Роль игры в развитии воображения ребенка
Любое описание игры ребенка обязательно выделяет фантазийную сторону игры и живость воображения. Беззаботность, легкость перевоплощения и игра ума неизменно считались чертами детской жизни. Описания активности детей подчеркивают прежде всего ее спонтанность и легкость преобразования одних предметов в другие, одной ситуации в совершенно новую. Красноречив термин В. Прейера «Игра — алхимия фантазии».
Игра в истории развития психологии явилась своего рода «идеальной моделью» для изучения фантазии и воображения как психических функций. Доступная наблюдению игра детей помогла исследователям в оценке содержания конструктивных функций образных процессов.
Превращаясь в полицейского (характерно, что наши дети играют в полицию и почти никогда не играют в милицию), в водителя, врача или археолога, личность ребенка открывает новые возможности своего существования, насыщая воображение новыми смыслами и новыми действиями.
Мнения исследователей относительно взаимовлияния игры и воображения принципиально разделились. Большинство психологов конца XIX — начала XX в., таких как К. Гросс, В. Штерн, К. Бюлер, Дж. Селли, К. Д. Ушинский, считали, что игра является следствием развитого воображения ребенка, которое проявляется в фантазиях, игровых действиях, присвоении разным предметам новых значений. Позднее появилась альтернативная позиция. Отечественные исследователи игры — Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин — считали воображение не причиной, а следствием развития игровой деятельности. Воображение, являясь высшей психической функцией, представляет собой сложное и более позднее образование, чем игра, воображение зарождается в игре.
Л. С. Выготский выделяет важный для понимания развития воображения в игре закон реального чувства в деятельности фантазии. Например, ребенок создает некоего монстра, набросив на стул плед и увенчав сооружение ветвистой палкой. Нарисованные воображением картинки ужасного существа вызывают реальный страх, хотя ребенок прекрасно осознает, что перед ним всего лишь стул, который он сам прикрыл пледом. Воображение является ложным, но чувство страха — истинным. Воображение в детском возрасте является деятельностью, неразрывно связанной с эмоциональной сферой, и различные переживания, порождаемые фантазией, неизменно сопутствуют игре ребенка.
В воображении особенным образом соединяются эмоциональные и мыслительные процессы. Фантазирование облегчает ребенку понимание того, что умственный образ не совпадает с реальным объектом внешнего мира. Воображение позволяет установить связи между реальным миром и его символической репрезентацией. Л. С. Выготский выделял воображение как более сложную форму психической деятельности, «которая выходит за пределы тех процессов, которые мы привыкли называть … для этой системы характерны господствующие внутри нее межфункциональные связи и отношения» [22].
Развиваясь, воображение становится относительно автономной деятельностью сознания, которая отличается от непосредственного познания действительности. Но воображение ребенка не связано с уходом от реальности или ее искажением. Еще В. В. Зеньковский категорически возражал против понимания игры как средства ухода от реальности: «Игры не уводят нас от реальности, они, наоборот, вводят нас в нее, но только смягчают реальность, как бы снимают с нее мертвящую необходимость, в ней царящую» [30]. Воображение обеспечивает глубокое познание реальности, проникновение в действительность через свободное отношение сознания к элементам этой действительности. С. Л. Рубинштейн писал так: «В игре есть отлет от действительности, но есть и проникновение в нее. Поэтому в ней нет ухода, нет бегства от действительности в будто бы особый, мнимый, фиктивный, нереальный мир. Все, чем игра живет и что она воплощает в действии, она черпает из действительности. Игра выходит за пределы одной ситуации, отвлекается от одних сторон действительности с тем, чтобы еще глубже в действенном плане выявить другие» [67].
Творчество в отечественной психологии понимается как деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Вместе с тем результативность детского творчества вызывает сомнения: игра общепризнанно является творческим видом деятельности, но не содержит очевидного продукта деятельности. Л. С. Выготский писал о том, что творчество проявляется везде, где человек воображает, изменяет, отступает от стереотипа, создает хоть крупицу нового для других или для себя [22].
