Роль лепки в развитии ребенка

Роль лепки в развитии ребенка thumbnail

оксана минабутдинова
Роль лепки в развитии детей дошкольного возраста

Лепка относится к изобразительной деятельности, сущность которого заключается в создании из пластического материала (пластилина, глины, соленого теста) объемные образы и композиции с помощью рук и вспомогательных инструментов – стеков и др.

Лепка занимает значительное место в жизни дошкольников, т. к. ее техника богата и разнообразна, а уникальность ее заключается в том, что она доступна даже маленьким детям. В процессе работы с пластическим материалом дети в основном изображают предметы окружающей их действительности, создают элементарную скульптуру. Тематика работ для детей дошкольного возраста огромна: начиная с элементарных вещей как фрукты и овощи, заканчивая животными и людьми. Разнообразие тематики связано с воспитательными задачами, которые удовлетворяют познавательные и творческие потребности детей.

Лепка способствует развитию памяти, зрительного восприятия, образного мышления, воспитывает аккуратность, усидчивость и терпение. Кроме того, занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие детей: повышают сенсорную чувствительность; развивают пространственное мышление, воображение, мелкую моторику; формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его; при необходимости вносить изменения в первоначальный замысел. Как утверждает И. Н. Иванова, лепка – это физические упражнения, т. к. в процессе деятельности с пластическим материалом дети его уплотняют, вытягивают, заглаживают и расплющивают до придания нужной формы, что, в свою очередь, развивает мускулатуру кистей рук, их согласованность, формирует привычку последовательного выполнения работы, развивая при этом глазомер, воображение и чувство пропорций.

Н. Б. Холезова считает, что лепка необходима для развития у детей восприятий, ощущений и наглядных представлений. Хотя зрение и является ведущим в познании предметов реального мира, по ее мнению, на первых этапах становления образа у детей опорой для зрения становится осязание предмета. Н. П. Сакулина и Т. С. Комарова кроме всего прочего подчеркивают и неоценимое значение лепки в подготовке детей к школе, в процессе занятия которой у дошкольников формируются качества необходимые для последующего обучения в школе.

Лепка, как и другие виды декоративно-прикладного искусства, интересует и глубоко волнует дошкольников, вызывает положительные эмоции. В процессе работы с пластическим материалом дети могу радоваться, также могут и огорчаться, если у них что-то не получается.

Очень часто психологи обращаются к лепке как к одному из направлений арттерапии, т. к. она помогает детям справиться с внутренними переживаниями и страхами. С помощью лепки дошкольники могут выразить тревогу и страх, злость и боль, которые есть в его жизни, таким образом, лепка снимает напряжение, дает возможность проявить свои чувства, осознать ценность своей личности. Для многих детей лепка является своеобразным посредником между реальностью и миром фантазий. Благодаря ей дети способны перейти из мира фантазий в существующий мир, свыкнуться с его несовершенством. Лепка является идеальным средством, способным помочь детям ощутить свою уникальность и личностную ценность, а также и адаптироваться к изменяющемуся миру, понять своё место в жизни и оставить видимый след.

В первую очередь, значение лепки заключается в том, что она является средством эстетического воспитания. Как утверждала Е. А. Флерина, эстетическое воспитание – это развитие эстетического творчества, что каждый ребенок является творцом эстетических ценностей. В процессе занятий лепкой создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности, таким образом, у детей развивается чувство прекрасного и формируется эстетический вкус. В лепке объемная форма предмета выходит на первое место, которая формирует в детях умение быстро воспринимать и познавать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей, развивает внимательность и интерес к окружающей действительности. Яркие, выразительные образы в скульптуре вызывают эстетическое переживание, помогают дошкольникам глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в лепке.

Источник

«Роль лепки в развитии ребёнка».

Каждый вид изобразительной деятельности позволяет развивать умственную активность, творчество, художественный вкус и многие другие качества, без которых невозможно формирование первоначальных основ социально активной личности.

И один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества – это лепка. Она имеет большое значение для детей дошкольного возраста. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом, способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков. Также как и другие виды изобразительной деятельности, лепка формирует эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, уважение и бережное отношение к искусству. У маленького ребёнка особая острота восприятия к прекрасному.

Даже создание ребёнком самых простых скульптур – это для него творческий процесс. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространственно-пластичных образах. Каждый может создать свой собственный маленький пластилиновый или глиняный мир, лепка приобщает малышей к миру прекрасного, формирует эстетический вкус, позволяет ощутить гармонию окружающего мира. Во время работы с пластическими материалами ребёнок испытывает эстетическое наслаждение от пластичности, объёмности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Ребёнок проявляет творческие способности, которые благотворно влияют на формирование здоровой и гармонично развитой личности.

