Роль игры в развитии воли ребенка
Во многих психологических работах в механизме волевого акта выделяется обязательный момент — образование намерения по выполнению непривлекательного для человека действия. Фактически волевое поведение — это выражение на поведенческом уровне направленности личности [2].
В период дошкольного возраста начинают формироваться основные волевые качества личности: упорство и настойчивость, решительность, быстрое принятие решений и смелое проведение их в жизнь; выдержка, то есть отсутствие горячности при возникновении конфликта, самостоятельность, ответственность и дисциплинированность. Дошкольный возраст является уникальным периодом жизни ребенка, в котором закладываются основы личности, вырабатывается произвольность психических процессов, развивается творчество, активность и инициативность. Все эти важнейшие качества формируются в процессе осуществления ведущей деятельности дошкольника — в игре. Важнейшую роль в развитии старших дошкольников играют те качества и психические процессы, которые связаны со способностью ребенка осуществлять сложную развернутую игровую деятельность, прежде всего — ролевую игру с сюжетом, с распределением ролей и правилами. Одним из таких качеств является воля. Особенностями развития воли в дошкольном детстве являются: формирование целеполагания, возникновение борьбы и соподчинения мотивов, появление внутреннего контроля в поведении, развитие способности в волевому усилию, речевое планирование деятельности, побуждение взрослых и сверстников к исполнению собственных планов, произвольность в сфере движений, действий, а также познавательных процессов и общения со взрослыми.
Главным методом воспитания волевого поведения детей раннего и дошкольного возраста является постановка перед ними грамотных требований в разных формах (требование-доверие, требование-просьба, требование-совет), мотивирование их, что обеспечивает развитие осознанности. Психологи советуют использовать наставление ребенка в волевых действиях, устраивая игры с правилами, особенно с правилами-запретами, когда игроку следует приложить волевые усилия, чтобы не нарушить их.
Особую роль в развитии воли у детей выполняют игры, причем каждый вид игровой деятельности вносит свой, специфический вклад в совершенствование волевого процесса.
Конструктивные предметные игры, появляющиеся первыми в возрастном развитии ребенка, способствуют ускоренному формированию произвольной регуляции действий. В период дошкольного детства развитие силы воли происходит не только в игре, но и в актах рисования, аппликации, выполнения заданий по требованию взрослого. Психологами установлено, что волевые проявления в характере стимулируются игровыми образами. Обычный прыжок в длину и прыжок в образе кузнечика, значительно отличаются по своей результативности. Подвижные игры ведут к закреплению у ребенка необходимых волевых качеств личности. Коллективные подвижные игры с правилами кроме этой задачи решают еще одну: укрепление саморегуляции поступков.
Игры с правилами — это дидактические и подвижные игры. В дидактических играх формируется умение подчиняться правилам, так как от точности их соблюдения зависит и исход игры. В результате игра оказывает влияние на волевое поведение, произвольную концентрацию внимания. Игры с правилами — это то пространство, где ребенок может практиковать, осваивать и присваивать нужные формы поведения.
Наблюдения за детьми, привели нас к убеждению, что правила игры, мобилизуют ребенка, он сосредоточен, включает свой интеллект: восприятие, память и мышление, контролирует процесс игры и свои действия. Так он приобретает опыт сосредоточенности, элементарного управления своим поведением и поступками.
Работа со старшими дошкольниками обнаруживает их психологическую потребность в прохождении всевозможных испытаний для подтверждения своей умелости, проявления волевых качеств (упорства, решительности, выдержки и др.)
Для правильной оценки волевого действия необходимо знать мотивы (побуждения), которые определили постановку данной цели, побудили ребенка действовать. Каждое действие его совершается для чего-то (цель) и почему-то (мотив). У воспитанников спросили: «Почему вы так хорошо считаете и уже читаете?» Ответы были разные. Один ребенок ответил: “Как папа и мама хорошо работают, так и я должен хорошо заниматься, успевать и многому научиться до школы”. Другой сказал: “Хочу, чтобы моя воспитательница меня похвалила”. Третий заявил: “Я хочу быть лучше всех. Мне за мое старание мама покупает любимые конфеты”. И деятельность одна и та же, и результаты одинаковы, а мотивы деятельности различны. Из приведенного примера видно, что мотивы бывают разного уровня — низшего (эгоистические побуждения) и высшего (мотивы общественного порядка, чувство долга). Конечно, действия ребенка могут определяться и такими мотивами как благополучие, чувство личной привязанности и так далее, но личные мотивы не должны противоречить общественным интересам.