Творческая игра зарождается еще в раннем возрасте в предметной деятельности, отличительной чертой которой является сочетание повторения и неожиданности. Л. Н. Галигузова приводит исследование Н. Н. Палагиной, изучавшей развитие воображения у детей второго года жизни в их ориентировочно-исследовательской деятельности с предметами. Она обнаружила в этом возрасте элементы фантазии и творчества, которые проявлялись в способах освоения ребенком действий с предметами [23].
Изучая творческий аспект игры на модели игровой ситуации «Уход за куклой», Л. Н. Галигузова [23] получила данные, характеризующие игру детей раннего возраста (см. табл. 7).
Полученные данные Л. Н. Галигузова характеризует с точки зрения изменений в структуре действий: на смену разрозненным действиям младших детей пришла последовательная и самостоятельная отработка разных схем одного действия и вариантов переходов к другому. Творчество, по мнению автора, зарождается в процессуальное™ предметной игры, где, например, ребенок мог в течение 15 мин резать овощи, складывать их в кастрюлю, помешивать, пробовать на вкус и т.д. В этих действиях малыш начинает моделировать реальность.
Одно из направлений развития творчества — включение в игру предметов-заместителей. Творческий характер приобретают такие показатели деятельности замещения, как: а) самостоятельный выбор предметов-заместителей; б) гибкость в изменении функции предметов; в) оригинальные названия и действия; г) критичность к замещениям партнера, которая свидетельствует о наличии своего особого видения окружающего.
Известно, что дети раннего возраста очень гибко используют предметы-заместители, легко меняя их функции. Тогда как дошкольники подходят к выбору заместителей критичнее и придерживаются одной стабильной функции предмета. Конечно, этот факт объясняется не снижением творческой активности с возрастом, а, как справедливо подчеркивает Л. Н. Галигузова, «недостаточной четкостью и устойчивостью образа предмета- заместителя», в результате которой «аморфность представлений приводит к их текучести, неустойчивости». Полифункцио- нальное использование предметов в исследовании наблюдалось у 66% детей. «Вместе с тем, — пишет Л. Н. Галигузова, — указанная гибкость позволяла ребенку варьировать, разнообразить свою игру в пределах ограниченной предметной ситуации, опробовать разные возможности замещений» [23].
Таблица 7
Характер игровой деятельности детей раннего возраста
Параметры игровой деятельности | Возраст | |
2-й год | 3-й год | |
1. Игровая мотивация: | ||
длительность игры (в мин) | 7 | 16,9* |
эмоциональное состояние (в уел. баллах) | 0,9 | 2* |
самостоятельность (в уел. баллах) | 1,6 | 7,5* |
2. Структура игровых действий: | ||
владение игровыми навыками (в уел. баллах) | 1,5 | 2,2* |
количество манипуляций (в среднем) | 6,4 | 8,3* |
количество игровых действий (в среднем) | 10 | 10,9* |
вариативность игровых действий (в среднем) | 8,8 | 9,7* |
самостоятельный выбор игрового сюжета (в среднем) | 0,1 | 1,1* |
соотношение игровых действий, направленных на себя, куклу, партнера, предмет (в %) | 24:67:3:6 | 12:34:0:54 |
3. Воображение: | ||
действия в воображаемой ситуации (в среднем) | 1 | 1 |
самостоятельный выбор предмета-замести- теля (в среднем) | 0,4 | 6,7* |
гибкость в изменении функции и названия предмета (в среднем) | 0,2 | 2,5* |
оригинальные замещения и действия (в среднем) | ОД | 1,2* |
критичность к замещениям партнера (в среднем) | 4,9* |
* Различия значимы по критерию Вилконсона при р
По-видимому, зарождение творческой игры можно отнести ко второму году жизни ребенка, когда на фоне усиливающегося интереса к игровой деятельности, ребенок не просто повторяет предложенные действия взрослого, но начинает активно их менять, пробуя разные схемы исполнения и устанавливая все новые связи.
