Роль колыбельных песен в развитии ребенка
Людмила Андреева
Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста
«Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Подготовила
музыкальный руководитель
«Болоховский центр образования №1»Андреева Л И
«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен«.
Расул Гамзатов
Известно, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше. Восприятие музыки начинает формироваться еще в утробе матери. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но успокаивается, затихает, засыпает, услышав теплые, ласковые, мягкие интонации голоса матери.
Мелодия – это душа музыки.
Колыбельные песни – основа фольклора разных народов, большой пласт народного искусства.
Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту, она – частичка фольклора. Через колыбельную песню малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах. В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру и сочувствию к ближнему.
Песни эти пели всем детям – бедным и богатым (богатым часто их пели бедные нянюшки) многие сотни лет.
Понятно, что колыбельная песня связана со словом «колыбель», а оно происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». Качали на Руси люльку.
И одновременно с покачиванием люльки, в такт с ним, поются колыбельные песни. Замечено, что размер колыбельных песен совпадает (или почти совпадает) с ритмом (частотой) пульса и дыхания, и это действует на ребёнка не только усыпляюще, но и успокаивает его.
Перед тем, как первый раз положить ребёнка в новенькую люльку (зыбку, в неё непременно сажали кота (было поверье, что коты отгоняют чертей и злых духов и что они дружат с домовым – настоящим хозяином дома). Считается, что именно поэтому в русских народных колыбельных песнях так часто главным героем является кот (котик, коток).
Слова, встречающиеся в каждой второй русской колыбельной («баю-баюшки-баю», возникли от устаревшего глагола «баять» (т. е. «говорить», «рассказывать»).
Зачем колыбельные песни — чтобы малыш быстрее засыпал? Мелодия, которая «ходит по кругу», повторяется постоянно и как раз помогает убаюкиванию, быстрому, и что ещё важнее, спокойному, мягкому засыпанию. В народной колыбельной всё особенное: слова, ритм, интонация и мелодия – спокойная, светлая и… «закрывающая глазки», т. е. монотонная.
Для засыпания одну и ту же колыбельную поют снова и снова. Разнообразие не требуется, именно монотонность повторения помогает засыпанию. в колыбельных песнях малыш получает чёткую картину мира, жизни и роли Человека.
В русских колыбельных для детей принято многократно употреблять имя ребёнка. Это характерно именно для русских колыбельных. Например, в колыбельных некоторых других стран поётся «дитя» или «деточка». Слыша много раз своё имя, малыш постепенно его понимает, осознаёт себя больше и больше.
На музыкальных занятиях мы знакомимся с колыбельными песнями и попевками. Поём их куколкам, мишкам, зайкам…
А Вы поёте колыбельные своим детям?
Слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение колыбельных – усыпить того, кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребенка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно.
Медики называют колыбельные универсальным терапевтическим средством,определяющим здоровье ребенка на всю жизнь: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдающие психическими расстройствами. Колыбельные песни помогают установить особое эмоциональное отношение между их исполнителем и малышом.
Даже если взрослые (родители, воспитатели, педагоги) не уверены в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен. Здесь более важен эмоциональный посыл, который адресован ребенку.
Исследователи, обратившие внимание на важность колыбельных песен для развития современного ребенка, доказали влияние индивидуальности пения взрослого (родителей). В момент исполнения колыбельной родитель целиком принадлежит ребенку. Он дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создает в ребенке уверенность не только в своих силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.
Колыбельные песни развивают. Это первое соприкосновение ребёнка с искусством, и оно очень важно. Ребёнок слышит речь, учится воспринимать и обычный разговор, и песню. Он привыкает к голосу матери, запоминает мелодию и узнаёт её. Позже он начнёт различать слова и повторять их. Когда детишки подрастают, они с удовольствием поют колыбельные своим куклам и даже родителям.
Колыбельные песни – это то, что объединяет всех людей. Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Через нее он узнает первые сведения об окружающем мире.
Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.
Как считает болгарский психотерапевт П. Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.
Какую же музыку слушать, чтобы изменить свое эмоциональное состояние? В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.
Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна.Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.
Колыбельные песни — это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.
Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска).
Сейчас есть несколько исполнительниц, собирающих, поющих и записывающих русские народные колыбельные: Валентина Георгиевская, Юлия Чернышова, Валентина Рябкова.
Мы можем с Вами вместе выбрать и выучить колыбельную песню, которую Вы перед сном споёте, и настроите вашего малыша на сладкий сон и радостное пробуждение.
