Роль настольных игр в развитии ребенка

Роль настольных игр в развитии ребенка thumbnail

Значение настольных игр для развития детей

Сейчас вы без проблем можете купить самые разнообразные настольные игры и это абсолютно необходимо для вашего ребенка, ведь по утверждениям психологов – интеллектуальные игры для детей помогают в легкой игровой форме постичь многие премудрости.

 Настольные игры укрепляют взаимоотношения между членами семьи, учат лучше понимать друг друга, благотворно воздействуют на психическое и умственное развитие детей. Кроме того, настольные игры имеют еще ряд положительных воздействий:

 — у ребенка развивается творческий потенциал и воображение;

— у малыша развивается речь, он учится красиво и правильно говорить;

— происходит развитие социальной адаптивности ребенка, которому приходится ради достижения цели взаимодействовать с различными игроками;

 — развивается скорость реакции, моторика, малыш становится более аккуратным;

 — развивается смекалка и память;

 — малыш учится переключаться между различными видами деятельности;

— ребенок учится в процессе игры преодолевать сложности и легче переживать неудачи, начинает понимать, что можно начать все сначала в случае неудачи. Заметьте и то, что для правильного развития ребенка необходимо выбирать настольные игры по возрасту, ведь ребенок 4 лет просто не поймет правила игры для школьника. Рекомендованный возраст производитель обычно указывает на коробке.

Значение настольных игр для развития ребенка

Настольная игра – это и удовольствие, и развитие определенных навыков одновременно. И ценность настольных игр именно в этой неразрывной взаимосвязи. Это возможность собраться всей семьей – бабушки, дедушки, папы, мамы – играют с младшими на равных, потому что многие игры интересны всем.

Взрослые получают не меньшее удовольствие, чем дети. Получается, что мама или папа, даже если они не слишком любят играть с ребенком и делают это потому, что «надо», в ситуации с настольной игрой искренне увлекаются процессом. Вся семья играет, и всем это очень нравится. А что может быть лучше?

Настольные игры развивают у детей навык мышления, память, учат делиться, проигрывать, развивают внимательность, логическое и образное мышление, учат взаимодействовать с другими игроками, подчиняться правилам.

Важная задача – научить ребенка переживать поражение, но в игре это сделать проще, чем тогда, когда он столкнется с этим в реальной жизни. Действовать по правилам – также необходимое умение, ведь жизнь в социуме невозможна без них.

Другое дело, что, даже действуя по правилам, можно добиться победы или поражения. А вот каким образом получить наилучший результат, тоже научит игра. Учитывая разнообразие настольных игр, потенциал у них велик. Для развития малыша во всех направлениях можно использовать разные игры.

Чаще всего на коробках с настольными играми можно увидеть надпись: «Детям с 3 лет».

Почему? В основном потому, что в играх есть мелкие детали, с которыми малышам играть, конечно, не рекомендуется. Другая причина заключается в том, что игры подразумевают некие правила, которые ребенок способен осознать лишь с определенного возраста, ведь у маленьких детей иной, чем у взрослых, способ исследования мира и они еще не могут продолжительное время удерживать внимание.

Впрочем, многое зависит от ребенка.

Бывает, дети, освоив понравившуюся игру, легко обыгрывают даже взрослых дядей. Так что, если ребенок не склонен все попадающееся на глаза немедленно тянуть в рот и глотать и игра будет проходить под неусыпным контролем взрослого, почему бы не попробовать?

Кроме того, в одну и ту же игру можно играть по-разному. Во многих из них предусмотрены различные уровни сложности – это раз, и существует вероятность того, что малыш будет играть вообще по-своему – это два.

Современные игры, созданные из различных материалов, с игрушечными фигурками, такие яркие и красивые, что детям легко придумать свой способ общения с ними.

Правила в настольных играх подразумевают нескольких участников, в них играют с кем-то еще или в коллективе. Похожим видом социального досуга можно считать и головоломки, которые вплотную примыкают к настольным играм. Между ними нет четкой границы, потому что существуют игры, на которых написано: «От 1 до 5 игроков», и головоломки с таким же количеством играющих. Хочешь – один играй, хочешь – в коллективе!

