Роль иллюстрации в развитии ребенка

Роль иллюстрации в развитии ребенка thumbnail

Надежда Сюмкина
Роль иллюстраций в понимании детьми литературных произведений

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка.

Художественная иллюстрация — важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетического воспитания читателей. Книжная иллюстрация помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения. С иллюстрации начинается процесс выбора ребенком книги для чтения. Иллюстрация способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия.

Иллюстрация (от лат. illustratio — освещение, наглядное изображение):

— объяснение с помощью наглядных примеров;

— изображение, сопровождающее и дополняющее текст (рисунки, гравюры, фотоснимки, репродукции, карты, схемы и т. п.);

-область искусства, связанная с изобразительным истолкованием литературных и научных произведений.

Иллюстрации — это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй.

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию:

— в рассказах дети познают лаконичность и точность слова;

— в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи;

— народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Дети дошкольного возраста — слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог. Перед воспитателем стоит сложная задача — каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам.

Художественное восприятие ребёнка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется.

Основная задача чтения дошкольникам, как уже сказано, состоит в том, чтобы научить их слушать и слышать, т. е. правильно воспринимать речь. Картинка-иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребенку читаемый текст, но она может и помешать восприятию, если показать ее не вовремя.

Принципы оформления и иллюстрирования книг в первую очередь обусловлены возрастными особенностями детского восприятия. Для каждого из возрастных этапов, которые проходит в своем развитии ребенок, характерны определенные особенности усвоения информации, существенно влияющие на конструкцию книги, на качество иллюстраций, решение шрифтовых композиций и т. д. С возрастными особенностями детей связаны и особые соединения иллюстраций и текста в книге.

Вместе с тем, иллюстрации и оформление книги не пассивно следуют за развитием ребенка, а продвигают, стимулируют его развитие, пробуждая в ребенке его творческие способности. Не существует резких границ между возрастными периодами ребенка, и поэтому качества, важные и необходимые для одной возрастной группы, могут оставаться актуальными и для других возрастных периодов развития ребенка.

Иллюстрация помогает детям войти в литературный мир, почувствовать его, познакомиться и подружиться с населяющими его персонажами, полюбить их. Так как жизненный опыт ребенка невелик ему сложнее воссоздать в своем воображении то, о чем повествует писатель. Ему необходимо увидеть, поверить. Здесь в книгу вступает художник. Книга для ребенка начинается с иллюстраций, что служит для ребенка стимулом освоения первых навыков чтения, а затем и для их совершенствования.

Благодаря высокопрофессиональной иллюстрации, учитывающей особенности детского восприятия, возникает интерес к книге. Непозволительно акцентировать внимание только на текстовой информации. Художественно исполненная иллюстрация воздействует на ребенка, прежде всего, эстетически, дает ему познание жизни и познание искусства. Книга — особый мир, в котором художественная иллюстрация и литературный текст функционируют в едином комплексе, помогают ребёнку воспринять книгу как многоплановое произведение искусства.

С детской книгой малыш встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которым он знакомится. Художник приходит к ребенку, когда тот еще не умеет говорить, и, наряду с родителями, с автором детской книги, становится первым воспитателем и учителем. Он формирует в детях любовь к прекрасному, высокие эстетические чувства, художественный вкус. Е. А. Флерина писала, что картинка, особенно для детей младшего возраста, является чрезвычайно важным педагогическим материалом, более убедительным и острым, чем слово, благодаря своей реальной зримости.

Присутствие цвета в иллюстрациях и оформлении книги — одно из главных требований, предъявляемых к книгам для дошкольников. У цветного изображения шире эмоциональные, познавательные и декоративные возможности, цветная иллюстрация легче воспринимается детьми.

Детям дошкольного возраста свойственно предметное и функциональное восприятие действительности в отличие от зрительного восприятия детей более старшего возраста и взрослых. Ребенок, воспринимая действительность, образно представляет форму предмета, его функциональность, не учитывая при этом точки зрения и всех значительных моментов восприятия, как-то: ракурсов, сокращений, загораживания предметов друг другом и т. п. Ребенок воспринимает вещь как бы сразу, со всех сторон.

