Роль компьютера в развитии ребенка зависимость

Роль компьютера в развитии ребенка зависимость thumbnail

Кажется, компьютеры заполонили все свободное пространство в нашем окружении. Мало того, они еще и покушаются на целостность нашего мира, втягивая в себя целые поколения.

Это явление получило название компьютерной зависимости. Сродни наркотической. Человек не может обойтись без того, чтобы не включить компьютер, и делает он это не ради своих деловых задач или познавательных — просто ради того, чтобы сидеть за ним.

Различают несколько видов компьютерной зависимости:

— Игровую, при которой человек запоем играет в групповые игры по сети или индивидуально. Игрок бросает все: учебу, работу, семью, вся его жизнь перемещается в плоскость монитора, где кипят нешуточные страсти, идут бои и завоевываются новые миры.

— Сетевая зависимость, при которой человек не может обойтись без так называемого интернет-общения на форумах или в соцсетях. Этим видом зависимости часто страдают одинокие, робкие в реальной жизни люди с заниженной самооценкой, которым тяжело заводить знакомства в реале. Зато в сети они разворачиваются на всю, анонимность позволяет им раскрыться и показать свои лучшие качества, обзавестись массой друзей по болтовне или поклонников своего творчества. Такой человек шныряет из одной сети в другую, постит в своем блоге бесконечных котиков и демотиваторы, ставит лайки и повышает репутацию — в этом вся его жизнь.

— Зависимость, проявляющаяся в виде бесконечного бесцельного брожения с сайта на сайт, так называемый сёрфинг по аналогии с видом спорта, когда спортсмен преодолевает волну за волной. Пожалуй, это самый хитрый вид зависимости. Человек думает, что если он не играет с утра до вечера, не торчит на «одноклассниках», то с ним все в порядке. Но на самом деле он убивает время непрерывным поглощением информации, которая ему никогда не пригодится, просматривает всяческие «интересные факты» и самые красивые места природы.

Весь ужас в том, что компьютерная зависимость не щадит никого, и практически любой человек может стать ее жертвой, и 25-летняя девушка, и 50-летний мужчина. Настолько интересен и привлекателен этот мир виртуальных приключений. Но самые страшные трагедии случаются тогда, когда жертвой зависимости от компьютера становятся дети.

Жизнь современного общества такова, что дети едва ли не с рождения учатся нажимать кнопки на клавиатуре и орудовать мышкой. Скоро, наверное, мы увидим в продаже коляски для младенцев со встроенными планшетами. Компьютер это удобно. Более того, без него сейчас никуда. Он заменил нам массу других предметов: будильник, навигатор, радио, телевизор, книгу, музеи и галереи. Человек, не дружащий с компьютером, не сможет устроиться на хорошую работу. Если раньше в школах дети писали свои доклады на альбомных листочках и от руки, то сейчас такую работу даже не примет учитель: она должна быть распечатана на компьютере. Поэтому вполне понятно стремление родителей как можно раньше познакомить детей с этим чудом техники. Однако благое желание родителей порой приносит чудовищные плоды.

Небольшое отступление

Для того чтобы вы поняли, что такое компьютерная зависимость в ее крайнем проявлении, я хочу рассказать об одной семье.

Недавно мне пришлось разговаривать с женщиной, вдовой. Ее муж погиб, когда старшему сыну было 17 лет, а младшему 10. Именно тогда кто-то из знакомых сделал детям подарок — компьютер. Начиналось все с обычного любопытства, но затем старший сын с головой ушел в игры. Он бросил учебу в медицинском институте, устроился работать санитаром в психиатрическую больницу, но потом бросил и эту работу. Сейчас ему 27 лет и он полностью на шее матери. Он не спит, не ест, не ходит гулять, у него нет девушки. Все его питание — несколько чашек кофе или бутылка кока-колы в день, которые он выпивает, не выходя из-за компьютера. Он может отбежать на пару минут в туалет, но иной раз может справить нужду и в пустую бутылку от газировки. Мать пыталась прятать шнуры, отключать компьютер — он уходил к каким-то друзьям и играл у них. «Несколько его друзей уже умерло прямо за компьютером. Я боюсь, что и он скоро умрет. Сколько он так протянет на кофе? И ведь самое страшное в том, что он считает, что ничего такого не происходит, что у него все под контролем», — завершила свой горестный рассказ мать.

