Роль музыкальных занятий в развитии ребенка
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №72»
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Роль музыкальных занятий
в развитии ребенка»
Подготовила музыкальный руководитель
Тумаева Татьяна Леонидовна
Свой доклад мне бы хотелось начать с высказывания В.Г. Белинского:
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать ее на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце; не перетолкуют их по-своему, но она наполнит гармоний их юные души».
Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни.
Ликует народ – это выливается в торжественные и радостные звуки: поет солдат в походе – песня придает особое задорное настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне – печальные звуки помогают выразить горе.
Музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной ,ребенок сосредотачивается, затихает. Но вот раздается веселая плясовая мелодия – и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения.
Ранняя эмоциональная реакция позволяет приобщать к музыке детей, начиная с младшего дошкольного возраста. На развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности ориентирует «Программа музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой. Она предусматривает:
• Слушание музыки
• Музыкальное ритмическое движение
• Пение
• Оркестр детских музыкальных инструментов
• Игра – драматизация
Психологи, педагоги, выдающиеся композиторы отмечают: для того, чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться ее слушать.
Слушание – один из трудных разделов музыкального воспитания дошкольников. Чтобы дети поняли содержание вокальной музыки, большое внимание уделяло выразительному чтению текста, показу иллюстраций. Инструментальную музыку понять сложнее. Здесь я использую игровые приемы. Например, после слушания песни «Дождик», Лобачева, рассказываю: «Дождик закапал тихо – тихо. А потом пошел побыстрее и начался сильный ливень, громко застучали капли. Но вот выглянуло солнышко и дождь стал тише… кап…кап совсем перестал. При повторном прослушивании использую игровой прием: при сильном дожде открываю зонтик, а когда дождь стихает, зонтик складываю. Спрашиваю: «Почему я закрыла зонтик?» Музыка кончилась, и дождик перестал капать» — отвечаю дети.
В старших группах задачи усложняются, но и здесь большое место отвожу наглядности, образному рассказу. Думаю, что навыки умения слушать музыку ,понимать и любить ее, сохранятся у детей на всю жизнь.
Одним из видов музыкальной деятельности детей является ритмические движения. На занятиях дети учатся непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами.
Детям младшего возраста свойственны подражательные действия, поэтому на занятиях желательно использовать разнообразные игрушки. Дети весело маршируют, подражая движениям любимой игрушки, хлопают в ладони, приседают, кружатся. С куклой или мишкой детям интересней разучивать упражнения. Ритмическая деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма ,что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения. И совсем не случайно ребята стали больше интересоваться выступлением танцевальных коллективов по телевидению.
Одним из важнейших и доступных видов музыкальной деятельности является пение.
Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладают с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Научись ребенка выразительному исполнению понятных и несложных для него песен основное требование «Программы музыкального воспитания». Программный репертуар – основа правильного обучения детей вокально – хоровым навыкам. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает хорошему звучанию и это воспринимается как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития.
Пример товарищей, радость исполнения активизирует робких, нерешительных. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
Игра на музыкальных инструментах доставляет огромную радость детям. Если учить детей систематически и последовательно, то в подготовительной группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах. Работа в оркестре формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам. Для многих ребят игра на инструментах помогает выразить свои чувства, настроение. Эта деятельность открывает перед детьми новый мир звуков.
И наконец, последний, пятый вид музыкальной деятельности музыкальная игра – драматизация. Этот вид деятельности – один из самых любимых и популярных у детей и взрослых. Здесь музыкальный руководитель становится режиссером, который должен объединить в спектакле различные виды детской деятельности.
Кроме того, существует замечательная традиция проведения праздников в детском саду. Праздничные утренники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго. Сценарии праздников включают в себя различные виды деятельности. Здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах. В нашем центре обязательно проводят для детей праздник осени, новогодний праздник, день «8-марта», лето к нам пришло, выпускной бал.
И, наконец, важнейшее средство развития самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкально-дидактические игры, они объединяют все виды музыкальной деятельности и основное их назначение в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соответствии звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Игры воспитывают чувства коллективизма, дружбы. Чем больше дети упражняются с дидактическим материалом, тем больше у них развивается мышление, привычка к самостоятельной умственной работе, что способствует подготовке ребят к школе.
Успех музыкального воспитания в дошкольном учреждении во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления музыкального материала, полученного в детском дошкольном учреждении.