Во время работы с пластилином и глиной у ребенка развиваются тонкая моторика рук, сила и подвижность пальчиков, он учится координировать движения обеих рук, соответственно приобретает сенсорный опыт.

Выполняя руками творческую работу любого направления, ребенок развивает мелкие движения рук. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит развивать речь ребенка.

При создании своей поделки малыш использует сразу обе руки, в этот момент задействованы все пальцы и внутренняя поверхность ладоней. Удивительно, но лепка из пластилина и глины дает тот же эффект, что и массаж рук.

Одновременно ребёнок знакомится с различными свойствами глины и пластилина, с объёмной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер. Лепка часто становится любимым занятием детей.

Она развивает и совершенствует природное чувство осязания обеих рук, активное действие которых ведет к более точной передаче формы. Благодаря этому дети быстрее усваивают способы изображения и переходят к самостоятельной деятельности, что в свою очередь ведёт к интенсивному развитию творчества.

Лепка оказывает выраженное эмоциональное состояние, вызывает положительные эмоции. Особенно ярко проявляется тактильная активность у детей именно при лепке и напрямую влияет на формирование фантазии. Ведь развитие фантазии у ребёнка тесно связано с развитием интеллекта.

Лепка воздействует на эстетическое воспитание посредством объёмной формы предмета, пластики и ритма.

В большей мере, чем рисование и аппликация, лепка подводит детей к умению ориентироваться в пространстве, к усвоению целого ряда математических представлений.

Лепка очень тесно связана с игрой. Объёмность выполненной фигурки стимулирует детей к игровым действиям с ней. Такая организация занятий в виде игры углубляет у детей интерес к лепке, расширяет возможность общения со взрослыми и сверстниками.

Занятия лепкой необходимы детям, так как они помогают раскрыть творческий потенциал ребенка, его индивидуальные способности, способствуют всестороннему развитию личности, помогают ребенку, расслабится, и благотворно влияют на его психику.

Источник

Лепка – один из самых увлекательных и интересных видов детского художественного творчества. Она даёт возможность даже самому маленькому ребёнку ощутить себя мастером и творцом. И вы, родители, даже не подозреваете, к какой удивительной, развивающей и полезной деятельности приобщается ваш ребёнок.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Основным инструментом в лепке являются обе руки. Чем раньше ребёнку дают возможность лепить, тем лучше развиваются его навыки владения собственными руками. А когда ребёнок начинает понимать, что из одного комка он может бесчисленное количество образов — лепка становится любимым занятием на долгие годы.

Почему все дети любят лепить, зачем современному ребёнку лепка, из каких материалов, что и как лепят дети? На одни вопросы можно найти общий ответ, на другие — очень сложно потому, что каждый ребёнок воспринимает мир и лепит его по-своему. Способности к творчеству развиваются в лепке даже при минимуме материалов.

Пластилин — универсальный материал, который даёт возможность воплощать самые интересные и сложные замыслы. Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов. Пластилин достаточно пластичен, он имеет яркую, красивую цветовую гамму, что позволяет смешивать его между собой, получая новый цвет.

Глина является экологически чистым материалом для лепки, она гибкая, обладает прочностью, хорошо принимает любую краску, это ещё и прекрасный лечебный материал, целительные свойства которого используют не только в медицине, но и в науке. Например, В. Оклендер – автор книги «Окна в мир ребёнка» (руководство по детской психотерапии) рекомендует использовать глину для снятия нервного напряжения у детей, страхов, негативных эмоций, агрессии, а также для создания положительного состояния у детей.

Солёное тесто — один из самых доступных и дешёвых материалов. Искусство лепки из солёного теста стало в наши дни чрезвычайно популярным, особенно у детей. Солёное тесто легко приготовить самим. Смешиваем 2 стакана муки, 1 стакан соли, 1 стакан воды и 2 столовые ложки растительного масла. При желании в тесто можно добавить пищевые красители. Высушенную поделку можно раскрасить гуашью.

  Зимой детям предоставляются большие возможности для работы со снегом — лепка снежков, снеговиков, снежных скульптур, барельефных фигур, сказочных героев. Летом дети с удовольствием для лепки используют песок, из которого строят замки, дома, фигуры зверей.

