Роль игры в развитии речи ребенка раннего возраста

Эльмира Хасанова
Роль дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста

Из опыта работы.

Тема: «Роль дидактических игр в развитии речи детей раннего возраста»

Самое ценное в нашей жизни — дети. Проблема многих детей, пришедших из дома в детский сад, это недостаточно развитая речь. Сегодня вопросы развития речи у детей раннего возраста очень актуальны, т. к. являются одной из важнейших задач при воспитании дошкольников.

Невозможно переоценить роль родного языка, который помогает людям, прежде всего детям, осознанно воспринимать окружающий мир. Дети, не получившие в раннем возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное, в будущем этот пробел в развитии влияет на его дальнейшее развитие. Именно в раннем возрасте нужно обогащать пассивный словарь ребёнка, приучать ребенка самостоятельно пользоваться словами, стимулировать речевую активность и познавательные интересы.

Эта проблема подвела меня к мысли о необходимости больше внимания уделить именно развитию речи детей самого раннего возраста. Не секрет, что в группах для таких маленьких в основном заботятся о создании комфортных условий и гигиене малышей. А ведь именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, для пробуждения интереса ко всему, что нас окружает.

Поэтому я перед собой поставила цель: развивать речь детей раннего возраста посредством дидактической игры.

Для достижения цели поставила перед собой

Задачи:

— целенаправленно обогащать словарь детей;

развивать активную речь;

формировать:

— потребности детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;

— побуждать пониманию речи окружающих без наглядного сопровождения;

— способствовать воспринимать произведения русского поэтического фольклора и произведения художественной литературы;

поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности

— побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;

— формирование умения называть предметы ближайшего окружения в естественной среде и на картинках; узнавать и называть людей различного пола и возраста;

— приучать понимать речь окружающих без наглядного сопровождения.

Речь можно развить различными способами: устная форма, мелкая моторика, а главное с помощью игр.

Игра — основной вид деятельности ребенка, она оказывает многогранное влияние на психическое развитие ребенка. Она сопровождает ребёнка с рождения, остаётся с ним в детстве, отрочестве, вплоть до самого перехода в юность.

Игра отражает ход мыслей и чувств детей, ведёт их по стезе познания реальности. В игре дети овладевают новыми навыками и умениями, знаниями. Игра является и средством обучения.

Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на развитие любознательности, познавательных процессов и способностей дошкольника, является для маленького человека наиболее подходящей формой развития.

Основная особенность дидактических игр заключается в том, что в них, познавательная деятельность сочетается игровой.

Дети играют, не подозревая, что получают новые знания, закрепляют навыки действий с различными предметами, учатся общаться со своими сверстниками и с взрослыми.

Значит, дидактическая игра поможет ему чему-то научиться в легкой, непринужденной форме. Игра отвечает естественным потребностям ребёнка раннего возраста, способствует нормальному развитию психических познавательных процессов: восприятия, мышления, речи, памяти, воображения.

Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с предметами (игрушками, природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.

В играх с предметами я использую народные игрушки: пирамидки, башенки, матрешки, неваляшки, разборные шары, яйца, логические кубы, мозаика и реальные предметы.

Детей привлекают их красочность, забавность действий с ними. Совершая основные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание целого из частей и т. д., дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. И все это своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребенку.

Так дидактические игры с игрушками и предметами, такие как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя обедает», «Магазин игрушек» помогают закрепить знания детей о названии одежды куклы, столовой посуды, игрушек, активизирует речь.

Игра «Новая кукла» учит детей правильно называть предметы мебели в групповой комнате, закрепляет знания детей об их назначении, активизирует речь.

Игры с природным материалом организую во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, семенами, листьями.

Читайте также:  23 неделя беременности развитие ребенка и ощущения

В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.

Особенно любимы детьми настольно-печатные игры, например: «Домино», «Лото», «Чьи детки?» формируют речь, закрепляют знания детей о растениях, животных и их детёнышах, овощах и фруктах. С накоплением существительных в словаре детей появляются обобщающие понятия (одежда, посуда, мебель, игрушки, животные, растения). Манипулируя игрушками в процессе игры, дети обозначают действия: кукла сидит, стоит, ест, пьёт, спит, упала, плачет, танцует с мишкой и т. п., т. е. употребляют глаголы.