Этот тяжелый рассказ — классическое описание компьютерной зависимости. Такой путь ожидает любого, кто не сможет совладать с собой и преклонит голову перед электронным монстром. Бороться с владычеством компьютера очень тяжело!

В сети компьютерной зависимости чаще всего попадают несчастные дети. Или у них нет взаимопонимания с родителями, или их терроризируют одноклассники, или они чувствуют себя ущербными из-за своей внешности, либо у них нет возможности реализовать свои способности в жизни. Компьютер это побег из гнетущей реальности в другой мир, где слабак и ботаник, затравленный однокашниками, превращается во всесильного космического владыку, а одинокий Малыш встречает своего Карлсона. В виртуальном мире дети находят то, чего их лишил мир реальный. Но это не единственная причина зависимости. Нередко родители, сами того не желая, толкают детей на гибельный путь.

Сотовый телефон, компьютер или планшет такая удобная вещь для отвлечения ребенка! Малыш пристает к маме, он хочет пообщаться или поиграть, но маме некогда — она с обеда еще не заходила на «вконтакте», у нее самой свербит глянуть — ну что там ей ответили на ее сногсшибательный рассказ о вчерашнем походе по магазинам. И чтобы нейтрализовать ребенка, она дает ему… сотовый телефон: На, поиграй. Таким образом она, как ей кажется, убивает двух зайцев: получает полчаса свободного времени и ребенок вроде как развивается, приобщается к технике и учится реагировать на ее сигналы. Это не может не понравиться им обоим. Первые семена зависимости упали на благодатную почву.

Ребенок лет четырех достал отца нытьем, но тому жизненно необходимо досмотреть футбольный матч. И после пятой или шестой атаки раздраженный отец сунет ему планшет: На, поиграй! И свершилось чудо: ребенок умолк. У папы появились заветные полтора часа свободы. И ему в голову не приходит, что эти полтора часа сидения за планшетом украли у них друг друга и продвинули ребенка еще ближе к зависимости.

В этом раннем возрасте у детей при непосредственном участии родителей формируется пока еще привычка развлекать себя при помощи компьютерных игр и графических программ. У ребенка формируется устойчивая связь — захотел развлечься — взял телефон/айфон/планшет/ноутбук. Никакие другие классические детские развлечения его уже не интересуют. А кто бы спорил? Это очень интересно, это завораживающе интересно, это просто волшебство какое-то: ведешь пальцем по экрану, а на экране вспыхивают диковинные рисунки, которые меняют цвет, меняются сами, приходят в движение и даже «поют». И скоро ребенок и сам не захочет складывать пирамидки и кубики и катать машинку. Ни чтение книги, ни настольная игра, ни «вышибалы», ни «казаки-разбойники» не в состоянии конкурировать с теми поистине безграничными возможностями, которые дает компьютерный мир. Каждый вечер в доме будут звучать два слова: Дай поиграть!

Между прочим, все обстоит гораздо серьезнее. Наши предки были очень мудрыми людьми. Не зная тонкостей детской моторики и психики, они своим чутьем дошли до того, что те дети, с которыми мамы и бабушки играли в примитивные игры, задействуя ручки малыша, вырастали более умными и смышлеными. Такие игры как «Сорока-ворона» или «Этот пальчик в лес пошел» не просто бестолковое подергивание ребенка за пальчики. Лет 30 назад было научно доказано, что мозг ребенка развивается через руки. Так устроен наш организм, что в младенчестве сигналы, получаемые от рук, особенно от пальчиков, стимулируют развитие мозга. Заменяя пальчиковые игры вождением пальцем по плоскости монитора, родители закрывают перед детьми дорогу к развитию.

