Роль игры в развитии ребенка с отклонениями в развитии

Роль игры в развитии ребенка с отклонениями в развитии thumbnail

Общеизвестно,
что дидактические игры являются одним
из эффективных средств сенсорного
воспитания детей, формирования
познавательной деятельности, обретение
ими социального опыта, норм и правил
поведения.

Существующая
классификация дидактических игр выделяет
три основных вида: с игрушками и
предметами; настольно-печатные; словесные.

Основными элементами
дидактической игры являются: содержание,
обучающая задача, игровые действия и
правила. Для этого в содержание
дидактических для детей с отклонениями
в развитиивклоючаются те сферы жизни,
которые дети трудно усваивают в реальном
обучении.

В свете этого
содержание дидактических игр может
решать задачи знакомства с объектами
и явлениями окружающей действительности
посредством игровой ситуации.

Важным
средством коррекции недостаточности
умений управлять своими эмоциями для
детей с отклонениями в развитии являются
дидактические игры с правилами. Они
дисциплинируют детей, корригируют их
психоэмоциональную неустойчивость.

Эффективное
влияние на развитие детей дидактические
игры имеют за счет интереса ребенка к
игровому действию, которое стимулирует
не только его активность, но и побуждает
их к поиску правильного решения и
получению чувства удовлетворения от
решенной задачи.

Универсальность
обучающих возможностей дидактических
игр состоит в том, что их можно использовать,
как на различных видах занятий, в быту,
трудовых действиях, так и в общении
между детьми.

В связи с
этим в коррекционной педагогике
дидактическая игра пользуется особой
популярностью из-за возможности наиболее
эффективно влиять ее средствами на
отклонения в психофизическом развитии.

Детям с отклонениями
в развитии свойственны нарушения
формирования образного мышления в
анализе и синтезе признаков предметов
окружающей действительности. Из-за
этого процесс классификации и сериации
предметов и объектов окружающей,
значительно сложнее.

Формирование
способности анализа игровых ситуаций,
дидактического задания является
органической частью всех игровых
действий. От понимания сути игровых
действий зависит качество выполнения
задания, результат игры.

В связи с
этим, от детей требуется умение быть
внимательным, собранным и активным, так
как дидактические игры ставят детей в
условия выделения существенных,
основополагающих причинно-следственных
связей, которые обусловливают результат
исполнения.

Если в простом
дидактическом задании ребенок после
нескольких попыток решит задание, не
получает положительного результата,
то он отказывается от выполнения
заданий. В дидактической игре желание
выиграть усиливает желание продолжить
игру.

Практическая
выраженность игровых действий стимулирует
наиболее длительный интерес к игре,
повышая уровень их интеллектуальных
возможностей, корригируя эмоционально
— волевую сферу, формируя самооценку и
активность личности ребенка.

На фоне первичного
дефекта, несмотря на разницу его
этиологии, у детей с отклонениями в
развитии, наблюдается нарушение
предметно-практических действий, которые
носят замедленный характер, а качество
их исполнения страдает, результаты
действий значительно снижены.

Недостаточность
контактов с окружающей средой на фоне
первичного дефекта приводит к снижению
уровня навыков общения, обеднения
психоэмоциональных проявлений и
выражений, что свойственно всем детям
с проблемами в развитии.

Все выше перечисленное
может успешно корригироваться с
применением дидактических игр. В этом
случае подбор дидактических игр
осуществляется в соответствии с теми
дидактическими задачами, которые
целенаправленно влияет на процесс
коррекции отклонений в развитии.

В дидактических
играх, как ни в каких других обучающих
ситуациях, можно научить детей способам
обследования предметов, различения,
узнавания и сравнения.

Таковы игры
“Подбери такой же”, “Найди такого же
цвета”, “Узнай по вкусу” и д отли ругие
, в которых дети не только учатся
анализировать признаки, но и дифференцировать
объекты по сходству и различию, а это
то, что необходимо формировать у всех
детей с отклонениями в развитии.

