Роль матери и отца в развитии личности ребенка
Анастасия Нургалиева
Роль матери и отца в развитии ребенка
Консультация для родителей на тему:
«Роль матери и отца в развитии ребенка».
Семья — это самые близкие люди. Членов семьи объединяют любовь и уважение друг к другу, взаимная забота и помощь, совместные труд и отдых. Для ребенка семья – это среда, в которой складываются условие его физического и психологического, эмоционального развития.
Перед взрослыми стоит задача воспитать гармонично развитого
ребенка, чтобы он мог свободно общаться с окружающими людьми, мог
уверенно познавать окружающий мир. В семье решением этой задачи
занимаются родители – мать и отец. Они играют важную роль в воспитании и
развитии ребенка. Но каждый играет свою особую роль.
Роль матери.
С давних пор уход за ребенком и его воспитание возлагается в основном на плечи
матери. Начиная от вынашивания ребёнка, и на протяжении многих лет ребёнок находится в основном с ней и между матерью и ребенком складывается привязанность. Эта привязанность может быть здоровой и способствовать развитию ребенка в течение его
жизни. Здоровая привязанность возникает, когда мама понимает любые сигналы ребенка (плач, улыбку, внимательна к потребностям ребенка и с раннего детства помогает преодолеть ему трудности. Дети с здоровым чувством привязанности в раннем детстве общительны, сообразительны, не боятся отойти от матери и начать осваивать мир вокруг себя. Здоровая привязанность формирует доверие к окружающему миру. Когда дети
вырастут, то они будут чувствовать себя уверенно и не побоятся совершать
ошибок.
Так как никто, кроме любящей мамы не может сказать, правильно или нет, поступает человек. Только мама способна понять, почувствовать и увидеть, что лучше для ее ребенка. Все это позволяет матери направить свое самое главное сокровище в жизни на правильный путь, и осуществить верный выбор.
Что же делать, чтобы развить здоровую привязанность матери и
ребёнка?
предоставляйте ему свободу выбора действий, занятий, игрушек, партнеров по игре;
уважайте право ребёнка на собственное мнение, проявления самостоятельности;
будьте внимательны к малышу.
Не скупитесь на теплые слова и чаще проводите время вместе. Бережное, доброжелательное, уважительное отношение к ребёнку
позволяет ему проявлять больше активности, инициативы, интереса в
освоении окружающего мира.
Когда же мать мало интересуется ребенком, редко играет, разговаривает,
берет на руки, у малыша формируется НЕУВЕРЕННОСТЬ в себе и
окружающих людях. Таким образом, мать играет важную роль в жизни ребенка, в формирование доверия к миру и уверенности в себе.
Но общение ребенка с папой не менее важно для полноценного
формирования личности.
Роль отца.
Отец всегда являлся для ребенка источником силы, старшим другом. С точки зрения Э. Фромма, отцовская любовь по сравнению с материнской — любовь «требовательная», которую ребенок должен заслужить. Для того чтобы заслужить отцовскую любовь, ребенок должен соответствовать определенным требованиям и отцовским ожиданиям в отношении способностей, достижений. Любовь отца служит как бы наградой за успехи и хорошее поведение. А любовь матери безусловна.
Роль отца в воспитании сына и дочери различна.
Роль отца в воспитании сына.
Папа в жизни мальчика очень важен, потому
что он является для него примером правильного мужского поведения – в
отношении своей семьи, жены, друзей, будущих детей. Мальчик начинает
чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря
способности подражать отцу. Ведь мужчиной не стать только по причине
рождения в мужском теле. Благодаря мужскому воспитанию сын учится
отождествлять себя именно с сильной половиной человечества.
Отец должен представлять собой более дисциплинирующую сторону по
сравнению с мягким характером мамы. Однако без проявления агрессии и
излишней строгости – иначе сын будет расти озлобленным и ожесточенным.
Развитие самостоятельности, мужественности, уважения к женщине – все это
и есть главные задачи воспитания сына отцом.
Роль отца в воспитании дочери.
Роль отца в воспитании дочери состоит в том, что, глядя на папу,
девочка должна видеть те качества, которые делают мужчину настоящим
мужчиной. Поэтому отцу следует относиться к дочери как к леди, принцессе,
воспитывая тем самым в ней женское достоинство.
Помимо этого отец выступает как противоположность матери в плане
эмоциональности. Женщины всегда отличаются повышенной
экспрессивностью, и мужчина благодаря своей сдержанности и разумности
способен уравновесить женщину. Именно папа сможет научить дочку
спокойно реагировать на жизненные ситуации, реально оценивать свои силы,
не страшиться трудностей.