Еще один вид – это словесно — дидактические игры, играющие значительную роль в развитии речи ребенка.

Их использование помогает развивать в детях способность слушать речь взрослого и прислушиваться к произносимым словам и подражать часто слышимым словам и звукосочетаниям, умение отвечать на вопросы доступными, ранее усвоенными словами, а не действиями.

В этом мне помогает использование фольклора во всех видах деятельности, т. к. ценность раннего обучающего воздействия фольклором давно подмечена народом. Я использую детские песенки, потешки, игрушки и игры, которые забавляют и учат маленького ребенка. Например, такая испытанная веками потешка, как «Ладушки, ладушки», заставляет малыша прислушиваться к тому, что говорит взрослый, следить за его действиями, подражать им (хлопать в ладоши, поднимать руки, опускать их на голову). Народ создал чудесные произведения — потешки, прибаутки, с тем, чтобы дети в игре словом учились тонкостям родного языка. Некоторые прибаутки побуждают подражать несложным звукосочетаниям, овладевать разными интонациями речи. Другие включают в себя незаменимый материал для упражнения детей в произнесении звуков.

Являясь воспитателем группы раннего возраста, я постоянно наблюдаю за тем, как развивается речь ребенка, как играют малыши. Например, широко применяю словесные приемы: речевой образец, доступный по содержанию и форме; повторное проговаривание — преднамеренное многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания; объяснение для раскрытия сущности некоторых явлений или способов действия; указания — разъяснению детям способы действия для достижения определённого результата; задаю вопрос — словесное обращение, требующее ответа.

Ребёнок может успешно овладеть речью тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и дома, в семье. Пропаганду знаний среди родителей по вопросу речевого развития осуществляем в беседах и консультациях.

Систематически пополняется и обновляется информационная среда для родителей по речевому развитию детей раннего возраста, перечень фольклорной литературы для домашнего изучения.

Это и памятки, и специально подобранные гимнастики, упражнения, стихотворения и др.

Внимательно изучив и проанализировав методическую литературу по теме «Развитие речи у детей раннего возраста через дидактические игры» я пришла к выводу, что дидактические игры играют большую роль в формировании словарного запаса и активной речи у детей раннего возраста. Дидактическая игра служит закреплению знаний, полученных детьми в детском саду, и активизации словаря. Она является естественным состоянием, потребностью детского организма, средством общения и совместной деятельности детей.

Источник

Татьяна Рассказова
Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста

«Роль пальчиковых игр в развитии речи детей раннего возраста»

Введение:

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторикой.

Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения.

Актуальность этой работы заключается в следующем: пальчиковые игры помогают налаживать коммуникативные отношения на уровне соприкосновения, эмоционального переживания, контакта «глаза в глаза»; имеют развивающее значение, так как наилучшим образом способствуют развитию не только мелкой моторики рук, но и речи.

Цель: — развитие мелкой моторики рук для развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе пальчиковых игр.

Задачи:

1. Развивать игровые, познавательные, сенсорные, речевые способности, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

2. Формировать овладение образно – игровыми и имитационными движениями в сочетании с речью.

3. Вызывать положительные эмоции; прививать устойчивый интерес к пальчиковым играм.

Методы:

— разучивание потешек,

Читайте также:  Игры для развития ребенка в три месяца

— использование атрибутов к пальчиковым играм,

— изобразительное творчество (лепка, аппликация, рисование,

— применение пальчиковых игр в познавательной, художественно – речевой, музыкально – театрализованной, оздоровительной, продуктивной, игровой деятельности, во время прогулок и досуга.

Приёмы:

• постукивания подушечками пальцев,

• растирание,

• поглаживание основания пальцев,

• круговые движения по ладоням,

• лёгкий массаж предплечья.

Этапы разучивания игр:

• Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

• Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребенка.

• Взрослый и ребенок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

• Ребенок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

• Ребенок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в теплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

Пальчиковые игры с детьми до полутора лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребенка.

• Детям старше полутора лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребенка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две – три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите игру весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что – то неправильно, поощряйте успехи.

Работа с родителями:

• Мастер класс:

Тема: «Волшебные пальчики», «Пальчиковый театр своими руками», «Играем пальчиками – развиваем речь».

