Роль матери в развитии и социализации ребенка

Роль матери в развитии и социализации ребенка thumbnail

Нравственные основы семейной жизни: Хрестоматия для учителя 10 класс;[авт-сост. Моисеев Д.А., монахиня Нина (Крыгина)]. — Екатеринбург: Издательство Екатеринбургской Епархии, 2010. — 304 с.

Стр. 224-229

Отрывок из главы 5. Молодые родители. Тема 5.1. Семья в ожидании ребенка. Отцовство и материнство

Т.В. Андреева

Роль матери в социализации детей

Влияние матери задолго до рождения ребенка на его дальнейшее развитие известно с древнейших времен у разных народов. Важны взаимоотношения в семье в это время, отношение к зачатию (зародившейся жизни), к отцу ребенка, к самой беременности. Имеет значение настрой матери в период вынашивания — относится ли она к беременности как к болезни или как к нормальному состоянию, ведет ли замкнутый или активный образ жизни, думает о ребенке с любовью или пытается игнорировать беременность.

Отмечается негативное влияние стресса матери во время беременности, причем организм девочки более разнообразно (дисфункционально) отвечает на стресс матери. В количественном выражении влияние стресса при беременности матери преобладает у мальчиков, если прежде всего принимать во внимание последующие отклонения в их развитии (Захаров А.И., с. 176).

Достаточно хорошо исследован период младенчества. Наибольшее внимание исследователи уделяют оценке надежности связи младенец-мать, отзывчивости матери и ее влияния на младенца, синхронности отношений младенца со взрослыми, а также сравнению исключительной привязанности со множественными привязанностями.

В Соединенных Штатах и многих странах Западной Европы специалисты в области детского развития считают, что первичные отношения с одним человеком — обычно с матерью — являются идеальными для полноценного развития младенца. Такие отношения отличаются чуткостью, играми и интерактивным диалогом. Но во многих странах мира они вовсе не считаются нормой. В некоторых обществах младенцы могут находиться в тесном физическом контакте с заботящимся о них человеком, например их носят за спиной или они спят вместе с родителями или другим взрослым, но лицом к лицу с ним младенцы оказываются редко. Кроме того, ранние отношения младенца с одним человеком могут заменяться множеством других отношений. О младенце заботятся бабушки, тети, отцы, братья и сестры, соседи. Насколько непротиворечивы эти отношения, настолько здоровыми и уверенными в себе вырастают дети. Таким образом, хотя качество отношений, безусловно, важно, конечная цель может достигаться с помощью различных семейных и культурных моделей (Крайг, с. 313).

Начиная с середины 1960-х годов психологи, описывая первые отношения младенца с заботящимися о нем людьми, пользуются термином «привязанность», подразумевающим отношения, характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями (там же, с. 300-301). Чтобы оценить степень привязанности ребенка к тому, кто о нем заботится, чаще всего используется тест «Незнакомая ситуация», разработанный Мэри Эйнсворт (Ainsworth М., 1973). Тест Эйнсворт напоминает собой мини-спектакль, цель которого — дать оценку качеству привязанности мать — ребенок. Используется незнакомая игровая комната со множеством игрушек, действующими лицами являются мать, ее годовалый ребенок и незнакомец. Мать в эксперименте дважды выходит из комнаты, то оставляя (на 3 минуты) ребенка с незнакомцем, то совсем одного. 0 поведении ребенка судят по его реакции на уход и возвращение матери.

У большинства со стойкой привязанностью к матери были с ней теплые и нежные взаимоотношения в течение 12 месяцев, предшествовавших тесту. Последующие исследования показали, что такие дети более любознательны, социальны, независимы и компетентны, чем их ровесники в возрасте 2, 3, 4 и 5 лет (Mattas, Arend, Srouf, 1978, Srouf, Fox, Paneake, 1983; Waters, Wippman, Srouf, 1979).

<…>

Нарушения эмоциональных связей могут быть вызваны плохим обращением с ребенком. Если ребенок с младенческих лет подвергается жестокому обращению, то он лишается тех воспитательных отношений, на которые рассчитывает, что может оказать разрушительное воздействие на всю его жизнь. Исследования показали, что у начавших ходить детей, подвергающихся физическому насилию и не развивающих надежных привязанностей, возникают искажения и задержки в развитии чувства «Я» и овладении языком, процессах, идущих согласованно. Если младенцам удается прочно привязаться к кому-то в течение 1-го года жизни, плохое обращение в течение 2-го года приносит им меньший вред (Beeghly, Cicchetti, 1994).