Отец по-разному относится к дочери и сыну: поощряет активность,
выносливость, решительность у мальчика; мягкость, нежность, терпимость у
девочки. Так,отец похвалит дочку за участие в приготовлении обеда:
«Хозяюшка растет!»,а у сына такую деятельность не одобрит: «Пойдем,
займемся мужскими делами!» Мать обычно одинаково тепло относится к
детям обоего пола, не подчеркивая их различия.
Мать – это прежде всего тот человек, который пожалеет, успокоит. Если
у ребенка что-то не получилось,она скажет: «Да ерунда, ты все равно самый
лучший, ну его, это дело, вообще, да и они там просто все ничего не
понимают».
Отец – тот, кто вдохновит попробовать еще и еще, вселит веру в себя, не
даст себя бесконечно жалеть, плюс еще поможет разобраться с причинами
неудач.Реакция на неуспех у него будет другая: «Ну что ты сразу руки
опускаешь, расстраиваешься и в угол забиваешься? Думай, что исправить, и
делай еще попытку, все получится!».
Для всестороннего развития интеллекта ребенка предпочтительно,
чтобы он видел, как решает проблемы и отец и мать. Ведь мышление
мужчины и женщины различно. Ум мужчины в большей степени направлен
на мир вещей, тогда как женщина тоньше разбирается в людях. У мужчин
лучше развиты способности к математике, к пространственной ориентации,
они более склонны к логическим рассуждениям. У женщин — явные
превосходства в речевом развитии, в интуиции.
Таким образом, для успешного гармоничного развития личности
ребенка важно, чтобы в воспитании ребенка принимали участие и мать и
отец. Неважно, какое количество времени вы общаетесь со своим ребенком
— два часа или целый день. Важно качество общения. Порой за пятнадцать
минут можно уделить крохе достаточно внимания. Дорожите каждой
минутой, проведенной с ребенком, гуляйте, играйте, беседуйте. И будьте
уверенны — Ваш ребенок вырастет гармонично развитым человеком,
умеющим преодолевать трудности и не страшиться жизненных препятствий!
Памятка для родителей
1. Помните, что ваша семья и ваш ребенок — это самая большая ценность в вашей жизни!
2. Не думайте о том, что семья никуда от вас не денется, не оставляйте ее в списке своих «больших и важных» дел на «потом».
3. Понятно и доступно объясните своему ребенку, почему вы вынуждены работать с утра до ночи. Познакомьте ребенка со своей работой. Пусть он почувствует, насколько важно и значимо ваше присутствие для многих людей, работающих вместе с вами. Не жалуйтесь своему ребенку, рассказывая ему о вашей работе. Ожидая вас с работы, он не должен думать о том, как вам там плохо.
4. Рассказывайте ребенку о своих успехах и достижениях, демонстрируйте ему свою успешность.
5. Сделайте так, чтобы ваше общение с ребенком после возвращения домой было максимально интенсивным.
6. Не переносите ваши рабочие неурядицы на общение с собственным ребенком.
7. Отец должен чаще общаться со своим ребенком.
8. Чем больше детей в семье, тем лучше они общаются друг с другом.
9. Присутствие бабушки и дедушки создает хороший стимул для развития ребенка.
10. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
11. Больше играйте со своими детьми, читайте книги, разучивайте стихотворения, общайтесь!
Желаем Вам успехов в развитии ребенка!
Источник
О роли матери и отца
в формировании личности ребенка
Подготовила
Шевченко Рауя Рашитовна,
преподаватель хореографии
МОУ ДО «Шумиловская ДШИ»
Приозерского района
Ленинградской области
Исторически сложилось, что отцы и матери выполняли в семье разные функции, соответственно отцовское воспитание отличалось от материнского. Традиционно отец являлся главой семьи, что не могло не наложить свой отпечаток на его взаимоотношения с детьми.
Мать являлась хранительницей домашнего очага и эмоциональным ядром семьи, передавала и прививала своим детям те качества, которые поэт Н. Заболоцкий прекрасно назвал «грацией души». Дети, находясь в отчем доме и под материнским кровом, в одинаковой степени вбирали в себя то доброе и светлое, что старались им дать отец и мать. Своеобразный синтез материнского и отцовского воспитания был (и остается) важнейшим условием нормального развития в семье. Как не существует полноценного дома без отца или матери, так не может быть сформирована полноценная личность ребенка без гармоничного сочетания мужского и женского воспитания в семье.
Сегодня в воспитании детей доминирующая роль принадлежит женщине-матери. Она играет важнейшую роль в становлении личности ребенка в целом и в особенности его полоролевой социализации. Мать-женщина – главный воспитатель своих детей.