Более того, ребенок учится не только так развлекаться, он привыкает перенаправлять, смещать свои эмоции и чувства с живых людей на игру и интернет-общение. И это тоже происходит при «помощи»  родителей. Ребенку захотелось пообщаться с мамой, прижаться к ней, обнять, а она, занятая чем-то, сует ему свой айфон. Происходит подмена объектов любви: захотелось ласки — выйди в интернет. Захотелось общения с близкими по духу людьми — интернет наше все. Дети не учатся делиться своими переживаниями с близкими, отвыкают видеть глаза собеседника, понимать его без слов. Происходит эмоциональное обеднение поколения, многие современные дети не умеют выражать своих чувств и эмоций. Пик переживаний — это «Вау!», произнесенное совершенно равнодушным тоном. Все наши «Ух, ты!», «Здорово!», в конце концов «Потрясно!» канули в Лету. Зато в повседневную речь стремительно проникает компьютерно-сетевой жаргон, лексикон молодежи сокращается до лексикона Элочки-людоедки, происходит взаимная интеграция виртуальной и реальной жизни, когда люди перестают понимать, где они находятся. Как в той шутке — зашел в лифт и ищу кнопку «Enter».

Чем раньше ребенок начал приобщаться к компьютеру, тему него выше шансы стать зависимым. При этом немаловажно, во что играет ребенок, в какие игры. Психологи говорят, что детям до 7 лет если и приобщаться к компьютеру, то через образовательные игры, обучающие чтению и счету. Крайне нежелательно, чтобы дети младшего возраста играли в агрессивные игры или просто бесцельно бродили бы со страницы на страницу, а лучше, если бы они вообще не садились ни за компьютер, ни за планшет.  А если уж вы его решили допустить к технике, то не забывайте о том, что компьютерная игра не способна заменить классических развивающих и обучающих игр с реальными предметами — кубиками, пирамидками, книгами и карандашами. Ребенку необходимо прикосновение, чтобы понять этот мир. Трогая новый предмет, он не только познает его в ключе твердый-мягкий/теплый-холодный, но и текстуру, форму, объем, массу.  Почему многие детские игрушки для раннего возраста сочетают в себе разные материалы — чтобы ребенок научился чувствовать текстуру, понимать, как ведут себя дерево, ткань, пластик, чего от них можно ждать. Компьютер не дает такой возможности.

Но было бы несправедливо возлагать всю вину на отцов и матерей. Родители, правильно понимающие суть проблемы и стремящиеся ограничить своих детей, неизменно сталкиваются с другой проблемой: влиянием общества. Это влияние нельзя недооценивать, поскольку общественное мнение имеет очень большой вес и обычно оказывается более значимым, чем мнение близких. Не все родители понимают губительность компьютерной зависимости. Не все родители горят желанием заниматься своими детьми. Эта категория отцов и матерей поступает по схеме, описанной в первой части статьи. В отношении детей они следуют принципу «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не доставало». Надо сказать, что число таких родителей растет из года в год. Гораздо легче зарабатывать, чем воспитывать своего ребенка. У их детей своевременно появляются все технические новинки. Последняя модель айфона, самый крутой планшетник, самая новая версия игры. Эти дети в школах кучкуются в свои компании, обсуждают понятные только им вопросы. А те мальчики и девочки, у которых этого нет, чувствую себя ущербными, принадлежащими ко второму сорту, выброшенными из круга общения. Естественно, они хотят войти в этот круг и начинают атаковать родителей просьбами купить заветный планшет. Для них это не каприз, а вопрос престижа и самоуважения, и родителям придется считаться с этим, такова реальность наших дней.

