Роль эгоцентрической речи в психическом развитии ребенка

Роль эгоцентрической речи в психическом развитии ребенка thumbnail

Эгоцентрическая речь — (от лат. еgо — я, сеntrum — центр круга) — речь, обращенная к самому себе, регулирующая и контролирующая практическую деятельность ребенка.

Иногда мы встречаем такую форму речи и во взрослом возрасте, когда человек совершает какие-либо действия в первый раз, проговаривая вслух (как бы сам себе) свои действия.

Выдающийся отечественный психолог Л.С. Выгодский считал, что эгоцентрическая речь — как бы переходный этап от внешней к внутренней речи.

Этот переход является общим законом для развития всех высших психических функций, которые возникают первоначально как формы деятельности в сотрудничестве и лишь затем переносятся ребенком в сферу своих психологических форм деятельности.

Таким образом, проговаривание своих действий вслух практикуется до тех пор, пока они не становятся навыком, который действует автоматически.

Понятие эгоцентрической речи используется также в патопсихологии при описании соответствующих синдромов.

Внутренняя речь — скрытая вербализация, сопровождающая процесс мышления. Ее проявления наиболее явны при умственном решении различных задач, мысленном планировании, внимательном слушании речи других людей, чтении текстов про себя, при заучивании и припоминании. В плане внутренней речи осуществляется логическое упорядочивание воспринимаемых данных, включение их в определенную систему понятий, проводится самоинструктирование, осуществляется анализ своих действий и переживаний. По своей логико–грамматической структуре, существенно определяющейся содержанием мысли, внутренняя речь представляет собой обобщенные семантические комплексов, состоящие из фрагментов слов и фраз, с которыми группируются различные наглядные образы и условные знаки. При столкновении с затруднениями или противоречиями внутренняя речь приобретает более развернутый характер и может переходить во внутренний монолог, в шепотную или громкую речь, в отношении которых проще осуществлять логический и социальный контроль.

ПИАЖЕ!!!!

Итак, концепция детского эгоцентризма занимает как бы место центрального фокуса, в котором перекрещиваются и собираются в одной точке нити, идущие от всех пунктов. С помощью этих нитей Пиаже сводит к единству все многообразие отдельных черт, характеризующих логику ребенка и превращает их из бессвязного, неупорядоченного, хаотического множества в строго связанный структурный комплекс явлений, обусловленных единой причиной. Теперь попытаемся выяснить мысль самого Пиаже, определить в чем автор видит фактическое основание своей концепции. В своей книге «Речь и мышление ребенка» автор пытается разрешить вопрос: «какие потребности стремится удовлетворить ребенок, когда он говорит?». Речь даже у взрослых людей существует не только для функции сообщения мысли. С помощью исследований, проведенных на утренних занятиях «Дома малюток» Института Ж.-Ж. Руссо, Ж. Пиаже удалось классифицировать детскую речь по функциональным категориям. В течении месяца несколько человек тщательно записывали (с контекстом) все, что говорил тот или иной ребенок.

После обработки полученного материала Пиаже делит разговоры детей на две большие группы: эгоцентрическую и социализированную. Произнося фразы, относящиеся к эгоцентрическому типу речи, ребенок не интересуется тем, кому он говорит и слушают ли его. Пиаже пишет: «Эта речь эгоцентрична прежде всего потому, что ребенок говорит лишь о себе, именно потому, что он не пытается стать на точку зрения собеседника. Собеседник для него – первый встречный. Ребенку важен лишь видимый интерес, хотя у него, очевидно, есть иллюзия, что еге слышат и понимают. Он не испытывает желания воздействовать на собеседника, действительно сообщить ему что-нибудь6 это разговор вроде тех, что ведутся в некоторых гостиных, где каждый говорит о себе и никто никого не слушает»[1]. Далее Пиаже разделяет эгоцентрическую речь на 3 категории: повторение, монолог и «монолог вдвоем».

Читайте также:  Значение творческой деятельности в развитии ребенка

1) Повторение (эхолалия). Речь и идет лишь о повторении слов и слогов. Ребенок повторяет их ради удовольствия говорить, не думая ни о том, чтобы обратиться к кому-нибудь, ни даже о том, чтобы произносить осмысленные слова. Это один из последних остатков младенческого лепета, не содержащий в себе, видимо, никакой общественной направленности. Действительно, в первые годы жизни ребенок любит повторять слова, которые он слышит, имитировать слоги и звуки даже тогда, когда они не имеют смысла. Пиаже замечает, что функции этого явления невозможно определить в одной формуле, т.к. это психическое состояние составляет « полосу деятельности ребенка – полосу, которую можно найти в любом возрасте с иным только содержанием, но всегда тождественную в своих функциях». Пиаже находит в этом явлении сходство с игрой, ребенок повторяет слова ради удовольствия, развлечения. Т.е. ребенок повторяет слова не для того, чтобы приобщиться к разговору, а просто, чтобы поиграть с ними.