Настольная игра – вещь тактильная, что также немаловажно для развития детей. Сегодня игры делают из самых разных материалов, дающих различные ощущения: картона, металла, пластика, дерева, камня, стекла, ткани. Прелесть многих игр (например, популярной «Катамино») заключается в том, что они имеют изменяемый уровень сложности: от доступного трехлетке до уровня, весьма сложного и для взрослого.

А компоненты хорошей игры – это широкий диапазон игроков, легкие в освоении правила. Игры, которые всегда нравятся и детям и взрослым, быстрые, веселые, азартные.

Источник

Дина Сазонова
Доклад «Настольно-печатные игры в развитии детей дошкольного возраста»

Особое значение в ДОУ придается предметно-игровой среде, так как основным видом деятельности ребенка является игра, и ее влияние на разностороннее развитие личности трудно переоценить.

В дошкольной педагогике игра рассматривается как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Ребенок в детском возрасте должен играть, игра для него – норма. Игра отражает внутреннюю потребность ребенка в активной деятельности. Она выступает средством познания окружающего мира, в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают во взаимоотношения друг с другом и со взрослыми, организуют детское игровое сообщество.

Настольно-печатные игры в развитии детей дошкольного возраста.

Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, пазлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровочки, конструктор, лото, домино.

У детей развиваются память, внимание, воображение, логическое мышление. В процессе игры развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в дальнейшем в школе.

Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все ситуации проигрыш, либо выигрыш остаются в памяти и накладывают определенный отпечаток, формируя поведение ребенка в дальнейшем.

Настольная игра наиболее свойственна детям старшего возраста, т. к. младшей возрастной категории, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность.

Современный мир достаточно богат всевозможными играми:

игры на выделение части и целого;

игры на развитие логического мышления, на классификацию, на сериацию;

игры, направленные на формирование умения ориентироваться в пространстве;

игры, способствующие усвоению знаков и символов;

— классификация, обобщение, сравнение, счет, составление задач, ассоциации;

— огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематических процессов, лексико – грамматических представлений, связной речи детей.

Игры, направленные на ориентировку в пространстве.

Игра «Бродилки». В этих играх предполагается использование кубика, фишек, передвижение осуществляется по игровому полю. В этих играх формируется умение ориентироваться в пространстве, формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействия друг с другом. Главное в этих играх – решение поставленной задачи, соблюдение правил.

Игры на выделение части и целого.

Игра в «Пазлы». Эти игры развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость, терпение и многие другие психические процессы. Интересу к складыванию картинки способствует сюжетное содержание изображения – это сказочные персонажи, сценки из мультфильмов и т. д.

Другими, более сюжетными, но очень полезными играми на соотношение части и целого являются игры – головоломки «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо». Каждая из этих игр содержит части различной формы, из которых можно создать разнообразные изображения, что очень полезно для развития образного мышления и воображения. К этой же серии игр можно отнести игры Воскобовича «Соты», «Волшебный круг», игры Никитина «Кубики для всех», «Сложи узор», палочки Кюизенера.

Игры на классификацию.

Дети в старшем дошкольном возрасте рано начинают анализировать объекты и выделять их свойства, такие, как цвет, форму, величину, пространственное расположение. Этому способствуют такие игры: «На что похоже?», «Краски», «Что из чего?», «Четвертый лишний».

Игры, способствующие усвоению знаков и символов.

Множество современных детских настольных игр содержит многоразовые наклейки, облегчающие усвоение знаков и символов, употребляемых в повседневной жизни: дорожные знаки, опознавательные знаки специальных транспортных средств, и т. д.

Разнообразные игры: «Азбуки», числовое и цифровое «Домино», «Арифметика», «3 из 9», «Ассоциации», «Логические цепочки», «Логические квадраты», «Лабиринт».

Настольно – печатные игры лото: «Ягоды и фрукты», «Кому, что надо для работы?»,»Домашние животные»

Предоставляют возможность систематизировать знания детей о животных, растениях, профессиях, формируют умение, по словам восстанавливать образ предмета. Игры сопровождают словом, а слово предваряет восприятие картинки или сочетается с ним.

Игры на развитие логического мышления.

В старшем дошкольном возрасте, когда у детей начинает формироваться словесно – логическое мышление, необходимо больше использовать игры именно с целью развития самостоятельности мышления, формирование мыслительной деятельности.