Важнейший критерий дошкольной зрелости в волевой сфере — необходимый уровень развития самостоятельности ребенка. Из наших наблюдений, критериями и признаками самостоятельности ребенка-дошкольника в совместной деятельности являются его умение организовать и завершать собственную деятельность; желание вступать в контакт со сверстниками; умение действовать и взаимодействовать при организации деятельности и ее выполнении.
Самостоятельность — способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определения нам дает «Толковый словарь русского языка». Самостоятельный ребенок организует взаимодействие с товарищами, соотносит свои умения и желания действовать с условиями окружающей обстановки. В старшем дошкольном возрасте самостоятельность становится качественным приобретением формирующейся личности ребенка. Самостоятельность в совместной деятельности со сверстниками проявляется в поисках общего дела, в приглашении товарища, в сообщении ему замысла, во внесении предложений, советов, оценочных суждений, в процессе реализации замысла.
Волевые качества личности не даны человеку от рождения. Они появляются под влиянием процесса воспитания. И первое свое действие малыш совершает в ходе рождения, что и запускает волевой механизм, стремление к жизни, к преодолению препятствий и трудностей. Однако необходимо отметить, что могут возникать ситуации, когда воля и волевые качества могут у ребенка не сформироваться. Такая ситуация складывается при наличии определенных условий, таких как неблагоприятные условия жизни и воспитания в детстве: 1) ребенок избалован, все его желания беспрекословно осуществлялись (легкий мир — воля не требуется), либо 2) ребенок подавлен жесткой волей и указаниями взрослых, не способен принимать сам решения. Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях. С одной стороны — это преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные, с другой — обретение человеком контроля над своим поведением, с третьей- выработка волевых качеств личности.
Совершенствование волевой регуляции поведения у детей связано с их общим интеллектуальным развитием, с появлением мотивационной и личностной рефлексии. Поэтому воспитывать волю у ребенка в отрыве от его общего психологического развития практически невозможно. В противном случае вместо воли и настойчивости, как, несомненно, положительных и ценных личностных качеств, могут возникнуть и закрепиться их антиподы: упрямство и ригидность. Примером являются недоумения некоторых семей дошкольников, когда взрослые говорят, что мы воспитываем у ребенка силу воли, а он становится все вреднее и упрямее.
Важнейшие звенья волевого акта — принятие решения и исполнение — нередко вызывают особое эмоциональное состояние, которое описывается как волевое усилие. Волевое усилие — это форма эмоционального состояния, мобилизующего внутренние ресурсы человека (мышление, память, воображение) создающего дополнительные мотивы к действию.
Волевая готовность — это высокий уровень произвольно управляемого поведения, произвольной регуляции психических процессов, действий, овладение такой структурой деятельности и поведения, в которой уясняются цель и мотивы, мобилизуются усилия, направляется и регулируется психическая активность. Работы Б. Г. Ананьева, З. И. Калмыковой, Н. А. Менчинской, С. Л. Рубинштейна, У.В,Ульенковой выдвигают положения о возможности дошкольников к произвольной регуляции своей деятельности.
Программа Н. Е. Вераксы, по которой работает наше дошкольное учреждение, рекомендует развивать такие волевые качества дошкольников, как умение ограничивать свои желания, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.
Практика воспитания в детском саду показывает, что резервы волевого развития в дошкольном возрасте далеко не исчерпываются.
Трудности теории вопроса волевого воспитания и развития дошкольников привели к таким проблемам практики образования, как:
— отсутствие конкретики задач обучения,
— постановка общей задачи для всех детей,
— отсутствие тесной связи воспитателя с психологом и родителями в вопросах волевого воспитания,
— отсутствие системы работы по воспитанию волевой готовности к школе.
