Роль компьютера в развитии ребенка
Ирина Первухина
Роль и значение компьютера для детей дошкольного возраста
Значение компьютера в развитии ребенка дошкольного возраста.
Мы живем в век научно- технической революции, которая расширила понятие «грамотность»: теперь грамотным считается человек, который не только пишет, читает и считает, но и работает с компьютером.
Введение информационных компьютерных технологий во все области специального и общего дошкольного образования должно быть подчинено задаче максимально возможного развития ребенка.
Знакомство детей дошкольного возраста с компьютером в ДОУ начинается с игр, тщательно подобранных с учетом возраста и направленности. Одна из важнейших функций таких игр — обучающая. Игры составлены так, что ребенок может воспринимать и усваивать не только единичные понятия или конкретные ситуации, но и получить обобщенные представления обо всех похожих предметах и ситуациях. Так у него развиваются важные операции мышления — обобщение и классификация.
В ходе компьютерной игры ребенок активизирует не только мышление, но и память, у него возникают различного рода представления, что способствует появлению новых горизонтов развития личности. Горизонты развития – не только зона ближайшего развития, но и своеобразный прогноз развития личности, данный в содержании познавательной мотивации. Это весьма тонкий психологический процесс, который еще будет изучаться многими учеными. Он характеризует одно из главных психологических позитивных последствий компьютеризации – возможность постоянного расширения горизонтов личности.
Овладение компьютером благотворно влияет на формирование личности ребенка и придает ему более высокий социальный статус. В ДОУ, где установлены компьютеры, у детей появляется новое направление общения: они активно обсуждают новые компьютерные игры, свои достижения и промахи при выполнении трудных заданий. Значительно обогащается детский словарь, дошкольники легко и с удовольствием овладевают новой терминологией. Все это способствует развитию речи детей, значительно повышает уровень произвольности и осознанности действий.
Но главное заключается в том, что существенно возрастает самооценка ребенка. Дома, во дворе он с гордостью рассказывает друзьям о всех тонкостях и достоинствах работы на компьютере, который выступает как эффективный способ самоутверждения, повышения собственного престижа. Успехи в компьютерных играх позволяют детям значительно повышать свой рейтинг и даже выходить в лидеры. Все это в целом способствует возникновению эмоционального комфорта, чувства более полноценной жизни, что чрезвычайно важно для нормального развития личности ребенка.
Играя за компьютером, ребенок рано начинает понимать, что предметы на экране – не реальные вещи, а только знаки этих вещей. У детей начинает развиваться так называемая знаковая функция сознания, т. е. понимание того, что есть несколько уровней окружающего нас мира – это и реальные вещи, и картинки, схемы, слова или числа и т. д. В процессе таких занятий у детей улучшается память и внимание, потому что информация передается в привлекательной форме, что не только ускоряет запоминание содержания, но и делает его осмысленным и долговременным. Компьютерные занятия способствуют не только развитию интеллекта, но и моторики. В любых играх, от простых до сложных, детям необходимо учиться нажимать пальцами на определенные клавиши, управлять «мышкой», что развивает мелкую моторику рук.
Таким образом, использование ребенком компьютера в своей деятельности оказывает существенное влияние на различные стороны его психического развития. Возникает целый ряд новых видов детской деятельности, тесно связанных с компьютерными играми (компьютерное конструирование; творческое экспериментирование; развитие воображения, эстетического вкуса, быстроты реакции, рефлексии и т. д.).
Структура компьютерного занятия.
В планировании компьютерных занятий необходимо учитывать цели и задачи, программное содержание по всем видам деятельности и коррекционной работы с учетом тематического планирования воспитательно- образовательной работы в возрастных группах. Выбор программы должен соответствовать образовательным задачам того вида деятельности, на который нацелено компьютерное занятие. Оно включает подготовительную, основную и заключительную часть.
Подготовительная часть.