Источник
Ольга Черенкова
Значение музыкальных занятий, их своеобразие
Музыка обладает особенным даром – она понятна и близка людям любой национальности. С рождения и на протяжении всей жизни она воздействует на человека и отражает переживания людей в разные моменты его жизни. Слушая колыбельную успокаивается плачущий ребенок, от мелодий прошлых лет на глаза наворачиваются слезы, от залихватской плясовой ноги сами просятся в пляс, марши заставляют отбивать ритм, пусть даже пальцами рук.
Музыка способна успокоить и утешить людей, снять психическое напряжение, помочь, расслабиться, преодолеть стрессы, становится одним из источников здоровья человека и профилактическим средством лечения психических болезней. Большинство людей испытывает потребность слушать музыку, любят ее, она присутствует в их жизни.
Музыкальные произведения отражают страницы истории и объединяют людей в едином переживании, они словно средство общения между ними. Она сопровождает человека всю жизнь.
Еще до рождения можно и нужно приобщать детей к музыке, сделать её активным помощником эстетического воспитания. Музыке отводится особая роль в воспитании ребенка.
Ребенок выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. То есть, если музыка положительно влияет на ребенка уже в первые годы его жизни, то просто необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия.
Ведь музыка дает большие возможности для общения взрослого и ребенка, она является основой для эмоционального контакта между ними. Ребенок с раннего детства узнает знакомые мелодии и различает высоту и силу звуков (высокий — низкий, громкий — тихий, может двигаться согласно характеру музыки, умеет выполнять простые движения: притопывает ногой, хлопает в ладоши, поворачивает кистями рук
Данные современных научных исследований свидетельствуют о том, что музыкальное воспитание нужно начинать в дошкольном возрасте. Если в детстве у ребенка не будет музыки, то восполнить отсутствие полноценных музыкальных впечатлений впоследствии проблематично.
С этим искусством дети соприкасаются с рождения, в детском саду они получают уже целенаправленное музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка с самого раннего возраста.
Дошкольный возраст наиболее оптимален для приобщения ребенка к миру прекрасного. Поэтому очень важно чтобы воспитатель был всесторонне развит и приобщен к миру музыкального искусства. Как и любое другое искусство, музыка способна воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям. Важно не только понимать и любить музыку, научиться выразительно, стройно петь в хоре, ритмично двигаться и в меру своих возможностей играть на инструменте. Самое главное — уметь применить свой музыкальный опыт в воспитании детей.
Музыкальные занятия — это основная форма музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении. На музыкальных занятиях дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально-ритмическим движениям, игре на музыкальных инструментах. Музыкальные занятия способствуют развитию музыкальности ребенка, формированию его личности.
Музыкальное занятие является самым сложным по своему построению в детском саду, поскольку чередование различных видов музыкальной деятельности требует от детей внимания, сосредоточенности, волевых усилий.
Музыка это средство эстетического воспитания, которое направлено на развитие способностей дошкольников воспринимать, чувствовать и понимать прекрасное, замечать хорошее и плохое, творчески самостоятельно действовать, приобщаясь тем самым к различным видам художественной деятельности.
Музыкальные занятия объединяют детей совместными действиями, радостными, эстетическими переживаниями, учат культуре поведения, способствуют проявлению умственных усилий, инициативы, творчества. Занятия музыкой способствуют общему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволят детям в доступных формах откликнуться на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.
И в повседневной жизни детского сада также происходит влияние музыки на дошкольников. Важно использовать музыкальные произведения в часы приема детей, досугов, на прогулке, на занятиях, перед сном и после сна. Музыка обогащает детей новыми впечатлениями, что способствует развитию самостоятельной творческой инициативы.
Жизнь детей в группе нужно так организовать, чтобы она стала ярче, разнообразнее. Чтобы знания, полученные детьми в процессе обучения на музыкальных занятиях каждый ребенок мог применить самостоятельно. С этой целью воспитателю необходимо заранее продумать возможные варианты использования музыки в повседневной жизни детей, добиваясь естественного её включения в детскую деятельность.
Если утреннюю гимнастику или физкультурные занятия сопровождает музыка, то качество выполняемых ими упражнений значительно повышается, лучше организуется коллектив.
Доказано наукой, что звучание музыкальных произведений влияет на работоспособность сердечно сосудистой, мышечной, дыхательной систем организма. Если выполнять упражнения с музыкальным сопровождением улучшается легочная вентиляция, увеличивается амплитуда дыхательных движений. Ребенок и здесь учиться воспринимать музыку, двигаться в соответствии с её характером, средствами выразительности.