Таким образом, увлекательные настольно – печатные игры создают у дошкольников интерес к решению интеллектуальных задач: успешный результат умственного усилия, преодоления трудностей приносит им удовлетворение. Увлечение игрой повышает способность к произвольному вниманию, обостряет наблюдательность, помогает быстрому и прочному запоминанию. Играя, ребенок активно стремится что – то узнать, ищет, проявляет усилие и находит, обогащается его духовный мир. А это все содействует умственному и общему развитию.

В заключение можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития.

Главное и очень важное, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии и выделить необходимое на данный момент ребенку, соответственно возрасту.

Источник

 Польза настольных игр для детей

На сегодняшний день существует большое разнообразие детских развивающих настольных игр. Для ребенка всегда можно выбрать наиболее подходящий вариант, в зависимости от возраста, потребностей и возможностей малыша. 

К сожалению, многие родители не понимают, зачем нужны настольные игры. Зачем нужно терять время на игру с детьми, когда в доме и так все есть компьютер и телевизор. Выбрать настольную игру для детей на любой вкус и кошелек можно по ссылке https://inshop.lv/ru/blogs/nastolnye-igry/vo-chto-poigrat-doma-nastolnye-igry-dlya-detei

Основными преимуществами настольных игр является то, что для их проведения не требуется ни оборудование специальных игровых площадок (достаточно просто стола), ни наличие сложного инвентаря (большинство игр уже укомплектованы всеми необходимыми предметами – досками, карточками, фишками, игровыми кубиками и т.п.).

Польза настольных игр для детей

Использование настольных игр для детей 

  • для проведения совместного семейного досуга и для сплочения членов семьи
     
  • при организации детских праздников, чтобы создать веселую, соревновательную атмосферу
     
  • в дороге, когда требуется чем-то занять заскучавшего ребенка
     
  • во время пребывания в больнице, когда активные движения игрока должны быть ограничены
     
  • в дошкольных и школьных детских учреждениях в качестве дидактического материала

Прелесть настольных игр состоит в том, что в них можно сыграть при любой погоде и в любое время суток, как вдвоем, так и большой компанией.

Польза настольных игр для детей 

Польза настольных игр для детей

  1. Помимо развлекательной функции практически все настольные игры приносят пользу, как и развивающие игрушки, способствуя развитию личностных качеств и способностей ребенка. Сочетая в себе игру и обучение, настольные игры могут стать прекрасным образовательным средством для детей дошкольного и школьного возраста.
  2. Даже самые простые настольные игры оказывают полезное влияние на ребенка, развивая зрительную память, внимание, сообразительность, логику,  воображение и образное мышление.
  3. Как правило, настольные игры подразумевают участие нескольких игроков. Взаимодействуя между собой в процессе игры и подчиняясь ее правилам, дети учатся правильно общаться друг с другом, терпеливо ожидать своей очереди, чтобы сделать ход, сопереживать соперникам и достойно переживать как победу, так и поражение.
  4. Настольные игры способствуют правильному формированию личностных качеств детей.

Польза настольных игр для детей

Полезные функции настольных игр

  • Одни игры в красочной интересной форме обучают детей распознавать и запоминать различные предметы и явления, способствуют развитию внимания и расширению словарному запаса. 
  • Другие – служат своеобразной подготовкой ребенка к жизни, предлагая ему в процессе игры различные проблемы, при решении которых он учится примерять на себя новые роли и тем самым развивает свои навыки и приобретает жизненный опыт.
     
  • Третьи – развивают физические способности, улучшая скорость реакции, ловкость, глазомер и координацию движений.  

Вспомните, с какой радостью и вы играли в детстве в морской бой, шашки, шахматы, фанты, монополию и настольный футбол. Игры подарят детям радостные впечатления, удовольствие и, конечно же, пользу. 

Повзрослев, ваш ребенок будет с удовольствием вспоминать о веселом времяпровождении всей семьи. Кто знает, возможно такие семейные посиделки за очередной увлекательной игрой станут доброй традицией, которая перейдет в последующие поколения. 

Подготовила Марьяна Чорновил

Источник

Галина Батырева
Консультация для педагогов «Настольно-печатные игры, их роль в умственном развитии детей»

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений об окружающем мире».