Детей вводят в сюжет занятия, готовят к компьютерной игре посредством бесед, конкурсов. Привлекают опыт по наблюдению за трудом взрослых, поведением животных, создают определенную предметно – ориентированную игровую среду, аналогичную компьютерной игре, цель которой – стимулировать воображение, побуждать к активной деятельности, подводить к пониманию и выполнению заданий на компьютере.
Подготовительная часть – необходимое звено развивающих занятий с компьютером. И не только потому, что дошкольникам, в силу возрастных особенностей мышления, без предварительной предметно – опосредованной деятельности непросто освоить манипуляции с экранными образами, но и потому, что для подготовки моторики рук к работе в содержание занятий обязательно включаем пальчиковую гимнастику.
Основная часть.
Ее содержание: а) овладение способом управления программой для достижения результата; б) самостоятельная игра за компьютером.
Педагог использует несколько способов «погружения» детей в компьютерную программу.
1. Наводящими и контрольными вопросами последовательно объясняет назначение каждой клавиши.
2. Ориентируясь на приобретенные навыки работы с компьютером, знакомит с новыми клавишами и их назначением.
3. Предлагает роль исследователя, экспериментатора с предоставлением возможности самостоятельно разобраться со способом управления программой.
4. Предлагает карточки – схемы, где задает алгоритм управления программой: на первых этапах это знакомство с символами, проговаривание и отработка способов управления совместно с педагогом, в дальнейшем – самостоятельная «читка» схемы.
Заключительная часть.
Подведение итогов, оценка выполнения заданий и закрепление необходимых действий, понятий, смысловых структур и правил действия с компьютером (рисование, конструирование, игры). Снятие зрительного и мышечного напряжения (упражнения для глаз, физкультминутки, точечный массаж, комплекс физических упражнений, расслабление под музыку).
Требования к использованию игровых компьютерных программ.
Однако использование игровых компьютерных программ для развития и обучения детей как в ДОУ, так и в домашних условиях имеет свои особенности. Прежде всего необходимо ограничить время нахождения ребенка за компьютером (не более 20 минут). Кроме того, необходимо убедиться в качестве электронного продукта, который должен отвечать не только технологическим, но и гигиеническим, психологическим и дидактическим требованиям.
Только систематическая работа с развивающими и обучающими компьютерными программами, ориентированными на использование их в образовательном учреждении, помогает достичь стабильного, позитивного изменения в уровне развития разных аспектов личности ребенка – дошкольника, формирует и развивает личностные и интеллектуальные качества, способности, которые помогут ребенку подготовиться к школе и успешно в дальнейшем учиться.
Список литературы
Беспалько В. П. Образование и обучение с использованием компьютера. М. ; Воронеж, 2002.
Леонова А. А. Дошкольники компьютер. Воронеж, 2004.
Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средства коммуникации: достижения и поиски/1998.
Цветкова Т. В. Журнал «Воспитатель ДОУ» №12/2010. ООО «ТЦ СФЕРА», 2010.- 52с. – 56с.
Источник
Людмила Метелёва
Родительское собрание «Роль компьютера в развитии ребенка»
В нашей группе состоялось родительское собрание.
Цель: донести до сознания родителей необходимость соблюдать требования и правила здоровье сбережения при организации взаимодействия ребенка с компьютером. Предложить практические советы по организации безопасного взаимодействия ребенка с компьютером.
План собрания:
1. Вступительное слово воспитателя, распределение родителей по группам.
2. Работа родителей в группах, обмен мнениями (за и против)
3. Обобщение результатов работы в группах, свободная дискуссия.
4. Рекомендации по предупреждению компьютерной зависимости.
5. Видами компьютерных игр, с требованиями к играм.
6. Подведение итогов и обсуждение проекта решения собрания.
7. Разное
1. Выступление воспитателя:
Отличительной чертой времени, в котором мы живем, является стремительное проникновение информационных технологий во всей сфере жизни. Современные дети способны с завидной легкостью овладеть навыками работы с различными электронными компьютерными новинками. Но для нас самое главное, чтобы дети не попали в зависимость от «компьютерного друга», а стремились в живому общению.