Тексты колыбельных песен.
«Не ложись на бочок»
А баю, баю, баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
Тебя схватит за бочок,
И утащит во лесок –
Под ракитовый кусток.
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
«У кота ли у кота».
У кота ли у кота колыбелька золота,
У дитяти моего есть покраше его.
У кота ли у кота периночка пухова,
У дитяти моего есть помягше его.
У кота ли у кота изголовье высоко,
У дитяти моего есть повыше его.
У кота ли у кота одеяльце шелково,
У дитяти моего есть получше его,
Да покраше его, да помягше его,
Да почище его.
«Спи, сыночек мой».
Спи, сыночек мой, усни,
Люли – люшеньки – люли.
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В полях цветушки взрастут.
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли – люшеньки – люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
Источник
«Роль колыбельных песен в развитии детей младшего дошкольного возраста».
Подготовила
музыкальный руководитель
ГБОУ СОШ №16 СПДС «Вишенка»
Ерохина М.А.
«Песня матери — главная песня в мире;
начало всех человеческих песен».
Расул Гамзатов
Известно, что ребенок эмоционально реагирует на музыку с первых дней жизни и даже раньше. Восприятие музыки начинает формироваться еще в утробе матери. Малыш еще не знает языка, не понимает слов, но успокаивается, затихает, засыпает, услышав теплые, ласковые, мягкие интонации голоса матери.
Мелодия – это душа музыки.
Колыбельные песни – основа фольклора разных народов, большой пласт народного искусства.
Колыбельные песни – первые мелодии, первые музыкальные впечатления человека. Колыбельная песня несет в себе народную мудрость, красоту, она – частичка фольклора. Через колыбельную песню малыш получает первые представления об окружающих предметах, о животных, птицах… В некоторых колыбельных содержатся элементы нравоучений, они учат добру и сочувствию к ближнему.
Песни эти пели всем детям – бедным и богатым (богатым часто их пели бедные нянюшки) многие сотни лет.
Понятно, что колыбельная песня связана со словом «колыбель», а оно происходит от глаголов «колебать», «колыхать», «качать». Качали на Руси люльку.
И одновременно с покачиванием люльки, в такт с ним, поются колыбельные песни. Замечено, что размер колыбельных песен совпадает (или почти совпадает) с ритмом (частотой) пульса и дыхания, и это действует на ребёнка не только усыпляюще, но и успокаивает его.
Перед тем, как первый раз положить ребёнка в новенькую люльку (зыбку), в неё непременно сажали кота (было поверье, что коты отгоняют чертей и злых духов и что они дружат с домовым – настоящим хозяином дома). Считается, что именно поэтому в русских народных колыбельных песнях так часто главным героем является кот (котик, коток).
Слова, встречающиеся в каждой второй русской колыбельной («баю-баюшки-баю»), возникли от устаревшего глагола «баять» (т.е. «говорить», «рассказывать»).
Зачем колыбельные песни — чтобы малыш быстрее засыпал? Мелодия, которая «ходит по кругу», повторяется постоянно и как раз помогает убаюкиванию, быстрому, и что ещё важнее, спокойному, мягкому засыпанию. В народной колыбельной всё особенное: слова, ритм, интонация и мелодия – спокойная, светлая и… «закрывающая глазки», т.е. монотонная.
Для засыпания одну и ту же колыбельную поют снова и снова. Разнообразие не требуется, именно монотонность повторения помогает засыпанию. в колыбельных песнях малыш получает чёткую картину мира, жизни и роли Человека.
В русских колыбельных для детей принято многократно употреблять имя ребёнка. Это характерно именно для русских колыбельных. Например, в колыбельных некоторых других стран поётся «дитя» или «деточка». Слыша много раз своё имя, малыш постепенно его понимает, осознаёт себя больше и больше.
На музыкальных занятиях мы знакомимся с колыбельными песнями и попевками. Поём их куколкам, мишкам, зайкам…
А Вы поёте колыбельные своим детям?
Слушая колыбельные песни, ребенок чувствует комфорт, умиротворение, безопасность. Основное предназначение колыбельных – усыпить того, кому они поются. Но это лишь видимая функция колыбельной песни. В момент засыпания мозг ребенка находится в пассивном состоянии, но его подсознание, наоборот, наиболее активно.