Дидактические
игры учат детей систематизировать
предметы по сходным и отличительным
признакам, а это то, что страдает у всех
детей с проблемами в развитии. В этом
случае благодаря игровому действию
дети наиболее сосредоточенно работают
над выполнением сложной для них задачи.

Через дидактические
игры возможно корригировать недостаточность
внимания, наблюдательности, сообразительности
и памяти.

Дидактические
игры являются одним из эффективных
средств коррекционного — развивающего
обучения, целью которого является
преодоление различных затруднений в
умственной, трудовой, бытовой и учебной
деятельности.

Средствами
дидактической игры имеется возможность
стимулирования инициативы ребенка и
его стремления к достижению поставленной
цели.

Важно в работе с
детьми, имеющими проблемы в развитии
создавать условия для самоутверждения
за счет выигрыша в соревновательных
играх. Особенно важно им преодолевать
чувства неуверенности в себе из-за
недостатков предметно-практической
деятельности, трудностей оречевления
предметных действий, неточности знаний,
умений и навыков.

Соседние файлы в папке книги по тифло

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Источник

 «Роль дидактической игры в развитии и воспитании

детей  с отклонениями         в развитии»

Игра  – основное и любимое занятие детей. В игре формируется непосредственная память, развивается внимание, восприятие, воображение детей. В игре часто сложное становится доступным.

Сенсорное развитие- это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т. п, т.е. сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его еще не достаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов.

В процессе восприятия ребенок постепенно накапливает зрительные, слуховые, двигательные, осязательные образы. Но  при этом необходимо, чтобы свойства и отношения предметов, которые ребенок воспринимает, были  обозначены словом, что поможет закрепить в представлении образы предметов, сделать их более четкими, стойкими.

Сенсорное развитие ребенка с отклонениями в развитии значительно отстает по срокам формирования и проходит чрезвычайно неравномерно- ребенок может выполнять сложное задание и не выполнить простое. Это связано с трудностями овладевания способами ориентировки в задании. Дети не умеют пользоваться поисковыми способами ориентировки, пробами и применением. Этому их надо учить специально.

Игра- это процесс, в ходе которого происходит усвоение ребенком (самостоятельно или с помощью педагога) знаний, умений и навыков.

Для правильного и своевременного включения речи в процесс общения необходимо, чтобы на первых этапах ознакомление с предметом, его качеством и свойством научить ребенка выделять, узнавать и воспринимать их, а уж потом давать слово. Слово название дается как итог выполненной инструкции, что развивает у ребенка восприятие, речь ее смысловую сторону.

В игре большое внимание уделяется развитию тактильно- двигательного восприятия, которое имеет много общего с развитием зрительного восприятия. Оно также начинается с узнавания, а завершается формированием представлений.

У ребенка с отклонениями в развитии нет стремления к тактильному обследованию предметов, он самостоятельно не овладевает ощупывающими движениями, поэтому очень важно показать и научить его этим действиям.

Не меньшее значение имеет и развитие слухового восприятия, которое помогает ребенку ориентироваться в окружающем его пространстве, создает возможность действовать по звуковому сигналу, различать многие важные объекты. У детей с отклонениями в развитии формирование слухового внимания, различения первичных звуков и умения действовать в соответствии со звуковым сигналом представляет большие трудности. В играх эта сторона развития может быть значительно скоррегирована. Несомненно, успешному проведению игр способствует умелое педагогическое руководство ими. Для проблемного ребенка эмоциональная сторона организации игры- важное условие. Педагог своим поведение, эмоциональным настроем  должен вызывать положительное отношение к игре. Необходимо доброжелательность взрослого, благодаря которой и появляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе и добиваться положительного результата.

Конспект

Дидактическая игра: «Петушок с семьей»

Цель: активизация имеющегося словаря у детей по теме «Домашние птицы».

