесспорным предметом воспитания — это добросовестное и благородное выполнение своих обязанностей перед родителями и школой, перед своим народом и страной. Долг воспитания перед государством выражается в подготовке полезных граждан. Поэтому важная цель воспитания – это выращивание благополучных детей для государства. Однако в этой формулировке есть один недостаток. Дело в том, что воспитание ребенка предполагает не только подготовку полезных граждан для общества.

Благовоспитанность человеку необходима не только для того, чтобы быть полезным обществу, он еще сам обязательно должен быть счастливым как следствие благородного и добронравного поведения.

Таким образом, главный предмет воспитания — это «образовать детей счастливыми людьми и полезными гражданами» (Новиков Н.И. О воспитании и наставлении детей. М., 1783).

Русский просветитель Новиков Н.И. считал, что предмет воспитания состоит из трех частей: воспитание телесное, нравственное и разумное. Мы рассмотрим здесь смысл нравственного и разумного воспитания.

Нравственное воспитание имеет своим предметом «образование сердца», то есть образование и управление чувствами и волей детей. Если человек не может напрягать свою волю, если не может подчинить волевой регуляции свои действия, то это приведет к неуправляемости эмоций и чувств, что неприемлемо для благовоспитанного и добросердечного человека. Образование сердца состоит в развитии духа, воспитании чувства справедливости и доброты.

Разумное воспитание имеет своим предметом просвещение, интеллектуальное развитие, вооружение основами наук. Разумное воспитание предполагает развитие у детей любопытства, внимательности, развитие способности к обобщениям, практическому применению знаний и т.п.

В понимании Бестужева А.Ф. предмет нравственного воспитания заключается в создании условий для развития ребенка в соответствии с его природными наклонностями, направленными на пользу общественного прогресса.

Каким должен быть предмет нравственного воспитания? Предмет нравоучения — это, прежде всего разрешение проблемы нравственного воспитания. При рождении душа человеческая находится в состоянии наготы, как и тело; она не имеет ни понятия, ни потребностей. Способности чувствовать, мыслить, хотеть ребенок приобретает в виде задатков и возможностей. Однако их развитие зависит от внешних обстоятельств, от обучения и воспитания, а эти задатки у разных детей тоже разные. При отсутствии соответствующих условий человек с гениальными задатками может остаться диким по сравнению с воспитанным и образованным. Разница между людьми не столько от природы, сколько от воспитания.

К воспитанию, ребенка надо приступить только после исследования его характера и способностей. Только узнав особенности способностей ребенка, можно организовать правильное его воспитание и развитие.

Воспитателям необходимо учитывать два важных фактора: первый — по возможности больше расширять круг нравственных понятий; второй — избавлять детей от вредных действий, которые могли бы запечатлеться как отрицательные привычки.

Жизнь подтверждает, что самые обширные и глубокие знания, превосходные таланты оказываются зловредными и пагубными, если их носитель — субъект — не достиг нравственной чистоты и благородства души.

Обычно и в семье и в школе на первое место ставится изучение основ наук, а наука о том, как стать человеком, то есть, как быть благородным и добродетельным, благоверным и добропорядочным, благоразумным и добросовестным, благовоспитанным и добросердечным, — все это считается приходящим как бы само собой, без специального обучения и формирования, Поэтому до сих пор нет ни специальной науки, ни учебного плана, ни программы по изучению и усвоению нравственных категорий и норм поведения. Хотя общество остро нуждается не только в знатоках основ различных наук, но и в том, чтобы эти же граждане одновременно были бы телесно здоровыми, душевно развитыми и духовно совершенными.

Бытует распространенное мнение, поддерживаемое некоторыми авторитетными именами, будто ребенок — чистый лист, и на нем можно нарисовать что хочешь, что из любого ребенка можно воспитать кого хочешь. Однако наука утверждает и народная практика подтверждает, что есть такие дети, которые ни к чему не имеют стремления, есть робкие и отважные, есть ленивые и очень старательные, есть дети, разум которых невозможно разжечь никакими сильными впечатлениями, такие, которые все схватывают с полуслова или намека. В жизни встречаются такие слабые детские души, которые никаким предметом или делом заинтересовать невозможно. Следовательно, как показывает жизненный опыт, воспитание дает высокие результаты там, где есть для этого добротная почва. Воспитание — это посев зерна: чем лучше природная почва, тем богаче урожай. Однако можно растение выращивать и в болоте и на песках, только это потребует траты стольких сил, которые будут совершенно не равнозначны полученному результату.