Медики называют колыбельные универсальным терапевтическим средством, определяющим здоровье ребенка на всю жизнь: дети, которым в детстве не пели колыбельные песни, менее успешны в жизни и чаще страдающие психическими расстройствами. Колыбельные песни помогают установить особое эмоциональное отношение между их исполнителем и малышом.
Даже если взрослые (родители, воспитатели, педагоги) не уверены в своих музыкальных способностях, это не повод лишать малыша колыбельных песен. Здесь более важен эмоциональный посыл, который адресован ребенку.
Исследователи, обратившие внимание на важность колыбельных песен для развития современного ребенка, доказали влияние индивидуальности пения взрослого (родителей). В момент исполнения колыбельной родитель целиком принадлежит ребенку. Он дарит ему свою любовь, нежность, свою энергию. Такое близкое общение создает в ребенке уверенность не только в своих силах, но и в том, что его любят, что он важен для своей семьи.
Колыбельные песни развивают. Это первое соприкосновение ребёнка с искусством, и оно очень важно. Ребёнок слышит речь, учится воспринимать и обычный разговор, и песню. Он привыкает к голосу матери, запоминает мелодию и узнаёт её. Позже он начнёт различать слова и повторять их. Когда детишки подрастают, они с удовольствием поют колыбельные своим куклам и даже родителям.
Колыбельные песни – это то, что объединяет всех людей. Колыбельные песни сопровождают человека всю жизнь. Они появились давно, и будут существовать вечно. Все или почти все дети слушали их от своих мам, бабушек или нянь. Под звуки колыбельной песни малыш засыпает, погружаясь в мир сновидений. Через нее он узнает первые сведения об окружающем мире.
Пойте своим детям, хотя бы до трех лет, когда они укладываются спать, и продолжайте петь им еще в течение пяти минут после засыпания.
Как считает болгарский психотерапевт П.Рандев, это поможет им быть уравновешенными, спокойными и доброжелательными людьми в дальнейшем. Да и нам самим неплохо бы слушать на ночь колыбельные песни, так как их действие оказывается эффективнее медикаментов.
Какую же музыку слушать, чтобы изменить свое эмоциональное состояние? В депрессивном состоянии люди не воспринимают веселую музыку, зато, прослушивая элегии, ноктюрны и колыбельные песни, испытывают облегчение.
Недавно ученые из Геттингенского университета в Германии провели эксперимент: на группе добровольцев изучили влияние различных медикаментозных средств и колыбельных песен на качество сна. Мелодии оказались намного эффективнее медикаментов: после их прослушивания сон у испытуемых был крепким и глубоким. Музыка — лучший психотерапевт. Когда человек засыпает под нежные мелодии, он всю ночь видит хорошие сны.
Колыбельные песни — это заговоры-обереги, основанные на магической силе воздействия слова и музыки, на их способности успокоить, уберечь, охранить.
Исследования последних лет показали, что колыбельные песни снимают тревожность, возбуждение, действуют на ребенка успокаивающе. Этому способствуют плавная мелодия, ритмическое сочетание слова и движения (легкое покачивание, но не тряска!).
Сейчас есть несколько исполнительниц, собирающих, поющих и записывающих русские народные колыбельные: Валентина Георгиевская, Юлия Чернышова, Валентина Рябкова.
Мы можем с Вами вместе выбрать и выучить колыбельную песню, которую Вы перед сном споёте, и настроите вашего малыша на сладкий сон и радостное пробуждение.
Тексты колыбельных песен.
«Не ложись на бочок»
А баю, баю, баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок
Тебя схватит за бочок,
И утащит во лесок –
Под ракитовый кусток.
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.
«У кота ли у кота».
У кота ли у кота колыбелька золота,
У дитяти моего есть покраше его.
У кота ли у кота периночка пухова,
У дитяти моего есть помягше его.
У кота ли у кота изголовье высоко,
У дитяти моего есть повыше его.
У кота ли у кота одеяльце шелково,
У дитяти моего есть получше его,
Да покраше его, да помягше его,
Да почище его.
«Спи, сыночек мой».
Спи, сыночек мой, усни,
Люли – люшеньки – люли.
Скоро ноченька пройдет,
Красно солнышко взойдет.
Свежи росушки падут,
В полях цветушки взрастут.
Сад весенний расцветет,
Вольна пташка запоет.
Люли – люшеньки – люли,
Ты, сыночек, крепко спи.
Источник
Песня матери — главная песня в мире,
начало всех человеческих песен.