Чувства детей, конечно, надо уважать, но так, чтобы вопрос приобретения игры или телефона не стал вопросом жизни и смерти. Ведь далеко не каждая семья способна сделать ребенку подарок стоимостью в 35 тысяч рублей. А если в семье трое, четверо, пятеро детей?  В таких случаях очень многое зависит от того, какие понятия морали привили родители своим детям. Смогли ли они  донести до них мысль, что не в деньгах и не в вещах счастье, научили ли жертвовать своим «хочу» ради папы, мамы, братишек и сестренок? Другими словами — христианский ли дух царит в этой семье. Детям, воспитанным в евангельской традиции, проще понять, почему родители прямо сейчас не могут купить айфон и почему они его вообще не могут купить.

Как выходить из положения? Детям надо предоставлять возможность знакомиться с играми, но для этого необязательно покупать дорогие айфоны и планшеты. Все эти же игры могут быть установлены на обычном компьютере. В большинстве случаев детям важнее знать игру, а не владеть техникой, поэтому пусть ребенок поиграет в популярную в классе игру на обычном компьютере. Теперь ему будет, о чем поговорить с товарищами, он, что называется, будет «в теме».

Как уберечь ребенка от зависимости? К сожалению, нет абсолютного рецепта. Есть рекомендации, исполнение которых позволит снизить вероятность возникновения зависимости.

1. Пребывание ребенка за компьютером необходимо ограничивать. Недопустимо, чтобы дети играли по нескольку часов.  Детям младшего школьного возраста — не более получаса, старшего школьного возраста — не более часа в сутки на игры.

2. Компьютер следует устанавливать в таком месте, где вы будете видеть, чем занимается отпрыск. Если вы будете периодически заходить в комнату и проверять, это будет выглядеть как тотальный контроль, да и на ваши шаги ребенок скоро научится быстро «захлопывать» запрещенные страницы. А если удастся найти такое место для компьютера, где вы мимоходом, не привлекая к себе внимания, можете увидеть, какая страничка открыта, это будет ненавязчиво, но в то же время эффективно.

3. Ребенку все же лучше не покупать отдельный компьютер. Пусть играет на папином. Тогда у вас в любое время будет веская причина сказать «достаточно» — компьютер нужен папе.

4. Лишая ребенка желаемого количества времени в интернете, всегда предлагайте альтернативу. Не позволяйте ему маяться от скуки. Его необходимо задействовать в каких-то мероприятиях. Это, в первую очередь, работа по дому, кружки по интересам, спортивные секции. Очень действенный метод — отдать его в компьютерный класс, где он научится работать на компьютере по-настоящему, а не просто гонять зайчиков по экрану. Пусть освоит фотошоп, пусть научится создавать сайты, верстать полиграфию — к 18 годам у него уже будет профессия, и он перестанет относиться к компьютеру исключительно как к средству развлечения.

5. Поднимайте самооценку ребенка. Найдите ребенку занятие, в котором он будет успешен и будет выгодно отличаться от товарищей. Например, это какой-то редкий вид спорта, фехтование, например. Или кружок квиллинга. Его наградные листы, удачные поделки, медали необходимо выставлять на витрине, чтобы гости семьи видели его успехи.

6. Поощряйте дружбу ребенка с другими детьми. Приглашайте в гости его друзей и его отпускайте в гости к друзьям.

7. Родителям придется ознакомиться с популярными у их детей играми. Дети часто думают, что родители запрещают им играть потому, что не понимают, насколько это увлекательно. В этом случае мнение родителя, который знает игру, будет гораздо весомей, чем мнение родителя, который «не читал, но осуждаю».

Азбука воспитания

Источник

Людмила Метелёва
Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»

Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»

В нашей группе состоялось родительское собрание.

Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье сбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером. Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.

План собрания:

1. Вступительное слово воспитателя, распределение родителей по группам.

2. Работа родителей в группах, обмен мнениями (за и против)

3. Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия.

