Роль интеграции в развитии личности ребенка
В центре внимания сегодня должен быть Человек, личность с развитым чувством собственного достоинства и самоуважения, имеющая доступ к разнообразным формам проявления культуры.
Георгий Александрович Струве в своей статье «Духовность — это бескорыстие» рассматривает культуру как способ жизнетворчества народа, он подчёркивает, что нельзя осваивать культуру формально, отстранённо, как это сегодня происходит на уроках литературы, мировой художественной культуры, музыки в школе. Освоение молодыми поколениями нашей национальной культуры должно соответствовать самой её природе: это должна быть деятельно-созидательная жизнь в культуре, живое, творческое погружение в неё. Только тогда её традиции и ценности не будут восприниматься как музейное достояние, а будут поняты и приняты как идеалы созидательной деятельности. Только тогда возможно будет воспитать человека-творца».
Подлинное освоение культуры всегда предполагает погружение в неё с самого раннего детства. По-настоящему цельной можно назвать такую личность, у которой в полной мере развито эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую цельную личность — нелёгкая для педагога задача. Для этого необходимы два условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и создание среды, вызывающей положительный эмоциональный отклик у ребёнка. Ребёнок па занятиях не должен просто сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребёнка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребёнке.
Интегрированные занятия способствуют успешному решению этой задачи. Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными видами детской деятельности и искусства с помощью различных средств художественной выразительности. Такое занятие соответствует определению: использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.
Интеграция предполагает создание условий для двигательной активности детей, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребёнка. Для интегрированных занятий характерен выход на творчески продуктивную деятельность детей: рисование разными материалами (при этом дошкольники опираются на полученные ими ранее впечатления), ручной труд: изготовление игрушек, плетение, работа с тестом, посев семян (цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование. Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, педагог уточняет знания каждого ребёнка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке, живописи, изыскивает приёмы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности.
Итерированные занятия могут иметь широкий тематический диапазон. Тема природы включает не только знакомство с временами года, но и с конкретными природными явлениями. Например, «Серебряные росы», «Восходы и закаты», «Люблю грозу в начале мая», «Радуга», «Зимние узоры» и др. Могут быть выбраны отдельные темы, посвящённые растительному или животному миру. Например, «Погляди, подсолнушки!», «На грядке вырос удалец…», «Лён кудрявый, зеленой», «Возле изгороди тыква», «Петушок», «Лебеди» и т. п. Тематика интегрированных занятий может носить и социальный характер: «Москва златоглавая», «Москва гостеприимная», «Книга о Красной площади», «Моя малая родина Калтан» (о месте проживания), «Художник-сказочник» (о творчестве В. Васнецова), «Болдинская осень» (о творчестве А. С. Пушкина), «Музыкальная гостиная» (о творчестве П. И. Чайковского) и т. п. В основе интегрированных занятий — не только синтез искусств, но и различные виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная (развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), решаются задачи и по физической культуре. Приоритеты каждый раз могут быть разные. Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребёнку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм и мелодия. Темы таких занятий: «Метр и ритм — сердце музыки», «Мелодия — душа музыки», «Музыка и настроение», «Громко — тихо», «Вальс в музыке, в песне, в движении, в сказке» и др. Такой подход может быть и в других видах детской деятельности: изобразительной, театрализованной.
Интегрированные занятия — действенное средство духовного развития ребёнка. На них успешно решаются задачи и воспитания, и образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе и людям, к обществу, в котором он развивается, к природе, формируются особенности поведения и сознания.
Такая форма и есть творческое, живое погружение в Культуру, в самом широком понимании этого слова. У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
Интегрированная непосредственно образовательная деятельность – это специально организованная деятельность, цель которой может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных направлений художественно-эстетического развития. Интеграция музыкальной и изобразительной деятельности способствует приобщению детей к музыкальному и изобразительному искусству.
В современной педагогике довольно широко применяется рисование под музыку, как один из приёмов арт-терапии. Такой вид самовыражения позволяет детям ощутить и передать своё внутреннее эмоциональное состояние, которое появилось в результате наблюдения явлений природы, слушания литературных, музыкальных произведений. Ведь даже, по мнению К.Д.Ушинского «Ребенок мыслит красками, звуками, ощущениями вообще». Поэтому слушание музыки и рисование музыкальных образов влияет на развитие эмоциональных качеств детей, что и позволяет сделать следующие выводы: 1) арт-терапия позволяет детям рассказать о своих эмоциях и чувствах; 2) обогащает способы регуляции собственных эмоций и чувств; 3) позволяет погашать негативные эмоции и учит реагировать на них адекватно.