Судьбы целых народов зависят иногда от характера воспитанности и от нравственных убеждений, хотя при этом уровень знаний не имеет никакого значения. Именно таким путем совершаются захватнические войны, государственные перевороты. Сегодняшнее благосостояние или неблагосостояние (вандализм, нищета, преступность, деградация, разрушительство, ленивость, безрассудство, наркомания, алкоголизм, насилие) непосредственно зависит от вчерашнего воспитания молодых людей. Сегодняшние дети утверждают завтрашнее благосостояние страны, что полностью зависит от доброкачественного воспитания. Если молодое поколение отравлено развратом, отвращением к труду, неуважением к старшим и младшим, если юношам не ведомо, что такое благородство и добронравие, это неминуемо ведет к разрушению устоев государства и ввергает страну в пучину хаоса и беспорядка.

Безнравственность ведет к богатству одних за счет ограбления многих, за этим следует бессмысленная роскошь, которая влечет за собой безрассудное распутство, ведущее к распространению болезней, все это за собой ведёт жадность и корысть, вражду и злость, исключающие добросердечие и совесть. Такова логическая цепочка, если нет нравственного домашнего и школьного воспитания.

Источник

                                   Заявка

на участие в межмуниципальной научно-практической конференции «Духовно-нравственное обучение и воспитание в современном образовании»

  1. Лобынцева Ольга Леонидовна – музыкальный руководитель.
  2. Голдинова Галина Викторовна – воспитатель.
  3. Богунова Татьяна Николаевна – воспитатель.

Место работы:  МКДОУ детский сад  №8 общеразвивающего вида                                          г. Россоши   Воронежской области   (Россошанский район).

Секция:  «Духовно-нравственное воспитание  дошкольников в системе всестороннего развития личности»

Тема выступления:  «Роль духовно- нравственного воспитания в развитии личности ребёнка дошкольного возраста»

Контактные данные:  тел:  8-920-4278-788

                                     Эл. почта:  olga.lobintseva@yandex.ru

Технические средства:  компьютер, мультимедийный экран для показа презентации.

                                                                          04 марта 2018г.   Лобынцева О.Л.

Муниципальное  казенное дошкольное образовательное учреждение                          детский сад №8 общеразвивающего вида г. Россоши и  Россошанского района           Воронежской области.

Читайте также:  Программа особый ребенок развитие речи 1 год обучения

                           Доклад на тему:                                                        

 «Роль  духовно-нравственного воспитания в развитии личности ребенка дошкольного возраста»

Секция: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников в системе всестороннего развития личности»

                                                                                                          Подготовили:  

                                                        Воспитатели: Голдинова Г.В., Богунова Т.Н.

                                                      Музыкальный руководитель: Лобынцева О.Л.                                                                                        

                                             г. Россошь          

                                                  2018г.

  АКТУАЛЬНОСТЬ:                

  Слайд   1-2

       Сегодня общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты содержания образования. Наше общество  переживает духовный кризис: мы живем в мире, где очень часто торжествует культ денег, беззакония, безнравственности, психология потребителя. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня —  разрушение  личности. У детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.  

Слайд- 3  

          Материальные ценности  доминируют над духовными, высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Без сомнения, существование любого народа на земле, основано на приоритете духовно-нравственных и культурных ценностей. Духовно- нравственное воспитание  благотворно влияет  на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет исключительную важность.

 Слайд -4    

  Сегодня перед системой образования  стоит задача выстроить в четком соответствии с законодательной базой непрерывную систему духовно-нравственного воспитания на ступенях дошкольного, начального и основного общего образования, которую в перспективе можно было бы рассматривать в качестве определенного социокультурного стабилизатора жизнедеятельности общества в целом.

Слайд -5        

      Духовно-нравственное воспитание предполагается строить на базовых национальных ценностях (патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, личность, труд и творчество, наука, традиционные религии, искусство и литература, природа, человечество), передаваемых из поколения в поколение и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.

Отметим, что базовые ценности в первую очередь формируются в семье. Но только система образования способна обеспечить системное, последовательное и осознанное духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Начало духовно-нравственным основам формирования личности должно быть положено как можно раньше, в дошкольном возрасте. Воспитание ребенка должно быть направлено на формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, неравнодушия, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе.

         Возникает проблема: как сделать так, чтобы ребенок был внутренне свободным, а внешне воспитанным? Если мы хотим, чтобы в будущем дети любили свою страну и стремились сделать жизнь в ней лучше, необходимо заложить основу для этой любви.  Ребенок,  должен узнать то лучшее, чего достигли его соотечественники и понимать, что эти достижения – результат труда отдельных людей в разных сферах.

         Одним из приоритетных направлений  в нашем детском саду, является духовно- нравственное воспитание.  Это  направлению обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач и проходит через все формы работы с детьми.

