Роль картины в развитии ребенка
Жигарина Марина Сергеевна
Консультация для воспитателей значение картинок в развитии речи
Особую роль картинки в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Тихеева Е. И.
Она писала что картинкам как фактору умственного развития ребёнка должно быть отведено почётное место с первых лет жизни. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения.
Поэтому-то картины так цены и значение их так велико. Рассматривание картиныв раннем детстве преследует тройную цель:
1. Упражнение способности наблюдению.
2. Поощрение сопутствующие к наблюдению интеллектуальных процессов (мышление, воображение, логического суждения).
3. Развития языка ребёнка.
Большую радость, которую доставляют ребёнку, начиная со второго года жизни рассматривание картинок, развивают сенсорно-моторные способности восприятия. Развивается способность при рассматривании картинок разбираться, при участии языка в её подробностях.
Занятия с детьми по картинкам в методике развития речи занимает первенствующее место. Свои перспективы ребёнок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником в деле развития его языка «По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития. Дети проявляют исключительную любовь к картинкам: они напоминают им видимое, или лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития языка ребёнка».Поэтому в ДОУ проводятся два вида занятий: рассматривание картинок с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картинки. При этом дошкольники овладевают преимущественно диалогической речью. Способствует развитию монологической речи. Дети младшего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога. Рассматривая картину, маленький ребёнок всё время говорит. И поэтому педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми путём наводящих вопросов.
Таким образом, рассматривание картин побуждает ребёнка к речевой активности, обуславливает тему и содержание рассказов, их нравственную направленность.
Особое место в работе по развитию у детей речи занятия и игры с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, малыши узнают персонажей, изображённых на картинке, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определённые словесные обозначения – названия. Рассматривая изображения и названия их, дети называют и предметы, которые в данный момент не воспринимают, но названия которых хранятся в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи детей раннего возраста.
Рассматривание картинок, название не только того, что на них нарисовано, но и того, что отсутствует на изображении, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитииу детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, рассказы, а позже и самим их пересказывать.
Работа с картинками должна строиться по принципу от простого к сложному. Сначала следует предлагать детям изображения лиц, а также отдельных простых по форме предметов, наиболее часто встречающихся в их повседневной жизни (чашка, кроватка, туфельки, кошка, мышка). Затем эти изображения можно усложнять, вводя дополнительные детали.
В педагогическом процессе можно использовать разнообразные тематические наборы картинок: (посуда, одежда, овощи, животные и т. п.); сюжетные картинки с изображением различных действий (кошка пьёт молоко) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам).
В играх с картинками дети могут не только называть изображённые на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развёрнуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок – заменителей реальных предметов.
Подобные игры способствуют расширению словарного запаса, формированию обобщённого значения слов, развитию грамматического строя речи, стимулируют активное её использование. Картинки играют важную роль и в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными словом.
У детей младшего возраста при рассматривании картинок формируется представление о величине, цвете, различие состояний. При рассматривании увеличивается словарный запас. Важно направлять внимание ребёнка на детальное рассматривание изображения. Это повышает интерес к тому, что изображено, помогает развивать обобщение и различные операции, устанавливать связи.
В результате у ребёнка формируется умение не только повторять слова вслед за воспитателем, но и самостоятельно высказывать свои суждения.
Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведёт рассказ своими словами.
При рассматривании иллюстраций ребёнок сам может рассказать что написано в книге. Он может так же помочь детям вспомнить свой рассказ, по поводу той или иной иллюстрации.
Воспитание высокообразованных людей включает в себя овладении всеми богатствами родного языка. Поэтому одна из главных задач Д. О. У. – формирование правильной устной речи детей на основе овладения ими литературного языка.