Большое значение имеет предварительная работа, связанная с накоплением сенсорного опыта: наблюдения на прогулке, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание картин и репродукций известных художников, слушание и сравнивание музыкальных произведений, выполнение творческих заданий в музыкально-ритмических движениях. Для более проникновенного понимания образа было использовано художественное слово.
При сочетании разных видов детской деятельности на интегрированном занятии включаются все системы восприятия детей: зрительная, слуховая, двигательная, что способствует повышению качества продуктивного результата.
На таких занятиях важно, чтобы тема изобразительной и музыкальной деятельности сочетались одна с другой, и между ними был связующий элемент -образ. Образ является объединяющим элементом. Яркие музыкальные и художественные образы производят неизгладимое впечатление на ребёнка. При создании этих образов должна быть подобрана соответствующая музыка. Дети предварительно слушают музыку, беседуют о композиторе, произведении, которое прослушали и о музыкальном образе и только после этого приступают к рисованию.
Таким образом интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют у них яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
Источник
МДОУ Нагорьевский детский сад
Консультация
«Роль интегрированных занятий в развитии дошкольников»
Ст. воспитатель:
2014г.
В наше время по-настоящему цельной личностью можно назвать лишь человека, у которой в полной мере развито и эмоциональное и интеллектуальное начало. Воспитать такую цельную личность – нелёгкая для педагога задача. Для этого необходимы два условия: наличие педагога-мастера, педагога-психолога и создание среды, вызывающий положительный эмоциональный отклик у ребёнка.
Большое значение в осуществлении нравственно-эстетического и интеллектуального воспитания детей и в развитии их творчества мы придаём интеграции всех видов искусства и художественно-творческих деятельностей.
Актуальность разработки проблемы интеграции применительно к эстетическому воспитанию определяется тем, что интеграция позволяет объединять впечатления детей, углублять и обогащать образное содержание детского творчества через взаимосвязь образного содержания искусства и детской художественной деятельности. Интеграция разных видов искусства и разнообразных художественных деятельностей позволяет детям более глубоко и разносторонне осмыслить, например, создаваемые ими образы, глубже осознавать искусство и явления жизни. К сожалению, интеграция в эстетическом воспитании и развитии детского художественного творчества недостаточно глубоко изучена.
Итак, интеграция имеет огромное значение для повышения эффективности воспитания и образования детей на всех уровнях обучения. Это значение выражается в следующем:
взаимосвязь разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности способствует образованию связей между различными содержаниями образования, что помогает развитию наглядно-образного и логического мышления, интеллектуально-эстетическому развитию; взаимосвязь различного материала и содержания повышает мотивацию усвоения, делает её личностно значимой для каждого ребёнка; интеграция формирует у детей более глубокие, разносторонние знания, более целостное представление о мире и о взаимосвязи всех его составляющих; включение в процесс эстетического воспитания разных видов искусства и соответствующей художественной деятельности, что предопределяет развитие разнообразных художественных способностей; интеграция способствует более эффективному формированию эстетических качеств личности ребёнка; интеграция позволяет сократить количество занятий и время их проведения, что имеет большое педагогическое значение, так как помогает избегать перегрузки детей, освобождает время для самостоятельной деятельности; интеграция способствует формированию обобщенных представлений, знаний, умений; повышает эффективность воспитания и развития детей.
Интеграция содержания эстетической, художественной деятельности и разных видов искусства обеспечивает их разностороннее воздействие на детей, способствует познанию предметов и явлений с разных сторон на основе восприятия действительности различными органами чувств и передачи образов воспринятого или созданных воображением детей в разных формах художественной деятельности с использованием средств выразительности, специфичных для той или иной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой), а также образованию ассоциативных связей.
Каковы же отличительные черты интегрированных занятий? Очень важно, что ребёнок не должен на занятиях просто сидеть, слушать и постоянно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребёнка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы и самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребёнке.
Интегрированные занятия способствуют успешному решению этой задачи. Механизмом интеграции является образ, создаваемый разными видами детской деятельности и искусства с помощью различных средств художественной выразительности. Именно такое занятие соответствует определению: использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.
Интеграция предполагает также создание условий для двигательной активности детей, эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья ребёнка.
Для интегрированных занятий характерен выход на творчески продуктивную деятельность детей. Это может быть рисование разными материалами (при этом дошкольники опираются на полученные ими ранее впечатления), ручной труд (изготовление игрушек, плетение, работа с тестом), посев семян (цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации, творческое экспериментирование. Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность детей, педагог уточняет знания каждого ребёнка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке, живописи, изыскивает приёмы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности. Таким образом интегрированные занятия способствуют развитию творческого мышления, обогащают знания детей об окружающем мире, формируют у них яркие положительные эмоции в процессе их творческого взаимодействия и деятельного общения со взрослыми.
