Роль игры в речевом развитии ребенка раннего возраста

Эльмира Хасанова
Роль дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста

Из опыта работы.

Тема: «Роль дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста»

Самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. являются одной из важнейших задач при воспитании дошкольников.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Поэтому я перед собой поставила цель: развивать речь детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Для достижения цели поставила перед собой

Задачи:

— целенаправленно обогащать словарь детей;

развивать активную речь;

формировать:

— потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

— побуждать пониманию речи окружающих без наглядного сопровождения;

— способствовать воспринимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности

— побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

— формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

— приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а главное с помощью игр.

Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Она сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность.

Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Игра является и средством обучения.

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на развитие любознательности, познавательных процессов и способностей дошкольника, является для маленького человека наиболее подходящей формой развития.

Основная особенность дидактических игр заключается в том, что в них, познавательная деятельность сочетается игровой.

Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста, способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами я использую народные игрушки: пирамидки, башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца, логические кубы, мозаика и реальные предметы.

Детей привлекают их красочность, забавность действий с ними. Совершая основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д., дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

Так дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек» помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь.

Игра «Новая кукла» учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь.

Игры с природным материалом организую во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями.

В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Особенно любимы детьми настольно-печатные игры, например: «Домино», «Лото», «Чьи детки?» формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т. п., т. е. употребляют глаголы.

Еще один вид – это словесно — дидактические игры, играющие значительную роль в развитии речи ребенка.

Их использование помогает развивать в детях способность слушать речь взрослого и прислушиваться к произносимым словам и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.

В этом мне помогает использование фольклора во всех видах деятельности, т. к. ценность раннего обучающего воздействия фольклором давно подмечена народом. Я использую детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову). Народ создал чудесные произведения — потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.

Являясь воспитателем группы раннего возраста, я постоянно наблюдаю за тем, как развивается речь ребенка, как играют малыши. Например, широко применяю словесные приемы: речевой образец, доступный по содержанию и форме; повторное проговаривание — преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания; объяснение для раскрытия сущности некоторых явлений или способов действия; указания — разъяснению детям способы действия для достижения определённого результата; задаю вопрос — словесное обращение, требующее ответа.

Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития осуществляем в беседах и консультациях.

Систематически пополняется и обновляется информационная среда для родителей по речевому развитию детей раннего возраста, перечень фольклорной литературы для домашнего изучения.

Это и памятки, и специально подобранные гимнастики, упражнения, стихотворения и др.

Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по теме «Развитие речи у детей раннего возраста через дидактические игры» я пришла к выводу, что дидактические игры играют большую роль в формировании словарного запаса и активной речи у детей раннего возраста. Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных детьми в детском саду, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей.

Источник

Татьяна Лузгина
Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста

«Игра — это огромное светлое пятно, через которое

в духовный мир ребенка вливается живительный

поток представлений и понятий об окружающем

мире. Игра — это искра, зажигающая огонёк

пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский.

Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Так как в дошкольном возрасте игровая деятельность является ведущей.

Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее. Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребенок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество, развивать коммуникативные навыки.

Учитывая актуальность данной проблемы, цель моего доклада:

Значение дидактических игр в речевом развитии детей раннего возраста.

Цель предопределила следующие задачи:

Развитие понимания речи, накопление, обогащение и активизация словаря ребенка

— Активное включение ребенка в общение с взрослым всеми доступными (неречевыми и речевыми) средствами

— Способствование формированию грамматического строя речи и развитию звуковой культуры.

— Расширение активного и пассивного словаря

— создавать условия для речевого развития детей раннего возраста.

Дидактические игры классифицируются на три основные группы: словесные, настольно-печатные и игры с предметами.

Словесные игры.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой моторики, так как речевые области мозга формируется под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Большое значение уделяю работе по развитию мелкой моторики, используя пальчиковые игры. Для этого я ежедневно провожу игры с пением, стихами или дидактические игры со звукоподражанием, которые дают возможность ненавязчиво, а в интересной для ребёнка форме тренировать речевой аппарат. В таких играх участвует вся группа («Каравай», «Два весёлых гуся», «У медведя во бору»). Данные дидактические игры, по моему мнению, очень полезны для развития слухового внимания малышей.

Большое значение для развития речи имеют игры, которые содержат диалоги («Далеко-далеко», «Гуси-гуси»). Положительные эмоции надёжно защищают малышей от умственных перегрузок, ведь то, что развлекает, никогда не утомляет.

С целью формирования диалогической речи я применяю такой методический прием, связанный с разговором, как приём словесных поручений. Особенно велико значение этого приёма в освоении речевого этикета.

Настольно-печатные игры.

