Роль литературы в развитии личности ребенка

Елена Гоч
Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

«Чтение книг – тропинка, по которой

умный, думающий воспитатель

находит путь к сердцу ребенка».

В. А. Сухомлинский

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического развития детей, оказывает огромное влияние на формирование грамотной речи, обогащает лексику.

К сожалению, в наш век информатизации отношение детей к книге изменилось, интерес к чтению стал падать. По данным многочисленных исследований уже в дошкольном возрасте дети предпочитают чтению просмотр телевизионных передач и мультфильмов, компьютерные игры. Как результат, школьники не любят, не хотят читать. Как утверждают специалисты, с одной стороны, телевидение пробуждает интерес к окружающему; например, мультфильм может стать стимулом к прочтению книги: после просмотра легче воспринимается сложный книжный текст. С другой стороны, ребенок, уже наизусть зная содержание произведения «по мультику», отказывается читать книгу. Кроме того, частые просмотры мультфильмов и телепередач порождают поверхностное восприятие информации. В результате утрачивается способность к длительному сосредоточению, так необходимому при обучении. Телевидение приучает употреблять готовые схемы и образы: у детей, которые много смотрят телевизор, отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Им скучно рисовать, конструировать, нелегко придумывать новые сюжеты в игровой и продуктивной деятельности. Книга же, напротив, дает возможность домыслить, «дофантазировать». Она учит размышлять над новой информацией, развивает креативность, умение думать самостоятельно.

Книга формирует внутренний мир ребенка, его мировосприятие, мироощущение, миропонимание. «Ничто не заменит книги», — подчеркивал В. А. Сухомлинский. Он писал: «Я твердо убежден, что одной из наиглавнейших причин духовной примитивности, эмоциональной грубости, моральной нестойкости отдельных людей в годы отрочества и ранней юности является ограниченность, низкая культура мыслей, неумение находить удовлетворения своих духовных потребностей в книге». И затем добавлял, что «если у ребенка не воспитана любовь к книге, если чтение не стало его духовной потребностью на всю жизнь, в годы отрочества душа ребенка будет пустой».

Читать полезно не только с точки зрения образованности, но и психологии. Не читая, человек не развивается, не совершенствует свою память, внимание, воображение, не усваивает и не использует опыт предшественников, не учится думать, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие, обогащает эмоции.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Ежедневное чтение детской художественной литературы в детском саду, занятия по художественной литературе оказывают большое влияние на развитие словаря детей. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет). Литература помогает дошкольникам излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Дети не только упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях, но и участвовать в построении словосочетаний и предложений со сравнениями. С помощью художественной литературы у детей развивается способность замечать красоту и богатство русского языка. При правильном подборе художественной литературы в соответствии с возрастом, целенаправленном использовании в разных видах деятельности, ознакомление с художественной литературой способствует развитию разных сторон речи.

Книга должна как можно раньше войти в мир ребенка, обогащать его мир, делать его интересным, полным необычных открытий. Поэтому необходимо развивать у детей устойчивый интерес к книге, любовь к чтению, начальные представления о роли книги в жизни человека. Ребенок, за редким исключением, в дошкольном возрасте не способен самостоятельно приобщиться к чтению. Современные дети не будут читать, если этого не будут делать взрослые. К сожалению, сегодня читательский пример в семье со стороны взрослого в большинстве случаях отсутствует. Теряется замечательная традиция семейного чтения или чтения перед сном. Поэтому так важна работа педагогов в этом направлении не только с детьми, но и с родителями. Именно в семье происходит воспитание личности ребенка. Если в семье любят книги и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи. С. Я. Маршак считал основной задачей взрослых открыть в ребенке «талантливого читателя». Все последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на тот фундамент, который закладывается в дошкольном детстве.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

— воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию литературных произведений.

Воспитатель должен быть компетентен в вопросах детского чтения. Он не только решает задачу приобщения дошкольников к книге, формирования интереса к процессу чтения, но и выступает как пропагандист книги, как консультант по вопросам семейного чтения, как психолог, наблюдающий за восприятием и воздействием художественного текста на ребенка.

Литература:

1. Педагогический совет в условиях введения ФГОС дошкольного образования/ авт. -сост. Е. Г. Бацина (и др.). – Волгоград: Учитель, 2014.

2. Гриценко З. Истоки и причины нечтения. / Дошкольное воспитание. – 2008. — №4.

3. Куликовских Н. Увлечь книгой. / Дошкольное воспитание. – 2007. — №5.

4. Растим читателя: Из опыта работы МБДОУ ЦРР – детский сад «Радуга»: сборник статей. / под ред. Полетаевой. – Коломна: МГОСГИ, 2014.

5. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учебное пособие для студ. высш. и средн. пед. учебн. заведений. – 2-е изд. испр. – М.: Издательский центр «Академия», 1998.

Источник

Музалевская Наталья
Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника

Музалевская Наталья Анатольевна,

старший воспитатель бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55 комбинированного вида», г. Орел.

Роль художественной литературы в развитии личности дошкольника

Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании человека. Уникальность данного периода в том, что он обеспечивает общее развитие, служащее фундаментом для приобретения в дальнейшем различных специальных знаний и навыков, освоение разных типов деятельности.

На современном этапе остро стоит проблема литературного образования детей, формирование у них умений полноценной читательской деятельности, а отсюда – и проблема готовности дошкольных образовательных учреждений, семьи, родителей и воспитателей к работе с детской книгой, к развитию у детей устойчивого интереса к литературе, чтению, формированию у них первоначальных представлений о роли книги в жизни человека и потребности жить с книгой, общаться с ней.

Снижается роль семьи в привлечении ребенка к чтению. Сегодня взрослых все больше интересуют компьютерные технологии, а чтение для детей и самими детьми заменяется просмотром телепередач.

Воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве – процесс долгий и нелегкий, и начинаться он должен как можно раньше.

Через художественную литературу ребенок познает ценности, без которых невозможна духовная жизнь общества и отдельного человека. Под влиянием художественного слова у детей воспитываются потребности: в познании мира через литературные произведения; в книге как средстве самообразования (порождает стремление самому научиться читать); в восхищении красотой художественного слова, обогащении своей активной речи лучшими литературно-языковыми формами (фразеологизмами, пословицами, поговорками, образными выражениями); в коммуникации художественного содержания, высказывании собственных мыслей, вопросов, умозаключений; в самовыражении и самореализации через словесное творчество, вхождение в различные литературные образы; в хорошем настроении, положительных эмоциях, связанных с восприятием художественного слова.

Роль художественной литературы в развитии личности ребенка четко прослеживается через функции, которые она выполняет как искусство слова: информационно-образовательную, воспитательную, национально-духовную, историческую, эстетическую, культурологическую.

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. Одним из ориентиров ребенка должен стать интерес к книге.

В своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике мировой детской литературы. При этом в круг детского чтения следует включать книги, разнообразные по темам и жанрам. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольников широту читательских интересов, а с другой – избирательность, индивидуальность литературных пристрастий.

Отбирая литературу для детей, нужно помнить, что моральное, нравственное воздействие литературного произведения на ребенка зависит, прежде всего, от его художественной ценности. В. Г. Белинский предъявлял два основных требования к детской литературе: этическое и эстетическое. Об этической направленности детской литературы он говорил, что, художественное произведение должно затрагивать душу ребенка, чтобы у него появилось сопереживание, сочувствие герою. Поэтому при выборе литературных произведений необходимо, прежде всего, видеть, какую позитивную концепцию выдвигает автор. Идейная направленность детской книги должна отвечать задачам нравственного воспитания. Книга призвана в конкретных образах раскрывать перед ребёнком идеалы справедливости, добра, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, к труду, к природе и др. Лучшие литературные произведения, созданные для детей, без излишнего дидактизма формируют у ребёнка нравственное отношение к действительности, несут целую программу позитивных форм поведения, в которых это отношение проявляется и выражается.

Современная детская литература удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребёнка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом, познавательном и юмористическом и т. п.

Особое место занимает знакомство малышей с книгой, ведь именно в книге ребенок видит первые в своей жизни живописные работы художников, перелистывая страницы, слушая чтение, он открывает новый увлекательный мир, наполненный яркими художественными образами, чувствами, отношениями. Детские впечатления от прочитанных книг остаются на всю жизнь.

У детей с раннего возраста формируется представление о книге как об особом предмете, они с удовольствием рассматривают картинки, соотносят их с прослушанным текстом, запоминают и радостно находят любимых героев, выполняют игровые действия (мяукают, лают, кормят зайчика). Самым привлекательным в этом возрасте является детский фольклор, народные песенки, потешки, прибаутки, которые легко запоминаются детьми, гармонично сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, действие. Яркие, красочные иллюстрации таких художников как Ю. Васнецов, В. Сутеев насыщают зрительное восприятие малышей, делают книгу источником положительных эмоций.

Книжная иллюстрация – это особый вид изобразительного искусства, она выступает в синтезе со всеми элементами книги: текст, его сюжет, жанр и стиль; форма, размер книги и др. Каждый художник-иллюстратор имеет собственную, неповторимую манеру, свой стиль, любимые литературные жанры.

Показывая детям своеобразие, оригинальность иллюстраций художников к литературным произведениям, педагог развивает эстетический вкус, творческую чуткость, способствует выработке собственного стиля у детей в художественной деятельности.

