Роль изо в развитии творческих способностей ребенка

Роль предмета ИЗО в развитии творческих способностей учащихся
Автор – учитель ИЗО высшей категории
г. Санкт-Петербург
Столярчук Елена Николаевна
Современный мир сложен и многообразен. Его разноцветные краски влекут и дают надежду на самореализацию. Чтобы комфортно чувствовать себя в этом мире, быть конкурентоспособным, самодостаточным, уверенным в себе молодым человеком, нужно обладать большим багажом знаний и умений, основную часть из которых дает школа. Какой путь выберет в дальнейшем выпускник: учеба в высшем учебном заведении, приобретение профессии в средне специальном училище, или предпочтет искать работу? Но большой багаж знаний и умений еще не гарантия того, что тебя везде ждут. Бывает так, что на одно и то же место претендуют несколько человек с одинаковым количеством баллов или одинаковыми дипломами. Как правило, место достается тому, у кого выше творческие способности. Как человек ведет себя в беседе, как он одет, как может себя подать, чем он обладает еще, кроме профессиональных навыков… Это еще один важный момент, которому должна учить школа.
Творческие способности сейчас играют немаловажную роль. Сегодня в современных условиях жизни человек должен быть конкурентно способен. Любая работа, казалось бы на первый взгляд далёкая от творчества, требует самостоятельного и качественного выполнения. Порой, приходится проявлять чудеса творчества и изобретательности сантехнику, строителю, не говоря уже о поваре, швее и т.д.
Задумываясь о дальнейших перспективах развития человека, психологи все больше размышляют о выявлении и активизации его творческих потенциальных возможностей. Нахождение путей формирования личности, способной творчески подходить к делу в любой отрасли человеческой деятельности – важнейшая задача, которая стоит перед учителем. Выявить эти творческие способности, создать условия для их реализации, поддержать и направить талант в нужное русло – обязанность каждого учителя. Творческий потенциал – это фактически не истраченные ресурсы человека, использование которых может способствовать решению обширного спектра его деятельности. Используя эти ресурсы на уроках изобразительного искусства, я стараюсь дать детям возможность проявить себя, выразить свое мироощущение, показать свои эмоции и отношение к объекту изображения.
Каждый ребенок имеет свои индивидуальные способности. У каждого есть свои склонности и таланты. Не для кого не секрет, что есть дети, которым легче даются точные науки, такие как математика, а есть другая категория учеников. Таким ученикам ближе языки, история, биология… Однако, развиваться и расти нужно в различных сферах. Это необходимо, чтобы быть разносторонней развитой современной личностью, а не однобоким представителем общества.
В формировании личности школа играет огромную роль. Школа стала тоже более современной. Высококвалифицированные кадры, материальная учебная база, новые современные технологии, в том числе и в обучении, несомненно, играют большую роль. Но личность учителя, его умение подать свой предмет, заинтересовать учащихся, общечеловеческие качества учителя играют, бесспорно, важную, а порой решающую роль в становлении учащегося. Учитель в школе – это творческая личность, осознающая место своего предмета в целом образовательном процессе, направленном на воссоздание мира и человека в нем.
Каждый предмет в школе играет свою положительную роль в развитии ребёнка. Несомненно, русский язык и математика – это главные предметы в общеобразовательной школе. Но я считаю, что не надо уменьшать значение других предметов. Сегодня много говорят о том, что может нужно отказаться от «второстепенных» предметов, дать возможность детям и родителям выбрать самые для них необходимые. Такие уроки посещать, а остальные – не нужно. Но я не представляю, например, молодого современного человека, который понятия не имеет о том, где находится Австралия или город Владивосток, или кто такой Менделеев и чем мы ему обязаны. Хотя география и химия никогда не считались главными предметами в школе.