При знакомстве детей с русскими народными сказками, воспитатель может сопровождать свой рассказ исполнением небольших песенок героев сказок. Сказка воспринимается детьми быстрее и интереснее, если при её пересказе будут использоваться музыкальные произведения, детские музыкальные инструменты. Это позволит детям понять характер героев, особенности персонажей сказок.
Музыка также обогащает детские впечатления. Например, дети старшей группы рисуют осенний пейзаж, как падают медленно, кружась осенние листочки. И включив детям музыкальное произведение «Осенняя песня» П. Чайковского, или любую другую, педагог создает определенный настрой на работу.
Дети очень любят слушать музыку не только во время музыкальных занятий. С большим удовольствием они будут слушать песни из знакомых мультфильмов, музыкальные композиции в современном исполнении.
В часы досуга дети любят устраивать импровизированные «танцы», они поют вместе воспитателем знакомые песни. В свободное время, дети часто играют в «концерт», «музыкальные занятия«, «день рождения», они могут вспомнить и спеть уже известные музыкальные произведения, танцы, хороводы, импровизируют, сочиняют собственные песенки, пытаясь играть на разных музыкальных инструментах.
Если использовать музыку и во время прогулок детей, то она и здесь окажет свое воспитательное влияние и будет стимулировать их активность, самостоятельность, создаст хорошее настроение.
Обычно лето наиболее подходящее время года для музыкальных проявлений детей на прогулках, когда на участках организуются интересные игры. Дети могут самостоятельно или вместе с воспитателем водить хороводы. Очень нравятся детям подвижные игры с пением («У медведя во бору», «Теремок»). Успех всей этой работы во многом зависит от воспитателя, от установления тесного контакта в работе воспитателя и музыкального руководителя.
Проводимые развлечения в детском саду также обогащают жизнь ребенка. Исполнение песен, праздничных хороводов, плясок объединяет всех в едином порыве. Даже когда выступает небольшая группа, остальные дети радуются успехам своих товарищей.
Развлечения в детском саду могут быть разнообразны по своей тематике и организации. Это и концерты, спектакли, игры соревнования, викторины, карнавальные театрализованные представления. Таким образом, развлечения это весьма интересная, воспитывающая форма организации музыкальной деятельности, поскольку вызывают у ребят желание самостоятельно и творчески себя проявить, создают веселье, радость,. Так же организуются поздравления детей с днём рождения. Всё это не только развивает музыкальные способности детей, но и приучает их заботится друг о друге.
Приветствуется и использование музыкально дидактических игр, которые развивают музыкальных слух, творческие способности ребенка, помогают в игровой форме усвоить элементы нотной грамоты. Например, музыкально дидактическая игра «Песня, танец, марш», где дети должны определять жанр музыкального произведения с помощью картинок символов. Дети с восторгом слушают бодрую, веселую, подвижную, энергическую музыку, четко и ритмично ходят под неё.
Хорошо играть на различение характера танцевальной музыки. Слушая музыку, дети определяют, что это – полька, вальс или русская плясовая.
Характер музыки иногда можно понять по движениям под неё. Двигаясь под музыку, дети могут проверить, правильно ли они назвали танец, подходят ли их движения к данной музыке.
Музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребёнка. Важно уже в раннем возрасте дать детям яркие музыкальные впечатления, побудить сопереживать музыке. Таким образом, музыкальная деятельность создаёт необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребёнка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Музыкальные занятия играют развивают выдержку, волю, внимание, память, воспитывают чувство коллективизма, что способствует подготовке к обучению в школе.
Источник
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9»
Изобильненского городского округа Ставропольского края
(МКДОУ «Детский сад №9» ИГОСК)
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Роль музыкальных занятий
в развитии ребенка»
Подготовила музыкальный руководитель
Рябиченко Екатерина Геннадьевна
Свой доклад мне бы хотелось начать с высказывания В.Г. Белинского:
«Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать ее на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой детский язык ее не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердце; не перетолкуют их по-своему, но она наполнит гармоний их юные души».
Чем объяснить огромную силу воздействия музыки на духовный мир человека? Прежде всего, ее удивительной возможностью отображать переживания людей в разные моменты жизни.
Ликует народ – это выливается в торжественные и радостные звуки: поет солдат в походе – песня придает особое задорное настроение, организует шаг; мать скорбит о погибшем сыне – печальные звуки помогают выразить горе.
Музыка воздействует на человека с самых первых дней его жизни. Услышав нежный напев колыбельной ,ребенок сосредотачивается, затихает. Но вот раздается веселая плясовая мелодия – и сразу меняется выражение детского лица, оживляются движения.