Л. А. Венгером выделены основные показатели развития творческих способностей в игре: развитие сюжета, детализация образов, оригинальность сюжета. К этим критериям можно добавить вариативность использования предметов-заместите- лей, способность к замыслу и развитие эмоциональных компонентов сюжета. В работах, проводимых под руководством Н. Е. Вераксы, важными компонентами творчества (в том числе и игрового) являются действия превращения, сериации, опосредствования и обращения. Творческая сюжетно-ролевая игра дошкольников — одно из условий построения диалектической структуры сознания, когда ребенок может мысленно поставить предмет на позицию, противоположную той, которую он занимал в реальности. Проблемные ситуации, возникающие в игре, нацеливают ребенка на последовательное изучение предметов и отношений и выделение все более скрытых, неочевидных свойств.
Развитие предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций — к сохранению и к изменению. Воспитание, разносторонние воздействия взрослых на ребенка преследуют своей целью сохранить и передать накопленные знания. Игра содержит в себе возможности выйти за рамки писаных правил, расширить свое мировоззрение, одновременно взглянув на правила со стороны. Игра особым образом воспроизводит непредсказуемость окружающего мира. Предлагаемые взрослыми правила не могут исчерпать и предусмотреть всевозможные жизненные коллизии, а в игре ребенок становится хозяином правила и, осваивая его, становится не рабом нормы, а ее творцом.
Главным результатом игрового процесса принятия различных ролей становится осознание ребенком несводимости себя к этим ролям, неограниченной возможности моделирования собственного Я и возможности выхода за пределы любой ситуации, любого правила. Это неосознаваемое знание становится нескончаемым потенциалом творчества и саморазвития для ребенка, возможностью формирования богатой и разнообразной личности.
Потребность быть активным, созидательным и самостоятельным удовлетворяется игрой и стимулируется игрой. Играющий дошкольник развивает свою уникальность и творческие способности. «Ориентация на уникальность, — пишет В. П. Петровский, — проявляется в ненормативном поведении детей, делает их привлекательными партнерами по общению для сверстников и для взрослых». И далее: «Ориентация на свою значимость для других дает ребенку возможность полноценно участвовать в совместных делах. Содействует приобщению к ценностям и средствам человеческой жизнедеятельности» [33].
На пересечении развития воображения и расширяющейся потребности в общении появляется уникальный феномен, характерный для игрового периода развития, — воображаемый товарищ. Многие дошкольники придумывают себе друга, который всегда готов разделить радость, стать партнером в игре и может хранить любой секрет. Воображаемые друзья позволяют скрасить одиночество, побороть страх, отчасти удовлетворить потребность в общении и поддержать уверенность в себе.
Недавние исследования показали, что свыше 65% дошкольников выдумывают себе друзей или зверюшек-партнеров, с которыми также можно играть, о них можно заботиться и получать удовольствие от общения. Диалоги с невидимым партнером способствуют развитию рефлексии, самосознания, креативности. Воображаемый друг может помочь ребенку потренироваться в разговорах со сверстниками и сформировать социальные навыки. Зарубежные исследователи считают, что наличие воображаемого товарища является, как правило, надежным предиктором общительности, дружелюбия и активной готовности взаимодействовать с другими детьми и взрослыми.
Источник
Оксана Кувшинова
Влияние игровой деятельности на развитие творческого воображения дошкольника
Воображение – это психический процесс, заключающийся в создании новых представлений, мыслей и образов на основе имеющегося опыта. Следует отметить, что в дошкольном возрасте творческое воображение только начинает свое формирование, это представляет огромный потенциал для реализации резервов современного подхода в обучении и воспитании. Любое творчество невозможно без воображения. Воображение – это «структурная единица» творческого процесса. Творческое воображение представляет собой трансформацию содержания образа одного объекта сквозь призму образа другого, возможно наделение объекта качествами другого объекта.