Учитывая перечисленные проблемы, нами разработаны примерные направления педагогической деятельности в подготовительной к школе группе ДОУ. Практика показывает, что трудно определить, какие факторы психологической готовности к школе являются более существенными, а какие — второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень хотя бы одного из необходимых психологических качеств, может привести к трудностям в учебе.
Система работы по формированию волевой готовности к школе должна предполагать триаду взаимодействия деятельности воспитателя, психолога и родителя.
1. Для обеспечения конкретного подхода к каждой семье, проводится анкетирование родителей, а затем систематическое общее и индивидуальное консультирование по вопросам воспитания волевых усилий у каждого ребенка.
2. Включение вопроса в тематику родительских собраний, круглых столов, тренингов и конференций.
3. Презентации опыта семейного воспитания.
4. Разработка интересных и полезных наглядно-информационных стендов.
5. Письменные и устные рекомендации педагогам и родителям от психолога ДОУ.
Психолог детского сада определяет уровень сформированности волевой готовности каждого старшего дошкольника и дальнейшим определением группы готовности. Совместно с воспитателем разрабатывается индивидуальный «маршрут» каждого ребенка по содействию его дальнейшего волевого развития.
Опираясь на изучение теории вопроса волевой готовности и знание особенностей каждого ребенка, воспитатель группы:
— Подбирает систему игр (дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные — по выбору) на весь период учебного года.
— Ведет систематическую работу с понятием «правило». Например: повторить правило, подумать, как его выполнять, поощрять за старания и помощь другим детям.
— Дает творческие задания детям: изменить правило игры, придумать новое правило.
— Привлекает детей к самооценке игры.
— Разрабатывает перспективный план на год по задачам обучения.
— Совместно с методистом ДОУ конкретизирует задачи обучения в каждой игре.
— Поэтапно отслеживает результаты достижений каждого ребенка.
— Ведет дневник результативности.
— Осуществляет творческий подход к комплексной программе ДОУ.
— Предоставляет детям больше свободы в самовыражении.
В играх с правилами воспитывается волевое поведение, но этот процесс необходимо осуществлять более целенаправленно. Для этого в подвижных играх были введены примерные дополнительные задачи. Например, игра » Быстро возьми, быстро положи». (ставим задачу — не отвлекаться во время выполнения.) Игра «Кого назвали, тот ловит мяч». (Задача: быть сдержанным в поведении). Игра «Ловля обезьян». (Задача: разрешать трудности самостоятельно).
Предлагаем некоторые игры, которые помогут развить у детей умение контролировать себя, свои двигательные и эмоциональные реакции, наблюдательность, усидчивость, выдержку, длительное время руководствоваться заданным правилом, а также тренировать память, внимание, мышление и воображение.
Игра «Секретное слово» Психолог или воспитатель договаривается с игроками, что они будут повторять за ними все слова, кроме, например, названий растений иди домашних животных. Вместо этого, услышав название растения или домашнего животного, нужно топнуть ногой или хлопнуть два раза в ладоши (свистнуть, подпрыгнуть и т. д.) Можно назначить штрафные очки за ошибки (конечно, когда дети уже хорошо поймут суть игры). Очень хорошо, если вы станете вести запись количества очков, набранных в каждой игре: так дети будет видеть, как с каждым разом к лучшему меняется их результат.
Игра «Репка» (с 4-ех до 7 лет) Суть игры схожа с предыдущей. Дети рассказывают сказку «Репка» по одному предложению друг за другом по кругу. При этом заменяют названия и имена главных персонажей следующим образом:
Репка — два хлопка в ладоши; Дедка — слова «кхе-кхе»; Бабка — «ой-ой»; Внучка — «ля-ля»; Жучка — «гав-гав»; Кошка — «мур-мур»; мышка — «пи-пи». Здесь главное не ошибиться и не пропустить момент сказать нужное слово. На начальном этапе и для маленьких детей заменять не все персонажи, а некоторые, например, Репку и мышку. Вместо сказки «Репка», можно взять и любую другую русскую народную сказку («Колобок», «Теремок»).