В чем же особенности компьютера?
— компьютер является интерактивным средством;
— это уникальная игрушка, меняющая назначения при смене программы;
— дополнительное педагогическое средство развития ребенка;
— многовариантный дидактический материал.
Способствует ли он развитию ребенка дошкольного возраста или напротив, сдерживает его?
Давайте попробуем выявить все «плюсы» и «минусы» влияния компьютера на развитие ребенка дошкольного возраста:
2. Обсуждение пользы и вреда компьютера для развития ребенка. (Мнение родителей)
Воспитатель подводит итог обсуждения:
Плюсы:
+ вызывает положительный интерес к новой технике;
+ развивает творческие способности;
+ устраняет страх перед новой техникой;
+ формирует психологическую готовность к овладению компьютерной грамотностью;
+ позволяет развивать воображение ребенка, моделируя совершенно новые ситуации, даже из области будущего и нереального; — воспитывает внимательность, сосредоточенность;
+ обязывает ребенка действовать в темпе, задаваемой программой;
+ помогает овладеть чтением и письмом;
+ развивает элементы наглядно- образного и логического мышления
+ тренирует внимание, память;
+ развивает быстроту действий и реакций;
Минусы:
— отрицательно влияет на физическое развитие детей;
— повышает состояние нервозности и страха при стремлении, во что бы то ни стало добиться победы;
— содержание некоторых игр провоцирует проявление детской агрессии, и жестокости;
— снижает интеллектуальную активность детей за счет развлекательного содержания игр;
— ухудшает зрение ребенка;
— способствует нарушению осанки;
Как мы видим, есть положительные и отрицательные стороны. Компьютер выполняет функцию создания неопределенности, моделирующий проблемную ситуацию, затрудняет деятельность, но при этом помогает ребенку самостоятельно снять эти трудности в ходе игры.
Компьютер усиливает мотивацию учения, это осуществляется за счет новизны, возможности регулировать предъявления задач по трудности, активного вовлечения ребенка в учебный процесс.
Компьютер дает ребенку возможности испробовать умственные силы, проявить оригинальность.
Конечно, это все верно. Но при этом очень важно, что находится внутри вашего компьютера, в какие компьютерные игры играет ваш ребенок.
Условно все многообразие компьютерных игр можно классифицировать следующим образом:
«Приключенческие» главным подспорьем в данных играх служат находки – различные предметы, которые встречает персонаж, путешествуя в игровом пространстве внушительных размеров.
Ролевые – целью этих игр может быть отыскание, человека или заклинания, здесь проявляется главный принцип ролевой игры – использование нужного персонажа в нужное время и в нужном месте.
Стратегии – цель этих игр управление ресурсами, полезными ископаемыми, войсками. Эти игры развивают у ребенка усидчивость к планированию своих действий, тренируют многофакторное мышление.
Игры типа «Убей их всех» — сугубо развлекательные. Они развивают моторные функции, но плохо познавательные, при этом сомнительные в плане развития мышления и тем более нравственного воспитания. В них особенно необходимо чувство меры.
Развивающие игры – которые способствуют познавательному развитию дошкольников и побуждают к самостоятельным творческим играм.
Есть диагностические игры – применяются специалистами для выявления у детей умственных способностей, памяти внимания и т. д.
Логические игры – развивают навыки логического мышления, это головоломки, задачи на перестановку фигур или составление рисунка.
Игры стимуляторы – т. е. имеется какая-нибудь приставка: авто- авиа – спортивная. В этих играх большое значение придается реализму ответственных реакций окружающей виртуальной среды, вплоть до мельчайшего соблюдения технических показателей.
Графические игры – связанные с рисованием, конструированием.
На самом деле очень трудно выбрать компьютерную игру для ребенка: их так много, и каждый производитель говорит, что его игра лучшая! А на самом деле специалистами разработаны требования, предъявляемые к компьютерной игре для детей дошкольного возраста.