В разных источника можно встретить такие определения воображения, как: активное, продуктивное, а также креативность – мы подразумеваем под этим творческое воображение. Творческое воображение заключается в создании новых образов и их реализация в деятельности. В данном случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объективно новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое для данного индивида. Оно может повторять существующее, но об этом, например, ребенок не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неизвестным для других. Учитывая это, следует привести следующее высказывание: «…в каждодневной окружающей нас жизни творчество есть необходимое условие существования» Л. С. Выготский отметил, что воображение распространяется на все области жизни человека и все, что окружает человека, созданное его руками, опирается на воображение. Таким образом, человек, обладающий творческим воображением, отображает действительность в ином ракурсе, под своим углом зрения, какой бы деятельностью он не занимался.
Творческое воображение протекает на основе анализа и синтеза накопленных человеком знаний. Творческое воображение характеризуется созданием новых образов в процессе творческой деятельности человека. Из нового сочетания элементов и возникает новый образ. И чем богаче дошкольник в своей деятельности опирается на творческое воображение, тем оригинальнее будет его деятельность. Овладевая способностью посредством комбинирования, акцентирования, типизации и других механизмов создавать новые образы воображения из совокупности исходных, ребенок тем самым добивается высокой продуктивности своей деятельности. Творческое воображение это новообразование, которое не просто возникает в психике ребенка, а формируется под воздействием ближайшего окружения.
Своеобразие образа, создаваемого дошкольником, сам процесс его зарождения и его проявление обусловлен особенностями психического и личностного развития ребенка. Творческое воображение ребенка формируется на всем продолжении дошкольного детства и продолжает свое формирование в младшем школьном возрасте. Однако в дошкольном детстве развитие творческого воображения имеет свою специфику. Связано это, в первую очередь, с ведущей деятельностью детей этого периода детства. Учитывая это, можно говорить о том, что творческое воображение ярко проявляется и развивается в игровой деятельности детей (Д. Б. Эльконин). Игровое творчество является обязательной составляющей личностного становления ребенка. Успех формирования личности во многом зависит от того, насколько взрослый осознает собственную необходимость для развития ребенка в игре. Такую позицию взрослого описывает характерный для современной педагогики «личностно-ориентированный подход», в рамках которого игра дошкольника рассматривается не только как подготовка к «взрослой» жизни, но и как реальное творческое приобретение социального опыта.
Для создания условий развития творческого воображения дошкольников в игровой деятельности важно знать, что в основе любого творческого акта лежат восприятия, подразделяемые на внешнее и внутреннее и составляющие основу нашего опыта.
То, что ребенок видит и слышит, является, таким образом, первыми опорными точками для его будущего творчества. Он накапливает материал, из которого впоследствии будет строить образы его фантазия.
В игре принято различать сюжет, содержание и роль. Сюжет игры – это главный компонент сюжетно-ролевой игры, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Д. Б. Эльконин дал следующее определение сюжета: «Под сюжетом следует понимать ту сферу действительности, которую дети отражают в своих играх». Содержание сюжетно-ролевой игры – это то, что дети воспроизводят, те или иные явления, действия, отношения. Д. Б. Эльконин отмечает: «…это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности». Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет, роль – средство реализации сюжетно-ролевой игры. Для ребенка роль – это его игровая позиция: он отождествляет себя с каким-либо персонажем сюжета и действует в соответствии с представлениями о данном персонаже. Роль, которую берет на себя ребенок в процессе игры, Д. Б. Эльконин называет единицей игры, ее центром. Роль объединяет все стороны игры.
Дети играют во все, что видят: в «Семью», «Детский сад», «Путешествие», «Зоопарк» и пр. В одной игре могут соединяться различные сюжеты, например: в «Путешествии по морю» обязательно есть «Семья», к тому же на борту обязательно готовят еду, а могут и отпраздновать «День рождение». Или «Детский сад» пришел в «Зоопарк». Сочетание, комбинирование сюжетов дает волю и фантазии, и творческому воображению. От уровня развития игровой деятельности наблюдается прямая зависимость развития творческого воображения дошкольника.