Другие исследования указывают на потенциально опасное сочетание двух факторов: 1) халатного или непостоянного выполнения материнских функций и 2) биологической (или, говоря иначе, обусловленной темпераментом) уязвимости младенца. Это сочетание может привести к ненадежной амбивалентной привязанности ребенка, который будет испытывать сильные страдания, вспышки гнева, а впоследствии и трудности при социальной адаптации (Cassidy, Berlin, 1994).

Отрицательно влияет и навязываемый, «вмешивающийся» уход матери, которая не учитывает желаний малыша и мешает ему проявлять собственную активность. Когда стиль взаимодействия матери с ее 6-месячным младенцем отличается навязыванием собственной воли, ребенок может демонстрировать низкий уровень учебных, социальных, эмоциональных и поведенческих навыков в 1-м и 2-м классах школы (Egelund, Pianta, O’Brien, 1993, с. 320).

Все эти исследования, возможно, под влиянием психоаналитической традиции связывают условия раннего детства и успешность учебы в начальных классах школы напрямую, то есть здесь соотнесение «влияние матери в младенчестве — ичсразу успешность или неуспешность в младшем школьном возрасте». В то же время определенный глубинный стиль отношения матери к ребенку, если он был в период младенчества, никуда не исчезает и в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Вероятно, тот же стиль навязывания своего, либо отсутствие отзывчивости к нуждам ребенка продолжает существовать в отношениях матери и ребенка и после младенчества — в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте и в юности, меняются лишь его внешние проявления.

Прямую пропорциональность взаимосвязи между влиянием матери во младенчестве и успешностью учебы ребенка 7-8 лет нарушают также взаимодействия ребенка с другими близкими родственниками — прародителями, братьями и сестрами, иногда сиблингами родителей и т.д.

Согласно А. Адлеру, в идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку — любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству. Социальный интерес Адлер рассматривал как барометр психического здоровья личности, а его неразвитость считал причиной неврозов.

Читайте также:  Диагностика психического развития ребенка младенческий и ранний возраст

В России подробным изучением вопроса о влиянии негативных аспектов материнского воспитания занимался А.И. Захаров. Он выделяет следующие неблагоприятные моменты в личности матери и во взаимодействии с ребенком:
— негибкий и гиперсоциализированный стереотип отношений (навязанного им их матерями в детстве);
— стремление доминировать в семье и воспитании;
— установка на строгую дисциплину в отношениях с детьми, недоучет их индивидуальности;
— образование сверхценных идей о возможности несчастья с ними, завышенная опека;
— отрицание спонтанной детской активности, редкая ласка и улыбки в отношениях с детьми;
— контроль каждого шага, ранняя социализация, обучение навыкам должного, во всем регламентированного поведения;
— излишняя дистанция в отношениях с детьми.

Все эти черты подмечены им у матерей детей с невротическими расстройствами.

Наконец, согласно А. Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства (по существу на социализацию детей) оказывают отношения между матерью и отцом. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, потому что чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают объединяться с одним из родителей против другого. В этой игре, в конце концов, проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви (цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д., 1997).

Андреева Т.В. Семейная психология: учеб. пособие.
СПб.: Речь, 2005. С. 170-177.

Источник

29 апреля 2011 20:45

Социализация детей и роль матери в данном процессе

Роль матери в развитии и социализации ребенкаРоль матери в развитии и социализации ребенкаРоль матери в развитии и социализации ребенкаРоль матери в развитии и социализации ребенкаРоль матери в развитии и социализации ребенка

            Влияние матери на ребенка начинается еще задолго до его рождения. В данном случае на развитии ребенка после его рождения сказываются такие факторы, как взаимоотношения в семье во время беременности женщины, отношение родителей к зачаетию, отношение матери к отцу ребенка, самой беременности. Также большое значение имеет настроение и эмоциональное состояние матери во время вынашивания, образ жизни, который она ведет. Все это довольно сильно сказывается в дальнейшем на развитии ребенка и его социализации в обществе – будет ли он агрессивным или приветливым с окружающими, замкнутым или общительным и т.д.

            Негативное влияние стресса матери сказывается во время беременности на плоде любого пола. Организм девочки отвечает на стресс более дисфункционально (разнообразно), в то время как в количественном соотношении сильному влиянию стресса подвержены мальчики.