Материнство – свойственное женщине осознание постоянной родственной, духовной и моральной связи с детьми, забота об их выращивании и воспитании, смысл личного существования, показатель общечеловеческой и гражданской позиции. Материнство (вместе с отцовством) наиболее полно удовлетворяет сенсорные, когнитивные, эмоциональные и социальные потребности ребенка, обеспечивает его постепенное включение в систему социальных отношений, облегчает усвоение социальных ролей.
Что же есть такое в матери, от чего ребенку так хорошо, спокойно, уютно с ней? Многие утверждают, что это, прежде всего, любовь к ребенку и… всегда любовь к ребенку. Эта любовь многогранна. Это и защита ребенка, и забота о нем, и внимание, и беспокойство, и многое другое. Необходимо признать, что любовь матери, особые отношения, которые устанавливаются между ней и ребенком, являются одним из факторов нормального развития эмоциональной сферы и, следовательно, всей жизни ребенка.
Но есть матери, которые уделяют слишком мало внимания и тепла своим детям, устают от общения с ними (хотя это может и не отражать их истинные чувства). В свою очередь дети, не встречая понимания со стороны матери, обращаются за советом к другим людям. В результате теряется взаимопонимание, контакт, близость и дружба между матерью и ребенком становятся невозможными.
Отсутствие или недостаток материнской ласки, любви очень часто является причиной появления у ребенка не только целого ряда отрицательных, а то и просто тяжелых психических состояний, начиная от чувства незащищенности и кончая озлобленностью, но и чисто физических недомоганий, и даже гибели ребенка.
Считается, что мать является самым первым воспитателем и самым первым наставником ребенка, именно от нее зависят счастье и будущее величие, обходительность и образованность, справедливость, разум и вера ее маленьких детей.
С помощью матери ребенок прикасается к интеллектуальному миру, духовной реальности, она позитивно воздействует на него, создает благодатную атмосферу для творческого роста.
Священная обязанность, возложенная на матерей, настолько важна, что им не следует допускать ничего, что могло бы помешать ее осуществлению.
Чувство отцовства, видимо, приходит позже и не в той форме, что у женщин. Потому что в отличие от материнства, состояния скорее бессознательного, во многом инстинктивного, отцовство – явление скорее мировоззренческого характера, нежели чувственного.
В современной семье отец все больше выступает как партнер матери по воспитанию детей, беря на себя возрастающую долю заботы о них. В патриархальном обществе отцу отводиться роль «палача», приводящего в исполнение приговор матери. Прогрессивная тенденция заключается в том, что роль отца как главы семьи сменяется ролью более уравновешенного, стабильного, сильного друга жены и детей: от него ожидается сдержанность в проявлении чувств при безусловном наличии этих чувств, справедливая и беспристрастная оценка положительных и отрицательных событий.
Первое и главное качество хорошего отца заключается в том, чтобы являть собой прекрасный образец мужчины. Вообще подобное качество он приобретает, как правило, задолго до того, как стать отцом, и это единственная гарантия, что время, которое мужчина уделяет своим детям, действительно необходимо им.
Именно в общении с отцом мальчик учится быть мужчиной, приобретает типично мужские черты характера, причем сделать это ему нетрудно – достаточно лишь подражать взрослому. А не будь мужчины в семье, мальчику многого недоставало бы, потому что матери может подражать только дочь. Тем не менее, и девочка, когда в ней начинает пробуждаться женственность, способна многому научиться у отца. У неё складывается точное представление о том, что собой представляет мужчина в домашней жизни, и она узнает, как мужчины относятся к женщинам, являясь невольным свидетелем повседневных взаимоотношений мамы и папы. Она понимает природу мужчины, наблюдая множество тонких нюансов в поведении родителей.
Очень важно, чтобы отцы не устранялись от воспитания детей. Они должны считать своей первейшей обязанностью уделять внимание детям и в соответствии со своими возможностями принимать участие в их воспитании и обучении.
Недостаток внимания со стороны отца влияет на поведение детей вне дома, которое, как правило, бывает прямым следствием подобного отношения к детям. Он часто не имеет представления о том, с кем общается его ребенок, какие у него отношения со сверстниками, что он делает во время отдыха и развлечений.
Не зная, чем занимаются его дети в семье, отец, без сомнения, будет оставаться в неведении и о том, как они ведут себя вне дома.
На первом месте у отцов всегда должна стоять семья, и важнейшей обязанностью отца является воспитание и обучение детей. А это большая ответственность.
Мужчина, созревший для вступления в брак и готовый к отцовству, не считает, что дети могут обременить его больше, чем он ожидает. Отец, принимающий живое участие в жизни своих детей, быстро становится их другом, и чувство отцовской ответственности дополняется гордостью тем, что он живет в полном согласии со своими детьми.