           Изучив  много  интересной литературы  по данной теме, мы решили познакомить детей (в доступной и понятной для данного возраста форме)  с православной  культурой и историей, пробудить к ней интерес. Свою работу с детьми построили на нескольких циклах:

Слайд -6

  1. «Мир вокруг нас»

Цель:  Помочь открыть детям путь к нравственно-религиозной стороне познания окружающего мира, обращать их внимание на его богатство, красоту и разнообразие; понимать необходимость бережного отношения ко всему живому, к природному богатству.

      Тематика занятий по этому циклу: «Рукотворный и нерукотворный мир»,  «Мир — наш дом»,  «Разнообразие животного мира».

Слайд -7

Слайд – 8

  1. «Дерево добра»

Цель:  Учить детей на основе литературных произведений (сказок, рассказов, стихотворений, театрализованных представлений) различать добро и зло;  помочь увидеть красоту нравственных поступков, формировать христианское отношение к ближним.

Тематика занятий этого цикла: «Семья, дом»,  «Послушание и непослушание», «Благодарность», «О дружбе и друзьях», «Вера», «Трудолюбие», «Правда и ложь», «Добро и зло», «Справедливость».

Слайд -9

Слайд -10

  1. «Край, в котором мы живём»

Цель:  Воспитывать чувство любви к своему городу, своей стране.

      Тематика занятий этого цикла:  «История возникновения родного города», «Герб города», «Улицы и здания города», «Парки города».

Слайд — 11

  1. «Православная культура»

Цель: Познакомить  детей с историей православных праздников, прививать детям уважение и любовь к  православным традициям своего народа.

         На  занятиях этого цикла мы знакомим детей с историей храмов, беседуем о правилах поведения в православном храме, рассказываем об Иисусе Христе, Богородице и святых. Читаем художественную литературу по духовно-нравственной тематике, объясняем некоторые заповеди Библии, слушаем духовную музыку, колокольные звоны;  встречаемся с семьями,  регулярно посещающими храмы.

       Основные положения по духовно-нравственному  воспитанию детей, успешно интегрируются с образовательными областями образовательной программы ДОУ: обеспечивающие развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях:

-социально-коммуникативное развитие;

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-художественно-эстетическое развитие;

-физическое развитие.

Слайд – 12

Слайд — 13

Особое место отводится работе с родителями.

        Проведённые анкетирования и беседы с родителями, показали,  что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в Храме.

     Целесообразно  помочь родителям осознать, что  в семье должны сохраняться и передаваться нравственные  и духовные обычаи и ценности. Многим  родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.   Практика работы по духовно – нравственному  воспитанию  показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Семья играет огромную роль в сознании ребёнка.

Читайте также:  Джон медина правила развития мозга вашего ребенка читать бесплатно

           Использование разнообразных форм работы с родителями:

— Проведение родительских собраний на духовно-нравственные темы; открытые показы  воспитательно-образовательного процесса «Дни открытых дверей», проведение совместных выставок, конкурсов, родительских  семинаров на диалоговой основе, анкетирование и тестирование родителей,  информационные стенды для родителей, папки-передвижки, выставки детских работ, дидактических игр, литературы, совместные с родителями праздники. 

         Основные формы  работы с детьми.

       В деятельности  дошкольного учреждения прослеживаются несколько направлений работы с детьми.

   1. Духовно-образовательное направление

Здесь педагоги строят образовательный процесс с учетом уровня нравственного, духовного и социального развития детей.

(Тематические занятия, проектная деятельность, исследовательская работа, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, прослушивание аудиозаписей). Для формирования нравственных качеств личности ребёнка дошкольного возраста в детском саду, мы используем следующие методы:

1. Беседа. Беседуя с детьми, воспитатели побуждают их думать и говорить. Задавая им два — три вопроса, дают ребятам высказаться. Это позволяет педагогам понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта.

В старших группах проводятся этические беседы — это плановые, подготовленные занятия с детьми. Например «Из какой я сказки?», где на примере героев сказок у детей закрепляются представления о таких качествах человека, как доброта, скромность, смелость, показывая их в сравнении с отрицательными качествами: жестокостью, злом, трусостью, ленью.

С помощью воспитателя ребята учатся справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.

Примерные темы бесед: «Будь всегда вежливым», «Что хорошо, что плохо и почему», «Ваши добрые поступки», «Чем можно порадовать маму», «Что такое дружба?», «Что такое подвиг?», « Добро и зло» и т. д.

2. Чтение и анализ художественных произведений 

Л.Н.Толстой « Два товарища», « Отец и сыновья» « Дед и внук»,                               А. Кузнецовой «Мы поссорились», К.Д.Ушинского «Умей обождать», А.Барто»  Помощница». Эстетический фон нашим занятиям создают стихи, загадки, песни, включённые как в основную часть, так и в дополнительную работу с детьми. Литературный материал незаменим в духовно-нравственном  воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Для всестороннего развития личности мы включаем детей в различную деятельность, связанную с художественной литературой. Например, ребята создают свои рисунки по мотивам сказок, рассказов, организуем выставки работ.