            Что касается младенческого возраста, то на первых порах идеальными для ребенка являются отношения только с одним человеком – как правило, матерью. Отношения должны отличаться играми, чуткостью и интерактивным диалогом. При этом тесный физический контакт младенца с матерью (к примеру, ношение его за спиной), замена общения с матерью отношениями с другими людьми (бабушками, дедушками, отцом, сестрами и братьями) оказывают негативное воздействие на развитие ребенка. Насколько непротиворечивыми и полными будут отношения младенца с матерью, настолько здоровым и уверенным в себе он вырастет.

            Согласно исследованиям, у годовалых детей, которые всю свою жизнь имели нежные и теплые взаимоотношения с матерью, были привязаны к ней, отмечен боле высокий уровень любознательности и социализации. Такие дети проявляют больший интерес к миру и окружающим людям, более компетентны, чем их ровесники. Дети, у которых отсутствует привязанность к матери, в будущем обязательно становятся сильно зависимыми от разных авторитетных фигур, не умеют отстаивать собственное мнение, неуверенны в себе. Кроме того, дети, которых любят и согревают теплом, гораздо быстрее и лучше развиваются.

            Очень серьезную роль в социализации ребенка играет плохое обращение в младенчестве и на протяжении первых лет жизни. Ребенок, который с младенчества подвергался жестокому обращению, чувствует разрушительное воздействие такого обращения на протяжении всей жизни. Согласно исследованиям ученых, дети, которые начали ходить и подвергаются физическому насилию, отмечены искажением и задержками в развитии собственного «Я», плохо овладевают языком, более медленно развиваются.

            В связи со всеми вышеперечисленными факторами, ученые проводят тесную взаимосвязь между условиями раннего детства ребенка и успешностью учебы в младших классах. При этом если отношения с матерью стабильные и теплые, то влияние сказывается и на успешности в средних, старших классах, на всей дальнейшей жизни человека.

            Огромное влияние на социализацию ребенка оказывают отношения между отцом и матерью. Когда жена не оказывает внимание мужу, а отдает его детям, она чрезмерной опекой гасит их социальный интерес. Открыто критикующий жену муж вызывает потерю ребенком уважения к обоим родителям. Разлад между родителями оказывает на ребенка также негативное воздействие и лишает возможности нормально общаться одновременно с мамой и папой.

Обратите внимание: комментарии оставленные посетителем не зарегистрированным на сайте будут размещены
после проверки модератором. Комментарии зарегистрированных посетителей размещаются на сайте сразу.

Вместе с этой статьей читают

Роль матери в развитии и социализации ребенка

14 августа 2017 08:17

О чем нужно читать родителям
Роль матери в развитии и социализации ребенка

Воспитание – дело сложное. А вот благодарное или нет – зависит непосредственно от понимания некоторых важнейших моментов родителями. Педагогическое образование, специальные родительские курсы, конечно же, помогут, но и это не является достаточным. Повышать свою родительскую квалификацию, как и любую другую, нужно постоянно. И здесь на подмогу придут книги.

Роль матери в развитии и социализации ребенка

20 июня 2017 13:51

Высшее образование: психолог
Роль матери в развитии и социализации ребенка

В течение последнего года произошли некоторые изменения в сфере образования. Часть из них связана с введением закона, предписывающего защищать детей от вредной информации; другая – с усилением внимания к людям с ОВЗ. Кроме того, высказывания главы Минобра о необходимости усиления роли психолога в образовательных учреждениях, вызванные рядом факторов: нашумевшими на всю страну «группами смерти», играми детей «Беги или умри», «Спрячься на 24часа», прогнозируют рост популярности и востребованности профессии психолога.

Роль матери в развитии и социализации ребенка

13 июня 2017 08:08

Высшее юридическое образование
Роль матери в развитии и социализации ребенка

Профессия юриста всегда была престижной, востребованной и актуальной. В современное время правовая поддержка необходима как обычным людям, так и крупнейшим компаниям. Рассмотрим привлекательность юридического образования и определим лучшие вузы в данном направлении подготовки.

Роль матери в развитии и социализации ребенка

29 мая 2017 07:00

Школа позади: как выбрать колледж?
Роль матери в развитии и социализации ребенка

Перед родителями старшеклассников уже достаточно остро стоит вопрос выбора учебного заведения для детей. Многие предпочитают среднее специальное образование высшему – меньше времени понадобится студентам на то, чтобы овладеть профессией и начать строить карьеру. Как выбрать подходящий колледж среди множества сегодняшних предложений?