Настольно-печатные игры разнообразные по видам: лото, домино, парные картинки, разрезанные картинки. При использовании настольно-печатных игр большое влияние на развитие речи детей оказывает отгадывание и загадывание загадок. Загадки помогают детям проникнуть в образный строй русской речи, овладеть выразительными средствами русского языка. малыши играя в разные настольно-печатные игры: лото, домино, парные картинки, закрепляют знания о предметах, их названии, классификации, устанавливают взаимосвязь между предметами и составлением целого из частей

Игры с предметами.

При использовании дидактических игр с предметами, по большей части, используются игрушки. Играя с ними, ребёнок производит разнообразные изменения места, положения, действия, называет качество, цвет, форму. В процессе этих изменений ребенку приходится соответствующим образом изменять слова, усваивая морфологические элементы языка.

Помимо перечисленных игр, в своей работе я применяю игры на звукоподражания и слова с определенным звуком: «Наши уточки с утра» «Мчится поезд» и др.

Имитационные и речевые упражнения, связанные с прослушиванием стихотворений, потешек, коротких рассказов. Слово в сочетании с жестом чрезвычайно важно в становлении речевой и умственной деятельности. Кроме того использую народные, дидактические, хороводные игры с действиями. Особой популярностью пользуется у малышей игра «Зайка серенький сидит».

Игры- инсценировки. Для этих игр использую дидактические игрушки. С помощью игрушки создаются модели положительного и негативного поведения, познаются действия с этой игрушкой, приобретаются практические навыки. Все это сопровождается речью. Благодаря особому эмоциональному состоянию, ребенок становится разговорчивее, с ним легче вступить в беседу.

Активно применяю в соей работе упражнения на развитие речевого дыхания: «Подуй на чай, султанчик, бабочку», «Произнеси протяжно, длительно».

Для развития артикуляционного аппарата мною широко используются звукоподражательные слова, голоса животных. Например, детям даются музыкальные инструменты — дудочка и колокольчик; дудочка дудит “ду-ду”, колокольчик звенит “динь-динь”, тем самым закрепляется произношение твердых и мягких звуков.

Большое значение для развития понимания речи, расширения словарного запаса, усложнения грамматического и интонационного строя речи имеет чтение детям книг, рассказывание сказок. Приобщение детей к художественной литературе имеет большое значение для личностного и общекультурного развития детей

Активно применяю пальчиковые игры: развитие у детей мелкой моторики – движений кистей и пальцев рук. Эти упражнения стимулируют процесс речевого развития ребенка, способствуют развитию двигательного центра мозга, отвечающего в том числе и за развитие мелкой моторики.

Свою работу по речевому развитию провожу также и с родителями в виде консультаций, индивидуальных бесед, папок-передвижек, анкетирования, выступлений на родительских собраниях.

Родители в свою очередь активно оказывают помощь в изготовлении поделок для центра речевого развития.

В ходе систематической, планомерной и целенаправленной работы, произошли существенные положительные изменения в развитии речи детей.

Таким образом можно сделать вывод: систематическая работа в данном направлении позволила достичь положительных результатов: речь детей стала лучше, расширился и обогатился словарный запас, произношение слов и звуков стало чище. Постараюсь столь же плодотворно трудиться в заданном направлении.

Спасибо за внимание!

Источник

Татьяна Волкова
Роль дидактических игр в познавательном и речевом развитии у детей раннего возраста

Одной из ведyщих задач, которую peшaют дошкольные образовательные учреждения, является развитие речи детей. Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития ребенка. Чем богаче и правильнее у малыша речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценное отношения к сверстникам и взрослым, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей.

Согласно Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

Развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

• Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Младший возраст является наиболее сенситивным периодом для усвоения речи. В этот период возрастает речевая активность, накапливается словарь. Удлиняются и усложняются речевые высказывания, превращаясь в рассказы, совершенствуется их грамматическое оформление, возрастает роль речи как средства регулирования поведения, формируется звуковая культура речи. Дети хорошо знают и называют предметы ближайшего окружения. Шире начинают использовать прилагательные, наречия, предлоги. Появляются зачатки монологической речи. Малыши могут с небольшой помощью взрослых передать содержание хорошо знакомой сказки, прочитать наизусть небольшое стихотворение.

Воспитательно-образовательный процесс в детском саду в свете последних требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования должен идти в интересной, доступной игровой форме. Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Малышам еще трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, поэтому в своей работе я использовала преимущественно игровые формы образовательной деятельности.

Одним из видов игровой деятельности является дидактическая игра, позволяющая приобщить детей к окружающей жизни в доступных им формах. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми в целях воспитания и обучения играющих детей. Воспитатель одновременно является и учителем и участником игры. Он и учит и играет, а дети, играя, учатся. Таким образом, дидактические игры по развитию речи как форма обучения детей содержит два начала: учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Задача воспитателя заключается в том, чтобы вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.