Важную роль в этом увлекательном процессе играет взрослый, выступающий не пассивным наблюдателем, а непосредственным его участником, который может дать совет, своевременно похвалить, разъяснить непонятное. Не забывайте, что ведущей формой творческой деятельности ребёнка является игра, которая может изменить отношение детей к тому, что кажется на первый взгляд простым и обычным. Предложите ребёнку открыть свою мастерскую или магазин игрушек, придумать чудесные превращения, сочинить пластилиновую сказку и т. д.

Погружаясь в созданную ситуацию, дети с большим интересом занимаются, находят новые подходы к решению знакомых задач. Вживаясь в образ маленького скульптора, ребёнок учится творить и создавать работы, в которых проявляется и художественный вкус, и смекалка, развивается фантазия, воображение, пространственное мышление. При этом ребёнок работает кончиками пальцев, что влияет на развитие мелких мышц кисти. Специалистами давно уже доказано, что развитие младшего дошкольника находится на «кончике его пальцев». А лепка в данном случае – это не только занимательное занятие, это и массаж, и развитие пальцев руки, что напрямую связано с развитием речи ребёнка и его творческих способностей.

Занятия лепкой воспитывают терпение, усидчивость, аккуратность, умение планировать и доводить начатое дело до конца. Все эти навыки пригодятся не только в школе, но и помогут ребёнку стать гармоничной и творческой личностью.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Подписаться

Источник



Одним из любимых и увлекательных занятий для детей дошкольного возраста является лепка. Лепка даёт возможность моделировать мир и своё представление о нём в пространственно-пластичных образах. Это самый осязаемый вид художественного творчества. Ребёнок не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет.

Основным инструментом в лепке является рука (вернее, обе руки), следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом или ножницами. С этой точки зрения технику лепки можно оценить как самую безыскусственную и наиболее доступную для самостоятельного освоения.

В лепке масштаб поделок не задан форматом листа как в рисовании и аппликации или размером кубиков как в конструировании. Он зависит каждый раз только от замысла ребёнка, от его умелости и индивидуальных особенностей.

Лепка — вид художественной деятельности, имеющий много аспектов.

По содержанию итематике различают сюжетную, предметную, декоративную и комплексную лепку.

В сюжетнойлепке дети передают сюжетные композиции, в которых отдельные образы так или иначе связаны между собой.

В предметнойлепке дети лепят отдельные конкретные изображения.

В декоративнойлепке дети создают декоративные или декорированные изделия.

Вкомплексной лепке дети произвольно или для решения поставленной художественной задачи комбинируют разные способы лепки.

По способу создания образа выделяют следующие виды лепки: по памяти, по представлению, по замыслу, с натуры, по схеме, по рисунку, по словесному описанию.

По способу организации детей и характеру их деятельности лепка может быть: индивидуальной, коллективной — в сотворчестве со взрослыми или сверстниками, комплексной (интегрированной), когда лепка сочетается с другими видами художественной и познавательной деятельности, а также с разными играми.

Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребёнка:

‒ повышают сенсорную чувствительность, т. е. способствуют тонкому восприятию формы, фактуры, цвета, веса, пластики;

‒ развивают воображение, пространственное мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику;

‒ синхронизируют работу обеих рук;

‒ формируют умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат и достигать его, при необходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.

Самое важное и ценное в том, что лепка развивает ребёнка эстетически. Он учится видеть, чувствовать, оценивать и созидать по законам красоты.

Все большую популярность в наше время набирает такой вид декоративно — прикладного творчества, как лепка из соленого теста.

Лепка из соленого теста — это создание творческих работ разного уровня сложности из специально приготовленного теста, с последующей его художественной обработкой.

Лепка из соленого теста — вид творчества, которым могут заниматься как взрослые, так и дети, начиная с двухлетнего возраста.

Лепка из этого материала позволяет человеку самостоятельно создавать нечто новое и интересное, а не только наслаждаться чужими изобретениями. Человек-творец получает радость и от результата, и от самого процесса творчества.

Лепка из соленого теста развивает:

‒ моторику рук и пальцев,

‒ внимательность, концентрацию внимания, его произвольность,

‒ усидчивость, трудолюбие,

‒ волевые качества,

‒ образное мышление, фантазию,

‒ креативность, творческие способности,

‒ эстетический, художественный вкус,

интеллект (в том числе эмоциональный интеллект),

‒ сознание, самосознание,

‒ рефлексию и многое другое.

Такой вид творческой деятельности незаменим для детей дошкольного возраста, так как именно в этом возрасте особый акцент в развитии детей делается на мелкую моторику рук. Развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. Следовательно, и процесс обучения, и процесс социализации ребенка проходят более успешно.