Роль матери в развитии и социализации ребенка

22 мая 2017 08:03

Федеральные университеты России
Роль матери в развитии и социализации ребенка

Основной целью формирования федеральных университетов является целенаправленное развитие системы ВПО путем оптимизации регионального образования и создания устойчивых связей высшего образования с экономикой федеральных округов.

Роль матери в развитии и социализации ребенка

15 мая 2017 08:00

Вузы с военной кафедрой
Роль матери в развитии и социализации ребенка

Молодым людям часто советуют поступать не в простой вуз, а в вуз с военной кафедрой. Это позволит избежать призыва в армию в качестве простого солдата. Рассмотрим, что собой представляет военная кафедра, кто может там учиться, и определим, чем она отличается от Учебных военных центров.

Роль матери в развитии и социализации ребенка

12 мая 2017 17:07

Отсрочка от армии по учебе в 2017г.
Роль матери в развитии и социализации ребенка

В период весеннего/осеннего призывов очень актуальной становится проблема получения отсрочки. Все знают, что ее дают, но не всегда четко понимают, кому, при каких условиях она положена с позиций законодательства. В данной статье мы рассмотрим основные аспекты предоставления  отсрочки с учетом изменений 2017г.

Роль матери в развитии и социализации ребенка

11 мая 2017 18:27

Высшее образование дистанционно
Роль матери в развитии и социализации ребенка

Экспертами прогнозируется радикальное изменение ситуации в образовании. Это связано с возросшим интересом к дистанционному образованию и откликом вузов на этот интерес. Большую роль сыграло «узаконивание» дистанционной формы обучения. В статье мы рассмотрим  преимущества и специфику такого образования, укажем, на чем акцентировать внимание при выборе дистанционного обучения.

Источник

Влияние матери задолго до рождения ребенка на его дальнейшее развитие известно с древнейших времен у разных народов. Важны взаимоотношения в семье в это время, отношение к зачатию (зародившейся жизни), к отцу ребенка, к самой беременности. Имеет значение настрой матери в период вынашивания – относится ли она к беременности как к болезни или как к нормальному состоянию, ведет ли замкнутый или активный образ жизни, думает о ребенке с любовью или пытается игнорировать беременность.

Отмечается негативное влияние стресса матери во время беременности, причем организм девочки более разнообразно (дисфункционально) отвечает на стресс матери. В количественном выражении влияние стресса при беременности матери преобладает у мальчиков, если прежде всего принимать во внимание последующие отклонения в их развитии (Захаров А.И., с. 176).

Достаточно хорошо исследован период младенчества. Наибольшее внимание исследователи уделяют оценке надежности связи младенец-мать, отзывчивости матери и ее влияния на младенца, синхронности отношений младенца со взрослыми, а также сравнению исключительной привязанности со множественными привязанностями.

В Соединенных Штатах и многих странах Западной Европы специалисты в области детского развития считают, что первичные отношений с одним человеком – обычно с матерью – являются идеальными для полноценного развития младенца. Такие отношения отличаются чуткостью, играми и интерактивным диалогом. Но во многих странах мира они вовсе не считаются нормой. В некоторых обществах младенцы могут находиться в тесном физическом контакте с заботящимся о них человеком, например их носят за спиной или они спят вместе с родителями или другим взрослым, но лицом к лицу с ним младенцы оказываются редко. Кроме того, ранние отношения младенца с одним человеком могут заменяться множеством других отношений. О младенце заботятся бабушки, тети, отцы, братья и сестры, соседи. Насколько непротиворечивы эти отношения, настолько здоровыми и уверенными в себе вырастают дети. Таким образом, хотя качество отношений, безусловно, важно, конечная цель может достигаться с помощью различных семейных и культурных моделей (Крайг, с. 313).

Начиная с середины 1960-х годов психологи, описывая первые отношения младенца с заботящимися о нем людьми, пользуются термином «привязанность», подразумевающим отношения, характеризующиеся сильной взаимозависимостью, интенсивными обоюдными чувствами и жизненно важными эмоциональными связями (там же, с. 300-301).

