Роль народного творчества в развитии личности ребенка по ушинскому родное слово

людмила пархоменко
Статья «Роль устного народного творчества в воспитании дошкольников»
«Язык есть самая живая, самая обильная и
прочная связь, соединяющая отжившие,
живущие и будущие поколения народа в
одно великое, исторически живое целое»
(К. Д. Ушинский статья «Родное слово»)
Развивая идеи К. Д. Ушинского, видный педагог В. Н. Сорока- Росинский указывал на то, что человек, утративший свои корни, становится потерянным для общества. И ничто так не способствует формированию и развитию личности, ее творческой активности, как обращение к народным традициям, обрядам, народному творчеству, в частности устному, поскольку, находясь в естественной речевой обстановке, коей является для ребенка его родной язык, он легко, без особого труда, порой интуитивно, осваивает его.
Известно, что через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает представления о ней. Она концентрирует в себе весь опыт человечества, несет в себе все формы общественного сознания, включает в себя огромное количество информации, устанавливает преемственность между прошлым и современностью. Устное народное творчество,включающее в себя большое количество жанров: сказки, пословицы и поговорки, потешки, частушки, загадки и т. д., — это неоценимое богатство народа, громаднейший пласт культуры, показатель способностей и таланта народа.
Поэтому я обратилась к проблеме использования устного народного творчества в своей работе с детьми.
В первую очередь я подобрала и изучила методическую литературу, продумала собственный план деятельности по этой теме, составила картотеку малых жанров русского фольклора, отражающего специфику тех задач, которые поставила перед собой, работая с детьми. Используя словесное творчество народа в воспитательно-образовательной работе с детьми, я стараюсь, как можно шире применять жанры устного народного фольклора, включаю их во все жизненные процессы детей, во все виды деятельности.
Хочу поделиться результатами лишь одного вида жанров устного народного творчества. Не для кого не секрет, какой огромной любовью пользуется у детей сказка, с которой они встречаются, начиная с раннего возраста. Нет, вероятно, ни одного ребенка, который без замирания сердца, без интереса, воспринимал бы сказку. Сказка является произведением народного искусства, несет в себе богатый духовный заряд. Поэтому, знакомя с русскими народными сказками, стараюсь донести до детей их богатое содержание, насыщенность художественной речи языковыми средствами выразительности (сравнениями, эпитетами, синонимами и другими). Очень рада, когда дети в повседневной жизни, в играх используют в своей речи такие выражения,как: «красна девица», «ясный сокол», «встань передо мной, как лист перед травой». Это развивает и обогащает речь детей, способствует развитию творчества. Сказка помогает мне вводить ребенка в некоторые воображаемые ситуации, учит его сравнивать и сопоставлять поступки сказочных персонажей, переживать вместе с героями, ставить себя на место положительного и отрицательного героя, тем самым,давая возможность выбора ребенку собственной позиции:
— «Докажи, что Аленушка лучше всех»;
—«Кого тебе жалко в этой сказке?»
—«Как бы ты поступил на месте волка?»;
— «Кто тебе больше всего понравился?» — подтверди словами из сказки.
Все это возбуждает творческую активность детей, заставляет делать выводы.
Сказки играют огромную роль в нравственно-эстетическом воспитании дошкольников. В них содержится правила общения людей друг с другом,
вежливого обращения, высказывания просьбы, уважительного отношения к старшим. Каково было мое удивление, когда в игровом упражнении «Давайте поздороваемся» Алена сказала, что раньше здоровались поклоном – «поклонился в пояс». Тут же дети вспомнили высказывание «Здравствуй, кумушка, хлеб да соль!»
Читая и рассказывая сказки, предлагаю детям несколько пословиц. Мы их рассматриваем, а выбрать предлагаю одну, которая подходить к данной сказке. Например, к сказке «Морозко»: «Добро век не забудется», «Мир не без добрых людей»; к сказке «Лисичка – сестричка и волк»: «Всякая птичка свою песенку поет», «Вор у вора дубинку украл», «Попался на удочку» и т. д. Для ребенка сказки – это его жизнь, они требуют от ребенка смекалки, умения устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость.Поэтому вместе с детьми мы сделали несколько игр: «Назови сказку», «Собери сказку», «Зашифруй сказку». Детям очень нравится шифровать и моделировать знакомые сказки с помощью геометрических фигур, собирать сказку из деталей в одно целое, угадывать название, пересказывать эпизоды сказок.
Они с удовольствием обыгрывают сказки, используя настольный и кукольный театры. Изображают сказочных героев, рисуя их, вырезая, склеивая. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, а когда делаю – запоминаю».
Таким образом, при правильном подборе сказок, с учетом возрастных особенностей детей, идейно – художественной ценности произведения и правильной организации последующей деятельности детей, сказки оказывают огромное воспитательное воздействие на ребенка. Помогают с успехом решать задачи эстетического и нравственного развития детей дошкольного возраста.