2) Монолог. Ребенок говорит сам с собой, как если бы он громко думал. Он ни к кому не обращается. « Слово для ребенка ближе к действию, чем для нас». Пиаже выделяет два важных следствия из этого утверждения, важных для понимания монологов ребенка: 1) ребенок, действуя, должен говорить, даже когда он один, и должен сопровождать свои движения и игры криками и словами; 2) если ребенок говорит, чтобы сопровождать словами свое действие, он может видоизменить это отношение и воспользоваться словами, чтобы произнести то, без чео действие не могло бы само осущствиться.

Как правило, цель монолога – сопровождение какого – либо действия или замена желаемого действия его проговариванием. В своей книге Пиаже приводит такой пример детского монолога: (Ребенок, глядя в аквариум) «ах, как она (саламандра) удивляется этому великану (рыбе) и восклицает: « Саламандра, надо есть рыб!».

3) Монолог вдвоем или коллективный монолог. Пиаже так пишет об этом типе эгоцентрической речи: «Внутреннее противоречие этого названия хорошо парадоксальность детских разговоров (о чем мы только не говорили!), во время которых каждый приобщает другого к своей мысли или действию в данный момент, но не заботиться о том, чтобы и в самом деле быть услышанным или понятым. Позиция собеседника никогда не принимается в расчет, собеседник только возбудитель». Автор считает коллективный монолог наиболее социальной формой из всех имеющихся эгоцентрических разновидностей языка. При использовании монолога данного типа ребенок говорит не только для себя, но и для окружающих. Но дети не слушают такие монологи, поскольку коллективный монолог обращен на себя: «ребенок лишь думает вслух о своем действии и вовсе не желает ничего никому сообщать».

Пиаже выделяет отношение эгоцентрической речи к общей сумме свободных высказываний ребенка[2] по итогам многочисленных исследований ученый приходит к выводу, что эгоцентрическая речь достигает 50 ‰ всей их спонтанной речи. Позже, многие исследователи проводили подобные подсчеты и опровергали это утверждение Пиаже.

Как мы видим, выделенные Ж. Пиаже типы эгоцентрической речи ребенка, используются детьми в зависимости от ситуации и их потребностей. По мысли автора речь для ребенка 2-6,7 лет является не столько средством общения, как для взрослых людей, сколько вспомогательным, подражательным действием. В представлении психолога, ребенок дошкольного возраста представляет собой нечто замкнутое и обращенное на себя. Подобный тип поведения обусловлен особенностями мышления маленького ребенка. О детском мышлении в представлении ученого речь пойдет в следующем пункте этой главы.

Читайте также:  Развитие ребенка после операции на сердце

Источник

Эгоцентрическая речь – это разговор ребенка, который обращен к самому себе и сопровождает любую его деятельность. Она характерна для малышей в возрасте 5-7 лет. По мнению ученых, она считается нормальным явлением в развитии ребенка: разговаривая с собой, ребенок размышляет. Малыш не нуждается в слушателях, он просто обсуждает выполняемые действия сам с собой.

Пиаже

С точки зрения Жана Пиаже, эгоцентрическая речь связана с тем, что ребенок направлен на себя, а не на социум, поэтому он разговаривает сам с собой, а не с окружающими. Также он считал, что по тому, как формируется эгоцентрическая речь, можно судить о формировании детского мышления, после 5-6 лет она бесследно исчезает.

Эгоцентрическая речь, согласно культурно исторической концепции Л.С. Выготского, является одной из ступеней перехода ребенка от внешних действий к внутренней речи. Например, во внешнем плане малыш, собирая пирамидку, проговаривает, прикладывая одно колечко к другому для сравнения: «Это колечко больше — значит, его нужно надеть сначала».

Через время сам процесс сравнения и вывод о том, какое колечко нужно надеть сначала, а какое потом, уходит во внутренний план: ребенок сравнивает их мысленно и выполняет действие молча. Эгоцентрическая речь, по мнению отечественного психолога, переходит во внутреннюю и остается с человеком на всю жизнь.

Выводы Жана Пиаже

Выводы Жана Пиаже

Впервые эгоцентрическую речь выделил Жан Пиаже. Он предполагал, что по анализу детской эгоцентрической речи можно понять образ мыслей ребенка. Также он выявил, что взрослая и детская речь имеют несколько функций, при этом донесение своих мыслей до собеседника – лишь одна из них. В результате экспериментов Ж.Пиаже сделал вывод о том, что у ребенка есть два вида речи: эгоцентрическая – для себя и социализированная – для общения с окружающими.