Требования к играм:
1. В игре не должно быть текстовой информации о ходе и правилах игры, функцию разъяснения выполняют специальные символы или звуковые сигналы, подсказывающие ребенку последовательность действий.
2. Могут использоваться буквы и отдельные слова, написанные буквами больших размеров, больше чем традиционный шрифт компьютера.
3. Изображение на экране должны быть достаточно крупными, без мелких отвлекающих деталей.
4. Темп движений на экране должен быть не слишком быстрый.
5. В обучающих играх используются правильные ответы, доступные дошкольникам.
6. Нежелательно применение системы оценок и баллов.
7. Лучше если программа имеет логическое завершение – построен дом, нарисован рисунок.
Но важно не только правильно выбрать игру, необходимо еще и верно организовать игровую деятельность ребенка с компьютером.
Памятка для родителей:
1. Ребенок может играть в компьютерные игры не более 15 минут в день.
2. Лучше играть в компьютерные игры в первой половине дня.
3. В течение недели ребенок может работать с компьютером не более 3- раз.
4. Комната, в которой он работает за компьютером, должна быть хорошо освещена.
5. Мебель (стол и стулья) по размерам должна соответствовать росту ребенка.
6. Расстояние от глаз ребенка до монитора не должно превышать 60 см.
7. В процессе игры ребенка на компьютере, необходимо следить за соблюдением правильной осанки ребенка.
8. После игры с компьютером нужно обязательно сделать зарядку для глаз.
Итак, чтобы дети могли играть в компьютерные игры без вредных последствий, необходимо проконтролировать выбор жанра, содержания, систему управления и уровня сложности. При правильном подборе и методах применения компьютерных игр развивается внимание, сосредоточенность, быстрота действий, появляется интерес к компьютеру и психологическая готовность к работе с ним.
Зрительная гимнастика в игровой форме:
«Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).
Взвился вверх и полетел.
(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
СТРЕКОЗА
Вот какая стрекоза- как горошины глаза.
(Пальцами делают очки.)
Влево- вправо, назад- вперед-
(Глазами смотрят вправо- влево.)
Ну, совсем как вертолет.
(Круговые движения глаз)
Мы летаем высоко.
(Смотрят вверх.)
Мы летаем низко.
(Смотрят вниз.)
Мы летаем далеко.
(Смотрят вперед.) Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)
Источник
Школьная пора – время вопросов
С того момента, как ребёнок идёт в школу, перед родителями неизбежно возникают вопросы: Нужен ли ребёнку компьютер? Если нужен, то с какого возраста? И как сделать так, чтобы компьютер действительно стал для ребёнка рабочим инструментом, а не бесполезным поглотителем времени?
Ответить на поставленные вопросы нелегко, т.к. каждый ребёнок – индивидуален. Один – увлечён музыкой, рисованием, спортом и вообще любым творчеством. При этом он ещё общается в Сети, смотрит фильмы и играет в компьютерные игры. Другой же – целыми днями бороздит Интернет, висит в соцсетях и режется в бесконечные стрелялки и бродилки, забывая про сон, еду, домашние задания и другие обязанности.
Как вы думаете, для кого из них компьютер может стать помощником, а для кого – злостным пожирателем времени? Думаем, что ответ очевиден.
Но решение проблемы – не так очевидно, как может показаться на первый взгляд. Многие родители ограничивают доступ к компьютеру или вовсе запрещают его, чтобы их чадо не теряло время в бесполезных занятиях. Это приводит лишь к тому, что дети находят способы тайком общаться в Сетях и играть в свои любимые игры без ведома родителей. Одним словом, проблема лишь усугубляется.
А ведь всё может быть совсем по-другому…
Современное развитие и творческая самореализация сегодня невозможны без компьютера, потому что это — мощный инструмент познания и созидания. Об этом прекрасно знают те, кто сам умеет пользоваться умной машиной в этом аспекте. Занимаясь творчеством с помощью компьютера, создавая на нём нечто новое, вы интригуете этим своего ребенка, который тоже будет воспринимать его не просто как телефон, телевизор, справочник или печатную машинку, но и как главный инструмент для творческой самореализации.