Игра «Разведчики» (от 5-ти лет) Ведущий прячет (ставит или кладет на видном месте) в комнате какой-то небольшой предмет (игрушку), который игроки будут искать. Они могут повсюду ходить и заглядывать во все углы, но не открывать шкафы, так как игрушка лежит на видном месте. Тот, кто найдет игрушку, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавать свою находку ни смехом, ни взглядом, ни словом. Он просто садится на стульчик и молча наблюдает, как остальные дети продолжают поиск. Тот, кто первый найдет спрятанную игрушку и не выдаст своей находки, в следующий раз прячет ее.
Игра «Сокровища пирата» (с 4-ех лет). Психолог или педагог — это пират. Он сидит в определенном мест игровой комнаты, а рядом с ним, на расстоянии вытянутой руки какой-либо небольшой предмет (сокровище). «Пират» спит, остальные игроки медленно, на цыпочках, подкрадываются к нему, стараясь забрать «сокровища». Если «пират» услышит какие-то звуки, он открывает глаза, и игроки должны тут же замереть, чтобы их «не заметили». Тот, кто не успел замереть, отходит назад, на несколько шагов. Остальные продолжают движение, как только «пират» снова «уснет». Тот, кто заберет «сокровища» становится «пиратом».
Игра «Внимательный сыщик» (с 4-ех лет). Найдите небольшой лист с достаточно крупными буквами в тексте (2–3 строчки). Дайте детям маркеры или фломастеры и расскажите им сказку, например, такую: «Буквы собирались на праздник. Буква «А» надела красное платье, а буква «С» — синий костюм. Найдите на страничке все буквы «А» и оденьте их в красное платье, а все буквы «С» — в синий костюм. Усложнять задание по мере того, как дети знают алфавит.
Игра «Черепашьи бега» (от 5 лет) Игру можно проводить как в игровой комнате, так и на прогулке. Дети выстраиваются в одну линию и по сигналу начинают очень медленно двигаться вперед (до оговоренного ориентира, например, стола или черты). Победитель тот, кто придет к финишу последним. Как же это трудно сделать очень активным детям!
Игра «Большие пальцы вверх, шепчем все вместе» (от 6-ти лет). Взрослый задает вопрос (загадывает загадку). Тот игрок, который знает ответ, молча поднимает руку, складывает пальцы в кулак, а большой палец поднимает вверх. Когда все игроки догадаются и поднимут пальцы вверх, ведущий начинает считать: «Раз, два, три…» На счет «три» все игроки вместе шепчут ответ.
Кроме вышеуказанных игр, для развития волевых качеств детей подойдут любые игры, в которых нужно соблюдать правила. Это настольные игры: «Домино», «Шашки», «Шахматы», разные «ходилки» с кубиками и фишками. Подвижные игры типа старых и почти забытых «Классиков», «Резиночек» и «Вышибал».
Играя с ребенком, не надо стараться все время поддаваться ему. Ведь когда-то он будет играть с другими детьми, которые могут оказаться ловчее и внимательнее. Умение достойно проигрывать (и выигрывать, конечно!) — тоже один из показателей высокого уровня самоконтроля.
Литература:
1. Ананьев, Б. Г. Избранные психологические труды в 2-х т./ Под ред. А. В. Бодалева. — М.: Педагогика, 1980. Т. 1. — 230с; Т.2. — 287с/ Под ред. А. В. Бодалева.
2. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. 4-е издание.- СПб.:Питер,2009.-208с.
3. Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов / Под ред. Л. А. Венгера.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1985.
4. Немов Р. С. Психология. Учеб. для студентов высш.пед. учеб. заведений.В 2 кн. Кн.1. Общие основы психологии.-М.: Просвещение: Владос, 1994.
5. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа./Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, игра, волевая готовность, волевое качество личности, дошкольный возраст, волевое усилие, действие, волевое поведение, мотив, правило.