Чтобы оценить степень привязанности ребенка к тому, кто о нем заботится, чаще всего используется тест «Незнакомая ситуация», разработанный Мэри Эйнсворт (Ainsworth M., 1973). Тест Эйнсворт напоминает собой мини-спектакль, цель которого — дать оценку качеству привязанности мать—ребенок. Используется незнакомая игровая комната со множеством игрушек, действующими лицами являются мать, ее годовалый ребенок и незнакомец. Мать в эксперименте дважды выходит из комнаты, то оставляя (на 3 минуты) ребенка с незнакомцем, то совсем одного. О поведении ребенка судят по его реакции на уход и возвращение матери.

У большинства со стойкой привязанностью к матери были с ней теплые и нежные взаимоотношения в течение 12 месяцев, предшествовавших тесту. Последующие исследования показали, что такие дети более любознательны, социальны, независимы и компетентны, чем их ровесники в возрасте 2, 3, 4 и 5 лет (Mattas, Arend, Srouf, 1978, Srouf, Fox, Paneake, 1983; Waters, Wippman, Srouf, 1979).

Эйнсворт обнаружила, что около 32% детей отличались ненадежной привязанностью и что эта ослабленная привязанность принимала две формы: избегания матери по ее возвращении и амбивалентность поведения младенца. Такие ненадежно привязанные дети со временем были склонны становиться зависимыми от различных авторитетных фигур.

Наблюдения над тремя группами детей (со стойкой привязанностью, избегающих и амбивалентных) Сроуфа и его коллег показало значительные различия в их поведении, познавательном развитии и общении со сверстниками. Так, дети со стойкой привязанностью уже в 18 месяцев проявляли больше энтузиазма, упорства и готовности к совместной деятельности, в 2 года – более умелого обращения с игрушками и общения со сверстниками, больше фантазии в символических играх. Различия сохранялись и в пятилетнем возрасте (Arend, Gore, Srouf, 1979). Позже, в начальной школе, дети, которые были отнесены к группе со стойкой привязанностью в первой половине 2-го года жизни, демонстрировали больше настойчивости в учебе, проявляли большее стремление к овладению новыми навыками и более эффективно общались со взрослыми и сверстниками (Breterton, Waters, 1985).

Многочисленные исследования связывают успешное психосоциальное развитие ребенка с отзывчивостью его матери. Эйнсворт во время исследования детей в Уганде выяснила, что у малышей, обнаруживающих в своем поведении сильнейшую привязанность, были очень чуткие матери, быстро реагирующие на запросы ребенка (Ainswort M., 1967). Матери годовалых детей со стойкой привязанностью более чутко реагировали на их крики, были более ласковыми и нежными, менее скованными при тесных физических контактах и лучше (чем матери младенцев с ослабленной привязанностью) синхронизировали график кормления и игры с собственным ритмом жизни малыша (Ainswort et al., 1978). Другие исследователи также подтвердили, что матери таких детей более чутко реагируют на их физические потребности, на их сигналы о том, что им плохо, и на их попытки установить связь с помощью лицевой экспрессии и вокализаций (Bornstein, 1989).

На самом деле можно сказать, что ребенок отвечает на истинную любовь и заботу матери ответной любовью. При этом дети, которых любят, лучше развиваются.

Нарушения эмоциональных связей могут быть вызваны плохим обращением с ребенком. Если ребенок с младенческих лет подвергается жестокому обращению, то он лишается тех воспитательных отношений, на которые рассчитывает, что может оказать разрушительное воздействие на всю его жизнь. Исследования показали, что у начавших ходить детей, подвергающихся физическому насилию и не развивающих надежных привязанностей, возникают искажения и задержки в развитии чувства «Я» и овладении языком, процессах, идущих согласованно. Если младенцам удается прочно привязаться к кому-то в течение 1-го года жизни, плохое обращение в течение 2-го года приносит им меньший вред (Beeghly, Cicchetti, 1994).

Другие исследования указывают на потенциально опасное сочетание двух факторов: 1) халатного или непостоянного выполнения материнских функций и 2) биологической (или, говоря иначе, обусловленной темпераментом) уязвимости младенца. Это сочетание может привести к ненадежной амбивалентной привязанности ребенка, который будет испытывать сильные страдания, вспышки гнева, а впоследствии и трудности при социальной адаптации (Cassidy, Berlin, 1994).