Расул Гамзатов
Детство ассоциируется с ласковыми мамиными руками и нежным голосом, звучанием тихой мелодии и успокаивающими словами колыбельной песни. Текст незатейливой колыбельной песенки прост, но её интонация полна теплоты и заботы, понимания и спокойствия. Первые слова, с которыми сталкивается ребенок, это речь мамы, колыбельная которую она напевает, успокаивая малыша.
Созданные в далеких веках, передаваясь из поколения в поколение, колыбельные песни дошли и до нашего времени. В них утверждается высшая ценность занимаемого ребенком места, потому что для полноценного психического развития ребенку важно утвердиться в том, что место, занимаемое его «Я» в этом мире — самое хорошее, его мама — самая лучшая, а дом — самый родной. [1]
Нежность, ласку, сердечность, задушевность, расслабление, успокоение несут колыбельные песни. Они снимают тревожность, возбуждение. Колыбельная — это как бы материнские руки, сомкнутые вокруг ребенка, не допускающие проникновение зла. [2]
Сегодня колыбельные песни стали уходить из нашей жизни. Современные мамы редко поют колыбельные своим детям, ссылаясь на отсутствие музыкальных способностей, не знания слов и дефицита времени. Очень часто, вместо колыбельной песни просто ставят тихую музыку, или ребенок засыпает под звуки телевизора. Сегодня мало кто из мам понимает важность колыбельной песни как средства развития ребенка и общения с ним. С колыбельной ребенок получает первые представления об окружающем мире: животных, птицах, предметах и начальные представления о жизни. [3]
При проведении НОД в средней группе по теме «Колыбельная пеня» выяснилось, что только семь детей сказали, что им поют мамы перед сном. После этого мною было проведено анкетирование среди родителей. Приняли участие 23 мамы, которые отвечали на заданные вопросы:
— Поёте ли вы своему ребенку колыбельные песни перед сном?
— Какие колыбельные вы знаете?
— Пели ли вам колыбельные в детстве?
— Как вы считаете: влияет ли колыбельная на развитие ребенка и общение с ним?
В результате часто поют колыбельные песни 30 %, иногда 22 %, не поют 48 %. Это натолкнуло меня реализовать проект «Баю — баюшки-баю», основной задачей которого стало приобщить родителей и детей к колыбельным песням, как неисчерпаемому источнику воспитательных и образовательных возможностей.
В рамках проекта я подобрала серию колыбельных в работе с детьми. Сколько в этих, казалось бы, незамысловатых песнях нежности, любви. Они удовлетворяют рано возникающую у ребенка потребность в ласке, теплоте, внимании. Дети не только слушали колыбельные, но и сами пели куклам и про кота — воркота, и про гулей, приучая слух к интонационному строю родной речи.
В беседах дети узнавали: для чего нужны колыбельные песни, что такое зыбка, люлька, кто такой Дрёма. В уголке «Русская изба», созданной в нашем саду, ребята знакомились с предметами старинного русского быта, им интересно было увидеть в действии прялку, колыбельку, расшитые вручную полотенца, подушечки, самовар, предметы домашней утвари. Все это помогло им «освоить» необычные для современного быта предметы.
В ходе реализации проекта в родительском уголке мною были размещены консультации о происхождении и значении колыбельных песен. Родители включились в творческую работу по сбору информации о колыбельных песнях. Многие мамы приносили мне тексты колыбельных, обменивались между собой. В итоге для родителей были созданы буклеты из авторских и русских народных колыбельных песен, записан диск с колыбельными, где после исполнения певцами, записана вторая часть минусовок этих песен, чтобы родители могли их выучить и затем сами петь своим детям.
Заключительным этапом практической части проекта стала драматизация детьми «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака, где мама мышка, тетя свинка, утка и т. д. пели мышонку свои колыбельные, которые мы сочинили вместе с детьми.
Это способствовало развитию творческих способностей детей, коммуникативных навыков, эмоционального отклика на музыку.
В результате проект помог организовать активную творческую деятельность, которая способствовала гармонизации отношений: педагог — дети — родители.
Образовательный проект для детей средней группы
Тема: «Баю — баюшки-баю»
Сроки: 2 месяца
Участники: дети средней группы, музыкальный руководитель Меркулова С. И., родители.