Интегрированные занятия могут иметь широкий тематический диапазон. Так, тема природы может включает не только знакомство с временами года, но и с конкретными природными явлениями. Тематика интегрированных занятий может носить и социальный характер. Оно может быть приурочено к какой-то знаменательной дате (например, ко Дню космонавтики). В основе интегрированных занятий – не только синтез искусств, но и различные виды деятельности: игровая, трудовая, познавательная (развитие речи, ознакомление с окружающим, формирование элементарных математических представлений, экспериментирование), могут решаться задачи и по физической культуре. Приоритеты каждый раз могут быть разные.
Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыкально-ритмическое движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребёнку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм, мелодия. Такой подход может быть осуществлён и в других видах детской деятельности: изобразительной, театрализованной.
Таким образом, интеграция и интегрированные занятия – действенное средство духовного развития ребёнка. На таких занятиях успешно решаются задачи и воспитания, и
образования; определяются духовные ценности, отношение к самому себе, к людям, к обществу, в котором развивается дошкольник, к природе, формируются особенности поведения и сознания. У детей расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения, развивается эмоционально-волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка — детский сад № 2 «Жемчужинка»
КРИВКОЕ.Б.
Роль интегрированной НОД в развитии дошкольников
Консультация на РМО музыкальных руководителей Майкопского района
Майкопский район
п. Тульский
2017 г.
Музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы, и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Круг задач музыкального воспитания и развития ребенка в дошкольном детстве.
Это задачи, связанные с вхождением ребенка в мир музыки, задачи развития музыкальной эрудиции и культуры дошкольников, ценностного отношения к музыке, как виду искусства, музыкальным традициям и праздникам. Это также задачи, связанные с развитием опыта восприятия музыкальных произведений, сопереживания музыкальным образам, настроениям и чувствам; задачи развития сенсорного и интонационного опыта.
Для того чтобы у детей развивались музыкально – художественные способности необходимо использовать интеграцию искусств в организации НОД, сочетающую живопись, поэзию, пластику движений (нетрадиционную технику).
ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которые должны соответствовать программе дошкольного образовательного учреждения и решать, в том числе, задачи музыкального воспитания. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификацией и возможностями.
В педагогической науке понятие « интеграция в сфере образования» определяется как средство и условие достижения целостности мышления. Именно интегративность образования вносит в содержание образования (за счет интеграции знаний) усвоение фундаментальных идей и концепций, которые являются основой формирования ценностного отношения к окружающему миру.Рассмотрим понятие «интеграция».
«Словарь русского языка» С.И. Ожегова :
Интеграция-объединение в целое каких-либо частей.
«Советский энциклопедический словарь»: Интергация— понятие, означающее связанности отдельных дифференцированных частей и функций системы, организма в целое, а так же процесс, ведущий к такому состоянию. Процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами их дифференциации.
Главная цель таких занятий — дать детям представление о специфике различных видов искусства, выразительных особенностях их художественных средств, научить ребенка видеть мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.
Интегрированный подход позволяет:
• обеспечивать единство воспитательных и развивающих целей и задач образования, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, способствующие развитию;
• строить учебный процесс с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями развития детей, спецификой и возможностями основных направлений развития ребенка;
• основываться на комплексно – тематическом принципе построения образовательного процесса;
• предусматривать решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей, самостоятельной деятельности ребят не только в рамках НОД.
Об эффективности этого подхода свидетельствуют исследования, выполненные под руководством Т. С. Комаровой на кафедре эстетического воспитания В МГТУ им. М. А. Шолохова. Высокая результативность при этом обеспечивается, по ее мнению, за счет:
• интеграции разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности, что способствует образованию связей между различными областями образования, формированию наглядно – образного и логического мышления, интеллектуально – эстетическому развитию;
• взаимосвязи различного материала и содержания, что повышает мотивацию усвоения, делает ее личностно – значимой для каждого ребенка;
• формирования у детей более глубоких, разносторонних знаний, целостного представления о мире и взаимосвязи всех его составляющих;
• включения в процесс эстетического воспитания разных видов искусства и соответствующей художественной деятельности (что предопределяет развитие разнообразных художественных способностей);
• более эффективного формирования эстетических качеств личности ребенка;
• сокращения количества занятий и времени их проведения, что имеет большое педагогическое значение, т. к. предотвращает перегрузки детей, высвобождает время для самостоятельной деятельности;
• осознанного формирования обобщенных представлений, знаний и умений, повышения эффективности воспитания и развития детей.
