Роль эмоционального развития в формировании личности ребенка

Роль эмоционального развития в формировании личности ребенка thumbnail

Галина Федяева
Роль социально-эмоционального воспитания в развитии личности дошкольника

«Воспитание не сводится к обучению ребенка совокупности известных знаний и умений, а необходимо предполагает формирование эмоционального отношения к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами, нормами.»

А. В. Запорожец

Многие годы дошкольное воспитание детей в нашей стране в большей мере было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако особенность дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями и навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «я», нравственных ценностей и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Важно не только научить бегло читать, верно считать, грамотно писать, но и осуществлять его социально-эмоциональное развитие: умение ребенка общаться, устанавливать дружеские отношения с другими детьми, разрешать конфликтные ситуации.

С самого раннего возраста ребенок включается в систему взаимосвязей с другими людьми. Однако даже непосредственное общение людей на самом деле является сложным и многогранным процессом. В нем осуществляется коммуникативное взаимодействие, происходит обмен информацией. Основными средствами общения людей являются речь, жесты, мимика, пантомима. Еще не владея разговорной речью, ребенок точно реагирует на улыбку, тон, интонацию голоса.

Общение предполагает понимание людьми друг друга. Но маленькие дети эгоцентричны. Они считают, что другие думают, чувствуют, видят ситуацию так же, как он и, поэтому им трудно войти в положение другого человека, поставить себя на его место. Этим объясняются и столь частые ссоры, споры и даже драки между детьми.

Еще сложнее не просто понять другого человека, представить себе его переживания, но и эмоционально откликнуться на них. Тем более это сложно для маленького ребенка.

Постепенно, на основе опыта общения, у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность учитывать чувства, желания других, причины их поступков.

Характер общения во многом зависит от социальной позиции человека‚ его социальной роли. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться, и различны для каждой субкультуры принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. И ребенку предстоит этому научиться.

В первую очередь необходимо научить ребенка любить. Любить людей: всех вместе и каждого отдельного человека. Видеть в любом, даже не в очень хорошем человеке, его светлые качества. Научить любить самого себя, осознавая свое несовершенство. Уметь не загонять вглубь себя свои чувства, а понимать и выражать их. Помочь научиться управлять гневом, страхом, робостью и другими эмоциями.

Ценность эмоциональной составляющее как базисной составляющей человеческой жизни не вызывает сомнений. Эмоции (от лат. еmovere — потрясаю, волную) – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи. Именно поэтому многие психологи (Л. И. Божович, В. К. Вилюнас, А. В. Запорожец, В. П. Зинченко) утверждают, что формирование эмоций является важнейшим условием развития его как личности.

Л. С. Высотский отмечал: «Именно эмоциональные реакции должны составлять основу воспитательного процесса».

К. Э. Изард, настаивая на том, что эмоции, переживаемые человеком, оказывают непосредственное влияние на качество выполняемой им деятельности – работы, учебы, игры, приводит следующий факт: «Благотворное влияние положительных эмоций на процессы мышления, памяти и на уровень выполнения заданий было выявлено в ряде исследований, проведенных с детьми дошкольного возраста».

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций.

Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником — эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в дошкольном образовательном учреждении понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.

Организовывая среду дошкольного учреждения необходимо создание не столько предметно-развивающей сколько эмоционально развивающей среды, т. е. такой среды, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной среды ребенка от раннего возраста, как условие его дальнейшего успешного и гармоничного развития. Для выполнения этой задачи необходимо определить условия, влияющие на эмоциональную атмосферу дошкольного образовательного учреждения. К ним относятся:

1) Профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе, или эмоционально-поддерживающий компонент среды. Воспитание через эмоциональное воздействие – тонкий процесс. Невозможно произвольно, по заказу, вызвать у себя то или иное чувство, как невозможно ждать от ребенка, чтобы он переживал то, что он не переживает, не чувствует, или переживал и демонстрировал только позитивно-окрашенные эмоции. Задача состоит не в том, чтобы подавлять или нивелировать эмоции, а в том, чтобы уметь их прямым или косвенным образом направлять, организовывая деятельность ребенка. Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей младшего возраста необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие.

2) Внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели, или эмоционально-настраивающий компонент среды. Эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоционального напряжения, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильной безопасности.

3) Режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада, или эмоционально-стабилизирующий компонент среды.

Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, питания, выполнения правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционально состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развитие организма. Если режим дня и дисциплина отсутствует в окружение ребенка, то он не чувствует себя защищенным от внешней среды и начинает искать более стабильные жизненные территории.

4) Разнообразие занятости детей — игры, занятия, сюрпризные моменты, праздники, или эмоционально-активизирующий компонент среды.