Виды эгоцентрической речи

В результате психологических экспериментов с маленькими детьми Ж. Пиаже было выделено три категории эгоцентрической речи, каждая из которых является нормальной для ребенка среднего дошкольного возраста.

Эхолалия

Эхолалия

По мнению Пиаже, феномен такой эгоцентрической речи характерен для малышей 2-3,5 лет и тождественен игре. Ребенок просто повторяет услышанные где-то звуки и слоги, ни к кому не обращаясь, не вкладывая в них особого смысла, делает это ради собственного удовольствия.

Монолог

Ребенок произносит свои мысли вслух, не рассчитывая на то, что кто-то его слушает. При наблюдении за малышом можно увидеть прочную связь между речью и действием. Например, ребенок строит башню из кубиков, приговаривая: «Теперь возьму красный кубик и поставлю на зеленый».

Действия сопровождаются словами, иногда даже бывает так, что действие не производится, если для него нет подходящего слова. Например, малыш забыл слово «приклеить», не может сказать «приклею пластилин на бумагу», и совершить действие тоже не получается.

Коллективный монолог

Коллективный монолог

Этот вид эгоцентрической речи в психологии еще называется «монологом вдвоем». Когда детей двое или несколько, они выступают друг для друга как возбудители монолога. То есть, они видят сверстника, им хочется говорить, но делают они это по-прежнему для себя, не рассчитывая на то, что его слушают и ему ответят. Ж.Пиаже называл этот вид эгоцентрической речи наиболее социализированным.

Читайте также:  Индивидуальный план развития ребенка в логопедической группе

Согласно теории Ж.Пиаже, в раннем и дошкольном детстве мышление ребенка эгоцентрично, поэтому он не стремится к тому, чтобы его речь поняли, и говорит сам для себя.

Исследования Выготского

Лев Семенович Выготский

Отечественный психолог Лев Семенович Выготский с Ж. Пиаже был не согласен. По его теории о природе эгоцентрической речи, это – часть процесса интериоризации действий, то есть – перемещения их из внешней среды в умственную речь. На примере процесс интериоризации происходит следующим образом:

  1. Ребенок слышит от взрослого: нельзя трогать розетку — там тебя дядя Ток укусит.
  2. Увидев розетку, малыш проговаривает себе сам, без необходимости быть услышанным: трогать нельзя, там дядя Ток.
  3. При виде розетки, кроха уже во внутренней речи говорит себе, что розетку трогать нельзя.

Так, эгоцентрическая детская речь является переходным этапом от внешних действий к внутренней речи. Внешняя деятельность сворачивается до мыслей, это видно даже по детской сюжетно-ролевой игре в разном возрасте. В 4-5 лет малыши подробно проговаривают и выполняют действия, которые необходимы в процессе, например, берут воображаемую крупу, засыпают в кастрюлю, ставят на игрушечную плиту, раскладывают по тарелкам и предлагают «угоститься». При этом каждое действие проговаривают.

Ближе к школе, в подготовительной группе игра становится не такой подробной, дети просто ставят тарелочку на стол и говорят: «Это я как будто кашу сварила. Ешь». Произошел переход к внутренним действиям, и эгоцентрическая, внешняя речь с самим собой стала внутренней и остается с человеком до конца жизни.

Мое мнение об эгоцентрической речи

На самом деле, эгоцентрическая речь в несколько видоизмененном виде даже иногда встречается у взрослых людей, которые начинают выполнять новую для себя деятельность, с которой никогда не сталкивались. Например, женщина учится вязать крючком и проговаривает: «Зацепляем нить, заводим крючок под петлю…». Со временем, когда действия дойдут до автоматизма, словесное сопровождение пропадает и происходит уже в уме. У взрослых это происходит значительно быстрее, чем у детей.

Иногда эгоцентрическая речь у ребенка вызывает вопросы у родителей о нормальности его развития. Но она не должна вызывать беспокойства, так как для детей это просто период развития. Мозг еще развивается и не может удержать слишком много информации одновременно, а внешняя речь помогает выстроить структуру необходимых действий. Со временем эгоцентрическая речь сворачивается и становится внутренней, тогда ребенок начинает мыслить и рассуждать сам с собой не вслух, а про себя.

Заключение

Эгоцентрическая речь – это нормальное явление в развитии ребенка. В дошкольном возрасте она не должна вызывать беспокойства у родителей. Проговаривая мысли вслух, малыш думает, и со временем эти размышления становятся его внутренней речью, оставаясь с ним на всю жизнь.

Источник