Роль игры в развитии ребенка шорникова

«Психология и социология»

Шорникова О.В.

Костанайский государственный университет имени А.Байтурсынова,
Казахстан

Влияние игры на развитие ребенка

Сегодня, как никогда, широко осознается
ответственность общества за воспитание подрастающего поколения. Преобразование
общеобразовательной и профессиональной школы нацеливает на использование всех
возможностей и ресурсов для повышения эффективности учебно-воспитательного
процесса. Далеко не все педагогические ресурсы используются в сфере воспитания
и развития ребенка. К таким мало используемым средствам воспитания относится
игра.

Игра относится к косвенному методу
воздействия: ребенок не ощущает себя объектом воздействия взрослого, а является
полноправным субъектом деятельности.

Игра – первая деятельность, которой
принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании
свойств и обогащении его внутреннего содержания.

Игра – это такое средство, где воспитание
переходит в самовоспитание.

Игра теснейшим образом связана с развитием
личности,  и именно в период ее особенно
интенсивного развития в детстве, она приобретает особое значение.

Л.С.Выготский дает такое определение игре:
«Игра – это такая деятельность, в которой воссоздаются социальные отношения
между людьми вне условий непосредственно утилитарной деятельности».

В ранние, дошкольные годы жизни ребенка
игра является тем видом деятельности, в котором формируется его личность. Игра
как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л.С.Выготский писал: «В игре
ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного
повседневного поведения; он в игре как бы на голову выше самого себя. Игра в
конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все
тенденции развития; ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем
своего обычного поведения». Войдя в игру, раз за разом ребенок закрепляет
соответствующие действия; играя, он все лучше овладевает ими: игра становится
для него своеобразной школой жизни. Ребенок играет не для того, чтобы
приобрести подготовку к жизни, а приобретает подготовку к жизни, играя, потому
что у него закономерно появляется потребность разыгрывать именно те действия,
которые являются для него новоприобретенными, еще не ставшими привычками. В
результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей
деятельности.

Он играет, потому что развивается и
развивается, потому что играет [5].

В игре у ребенка формируется воображение,
которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее.
Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в
действии, ее изменению закладываются и подготавливаются в игровом действии, и в
игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к
чувству. Словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через
нее формируются все стороны психической жизни личности в ролях, которые
ребенок, играя, принимает на себя; расширяется, обогащается и углубляется сама
личность ребенка [4].

Ценность игровой деятельности заключается
в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского
общества. Она как никакая другая деятельность позволяет детям самостоятельно
создавать те или иные формы общения.

Участвуя в развитии ребенка, игра сама
развивается.

В игровой деятельности складываются
благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от
наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического
мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные
типичные образы, мысленно преобразовывать их.

На разных этапах развития детям
свойственны разные игры в закономерном соответствии с общим характером данного
этапа.

По содержанию, игры детей третьего и
четвертого года жизни, разнообразны. Большое место занимают игры подвижные
(догонялки, прятки), манипулятивные с предметами (двигающимися предметами,
игрушками для катания). Очень любят дети игры с песком и водой. К четвертому
году жизни дети производят не только неосмысленные движения со строительным
материалом, но и пытаются что-то конструировать.

Возникая на границе раннего детства и
дошкольного возраста, ролевая игра интенсивно развивается и достигает во второй
его половине своего высшего уровня. В игре в качестве опосредующего звена между
ребенком и правилом стоит роль. Принятие роли существенно облегчает ребенку
выполнение правил.

Являясь ведущей деятельностью ребенка
дошкольного возраста, игра способствует познанию ребенком вещей, их свойств и
связей. В среднем и старшем дошкольном возрасте в процессе ролевых игр ребенок
уже поглощен познанием отношений окружающих людей, что формирует новые
потребности.

В возрасте 6 – 7 лет у ребенка наступает
период смены ведущего типа деятельности – переход от игры к направленному
учению (у Д.Б.Эльконина – «кризис 7 лет»). Поэтому при организации режима дня и
учебной деятельности младших школьников необходимо создать условия,
способствующие гибкому переходу от одного ведущего типа деятельности к другому.
Решая эту проблему, можно прибегнуть к широкому использованию игры в учебном процессе
(познавательные и дидактические игры) и во время отдыха. В этом возрасте
благодаря накоплению жизненного опыта, развитию новых и относительно более
устойчивых интересов, воображения и мышления, игры детей становятся более
содержательными и усложняются по своей форме. Часто сюжетами для детей служат
события школьной жизни, то есть игра «в школу» является наиболее близкой
перспективой старших дошкольников.