Активизация эмоциональных состояний происходит или при «радости узнавания» или при встрече с чем-то новым, необычным, но не пугающим. Чаще всего эмоциональная активация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. В игре закладывается база для других видов деятельности.

5) Проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально—тренирующий компонент среды.

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка, его познавательной и эмоционально-личностной сферы. Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером. Не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психо-физической разрядки и профилактики. Также нужно включать психогимнастический комплекс в дни, когда запланированы занятия с высокими интеллектуальными или психоэмоциональными нагрузками. Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Источник

Анна Ващилина
«Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка». Консультация для родителей

Среди глобальных проблем человечества наиболее остро заявляющих о себе в новом XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей. Постоянно сменяющиеся переживания, эмоции — без них невозможно представить жизнь детей. Психологи относят эмоциональность ребенка к природно заданной возрастной ценности.

Дети очень впечатлительны, открыты для освоения окружающего мира, стремятся к признанию себя среди других людей. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться и самореализоваться в деятельности. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в детстве, является прочным и принимает характер установки. Современная социальная ситуация далеко не всегда способствует удовлетворению потребности дошкольников в эмоциональных переживаниях, обогащению их яркими впечатлениями, неповторимыми образами окружающего мира. Многие явления и события, волнующие и оставляющие неизгладимый след в душе, остаются незамеченными со стороны родителей. Сегодня утерян целый ряд семейных традиций, общения сверстников. Все большее образовательное значение придается ранним интеллектуальным успехам и достижениям, программам с компьютерным обучением, увлечение которыми сокращает живое человеческое общение, так необходимое ребенку эмоционально-чувственное познание окружающего, приводит к преждевременному взрослению детей. Нередкими стали случаи различного рода отклонений в эмоциональном развитии детей, проявления агрессивности, тревожности, эгоцентризма, нежелания сочувствовать и сопереживать, радоваться другим.

Поэтому предлагаю консультацию для родителей «Роль семьи в эмоциональном развитии ребенка«

Значительная роль в развитии эмоционально-волевой сферы ребенка принадлежит семье. В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и нравственные принципы, ценностные ориентации, отношение к окружающим людям, к самому себе, к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных, семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности, любви, уважения, доброты. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть ограниченным, односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно важными, например, развитием интеллекта, и при этом не уделяется существенного внимания другим сторонам личности, необходимых ребенку для нормального психического развития.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение имеет место тогда, когда ценностные ориентации членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Огромную роль в развитии ребенка имеет психологический микроклимат семьи, определяющийся в значительной степени характером взаимоотношений членов семьи. И в первую очередь родителей. При положительных взаимоотношениях существенную роль играет степень участия ребенка в общих делах, заботах семьи. Хорошо, если ребенок чувствует себя нужной и важной частью своей семьи, ощущает себя любимым и защищенным. Родители, которые любят и принимают своего ребенка таким какой он есть, активно живут жизнью ребенка, помогая справляться ему со своими детскими, но очень значимыми для него трудностями, не отмахиваются от него, пуская его в свою взрослую жизнь, способствуют формированию у ребенка положительной самооценки, уважения к себе и к окружающим людям.

Отношения, усвоенные в семье, ребенок переносит в окружающий социум. От этого зависит и то, как он будет общаться со взрослыми и сверстниками. Как правило, ребенок, воспитывающийся в эмоционально благополучной семье, имеет высокий уровень развития коммуникативных способностей, общение со сверстниками не вызывает затруднений.

Отрицательные взаимоотношения в семье (конфликты, ссоры) наносят огромный вред настроению ребенка, его работоспособности, взаимоотношениям со сверстниками.

Жизнь маленького человека начинается в семье, и именно в семье закладывается фундамент физического, психического и нравственного его развития. Взрослые должны заботиться о здоровье малыша, о его физическом и психологическом благополучии, поддерживать позитивное настроение, воспитывать нравственные качества. В семье с раннего возраста ребенок получает первые образцы отношения взрослых к окружающим и к нему самому. Подражая взрослым, ребенок овладевает языком эмоциональной экспрессии, учится понимать эмоциональные состояния близких ему людей, получает первые представления о нормах и правилах поведения, об отношении людей друг к другу, о человеческих ценностях.

Атмосфера взаимопонимания в семье, педагогические и психологические знания родителей положительно влияют на развитие ребенка, его психологическое самочувствие, на формирование социальных и нравственных качеств ребенка. В то же время психологи и врачи отмечают, что семейные конфликты, разнонаправленные требования к ребенку, непонимание его интересов и игнорирование их, могут вызвать отрицательные переживания у детей и оказаться факторами, способствующими развитию неврозов, психосоматических заболеваний.