Важно знать и помнить очевидные вещи
Развитие ребенка зависит от окружающей его среды: семьи, школы, кружков, секций, дворовых товарищей и друзей. При этом помните, что люди, окружающие ребенка, почти всегда являются примером для подражания, поэтому подбирать нужно не кружки и секции, а людей, учителей, наставников, друзей. Точно также и с компьютером: ребёнку нужно тщательно подбирать компьютерные программы, фильмы, музыку и максимально общаться с ним на этой почве. Если вы сами не можете, то ищите наставников, учителей, которые увлекут вашего ребенка творчеством на компьютере, заинтересуют его программированием.
В разном возрасте у ребенка формируются разные интересы
Они зависят не только от среды, но и от развития его мозга. Например, в период развития речи —
от 1,5 до 5 лет
— активно развивается музыкальное восприятие и музыкальная память. Учитель музыки и пения максимально поможет развить не только пение и слух, но и правильную речь, сенсорную моторику, аналитический слух, что скажется в дальнейшем на его грамматических, художественных и математических способностях. В этом возрасте помогут в развитии общение и речь на другом языке. Также развиваются координация и мелкая моторика, поэтому учитель танцев или тренер научат владеть своим телом, а учитель рисования поможет ребенку приобщиться к художественному творчеству. Например, «Людовика XIV начинали обучать игре на скрипочке в полтора года, а к фехтованию приучали с четырех лет…».
Возраст 6-9 лет – период активного развития образного мышления. Потребности ребёнка в этом возрасте очень широки: они заключаются в том, чтобы воспроизводить окружающий мир всеми средствами. Поэтому чрезвычайно важно создать для него соответствующую среду и общение, подобрать правильные компьютерные программы, и тогда ребенок порадует вас своим неиссякаемым трудолюбием. Он будет увлеченно лепить, рисовать, создавать мультфильмы, фотографировать, музицировать и т.п. И во всем этом ему поможет компьютер, как универсальный инструмент творчества и главный помощник в любых начинаниях.
С 9 до 12 лет – период развития логического мышления, а это — математика, шахматы, программирование. Очевидно, что и здесь компьютер — незаменим. А поскольку программирование стало сегодня «второй» грамотностью, то именно в этом возрасте необходимо заложить в ребенка соответствующие навыки. Помните, что в этом возрасте происходит первоначальный выбор будущей профессии, поэтому опасно навязывать ребенку ярлыки «гуманитарий» или «технарь». Активная фаза развития образного мышления миновала — почти все организованные дети увлекались сполна творчеством, накапливая образы, умения и навыки, принимаемые за склонность к данному виду деятельности. Теперь пришло время развития логики и правильнее будет увлечь его математикой, шахматами и программированием, таким образом, завершая полноценное развитие двух полушарий мозга. Придет время, и ребенок сам выберет, чему отдать предпочтение — гуманитарной или технической деятельности, а то и вовсе совместить их.
Опыт показывает, что компьютерное творчество приносит самые ценные и востребованные плоды деятельности. Музыка, графика, программирование должны быть в одной голове.
В 12-13 лет ребенок уже стоит перед фактом уровня собственного интеллектуального развития. Его очевидные успехи говорят о конкурентоспособной личности, самостоятельно оценивающей и принимающей любые решения, ставящей перед собой жизненные цели и реализующей их.
Незачем прятаться от современных технологий – они вносят свою коррекцию в развитие современного человека, даже если мы это признавать не хотим. Поэтому лучше как можно раньше начинать задумываться в поисках правильных решений. Тщательно подбирая для своего ребёнка образование, учителей, наставников, школы, вы помогаете ему правильно выбрать впоследствии ВУЗ, профессию, работодателя, место жительства и стиль жизни.
Не откладывайте на потом заботу о собственном ребёнке!
к.п.н. доцент, основатель школы программирования
Небогатикова Светлана Михайловна
Источник