Велико значение уроков изобразительного искусства в развитии творческих способностей ребёнка, в становлении его как личности. Знания и умения, приобретённые на этих занятиях, обогащают внутренний мир учащихся, расширяют кругозор детей, способствуют их общекультурному развитию. Кроме того, такие уроки способствуют формированию интересов, развитию эмоциональной сферы учащихся, умению взаимодействовать в коллективе.
Общество становится образованнее, эрудированнее. В распоряжении подрастающего поколения библиотеки, интернет-ресурсы, различные новые технологии. Но означает ли это, что наши дети становятся добрее? Не всегда. Бурное развитие современных технологий предполагает прогресс общества. Сейчас уже очень сложно представить семью, в которой никогда не было компьютера или мобильного телефона. Вся жизнь общества тоже предполагает использование различных гаджетов. Мы вносим различные платежи (квартплата, пополнение счета на мобильном телефоне, оплата обучения и многое другое) через терминалы. Банки, кафе, магазины – всё это уже немыслимо без компьютеров. Дома у нас, порой, не один, а несколько компьютеров, ноутбуков или нетбуков. Мы производим оплаты, перевод денежных средств, покупку авиа и железнодорожных билетов, даже покупки в интернет-магазинах мы совершаем не выходя из дома. Конечно, это во многом удобно. Особенно популярны сегодня различные электронные приспособления у подрастающего поколения. Общения в скайпе с другими регионами не только нашей страны, но и всего мира. Учебные работы, презентации…Это несомненный плюс. Но…игрушки, электронные игры, насилие, убийства, экстремизм, порно – информация доступная всем, к сожалению, и нашим детям. В силу своего возраста, зачастую, они не могут «отфильтровать», вредную для их еще пока не до конца сформировавшихся личностей. Порой «опасную» информацию наши дети (подрастающее поколение) могут расценить как «новую, интересную для себя». Поэтому, мы, взрослые, должны быть помощниками нашим детям. Родители и учителя в сотрудничестве, не перекладывая своей ответственности с одних плеч на другие, должны объяснять нашим детям, «что такое хорошо и что такое плохо». Дома об этом должны заботиться родители, а в школе – учителя. Только совместная работа, постоянное сотрудничество, взаимопонимание и взаимоуважение между родителями, учителями и детьми могут создать условия для максимального благоприятного развития подрастающей личности. В итоге мы получим не только воспитанных и любящих сыновей и дочерей, но и образованных и воспитанных граждан нашего общества. Общества, в котором мы с вами живём.
Предмет изобразительное искусство играет свою положительную роль в развитии подрастающего поколения, в том числе и его духовном развитии. Через рисунок, декоративно-прикладное творчество, народные традиции происходит передача всех земных ценностей. При этом не столь важно, насколько хорошо ребёнок рисует. Ведь красиво рисовать дано не каждому ребёнку. Это талант, который дается человеку свыше. Ведь порой одинаковые по возрасту дети, рисуя одну и ту же тему на уроке или дома, получают совершенно разные результаты. Почему? Потому что другой меньше старался или он хуже? Конечно, можно много говорить об этом. Но мое глубокое убеждение как учителя-предметника с 28-летним стажем работы – изобразительные способности ребёнку даны от природы. И неважно при этом, как учится ребёнок. В моей практике были дети, которые совершенно не хотели (или не могли) учиться, они в школу ходили чуть ли не ради того, чтобы порисовать. Причём не только на уроке ИЗО, но и на других уроках тоже. К стати, рисовали очень прилично, даже побеждали в конкурсах рисунков различного уровня. Помню и другие случаи. Мальчик-отличник в 6-м классе на моих уроках… Всегда опрятный, готов к уроку, принадлежности всегда есть… Урок ИЗО для него был целым испытанием. При всем его старании, щепетильности и усидчивости на его рисунки, как говорится, «без слёз не взглянешь». Однажды при очередной сдаче своей работы на оценку он мне сказал такую фразу: «Я не художник, я поэт…» Действительно, у него были значительные успехи по многим предметам, в том числе и по литературе. Он участвовал в различных конкурсах чтецов, предметных олимпиадах, сам писал стихи. Разве можно оценить его труд по ИЗО ниже, чем труд ребёнка с ярко выраженными способностями в области рисования. Я не могла, не имела морального права ставить ему низкие оценки. Правда, это не всегда были максимально высокие баллы.
