Роль игры во всестороннем развитии ребенка

Алина Дрозд
Роль игры во всестороннем развитие детей. Виды игр.

Роль игры во всестороннем развитие детей. Виды игр.

Игра терем один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучение их различными в действие с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок развивается как личность, у него формируется те стороны психики от которых впоследствии будут зависеть успешность в Учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Важнейшим достижением является приобретение чувства коллективизма. Она характеризует нравственный облик ребенка. В игре дети получают первый опыт коллективного мышления, поскольку будущее связано с общественным полезным трудом, требующий от его участников совместного решения задач, направленных на получение общественного полезного продукта.

Для возникновения и развитие игры необходимо, во-первых, обеспечивать детей игровым материалом, во-вторых, проводить соответствующие игре обучение.

Не менее важную роль сюжетной игры в формировании нравственных качеств детей, а также их физическом развитии.

При соответствующей организации предметно-игровой среды можно добиться в сюжетных играх большой подвижности детей, сочетающийся с ориентировкой в пространстве.

Сюжетные игры оказывает влияние на эстетическое воспитание детей. Это обеспечивается прежде всего подбором игрушек и атрибутов, отвечающих требованиям высокого художественного вкуса, а также соответствующим оформление предметных игровых зон в помещении и на участке детского сада. Немаловажное значение имеет eastetica содержание самих игр. В дошкольном возрасте нередки индивидуальный или совместные игры. Они отражают общий уровень знаний детей о различных явлениях окружающей жизни, и несут в себе элементы продуктивного творчества организации, представляет собой своеобразную форму размышления детей над тем, что близко их интересам.

В игровой деятельности создаются необходимые психологические условия и благоприятная почва для всестороннего развития дошкольников. Но одни сюжетно игры не могут обеспечивать решение всех задач и стороннего воспитания детей игре. Это может быть достигнуто только при условии пропорционального сочетания в воспитательном процессе разных видов игр (сюжетно ролевых, дидактических, подвижных и т. д.).

Конструирование- один из видов продуктивной деятельности. Вместе с темсооружения про построеки строительного материала тесно связано с игрой-дети строят домик для кукол, гараж для машины.

Развитие ребенка в игрепроисходит прежде всего за счёт разнообразной направленностью содержание. Если игры прямо нацелены на физическое воспитание (нежные, эстетические (музыкальные,умственные (дидактические и сюжетно-ролевые)многие из них способствуют нравственному воспитанию.

Все виды игр можно объединить в две большие группы, которые отличаются мерой непосредственного участия взрослого, а также разными формами детской активности.

Первая группа- это игры, где взрослый принимает косвенное участие в их подготовки и проведения. Игры этой группы, к которым можно отнести сюжетные и познавательные,особенно ценной своей развивающей функции, имеющие большое значение для общего психологического развития каждого ребенка. По мере взросления детей познавательные игры должны занимать всё больше места в игровой практики. Однако возможности этих игр, которым относятся также различные конструктивные игры,игры направленные на развитие сообразительности,на познание свойств природного материала. Вторая группа- это различные обучающие игры, в которых взрослые сообщая ребенку правила игры или объясняя конструкцию игрушки. В этих играх обычно решаются конкретные задачи воспитания и обучения. Они направлены на усвоение определённого программного материала и правил. Этой группе относятся подвижные, дидактические, музыкальные, игры-драматизации, игры развлечение, народные игры.

Прогрессивное, развивающие значение игры состоит не только в реализации возможностей всестороннего развития детей, но и в том, что она способствует расширению сферы их интересов, возникновение потребности знания, становление Мотива новый деятельности-учебный, Что является одним из важнейших факторов психологической готовности ребенка к обучению в школе

Источник

Роль игры во всестороннем развитии и воспитании ребенка.

Значение игры для ребенка дошкольного возраста

➤ Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

➤ Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

➤ С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

➤. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.

➤ Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

➤ Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игровой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

➤ В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

Виды игр для развития ребенка

Виды игр для ребенка:

✏ подвижные игры,

✏ ролевые игры,

✏ настольные игры,

✏ дидактические игры,

✏ деловые игры и пр.

Ролевые игры. Значение ролевых игр для ребенка

Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли. Играя, ребенок берет себе определенную роль и выполняет действия героя игры, осуществляя поступки, присущие этому персонажу.

Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.

Дидактические игры и их значение для ребенка

Дидактические игры предназначены для детей, которые участвуют в учебном процессе. Они используются педагогами как средство обучения и воспитания. Ребенок по приходу в школу еще «держится» за игру, как за знакомое действие, помогающее ему войти в мир взрослых. Позволим себе заметить, что дидактические игры — это на наш взгляд не только прерогатива учителей. Родители тоже могут использовать этот вид игр в своей родительской практике. Для этого необходимо знать несколько важных вещей. К таким знаниям отнесем причины использования дидактических игр в деятельности ребенка и непосредственно технологию их использования.

Учитывая тот факт, что дидактическая игра направлена, прежде всего, на умственное развитие ребенка, не надо забывать и то, что ее польза зависит от того, сколько радости ее решение приносит ребенку.

Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок?

Это особый разговор. От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребенка. Именно в игре, совместно со взрослыми, ребенок приобретает необходимые для жизни в обществе полезные навыки.