Цель: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики, пропаганда и распространение разновидностей форм работы.

Задачи:

1. Познакомить родителей с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребенка.

2. Активизировать самостоятельную работу родителей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

3. Познакомить родителей с рекомендациями по проведению пальчиковой гимнастики, а так же с этапами разучивания пальчиковых игр.

• Консультации: (индивидуальные и групповые)

Темы: «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги».

• Видео – презентации.

• Фото – выставки.

• Картотека пальчиковых игр (выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей – активизировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми).

Что происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

1. Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

3. Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

4. Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль, за выполняемыми движениями.

5. Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

6. У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

Аннотация.

В наше время, всё чаще сталкиваемся с проблемой, что плохо развита речь детей, поэтому воспитатели очень заинтересованы этой проблемой. Для этого в дошкольном учреждении имеются разные виды направлений для развития речи детей. Один из них – это развитие мелкой моторики рук. Данное направление выбрано мною не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание пальчиковым играм в развитии речи детей дошкольного возраста.

На основании моих наблюдений можно сделать вывод:

Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, они стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.

детей улучшилась речь (возросла речевая активность, дети стали говорить не только фразами, но и предложениями, состоящими из 3 – 4 слов).

Основная часть.

Игры с пальчиками развивают мозг ребенка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию малыша. Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребенок говорит.

Читайте также:  Роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста контрольная

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают малышей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст.

Пальчиковые игры могут стать прекрасным средством начального эстетического воспитания.

Необходимо, чтобы любая пальчиковая игра проходила весело, чтобы дети могли представить себя, например, в роле маленькой хрюшки, или веселой серенькой мышкой и т. д. Не стоит забывать, что все дети — фантазеры. Они легко перевоплощаются и свободно принимают все условности театрального действа. На основе своих собственных, еще небогатых, познаний о жизни малыши начинают судить о достоинствах и недостатках героев маленьких стихотворений, и это доставляет им удовольствие.

Если дети с помощью воспитателя уже в младшем дошкольном возрасте научатся веселиться, обретут бодрость, хороший настрой, это обязательно усилит их способность получать удовольствие от жизни в будущем. Состояние веселья пробуждает чувство радости от общения с другими ребятами, способствует укреплению здоровья и лучшему духовному развитию.

Кроме того, пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, так как при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Японская пословица гласит:

«Расскажи мне – я услышу,

Покажи мне – я запомню,

Дай мне сделать самому – я пойму!»

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю».

Главная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Любые приемы — постукивания подушечками пальцев, растирание, поглаживание основания пальцев, круговые движения по ладоням, легкий массаж предплечья — несут ребенку только здоровье.

Можно организовать пальчиковую игру таким образом, чтобы дети разминали руки друг другу. Некоторые упражнения требуют участия обеих рук, что позволяет малышам научиться ориентироваться в таких понятиях, как «вправо-влево», «вверх-вниз», «вперед-назад».

Результаты: использование пальчиковых игр способствует развитию речи, мышления, внимания, памяти, повышают мышечный тонус.

Вывод: Пальчиковые игры детям нравятся, дети занимаются с желанием, стали более внимательными, с удовольствием выразительно повторяют слова потешек.

Дети научились быть хозяином своих ладошек и десяти пальчиков, совершают сложные манипуляции с мелкими и крупными предметами.

Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых игр, что способствует улучшению развития речи детей.

Заключение.

Важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «пальчиковые игры«. Эти игры очень эмоциональны, увлекательны. Они способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира — предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Пальчиковые игры дают возможность родителям и воспитателям играть c малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику, ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком.

Литература

1 Бардышева Т. Ю. «Умелые пальчики»

2 Рузина М. С. «Страна пальчиковых игр»

3 Янушко Е. «Помогите малышу заговорить!»

4 Светлова И. «Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук»

5 Хвостовцев. А. «Пальчиковые игры для детей»

6 Новиковская О. «100 упражнений для развития речи»

7 Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие мозга ребенка»

8 Крупенчук О. П. «Развиваем мелкую моторику»

9 Белая А. Е., Мирясова В. И. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»

10 Узорова О. В., Нефедова Е. А. «Пальчиковая гимнастика»

Источник