Ранняя эмоциональная реакция позволяет приобщать к музыке детей, начиная с младшего дошкольного возраста. На развитие творчества детей во всех видах музыкальной деятельности ориентирует «Программа музыкального воспитания в детском саду» под редакцией Васильевой.
Она предусматривает:
• Слушание музыки
• Музыкальное ритмическое движение
• Пение
• Оркестр детских музыкальных инструментов
• Игра – драматизация Психологи, педагоги, выдающиеся композиторы отмечают: для того, чтобы полюбить музыку, надо, прежде всего, научиться ее слушать.
Слушание – один из трудных разделов музыкального воспитания дошкольников. Чтобы дети поняли содержание вокальной музыки, большое внимание уделяло выразительному чтению текста, показу иллюстраций. Инструментальную музыку понять сложнее. Здесь я использую игровые приемы. Например, после слушания песни «Дождик», Лобачева, рассказываю: «Дождик закапал тихо – тихо. А потом пошел побыстрее и начался сильный ливень, громко застучали капли. Но вот выглянуло солнышко и дождь стал тише… кап…кап совсем перестал. При повторном прослушивании использую игровой прием: при сильном дожде открываю зонтик, а когда дождь стихает, зонтик складываю. Спрашиваю: «Почему я закрыла зонтик?» Музыка кончилась, и дождик перестал капать» — отвечаю дети.
В старших группах задачи усложняются, но и здесь большое место отвожу наглядности, образному рассказу. Думаю, что навыки умения слушать музыку ,понимать и любить ее, сохранятся у детей на всю жизнь.
Одним из видов музыкальной деятельности детей является ритмические движения. На занятиях дети учатся непринужденно двигаться в соответствии с музыкальными образами.
Детям младшего возраста свойственны подражательные действия, поэтому на занятиях желательно использовать разнообразные игрушки. Дети весело маршируют, подражая движениям любимой игрушки, хлопают в ладони, приседают, кружатся. С куклой или мишкой детям интересней разучивать упражнения. Ритмическая деятельность старших дошкольников отличается активным восприятием музыки, хорошим чувством ритма ,что позволяет им достаточно выразительно выполнять движения.
И совсем не случайно ребята стали больше интересоваться выступлением танцевальных коллективов по телевидению.
Одним из важнейших и доступных видов музыкальной деятельности является пение.
Голос ребенка – естественный инструмент, которым он обладают с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг. Научись ребенка выразительному исполнению понятных и несложных для него песен основное требование «Программы музыкального воспитания». Программный репертуар – основа правильного обучения детей вокально – хоровым навыкам. Пение требует от участников единых усилий. Поющий неточно мешает хорошему звучанию и это воспринимается как неудача. Общие переживания создают благотворную почву для индивидуального развития.
Пример товарищей, радость исполнения активизирует робких, нерешительных. Пение развивает голосовой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь. Правильная поза поющих регулирует и углубляет дыхание.
Игра на музыкальных инструментах доставляет огромную радость детям. Если учить детей систематически и последовательно, то в подготовительной группе все дети смогут играть на разных музыкальных инструментах. Работа в оркестре формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам. Для многих ребят игра на инструментах помогает выразить свои чувства, настроение. Эта деятельность открывает перед детьми новый мир звуков.
И наконец, последний, пятый вид музыкальной деятельности музыкальная игра – драматизация. Этот вид деятельности – один из самых любимых и популярных у детей и взрослых. Здесь музыкальный руководитель становится режиссером, который должен объединить в спектакле различные виды детской деятельности.
Кроме того, существует замечательная традиция проведения праздников в детском саду. Праздничные утренники – это радостное, волнующее событие для каждого малыша, которое сохраняется надолго. Сценарии праздников включают в себя различные виды деятельности. Здесь дети поют, танцуют, читают стихи, играют на музыкальных инструментах. В нашем центре обязательно проводят для детей праздник осени, новогодний праздник, день «8-марта», лето к нам пришло, выпускной бал.
И, наконец, важнейшее средство развития самостоятельной музыкальной деятельности являются музыкально-дидактические игры, они объединяют все виды музыкальной деятельности и основное их назначение в доступной игровой форме помочь детям разобраться в соответствии звуков по высоте, развивать у них чувство ритма, тембровый и динамический слух. Игры воспитывают чувства коллективизма, дружбы. Чем больше дети упражняются с дидактическим материалом, тем больше у них развивается мышление, привычка к самостоятельной умственной работе, что способствует подготовке ребят к школе.
Успех музыкального воспитания в дошкольном учреждении во многом зависит от постановки воспитания в семье. В семье завершается процесс закрепления музыкального материала, полученного в детском дошкольном учреждении.
Источник