Источник
Похожие главы из других работ:
Ведущие типы деятельности в возрастные периоды детства и механизмы их влияния на психическое развитие
2.3. Значение игры как ведущего типа деятельности в психическом развитии дошкольника
В периодизации Д.Б.Эльконина в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, которая определяет психическое развитие ребенка. Эльконин придавал игре первостепенное значение и разработал теорию игры…
Влияние социальных факторов на становление личности ребенка
1.5. Значение игры для всестороннего воспитания ребёнка
Игра — один из тех видов детской деятельности, который используется взрослыми в целях воспитания дошкольников, обучая их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность…
Влияние сюжетно-ролевой игры на мотивацию дошкольников
1.2 Значение сюжетно-ролевой игры в психическом развитии ребёнка, её этапы и классификация игр
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально — волевых качеств, в игре реализуется потребность взаимодействия с миром…
Игра как один из важнейших видов деятельности человека
5. Роль игры в развитии человека
В раннем возрасте ребенок открывает для себя назначение многих предметов человеческой материальной и духовной культуры и начинает действовать с ними по-человечески.
У ребенка формируется предметная деятельность…
Использование сюжетно-ролевых игр в процессе гендерного воспитания младших дошкольников
2.1 Значение игры в развитии и воспитании детей младшего дошкольного возраста
Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности…
Профилактика конфликтов средствами игровой деятельности у детей старшего дошкольного возраста
1.3 Воспитательное содержание игры и ее значение в профилактике конфликтов у детей старшего дошкольного возраста
Социальная природа игры и ее значение для развития детей разрабатывались и разрабатываются русскими и советскими учеными-психологами и педагогами. К.Д. Ушинский, например, подчеркивая воспитательное содержание игры…
Психологическая сущность игр дошкольников
2.3 Значение игры и ее влияние на ход развития дошкольника
В своем обобщающем труде, посвященном значению игры в психическом развитии, Д.Б. Эльконин выделил структуру игровой деятельности, в число основных элементов которой входят сюжет (во что играют), роль, воображаемая ситуация, правило…
Психологические особенности памяти детей дошкольного возраста
Значение игры в развитии памяти
В развитии произвольного запоминания очень яркую роль играют игры, особенно те, что близки ребенку по интересам, например, созданные по основам детских сказок. В игре ребенок выделяет сюжет сказки, ее основных героев, их взаимоотношения…
Развитие познавательных процессов в игре
1.2.1 Роль игры в развитии мышления
Проблема развития, коррекции и совершенствования мышления — одна из сложнейших в психолого-педагогической практике. Справедливо считается…
Развитие познавательных процессов в игре
1.2.2 Роль игры в развитии воображения
Воображению, как известно, принадлежит огромная роль и в творчестве (оно способствует порождению принципиально нового), и в обучении (дает возможность представить то, чего ребенок никогда не видел)…
Развитие познавательных процессов в игре
1.2.4 Роль игры в развитии двигательной памяти
Развитию двигательной памяти (по сравнению со словесно-логической) обычно уделяется гораздо меньше внимания, хотя она играет в жизни человека не менее важную роль. Как показано в ряде исследований…
Развитие творчества в сюжетно-ролевой игре у детей старшего дошкольного возраста
1.3. Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста.
Современные психолого-педагогические исследования исходят из необходимости изучать личностное развитие ребенка в его тесном взаимодействии с взрослым. Поэтому интересными все чаще оказываются отношения воспитателей и детей…
Роль игровой деятельности в психическом развитии дошкольника
2.Психологическое значение игры
Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал: «В игре дитя живет, и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни, в которую он не мог еще войти по сложности ее явлений и интересов…
Роль игры в развитии ребенка в дошкольном возрасте
Значение игры для развития психики дошкольника
Все важнейшие новообразования зарождаются и первоначально развиваются в ведущей деятельности дошкольного возраста — сюжетно-ролевой игре. Сюжетно-ролевая игра есть деятельность…
Создание условий для развития эмоционально-волевой сферы младших школьников на уроках иностранного языка
1.2 Значение игры в развитии эмоционально-волевой сферы младшего школьника
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение школьников…
Источник