В образовательных областях, обозначенных в стандарте, раскрыты задачи музыкального воспитания и развития ребенка.
Социализация и коммуникация:
1. Формировать представление о музыкальной культуре и музыкальном искусстве, развивать навыки игровой деятельности, формировать гендерную, семейную, гражданскую принадлежность, патриотические чувства, чувство принадлежности к мировому сообществу.
2. Развивать свободу общения о музыке со взрослыми и сверстниками.
3. Формировать основы безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах музыкальной деятельности.
2
Познавательное развитие.
1. Расширять музыкальный кругозор детей о музыке, как виде искусства.
2. Развивать сенсорику.
3. Формировать целостную картину мира средствами музыкального искусства, творчества.
Речевое развитие.
1. Развивать устную речь в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики музыкальных произведений.
2. Учить детей практически овладевать нормальной речью.
3. Обогащать «образный» словарь.
Физическое развитие.
1. Развивать физические качества в ходе музыкально – ритмической деятельности.
2. Использовать музыкальные произведения в качестве музыкального сопровождения различных видов детской деятельности и двигательной активности.
3. Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
4. Формировать представления о здоровом образе жизни, релаксации.
Механизмом интеграции на интегрированных музыкальных занятиях является образ, создаваемый с помощью разных видов детской деятельности: игровой (как основной вид), коммуникативной, музыкальной, двигательной, изобразительной.
Такая деятельность соответствует определению: использование данных разных областей знания для формирования целостного, единого взгляда на предмет, явление, процесс.
Требования к структуре интегрированных занятий:
• четкость, компактность, сжатость учебного материала;
• продуманность и логическая взаимосвязь изучаемого материала разделов программы на каждом занятии;
• взаимообусловленность, взаимосвязь материала интегрируемых предметов на каждом этапе занятия;
• большая информационная емкость учебного материала, используемого на занятии;
• систематичность и доступность изложенного материала;
• необходимость соблюдения временных рамок занятия.
Наиболее эффективные методы и приемы интеграции: сравнительный анализ, сопоставление, эвристическая деятельность (мыслительная, творческий характер мышления), проблемные вопросы, задания типа «как ты узнал», «объясни», разнообразные речевые дидактические игры для знакомства с культурно – речевым эталоном, активизации словаря, воспитания чувства уверенности в своих силах.
Приоритеты каждый раз могут быть разные. Интеграция может быть и внутри одного вида деятельности. Например, пять видов музыкальной деятельности (восприятие, пение, музыка и движение, элементарное музицирование, детское музыкальное творчество) помогут ребенку осознать такие средства музыкальной выразительности, как ритм и мелодия. Темы таких занятий: «Метр и ритм – сердце музыки», «Мелодия – душа музыки».
Ребенок на занятиях не должен просто сидеть, слушать и послушно выполнять задания педагога. Радость творчества, активное взаимодействие педагога и ребенка (педагогика сотрудничества) уводит детей с позиции пассивного усвоения знаний, умений, навыков на позицию творческой активности, инициативы, самостоятельности. Только такой принцип в педагогике поможет развить творческое начало в каждом ребенке.
Без механического заучивания, стимулируя самостоятельность и инициативность, педагог уточняет знания каждого ребенка, дополняет знания детей новой информацией, знакомит со средствами художественной выразительности в музыке и других видах искусства, изыскивает приемы, выводящие детей к творческой позиции в практической деятельности.
Такая форма и есть творческое, живое погружение в культуру.
У детей воспитывается устойчивый интерес к искусству, расширяются и углубляются знания об окружающем мире, формируется опыт нравственного поведения, опыт общения. Развивается эмоционально – волевая сфера, создаются условия для творческих проявлений, для эмоционального и социального развития. Решаются задачи воспитания общей культуры, развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формируются предпосылки к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранения и укрепления здоровья, коррекции недостатков в физическом или психическом развитии.
Музыкальное воспитание ребёнка не может рассматриваться в отрыве от других видов художественной деятельности.
Восприятие музыки требует у ребёнка накопления определённого жизненного и художественного опыта. Этот опыт накапливается благодаря взаимосвязи музыкальной деятельности с другими видами художественной деятельности ребёнка — изобразительной, художественно-речевой, театрализованной.
Интеграция в искусстве это глубока форма взаимосвязи, взаимопроникновения различных разделов воспитания и образования детей.