В. А. Сухомлинский

«Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский

«Игра – путь детей к познания мира, в котором они живут и который призваны изменить»

А. М. Горький

Какие бывают настольные игры? Современный мир достаточно богат всевозможными играми, настольные игры – это отдельный целый огромный мир для детей.

Содержание настольных игр очень разнообразно. Сюда входят: вкладыши, паззлы, кубики, пирамиды, мозаика, различные шнуровки, конструктор, лото, домино. Некоторые виды лото и парные картинки знакомят детей с отдельными предметами (посуда, мебель, животные, птицы, овощи, фрукты, знакомят с их качествами и свойствами. Другие уточняют представления о сезонных явлениях природы (времена года, о различных профессиях (Игра «что кому нужно?»). Большой выбор настольно-печатных игр по самой различной тематике: классификация, обобщение, сравнение, счёт, составление задач, ассоциации. Огромное множество игр по развитию речи дошкольников – накопление словаря, развитие фонематических процессов, лексико-грамматических представлений, связной речи детей, по развитию познавательных интересов детей, по обучению иностранным языкам и т. п. Поэтому можно сказать, что для детей уже создано бесконечное множество настольных игр для их гармоничного развития. Главное и очень важно, взрослым не заблудиться во всем этом многообразии, и выделить необходимое на данный момент вашему ребёнку, соответственно его возрасту.

Какое значение имеет настольная игра для развития ребёнка? Игра, прежде всего – это основной вид деятельности детей дошкольного возраста. По выражению В. А. Сухомлинского: «Игра – это та искра, которая зажигает огонёк пытливости и любознательности детей». Поэтому, настольные игры, естественно, развивают, интеллектуальные и позитивные способности детей, положительные эмоции ребёнка. У детей развиваются память, внимание, воображение. В процессе игры у детей развиваются все стороны личности ребёнка: уступчивость, толерантность, сотрудничество, а так же – сосредоточенность, усидчивость, умение доводить дело до конца, дисциплинированность – это те качества, которые необходимы детям при обучении в школе. Кроме того, игра очень важна для воспитания у дошкольников волевых черт характера: умения ставить перед собой цель, находить средства для её осуществления, преодолевать трудности. Настольные игры в старшем возрасте так же вырабатывают привычки правильного поведения, помогают детям осваивать правила игры, не нарушать их, «ходить» по очереди, не сердиться на ошибающихся в игре сверстников. Мозг человека очень интересно устроен таким образом, что он ничего не забывает и все откладывает в свой, так называемый «портфельчик», все проигранные ситуации и качества у детей закрепляются, усваиваются, присваиваются ребёнком, и входят в привычку нормы поведения.

Какие самые популярные настольные игры? Одной из популярных и приоритетных настольных игр, в современное время, стала игра в «Паззлы». Характерно, что в младшем возрасте у ребёнка небольшие картинки, с крупными паззлами. А по мере взросления детей картинки увеличиваются до картин, а сами элементы паззлов (с их ключами) уменьшаются. Так к 6-7 годам дети способны собирать большие картины, работая в подгруппах. При этом у детей формируется коммуникативное общение, умение договориться, выбрать определённое место в картине. В таком взаимодействии у ребят есть общая цель – собрать гармоничное целое из частей. «Паззлы» развивают у детей зрительную память, логику, мышление, усидчивость и терпение и многие другие психические процессы.

Востребованными для детей являются игры с правилами, которые имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. И это естественно, так как в старшем дошкольном возрасте активно формируются коммуникативное общение детей, способность взаимодействовать друг с другом. Главное в играх с правилами – решение поставленной задачи, соблюдение правил. Например, развивающая игра «Хрюшина азбука», где вместе с героями любимой телепередачи – Хрюшей, Степашкой, Филей, Мишуткой и Каркушей – дети не только запомнят все буквы алфавита и их последовательность, но и разовьют фонематический слух – научатся различать отдельные звуки в составе слова. Такая игра рассчитана на количество игроков от 2 до 5 человек и предназначена для детей в возрасте от 4 до 7 лет. Здесь детям нравится играть с кубиком, с его помощью определять свои «ходы» соотносить количество точек на кубике с количеством предстоящих «ходов».

В среднем возрасте 4-5 лет для детей интересна «мозаика». Мозаика хорошо развивает мелкую моторику пальцев рук, усидчивость, воображение, творчество, мышление.

