Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей ребенка

Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей ребенка thumbnail

Статья. Роль изобразительной деятельности в развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в рамках ФГОС

Одним из способов развития творческих способностей дошкольников является изобразительная деятельность, рассмотрим роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст — это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только особо одаренных, но и почти всех детей, т.е. увлекая ребенка в сказочный мир искусства, мы незаметно для него развиваем у него воображение и способности. В отечественной психологии рассмотрение воображения как самостоятельного психического процесса было предложено Л.С. Выготским. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в самых различных видах деятельности (изобразительной, музыкальной). Сегодня приоритетной задачей российского образования является развитие творческих способностей детей.

В рамках исследования для нас представляет интерес точка зрения П. Г. Василенко, который рассматривает творческие способности в изобразительной деятельности. По мнению данного автора, творческие способности представлены как интегративное качество личности, проявляющееся в ценностном отношении к творчеству в изобразительной деятельности, в способности самостоятельно создавать продукты творчества, которые развиваются в поисково-исследовательской, творческой деятельности и находит выражение в творческих результатах [1].

Как известно, развитие способностей человека, в том числе и творческих, происходит в различных видах деятельности. Однако недостаточно изученным остаётся вопрос, рассматривающий этот процесс в условиях изобразительной деятельности.

Вопросами психологии изобразительной деятельности и её взаимосвязи с творчеством занимались Л. С. Выготский, С. Н. Данилушкина, В. С. Мухина, Л. Н. Шутарёва и др. Остановимся на некоторых точках зрения.

Так, Л. С. Выготский выдвинул концептуальные идеи о специфике изобразительной деятельности ребёнка [3].

Творческие способности в рамках композиционной деятельности исследовала С. Н. Данилушкина. Под композиционно-творческими способностями она понимает комплекс индивидуально-психологических свойств личности, отвечающий требованиям композиционной деятельности и оказывающий влияние на качество протекания процесса и практическое исполнение творческой композиции [4].

Технологию развития художественно-творческих способностей у детей рассматривала Л. В. Петухова. Данный автор предполагает постепенное освоение нетрадиционных техник изобразительной деятельности, что способствует пониманию выразительных средств каждой, освоению особенностей создания целостного образа путем сочетания их в разных вариантах, обогащает художественный опыт, используя при этом средства искусства, игру, опорные карточки, индивидуальное и коллективное творчество, что ведет к формированию потребности в творческой активности [5].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал взаимосвязь изобразительной деятельности и творческих способностей.

В рамках нашего исследования особую актуальность приобрели идеи развитие творческих способностей через нетрадиционные техники изобразительной деятельности.

Остановимся подробнее на аспекте развития творческих способностей в изобразительной деятельности.

Занимаясь изобразительной деятельностью, дети имеют возможность выражать свои впечатления, своё понимание и эмоциональное отношение в художественном творчестве: рисовании, лепке, аппликации.

Приобщая детей к художественному творчеству, педагог воспитывает у детей старшего дошкольного возраста эстетическое отношение к изобразительному искусству, формирует индивидуальные интересы, склонности, развивает творческие способности.

Рассмотрим, что такое рисование, лепка, аппликация в описании Ветлугиной Н.А.

Рисование- графически-живописный способ изображения предметов и явлений, основой которого является колорит, форма, композиция; лепка-способ пластического изображения предметов и явлений с помощью глины, пластилина, солёного теста и другого материала, который позволяет изменять внешний облик персонажей, их движения, позы, добиваясь желаемой выразительности; аппликация-декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности [2]. В творческом процессе часто происходит смешивание изобразительных видов деятельности, использования материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.

Так, использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности, художественного искусства в развитии творческих способностей старших дошкольников заключается в ситуации специально организованного восприятия картин, последующего активного включения ребёнка в разнообразные формы ИЗО, использования материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепризнанными, традиционными, широко известными.

Другими словами, нетрадиционные техники изобразительной деятельности представляют собой способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться.