Задачи: — продолжать знакомить детей с внешним видом и повадками птиц;

— закрепить основные цвета предметов (красный, желтый);

— побуждать и развивать умение отвечать на вопросы;

— закреплять правильное произношение звукосочетаний (ко-ко, цып- цып, клю- клю, пи- пи, квох- квох);

— способствовать развитию внимания, образного мышления;

— прививать доброе, бережное отношение к живому.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: Т. Бойко «Петух», И. Майн «Цыплята», Е. Чарушин «Курочка»; рассматривание картин с изображением курочки и цыплят; просмотр настольного театра «Петушок с семьей»; проведение подвижной игры «Курочка- хохлатка».

Оборудование: кирпичики (заборчик), стилизованная полянка с кустиками и домом (курятник), игрушки курочка, петух, цыплята по количеству детей; две тарелочки с пшеном.

Ход игры

(На ковре — полянка: дерево, куст, цветы, плоскостной дом, за ним- курочка, петух, цыплята, тарелочки с пшеном)

Воспитатель: — Дети, давайте с вами поиграем. Я буду мама-курочка, а вы – мои детки-цыплятки.

— Ой, какая красивая полянка, сколько на ней много цветов, давайте вокруг полянки построим заборчик.

— Я беру красный «кирпичик» и ставлю его вот так. Дети, помогайте мне строить забор (вместе с детьми строим забор вокруг домика на полянке из «кирпичиков», чтобы за ним могли спрятаться все цыплятки, курочка и петушок).

Воспитатель: — Дети, посмотрите, что я принесла. (Воспитатель берет тарелочку с зернышками). Это зернышки (дает потрогать детям, повторяя, что это «зерна, зернышки»). Зернышки какие? (маленькие). Кого мы будем кормить зернышками? (курочку). Правильно, куры любят клевать зерна. Сейчас я позову курочку: «Цып-цып-цып» (сыплю зерна на тарелку).

Воспитатель: — Дети, пришла курочка? (нет). Позовите вы курочку (дети зовут все вместе: «Цып-цып-цып». Предлагаю каждому ребенку позвать курочку).

Воспитатель: (с показом курочки)

– Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать,

Зернышки поклевать.

(показывает, как курочка клюет):

– Клю-клю-клю.

— Дети, как курочка клюет?

– Клю- клю- клю.

Воспитатель: — Курочка клюет клювом; иди, Дима, покажи, где клюв у курочки. Поиграй с курочкой. Покажи, как курочка клюет зернышки. (действие ребенка).

Воспитатель: — Дети, я слышу, как курочка что- то говорит мне. Курочка зовет кого то. Послушайте, как она зовет: «Ко-ко-ко». Кого зовет курочка?

Курочка зовет цыпляток.

Позовите вместе с курочкой: «Ко-ко-ко».

Позвала курочка цыпляток. Бегут к ней ребятки-желтые цыплятки. Бегут цыплятки и пищат: «Пи-пи-пи». Как цыплятки пищат? («Пи-пи-пи»).

Цыплятки маленькие, они тоненьким голоском пищат : «Пи-пи-пи».

Воспитатель:

— Ко-ко-ко, не ходите далеко,

Лапками гребите,

Зернышки ищите.

Ходят цыплятки за курочкой, ищут зернышки и клюют их.

— Дети, покажите, как цыплятки клюют зернышки? (дети присаживаются и стучат пальчиками по ковру, клю-клю-клю)

Чем цыплятки клюют? (клювом).

Воспитатель: «Кукареку, кур стерегу!»

Кто это дети? (петух)

(Появляется петух).

Воспитатель: — Давайте, дети, про петушка стихотворение расскажем. (Дети рассказывают стихотворение сопряжено с воспитателем):

— Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Воспитатель: — Лапками Петя-петушок землю разгребает, курочек созывает. Курочка с цыплятками пришла, раскудахталась: «Кудах- тах- тах».

— Дети, как курочка кудахчет? («Кудах- тах- тах»)

А цыплята как пищат? («Пи-пи-пи»)

Вот какая у нас получилась дружная семья:

Мама-курица

Папа-петух

Дети-цыплятки.

