Роль игры в развитии ребенка литература

Марина Попова
Роль игры в развитии детей дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка.Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С.Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Воспитательное значение игрушек:

— это обязательный спутник детских игр;

— участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

Читайте также:  Творческие инструменты для всестороннего развития ребенка

— отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

— помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

— нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

— приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

— помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

— способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

— объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

— они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

— содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

— иметь динамические свойства,обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

— соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

— должны быть безопасными и гигиеничными;

развивать познавательные интересы, активизировать общение;

— приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

— пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные:игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Составила:

Попова М. Н., заместитель заведующего по ВМР

МБДОУ – детский сад присмотра и оздоровления № 333

Источник

Роль игры в развитии личности ребенка дошкольного возраста

ЗНАЧЕНИЕ ИГРЫ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще недоступно. Кроме того, не менее сильно он стремиться и к самостоятельности. Из этого противоречия рождается ролевая игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.

Вся жизнь дошкольника связана с игрой. Освоение окружающих его вещей, отношений между людьми, понимание тех значений, которые несет общественная жизнь, труд и обязанности взрослых, — со всем этим он знакомится, играя, воображая себя в роли мамы, папы и так далее.

Роль игры в психическом развитии ребенка.

Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. В игре складываются другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение.

Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание происходит, прежде всего в игре.

Вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. В условиях игры дети сосредотачиваются лучше и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то он просто изгоняется сверстниками.

В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками.

Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию, конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности и свободен от влияния игры.

Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться, играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

Читайте также:  Может утрожестан повлиять на развитие ребенка

Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

В дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник «входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

Таким образом, игра оказывает положительное влияние на формирование взаимодействия и взаимоотношения детей. Игры снимают психологические барьеры, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

ИГРУШКИ В ЖИЗНИ ДЕТЕЙ.

На сегодняшний день игрушка для ребенка стала незаменимым и верным другом, спутников и самым главным действующим предметом в забавах и детских играх. Игрушки помогают ребенку развивать логические мысли, а также дают шанс узнать все возможности, которые существуют в окружающей среде со всей ее действительностью. Самое главное, то, что игрушки воспринимаются ребенком в первую очередь эстетически, ребенок с игрушкой воспитывает в себе добрые качества. Даже в тот момент, когда игрушка теряет у ребенка ее истинный интерес и игровое значение, у малыша все равно остается к игрушке свое отношение. Ведь не зря любимые игрушки остаются в нашей жизни надолго и украшают своим присутствием быт, пусть даже игрушка перестала быть для нас предметом своего предназначения.

Воспитательное значение игрушек:

— это обязательный спутник детских игр;

— участвуют в создании игры, оказывают влияние на личность ребенка;

— отвечают потребности ребенка в активной деятельности, в разнообразных движениях,

— помогают осуществить свой замысел, войти в роль, делают действия ребенка реальными;

— нередко подсказывают идею игры, напоминают об увиденном или прочитанном, влияют на воображение и чувства ребенка;

— приучают ребенка к осмысленной, целенаправленной деятельности, развивают мышление, память, воображение, внимание, вырабатывают выдержку, воспитывают волевые качества;

— помогают воспитанию у детей интереса к труду, пытливости, любознательности;

— способствуют воспитанию чувства патриотизма, симпатии, уважения к людям разных национальностей;

— объединяют детей, требуя совместных усилий, согласованных действий.

Требования к игрушкам:

— они должны давать правильное представление о предметах, их особенностях, жизненном назначении, расширять кругозор ребенка, развивать интерес к технике, к труду;

— содействовать воспитанию базиса личности, формировать ценности познания, преобразования;

— иметь динамические свойства, обеспечивающие многоплановое использование их в игре: подвижность частей и деталей, механизмы звучания, дополнительные материалы для раскрытия игровых функций;

— соответствовать возрастным особенностям восприятия детей;

— должны быть безопасными и гигиеничными;

— развивать познавательные интересы, активизировать общение;

— приучать к коллективной деятельности, воспитывать организаторские способности;

— пробуждать творческое воображение, изобретательность.

Какие бывают игрушки.

В современной литературе чаще встречается классификация, которая соответствует использованию игрушек в разной игровой деятельности.

Сюжетно-образные: игрушки: куклы, игрушки-животные, предметы домашнего обихода, которые способствуют развитию сюжетно-ролевых игр.