Отрицательно влияет и навязываемый, «вмешивающийся» уход матери, которая не учитывает желаний малыша и мешает ему проявлять собственную активность. Когда стиль взаимодействия матери с ее 6-месячным младенцем отличается навязыванием собственной воли, ребенок может демонстрировать низкий уровень учебных, социальных, эмоциональных и поведенческих навыков в 1-м и 2-м классах школы (Egelund, Pianta, O’Brien, 1993, с. 320).

Все эти исследования, возможно, под влиянием психоаналитической традиции связывают условия раннего детства и успешность учебы в начальных классах школы напрямую, то есть здесь соотнесение «влияние матери в младенчестве – и сразу успешность или неуспешность в младшем школьном возрасте». В то же время определенный глубинный стиль отношения матери к ребенку, если он был в период младенчества, никуда не исчезает и в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте. Вероятно, тот же стиль навязывания своего, либо отсутствие отзывчивости к нуждам ребенка продолжает существовать в отношениях матери и ребенка и после младенчества — в дошкольном, младшем школьном, подростковом возрасте и в юности, меняются лишь его внешние проявления.

Прямую пропорциональность взаимосвязи между влиянием матери во младенчестве и успешностью учебы ребенка 7-8 лет нарушают также взаимодействия ребенка с другими близкими родственниками – прародителями, братьями и сестрами, иногда сиблингами родителей и т.д.

Согласно А. Адлеру, в идеале мать проявляет истинную любовь к своему ребенку – любовь, сосредоточенную на его благополучии, а не на собственном материнском тщеславии. Эта здоровая любовь проистекает из настоящей заботы о людях и дает возможность матери воспитывать у своего ребенка социальный интерес. Ее нежность к мужу, к другим детям и людям в целом служит ролевой моделью для ребенка, который усваивает благодаря этому образцу широкого социального интереса, что в мире существуют и другие значимые люди, а не только члены семьи. Если же она предпочитает исключительно своего мужа, избегает детей и общества, ее дети будут чувствовать себя нежеланными и обманутыми, и потенциальные возможности проявления их социального интереса останутся нереализованными. Любое поведение, укрепляющее в детях чувство, что ими пренебрегают и не любят, приводит их к потере самостоятельности и неспособности к сотрудничеству. Социальный интерес Адлер рассматривал как барометр психического здоровья личности, а его неразвитость считал причиной неврозов.

В России подробным изучением вопроса о влиянии негативных аспектов материнского воспитания занимался А.И. Захаров. Он выделяет следующие неблагоприятные моменты в личности матери и во взаимодействии с ребенком:

  • негибкий и гиперсоциализированный стереотип отношений (навязанного им их матерями в детстве);
  • стремление доминировать в семье и воспитании;
  • установка на строгую дисциплину в отношениях с детьми, недоучет их индивидуальности;
  • образование сверхценных идей о возможности несчастья с ними, завышенная опека;
  • отрицание спонтанной детской активности, редкая ласка и улыбки в отношениях с детьми;
  • контроль каждого шага, ранняя социализация, обучение навыкам должного, во всем регламентированного поведения;
  • излишняя дистанция в отношениях с детьми.

Все эти черты подмечены им у матерей детей с невротическими расстройствами.

Наконец, согласно А. Адлеру, огромное влияние на развитие у ребенка социального чувства (по существу на социализацию детей) оказывают отношения между матерью и отцом. Так, в случае несчастливого брака у детей мало шансов для развития социального интереса. Если жена не оказывает эмоциональной поддержки мужу и свои чувства отдает исключительно детям, они страдают, потому что чрезмерная опека гасит социальный интерес. Если муж открыто критикует свою жену, дети теряют уважение к обоим родителям. Если между мужем и женой разлад, дети начинают объединяться с одним из родителей против другого. В этой игре в конце концов проигрывают дети: они неизбежно много теряют, когда их родители демонстрируют отсутствие взаимной любви (цит. по: Хьелл Л., Зиглер Д., 1997).

Похожие материалы в разделе Психология семьи и семейных отношений:

  • Факторы, способствующие разводу
  • Отлучение родителей от детей
  • Личные отношения прародителей (бабушек/дедушек) и их детей и внуков
  • Причины роста разводов
  • Родительское отношение к ребенку: определение, типы, влияние на психическое развитие
  • Модели родительско-детских отношений в «народной психологии развития»
  • Супружеские измены или адюльтер
  • Факторы, способствующие укреплению семейных отношений
  • Ревность
  • «Гуманистическая» модель семейного воспитания

Источник