Воспитатель: — Дети, понравились вам наши гости? (да) Хотите с ними еще поиграть? (хотим).

Источник

Елена Каштанова
Дидактические игры для детей с нарушениями в развитии

Альбом дидактических игр и упражнений для дошкольников с особыми потребностями

Тема: «Дидактические игры для детей с нарушениями в развитии»

Разработала:

Каштанова Елена Евгеньевна

воспитатель

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР

Игра «В зоопарке»

Вариант 1. (5-6 лет)

Цель: упражнение в согласовании слов в предложении, употреблении существительных множественного числа в именительном, винительном и родительном падежах.

Оборудование: бумажная модель клетки зоопарка, картинки с изображениями животных.

Ход игры.

Ребёнок со взрослым рассматривает картинки и называет животных. Взрослый предлагает расселить животных в зоопарке по клеткам. Ребёнок вставляет картинку в импровизированную клетку и проговаривает фразу: «В зоопарке живут львы, медведи, ежи». Пригласите другого ребёнка и спросите кого он видел в зоопарке. Предполагаемый ответ ребёнка: «В зоопарке я видел павлинов, зебр, ежей, обезьян». Помогите дошкольнику составить простые предложения с названными словами.

Вариант 2. (6-7 лет)

Цель: упражнение в отчётливом произношении слов и словосочетаний с естественными интонациями, отработка дикции.

Ход игры.

Разложите перед ребёнком картинки с изображением животных. Произнесите чётко вместе с воспитанником названия животных. Попросите найти животных название которых начинается на звук (м) (другие звуки). Заселите их в клетки и спросите зачем животных в зоопарке помещают в клетки. Разделите жителей зоопарка на группы «Животные», «Птицы», «Насекомые». Предложите нарисовать любимых животных или птиц и дополните рисунками окошки с клетками.

Игра «Цветные шнурочки»

Цель: совершенствование умения образовывать однокоренные слова по образцу, обогащение речи детей существительными, обозначающими предметы бытового окружения.

Оборудование: карточки с картинками ряда масло – маслёнка, чай – чайник, хлеб – хлебница, соль – солонка, перец – перечница, сахар – сахарница, а также картинки с изображением маленьких предметов и соответственно одноимённых больших предметов (звёздочка – звезда, замочек – замок, стаканчик – стакан и т. п.) Около каждой картинки отверстия, цветные шнурки.

Ход игры.

Воспитатель предлагает продеть шнурок в одно из отверстий, например, соль. Ребёнок произносит слово. После этого педагог спрашивает в какую посуду насыпают соль (в солонку). Ребёнок протягивает шнурок к отверстию с изображением солонки. Далее действия происходят по аналогии. Также выполняются игровые действия со словами звезда – звёздочка, замок – замочек.

ИГРЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ И ЦВЕТОВОГО ВОСПРИЯТИЯ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ЗАДЕРЖКУ В ПСИХИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

Игра «Тепло — холодно»

(5-6 лет)

Цель: знакомство с тепло-холодными характеристиками цветовой гаммы, закрепления понятия вправо, влево, создание беспредметной живописной композиции на разделенном листе с использованием теплых и холодных цветов.

Оборудование: картинки с плоскостным изображением снежинки и солнышка, кружки из бумаги (желательно бархатной) различных цветов, иллюстрации с зимними и летними пейзажами.

Ход игры.

Воспитатель проводит беседу о холодном и тёплом временах года (целесообразно прочитать стихи). Самый холодный из цветов — синий, рядом с ним и зеленый и фиолетовый становятся холодными. Поэтому синяя, голубая, фиолетовая краски и все другие цвета, где заметны синие оттенки, считаются холодными. А красная, желтая, оранжевая краски и все оттенки с желтыми полутонами называют теплыми. Ребёнок выбирает кружочки холодных оттенков и выкладывает их на снежинке, соответственно кружочки с тёплыми оттенками – на солнышко.