Она охватывает все виды художественно-творческой деятельности (разнообразные игры: дидактические, игры-драматизации, сюжетно-ролевые; изобразительную деятельность, художественно-речевую, музыкальную).
В литературе средство выразительности – слово (образные определения, эпитеты, сравнения, ритм, метафора);
В театрализованной деятельности выразительные средства драматизации – движения, жесты, мимика, голос, интонация, позы;
В изобразительной деятельности – рисунок ( форма, величина, цвет, композиция, ритм), лепка ( форма, объем, пропорции, поза, соотношение предметов в общей композиции по величине), аппликация (форма, цвет, композиция) и др.
В музыке – мелодия, ритм, гармония, динамика, интонация и др.
Интеграция разных видов искусства и художественной деятельности в эстетическом воспитании детей основывается на познании ребенком выразительных средств каждого вида искусства и постепенного понимания того, что образ одного и того же объекта, явления в разных видах искусства создается специфическими для того или иного вида искусства средствами.
Например, образ осени представлен в произведениях поэтов:
И. Бунин «Листопад».
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над пестрою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой.
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют.
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, часть оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
Или А.С. Пушкин:
Унылая пора! Очей очарованье!
……………………………………….
Роняет лес багряный свой убор,
Сребрит мороз увянувшее поле,
Проглянет день, как будто поневоле,
И скроется за край окружных гор…
Знакомство детей с картинами Левитана, музыкой Чайковского, Вивальди из цикла «Времена года» позволяет им воспринимать образ осени в живописи, музыке, поэзии, созданный художниками, поэтами, композиторами средствами средствами художественного слова, изобразительного искусства и музыкальной выразительности.
Итегрированное обучение одновременно является и целью, и средством обучения.
Как цель обучения интеграция помогает детям целостно воспринимать мир, познавать красоту окружающей действительности во всем ее разнообразии.
Как средство обучения, интеграция способствует приобретению новых знаний и представлений.
Преимущество интегрированных занятий в том, что они позволяют гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности.
Интегрированное занятие основывается на взаимосвязи, взаимовлиянии, взаимопроникновении различных искусств и видов детской деятельности, работающих на создание одного образа.
В основе интегрированных занятий может лежать не только синтез искусств и художественной деятельности дошкольников. Эти занятия могут быть наполнены другими видами деятельности: трудовой, познавательной (развитие речи, ознакомление с окружающим миром, формирование элементарных математических представлений), двигательной (решение задач физической культуры). Интеграция может присутствовать и внутри одного вида деятельности, например, музыкальной.
Диапазон тем интегрированных занятий очень широк и может осуществляться в разных вариантах:
Отдельные блоки занятий по введению детей в мир искусства (музыкального и изобразительного)
Блоки занятий, объединенные по наиболее интересным для детей темам: «Зоопарк», «Любимые сказки» и др.
Блоки занятий по знакомству детей с творчеством писателей, музыкантов, художников и их произведениями
Блоки занятий на основе работы по ознакомлению детей с окружающим миром, с природой
Блок занятий по ознакомлению с народным творчеством
Блок занятий по нравственному воспитанию
Планируются интегрированные занятия в соответствии с программой музыкальной, художественно-речевой и изобразительной деятельности.
Для того, чтобы провести интегрированное занятие, необходимо правильно подобрать произведение искусства (литературы, музыки, живописи). Они должны отвечать следующим требованиям:
Высокая художественная ценность произведения
Доступность произведения искусства детскому пониманию
Реалистичность произведений художественной литературы, живописи
Привлекательность для детей – следует подбирать произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка.
Интеграция предполагает создание условий для проведения занятий :
Для двигательной активности ребенка, его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья, выход на творчески-продуктивную деятельность дошкольников: рисование на основе полученных впечатлений, ручной труд (изготовление игрушек, плетение, посев семян – цветочных, злаковых), сочинение песен, маленьких историй, рассказов на заданную тему, танцевальные, музыкально-игровые, инструментальные импровизации.
Интегрированные занятия, как более сложные по насыщенности, требующие серьезной и систематической работы, определенной подготовки детей к восприятию того или иного материала, проводятся, как правило, один раз в квартал. Продолжительность составляет 30-45 минут, в зависимости от темы занятия, его задач и возраста детей.
Заключение
Интегрированные занятия способствуют более глубокому освоению детьми художественной культуры, формированию у них художественно-творческих способностей и одаренности, обогащает знания детей об окружающем мире, способствуют развитию творческого мышления, формирует яркие положительные эмоции у детей в процессе их взаимодействия и деятельного общения с взрослыми.
Источник