Конечно, даже со скромными изобразительными способностями можно научиться рисовать в определённой степени. Как и в других науках, здесь есть свои правила, законы, хитрости. Применяя теоретические знания и навыки, полученные при выполнении практических упражнений, знакомясь с различными техниками можно улучшить свои способности, но не до бесконечности. Но хочу сказать другое. Очень многое зависит не оттого, насколько качественно ты нарисовал, а оттого, как ты это сделал, насколько творчески ты это сделал, какой смысл ты в это вложил.
Два примера. Ученик 5 класса, очень старательный, педантично относится к любой работе. Затрачивает массу времени на выполнения задания, скрупулёзно выполняет указания учителя. Все работы «вылизанные» в хорошем смысле слова. Всегда принимал участие в конкурсах по ИЗО, ни разу не получал призовое место. Он сам удивлялся: «Даже странно, почему я никогда не побеждаю?»
Другая история. Ребёнок 1-й класс. Рисует смело, не задумывается. Тема «Север», краевой конкурс, юбилей Красноярского края. Чукча с весёлой не очень ровной улыбкой ловит разноцветную рыбу возле своего слегка перекошенного чума… Результат – Победитель краевого конкурса, множество различных подарков, среди них – компьютер. Всё это одному ребёнку да еще под Новый год. Более того, его рисунок был напечатан в каталоге конкурса, на календарях наступающего года, а самое главное – единственный рисунок из нескольких тысяч, который использовали для издания Новогодних пригласительных на торжества в Законодательное собрание края. Что это? Фортуна? Несомненно. Но почему именно этот рисунок, со всеми его недочетами и неровностями? Конечно же ребёнок старался, но разве больше, чем первый?
Я думаю, что ответ прост. Творческое начало всему причина. Если первый ученик чётко следовал указаниям учителя, он выполнял задание чисто механически, «чтобы было красиво и правильно», то второй – услышав тему, решил выполнять работу сам, как подсказывает сердце. Итог очевиден.
Это бесценный опыт самостоятельной, творческой работы, который позволяет отличить творца от исполнителя. У ребенка формируется понимание того, что мир познаваем и его необходимо исследовать.
Таким образом, можно сделать вывод, что уроки изобразительного искусства играют огромную роль в становлении личности ребенка, его духовном развитии и формировании его творческих способностей. Знания и умения, приобретенные на этих уроках, помогут сегодняшним ученикам быть конкурентоспособными, грамотными, самодостаточными членами нашего общества.
Источник
Ольга Лукина
Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС
«ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности»
«Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности ребенка»
Аристотель
Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода.
Формирование творческой личности — одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является изобразительная деятельность детей.
Одной из задач образовательной области «Художественно — эстетическое развитие» во ФГОС ДО является реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Реализация учебной программы художественно – эстетического развития дошкольников требует от воспитателей постоянного совершенствования своего педагогического мастерства. Систематизирующим методом в художественно – эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного. Развитие творческих способностей осуществляется в рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Изобразительная деятельность — важнейшее средство художественно-эстетического развития, а так же специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.
Изобразительная деятельность является одной из самых любимых видов деятельности детьми в дошкольном возрасте.
Занятия изодеятельностью способствуют развитию воображения, наблюдательности, художественного, наглядно-образного и словесно-логического мышления и памяти детей, умению эстетически воспринимать окружающий мир и передавать его в рисунках. Занятия по рисованию в детском саду могут и должны стать встречей с прекрасным: природой, человеком, миром искусства. Для того, чтобы дети почувствовали красоту, необходимо превратить занятие в любование и привлечь к этому все органы чувств.