Проблемой развития нетрадиционных техник рисования занимались Р.Г. Казакова, Т.И. Сайганова, Е.М. Седова, В.Ю. Слепцова, Т.В. Смагина, О.В. Недорезова, В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова, И.А. Лыкова и др.

К нетрадиционным техникам рисования можно отнести следующие: тычок жёсткой полусухой кистью, сжатой бумагой, рисование пальчиками, всей ладошкой, восковой свечой, рисование цветными карандашами на наждачной бумаге, рисование пальцем по мучной или песочной поверхности оттиск пробкой, сочетание восковых мелков и акварели. Кроме того, к ним относятся также кляксография обычная и кляксография с трубочкой, кляксография с ниточкой, набрызг, тычкование, рисование по сырой или по мятой бумаге, граттаж (рисование по восковой прокладке), смешивание разных техник рисования и материалов в одной работе и др.

Рассмотрим, некоторые наиболее интересные на наш взгляд нетрадиционные техники изодеятельности. Например, создание «Мраморной бумаги».  Для детей в творчестве больше важен сам процесс, чем полученный результат. Равномерным толстым слоем нанести пену для бритья на тарелку. Смешать краски или пищевые красители разных цветов с небольшим количеством воды, чтобы получился насыщенный раствор. С помощью кисточки или пипетки накапать краску разных цветов на поверхность пены в произвольном порядке. Теперь все той же кисточкой или палочкой красиво размазать краску по поверхности, чтобы она образовывала причудливые зигзаги, волнистые линии и т.п. Это самый творческий этап всей работы, который доставит удовольствие детям. Теперь взять лист бумаги и аккуратно прижать его к поверхности получившейся узорчатой пены. Положить лист на стол до полного высыхания. Осталось только соскрести всю пену с листа бумаги. Для этих целей можно использовать кусок картона или пластиковую карту. Просто удивительно! Под слоем пены для бритья обнаружатся потрясающие мраморные узоры. Краска успела быстро впитаться в бумагу, надо только дать ей высохнуть в течение нескольких часов

Один из самых волшебных жанров рисования, монотипия — нечто среднее между живописью и графикой, между сказкой и фокусом. Монотипия дает ребенку уникальную возможность свободы самовыражения, это проекция его внутреннего, скрытого от взрослых мира. Доступность техники монотипия для ребенка бесспорна. Для занятий монотипией нужны совсем небольшие приготовления, все это не требует много времени, а удовольствие, получаемое ребенком просто огромно. Существует несколько способов монотипии, например, пейзажная. Ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке (отпечаток). Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для монотипии, также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На последнюю наносится рисунок краской, затем она накрывается.

Представим кляксография как одну из вышеназванных нетрадиционных техник. Игры с кляксами помогают развить глазомер, координацию и силу движений, фантазию и воображение. На листе бумаги ставится большая яркая клякса. Через трубочку для коктейля осторожно подуть на каплю. Капля бежит вверх, оставляя за собой след. Лист поворачивается и снова нужно подуть. Можно сделать еще одну кляксу другого цвета.

Также можно развивать творческое воображение и фантазию через другой вид кляксография. Например, на лист бумаги, сложенный пополам, а затем развёрнутый, наносится на внутреннюю линию сгиба красочное пятно одним цветом или несколькими цветами, затем лист складывается, так чтобы красочное пятно было внутри и растирается ладонью или кулачков. После этого лист разворачиваем и смотрим, что получилось. Дорисовываем кистью изображение. Даём название.

Ещё одна нетрадиционная техника изодеятельности, коллективная работа по созданию мозаичного рисования: большой лист ватмана разрезается и отдельные листы раздаются детям, сообщается тема рисования (море; луг; лес и т.д.). Затем все рисунки складываются в определённую картину. Аналогично проводится мозаичное рисование по мокрому.

