Роль языковой среды в речевом развитии ребенка
РЕЧЕВАЯ СРЕДА В РАЗВИТИИ РЕЧИ РЕБЁНКА.
В дошкольном детстве одним из важнейших приобретений ребенка является овладение родным языком. Речь связана с познанием окружающего мира, развитием личности, сознания. «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи», — к этому выводу пришел Л.С. Выготский, изучая процессы мышления и речи.
Всем известно, что речь взрослого является образцом для ребенка, а ее правильность определяется той языковой средой, в которой находится ребенок. Он будет говорить так же, как окружающие его люди. Речь формируется в процессе существования ребенка в социальной среде. Функциональные нарушения возникают в результате различных социальных причин: соматические заболевания и соответственно ослабленность, педагогическая запущенность, воздействие стрессов, социальной и эмоциональной депривации (недостаточность речевого, эмоционального общения с близкими, особенно с матерью). Развитие речи идёт постоянно, в течение всего дня, а если он насыщен событиями и впечатлениями, то он вдвойне стимулирует ребёнка к общению. Речевая среда это не только общение с ребёнком, а многие факторы, которые собраны воедино, которые положительно или отрицательно влияют на развитие ребёнка. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно овладевает правильным произношением.
В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.
Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью не просто добавляется к развитию ребенка, а перестраивает всю его психику, всю деятельность.
Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи отражается на поведении, а также деятельности в различных ее формах, отрицательно сказывается на общении детей с окружающими людьми.
Уже в раннем возрасте у ребенка обращают на себя внимание отсутствие или ограничение лепета. Вместо речи развиваются мимика и жестикуляция, которыми дети пользуются избирательно в эмоционально окрашенных ситуациях. Минимальное количество слов, либо их отсутствие сохраняется на длительное время. Первые слова и фразы появляются поздно и понятны только родителям. Речь замедлена, словарный запас формируется медленно и искаженно. Часто встречаются неправильное использование слов, трудности построения фразы. С возрастом разрыв отставания в развитии речи от возрастных норм увеличивается почти в геометрической прогрессии. По данным Н.С. Жуковой из института дефектологии, если в возрасте 3 лет ребенок отстает на 1-1,5 года, то в 6 летнем возрасте он отстает почти на 3 года.
Речевые привычки, сложившиеся в детстве, отличаются высокой устойчивостью. Дефекты речи сохраняются и закрепляются. Взрослые наносят большой вред развитию речи ребенка, если подделываются под детскую речь, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово взрослых должно быть значимым, должно помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык. Воздействовать на формирование речи необходимо с ранних лет жизни, когда окружающая речь является основой речи ребенка.
Общение — один из ближайших факторов общего психического развития ребенка. Оно было и остается важнейшим условием развития речи.
Именно поэтому ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой социальной педагогики не только в России, но и во всем мире.
Планомерная, системная коррекционная работа помогла создать благоприятные условия для успешного развития каждого ребенка.
Литература
1. Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками / Л.В. Шипицина, О.В. Защиринская, А.П. Воронова и др. — Спб: Детство — Пресс, 2001. — 308 с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М., 1999.
Источник
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Влияние речевой среды на детскую речь. Подготовила: Фурсова Светлана Михайловна.
2 слайд
Описание слайда:
Речевая развивающая среда – особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребёнка.
3 слайд
Описание слайда:
Задачи построения речевой развивающей среды: 1.Обеспечение возможности восприятия и наблюдения за правильной речью. 2.Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. 3.Обеспечение возможности самостоятельной индивидуальной речевой деятельности ребёнка. 4.Обеспечение комфортного состояния ребёнка в проявлении речевых реакций. 5.Обеспечение возможности для исследования и экспериментирования в языковой системе.
4 слайд
Описание слайда:
В качестве основных составляющих речевой развивающей среды дошкольного образовательного учреждении можно выделить следующие: 1. Речь педагога. 2. Методы и приемы формирования разных сторон речи детей. 3. Специальное оборудование для каждой группы. Одной из самых важных речевой развивающей среды является грамотная речь педагога, так как педагог закладывает основы культуры детской речи, формирует основы культуры речевой деятельности детей, приобщает их к культуре устного высказывания, т. е. оказывает огромное влияние на все стороны речи. Речь педагога имеет обучающую и воспитательную направленность. Качества речи педагога: правильность, точность, логичность, чистота, выразительность.
5 слайд
Описание слайда:
Группы должны быть оснащены современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей. Правильно организованная речевая среда стимулирует развитие у ребенка познавательности, инициативности. Очень важно, чтобы она была не только комфортной и эстетичной, но и полифункциональной, обеспечивающей возможность изменений среды, позволяющей использовать материалы и оборудование для одной образовательной области и в ходе реализации других областей, обеспечивать возможность самовыражения воспитанников, эмоциональное благополучие.