Чем больше органов чувств участвуют в восприятии окружающего мира, тем полнее будут представления, более глубоким познание.
В процессе всех видов изобразительной деятельности (рисования, лепки, аппликации) ребенок испытывает разнообразные чувства. Но самое главное — создавая изображение, ребенок не только приобретает различные знания, умения, но и формируется его ценностное отношение к миру, к окружающей его социальной и культурной среде, к своей индивидуальности, углубляется его эстетическое восприятие мира.
Каждый ребенок, создавая изображение того или иного предмета, передает сюжет, включает свои чувства, понимание того, как оно должно выглядеть. В этом заключается суть детского изобразительного творчества, которое проявляется не только тогда, когда ребенок самостоятельно придумывает тему своего рисунка, лепки, аппликации, но и тогда, когда создает изображение по заданию педагога, определяя композицию, цветовое решение и другие выразительные средства, внося интересные дополнения.
Развивать творческие способности дошкольника – задача взрослого.
Применение новых форм организации изобразительной деятельности, направленно на развитие творческих способностей и решает следующие задачи:
• формирование у детей алгоритма деятельности (на примере изобразительной деятельности);
• развитие основных психических процессов; удовлетворение потребности ребёнка в продуктивной творческой проектной деятельности;
• формирование и совершенствование технических умений и навыков; развитие способностей применять различные средства выразительности, дизайна продукта;
• развитие эмоциональной сферы.
Все формы организации изобразительной деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий. Работа в данном направлении реализуется, в первую очередь, через просветительскую работу с родителями, создания предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями метода проектов.
Для изобразительной деятельности детей необходимы следующие условия:
• организация предметно-развивающей среды;
• создание ситуации успеха;
• сочетание индивидуальных и коллективных видов работы;
• выстраивание на занятии игрового сюжета;
• создание ситуации творческого поиска;
• стимулирование детского творчества занимательным содержанием;
• применение разнообразных художественных материалов и техник;
• наличие творческих заданий;
• проведение наблюдений перед рисованием с натуры;
• интеграция различных видов искусства;
• обеспечение позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
Для развития детского творчества можно применить следующие методы обучения:
1) информационно-рецептивный метод, который включает в себя приёмы рассматривания и показа образца воспитателя;
2) репродуктивный метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящий навыки до автоматизма. Он включает в себя прием повтора, работы на черновиках, выполнение формообразующих движений рукой;
3) эвристический метод, который направлен на проявление самостоятельности в каком — либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно;
4) исследовательский метод, развивающий у детей не только самостоятельность, но и фантазию и творчество. Педагог предлагает самостоятельно выполнить не какую — либо часть, а всю работу.
Но, следует заметить, что во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:
— игра, которая является основным видом деятельности детей;
— сюрпризный момент — любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
— просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;
— живая, эмоциональная речь воспитателя.
Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения. Каждая из этих техник — это маленькая игра.
Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Таким образом, хочется сказать, что для организации изобразительной деятельности в ДОУ необходимо выполнение специальных условий, использование разнообразных методов и приемов и форм работы.
Творческий процесс — это настоящее чудо — дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы все условия, которые используются в полном объёме.
Работа каждого ребёнка индивидуальна и неповторима.
Источник
Павлова Алёна Олеговна
Значение изобразительного искусства в развитии творческих способностей дошкольников
«Изобразительное искусство как развитие творческих способностей»
Одной из главных особенностей нового воспитательно-образовательного плана, предполагающего реализацию требований стандарта второго поколения, является введения понятия внеурочная деятельность. Поэтому воспитатель ищет направления, по которым будет вести внеурочную деятельность. Я выбрала направление изобразительное искусство как развитие творческих способностей
Дошкольный возраст – это время, когда изобразительная деятельность может стать устойчивым увлечением, т. к. «погружая» ребенка в мир искусства, мы развиваем воображение и творческие способности. Воображение и творчество – это предпосылки формирования и развития базиса личностной культуры.