В младшем возрасте от 2 до 3 лет дети любят собирать «Картинки-половинки». Игра на развитие внимания, логического мышления, речи. Дети под руководством заботливых взрослых с удовольствие находят похожие картинки и сравнивают их между собой, находя сходства и различия между парными картинками.

Игра «Большие и маленькие» — маленькие дети инстинктивно тянутся к нашим меньшим «братьям» — домашним животным. Поэтому им интересно знакомиться с внешним видом домашних животных, с их названиями, с их пищей, а также узнавать, как они «разговаривают», как организованы. Игра развивает у детей зрительную память, внимание, усидчивость, моторику рук, связную речь, поддерживает интерес к живой природе.

В каком возрасте можно играть с ребёнком в лото, домино и т. д.? Когда можно учить собирать мозаику? Настольная игра наиболее свойственна детям более, старшему возрасту, т. к. в младшем возрасте ребёнку, всё-таки, более свойственна подвижность и предметная деятельность. А мозаику можно начинать собирать ближе к 3-4 годам. Маленьким детям мозаика рекомендуется только крупная, т. к. дети могут затолкать мелкие предметы в носик, подавиться. В 1,5-2 года детям предлагать пирамидки, вкладыши, крупные паззлы – безопасные игры для здоровья детей. Маленькие дети играют в разные настольно-печатные игры: парные картинки, лото, домино, складные кубики; рассматривают картинки, изображённые на кубике».

Разнообразны и умственные задачи, решаемые на таких занятиях: закрепление знаний о предметах, их назначении, классификации; обобщение предметов по существенным признакам, установление взаимосвязи между предметами, составление целого из частей.

«Большие и маленькие» — игра на закрепление умений детей группировать предметы по величине; учить соотносить предметы по величине, одновременно различая их по цвету.

«Разные по названию и разные по цвету» — помогает сформировать у ребёнка способность подбирать к образцу предметы, разные по названию и цвету; учить называть отработанные предметы и их цвет.

«Что за форма?» — учить детей различать и называть знакомые им геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик, призму; учить находить среди нескольких других предметов, разных по цвету, именно тот, который просит взрослый.

«Тук-тук» — позволяет побуждать детей отвечать на вопросы воспитателя, пополняя таким образом свой словарный запас; путём игры активизировать речь малышей; закреплять правильное произношение звука Т.

«Собери целое» — учить малышей складывать из отдельных фрагментов изображение предмета по образцу; продолжать учить называть основные цвета; активизировать речь детей.

В 2-3 года мозаики, вкладыши, шнуровки – развивают у малышей мелкую моторику, словарь, мышление, зрительную память, сенсорику (цвет, форму).

Чтобы поддержать интерес детей к играм-занятиям и сформировать обобщённые представления о признаках предметов, следует предлагать им решение одной и той же задачи на разном дидактическом материале: раскладывать по цвету, шарики, кубики, палочки, собирать различные разборные игрушки.

Тематические лото с изображением игрушек, животных, овощей, фруктов, видов транспорта, предметов одежды, мебели служат хорошим и удобным средством для уточнения представлений детей о предметах и их назначении, а также для развития речи малышей.

Важно обращаться с детьми ласково, с улыбкой, погладить по головке, приобнять, голос взрослого не должен доминировать над голосом ребёнка.

К. Д. Ушинский писал: «Придумать детскую игру есть, может быть, одна из труднейших задач взрослого человека…можно обратить внимание на народные игры» народный фольклор, прибаутки, сопровождающие игру и поддерживающие интерес к ней.

Нужно стараться поддерживать интерес ребёнка к игре, поощрять его усилия, направленные на воплощение замысла, помогать ему. Иногда это достигается участием взрослого в игре, иногда подбором игрушек или предложением интересной роли.

Сколько времени в день нужно уделять настольным играм? Время игры 5-10 минут в зависимости от темперамента ребёнка, его характера, от интереса к содержанию игры. В любом случае двигательный режим и смену видов деятельности ребёнка необходимо соблюдать.

Ребёнок играет до тех пор, пока у него есть интерес к игре, никакого принуждения в игре быть не может, но и в то же время игра рождает у ребёнка чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.

Занимательность игры возрастает, если в неё включаются элементы загадочности: красивая коробка настольной игры, кто-то постучал и принёс эту игру.

Источник