Методика ознакомления детей с иллюстрацией.

Прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, вызывает внимание к ним.

Постепенно он формирует способность эстетического восприятия. Рассматривая картинки, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали. Развивая эстетическое восприятие у детей, следует направлять их внимание не только на содержание изображенного, но и на форму выражения образа, на средства изображения, которые делают образ выразительным. Направленность внимания на выразительность в изображении событий, образов людей, животных, на богатство характерных деталей, цветовую сторону в произведениях искусства дает возможность подвести детей к умению элементарно оценивать их. Оценочное отношение у детей выражается прежде всего в предпочтении одних произведений другим: часто дети просят показать еще несколько раз то, что им понравилось и запомнилось; появляются любимые произведения, развивается осознанное чувство радости, удовольствия от рассматривания.

Занимаясь с детьми 3–4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. При рассматривании иллюстраций с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование – «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям. В очень редких случаях малыши смотрят иллюстрации молча.

Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание иллюстраций. Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте, – о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер. Очень важно практиковать повторное рассматривание иллюстраций:

— знакомое произведение вызывает оживленные высказывания;

— в нем отмечаются те стороны и детали, которые не были замечены в первый раз.

Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных на иллюстрациях: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено.

Большую роль при этом играют вопросы воспитателя, устанавливающие связь между содержанием иллюстрации и прослушанным текстом. Так, например, при анализе образа героя («Дядя Степа», С. Михалков) воспитатель, показывая иллюстрации, обращает внимание детей на передачу характерной внешности героя, а также задает вопросы, выявляющие отдельные свойства характера дяди Степы, его поступки. Педагог помогает детям делать несложные выводы, обобщения, обращает их внимание на главное. В результате таких занятий у детей развивается интерес к восприятию художественных произведений.

Интерес этот поддерживается тем, что в детском саду детям предоставляется возможность самостоятельно рассматривать иллюстрации.

Источник

Роль книжной иллюстрации в развитии ребёнка

Художественная литература – это искусство, которое отражает общественное сознание и формирует его, хранит и передает через поколения нравственные и социальные ценности.

Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Она оказывает огромное влияние на развитие речи ребенка, обогащает его эмоции, воспитывает воображение и дает ему прекрасные образцы русского литературного языка. По произведениям дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

Художественная книга для ребёнка – это могучее средство коммуникативного воспитания.

Это особенно важно в наше время, когда массовым явлением стал низкий уровень речевого развития детей.

Это обусловлено серьезными причинами:

  • в повседневную жизнь прочно вошел персональный компьютер и Интернет;

  • дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны, потребность

  • в речевом общении удовлетворяется недостаточно;

  • резко снизился интерес детей к чтению;

  • социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей; современная разговорная речь бедна, малословна.

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя действия, в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. В восприятии художественной литературы детьми огромную роль играют иллюстрации.

Иллюстрации – это рисунки, образно раскрывающие текст, подчиненные содержанию и стилю литературного произведения, одновременно украшающие книгу и обогащающие ее декоративный строй. Зачастую это не просто добавления к тексту, а художественные произведения.

В книгах для детей иллюстрация – важнейший элемент, во многом определяющий художественную ценность, характер эмоционального воздействия книги, возможности использования ее в процессе воспитания ребенка.

Интерес к книге у ребёнка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать рисунки. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

История детской книжной иллюстрации насчитывает около трех столетий. За это время был пройден путь от дешевых книжных изданий, букварей и лубочных картинок до роскошных книг для детей. Постепенно детская книжная иллюстрация стала самостоятельным видом искусства.

Детская книжная иллюстрация служит многим целям. Она способствует пониманию ребенком литературного текста, формирует представление о его теме, идее, персонажах, содержит в себе оценку событий и героев литературного действия. Она помогает ребенку в познании мира, освоении нравственных ценностей, эстетических идеалов, углубляет восприятие литературного произведения.

Иллюстрация воплощает фантазии, оживляет воспоминания, помогает участвовать в приключениях, развивает ум, сердце и душу ребенка. Нередко с просмотра иллюстраций начинается процесс выбора ребенком книги для чтения.

Литературное произведение и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве. Лишь на основе взаимодействия зрительного и речевого восприятия возможно понимание ими содержания книги.