Источник
Похожие главы из других работ:
Использование подвижных игр как средства развития двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
1.1 Подвижные игры и их роль в развитии детей старшего дошкольного возраста
Игра была спутником человека с незапамятных времен. Прогрессивные русские ученые — педагоги, гигиенисты (П.Ф. Лесгафт, А.П. Усова и многие другие) раскрыли роль игры как деятельности…
Организационные основы оптимизации двигательной активности детей с задержкой психического развития
1.1 Роль двигательной активности в развитии детей дошкольного возраста
Хорошо известно, что правильно организованная двигательная активность — важнейший фактор формирования здорового образа жизни и укрепления здоровья человека вне зависимости от его возраста…
Особенности познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста в педагогическом процессе
2.1 Роль предметно — развивающей среды в познавательно — речевом развитии детей дошкольного возраста
Одно из условий для полноценного познавательно — речевого развития детей предусматривает обеспечение развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ…
Развитие и воспитание детей до трех лет
3. РОЛЬ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ОСНОВНЫХ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Систематическая, наполненная разнообразным содержанием двигательная деятельность детей играет важную роль в их физическом и психическом развитии. Расширение и обогащение двигательного опыта детей — одна из основных задач…
Развитие связной речи старших дошкольников посредством словесных игр
1.3 Роль словесных игр в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. У детей с речевыми нарушениями отмечаются отклонения не только в речевом развитии, но и в эмоционально-волевой сфере…
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами окружающей природы
1.2 Роль природы в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
Богатейший эмоциональный опыт дает детям природа. Трудно представить себе творческое развитие детей без привлечения в помощники воспитателю природы — этого самого естественного источника красоты…
Развитие творческих способностей дошкольников в условиях организационной учебной деятельности по аппликации из нетрадиционных материалов
1.3 Роль организованной образовательной деятельности в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте проводятся непосредственно организованная образовательная деятельность, предусматривающие традиционные виды: продуктивная, познавательная, художественная, конструктивная…
Развитие фонематического слуха ребенка дошкольного возраста вне рамок непосредственно образовательной деятельности
1.3 Роль игры в развитии фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста
Игра — основной вид деятельности ребенка в дошкольном возрасте. «Для ребят дошкольного возраста — писала Н.К. Крупская [10], — игры имеют исключительное значение: игра для них — учеба, игра для них — труд, игра для них — серьезная форма воспитания»…
Речевая готовность детей старшего дошкольного возраста к школьному обучению
1.3 Роль игровой деятельности в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста
В психологической и педагогической литературе имеется не мало исследований игр детей (Н.Н. Алексариной, С.Л. Новоселовой, Н.Н. Полагиной и др.). Впервые ее элементы появляются в младенческом возрасте, а в дошкольном складываются внешние формы…
Роль игры в развитии речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи
1. Роль игры в развитии речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
…
Роль сверстника и взрослого в социальном развитии ребенка дошкольного возраста
1.1 Роль взрослого в развитии детей дошкольного возраста
Развитие дошкольника характеризуется существенным расширением спектра межличностных отношений, которые на предшествующем этапе развития — раннем возрасте — сводились к узкому семейному кругу…
Слушание музыки в детском саду как основной путь развития эмоциональной отзывчивости, воспитание интереса к музыке
1.2 Роль слушанья музыки во всестороннем развитии детей дошкольного возраста
Музыка, как и другие виды искусства, отражает действительность. В опере и балете она характеризует поступки, отношения, переживания героев. В музыке изобразительного характера, которую можно назвать «музыкальной живописью»…
Сюжетно-ролевая игра как средство формирования и развития воли у детей среднего дошкольного возраста
1.2 Роль сюжетно-ролевых игр в психическом развитии детей среднего дошкольного возраста
сюжетный ролевой игра дошкольник
Проблема сюжетно-ролевой игры как основного вида деятельности — одна из самых сложных и неоднозначно оцениваемых в психологии и педагогике.
Существуют различные концепции, которые пытаются раскрыть природу…
Театрализованные игры, их характеристика. Методика руководства театрализованными играми
1.1 Роль театрализованных игр в развитии и воспитании детей дошкольного возраста
Театр — это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому…
Формирование пространственных представлений у детей в норме с общим недоразвитием речи
ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРИ НОРМАЛЬНОМ РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ И ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ
…
Источник
Юлия Чаплыгина
Роль искусства в развитии ребенка
Искусство является уникальным явлением в жизни общества. Его возникновение не связано с добыванием пищи и нахождением укрытия. Оно появилось на заре развития человечества как способ самовыражения, как результат творческого осмысления человеком окружающего мира. При этом искусство как таковое не свойственно другим представителям животного мира, самовыражаться творчески – это прерогатива людей.