Источник
Он указывал на большое значение
произведений народного творчества в
деле воспитания и обучения детей. На первое
место ставил он русские народные сказки,
подчеркивая, что в силу особенностей
развития своего воображения дети очень любят сказки.
В народных сказках им нравится динамичность
действия, повторение одних и тех же оборотов,
простота и образность народных выражений.
Большое значение в первоначальном
обучении родному языку К.Д. Ушинский придавал
и другим произведениям русского народного
творчества — пословицам, прибауткам и
загадкам. Русские пословицы он считал
простыми по форме и выражению и глубокими
по содержанию произведениями, отразившими
взгляды и представления народа — народную
мудрость. Загадки доставляют, по его мнению,
уму ребенка полезное упражнение, дают
повод к интересной, живой беседе. Поговорки,
прибаутки и скороговорки помогают развить
у детей чутье к звуковым краскам родного
языка.
2.2 Воспитательная
роль сказок
Сказки русского народа К.Д.Ушинский назвал первыми блестящими
попытками народной педагогики. Восторгаясь
сказками как памятниками народной педагогики,
он писал, что никто не в состоянии состязаться
с педагогическим гением народа. То же
самое следует сказать о сказках и других
народов.
Сказки, являясь художественно-литературными
произведениями, одновременно были для
трудящихся и областью теоретических
обобщений по многим отраслям знаний.
Они — сокровищница народной педагогики,
более того, многие сказки суть сочинения
педагогические, т.е. в них содержатся педагогические
идеи.
К.Д.Ушинский был о сказках настолько
высокого мнения, что включил их в свою
педагогическую систему. Причину успеха
сказок у детей Ушинский видел в том, что
простота и непосредственность народного
творчества соответствуют таким же свойствам детской
психологии. «В народной сказке, — писал
он, — великое и исполненное поэзии дитя-народ
рассказывает детям свои детские грезы
и, по крайней мере, наполовину сам верит
в эти грезы». Попутно следует отметить
весьма показательный факт. Мысли Ушинского
о сказках по своему характеру очень близки
к высказыванию о них К.Маркса. Во введении
«К критике политической экономии» К.Маркс
писал, что причина популярности сказок
среди детей состоит в соответствии между
наивностью ребенка и безыскусственной
правдой народной поэзии, в которой нашло
свое отражение детство человеческого
общества. По мнению Ушинского, природные
русские педагоги — бабушка, мать, дед,
не слезающий с печи, понимали инстинктивно
и знали по опыту, какую огромную воспитательную
и образовательную силу таит в себе народная
сказка. Как известно, педагогическим
идеалом Ушинского являлось гармоническое
сочетание умственного и нравственно-эстетического
развития. По твердому убеждению великого
русского педагога, эта задача может быть
успешно выполнена при том условии, если
в воспитании будет широко использован
материал народных сказок. Благодаря сказкам,
в душе дитяти с логической мыслью срастается
прекрасный поэтический образ, развитие
ума идет дружно с развитием фантазии
и чувства. Ушинский детально разработал
вопрос о педагогическом значении сказок
и их психологическом воздействии на ребенка;
он решительно ставил народную сказку
выше рассказов, опубликованных в образовательной
литературе специально для детей, ибо
последние, как считал великий педагог,
все-таки подделка: детская гримаса на
старческом лице.
2.3 Основы теории
дошкольного воспитания
К. Д. Ушинский, обосновав идею
народности, отвечал: «Воспитание, созданное
самим народом, основанное на народных
началах, имеет ту воспитательную силу,
которой нет в самых лучших системах, основанных
на абстрактных идеях»
Зная народные обычай, обряды,
традиции, ученый выступал за народное
воспитание, так как оно, по его мнению,
является живым образцом в процессе народного
развития. Использование народной педагогики
в общественном и семейном воспитании
укрепляет и развивает в человеке, по словам
К.Д. Ушинского, народность, народное самосознание
и народный характер.
Огромное воспитательно-образовательное
значение Ушинский придавал играм детей. Он создал оригинальную теорию
детской игры, подтвердив ее научно-психологическими
данными.
Он отмечал, что в психической
жизни ребенка дошкольного возраста большую
роль играет воображение. Это объясняется
тем, что у него недостаточны опыт и знания,
не развито логическое мышление.
Но Ушинский правильно указывал что воображение
ребенка и беднее и слабее, и однообразнее,
чем у взрослого человека. Характерной
чертой детства является разорванность
верениц представлений, быстрота перехода
от одного порядка мысли к другому. «Движение
детского воображения напоминает прихотливое
порхание бабочки, а уже никак не могучий
полет орла».