4. Рекомендации по предупреждению компьютерной зависимости.

5. Видами компьютерных игр, с требованиями к играм.

6. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.

7. Разное

1. Выступление воспитателя:

Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во всей сфере жизни. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а стремились в живому общению.

В чем же особенности компьютера?

компьютер является интерактивным средством;

— это уникальная игрушка, меняющая назначения при смене программы;

— дополнительное педагогическое средство развития ребенка;

— многовариантный дидактический материал.

Способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или напротив, сдерживает его?

Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста:

2. Обсуждение пользы и вреда компьютера для развития ребенка. (Мнение родителей)

Воспитатель подводит итог обсуждения:

Плюсы:

+ вызывает положительный интерес к новой технике;

+ развивает творческие способности;

+ устраняет страх перед новой техникой;

+ формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;

+ позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального; — воспитывает внимательность, сосредоточенность;

+ обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемой программой;

+ помогает овладеть чтением и письмом;

+ развивает элементы наглядно- образного и логического мышления

+ тренирует внимание, память;

+ развивает быстроту действий и реакций;

Минусы:

— отрицательно влияет на физическое развитие детей;

— повышает состояние нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы;

— содержание некоторых игр провоцирует проявление детской агрессии, и жестокости;

— снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игр;

— ухудшает зрение ребенка;

— способствует нарушению осанки;

Как мы видим, есть положительные и отрицательные стороны. Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирующий проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры.

Компьютер усиливает мотивацию учения, это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявления задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс.

Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность.

Конечно, это все верно. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играет ваш ребенок.

Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:

«Приключенческие» главным подспорьем в данных играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров.

Ролевые – целью этих игр может быть отыскание, человека или заклинания, здесь проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.

Стратегии – цель этих игр управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками. Эти игры развивают у ребенка усидчивость к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.

Игры типа «Убей их всех» — сугубо развлекательные. Они развивают моторные функции, но плохо познавательные, при этом сомнительные в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В них особенно необходимо чувство меры.

Развивающие игры – которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.

Есть диагностические игры – применяются специалистами для выявления у детей умственных способностей, памяти внимания и т. д.

Логические игры – развивают навыки логического мышления, это головоломки, задачи на перестановку фигур или составление рисунка.

Игры стимуляторы – т. е. имеется какая-нибудь приставка: авто- авиа – спортивная. В этих играх большое значение придается реализму ответственных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.

Графические игры – связанные с рисованием, конструированием.

На самом деле очень трудно выбрать компьютерную игру для ребенка: их так много, и каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А на самом деле специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста.

Требования к играм:

1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры, функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность действий.

2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше чем традиционный шрифт компьютера.

3. Изображение на экране должны быть достаточно крупными, без мелких отвлекающих деталей.

4. Темп движений на экране должен быть не слишком быстрый.

5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.

6. Нежелательно применение системы оценок и баллов.

7. Лучше если программа имеет логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок.

Но важно не только правильно выбрать игру, необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером.

Памятка для родителей:

1. Ребенок может играть в компьютерные игры не более 15 минут в день.

2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.

3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3- раз.

4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.

5. Мебель (стол и стулья) по размерам должна соответствовать росту ребенка.

6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.

7. В процессе игры ребенка на компьютере, необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенка.

8. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.

Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать выбор жанра, содержания, систему управления и уровня сложности. При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляется интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.

Зрительная гимнастика в игровой форме:

«Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

СТРЕКОЗА

Вот какая стрекоза- как горошины глаза.

(Пальцами делают очки.)

Влево- вправо, назад- вперед-

(Глазами смотрят вправо- влево.)

Ну, совсем как вертолет.

(Круговые движения глаз)

Мы летаем высоко.

(Смотрят вверх.)

Мы летаем низко.

(Смотрят вниз.)

Мы летаем далеко.

(Смотрят вперед.) Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)

Источник