Ежедневное чтение детской литературы оказывает большое влияние на развитие словаря детей. На литературном материале дети начинают усваивать сложные понятия (жанр, рифма, писатель, эпитет и др.). Дети также упражняются в умении выделять сравнения в художественных произведениях.

Для формирования интереса к книге детском саду предлагается использовать следующие формы работы:

— чтение художественного произведения воспитателем в кругу детей;

— недели русских народных сказок, авторских сказок;

— вечера чтения;

— выставки книг или организация книжного уголка;

— семейные вечера чтения;

— викторины: «Какие я знаю сказки?», «Каких детских писателей (сказочников) я знаю?»;

— конкурсы чтецов, рассказчиков;

— тематические КВН (для детей подготовительной группы);

— конкурсы: «Книга своими руками», «Книжки-малышки», «Юный книгоиздатель»;

— родительские собрания: «Чтение в жизни ребенка», «Как привить интерес к книге»;

— праздники: «Праздник любимой книги», «День рождения…» (любимого героя книги);

— тематические акции: «Помоги книге» (реставрация книг);

— воспитание толерантности через чтение сказок и рассказов народов мира;

— знакомство с книгами, ориентированными на гендерные различия (различия читательских предпочтений мальчиков и девочек);

— проектная деятельность по темам: «Чудесный мир волшебных сказок» (проект по знакомству детей подготовительной группы с изобразительным искусством и изучению сказок А. С. Пушкина, «Басня коротка — искусство безгранично» (знакомство детей старшей группы с баснями И. А. Крылова);

— оформление информационных стендов: «Круг чтения Вашего ребенка», «Читаем дома», «Книга на выходные»;

— сотрудничество с районной детской библиотекой.

О. С. Ушакова отмечает, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм и родного языка.

В заключение хочется отметить, что процесс приобщения маленького читателя к духовному наследию нашей страны, к мировой культуре посредством книги довольно долог, но если первоначальный этап будет успешен еще в дошкольном возрасте, то значительно увеличится число глубоко образованных, думающих молодых людей, любящих книгу и способных ценить прекрасное.

Источник

Марина Склярова
Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №100 г. Таганрога Ростовской области

Тема по самообразованию воспитателя:

Скляровой М. Г.

Роль детской художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Именно в возрасте 4-5 лет определяется, кто в дальнейшем будет читателем, а кто — нет. На этой возрастной ступени особенно важно приобщить ребенка к золотому фонду детской книги. Лучшими изданиями признаны сборники «Русские сказки», «Жили-были». Из изданий фольклора специалисты рекомендуют «Трыпцы-брынцы, бубенцы» — русские народные потешки, прибаутки, заклички, считалки, дразнилки, колыбельные.

Из поэтических произведений для детей 4-5 лет целесообразно знакомство прежде всего произведения классиков детской литературы. Среди них произведения А. Пушкина, Н. Некрасова, А. Блока, К. Чуковского, С. Маршака, В. Берестова, И. Токмаковой. Большим успехом у детей пользуются стихи и рассказы Э. Успенского, С. Козлова, А. Барто, Е. Благининой.

Среди рассказов и сказок русских писателей лидируют издания произведений К. Ушинского (рассказы и сказки «Для детей») и Л. Толстого («Для детей» и «Азбука»). Очень любимы детьми 4-5 лет рассказы Н. Носова, изданные в отдельных сборниках «Живая шляпа» (1986) «Бобик в гостях у Барбоса» (1991). Нельзя пройти мимо издания сборника «Аленушкины сказки» в который вошли сказки многих детских писателей. Нельзя представить книжного собрания для детей 4-5 лет и без произведений таких современных писателей, как С. Козлов («Львенок и черепаха», Г. Циферов («Сказки старинного города»).

Детям этого возраста по плечу сказки Г. Андерсена «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик», Бр. Гримм «Бременские музыканты».

Не одно поколение 4-5 летних детей выросло на книжке-картинке «Приключение Пифа», на сказке Киплинга «Слоненок». Интересен по содержанию сборник переводных сказок в картинках «Крошка Енот и другие», куда вошли сказки итальянских, английских, норвежских, французских, польских и иных писателей для детей преддошколыюго возраста.

Среди лучших книг о живой природе следует назвать «Большие и маленькие» Е. Чарушина, многие издания произведений В. Бианки и В. Сладкова.

Детям также будут интересны некоторые журналы, издаваемые для детей 4-5 лет. Детей порадует любой из следующих журналов: «Воробушек», «Колокольчик», «Веселые картинки». Очень по душе детям пришелся журнал «Дисней для малышей» со знакомыми героями и наполненный разного рода играми, головоломками, кроссвордами и т. п.

Источник