В современном мире искусство – это не только способ передачи информации, но и своеобразный «будильник» для человеческой души. Оно пробуждает в сердцах людей все самое прекрасное, призывает к благородным поступкам, актуализирует нравственные ориентиры. И, конечно, искусство воспитывает. Его роль в воспитании человека невозможно переоценить.
Говоря об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для нормального развития ребенка. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.
Развиваясь с помощью искусства, ребенок выступает не только как зритель, но и как творец. Детям доступны практически все виды изобразительного и декоративно-прикладного творчества – рисование, лепка, вышивка, плетение и другие. Такое творческое выражение необходимо детям, оно помогает развитию их талантов, может стать призванием и делом всей жизни.
Но еще более необходимо искусство как таковое, а особенно творчество детям с какими-либо нарушениями развития. Давно уже известно, что творчество способно исцелять, а также корректировать последствия даже самых тяжелых врожденных заболеваний. Неслучайно все реабилитационные программы для детей-инвалидов не обходятся без приобщения малышей к искусству.
Благодаря творчеству, дети с ограниченными способностями, вырастая, становятся полноценными членами общества – многие их недостатки благодаря искусству компенсируются, вплоть до полного выздоровления. Для многих детей (а впоследствии взрослых) с тяжелыми органическими нарушениями творчество становится практически единственной возможностью познания окружающего мира и единственной возможностью диалога.
Роль изобразительного и прикладного искусства в воспитании ребенка связана с естественной потребностью человека к самовыражению. Каждому человеку, независимо от возраста, необходимо в какой-либо форме выплескивать новые впечатления, позитивные и негативные эмоции, возникающие в связи с теми или иными событиями.
Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого дошкольника, даёт возможность проявить себя, реализовать свою активность без давления со стороны взрослого.
Для детей время течет медленнее, а все без исключения события и переживания являются чрезвычайно важными. Для правильного развития ребенка необходимо, чтобы внешние проявления его интеллекта и психики (мысли, эмоции) были направлены «в мирное русло». Другими словами, чтобы ребенок не оставался наедине со своими переживаниями, а научился выражать их в каком-либо творчестве.
По мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже психические нарушения.
Приобщение детей к искусству начинается уже с самого раннего возраста и продолжается вплоть до взросления. Даже если искусство не станет призванием человека, и его будущая профессия будет слабо связана с творчеством, оно все равно необходимо, так как создает условия для гармоничного развития личности.
В процессе воспитания детей искусство используется не только как эталон прекрасного, нравственный ориентир и способ самовыражения. Огромную роль оно играет и в процессе познания окружающего мира. Изображая окружающие предметы и явления, ребенок овладевает такими понятиями, как форма, цвет, оттенок, размер, масштаб, перспектива и другими. В результате познавательная деятельность ребенка протекает активнее, быстрее и эффективнее формируется базовый понятийный аппарат, развивается образное мышление.
Не говоря уже о том, что большинство видов декоративно-прикладного творчества способствуют развитию мелкой моторики, которая в свою очередь стимулирует те участки головного мозга, которые связаны с памятью, вниманием, усидчивостью и другими качествами, необходимыми для успешного обучения. Поэтому дети, имевшие возможность творческого самовыражения, наиболее успешны в учебе и других видах интеллектуальной деятельности.
Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения, а некоторые специалисты говорят даже о пренатальном периоде.
Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства, как и наставниками, выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. От того, каким будет старт, зависит дальнейшее развитие ребенка, полнота и красота его личности, успешность во взрослой самостоятельной жизни. Поэтому главной задачей педагогов и родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.
Приложение: дети рисуют картины известных художников
Источник
Особую роль картинки в развитии ребенка и в развитии речи детей дошкольного возраста отводила Е.И. Тихеева. [12] Она описала что картинам как фактору умственного развития ребенка должно быть отведено почетное место с первых лет его жизни. Мы знаем, какое громадное значение имеют опыт и личное наблюдение ребенка для развития его и мыслительной способности и речи. Картины раздвигают поле непосредственного наблюдения. Образы, представления, ими называемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, называемые голым словом. Видеть жизнь во всех ее проявлениях собственными глазами нет никакой возможности. Поэтому-то картины так ценны и значение их так велико. Рассматривание картины в раннем детстве преследует тронную цель:
1) Упражнение способности к наблюдению;
2) Поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения).