Игра «Собери букет» (4-7 лет)

Цель игры: развитие творческого воображения, фантазии, усидчивости, эстетического вкуса.

Оборудование: цветы различной конфигурации, различной цветовой гаммы, стебельки, листочки, плоскостные фигуры ваз и вазонов.

Ход игры.

Ребёнок выбирает из коробки необходимые детали для составления букетов из коробки и выкладывает композицию на листе картона. Если возникают трудности, то можно предложить для рассмотрения иллюстрации с букетами из цветов и листьев.

ИГРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР

Игра «Уборка в комнате» (4-7 лет)

Цель: изучение и закрепление пространственной ориентировки.

Оборудование: магнитная доска небольшого размера, предметы интерьера комнаты.

Ход игры.

Сначала на доску вешаем пустую квартиру, где схематично нарисован пол и потолок, ну а мебель и остальные предметы складываем на стол который находиться рядом с доской. Детям дается задание, в котором нужно сначала сказать,что все предметы и мебель упали с картинки, и что им нужно прибрать в комнате и расположить предметы как вы их попросите. Например, в центре комнаты поставить стол, справа от него поставить стул, под столом положить коврик, на стол поставить вазу, в вазу поставить букет, слева поставить диван, над диваном повесить картину, справа от картины повесить часы, на диван положить котика.

Игра «Удивительные цифры» (4-7 лет)

Цель: запоминание образа цифр, расширение и уточнение знаний об окружающем мире и самом себе, развитие речи, мышления и воображения, заинтересовать дошкольников математикой.

Оборудование: цифры, вырезанные из картона с наклеенными на них предметными картинками.

Ход игры.

Использовать цифры можно в течение любого режимного момента для индивидуальной и подгрупповой работы. Задания и условия игры можно придумать самые разнообразные. Например: цифра 1.

1. Предложить ребёнку посмотреть и назвать картинки со словом «один» («одна», «одно»)

2. Игра «Проверь себя». Подумать и сказать, что бывает только одно, а потом посмотреть на цифру и дополнить свой ответ.

3. Упражнение в согласовании числительного с существительным:

назови только то, о чём можно сказать «один» (у человека всего один язык, в машине всегда только один руль, у варежки один пальчик отдельно) ;

назови только то, о чём можно сказать «одно» (у человека одно сердце)

4. Подумай, у кого ещё есть одно сердце? У кого один язык? Что у человека на лице одно?

5. Выучи загадку:

Вечером встаёт луна.

Сколько в небе лун?

Одна.

В небе солнышко одно,

По ночам луна одна.

Как закатится оно —

Появляется она.

Похожие задания можно использовать и с другими цифрами.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

«Веселый мяч» (4-6 лет)

Цель: формирование вертикальной позы в положении сидя, навыка правильной осанки, пространственного ориентирования, речи.

Инвентарь: фитбол.

Инструкция. Играют 5—6 человек в исходном положении сидя по-турецки в кругу. Дети, проговаривая стихи про мяч, перекатывают фитбол от одного к другому в произвольном направлении:

Ты катись, веселый мяч,

Быстро-быстро по рукам,

У кого веселый мяч,

Тот исполнит песню нам.

Методические указания. Ведущий должен следить за правильной осанкой детей.

Игра «А ты так сможешь?» (3-7 лет)

Цель: стимулирование детей к стремлению максимально проявлять свою двигательную активность.

Инвентарь: на первом этапе инвентарь не требуется, для усложнения игры используйте мячи, спортивные ленты, лыжные палки, нетрадиционный спортивный инвентарь (пластиковые бутылки, полотенца, веточки, султанчики и пр.)

Инструкция. Взрослый, находящийся в позе «активного спортсмена», старается с наибольшим мастерством и красотой выполнять разные физические упражнения, доступные детям с ограниченными физическими способностями. Дети с максимальным старанием повторяют движения за взрослым. Привлеките для выполнения упражнений родителей. Можно устроить соревнование на самую лучшую спортивную фигуру в паре (ребёнок — родитель).

Источник