Семья с ее своеобразным, только ей присушим психологическим климатом, оказывает решающее влияние на эмоциональное самочувствие ребенка, его интеллектуальное развитие, психическое состояние, от которого зависит то, как ребенок будет относиться к окружающей действительности, к людям и к себе самому. Кроме того, взаимодействие ребенка с родителями является первым опытом взаимодействия с окружающим миром. Этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми, которые передаются из поколения в поколение.

В семьях, где привычными стали грубость, окрик, конфликты, преобладают сниженное настроение всех членов семьи, скука, недовольство и собой и всем на свете. Такая семья — источник угрозы и беспокойства для детей. В таких семьях чаще всего дети становятся агрессивными, конфликтными или тревожными, но и те, и другие имеют очень низкую самооценку. Вырастая, они несут по жизни конфликтность, раздражительность, пессимизм.

Семья, отношения в которой строятся на доверии, доброй воле, улыбке, взаимоуважении, дает ни с чем не сравнимую радость жизни, позволяет раскрываться индивидуальности каждого члена семьи, воспитывает любовью, которая, зародившись у родного порога, изливается не только на близких людей, но и на совсем незнакомых людей.

Источник

Наталья Владиславовна Шипунова
Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы)

«Эмоционально-личностное развитие дошкольников»

В современной отечественной педагогике достаточно часто используются понятия «эмоциональный комфорт детей», «социальная компетентность» и др. Но программно — методическое обеспечение эмоционального развития дошкольников существенно отстает от потребностей практики.

Традиционно считалось, что главная задача дошкольного детства — дать ребенку основные знания, умения, навыки. Говорилось о воспитании чувств, преимущественно этических и эстетических, но абстрактно «создавать детям эмоционально комфортную атмосферу»).

В настоящее время ситуация несколько изменилась. Качество дошкольного образования ни в коем случае не должно сводится к результатам, которые демонстрирует ребенок, — оно обязательно связано с “ежедневной радостью ребенка”. Воспитателю необходимо быть крайне внимательным к эмоциональному состоянию каждого дошкольника, адекватно интерпретировать его поведение, понимать причину душевного дискомфорта и выбирать наиболее эффективную и оправданную в конкретной ситуации форму педагогического воздействия.

Однако остаются нерешенными многие проблемы, например: не учитывается в должной степени роль семьи в благополучном эмоциональном развитии ребенка; четко не отработаны формы взаимодействия педагогов и родителей по устранению причин эмоциональных трудностей детей и др.

Работа по развитию эмоциональной сферы ребенка всегда считалась прерогативой психологической службы дошкольного учреждения. Однако до сих пор не во всех детских садах есть такая служба.

Кроме того, даже при наличии в ДОУ высококвалифицированного педагога-психолога работа по развитию эмоционально- личностной сферы дошкольника должна продолжаться воспитателями в каждой группе.

В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении. Соответствующим образом организационная работа (занятия, совместная дельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию способна не только обогатить опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные проблемы.

Совместная деятельность, проходит в непринужденной, свободной атмосфере. Установка на игру, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.

Педагогическую работу строим с учетом следующих положений.

1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции. Так, в раннем и младшем дошкольном возрасте прослеживается тесная связь между эмоциональной и сенсорной сфера

2. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства. Практическому воплощению этого принципа способствует учет интересов детей, определяемых их возрастом (сказки, игры, занимательные задания, экспрессивное самовыражение).

3. Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, особо хотелось подчеркнуть значение игры. Игра создает благоприятную обстановку для эмоциональных проявлений, творческой самореализации. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций.

Важное место принадлежит сенсорным играм, которые, помимо выполнения своей основной задачи, активизируют механизмы эмоционального отклика, опосредованно приводят в действие эмоциональную сферу в целом. Эти игры не требуют большой предварительной подготовки и весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.

Используем игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности — иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др.

В работе с детьми используются произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и др. обогащают словарь, развивают отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного диалога педагога с детьми.

Если эмоционально ребенок в группе чувствует себя хорошо происходит его полноценное социальное развитие. Так, по результатам наших наблюдений выявляются положительные результаты: дети проявляют открытость, доверие к взрослым и друг к другу. Одним из важнейших моментов эффективного обучения является эмоциональный фон. Результат? Наши дети начинают чувствовать себя более свободно, не боятся высказываться, вступают в диалог с воспитателем и сверстниками. Поддерживая в ребенке радостное настроение, мы укрепляем его психическое и физическое здоровье.

Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить — этому научиться сложно.

Я искренне надеюсь, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и наыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать:

«Пусть всегда буду Я!».

Эмоционально-личностное развитие дошкольников (из опыта работы)Роль эмоционального развития в формировании личности ребенкаРоль эмоционального развития в формировании личности ребенкаРоль эмоционального развития в формировании личности ребенка

Источник