С развитием игровой деятельности выявляется новый вид сюжетно-ролевой игры, так называемая, режиссерская игра. Здесь широко используется речь. Ребенок не берет на себя роли, а передвигает кукол, игрушки, говорит за них. Элемент режиссуры содержится в каждой игре с куклами. В режиссерской игре – одновременном выполнении разных ролей (за разных кукол) – от ребенка требуется умение регулировать свое поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Для осуществления замысла ребенку требуются разные предметы, помогающие ему действовать согласно роли. Если под рукой нужных игрушек нет, то дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками. Чем богаче арсенал ассоциативных связей, тем интересней и насыщенней игра дошкольника. С психологической точки зрения режиссерская игра представляет собой «воображение в действии».
Следует отметить особую роль в развитии творческого воображения театрализованных игр. Бывают разные виды театрализованных игр: игры-драматизации, пальчиковый театр, театр «Петрушки» или бибабо, теневой театр, театр марионеток, настольный театр, театр на фланелеграфе. Театрализованные игры тесно связаны с сюжетно-ролевыми играми. В основе тех и других лежит отображение событий, действий и отношений между людьми. В отличие от сюжетно-ролевой игры этот вид игр строится по заданному сюжету, почерпнутому из книги, рассказа взрослых и пр. План игры, последовательность действий определены заранее, однако здесь воображение задействовано не в меньшей степени. Герою нужно себя «вообразить», творчески переосмыслить, взглянуть иначе на свое поведение, эмоции, речь, движения. Обсуждение и продумывание сюжета, создание декораций – все это требует творческого осмысления известного сюжета. Включая в игру-драматизацию элемент импровизации, возможно объединение различных сказок.
Театрализованные игры также могут быть основаны как на драматизации литературных произведений, так и представлять собой собственные инсценировки с использованием различных видов театра. Рассматривая театрализованную игру как творческую деятельность, в которой наглядно выступает комбинирующая деятельность воображения, в игре из элементов, взятых из окружающей жизни, создается новое творческое построение, образ, принадлежащий ему самому. Таким образом, стремление к действию, к воплощению, к реализации заложено в самом процессе воображения, именно в театрализации находит полное осуществление.
Для развития творческого воображения важным является процесс создания костюмов, кукол, декораций, работа над этюдами, репетиция сюжета. Показ спектакля является конечным продуктом.
Особо следует отметить эмоциональность детей, которая является стимулом для возникновения игровой деятельности. Воздействуя эмоционально на ребенка, можно успешно влиять на раскрытие его творческого потенциала. Физиологическая потребность в новых впечатлениях, физической активности, вместе с тем, несформированность качеств, позволяющих в полной мере контролировать свое поведение, сиюминутные и непосредственные желания и ситуативные взаимоотношения, сказывается на быстроменяющемся эмоциональном состоянии детей. Следует отметить, что связь эмоций и воображения очевидна. Это явно прослеживается в играх детей. В связи с этим можно говорить о том, что развитие эмоций и становление произвольности тесно связаны с развитием воображения, таким образом, воображение можно включить в структуру эмоционального процесса. Аффективное поведение дошкольников показывает, что причина аффекта часто заключается в том, что ребенок однозначно воспринимает ситуацию и не имеет способов ее переосмысления. Развивая воображение детей, можно успешно преодолевать аффективные реакции, а эмоции становятся произвольными. В связи с этим необходимо организовать деятельность ребенка таким образом, чтобы снизить эмоциональные переживания отрицательной направленности и ориентировать ребенка на переживание эмоций интересов и радости, которые тесно связаны с познавательной и творческой деятельностью ребенка.
Воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием творческого преобразования имеющихся у детей знаний, способствует саморазвитию личности, т. е. в значительной степени определяет эффективность воспитательно-образовательной работы в ДОУ, а также формирует предпосылки к образовательной деятельности в школе.
В дополнение к этому отметим, что творческое воображение ребенка развивается, при хороших условиях и адекватных воздействиях взрослых от непроизвольного (пассивного) к продуктивному (активному) или творческому. Происходит это при условии полноценного развития ребенка, его способностей и качеств, в соответствии с индивидуальными возрастными особенностями.
Источник