Технические игрушки: водный, сухопутный, воздушный и космический транспорт; игрушки, отражающие бытовую, сельскохозяйственную и военную технику, промышленное оборудование, электронные игрушки и др.

Строительно-конструктивные игрушки: наборы геометрических тел (кубы, призмы, пирамиды, цилиндры, пластины, архитектурные или тематические наборы, включающие разные блоки (стены, колонны, арки, крыши); смешанный строительный материал.

Дидактические игрушки: матрешки, вкладыши, яйца, башни, пирамидки; настолько-печатные игрушки (лото, парные картинки, разрезные картинки).

Забавные игрушки: с механизмами, с сюрпризами, световыми и звуковыми эффектами.

Моторные игрушки: мячи, обручи, кегли, серсо, скакалки.

Музыкальные и театральные игрушки: бубен, рояль, металлофон, декорации и атрибуты для различных видов театра и самостоятельной театрально-игровой деятельности.

Игрушки-самоделки: из дерева, ткани, бумаги, природного и бросового материала; дополняют готовые игрушки и выполняют развивающую и воспитательную функции.

Источник

РОЛЬ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В РАЗВИТИИ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ

В психолого-педагогической литературе игра рассматривается как важнейшее средство обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Основу значимости игры составляет положение о том, что игра является в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности, в процессе которой формируется личность ребёнка, формируются психические новообразования, имеющие важное значение для развития личности ребёнка, о чём указывали в своих исследованиях Д.Б. Эльконин,  Л.И. Божович, С.Л. Рубинштейн и другие [1,4].

В старшем дошкольном возрасте огромное значение приобретает сюжетно-ролевая игра, которая именно в этот возрастной период получает наибольшее развитие. Сущность сюжетно-ролевой игры заключается в том, что в процессе неё у ребёнка развивается потребность в преобразовании окружающей действительности, способность к созданию нового.

Сюжетно-ролевая игра объединяет в своём сюжете реальные и вымышленные явления, наделяет новыми свойствами и функциями знакомые предметы. Взяв на себя какую-то роль, ребёнок не просто примеряет к себе особенности этого человека, особенности социальной роли, особенности профессии – ребёнок входит в неё, вживается, проникает в её чувства и настроение, тем самым обогащая и углубляя собственную личность.

 В работах Р.И. Жуковской, А.П. Усовой, Д.В. Менджерицкой, Н.Я. Михайленко, Р.А. Иванковой и других авторов отмечается, что сюжетно-ролевая игра способствует обогащению кругозора ребёнка, развитию образных форм познания, психических процессов, становлению сферы его интересов, нравственному развитию ребёнка, формированию его социально-коммуникативных умений и навыков, развитию речи – всё это позволяет утверждать, что сюжетно-ролевая игра обладает чрезвычайно высоким потенциалом [2,3].

Особенностью игровой деятельности является то, что в игре дети воспроизводят те или иные явления и действия, а также отношения весьма своеобразно. Это своеобразие заключается в особенностях восприятия детей, понимании и осмыслении ими тех или иных факторов, явлений, наличием или отсутствием у них опыта и непосредственностью их чувств. В игре отражаются знания ребёнка, его представления, его отношение к тому событию, которое он разыгрывает и моделирует через призму своего сознания. Характерной особенностью сюжетно-ролевой игры является её чёткая структура, а также то, что игра является продуктом, формируемым самими детьми. Дети самостоятельно выбирают тему, время, место, линию развития игры, решают, как распределятся роли. Каждый ребёнок обладает свободой в выборе средств воплощения своего образа, использовании всей своей фантазии и воображения для реализации игрового замысла.

Читайте также:  Тематическое рисование роль в развитии ребенка

Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают игровых партнёров, игровой сюжет, учатся регулировать взаимоотношения. Особое значение для ребёнка приобретает его опыт, его знания и кругозор – именно это позволяет ему создавать разнообразные образы. Сюжет выступает главным компонентом сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры отображает конкретные условия жизни ребёнка, которые изменяются и зависят от познаний ребёнка, от его представлений об окружающем мире. Большинство исследователей роли сюжетно-ролевой игры в развитии ребёнка дошкольного возраста отмечают, что необходимо осуществлять руководство сюжетно-ролевой игрой и создавать условия для того, чтобы сюжетно-ролевая игра развивалась. Поэтому исследователи обращают внимание на источники сюжетно-ролевой игры.