В разном возрасте роль иллюстрация в восприятии текста детьми не одинакова.

Ребёнок начинает рассматривать книгу тогда, когда еще не умеет читать. Еще совсем несмышленый малыш привыкает слушать и слышать. Сначала он с радостью узнает на картинке свои игрушки, котенка или собачку. Потом книжка рассказывает ему о том, как выглядят дикие экзотические животные, природа, транспорт, космос и многое другое. О том, что такое хорошо и что такое плохо, ребенок не просто услышит: иллюстрации сделают эти понятия наглядными, доступными.

На ранних ступенях развития ребенка рисунок играет роль не вспомогательную, а основную: это не чисто иллюстративный, а основной материал, при отсутствии которого ребенок часто не может понять художественного произведения.

Таким образом, в это время иллюстрации нужны малышу не менее, чем собственно текст. Слова текста служат ребенку указанием на действия и обстоятельства, которые он должен шаг за шагом проследить зрительно, рассматривая соответствующие картинки. На этом этапе развития рисунок представляет для ребенка саму действительность. В дальнейшем слова текста начинают вызывать у ребенка необходимые ассоциации и без помощи наглядной основы. Старшие дети начинают понимать содержание сказки или несложного рассказа уже без помощи иллюстраций. Однако понимание более сложного содержания – внутреннего смысла произведения, общественного значения поступков героев, нравственного смысла их поведения – представляет для них большие трудности. В преодолении этих трудностей существенную роль снова играет иллюстрация: для понимания наиболее трудных моментов текста ребенок должен получить возможность обратиться к изображению и проследить на нем действия, взаимоотношения персонажей.

Дошкольник является своеобразным «читателем». Двухлетний ребёнок читает наизусть любимые стихи, причем держит книжку открытой именно на нужной странице. Кажется, что он уже читает самостоятельно. На самом деле это картинки подсказывают и «говорят» вместе с малышом.

В действительности дошкольник – это слушатель, чья встреча с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным

читателем, или встреча с книгой в дошкольном возрасте станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Если взрослые постоянно читают дошкольнику детские книжки, чтение может стать его устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют

иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать о её содержании по картинкам. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов.

Дети зачастую придумывают собственные повороты сюжета. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.

Задача взрослого – привлечь внимание детей к иллюстрации. Здесь существенную роль играют вопросы «Кто это?», «Какая она (он)?». Вопрос «Какой?» требует определенного описания – как внешнего вида (большой или маленький, белый или красный, пушистый или лохматый и т.д.),так и эмоционального состояния, характерных черт героя (веселый, забавный, грустный, злой, хитрый, добрый и т.д.). Вопросы взрослого заставляют ребенка внимательнее вглядываться в образ, устанавливать некоторые связи, делать несложные выводы, обобщения. Воспитатель обращает внимание детей на главное, усиливает эмоциональное отношение к изображаемому, вызывает у них ассоциации с собственным опытом, чувствами.

Роль художественной литературы и книги вообще в процессе формирования ребенка переоценить невозможно. Книга направляет его природную любознательность, развивает ее и углубляет, отвечает на тысячи вопросов, возникающих в его воображении. Она способствует развитию у детей любви к родине, природе, любви к родному языку, будит детское воображение, стимулирует игровую деятельность.

Поскольку текст является основной формой изложения содержания книги, которое конкретизируется и дополняется иллюстрациями, понимание ее (книги) ребенком обеспечивается правильными соотношением словесного текста и иллюстраций. Текст и иллюстрация воспринимаются детьми в единстве.

Необходимость иллюстраций в книге для детей, их огромная важность ни у кого не вызывают сомнений. Именно стремление к синтезу всех возможностей слова и изображения определяет характерную черту современной детской книги. Иллюстрация помогает глубже и лучше воспринимать текст, быстрее запоминать содержание, дает знание об окружающем мире.

Используемая литература

1. Азаров Ю.П. 100 тайн детского развития. [Текст]. — Москва. — 1996.- С.146.

2. Альфонсов В.А. Слова и краски: Очерки по истории творческих связей поэтов и художников. [Текст]. — Москва. — 1966.- С.327

Источник