3) Развитие языка ребенка.
Большинство восприятий ребенка становится его достоянием, пройдя через его моторную сферу, его деятельность. Одни лишь картины специально предназначены для того, чтобы поощрять развитие спокойного, немоторного созерцания.
Большая радость, которую доставляют ребенку, начинания со второго года, картинки, доказывает, что наряду с сенсорно-моторным способом восприятия у него проявляются уже начатки функций высшей формы — чисто созерцательной. Развивать способность рассматривать картинку, разбираться при участии языка в ее подробностях — основная цель при занятиях с детьми дошкольного возраста. Занятиям с детьми по картинкам принадлежит методике развития речи детей первенствующее место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Эта потребность является пособником для развития его языка. Молчаливое рассматривание картины составляет исключение. Рассматривая картинку, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.
При выборе картин в целях обогащения представлений, понятий и развития языка следует соблюдать строгую постепенность, переходя от доступных, простых сюжетов к более трудным и сюжетным. По своему содержанию картина должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор для расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинам: они напоминают им виденное, ими лично пережитое, возбуждают их воображение. Этой любовью следует широко пользоваться для развития наблюдательности, ясности мышления и языка детей. Содержание картин постепенно усложняется: Деям дошкольникам от одного до трех лет, мы предлагаем картины с изображением одного хорошо им известного предмета (собаки, кошки, яблока и т.п.). Трехлеткам можно предложить два — три предмета в логическом соотношении. Для детей 6-7 лет на картинах могут быть представлены сложные ситуации. Для них картины являются не только средством для закрепления представлений о знакомых предметах и явлениях, но и для ознакомления с новыми, добытыми путем жизненных наблюдений.
Ведя с детьми занятия по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями.
1. Картина должна быть графически грамотной и не одной из своих деталей не искажать действительности.
2. Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.
3. Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребенок проявляет интерес и внимание.
4. Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано.
5. Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.
6. Занятия по картинам достигают всех связанных с ними целей только при активном пользовании воспитателем и детьми речевого общения.
7. Картина, показывается детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети усаживаются против нее полукругом. Для показа необходима специальная полочка. Показывать пальцем не дозволяется.
8. Участвуя в игре или занятии, педагог своим примером, показом стимулирует детей к желательным речевым реакциям.
Виды работы по картинам многочисленны. Одна и та же картина может служить материалом для ряда разнообразнейших видов занятий. Не надоедать одними и теми же впечатлениями и образцами — одно из педагогически правил. Надо стремиться, чтобы рассматриваемые картины способствовали развитию в детях эстетического чувства.
Детский сад должен позаботиться о том, чтобы у него был подбор картин, могущий удовлетворять все запросы текущей работы. Помимо картин, назначенных для вывешивания на стене, дожжен быть подбор картин, классифицированных по темам, назначение которых — служить материалом для проведения определенных методических занятий. Для этих целей могут служить открытки, картинки, вырезанные из пришедших в негодность книжек, журналов, даже газет, и наклеенные на картон, монтированные из частей плакатов. Воспитательницы владеющие графической грамотностью, могут простенькие, несложные картинки рисовать сами. Ради удобства пользования картинами надо основательно подумать технику их хранения. Для каждой темы должно быть свое место: конверт, ящик, место в шкафу и т.п. Только в том случае педагог сможет в любой момент найти нужную картину. Содержание картин, вывешиваемых на стене обусловлено запросами текущей педагогической работы. Требованиями и условиями момента, а потому они должны соответственно меняться. Дети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственным интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей. Содержание их должно быть по возможности разнообразно и доступно пониманию детей. Картинки для свободного пользования детей выкладываются в сменном порядке на определенный срок в местах, откуда дети берут по своему усмотрению: в коробках и т.п. Большое внимание должно быть обращено на то, чтобы и эти картинки сортировались и хранились так, чтобы пользование ими не вызывало у детей никаких затруднений. Картинки играют огромную значительную роль в развитии речи детей, поэтому необходимо как можно шире использовать их в практике.
Источник