Актуальность: Колыбельные песни оказывают эмоциональное воздействие на ребенка, устанавливают тесную связь между матерью и ребенком. По своей сути колыбельная очень близка детям, они живо воспринимают её спокойный, ласковый характер. Образы персонажей колыбельных песен связаны с окружающим миром и бытом людей, поэтому в доступной форме ребенку открываются нормы и правила жизни, формируются смысловые установки на взаимоотношения с родителями, другими людьми, предостережения о возможных опасностях, на подсознательном уровне закладывается образ взрослой жизни.
Цель: Формировать интерес детей к колыбельным песням, традициям использования их в быту.
Задачи:
− Знакомить детей с жанром колыбельных песен.
− Развивать творческие способности, коммуникативные навыки, эмоциональный отклик детей на музыку.
− Учить детей петь русские народные колыбельные песни.
− Помочь осознать родителям важность колыбельных песен в современной жизни.
Подготовительный этап
Деятельность музыкального руководителя:
− изучение материалов о колыбельных песнях;
− подбор репертуара колыбельных песен;
− подбор сюжетных картинок, создание презентации по данной теме;
− подготовка СD записей с колыбельными;
− анкетирование родителей «Колыбельные песни в жизни вашего ребенка».
Деятельность детей:
− беседы «Мамина колыбельная», «Ходит сон близ окон», «Русская изба»;
− слушание колыбельных песен: «Серенький волчок» р.н.п., «Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи» р.н.п., «Уж ты, котенька-коток» р.н.п., «Бродит Дрема» р.н.п., «Люли, люли! Налетели гули» р.н.п., «Колыбельная» сл. С. Свиридова, муз. В. А. Моцарта, «Сон приходит на порог» В. Лебедева — Кумача.
− просмотр презентации и сюжетных картинок по данной теме;
− знакомство с предметами русской избы.
Деятельность родителей:
− помощь в подборе колыбельных песен;
− заполнение опросника, анкеты.
Основной этап
Деятельность музыкального руководителя:
− разучивание с детьми колыбельных песен: «Серенький волчок» р.н.п., «Ай, качи, качи, качи, прилетели к нам грачи» р.н.п., «Уж ты, котенька-коток» р.н.п., «Бродит Дрема» р.н.п., «Люли, люли! Налетели гули» р.н.п., «Баю-бай» сл. М Чарной, муз. М. Красевой.
− создание игровых ситуаций «Кукла хочет спать», «Игрушки устали»;
− разучивание ролей с детьми для драматизации «Сказки о глупом мышонке»
− включение записей колыбельных песен детям в тихий час в детском саду.
Деятельность детей:
− пение колыбельных песен;
− обыгрывание ситуаций по содержанию колыбельных песен;
− разучивание по ролям «Сказки о глупом мышонке» С. Я. Маршака;
− попытки импровизировать мелодию колыбельной на текст из сказки;
− слушание колыбельных перед сном в тихий час.
Деятельность родителей:
− консультация «Значение колыбельных песен в жизни маленького ребенка», «Пойте детям перед сном»;
− создание буклетов из авторских и русских народных колыбельных песен.
Заключительный этап
Деятельность музыкального руководителя:
− запись СD диска с колыбельными для родителей;
− организация и проведение драматизации «Сказки о глупом мышонке».
Деятельность детей:
− участие в показе «Сказки о глупом мышонке» детям младшего возраста с пением колыбельных для мышонка.
Деятельность родителей:
− помощь в изготовлении костюмов для показа сказки;
− использование буклетов и СD диска с колыбельными песнями для слушания и пения их своим детям дома.
Конечный продукт
− Проявление у детей эмоциональной отзывчивости при прослушивании и пении колыбельных песен.
− Изменения в игровой деятельности детей с куклами (укладывая кукол спать, напевают колыбельные песни, качают на руках).
− Использование воспитателями колыбельных песен в саду в режимных моментах.
− Родители стали чаще петь колыбельные своим детям перед сном.
Литература:
- Батурина Г. И., Кузина Т. Ф. «народная педагогика в воспитании дошкольников» Москва 1995 с.7
- Панова С. «Влияние колыбельных песен на детей и взрослых»
- www.happy-kidspage.php.
- Радынова О. П. «Баюшки-баю». Слушаем и поем колыбельные песни. «Владос» 1995. с.12
- Фаустова Н. «Колыбельные для всей семьи» https://wwwdreamsong.ru
- Русские колыбельные песни. http:rospil.rufolklorehtm
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, песня, глупый мышонок, песнь, музыкальный руководитель, колыбельная песнь, деятельность родителей, деятельность детей, родитель, заключительный этап.
Источник