Как отмечают Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, творческий характер игры проявляется у ребёнка тогда, когда игра захватывает его чувства, поэтому важно определять источники, которые способствуют развитию содержания детских игр, формируют детское воображение и развивают ролевые действия [2,3]. По мнению Р.И. Жуковской, выделяется два таких источника – это непосредственный детский опыт, возникающий стихийно и опыт, организуемый взрослым, воспитателем, родителями и т.д. Опыт стихийный, по мнению данных авторов, является важным источником, но часто поверхностным, поэтому представления ребёнка необходимо корректировать и направлять его [2].

В рамках специально организованного опыта большое внимание Р.И. Жуковская уделяет художественной литературе. По её мнению, художественная литература является одним из существенных факторов, влияющих на направленность детских игр на правильное развитие воображения. Поэтому она предлагает отбирать для детей книги разные по жанру, по содержанию, о жизни, об играх, о труде детского коллектива, о смелых поступках детей, о труде взрослых, о системе взаимоотношений [2].

Художественная литература выступает важным источником формирования представлений об окружающем мире, а именно – о предметах и явлениях окружающего мира, о труде взрослых, о профессиях, об особенностях взаимоотношений, об особенностях эмоциональных переживаний. В соответствии с этим для развития сюжетно-ролевой игры необходимо применять художественную литературу разных жанров. Среди них необходимо включать литературу, которая будет активизировать познавательные интересы детей, стимулировать их к тому, чтобы задавать больше вопросов, проявлять любознательность, открывать что-то новое, интересоваться разными вопросами. Важное значение для старшего дошкольного возраста играет подготовка детей к школе, в связи с чем, они должны обладать определённым запасом представлений об окружающем мире.

Важным аспектом социального окружения является изучение взаимоотношений, существующих между людьми, изучение профессий, изучение основных предметов и явлений. Проведение любой сюжетно-ролевой игры включает в себя обязательный подготовительный этап, на котором чаще всего и используется художественная литература как источник новых знаний, нового опыта, новых образцов поведения и действий для детей дошкольного возраста. Получая этот опыт посредством анализа художественных образов, персонажей, обсуждая друг с другом те или иные произведения, дети проявляют к ним интерес, и у них формируется потребность моделировать эти отношения, сюжеты в игровой деятельности. Именно поэтому использование художественной литературы является неотъемлемой составляющей организации работы по развитию сюжетно-ролевой игры.

 Большую роль в развитии сюжетно-ролевой игры играют русские народные сказки, поскольку в них содержатся образцы поведения и взаимоотношений между людьми, которые соответствуют общепринятым нормам, в которых противопоставляется поведение «хорошее» и «плохое» и учит детей различать поведения и поступки людей, формирует систему критериев оценки тех или иных поступков. В сказках, кроме того, содержатся образы, понятные и доступные детям дошкольного возраста, которые вызывают у них живой эмоциональный отклик и потребность попробовать себя в данном образе, прожить его в смоделированной игровой ситуации.

Именно поэтому, используя художественную литературу, организуя работу с ней на подготовительном этапе к сюжетно-ролевой игре, мы способствуем решению целого ряда задач, а именно: обогащению представлений детей об окружающем мире, людях, формирование у них потребности в проживании данного опыта в игровой ситуации, формирование у них образцов и моделей поведения в тех или иных ситуациях.

Обобщая вышесказанное, мы можем сделать вывод о том, что сюжетно-ролевая игра является важнейшим средством развития личности ребёнка дошкольного возраста. Развитие самой сюжетно-ролевой игры и всех её составляющих во многом зависит от того, как грамотно взрослый руководит игрой, анализирует и стимулирует развитие игровых действий. Одним из таких источников является художественная литература, помогающая в значительной степени расширять представления детей, обогащать их опыт, формировать у них нравственные представления и т.д.

Литература

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович.- М., 2008. —  227 с.
  2. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р. И. Жуковская. ─ М.: Педагогика, 2006. ─ 110 с
  3. Менджерицкая Д.Б. Воспитателю о детской игре. М., 2003.
  4. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д. Б. Эльконин. – 2-е изд. – М.: Гумант. центр ВЛАДОС, 1999. – 360 с.

Источник