Л. С. Выготский показал, что воображение получает наибольшее развитие в дошкольном возрасте, начиная складываться в игровой деятельности и получая свое дальнейшее развитие в изобразительной, конструктивной, музыкальной и др. видах деятельности.
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности умение реализовать самостоятельный творческий замысел в изобразительной деятельности, воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи:
-формирование мотивов изобразительной деятельности;
-формирование восприятия (развитие сенсорной культуры детей, умения – вычленять части, сравнивать форму, цвет, величину и т. д.);
-эмоциональное развитие ребенка (умение замечать выразительность форм, цвета, пропорций и выражать при этом свое отношение и чувства).
Формы занятий:
• По количеству детей, участвующих в занятии — преимущественно коллективная (групповая, индивидуальная;)
Продолжительность занятия: 25 минут.
Этапы изобразительного творчества дошкольников:
I этап — накопление первоначальных представлений
Приобретая социальный опыт, ребнок выделяет наиболее значимое для себя и изображает его. Нужно научить детей выбирать при рисовании тему, содержание, сюжет, объекты, которые определяют смысловой центр будущей композиции. Педагог может организовать экскурсию, занятия, творческие игры; использовать методы ознакомления: наблюдение, обследование, беседа, рассказ.
II этап — период возникновения замысла
При уточнении будущего сюжета необходимо исходить из избранного ребенком замысла и если есть необходимость в доброжелательной форме помочь ему определить главного участника действия, место действия, детали, сюжетную линию.
III этап — период реализации замысла
Проводится отбор и использование художественных средств. Задача педагога – помочь ребенку найти те средства, которые в наибольшей степени соответствуют его возможностям и замыслу.
IV этап — окончательная оценка полученного результата и его обработка, если в этом есть необходимость Достоинства детского рисунка: эмоциональность, искренность,
непосредственность выражения своих мыслей и чувств (как и у взрослых художников); содержательность, смелость, гуманизм, оптимизм содержания детского рисунка, выразительность
Предполагаемый результат:
— передавать в рисунке образы предметов, персонажей литературных произведений, расположение предметов на листе бумаги.
— передавать оттенки цвета, регулируя нажим на карандаш, до трех оттенков цвета. А также рисовать акварелью в соответствии с её спецификой
— смешивать краски для получения новых цветов и оттенков (при рисовании гуашью) и высветлять цвет, добавляя в краску воду (при рисовании акварелью).
-создавать сюжетные композиции на темы окружающей жизни.
—развивать композиционные умения, располагать изображения на полосе внизу листа, по всему листу.
— различать дымковскую, филимоновскую и городецкие росписи элементов, использовать якутские орнаменты в своих замыслах
— использовать в своих произведениях нетрадиционные виды рисования, искать другие методы и приемы нетрадиционной техники рисования
Тематический план
Срок реализации: ноябрь 2013 – май 2014г.
Месяц Тема
Ноябрь Мини музей «Гжель»
Декабрь Новогодние игрушки
Январь Мини музей «Хохлома»
Февраль 23 февраля, «Олимпиада Сочи 2014»
Март Поделки мамам – 8 марта
«Арктика – Северное сияние»
«Пасха»
Апрель «День Космонавтики»
«День Земли»
Май «Берегите природу Якутии»
«Ысыах»
План работы на 2013-2014 учебный год
Ноябрь -Беседа «Откуда появилась Гжель»
-Д/и «Найди гжельскую роспись»
-Роспись посуды «Гжелью»
-Аппликация «Гжель»
Декабрь Новогодние игрушки.