Кроме того, дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности, она активизирует психические процессы: восприятие, внимание, память, мышление, способствует развитию творческих способностей, вызывает у ребят живой интерес к процессу познания. Игра помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у детей глубокое удовлетворение, стимулирует работоспособность, облегчает процесс усвоения знаний. Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Уникальность дидактической игры состоит так же в том, что это универсальное средство, которое может включать в себя несколько образовательных областей. Например, дидактическая игра «Поезд», где детям предлагается двигаться за воспитателем, выполняя его поручения и издавая звуки поезда, затрагивает области: «Физическая культура», «Коммуникация», «Социализация», «Познание». Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке», направленная на активное использование слов в речи, составление сложных предложений («Безопасность», «Здоровье», «Коммуникация», «Познание»). Дидактическая игра «Оркестр», в которой детям предлагалось отгадать загадку о музыкальном инструменте, кто первый отгадает тот получает инструмент, таким образом получается оркестр. Данная игра интегрирует в себе образовательные области «Познание», «Музыка», «Коммуникация», «Труд».

Дидактические игры можно проводить со всей группой, с подгруппой детей, индивидуально с каждым ребенком.

В своей работе по развитию речи детей я использовала следующие игры:

Игры – путешествия призваны усилить впечатление, обратить внимание детей на то, что находится рядом. В этих играх используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, поэтапное решение задач и т. д

Игры – поручения по содержанию проще, а по продолжительности – короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения (например «Волшебная коробочка», «Весёлые пальчики»).

Игры – беседы. В основе их лежит общение. Основным является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность. Такая игра предъявляет требования к активизации эмоциональных и мыслительных процессов. Она воспитывает умение слушать вопросы и ответы, сосредоточить внимание на содержании, дополнять сказанное, высказывать суждения. Познавательный материал для проведения этого вида игр должен даваться в оптимальном объеме, быть доступным и понятным, чтобы вызвать интерес детей. Познавательный материал определяется лексической темой, содержанием игры. Игра в свою очередь, должна соответствовать умственным возможностям детей.

В ходе дидактических игр происходит развитие всех компонентов речи:

— формирование словаря: «Чудесный мешочек», где детям необходимо было назвать предмет, опираясь на его признаки и наоборот, описать признаки предмета; «Кто больше скажет о профессии» (учить соотносить существительное с глаголом) ; «Скажи наоборот» (учить детей подбирать слова с противоположным значением) ; «Выполни команду» (развивать внимание, умение выделять признаки предмета) и др.

развитие звуковой культуры речи: дидактическая игра «Музыкальные инструменты», в которой дети отгадывали музыкальный инструмент по его звучанию; «Кто лучше слышит», где детям предлагалось разделиться на две команды, одна команда отворачивалась, а другая начинала издавать различные звуки (шуршание бумаги, ударить в барабан и др., задача первой команды — отгадать все звуки, затем команды меняются местами. Также были подобраны чистоговорки, артикуляционные гимнастики «В гости к бабушке и дедушке», «Заборчик», «Часики», «Лошадка», направленные на развитие артикуляционной моторики и др.

развитие грамматического строя речи: «Разноцветный сундучок» — дети вынимают из сундучка картинки или предметы и описывают какой это предмет; в игре «Где наши ручки?» дети учатся образовывать формы родительного падежа множественного числа существительных; дидактическая игра «Прятки» учит детей правильно использовать в речи предлоги с пространственным значением. Детям предлагалось найти игрушку, в ответах использовать предлоги, другой вариант игры: воспитатель, используя предлоги, говорит детям, где нужно искать спрятанный предмет.

— для развития связной речи (монологической и диалогической) я использовала дидактические игры «Назови, что сделал умей-ка» — составление предложений. «Составь рассказ по картинке», «Что было бы если?», где детям предлагалось подумать и сказать свое мнение по поводу каких-либо высказываний, например «Что было бы если бы все дети ели только одни конфеты?». Сюжетно-дидактические игры. В которых дети выполняют определенные роли: роль доктора и пациента в игре «Больничка», продавца и покупателя в игре «Магазин» и др. В этих играх дети не только учатся свободно общаться друг с другом, также они узнают культуру речи, правила и нормы поведения.

В результате целенаправленной и систематической работы по образовательной области «Коммуникация» мы добились положительных результатов. Дети к концу учебного года легко понимали речь. Развивающая среда в группе пополнилась картотекой дидактических игр на развитие речи, дыхательных гимнастик, пальчиковых гимнастик, атрибутикой для сюжетно-дидактических игр.

Таким образом, систематически проводя с детьми дидактические игры, можно не только развивать умственные способности детей и хорошую речь, но и уточнять знания об окружающем мире.

Источник