Живость детского воображения
и вера детей в реальность собственных
представлений и созданных образов является
психологической основой детской игры. «В игре ребенок
живет, и следы этой жизни глубже остаются
в нем, чем следы действительной жизни,
в которую он не мог еще войти по сложности
ее явлений и интересов… В игре дитя, уже
зреющий человек, пробует свои силы и самостоятельно
распоряжается своими же созданиями».
К.Д. Ушинский подчеркивал влияние
на содержание детской игры: она дает материал
для игровой деятельности детей. Игры
изменяются с возрастом детей в зависимости
от детского опыта, умственного развития,
руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают
бесследно, а находят свое проявление
в будущем в общественном поведении человека.
Большое значение в формировании
поведения детей имеют общественные игры
и их направленность, указывал Ушинский:
«В играх общественных, в которых принимают участие многие
дети, завязываются первые ассоциации
общественных отношений».
К.Д. Ушинский, в отличии от Фребеля
и его последователей, возражал против
излишнего вмешательства воспитательницы
в детскую игру. Он считал игру самостоятельной,
свободной детской деятельностью,
имеющей важное значение в развитии личности:
«Игра есть свободная деятельность
дитяти… В ней формируются все стороны
души человеческой, его ум, его сердце,
его воля». Воспитательница должна доставлять
материал для игры, заботиться о том, чтобы
этот материал содействовал выполнению
поставленных задач воспитания. Время
для детских игр в детском саду должно
отводиться сообразно возрасту: чем меньше
ребенок, тем больше времени должен он
проводить в игре. И в дошкольном возрасте
надо стремиться к тому, чтобы ребенок
никогда не пресыщался в игре и мог легко
прервать ее для работы. Дошкольники тоже
должны трудиться.
К.Д. Ушинский рекомендовал
широко использовать в воспитательной
работе с детьми дошкольного возраста
народные игры; «Обратить внимание на эти народные
игры, разработать этот богатый источник,
организовать их и создать из них превосходное
и могущественное воспитательное средство
— задача будущей педагогики», — писал
он. Этот завет Ушинского стремились выполнить
русские передовые деятели дошкольного
воспитания.
Большое воспитательное значение,
указывал Ушинский, имеют игрушки. «Дети
не любят игрушек неподвижных… хорошо
отделанных, которых они не могут изменить
по своей фантазии…- писал он. — Лучшая
игрушка для дитяти та, которую он может заставить
изменяться самым разнообразным образом».
«Дитя искренно привязывается к своим
игрушкам, — замечал Ушинский, — любит их
нежно и горячо, и любит в них не красоту
их, а те картины воображения, которые
само же к ним привязало. Новая кукла, как
бы она ни была хороша, никогда не сделается
сразу любимицей девочки, и она будет продолжать
любить старую, хотя у той давно нет носа
и лицо все вытерлось».(1, стр. 2)
Ушинский обосновал с точки
зрения психологии важнейшие дидактические
принципы воспитывающего обучения: наглядность,
систематичность и последовательность,
основательность и прочность усвоения
учащимися учебного материала, разнообразие
методов обучения.
Он изложил в соответствии с
научными достижениями того времени психологические
основы дидактики — теории обучения.
Он дал ценнейшие указания, как надо в
процессе обучения путем упражнения развивать
активное внимание детей, как надо воспитывать
сознательную память, закреплять в памяти
учащихся учебный материал путем повторения,
которое является органической частью
процесса обучения. Повторение, считал
Ушинский, нужно не для того, чтобы «возобновить
забытое (это же плохо, если что-нибудь
забыто), но для того, чтобы предупредить
возможность забвения»; всякий шаг вперед
в деле обучения должен опираться на знания
пройденного.
Целью воспитания, считал Ушинский,
должно быть воспитание нравственного
человека, полезного члена общества. Нравственное
воспитание занимает главное место в педагогике
Ушинского, оно, по его мнению, должно быть
неразрывно связано с умственным и трудовым
воспитанием детей.
Важнейшим средством нравственного
воспитания Ушинский считал обучение.
Он утверждал необходимость теснейших
связей между воспитанием и обучением,
доказывал важнейшее значение воспитывающего
обучения. Все учебные предметы обладают,
утверждал он, богатейшими воспитательными
возможностями, и все, кто причастен к
делу воспитания, должны помнить об этом
при всех своих действиях, во всех непосредственных
отношениях с учащимися, воспитанниками.
Одни из средств нравственного воспитания Ушинский
считал убеждение, при этом он предостерегал
от назойливых наставлений и уговариваний,
которые часто не доходят до сознания
детей.
К.Д. Ушинский придавал важное
значение формированию у детей привычек.