Если вместе с дошкольником будут заниматься его мама или папа, то творчество превратится в приятное и полезное общение родителей с ребенком. Совместная творческая деятельность, как любой грамотно спланированный совместный труд, позволяет установить более доверительные отношения между родителями и детьми. В процесс лепки из соленого теста можно включать воспитательные, обучающие, развивающие элементы.

Отдельно хочется отметить полезность лепки как процесса, имеющего психотерапевтический эффект. Лепка из соленого теста — одна из техник арт-терапии. Этот вид творчества дает возможность выразить эмоции, переживания, страхи, изобразить проблемы в условной форме. Процесс работы с тестом снимает напряжение, успокаивает, уравновешивает нервную систему.

Соленое тесто — приятный на ощупь, мягкий, эластичный, «живой» материал. С ним обращаться легче, чем с пластилином или глиной. Важно соблюдать все правила работы с тестом, чтобы достичь наилучшего вида готового изделия.

Процесс лепки из солёного теста включает в себя пять этапов:

  1. Приготовление соленого теста
  2. Собственно творческая работа с тестом — лепка.
  3. Высыхание или сушка работы. Тесто высохнет самостоятельно в теплом и сухом месте в течение одной недели.
  4. Нанесение художественных красок (обычно используют гуашь, акварель) с последующим их высыханием.
  5. Нанесение лака (подходит любой бесцветный, нетоксичный лак) и высыхание уже полностью готовой работы.

Рецепт приготовления теста определяет то, насколько пригодным для работы окажется тесто и насколько качественной будет готовая работа.

Есть множество рецептов приготовления соленого теста и несколько вариаций самого теста. Чтобы найти самое приятное и удобное для работы тесто, нужно не бояться экспериментировать с ним, находить и изобретать новые рецепты его приготовления.

В работе используют как белое (оттенок белого зависит от сорта муки), так и цветное соленое тесто. Цветное тесто получается при добавлении в тесто красителя или краски.

Приведем самый простой и проверенный рецепт приготовления соленого теста.

Для приготовления теста для лепки понадобятся:

Мука пшеничная. Чем выше сорт муки, тем лучше, но подойдет мука любого сорта (200 грамм).

Соль «Экстра» (200 грамм).

‒ Вода (125 мл.).

Некоторые добавляют дополнительные ингредиенты:

Растительное масло (подсолнечное или оливковое). Для большей эластичности добавляют в тесто пол чайной ложки и хорошо вымешивают.

Пищевой краситель или краска для рисования (если необходимо сделать цветное тесто).

Важно! Соотношение муки, воды и соли в рецепте примерно определяется как 2:1:1, но любая хозяйка знает, что в работе с тестом точные параметры соблюсти трудно. Нужно смотреть на то, сколько муки и воды «попросит» тесто, прежде чем стать тугим.

Вот из таких трех простых шагов состоит рецепт соленого теста!

Готовое тесто быстро высыхает, в процессе работы его следует держать в полиэтиленовом пакете. В холодильнике тесто может сохраняться от двух дней до недели, позже становится непригодным для использования.

Если с тестом работают маленькие детки, взрослому нужно следить за этим процессом и за соблюдением техники безопасности. Детям очень нравится соленое тесто, они его любят трогать, гладить, мять в ручках. Совсем маленькие детки (от года до трех лет) пробуют его на вкус, едят, могут засовывать в носик или ушки. Даже старшие дошкольники, испытывая интерес, хотят попробовать тесто на вкус. Это может быть опасно для здоровья ребенка

Примеры поделок из соленого теста.

Из соленого теста делают как чрезвычайно простые поделки, так и очень сложные, масштабные работы: от желтого шарика из теста с тремя точками в виде глаз и ротика, названного «Колобком», до картин формата А 1 — натюрмортов, пейзажей и портретов.

‒ объемные фигурки предметов, животных, растений, людей, персонажей,

‒ всевозможные рельефные изображения на плоскости,

‒ рамки для фотографий, подставки для карандашей и тому подобные бытовые приспособления,

‒ елочные игрушки, значки, медали и другие сувениры.

Варианты работы с тестом безграничны, как и фантазия творческого человека!

Начинать работать с тестом лучше с самых простых поделок. Поделки из соленого теста могут выполнять дети от двух лет самостоятельно или с помощью взрослого.

Основные термины (генерируются автоматически): соленый тест, лепка, ребенок, тест, работа, соленое тесто, готовая работа, мелкая моторика, дошкольный возраст, цветное тесто.

Источник