Слайд -14

  1. Игра. Известно, что в дошкольном возрасте наиболее близкой и понятной для ребёнка деятельностью является игра. Значение игры в формировании духовно-нравственных качеств  дошкольника очень велико. Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. В работе с детьми мы используем коллективные игры-занятия, игры-упражнения, игры-инсценировки, игры-сказки, сюжетно-ролевые игры. При помощи игры можно решать самые разные коррекционные задачи. Мы проводим такие игры и упражнения: «Поприветствуем друг друга»; «Подбери картинку к «хорошо» и «плохо»»; «Составь список своих обязанностей из сюжетных картинок для дома и сада; «Вспомни, какие поступки ты совершил за этот день, нарисуй и расскажи о них» и т.д.                

Слайд — 15

  Опыт работы в данном направлении по духовно-нравственному воспитанию детей обобщён и представлен на районный конкурс в виде дидактической игры «Путешествие с колокольчиком для детей 6-8 лет, в котором был признан победителем.  Кроме того, данная игра опубликована в  сборнике статей практических материалов «Духовные принципы отечественного воспитания, исторические основы и современная практика».

 2.Культурно-познавательное направление

(Развлечения, праздники,  художественно-продуктивная  деятельность, экскурсии, целевые прогулки).

Слайд -16

Слайд — 17

       В течение года в нашем детском саду проводится множество праздников. И православные праздники — это особые праздники. Предварительно детям разъясняются подробно некоторые традиции, обычаи,  слова, связанные непосредственно с данным праздником. Детей знакомят с доступными их пониманию рассказами о земной жизни Христа, о жертвенной любви Божьей к людям и о пути человеческого спасения. К празднику дети мастерят подарки, украшения, учат стихи, песни, танцы. В совместной деятельности дети легче осознают правила доброй и благочестивой жизни.

Слайд — 18

        Особое место занимает формирование бережного и уважительного отношения детей к женщинам. Возрождение традиции празднования православных праздников содействует пониманию роли женщины в мире, дает возможность проявить и закрепить достойное отношение к женщинам на более глубоком основании.

Слайд  — 19

Слайд — 20      

      Традицией стало возложение цветов к « Вечному огню» и встречи с участниками праздника «Дня защитника Отечества».

  Слайд — 21

 Нравственно-трудовое направление (все виды труда, продуктивная деятельность).  Труд ребёнка — дошкольника невелик и несложен. Однако он необходим для формирования его личности.

        Включение труда в систему воспитания делает  возможным целостное развитие личности ребенка. Формирование доброго разумного отношения к природе,  умение глядеть на мир с любовью свидетельствует о позитивном развитии духовно-нравственной и социокультурной  сферы ребенка.

Вывод:

Слайд – 22

Слайд — 23

        Таким образом, трёхлетняя совместная  деятельность родителей и воспитателей в процессе духовного становления детей даёт хорошие результаты. Конечно, результативность духовно-нравственного воспитания не оценишь баллами. Оценку даст сама жизнь. Но первые итоги всё же, определяются по участию дошкольников во всех детсадовских мероприятиях и районных конкурсах.  

Слайд – 24

Слайд – 25

Слайд – 26

Слайд – 27

Дети знают православные праздники, активно принимают участие в праздничных мероприятиях, стали добрее друг к другу, правдивее, терпимее, умеют проявлять  сострадание, стараются делать добрые дела.  Хочется верить, что из них вырастут настоящие граждане, воспитанные на традиционных духовно-нравственных ценностях Русской культуры, настоящие патриоты своей Родины. В 7 главе Евангелие от Матвея написано: «…дерево доброе приносит и плоды добрые…».

Слайд — 28

      Детство всегда с надеждой  смотрит   в будущее, как бы плохо ни было настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который  определит им правильную и  достойную жизнь. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего  общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Это наша с вами главная задача, потому что мы ответственны за то, чтобы детство наших детей было счастливым.

 Слайд — 29

 Список используемой литературы

  1. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой «Программа  воспитания и обучения в детском саду».
  2. Л. Л. Шевченко  «Добрый мир» -православная культура для малышей.
  3. М.Д. Маханёвой, О.Л. Князевой  «Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры».
  4. М.В.Захарченко «Православная культура».
  5. Н.В.Цилько, Н.Н. Султановой  «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».
  6. О.О.Осадчей  «Православная культура».
  7. О.М.Потаповской «Подарок к празднику».

Источник