6 слайд
Описание слайда:
При организации речевой среды опираемся на принципы: Принцип активности, самостоятельности, творчества. Речевая среда в центре речевого развития составлена и подобрана таким образом, чтобы ребенок мог активно самостоятельно и творчески ее использовать в своих целях и в любое удобное для него время 2. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. В современном ДОУ появилась такая мебель, которая легко трансформируется и дает возможность педагогу большие возможности при организации речевых занятий, позволяющая создавать тесный контакт с детьми, или же предусмотренный в равной мере контакт и свободу. Наличие «взрослой» мебели в группе, например, маленький диванчик, позволит педагогу, удобно и уютно расположившись в вечернее время, почитать книгу ребенку, который остался один в группе.
7 слайд
Описание слайда:
Принцип стабильности – динамичности развивающей среды. Предметно-развивающая речевая среда меняется в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, периода обучения и реализуемой программы. Материал внешне должен быть привлекательным, ярким, броским и должен располагаться на открытых полках. Нет необходимости выкладывать сразу весь материал, иначе выбор игр для ребенка затрудняется. В создании оптимальной для детей речевой развивающей среды помогают пособия, которые любой педагог может сделать самостоятельно.
8 слайд
Описание слайда:
Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды В речевом уголке должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво и эстетично. Интерьер уголка должен периодически меняться согласно теме дня.
9 слайд
Описание слайда:
Центр речевой активности в моей группе соединяет в себе 2 центра: центр «Здравствуй книжка» + центр «Будем говорить правильно». Ключевым персонажем центра, начиная со средней группы, стала игрушка, кукла “Любопытная Варвара”, которую своими руками изготовили родители.
10 слайд
11 слайд
12 слайд
Описание слайда:
Центр «Будем правильно говорить» В центре подобраны: 1.Игрушки и предметные картинки для уточнения звукоподражания, активации активного и пассивного словаря; 2.Средства для развития чувства ритма: «яйца» из киндер-сюрприза с гремящей начинкой внутри, баночки с гремящими сыпучими материалами, различные музыкальные инструменты: барабан, деревянные ложки, румба, маракас, бубен, треугольник, фонотека. 3.Картотеки: загадки, чистоговорки, артикуляционная гимнастика, потешки, скороговорки, дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, дидактические игры 4.Уголок для сюжетно-ролевых игр.
13 слайд
Описание слайда:
5.Наборы игрушек для проведения артикуляционной гимнастики 6.Пальчиковая гимнастика по темам неделей 7.Игрушки и тренажеры для воспитания правильного физиологического дыхания, полочка «Дуй, ветерок». 8.Игры для формирования грамматического строя речи «Большой и маленький», «Чей детеныш», «Чего не стало», лото «Один и много»; 9.Наборы предметных картинок для последовательной группировки по разным признакам (назначению и т.п.) 10.Серии из 3-4 картинок для установления последовательности событий (сказки, социобытовые ситуации) 11.Серии из 4 картинок: части суток (деятельность людей ближайшего окружения) 12.Серии из 4 картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) 13.Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку, сказочной, социобытовой)
14 слайд
Описание слайда:
«Здравствуй книжка». Здесь представлены любимые детские сказки и рассказы по лексическим темам, а также иллюстративный материал, фотографии детских писателей.: стеллаж для книг, стол и два стульчика, мягкий диванчик, ширма, отделяющая уголок от зон подвижных игр. книжки по программе, любимые книжки детей представлена справочная, познавательная литература, общие и тематические энциклопедии для дошкольников чистоговорки. папка с подборкой художественных текстов «Всё обо всём» кроссворды, ребусы в соответствии с возрастом детей альбомы для рассматривания: «Профессии», «Времена года», «Детский сад»…
15 слайд
16 слайд
Описание слайда:
Игра по развития речи для детей 3-4 лет.
17 слайд
18 слайд
19 слайд
20 слайд
Описание слайда:
ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ.
21 слайд
22 слайд
23 слайд
Описание слайда:
Яркая, красочная среда речевого уголка привлекает внимание детей, “зазывает” дошколят к самостоятельному объединению, к игровой речевой деятельности, а в старшем дошкольном возрасте речевое творчество детей является показателем развития связной речи детей.
24 слайд
Описание слайда:
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Выберите книгу со скидкой:
БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА
Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»
Курс профессиональной переподготовки
Воспитатель детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Проверен экспертом
Общая информация
Номер материала:
ДБ-823760
Вам будут интересны эти курсы:
Источник