Сущность игры, как ведущей деятельности,
состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности
деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об
окружающей действительности.

В игровом коллективе у детей появляется
потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы
нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что
ими было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением.

В младшем школьном  возрасте большое место продолжают занимать
ролевые игры. Они характеризуются тем, что, играя, школьник берет на себя
определенную роль и выполняет действия в воображаемой ситуации, воссоздавая
поступки конкретного человека. Играя, дети стремятся овладеть теми качествами
личности, которые их привлекают в реальной жизни. Поэтому детям нравятся такие
роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они
начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не
удается в действительности.

Так ролевая игра выступает как средство
самовоспитания ребенка. В процессе совместной деятельности во время ролевой
игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. По сравнению с
дошкольниками младшие школьники больше времени затрачивают на обсуждение сюжета
и распределение ролей, более целенаправленно выбирают их.

Н.П.Аникеева указывает на то, что «особое
внимание следует обращать на организацию игр, направленных на формирование
умений общаться друг с другом и с другими людьми». При этом педагогу необходимо
использовать индивидуально-личностный подход к ребенку. Характерно, что очень
стеснительные дети, которые сами не могут играть в сценах из-за своей
стеснительности, довольно легко разыгрывают импровизированные сюжеты на куклах
[1].

Воспитательное значение сюжетных игр у
младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания
действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формируют
волевые чувства личности. Младшие школьники понимают условность игры и поэтому
допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим
товарищам.

Принимая во внимание положительное
значение игры для всестороннего развития младшего школьника, следует при
выработке его режима дня оставлять достаточно времени для игровой деятельности,
дающей так много радости ребенку. Регулируя игры школьников, предупреждая в них
случаи озорства, непосильной физической нагрузки, эгоцентризма (желание играть
всегда главные роли), педагоги вместе с тем не должны излишне подавлять детскую
инициативу и творчество. Педагогически правильно организованная игра мобилизует
умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает
навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

В подростковом возрасте у ребенка
происходит демонстративное отмежевание от детства, постоянное и активное
самоутверждение на позиции «я – взрослый». Явно претендуя на позицию взрослого,
старшие подростки 13 – 14 лет редко затевают творческие ролевые игры. Они хотят
все желаемое осуществлять реально, а не условно в игре. Но это часто не
осуществимо. И, как показывает опыт, подростки стремятся участвовать в
сюжетно-ролевых играх, организованных в коллективе, в рамках которых они, как
правило, осуществляют серьезную, часто трудовую деятельность.

Очень долгое время роль творческой игры в
воспитании подростков недооценивалась, так как психологи и педагоги считали,
что творческие игры к школьному возрасту уступают место играм с правилами и
спортивным играм, что творческая ролевая игра вообще перестает занимать
сколько-нибудь значимое место в жизни школьника. Но, как замечено на практике,
в целях постепенного перехода от детства к взрослости необходима особая
переходная форма жизнедеятельности подростков. В качестве таковой может
выступать ролевая игра, так как в игровой роли играющий воспроизводит не
содержание социальной роли, а «усвоение общественного опыта» и реализация
собственной сущности производится человеком посредством выполнения той или иной
социальной роли в процессе деятельности. Лишь «выполняя» роль, он включается в
систему общественных отношений. Ведь несмотря ни на что игра для подростка
является привычным способом действия. Игра приобщает «играющих» к реальному
миру в индивидуализированной форме [2].

Бурное развитие воображения у подростков и
их стремление «просмотреть» и «примерить» взрослые роли и отношения, сохранив
при этом полную автономию и независимость, приводят к активному использованию
игр-фантазирования, игр-грез. Эти игры А.Н.Леонтьев относит к рубежным играм,
то есть находящимся на грани игры и неигровой творческой деятельности. В эти
игры подростки, как правило, играют по двое или в одиночестве. Одна из причин
заключена в том, что в реальных играх роли распределяют лидеры, то есть
большинство «играющих» должны просто удовлетворяться той ролью, которая
достанется. А в играх-фантазирования автор игры не только обеспечивает себе
желаемую роль, но здесь идет отождествление со всеми ролями.