Подвижные игры для ребенка. Значение подвижных игр для ребенка

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий организм постоянно требует активных движений. Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре. Все подвижные игры развивают как физическое здоровье ребенка, так и его интеллектуальные способности. Они несут, кроме интереса для ребенка, еще оздоровительную нагрузку и эмоционально-психическую разрядку. Он укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и повышает работоспособность. Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений — развивая в них рефлексию и волю.

Источник

ирина павловна анистратенко
Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка

Значение подвижной игры во всестороннем развитии ребёнка.

Из опыта работы.

И. П. Анистратенко воспитатель

Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность —комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Игры, используемые в физическом воспитании, очень разнообразны.Их можно разделить на две больших группы: подвижные игры и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных игр едиными правилами, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматривают роль игры, её распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. Игра является физиологической потребностью ребёнка и составляет главное содержание его жизни.

«Игра есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребёнка, твёрже делается рука, гибче тело, вернее глаз, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре развиваются у ребят организационные навыки, развивается выдержка, умение взвешивать обстоятельства». (Н. К. Крупская) В игре ребёнокупражняется в самых разнообразных движениях: беге, лазании, перелезании, бросании, увёртывании, ловли и т. д., они благоприятно влияют на весь организм ребёнка в целом, так как при активном выполнении движений работают различные группы мышц, активизируется дыхание, кровообращение и обменные процессы. Это в свою очередь оказывает благотворное влияние на психическую деятельность. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе. Во время подвижных игр возникают положительные эмоции, которые имеют особое значение, так как оказывают влияние на здоровье и физическое развитие ребёнка. Именно подвижные игры дают возможность регулировать психическую и физическую нагрузки, доставляя детям много радости и удовлетворения. Е. А.Аркин указывал: «…игра, как никакая другая деятельность, способна организовать все силы ребёнка, наполнить его существо самыми яркими эмоциями и таким образом, в одно время и заглушать зарождающееся чувство усталости, и доводить до высшей степени работоспособности организма».

Радость и удовольствие сопровождают интересную, активную, доступную для ребёнка игру, она захватывает его, оказывает положительное влияние на общее физическое состояние и умственное развитие. Подвижные игры способствуют устранению замкнутости, застенчивости; у ребёнка появляется умение слушать и слышать речь взрослого; развивается навык начинать и заканчивать действие по сигналу, постепенно зарождается чувство коллективизма, товарищества, это очень важно. Возникающие в игре неожиданные ситуации приучают детей целесообразно использовать приобретённые двигательные навыки, быстро входить в нужный темп и ритм работы, ловко и быстро выполнять разнообразные двигательные задачи, проявляя при этом необходимые усилия и настойчивость, что так же важно в жизни. В подвижных играх ребёнку самому приходиться решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет детей искать всё новые и новые пути решения возникающих задач. Всё это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Основой всестороннего развития ребенка в первые годы жизни является физическое воспитание, а также свободная двигательная деятельность, когда ребенок во время прогулок играет, прыгает, бегает и т. д. Через подвижную игру ребенок познает мир, развиваются его психические процессы, воля, самостоятельность. Чем большим количеством разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развития. Мы, воспитатели ежедневно проводим подвижные игры, включая элементы национальных игр во время прогулок, между занятиями, и на занятиях. При проведении занятий не надо придерживаться одной схемы, нужно больше экспериментировать, смело включать новые варианты и элементы. Они увеличивают двигательную активность, вызывают у детей положительные эмоции. Игровая деятельность – не только элемент культуры, она является полезным средством воспитания детей. Она всегда целенаправленна и характеризуется многообразием целевых установок и мотивированных действий.

У каждого воспитателя есть задача создавать все необходимое условия для того, что бы дети росли физически здоровыми и крепкими. Нам каждому педагогу понятно, что без игровых занятий здесь не обойтись. Игры благотворно сказываются на результат обучения. Незаметно усваивается языковой материал. Дети в процессе игры непроизвольно запоминают стишки, чистоговорки, скороговорки, тем самым постепенно увеличивается объем запоминаний. Вместе с этим возникает психологические особенности детей и диадические возможности игры, использование игрушек на занятиях, как средство навыков восприятия и воспроизведение речи. Чтобы повысить активность, привлечь внимание детей я широко использую образные задания,имитации: «бежим тихо, как мышки», «прыгаем мягко, как воробышки», «топаем как медведи» и т. д. Во время игры ребенок узнает новое, наблюдает за окружающим миром, проявляет интерес. Через игру развиваются способности детей. Разнообразная самостоятельная двигательная деятельность детей заключается в том, что они по желанию и инициативе выбирают себе вид занятий (двигательная деятельность на детских площадках, различные игры «Скачки», «Прыжки по кочкам», «Игра в камешки» и т. д. Самостоятельная двигательная деятельность существенно расширяет двигательный опыт детей.

Таким образом, подвижные игры можно воспринимать как повседневную детскую забаву, удовлетворяющую потребность организма в движениях, совместной деятельности и радостных эмоциях, а можно рассматривать как педагогическое средство не только физического, но и социального развития дошкольников

Источник