Итак, мать и отец – главные наставники своих детей, отвечающие за их воспитание перед государством. С раннего возраста они формируют личность ребенка. Их долг – воспитать хорошего человека. Достойное поведение родителей в семье служит детям примером для подражания, формирует у них такие нравственные черты, как доброта, отзывчивость, заботливость и др. Мать вместе с отцом охраняют и оберегают жизнь своих детей, создают условия для их полноценного развития.
Родительское отношение является двойственным и противоречивым, представляя, с одной стороны, безусловную любовь и глубинную взаимосвязь с ребенком, а с другой – объективное оценочное отношение, направленное на формирование ценных качеств и способов поведения.
Роли родителей всеобъемлющи и многогранны. Родители несут ответственность за выбор ребенком жизненной позиции. Рождение ребенка и необходимость обеспечения ему условий для развития влекут за собой определенную реорганизацию домашней жизни. Но кроме заботы о детях, роли родителей распространяются и на формирование личности ребенка, мира его мыслей, чувств, стремлений, на воспитание его собственного «Я». Гармоничное развитие личности ребенка связано не только с присутствием и активной деятельностью в семье каждого из родителей, но и согласованностью их воспитательных действий. Разногласия в воспитательных методах и межличностных отношениях родителей не дают ребенку понять и осмыслить, что хорошо, а что – плохо. Кроме того, когда согласие между родителями нарушается, когда самые близкие ребенку люди лица, являющиеся его опорой, находятся в ссоре, да к тому же он слышит, что это происходит по причинам, касающимся его, то он не может чувствовать себя уверенно и в безопасности. А отсюда и детская тревога, страхи и даже невротические симптомы. Для ребенка очень важны взаимоотношения между членами семьи. И особенно важно для него понимать, как взрослые относятся к нему.
Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.
Конфликтная ситуация между родителями – различные подходы к воспитанию детей.
Родители должны найти общее решение, убедить друг друга. Если придется идти на компромисс, то обязательно, чтобы основные требования сторон были удовлетворены. Когда один родитель принимает решение, он обязательно должен помнить о позиции второго. Они обязаны сделать так, чтобы ребенок не видел противоречий в позициях родителей, т.е. обсуждать эти вопросы лучше без него.
Дети быстро «схватывают» сказанное и довольно легко маневрируют между родителями, добиваясь сиюминутных выгод (обычно в сторону лени, плохой учебы, непослушания и т.д.).
Родители, принимая решение, должны на первое место ставить не собственные взгляды, а то, что будет более полезным для ребенка.
Понятие «личность» фиксирует социально значимое в человеке, являющемся, с одной стороны, частью природы, а с другой, — социальным индивидом, членом конкретного общества. Это его общественная сущность, которая развивается только вместе с обществом или только на его основе.
Для развития личности огромное значение имеет семья. Она предоставляет ему безопасность, опеку и воспитание. Здесь развиваются продолжительные взаимоотношения детей с родителями и другими членами семьи. Здесь ребенок узнает, что такое семейные нормы и ценности, здесь он учится действиям и поступкам, подражая другим, сопоставляя себя с ними, слушая разговоры; здесь он формируется как личность. Отсюда семейное воспитание – это создание нравственных, духовных, эмоциональных и других основ личности.
Крайне важно, чтобы в семье стили воспитания у матери и отца совпадали, взаимодополняли или, по крайней мере, не противоречили друг другу. Противоречия в воспитательных позициях родителей приводят к возникновению межличностных конфликтов между ними, нарушая реализацию семьей ее воспитательной функции, снижая потенциал семьи как института социализации.
Список литературы
- Аркин Е. А. Ребёнок в дошкольные годы / Е. А. Аркин. – М.: Просвещение, 1986.
- Афанасьева Т. М. Завтрашние родители. – М.: Педагогика-Пресс, 2002.
- Земска М. Семья и личность. Пер. с польск. Л. В. Васильева. – М.: Прогресс, 1986.
- Куровская С. Н. Педагогика семье.– Минск: Тесей, 2006.
- Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Просвещение, 1982.
- Подласый И. П. Педагогика. Новый курс: учебник для студентов вузов: В 2 кн. – Кн.2. – М.: Академия, 1999.
- Реан А. А. Психология и педагогика. – СПб: Питер, 2002.
- Реан А. А. Развитие и социализация личности в семье. – СПб: Питер, 1998.
- Бодалева А. А. Семья и формирование личности. – М.: Просвещение, 1989.
- Целуйко В. М. Вы и ваши дети. Психология семьи. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
Источник