Интересно проходят занятия по технике граттаж. Слово “граттаж” произошло от французского gratter — скрести, царапать, поэтому другое название техники — техника царапанья. Для занятий граттажем необходимо специальным образом подготовить лист бумаги. Для этого покроем воском и черной краской лист раскрашенной технике в разные цвета плотной бумаги. Ну а потом самое интересное! Процарапываем любым острым предметом (например, зубочисткой или вязальной спицей) рисунок. Образуется на черном фоне картинка из цветных штрихов.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности предполагают

использовать разнообразные материалы, техники и способы не только в рисовании, но других видах изобразительной деятельности. Например, создание коллажей из бумаги; природного материала: сухих листьев, цветов, ракушек, семян и т.д.; с использование ниток, ленточек, блесток, пайеток, бусин, бисера и т. д. Удачно получались и вызывали большой интерес у детей и родителей работы, где изображение на плоскости сочеталось с рельефным изображением из круп, фасоли, гороха, чечевицы, бисера, пуговиц. А также, где комбинировали рисование и аппликацию нетрадиционными способами в работе «Берёзовая роща». Оформление цветов мимозы или ветки вербы манкой или окрашенным песком, выкладывание изображения на бархатной бумаге тополиным пухом или ватой.

Интересные аппликационные работы с использованием гофрированной или теснённой бумаги, так же дети с удовольствием выполняют пластилиновые аппликации в разных техниках (способом налепа, способом растирания «закрашивания» изображения). Успешно прошла апробацию техника квиллинга. Изображение дублируется аппликацией полосками бумаги, свёрнутой в различные фигуры. Также используется аппликация из ткани, ниток, шерсти, пуговиц и т.д.

Для красивого оформления детских работ можно использовать паспарту.  С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно превратить детские рисунки в настоящее произведение, в буквальном смысле придав им форму. Вообще, паспарту – это кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, под рамку, в которую вставляют рисунок или гравюру так, что их легко заменять другими.

Все указанные нетрадиционные техники изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей старших дошкольников, поскольку развивают воображение, творческое мышление, повышают их творческую мотивацию к созданию собственного творческого продукта.

Использование нетрадиционных техник позволяет детям думать, пробовать, искать, экспериментировать, создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, стимулируют инициативность, самостоятельность детей и создают эмоционально — положительное отношение к деятельности.

Таким образом, организация занятий по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, выступает необходимым условием развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста. 

Литература:

1. Василенко П. Г. Педагогические условия развития творческих способностей учащихся к изобразительной деятельности // Теория и практика общественного развития. – №8. – 2012. – С. 148-151.

2. Ветлугина Т.Г. Нравственно-эстетическое воспитание ребёнка в детском саду/ H.А. Ветлугина Т.Г. Казакова, Г.Н. Пантелеев и др.: Под редакцией Н.А. Ветлугиной. -М.: Просвещение,1989. -79с.

3. Выготский Л. C. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л. С. Выготский: Психологический очерк: М.: Просвещение, 1991. 93с.

4. Данилушкина, С. Н. Развитие творческих способностей студентов художественных факультетов педагогических вузов на занятиях по композиции: дисс…канд. педагог. наук: / С.Н. Данилушкина. – Алматы, 1999. – 216 с.

5. Петухова Л.В. Педагогическая технология развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности // Вестник нижневартовского государственного гуманитарного университета. – № 2. – 2012. – С.33-38.

Источник

Ольга Шатая
«Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности»

Отчет по самообразованию

Тема самообразования: «Развитие творческих способностей детей в изобразительной деятельности».

Цели:

— Формировать умение выполнять полученные знания о средствах выразительности в собственном творчестве;

— Формировать умение выполнять коллективную композицию, согласовывать свои действия со сверстниками;

Развивать потребность к созданию нового, необычного продукта творческой деятельности;

Развивать эстетическую оценку, стремление к творческой самореализации.

Задачи:

— Расширять представление о многообразии нетрадиционных техник рисования;

— Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования;

— Формировать эстетический вкус, творчество, фантазию;

Развивать ассоциативное мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

— Совершенствовать технические умения и навыки рисования;

— Воспитывать художественный вкус и чувство гармонии.