-Беседы «Что такое Новый год», «Атрибуты нового года», «Мой подарок к новому году»
-Д/и «Собери снеговика»
-Аппликация «Открытка – пригласительное»
-Рисование по замыслу «Что я жду от Деда Мороза»
-Работа с родителями – сделать новогоднюю поделку
Январь -Беседа «Что такое хохлома»
-Д/и «Найди хохломскую посуду»
-Роспись посуды «Хохлома»
-Аппликация «Хохломские узоры»
Февраль — Беседы «Защитники», «Кто охраняет наши земли»
-Аппликация «Подарок папам»
-Рисование солдата
-Рассматривание картины «Пограничник»
Март — Беседы «Что такое женский день», «Мама – первое слово»
-Аппликация «Поделки мамам»
-Рисование «Арктика – Северное сияние»
Апрель -Беседа «Пасха», «День Космонавтики», «День Земли»
-Рисование яиц
-Работа с родителями – принести яйца
-Аппликация «Ракета в космосе»
-Коллективная работа «День Земли»
-Работа с родителями – «Берегите Землю»
Май — Беседы «Берегите природу Якутии», «Ысыах», «Наш участок – самый лучший», «9 мая – день победы»
-Коллективная работа «Моя Якутия»
-Работа с родителями – сделать фоторассказ «Я помню и горжусь своим прадедушкой» (Стенд)
САМООТЧЕТ кружка
«Изобразительное искусство как развитие творческих способностей»
Изобразительная деятельность – это специфическая для детей деятельность, в которой ребёнок наиболее полно может раскрыть свои способности, возможности, увидеть продукт своей деятельности рисунки, поделки. В этой деятельности он может реализовать себя как творческая личность.
Цель изобразительной деятельности: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности, умение реализовать самостоятельный творческий замысел в изобразительной деятельности, воспитание эстетического отношения к окружающему миру.
Творческие способности, воспитание и развитие детей реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности и направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к
окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка. Большое внимание уделялось ознакомлению воспитанников с произведениями художников, работающих в разных жанрах: графиков, скульпторов, архитекторов, предоставлялась возможность освоить разнообразные художественные материалы: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, мелки; бумагу разных форматов и
фактуры. При знакомстве детей с разными видами искусства всегда стараюсь обратить внимание на средства художественной выразительности: цвет, форму, колорит, композицию. Наши беседы, игры, темы рисунков всегда приучали к праздникам, таким образом, дети больше приобщались к патриотизму, любви к своей республике.
Для вовлечения детей в процесс восприятия и продуктивного творчества использую разнообразные приемы и формы работы: НОД, дидактические игры, игровые ситуации, игры импровизации, просмотры презентаций. При организации художественной деятельности детей сочетаю индивидуальные и коллективные виды работы, отдавая приоритет собственной инициативе воспитанников.
Результаты воспитанников предоставлены в таблице:
Достижения воспитанников по кружковой работе
год Участники Название мероприятия Уровень Результат
2014 Протопопова Уруйдаана Конкурс рисунков «Северное сияние Городской Сертификат
2014
Ласточкин Алеша Конкурс рисунков «Северное сияние Городской Сертификат
2014 Попова Катя Конкурс рисунков «Сохраним живую природу Якутии» РС (Я) Сертификат
2014 Протопопова Уруйдаана Конкурс рисунков «Сохраним живую природу Якутии» РС (Я) Сертификат
2014 Попов Кирилл Конкурс плакатов «Сохраним Планету» Городской Диплом 3 место
2014 Протопопова Уруйдаана Конкурс рисунков «Сохраним живую природу Якутии» в рамках проведения VIII Республиканской экологической акции «Природа и мы» РС (Я) Диплом победителя
2015 Мецкер Валерия Конкурс рисунков «Портреты Земли» Окружной Сертификат
2015 Коллективная работа группы Конкурс рисунков «Портреты Земли» окружной
Сертификат
2015 Коллективная работа группы Конкурс рисунков «Северное сияние МБДОУ Грамота
1 место
Источник