Он установил важную закономерность в деле воспитания
привычек: чем моложе человек, тем скорее
в нем укоренятся привычка и тем скорее
искореняется, и чем старее привычки, тем
труднее их искоренить. Ушинский выдвинул
ряд ценных советов по воспитанию полезных
привычек у детей. Он говорил, что привычки
укореняются повторением какого-нибудь
действия; что нельзя торопиться при укоренении
привычек, ибо закреплять сразу много
привычек — значит заглушать один навык
другим; что следует как можно чаще использовать
приобретенные ценные привычки. Ушинский
доказывал, что при формировании привычек
ничто так сильно не действует, как пример
взрослых, и что при этом вредна частая
перемена воспитателей.
Чтобы искоренить какую-нибудь
привычку, надо употреблять одновременно
два средства:
1) по возможности удалять всякий повод к
действиям, происходящим от вредной привычки;
2) в то же время направлять
деятельность детей в другую
сторону.
При искоренении дурной привычки
надо вникнуть, отчего она появилась, и
действовать против причины, а не против
ее последствий.
В деле воспитания детей дошкольного
возраста К.Д. Ушинский видное место отводил
природе – «одному из могущественных
агентов в воспитании человека». Природные
явления и предметы рано начинают занимать
ум ребенка. Общение детей с природой помогает развивать их умственные способности.
Наблюдение и изучение родной природы
способствует и развитию чувства патриотизма,
эстетическому воспитанию. С ранних лет
необходимо воспитывать у детей бережное
отношение к сохранению природной среды.
Эстетическое воспитание Ушинский ставил в прямую
связь с нравственным воспитанием детей
дошкольного возраста. Детскими чувствами
надо руководить, не насилуя их, указывал
он, надо заботиться о создании окружающей
обстановки, удовлетворяющей эстетическим
и педагогическим требованиям. «Украшайте,
— говорил Ушинский, — комнату дитяти красивыми
вещами, но только красота которых доступна
ребенку».
Ушинский высоко оценивал значение
хорошего пения как одного из средств
эстетического воспитания детей, в то
же время освежающего их жизнь, помогающего объединить
их в дружный коллектив.
Ценным занятием с точки зрения
эстетического воспитания и общего умственного
развития детей считал он и рисование.
Эстетически воспитывают детей,
прививают им любовь к родине также произведения
народного и литературного творчества.
Простые по изложению, доступные для понимания,
художественные рассказы, стихи, статьи,
данные К.Д.Ушинским в «Родном слове»,
служили для миллионов русских детей ценным
средством умственного, нравственного
и эстетического воспитания.
2.4 О семейном воспитании
Для большинства населения
страны Ушинский наиболее естественной
средой воспитания и обучения дошкольников
все же считал семью. В ней дети получают
первые впечатления, приобретают элементарные
знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную
роль в развитии и воспитании личности
ребенка играют родители и воспитатели,
пример их жизни и поведения. «Одна из
первейших обязанностей всякого гражданина
и отца семейства, — писал Ушинский, — приготовить
из своих детей полезных для общества
граждан; одно из священных прав человека,
рождающегося в мире, — право на правильное
и доброе воспитание».
Чтобы выполнить эту ответственную
обязанность и гражданский долг перед
обществом, родители должны проникнуться
стремлением сочетать свое частное благополучие
с общественной пользой. Они должны иметь
педагогические знания, для чего изучать
педагогическую литературу; сознательно
подходить к воспитательному делу, к выбору
воспитателей и учителей, определению
будущих путей жизни для своих детей.
Исключительно важную роль
в семейном воспитании и обучении дошкольного
и раннего школьного возраста Ушинский
отводил матери. Мать ближе стоит к детям,
проявляет непрестанные заботы о них со
дня рождения, лучше понимает их индивидуальные
особенности; если она не занята на работе
вне дома, то имеет больше возможностей
в процессе повседневной жизни влиять
на детей в желательном направлении.
Воспитательной деятельности
матери Ушинский придавал общественное
значение. Являясь воспитательницей своих
детей, она тем самым становится воспитательницей
народа. Из этого, говорил Ушинский, «вытекает
уже сама собой необходимость полного
всестороннего образования для женщины
уже, так сказать, не для одного семейного
обихода, но имея в виду высокую цель —
провести в жизнь народа результаты науки,
искусства и поэзии».
Ушинский хотел видеть в лице
матери не только воспитательницу, но
и учительницу своих детей. Учебное пособие
«Родное слово» (год I) и «Руководство
к преподаванию по «Родному слову»
он считал возможным использовать в семейном воспитании
и обучении детей до 8- 10-летнего возраста.
Заключение
Народное художественное творчество
— составная и неотъемлемая часть общей
духовной культуры народа. Выдающиеся
педагоги прошлого много внимания уделяли
изучению педагогических воззрений
народа и его педагогического опыта. Педагоги-классики
полагали, что народная педагогика обогащает
науку о воспитании, служит ее опорой и
основой.
Л. Н. Толстой первые в истории педагогики
уделил особое внимание проблеме воспитания
детей дошкольного возраста.
Источник