Предполагаемый результат: если в работе с детьми дошкольного возраста в изобразительной деятельности использовать нетрадиционные способы рисования, то формирование творческих способностей произойдет быстрее и эффективнее.

Форма отчёта по проделанной работе:

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность работы заключается в следующем:

изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник

рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей.

Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка. В рисовании раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. И нам взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, нам, педагогам нужно поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.

Работая с детьми,я пришла к выводу: ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

И я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник.

Ведь очень важно, каких результатов добьется ребенок, как будет развиваться его фантазия, и как он научится работать с цветом. Использование таких техник удовлетворит его любопытство, поможет преодолеть такие качества,как: «боязнь показаться смешным, неумелым, непонятым». Работая в этом направлении, я убедилась в том, что рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный (сюрпризность) и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок?

Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребёнок любит быстро достигать результата в своей работе.

На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

На втором этапе – конструктивном, велась активная работа по совместной деятельности детей друг с другом, сотворчество воспитателя и детей по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы.

Придумывая, что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта.

Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Детям не хватает уверенности в себе, воображения, самостоятельности. Для решения этой проблемы стала изучать методическую литературу ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности,такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

С помощью нетрадиционных техник рисования, возможно, развивать у детей интеллект, учить нестандартно мыслить и активизировать творческую активность.По словам психолога Ольги Новиковой: «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Для развития творческих способностей детей мы использовали следующие способынетрадиционного рисования:

1. Рисование пальчиками. (Сентябрь)

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

2. Рисование ладошкой. (Октябрь)

Средства выразительности: цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Тычок жесткой полусухой кистью. (Ноябрь)

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата или вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

4. Рисование поролоном. (Декабрь)

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: мисочка с гуашью, поролоновая печатка (поролон, прикрепленный к палочке или карандашу, плотная бумага любого цвета и размера.

Способ получения изображения: ребенок опускает печатку из поролона в краску и наносит изображение на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочки и поролон.

5.«Обрывание бумаги» (Январь)

Отрывается от бумаги небольшие кусочки или длинные полоски. Затем рисуется клеем, то, что хочет изобразить. Накладываются кусочки бумаги на клей. Получается объемный пушистый или ворсистый рисунок.

6.«Печать по трафарету» (Февраль)

Поролоновым тампоном наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет берутся другие тампон и трафарет. Недостающие части дорисовываются кистью, можно сочетать с пальцевой живописью.

7. «Рисование по мокрой бумаге». (Март)

Лист смачивается водой, а потом кистью или пальцем наносится изображение. Оно получатся как бы размытым под дождём или в тумане. Если нужно нарисовать детали необходимо подождать, когда рисунок высохнет или набрать на кисть густую краску.

8.«Пластилинография» (Апрель)

Пластилин необходимо разогреть (можно в ёмкости с горячей водой). Используется картон, приёмом придавливания и сплющивания закрепляется пластилин на поверхности с предварительно нарисованным фоном и контуром.

9. «Кляксография» (Май)

Капнуть кляксу на лист бумаги, сложить бумагу пополам и прогладить рукой, для того чтобы отпечаталась краска. Определить на что похоже, дорисовать недостающие детали.

Мною были подготовлены следующие выставки детских рисунков для родителей:

Сентябрь:

«Моя любимая мамочка»;

«Орнамент из цветов»;

Октябрь:

«Весёлые бабочки»; «Сказочные птицы».

Ноябрь:

«Желтые цыплятки»; «Пушистые веточки»

Декабрь:

«Зимний вечер»; «Мишка»

Январь:

«Весёлый попугай»

Февраль:

«Лебеди»; «Самолёты»

Март:

«Весенний букет»

Апрель:

«Арбузная долька»; «Радуга»

Май:

«Мой волшебные, цветные сны», «Я фантазёр».

«Детство – важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

Источник