Большое место в подростковом возрасте
занимают и спортивные игры. Они привлекательны для учащихся данного возраста
своей остротой и боевой целенаправленностью, возможностью проявить свои
физические качества, а также силу воли. В игровой деятельности подростков на
первый план выступает смекалка, ориентировка, смелость.

Подросток предъявляет повышенные
требования к точному соблюдению правил игры и к качеству игровой деятельности,
он хочет не просто играть, а овладевать «мастерством» игры, то есть
вырабатывать в игре необходимые для него навыки, развивать определенные личные качества.

Игры подростков по сравнению с играми
младших школьников носят более устойчивый характер. Подростки нередко
организуются в более или менее постоянные игровые коллективы с распределением
ролей, с установлением некоторых традиций, с тенденцией бороться за честь этого
коллектива. В связи с этим становится более устойчивым и соревнование в игре.
Соревнования длятся иногда в течение продолжительного времени. Индивидуальные
интересы к различным играм у подростков также приобретают известную устойчивость.
В этом возрасте выделяются любители подвижных или комнатных настольных игр,
футболисты или волейболисты, шахматисты и т.д.

Итак, важная роль игры в развитии
психических процессов ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка
доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью
внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях
было бы недосягаемым и не могло бы быть по-настоящему освоено.

На основе анализа теоретической литературы
и проведенных исследований на предмет влияния игры на развитие ребенка в  качестве принципов игрового общения,
обеспечивающих саморазвитие личности 
можно выделить следующие:

1.    
Самоцельность и
самоценность. Сущность игры в ее процессе, а не в продуктовом результате,
который если и может иметь место в игре то, как артефакт, в плане игры не
предусмотренный и необязательный.

2.    
Основной мотив
вступления в игровое общение – потребность человека не как биологического или
социального существа, а как существа культурного. Игра в этом ключе
вырабатывает механизмы саморазвития. Человек в игре постигает свои жизненные
смыслы, приобщается к высшим жизненным ценностям коллектива.

3.    
Игра всегда конкретна,
ситуативна,  уникальна, неповторима.

4.    
Трехплановость. Каждый
участник игры сочетает в себе одновременно жизненную позицию, социальную
функцию и игровую роль.

Разумеется, ни один из приведенных
принципов игрового общения не «работает» изолированно от других.

Для того чтобы игра была эффективным
средством развития и воспитания ребенка, при организации и проведении игр
необходимо выполнение следующих условий:

1. Содержание игры должно служить развитию
и воспитанию. Игры должны быть обязательно: а) эмоциональные (чтобы привлекали
ребенка, доставляли ему удовольствие, радость); б) познавательные, обучающие
(ребенок должен учиться чему-то новому, что-то узнавать, решать, мыслить); в)
игры должны быть социально ориентированные.

2. Основная цель педагога –
последовательно руководить процессом формирования самостоятельной игры у
каждого ребенка и коллектива в целом, так как только игра в форме детской
самостоятельности в наибольшей степени влияет на психическое развитие ребенка.
В этом заключается ее педагогическая ценность. Необходимо, чтобы игра не
потеряла своей ценности, свободы и непринужденности.

3. Необходим учет индивидуальных и
возрастных особенностей.

При соблюдении этих условий игра будет
служить развитию и воспитанию ребенка.

Литература:

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Книга для учителя.
-М.: Просвещение, 1987.

2. Бобнева М.И. Психологические проблемы социального
развития личности.

-М.: 1979.

3. Воспитание детей в игре. Сост. Бондаренко С.М.
–М., 1983.   

4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском
возрасте. – М., 1991.

5. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом
развитии ребенка. // Вопросы                      психологии. – 1966 — № 6.

6. Жуковская Р.И. Игра и ее педагогическое значение. –
М., 1975.

7. Левитов Н.Д. Психологические особенности
подростков. – М.: Просвеще-ние, 1967.

8. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М.: Педагогика, 1978.

Источник

Марина Попова
Роль игры в развитии детей дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Воспитательное значение игрушек:

— это обязательный спутник детских игр;

— участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

— отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

— помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

— нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

— приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

— помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

— способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

— объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

— они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

— содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

— иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

— соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

— должны быть безопасными и гигиеничными;

развивать познавательные интересы, активизировать общение;

— приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

— пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные: игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Составила:

Попова М. Н., заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 333

Источник